Зрительное опознание слов у адыго-русских билингвов по данным теста Рея
Изучен процесс распознавания слов у адыго-русских билингвов (N = 69). Результаты теста Рея, предназначенного для оценки вербальной рабочей памяти в слуховой и зрительной модальностях, показали, что билингвы опознали меньше слов в зрительной модальности на адыгейском языке по сравнению с русским. Было показано, что количество правильно распознанных русских слов связано с использованием языка при переписке: опрошенные адыго-русские билингвы, которые используют оба языка при переписке - русский и адыгейский, хуже распознавали слова на русском языке по сравнению с теми участниками, которые используют в основном или только русский язык. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
малые языки,
билингвизм,
распознавание слов,
вербальная рабочая память,
дисбаланс модальностей,
лексический доступАвторы
Корженевская Александра Юрьевна | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Институт языкознания Российской академии наук | стажер-исследователь Центра языка и мозга; лаборант-исследователь отдела экспериментальных исследований речи | akorzhenevskaya@iling-ran.ru |
Гумова Нафисет Довлетбиевна | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Адыгейский государственный университет | аспирант; ассистент кафедры педагогики и психологии | ndgumova@hse.ru |
Ханова Айгуль Филусовна | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» | канд. филол. наук, научный сотрудник Центра языка и мозга | aigulkhanova1985@gmail.com |
Оглы Бэла Азметовна | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» | стажер-исследователь Центра языка и мозга | bela.170599@gmail.com |
Бгуашева Аида Азаматовна | Адыгейский государственный университет | стажер-исследователь лаборатории экспериментальной лингвистики | aidabguaseva@gmail.com |
Протопова Мария Артуровна | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» | стажер-исследователь Центра языка и мозга | mprotopova@hse.ru |
Макерова Сусанна Рашидовна | Адыгейский государственный университет | д-р филол. наук, профессор, зав. кафедрой английской филологии | s.makerova@adygnet.ru |
Драгой Ольга Викторовна | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Институт языкознания Российской академии наук | д-р филол. наук, профессор факультета гуманитарных наук школы филологических наукб, директор Центра языка и мозга; ведущий научный сотрудник отдела экспериментальных исследований речи | odragoy@hse.ru |
Всего: 8
Ссылки
Wickham H. Ggplot2: Elegant graphics for data analysis. Cham, Switzerland: Springer International Publishing, 2016. 260 p.
Van Der Elst W., Van Boxtel M.P.J., Van Breukelen G.J.P., Jolles J. Rey's verbal learning test: Normative data for 1855 healthy participants aged 24-81 years and the influence of age, sex, education, and mode of presentation // Journal of the International Neuropsychological Society. 2005. № 11(3). P. 290-302.
West Circassian (Adyghe) Corpus. URL: https://www.adyghe.web-corpora.net.
Bates D., Machler M., Bolker B., Walker S. Fitting Linear Mixed-Effects Models Using lme4 // Journal of Statistical Software. 2015. № 67. P. 148.
Akinina Y., Malyutina S., Ivanova M., Iskra E., Mannova E., Dragoy O.Russian normative data for 375 action pictures and verbs // Behavior Research Methods. 2015. № 47 (3). P. 691-707.
Kaushanskaya M., Blumenfeld H.K., Marian V. The Language Experience and Proficiency Questionnaire (LEAP-Q): Ten years later // Bilingualism: Language and Cognition. 2020. № 23 (5). P. 945-950.
Malyutina S., Zubareva N., Buivolova O., Zontov Y., Shestakova E., Chernova M., Bedo A., Andriushchenko A., Savilov V., Kurmysheva E., Kotova N., Sobko A., Akbarova Z., Dragoy O. The Rey Auditory Verbal Learning Test: Adaptation into Russian and a New Digital 'RAVLT World' // The Clinical Neuropsychologist. 2024. P. 1-23.
Kardooni M., Mohammadzadeh A., Nazeri A.R., Tabatabaee S.M., Amiri M. Evaluation of the effects of bilingualism on auditory-verbal working memory using the Persian version of Rey auditory-verbal learning test // Auditory and Vestibular Research. 2016. № 25 (3). P. 145-152.
Blumenau J., Broom Y. Performance of South African adolescents on two versions of the Rey Auditory Verbal Learning Test // South African Journal of Psychology. 2011. № 41 (2). P. 228-238.
Rey A. L'examen clinique en psychologie [The Clinical Psychological Examination] // Presse Universitaires de France. Paris, 1964. P. 1-22.
Нагучев Х.И. Из истории языковой политики СССР и России // Вестник науки Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований имени Т.М. Керашева. 2013. № 3 (27). С. 118-125.
Донежук М.Ю. Языковое поведение и компетенции адыгейского студенчества // Вестник антропологии. 2021. № 4. С. 75-91.
Shiu L.-J., Yal9in §., Spada N. Exploring second language learners' grammaticality judgment performance in relation to task design features // System. 2018. № 72. P. 215-225.
Жарова E.B. Эритажные говорящие как особая категория изучающих русский язык как иностранный // Современное педагогическое образование. 2023. № 1. C. 127-131.
Iranzo V. The Effect of Task Modality in Heritage Bilingualism Research // Revista de Lingvistica y Lenguas Aplicadas. 2022. № 17. P. 59-70.
Чернова Д. A. Фонологическая и графическая репрезентации слова в ментальном лексиконе: восприятие омофонов при чтении // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2022. № 19 (1). С. 181-194.
Jared D., Levy B.A., Rayner K. The role of phonology in the activation of word meanings during reading: Evidence from proofreading and eye movements // Journal of Experimental Psychology: General. 1999. № 128 (3). P. 219-264.
Grainger J., Ziegler J. A dual-route approach to orthographic processing // Frontiers in Psychology. 2011. № 2. P. 1-13.
Grainger J., Ferrand L. Phonology and orthography in visual word recognition: Effects of masked homophone primes // Journal of Memory and Language. 1994. № 33 (2). P. 218-233.