Генерация учебных текстов по русскому языку как иностранному с помощью российских чат-ботов: опыт автоматизированной сравнительной оценки
Представлены результаты исследования учебных текстов по РКИ, сгенерированных российскими чат-ботами GigaChat и «Алиса» на основе 25 тематических групп слов, входяшцх в лексический минимум элементарного уровня (А1). Путём автоматизированного анализа с помощью программного инструмента «Текстометр» установлено, что чат-боты в таких условиях в среднем генерируют тексты I сертификационного уровня владения РКП. Сделан вывод о том, что применение чат-ботов может способствовать решению ряда проблем, связанных с отбором и адаптацией учебных текстов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
лексический минимум,
чат-бот,
генеративный искусственный интеллект,
русский язык как иностранный,
лингводидактикаАвторы
Головко Николай Вячеславович | Северо-Кавказский федеральный университет | канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка как иностранного | ngolovko@ncfu.ru |
Всего: 1
Ссылки
Сысоев П.В., Филатов Е.М. Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28, № 1. С. 66-72.
Лапошина А.Н., Лебедева М.Ю. Текстометр: онлайн-инструмент определения уровня сложности текста по русскому языку как иностранному // Русистика. 2021. Т. 19, № 3. C. 331-345.
Dauletbayeva A.E. Chatbots as an auxiliary element in learning foreign languages: advantages and disadvantages // Педагогический опыт: идеи и инновации: сб. ст. Междунар. профессионально-исследовательского конкурса, Пенза, 25 января 2023 года. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. С. 11-14.
Константинова Л.В., Ворожихин В.В., Петров А.М. [и др.] Генеративный искусственный интеллект в образовании: дискуссии и прогнозы // Открытое образование. 2023. Т. 27, № 2. С. 36-48.
Головко Н.В. Рассуждение о возможном способе применения генеративного искусственного интеллекта при создании пособий по русскому языку как иностранному // Актуальные проблемы преподавания русского языка как неродного / иностранного: российские и зарубежные практики: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Ставрополь, 18-22 сентября 2023 г. Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2023. С. 126-129.
Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Общее владение / Н.П. Андрюшина, Т.В. Козлова. 5-е изд. СПб.: Златоуст, 2015. 80 с.
Андрюшина Н.П., Афанасьева И.Н., Дунаева Л. А. [и др.] Структура лексического минимума как компонента российской государственной системы тестирования // Язык, сознание, коммуникация: сб. ст. / ред. кол. М.Л. Ремнёва, Е.Л. Бархударова, А.И. Изотов, В.В. Красных, Ф.И. Панков. М.: МАКС Пресс, 2013. Вып. 47. 590 с.
Мирошникова Е.А. Адаптация текстового учебного материала при дифференцированном обучении иностранному языку // Вестник Брянского государственного университета. 2016. № 3 (29). С. 229-234.
Коротышев А.В. Технология отбора и лингводидактической адаптации художественных текстов в целях обучения русскому языку как иностранному: автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: МГУ, 2017.
Петрухина А.В. Лингводидактическая адаптация учебных медицинских текстов для иностранных студентов // Научный диалог. 2022. Т. 11, № 9. С. 124-141.
Редькина О.Ю. Требования к учебному тексту в сфере обучения русскому языку как иностранному // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 33 (248). Серия "Филология. Искусствоведение". Вып. 60. С. 258-260.
Одинцова Е. А. Текст и текстовые категории в преподавании РКИ. Проект учебного пособия для филологов-иностранцев: магистерская диссертация. Екатеринбург: УрФУ, 2021. 124 с.