Социокультурный профессионально-ориентированный проект как средство формирования экстралингвистических знаний иностранных студентов-лингвистов | Вестник Томского государственного университета. 2025. № 512. DOI: 10.17223/15617793/512/20

Социокультурный профессионально-ориентированный проект как средство формирования экстралингвистических знаний иностранных студентов-лингвистов

Проведена проверка эффективности внедрения социокультурных профессионально-ориентированных проектов в качестве средства обучения на первом курсе. Доказывается, что социокультурный профессионально-ориентированный проект позволяет формировать у будущих переводчиков экстралингвистические знания и одновременно психологическую готовность к межкультурному взаимодействию, в том числе благодаря структурированной системе последовательно выполняемых предпроектных и проектных заданий. Квалиметрические методы оценки результатов исследования доказывают, что использование социокультурных профессионально-ориентированных проектов положительно влияет на интеграцию иностранных обучаюшцхся в российскую социокультурную среду. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

профессиональная адаптация, социокультурная адаптация, иностранные студенты, русский язык как иностранный, социокультурема, экстралингвистические знания, социокультурный профессионально-ориентированный проект

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Жданова Мария ВладимировнаПермский национальный исследовательский политехнический университетканд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков, лингвистики и переводаmalk.maria@mail.ru
Аликина Елена ВадимовнаПермский национальный исследовательский политехнический университетд-р пед. наук, зав. кафедрой иностранных языков, лингвистики и переводаalikina@pstu.ru
Черникова Ирина ЮрьевнаПермский национальный исследовательский политехнический университетд-р пед. наук, проректор по образовательной деятельностиiyuchernikova@pstu.ru
Всего: 3

Ссылки

Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру) // Online Test Pad: URL: https://onlinetestpad.com/ru/testview/37393-metodika-ocenki-psikhologicheskoj-atmosfery-v-koUektive-po-affidleru (дата обращения: 04.11.2024).
Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса. М.: Академия, 2010. 250 с.
Галеева Н.Л., Осипова О.П., Савенкова Е.В., Шклярова О. А., Черникова И.Ю. Подготовка научно-педагогических кадров: разработка и представление диссертационного исследования. 150-летию МПГУ посвящается: учебно-методическое пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей. М.: МПГУ, 2022. 266 с.
Воронина Л. А. Обоснование понятия экстралингвистической (фоновой) интерференции в обучении корейскому языку как иностранному // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2021. № 10. С. 36-47.
Аликина Е.В., Починок Т.В. Организация профессионально ориентированной практической подготовки специалистов по межкультурной коммуникации и переводу: опыт идейного сотрудничества белорусского и российского вузов // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 495. С. 140-147.
Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. М., 2003. 152 с.
Жданова М.В. Формирование экстралингвистических знаний иностранных обучающихся политехнического вуза в процессе профессионально-ориентированной языковой подготовки: автореф. дис. канд. пед. наук. Пермь, 2024. 24 с.
Починок Т.В. Формирование у студентов языкового вуза социокультурной компетенции: дис. канд. пед. наук. Гомель, 2012. 300 с.
Палаева Л.И. Использование метода проектов на среднем этапе обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2005. 20 с.
Луков А.В. Социальное проектирование: учеб. пособие. 7-е изд. М.: Издательство Московского гуманитарного университета "Флинта", 2007. 240 с.
Симонова И.Ф. Социо-культурное проектирование: современные подходы и технологии. СПб.: Наукоемкие технологии, 2020. 250 с.
Поршнева Е.Р., Папилова Ю.О. Опыт обучения устному переводу в ситуации межкультурного взаимодействия: ситуативно-контекстный подход // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2018. № 1. С. 128-143.
Об утверждении федерального образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика: Приказ Минобрнауки от 12.08.2020 № 989 с изменениями от 26 ноября 2020 г., 19 июля 2022 г., 27 февраля 2023 г.
Тьерри Л. Социокультурная адаптация иностранных студентов, обучающихся в российских вузах: автореф. дис.. канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2012. 24 с.
Черникова И.Ю. Организационные модели социально-педагогического сопровождения обучающихся профильной школах. 2-е изд. перераб. и доп. Пермь: Титул, 2022. 358 с.
Поморцева Н.В. Лингвокультурная адаптация иностранных учащихся в процессе обучения русскому языку в условиях языковой среды: социально-психологический аспект // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2008. № 5. С. 69-74.
Малкова М.В. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде политехнического вуза при обучении русскому языку как иностранному // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2019. № 4. С. 121-129.
The Project Atlas 2022. URL: https://www.iie.org/wp-content/uploads/2023/03/Project-Atlas_Infographic_2022.pdf (дата обращения: 04.11.2024).
Малкова М.В. Использование интерактивных форм работы для формирования экстралингвистических знаний студентов на занятиях по иностранному языку // Лингвистика, переводоведение и методика обучения иностранным языкам: актуальные проблемы и перспективы: материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Орел: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2019. С. 573-575.
Новоселов М.Н., Безукладников К.Э., Новоселова С.Н. Межкультурное взаимодействие как дидактическая стратегия и технологическая основа современного урока в контексте укрепления образовательного суверенитета Российской Федерации и развития общеучебных навыков и умений // Иностранные языки в школе. 2024. № 2. С. 15-21.
 Социокультурный профессионально-ориентированный проект как средство формирования экстралингвистических знаний иностранных студентов-лингвистов | Вестник Томского государственного университета. 2025. № 512. DOI: 10.17223/15617793/512/20

Социокультурный профессионально-ориентированный проект как средство формирования экстралингвистических знаний иностранных студентов-лингвистов | Вестник Томского государственного университета. 2025. № 512. DOI: 10.17223/15617793/512/20