Профессиональная социализация студентов в условиях цифровизации: опыт социологического исследования
Изучены особенности профессиональной социализации студентов в цифровом обществе на материалах исследования, проведенного в Свердловской области. В ходе исследования изучались цифровые компетенции студентов, их мотивация и готовность к профессиональной деятельности, факторы их профессиональной социализации в ходе профессиональной подготовки студентов в современных условиях. Результаты эмпирического исследования демонстрируют признание респондентами гибких навыков и компетенций XXI в. в качестве одних из основных по выбранной профессии, при том что в наибольшей степени сформированными у себя они видят цифровые компетенции. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
цифровая экономика,
цифровой капитал,
цифровизация,
компетенции XXI в.,
цифровые компетенции,
цифровое общество,
профессиональная социализацияАвторы
Банных Галина Алексеевна | Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина | канд. социол. наук, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления | g.a.bannykh@urfu.ru |
Костина Светлана Николаевна | Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина | канд. социол. наук, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления | s.n.kostina@urfu.ru |
Всего: 2
Ссылки
Kostina S., Bannykh G. Features of professional self-determination in the course of life in the digital economy // Proceedings of 12 th international conference of education, research and innovation (ICERI 2019). 21 November 2019, Seville, Spain. 2019. P. 2872-2879.
Учебный план подготовки по направлению "Государственное и муниципальное управление" // Официальный сайт Уральского государственного экономического университета. URL: http://gmu.usue.ru/ (дата обращения: 03.01.2021).
Образовательная программа "ЕМУ", бакалавриат // Официальный сайт Уральского Федерального университета. URL: https://programs.edu.urfu.ru/ru/8483/documents/2020/ (дата обращения: 12.02.2021).
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление: Приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 № 1016 // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/news/5/637 (дата обращения: 12.02.2021).
Справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих // Официальный сайт Министерства труда и социальных отношений РФ. URL: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/16/1 (дата обращения: 12.02.2021).
Баранова Е.В., Швецов Г.В. Методы и инструменты для анализа цифрового следа студента при освоении образовательного маршрута // Перспективы науки и образования. 2021. № 2 (50). С. 415-430.
Хеннер E.K. Профессиональные знания и профессиональные компетенции в высшем образовании // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 2. С. 9-31.
Волкова И. А., Петрова В.С. Формирование цифровых компетенций в профессиональном образовании // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 1. C. 17-24.
Nesler M.S., Hanner M.B., Melburg V., McGowan S. Professional Socialization of Baccalaureate Nursing Students: Can Students in Distance Nursing Programs Become Socialized? // Journal of nursing education. 2001. № 40 (7). P. 293-302.
Gomez D.C. Technological socialization and digital inclusion: Understanding digital literacy biographies among young people in Madrid // Social Inclusion. 2020. № 8 (2). P. 222-232.
Попов Е.С., Дидковская Я.В. Профессиональная социализация студентов на этапе профессиональной подготовки в вузе в условиях цифровизации // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021. Т. 1. С. 357-362.
Пак Л.Г. Социализация студентов вуза в эпоху цифрового общества // Вестник Оренбургского государственного университета. 2020. № 5 (228). С. 66-72.
De Mesa J., Jacinto L. Digital competences and skills as key factors between connectedness and tolerance to diversity on social networking sites: Case study of social work graduates on Facebook // Current sociology. 2021. Vol. 70, Is. 2. P. 210-216.
Ojeda P.A., Morales L.G., Albalat J.Q. Digital Competences: Reality of students starting university life // Digital education review. 2019. № 36. P. 68-84.
Кандыбович С.Л., Разина Т.В. Особенности социализации молодежи в условиях современной цифровой среды // Мировые цивилизации. 2019. № 3-4. URL: https://wcj.world/PDF/06PSMZ319.pdf.
Ruan B., Yilmaz Y., Lu D., Lee M., Chan T.M. Defining the Digital Self: A Qualitative Study to Explore the Digital Component of Professional Identity in the Health Professions // Journal of medical internet research. 2020. Vol. 22 (9). Art. No. e21416.
Smith J., Hewitt B., Skrbis Z. Digital socialization: young people's changing value orientations towards internet use between adolescence and early adulthood // Information, Communication & Society. 2015. № 18 (9). P. 1022-1038.
Stornaiuolo A. Contexts of Digital Socialization: Studying Adolescents' Interactions on Social Network Sites // Human Development. 2017. № 60. P. 233-238.
Coлдaтoвa Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 3. С. 71-80.
Baretti M. What Do We Know about the Professional Socialization of Our Students? // Journal of Social Work Education. 2004. № 40 (2). P. 255283.
Hirschy A.S., Wilson M.E., Liddell D.L., Boyle K.M., Pasquesi K. Socialization to Student Affairs: Early Career Experiences Associated With Professional Identity Development // Journal of College Student Development. 2015. № 56 (8). P. 64-79.
Pronina A.N., Merenkova V.S., Popov S.E. Features of digital socialization of primary school students in the context of different levels of Internet involvement // Propositos y representaciones. 2020. Vol. 8, special issue. Art. No. e713.
Kaur R., Sharma K. Assessment of the level of professional socialization and its determinant factors // International Journal of Innovative Research and Advanced Studies (IJIRAS). 2017. № 4 (2). P. 71-73.
Kowtha N.R. Organizational socialization of newcomers: the role of professional socialization // International Journal of training and development. 2018. Vol. 22, № 2. P. 87-106.
Freund A., Cohen A., Blit-Cohen E., Dehan N. Professional socialization and commitment to the profession in social work students: A longitudinal study exploring the effect of attitudes, perception of the profession, teaching, training, and supervision // Journal of Social Work. 2017. № 17 (6). P. 635-658.
Саенко Л. А., Затеева Т.Г. Профессиональное образование как базовый процесс профессиональной социализации // Дискуссия. 2014. № 5 (46). С. 123-127.
Carroll K. Ambition Is Priceless: Socialization, Ambition, and Representative Bureaucracy // The American Review of Public Administration. 2017. № 47 (2). P. 209-229.
Костина C.H., Банных Г. A., Воронина Л.И. Профессионализация публичных служащих в условиях цифровизации: кейс Свердловской области // Муниципалитет: экономика и управление. 2020. № 3 (32). С. 73-85.
Савчук Д.А. Профессионализация кадров государственной гражданской службы // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № 6 (102). С. 94-97.
Волегов В. А. Социологические подходы к изучению профессионального самоопределения // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. № 2. С. 167-173.
Вайсбург А.В. Модель процесса профессиональной социализации специалиста // Профессиональная ориентация. 2014. № 1. С. 32-43.
Ширяева Н.В. Противоречия процесса профессионального самоопределения студенчества // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: материалы Третьего Рос. философского конгресса, 16-20 сентября 2002. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. Т. 4. C. 27.
Bannykh G.A., Kostina S.N. Global trends in employment changes and their impact on professionalization // Globalization and its socio-economic consequences 2020 Slovak Republic, Rajecke Teplice, 21-22 October 2020. SHS Web of Conferences. 2021. Vol. 92. Art. No. 07007.
Merton R.K., Reader G.G., Kendal P.L. The Student Physician. Cambrige, MA: Harvard University Press, 1957. 532 p.
Festinger L. A theory of cognitive dissonance. IL. Row-Patterson, 1957. 452 p.
Bannykh G.A., Kostina S.N. Formation of Digital Competence of State Servants in the Conditions of Government Digitalisation: The Problem Statement // Culture, Personality, Society in the Conditions of Digitalization: Methodology and Experience of Empirical Research Conference, 2021 March 2020, Yekaterinburg. KnE Social Sciences, 2020. P. 236-245.