Вуз как центр развития образовательной мобильности: история, содержание, дизайн | Вестник Томского государственного университета. 2025. № 511. DOI: 10.17223/15617793/511/21

Вуз как центр развития образовательной мобильности: история, содержание, дизайн

Актуализирована проблема развития образовательной мобильности в вузе. Проведен анализ феномена «мобильность» в контексте различных трансформационных изменений в системе высшего образования. Разработано понятие «образовательная мобильность». Результаты анализа массива отечественной и зарубежной литературы позиционируют мобильность, как одно из основных направлений развития мирового образовательного сегмента, а также как ключевой ресурс становления и развития личности в современном социуме. Сделан вывод, что образовательная мобильность является ключевым компонентом в формировании образовательной политики вуза, которая реализуется через организацию и селективный отбор содержания учебных программ, технологий, форм и методов проектирования образовательного процесса. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

образовательная мобильность, профессиональная мобильность, академическая мобильность, человеческий капитал, высшая школа

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Цигулева Олеся ВладимировнаНовосибирский государственный педагогический университетканд. пед. наук, зав. кафедрой иностранного языка межфакультетскаяoltsiguleva@yandex.ru
Абакумова Наталия НиколаевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетканд. пед. наук, доцент кафедры общей и педагогической психологииtomsk-ann@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения / под общ. ред. А. А. Красновского. М.: Учпедгиз, 1955. 638 с.
Каплина С.Е. Концептуальные и технологические основы формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в процессе изучения гуманитарных дисциплин: дис. д-ра пед. наук. Чебоксары, 2008. 568 с.
Степанова И. А. Профессиональная мобильность педагога как научно-педагогический феномен // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. 2009. № 5. С. 37-45.
The first decade of working on the European Higher Education Area. The Bologna process independent assessment. Vol. 2: Case studies and appendices. Bruxelles: CHEPS, 2009.
Ahola S. Finish Higher Education Policy and the Ongoing Bologna Process // Higher Education in Europe. 2003. Vol. 28, № 2. P. 217-227.
Bologna-Prozess - Nationaler Bericht 2005 bis 2007 fur Deutschland von KMK und BMBF. Berlin, 2008. 59 p.
Цигулева О.В., Абакумова Н.Н., Поздеева С.И. Гуманитарные характеристики человеческого капитала в контексте компетентностного подхода к образованию // Язык и культура. 2022. № 57. С. 292-307.
Цигулева О.В., Колмакова М.В. Профессиональная мобильность и идентичность педагога в открытой образовательной среде // Комплексные исследования человека: психология: материалы VII Сибирского психологического форума. Томск, 28-29 ноября 2017 г. Томск, 2017. С. 238-241.
Кугель С. А. Профессиональная мобильность в науке. М.: Мысль, 1983. 178 с.
Попков В. А. Теория и практика высшего профессионального образования. М.: Академ. проект, 2004. 426 с.
Александрова З.И. Социально-профессиональная мобильность в современном мире // Вестник Костромского государственного университета. 2008. № 3. С. 35-39.
Гильдингерш М.Г., Добрусина М.Е. Концептуальные подходы к формированию профессиональной мобильности рабочей силы // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 377. С. 102-105.
Abakumova N.N., Tsiguleva O.V., Ju C., Lei G. Konstantin Ushinsky's world pedagogical heritage in the context of humanitarization in education // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 487. С. 188-195.
Chan A., Chiub M., Yangc S., Ngan L. Mobility, belongingness and schooling experiences of Chinese cross-border students // Children and Youth Services Review. 2020. Vol. 111. Art. No. 104870.
Daw J., Gaddisb S., Morse A. 3Ms of 3G: Testing three mechanisms of three-generational educational mobility in the U.S // Research in Social Stratification and Mobility. 2020. Vol. 66. Art. No. 100481.
Амирова Л.А. Проблема профессиональной мобильности педагога и перспективные ориентиры ее развития // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. 2009. № 8 (65). С. 89-96.
Большой толковый социологический словарь: в 2 т. Т. 2 / сост. Д. Джери, Дж. Джери. М.: Вече, 1999. 588 с.
Калиновский Ю.И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрогога в контексте социокультурной образовательной политики региона: дис. д-ра пед. наук. СПб., 2001. 470 с.
Waibel S., Ruger H., Ette L. Sauer Career consequences of transnational educational mobility: A systematic literature review // Educational Research Review. 2017. Vol. 20. P. 81-98.
Schoon I., Burger K., Cook R. Making it against the odds: How individual and parental co-agency predict educational mobility // Journal of Adolescence. 2021. Vol. 89. P. 74-83.
Gaentzsch A., Roman G. More educated, less mobile? Diverging trends in income and educational mobility in Chile and Peru // GDI WorkingPaper 2018-031. Manchester: The University of Manchester. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/education/education-at-a-glance_19991487 (дата обращения: 15.10.2024).
Morgavi C.Comparative analysis of intergenerational educational mobility in Spain and Mexico // Dialogos sobre Educacion. 2016. № 12 (7).
Sanitera N., Schnitzleina D., Siedler T. Occupational knowledge and educational mobility: Evidence from the introduction of job information centers // Economics of Education Review. 2019. Vol. 69. P. 108-124.
Virdia S., Schindler S. Educational upgrading, career advancement, and social inequality development from a life-course perspective in Germany // Research in Social Stratification and Mobility. 2019. Vol. 60. P. 29-38.
Impicciatore R., Tosi F. Research in Social Stratification and Mobility // Research in Social Stratification and Mobility. 2019. Vol. 62. Art. No. 100409.
Антонова Н.Л. Потенциальная образовательная мобильность студентов-гуманитариев: новые вызовы в условиях интернационализации образования // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2020. Т. 20, № 3. С. 91-95.
Епихина Ю.Б. Работа по специальности, профиль образования и образовательная мобильность // Информационно-аналитический бюллетень. ИНАБ. 2019. № 4. С. 113-130.
Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Университеты в России: как это работает. М.: Изд. дом Высшей школах экономики, 2021. 616 с.
Torche F. Educational mobility in developing countries // WIDER Working Paper 2019/88. Stanford University, Stanford, USA. 28 p.
Educational mobility and school-to-work transitions among disadvantaged students // Equity in Education: Breaking Down Barriers to Social Mobility. Paris: OECD Publishing, 2018. P. 141-174.
Gruijters R., Chan T., Ermisch J. Trends in educational mobility: How does China compare to Europe and the United States? // Chinese Journal of Sociology. 2019. Vol. 5 (2).
Прозументова Г.Н. Классический университет - инновационные школы: стратегические перспективы взаимодействия (опыт гуманитарного исследования). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2008. 262 с.
Галажинский Э.В., Кабрин В.И. Перспектива развития творческой личности трансфессионала в условиях смены научно-образовательной парадигмы университета // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 447. С. 207-214.
 Вуз как центр развития образовательной мобильности: история, содержание, дизайн | Вестник Томского государственного университета. 2025. № 511. DOI: 10.17223/15617793/511/21

Вуз как центр развития образовательной мобильности: история, содержание, дизайн | Вестник Томского государственного университета. 2025. № 511. DOI: 10.17223/15617793/511/21