Влияние читательского опыта на параметры движения глаз при чтении связного текста
Обсуждается связь читательского опыта с параметрами движений глаз при чтении и с пониманием прочитанного. В эксперименте регистрировались движения глаз участников, читавших тексты и выполнявших задания к ним, для оценки читательского опыта применялся тест на узнавание авторов. Показано, что читательский опыт влияет на такие окуломоторные параметры, как амплитуда саккады и количество возвратных движений глаз; связи читательского опыта с качеством понимания прочитанного не обнаружено. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
регистрация движения глаз,
чтение,
понимание,
окуломоторная активность,
письменная речь,
типы текста,
художественный текст,
научно-популярный текст,
читательский опыт,
индивидуальные различияАвторы
Чернова Дарья Алексеевна | Санкт-Петербургский государственный университет | канд. филол. наук, старший научный сотрудник Института когнитивных исследований | d.chernova@spbu.ru |
Полферова Татьяна Сергеевна | Санкт-Петербургский государственный университет | выпускница магистратуры Института когнитивных исследований | sanyaagryb@gmail.com |
Всего: 2
Ссылки
Rayner K. Eye movements in reading and information processing: 20 years of research // Psychological Bulletin. 1998. № 124. P. 372-422.
Черниговская T.B., Алексеева С.В., Дубасова А.В., Петрова Т.Е., Прокопеня В.К., Чернова Д.А. Взгляд кота Шрёдингера: регистрация движений глаз в психолингвистических исследованиях. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. 228 c.
Rayner K. Eye movements and attention in reading, scene perception, and visual search // Quarterly journal of experimental psychology. 2009. № 62 (8) P. 1457-506.
Rayner K., Reichle E.D., Stroud M.J., Williams C.C., Pollatsek A. The effect of word frequency, word predictability, and font difficulty on the eye movements of young and older readers // Psychology and Aging. 2006. № 21(3). P. 448-465.
Choi W., Lowder M.W., Ferreira F., Henderson J.M. Individual differences in the perceptual span during reading: Evidence from the moving window technique // Attention, Perception, & Psychophysics. 2015. № 77. P. 2463-2475.
Zhan Z., Wu J., Mei H., Wu Q. Fong, P. Individual Difference on Reading Ability tested by Eye-Tracking: From Perspective of Gender // Interactive Technology and Smart Education. 2020. № 17. P. 267-283.
Long D., Freed E. An Individual Differences Examination of the Relation between Reading Processes and Comprehension // Scientific Studies of Reading. 2020. № 25. P. 1-19.
Kuperman V., Van Dyke J.A. Effects of individual differences in verbal skills on eye-movement patterns during sentence reading // Journal of Memory and Language. 2011. № 65 (1). P. 42-73.
Bucci M., Sessau M. Reading and visual search: a developmental study // PLOS One. 2013. № 8 (7).
Kennedy A., Pynte J., Murray W.S., Paul S.A. Frequency and predictability effects in the Dundee Corpus: An eye movement analysis // Journal of Experimental Psychology. 2013. № 66. P. 601-618.
Cop U., Drieghe D., Duyck W. Eye Movement Patterns in Natural Reading: A Comparison of Monolingual and Bilingual Reading of a Novel // PLos One. 2015. № 10 (8).
Siegelman N., Schroeder S., Acarturk C., Expanding horizons of crosslinguistic research on reading: The Multilingual Eye-movement Corpus (MECO) // Behavior research methods. 2022. № 54 (6). P. 2843-2863.
van den Hoven E., Hartung F., Burke M., Willems R. Individual Differences in Sensitivity to Style During Literary Reading: Insights from EyeTracking // Collabra. 2016. № 2 (1). Art. No. 25.
Magyari L., Mangen A., Kuzmicova A., Jacobs A., Ludtke J. Eye movements and mental imagery during reading of literary texts in different narrative styles // Journal of Eye Movement Research. 2020. № 3.
Mak M., Willems R.M. Eyelit: Eye Movement and Reader Response Data During Literary Reading // Journal of Open Humanities Data. 2021. № 7. Art. No. 25.
Laurinavichyute A.K., Sekerina I.A., Alexeeva S., Bagdasaryan K., Kliegl R.Russian Sentence Corpus: Benchmark measures of eye movements in reading in Russian // Behavior research methods. 2019. № 51 (3). P. 1161-1178.
Parshina O., Sekerina I., Lopukhina A., Malsburg T. Monolingual and bilingual reading processes in Russian: An exploratory scanpath analysis // Reading Research Quarterly. 2022. № 2 (57). P. 469-492.
Владимирова B.E., Машанло T.E., Резанова З.И. Психолингвистическая база данных TurkWordPerception как лексикографический источник (оценки вклада модальностей восприятия в семантику) // Вопросы лексикографии. 2022. № 26. С. 96-114.
Машанло Т.Е., Резанова З.И. Межкультурная письменная коммуникация: чтение текстов алфавитной и логографической систем письменности билингвами // Русин. 2018. № 1 (51). С. 299-309.
Kim W.J., Yoon S.R, Nam S., Lee Y., Yim D. The Impact of Reading Modalities and Text Types on Reading in School-Age Children: An EyeTracking Study // Applied Sciences. 2023. № 13 (19). Art. No. 10802.
Петрова T.E. Экспериментальное исследование влияния типа текста на его обработку и понимание // Психофизиологические и нейролингвистические аспекты процесса распознавания вербальных и невербальных паттернов коммуникации / ред. Т.В. Черниговская, Ю.Е. Шелепин, О.В. Защиринская. СПб.: ВВМ, 2016. С. 99-123.
Ashby J., Rayner K., Clifton C. Eye Movements of Highly Skilled and Average Readers: Differential Effects of Frequency and Predictability // The Quarterly Journal of Experimental Psychology. 2005. № 58 (6). P. 1065-1086.
Slattery T.J., Yates M. Word skipping: Effects of word length, predictability, spelling and reading skill // Quarterly Journal of Experimental Psychology. 2018. № 71. P. 250-259.
Castles A., Rastle K., Nation K. Ending the Reading Wars: Reading Acquisition From Novice to Expert // Psychological Science in the Public Interest. 2018. № 19. P. 5-51.
Mol S.E., Bus A.G. To read or not to read: a meta-analysis of print exposure from infancy to early adulthood // Psychological bulletin. 2011. № 137 (2). P. 267-296.
Taylor J.N., Perfetti C.A. Eye movements reveal readers' lexical quality and reading experience // Reading and Writing: An Interdisciplinary Journal. 2016. № 29 (6). P. 1069-1103.
McGeown S., Duncan L., Griffiths Y., Stothard S. Erratum to: Exploring the relationship between adolescents' reading skills, reading motivation and reading habits // Reading and Writing. 2016. № 28. P. 545-569.
Stanovich K., West R.F. Exposure to print and orthographic processing // Reading and Research Quarterly. 1989. № 24. P. 402-433.
Wimmer L., Ferguson H.J. Testing the validity of a self-report scale, author recognition test, and book counting as measures of lifetime exposure to print fiction // Behavior Research Methods. 2023. № 55. P. 103-134.
Moore M., Gordon P.C. Reading ability and print exposure: item response theory analysis of the author recognition test // Behavior Research Methods. 2015. № 47. P. 1095-1109.
McCarron S.P., Kuperman V. Is the author recognition test a useful metric for native and non-native English speakers? An item response theory analysis // Behavior Research Methods. 2021. № 53. P. 2226-2237.
Chen S.-Y., Fang S.-P. Developing a Chinese version of an Author Recognition Test for college students in Taiwan // Journal of Research in Reading. 2013. № 38. P. 1-16.
Lee H., Seong E., Choi W., Lowder M.W. Development and assessment of the Korean Author Recognition Test // Quarterly journal of experimental psychology. 2019. № 72. P. 1837-1846.
Brysbaert M., Sui L., Dirix N., Hintz F. Dutch Author Recognition Test // Journal of Cognition. 2020. № 3 (1). P. 1-26.
Чернова Д.А., Бахтурина П.В. Методика оценки читательского опыта: применение в психолингвистике и адаптация для русского языка // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2023. № 20 (4). С. 872-887.
Kidd D.C., Castano E. Reading literary fiction improves theory of mind // Science. 2013. № 342. P. 377-380.
Карасик В.И. Ценностная картина мира в аллегориях Феликса Кривина // Известия РАН: серия литеартуры и языка. 2017. № 76. C. 4047.
Akan E., Ko9eri K., Ula§ H. Discussion of the Relationship Between Fluent Reading Skills and Reading Comprehension // International Journal of Psychology and Educational Studies. 2023. № 10. P. 314-322.
Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1989. 184 c.
Мурзин Л.Н., Штерн А.С. Текст и его восприятие. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1991. 171 с.
Петрова Т.Е., Рихакайнен Е.И., Кузнецова А.С., Мараев А.В., Шаталов М.А. Выделение ключевых слов в вербальных и невербальных паттернах // Социо- и психолингвистические исследования. 2017. Вып. 5. C. 149-156.
Жинкин Н.И. Развитие письменной речи у учащихся Ш-УП классов. // Известия Академии педагогических наук РСФСР. 1956. № 78. C.141-250.
Meziere D.C., Yu L., Reichle E.D., Von Der Malsburg T., McArthur G. Using Eye-Tracking Measures to Predict Reading Comprehension // Reading Research Quarterly. 2021. № 58 (3). P. 425-449.