Перспективы исследования метапознания для развития естественного и искусственного интеллектов
Представлены результаты изучения философско-методологических аспектов метапознания. Раскрыта взаимосвязь метапознания с эпистемологией в целом и с личностной эпистемологией. Проанализирована триада метапознания (метазнание, метакогнитивные переживания, метакогнигивная регуляция) в контексте развития естественного и искусственного интеллекта. Показаны возможности и ограничения метапознания для искусственного интеллекта. Сделан вывод о перспективах дальнейшего исследования метапознания. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
мудрость,
неявное знание,
рефлексивное знание,
личностная эпистемология,
метакогнигивная стратегия,
метапознаниеАвторы
Логиновская Юлия Владимировна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | канд. филос. наук, доцент кафедры философии и методологии науки | urucel@yandex.ru |
Всего: 1
Ссылки
Johnson S.G.B., Karimi A.-H., Bengio Y., Chater N., Gerstenberg T., Larson K., Levine S., Mitchell M., Rahwan I., Scholkopf B., Grossmann I. Imagining and building wise machines: The centrality of AI metacognition // arXiv preprint arXiv:2411.02478. 2024. URL: https://arxiv.org/abs/2411.02478 (дата обращения: 08.11.2024).
Wei H. et al. Metacognitive AI: Framework and the Case for a Neurosymbolic Approach // International Conference on Neural-Symbolic Learning and Reasoning. Cham: Springer Nature Switzerland, 2024. P. 60-67.
Bay Y. et al. Constitutional AI: Harmlessness from AI Feedback // arXiv preprint arXiv:2212.08073. 2022. URL: https://arxiv.org/abs/2212.08073 (дата обращения: 21.09.2024).
Marcus G., Leivada E., Murphy E. A Sentence is Worth a Thousand Pictures: Can Large Language Models Understand Human Language? 2023. URL: https://arxiv.org/pdf/2308.00109.
Ball D.W. The Era of Predictive AI Is Almost Over // The New Atlantis. 2024. 3 77. P. 26-35. URL: https://www.thenewatlantis.com/publica-tions/the-era-of-predictive-ai-is-almost-over (дата обращения: 08.09.2024).
Филипенок C.A. Неявное знание в цифровой гуманитаристике // Вопросы философии. 2023. № 9. С. 103-113.
Hofer B.K., Bendixen L.D. Personal epistemology: Theory, research, and future directions // Harris K.R., Graham S., Urdan T., McCormick C.B., Sinatra G.M., Sweller J. (Eds.) APA educational psychology handbook. Vol. 1: Theories, constructs, and critical issues. American Psychological Association. 2012. P. 227-256.
Луман Н. Введение в системную теорию. М.: Логос, 2007. 360 с.
Аршинов В. И., Буданов В. Г. Системы и сети в контексте парадигмы сложности // Вопросы философии. 2017. № 1. С. 50-61.
Fagnant A., Crahay M. Theories of Mind and Personal Epistemology: Their Interrelation and Connection with the Concept of Metacognition // European Journal of Psychology of Education. 2011. Vol. 26, № 2. P. 257-271.
Мамардашвили М.К. Стрела познания (набросок естественноисторической гносеологии). М.: Языки русской культуры, 1997. 304 с.
Кутырев В. А. Трансцендентальная феноменология как философско-историческое (пред)шествие инфокогнитивной реальности // Философская мысль. 2013. № 7. С. 100-135.
Агацци Э. Эпистемология и социальное: петля обратной связи // Вопросы философии. 2010. № 7. С. 58-66.
Розов М.А. Философия науки в новом видении. М.: Новый хронограф, 2012. 440 с.
Карпов A.B., Карпов A. A. Структура метакогнитивной регуляции информационной деятельности. Ярославль: Филигрань, 2022. 816 с.
Merkebu J., Kitsantas A., Durning S.J., Ma T. What is metacognitive reflection? The moderating role of metacognition on emotional regulation and reflection // Frontiers in Education. 2023. Vol. 8.
Басина Н.И., Ковалёва E.A. Мудрость как социально-философская проблема // Advanced Engineering Research (Rostov-on-Don). 2012. № 2-2 (63). C. 104-109.
Ackoff R.L. From data to wisdom // Journal of Applied Systems Analysis. 1989. № 6. P. 3-9.
Пигров К.С. Проблема единства знания и технологическая цивилизация // Естественнонаучное и социогуманитарное знание: методологические аспекта! взаимодействия: межвуз. сборник. 1990. C. 126-134.
Никифоров А.Л. Анализ понятия "знание": подходы и проблемы // Epistemology & Philosophy of Science. 2009. № 3. С. 61-73.
Костромина C.H., Гнедых Д.С. Информация и знание: подходы к пониманию процессов усвоения информации и формированию знаний в обучении // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2015. № 2. С. 5-14.
Keestra M. Metacognition and Reflection by Interdisciplinary Experts: Insights from Cognitive Science and Philosophy // Issues in Interdisciplinary Studies. 2017. Vol. 35. P. 121-169.
Burkhard R.A. Knowledge Visualization: The Use of Complementary Visual Representations for the Transfer of Knowledge. A Model, a Framework, and Four New Approaches: Dissertation for the degree of Doctor of Sciences. 2005. 156 p.
Weinstein C., Mayer R. The Teaching of Learning Strategies // Wittrock M. (Ed.) Handbook of Research on Teaching. New York: Macmillan, 1986. P. 315-327.
Фуко M. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977. 407 с.
Лопарева Т. А. Познавательные стратегии и их роль в процессе обучения грамматической стороне говорения // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). СПб.: Реноме, 2013. С. 144-146.
Dinsmore D.L., Alexander P.A., Louglin S.M. Focusing the conceptual lens on metacognition, self-regulation, and self-regulated learning // Educational Psychology Review. 2008.
Zohar A., Ben David A. Paving a clear path in a thick forest: a conceptual analysis of a metacognitive component // Metacognition Learning. 2009. № 4. P. 177-195.
Russel B. An Inquiry into Meaning and Truth: The William James Lectures for 1940 Delivered at Harvard University. London, N-W: Psychology Press, 1995. 352 p.
Чалмерс Д. Сознающий ум: В поисках фундаментальной теории / пер. с англ. М.: УРСС: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2013. 509 с.
Тихонов Р.В., Аммалайнен А.В., Морошкина Н.В. Многообразие метакогнитивных чувств: разные феномены или разните термины? // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Т. 8, вып. 3. С. 219-242. 10.21638/11701/ spbu16.2018.302.
Халин С.М. Познание и метапознание: проблема типологического единства. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2018. 352 с.
Kompa J.S. Metacognition (Part 2): What Makes Us Truly Human? A Literature Review. 2017. URL: https://joanakompa.com/2017/08/28/meta-cognition-part-2-what-makes-us-truly-human-a-literature-review/(дата обращения: 08.09.2024).
Эпистемология вчера и сегодня / отв. ред. В. А. Лекторский. М.: ИФРАН, 2010. 188 с.
Flavell J.H. Metacognition and cognitive monitoring a new area of cognitive developmental Inquiry // American Psychologist. 1979. № 34 (10). P. 906-911.
Карпов А.В., Карпов А. А., Субботина Л.Ю. Методологические и методические основы исследования метакогнитивных детерминант организации деятельности // Российский психологический журнал. 2017. № 1. С. 149-175.