Влияние технологии mobile first на цифровую компетентность одаренных детей в системе дополнительного образования | Вестник Томского государственного университета. 2025. № 512. DOI: 10.17223/15617793/512/23

Влияние технологии mobile first на цифровую компетентность одаренных детей в системе дополнительного образования

Представлена оценка уровня компьютерной грамотности одаренных детей, исследуются особенности применения мобильных устройств и настольных ПК, а также их роль в образовательной среде. Рассматривается опыт использования цифровых технологий Региональным центром Челябинской области «Курчатов Центр» для реализации дополнительных образовательных программ, направленных на выявление и развитие одаренных детей. Несмотря на устоявшееся мнение о высоком уровне компетентности обучающихся в цифровом образовательном пространстве, наблюдается тот факт, что философия технологии mobile first привела к отсутствию позитивной динамики развития навыков работы обучаюшцхся с настольными цифровыми устройствами. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

цифровизация образования, цифровые технологии, технология mobile first, одаренною дети, дополнительное образование, цифровое образовательное пространство, мобильные устройства, настольные устройства

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Соколова Надежда АнатольевнаЮжно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университетд-р пед. наук, зав. кафедрой социальной работы, педагогики и психологииsokolovana@cspu.ru
Гуль Илья ДенисовичЮжно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет; Курчатов Центраспирант; методистgul.ilya@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Шаповаленко С.И. Выявление и развитие детской одаренности в условиях учреждения дополнительного образования // Педагогические науки. 2022. № 5 (20). С. 51-54.
Распоряжение Минпросвещения России от 21 июня 2021 г. № Р-126 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности" // Банк документов Министерства просвещения Российской Федерации. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/a21dc1dd750423695b02a4d3bdd0c7a6/?ysclid=m2ljo37cgm239406880 (дата обращения: 25.11.2024).
Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2022. № 8. С. 107-113.
Ничагина А.В., Колесов В.И. Работа с одаренными детьми в условиях цифровой трансформации образования // Проблемы современного образования. 2022. № 6. С. 221-232.
Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2022. 107 с.
Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. М.: Академия, 2021. 416 с.
Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М.: Академия, 2000. 231 с.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие, 2002. 317 с.
Лейтес И.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М.: МОДЭК, 2008. 480 с.
Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении: науч.-метод. пособие. М.: Эйдос, 2013. 73 с.
Иванов Д.А. Ключевые компетенции и профессиональный портрет педагога. М.: Мос. центр качества образования, 2011. 44 с.
Зимняя И. А., Мазаева И. А., Лаптева М.Д. Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение. М.: Аспект пресс, 2020. 400 с.
Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. № 4. С. 1927.
Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие. М.: Изд-во МСПИ, 2005. 215 с.
Абдрашева Г.К., Туткышбаева Ш.С., Калибекова Д.Ш. Мобильное обучение и мобильные приложения в образовании // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2022. № 39. С. 126-131.
"Эффект Google": стали ли мы глупее из-за технологий? // TeachLine. URL: https://teachline.ru/blog/effekt-google-stali-li-my-glupee-iz-za-tekhnologiy/(дата обращения: 25.11.2024).
Шпитцер М. Антимозг: цифровые технологии и мозг / пер. с нем. А.Г. Гришина. М.: ACT, 2014. 288 с.
The mere presence of your smartphone reduces brain power, study shows // Science News. URL: https://www.sciencedaily.com/releases/2017/06/170623133039.htm (дата обращения: 25.11.2024).
Карпенко О.М., Фокина В.Н., Абрамова А.В., Широкова М.Е. Мобильное обучение в структуре образование // Социология образования. 2020. № 5. С. 30-44.
Traxler J. Current State of Mobile Learning // Mobile learning: Transforming the Delivery of Education and Training. 2019. P. 9-24.
Куклев В.A. Становление системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании // Школьные технологии. 2021. № 4. C. 45-52.
Тележинская Е.Л., Яфаркина Н.И. Мобильное образование - инструмент современного педагога // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2021. № 2 (27). С. 88-94.
Щебланова E. Неравномерность развития одаренных детей // Школьный психолог. 2022. № 18. С. 15-30.
Фейсер К. Использование цифровых технологий в образовании: создание пространства открытости, будущего и инноваций / пер. с англ. B. Голышева // The Palgrave International Handbook of Alternative Educatuion. 2016. C. 63-78.
Стабровская А.В. Виртуальная академическая мобильность и формы ее реализации в контексте цифровизации высшего образования // Наука и школа. 2021. № 2. С. 79-85.
Щенина О.Г. Процессы инфо-цифро-сетевизации и их отражение в образовании // Социально-гуманитарные знания. 2021. № 4. С. 75-83.
Росс Д. Цифровые технологии в обучении: спекулятивные методы и педагогика / пер. с англ. Ж. Калвин. Нью-Йорк: Routledge, 2023. 212 с.
Груздева М.Л. Концепция формирования информационной культуры студентов вуза. Нижний Новгород: ВГИПУ, 2011. 267 с.
Бояров Е.Н. Методическая подготовка бакалавров к безопасной информационно-средовой деятельности. СПб., 2016. 475 с.
Андреева А.А. Место цифровой компетенции в структуре профессиональной компетенции преподавателя иностранных языков // Kant. 2022. № 3 (43). С. 204-211.
Зиновьева Н.Б. Теория документирования: учеб.-метод. пособие. М.: Литера, 2011. 174 с.
Гендина Н.И. Информационная грамотность и информационная культура личности как условие сохранения цифровой информации: диалектика гуманитарного и технократического подходов // Сохранение электронной информации в информационном обществе: сб. материалов Междунар. конф. (Москва, 3-5 октября 2011 г.). М.: МЦБС, 2012. C. 179-192.
Лопатина Н.В. Цифровизация: управление проектом или глобальным трендом? // Информация и инновации. 2018. № 13 (2). С. 32-38.
Куприянова Б. В. Социальное воспитание учащихся в учреждениях дополнительного образования детей. Кострома, 2011. 616 с.
Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. Краснодар, 2002. 413 с.
Щетинская А.И., Тавстуха О.Г., Болотова М.И. Теория и практика современного дополнительного образования детей: учеб. пособие для подготовки бакалавра педагогики по направлению "Педагогика". Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. 401 с.
Селиванова Н.Л. Предпосылки создания перспективных моделей воспитания // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 25-29.
Голованов В.П. Развитие полисферности дополнительного образования детей. Тамбов, 2006. 422 с.
Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: теория и методика социально-педагогической деятельности. Ярославль: Акад. развития, 2004. 303 с.
SlickJump: мобильный трафик в Рунете достиг 80% // Seldon News. URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/238151763 (дата обращения: 20.10.2024).
Болотова М.И. Развитие воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей на основе событийно-интегративного подхода. Оренбург, 2012. 453 с.
Percentage of mobile device website traffic worldwide from 1st quarter 2015 to 3rd quarter 2023 // Statista. URL: https://www.statista.com/statis-tics/277125/share-of-website-traffic-coming-from-mobile-devices/ (дата обращения: 25.11.2024).
Digital trends 2023 // SimilarWeb. URL: https://www.similarweb.com/corp/reports/2023-digital-trends-report/ (дата обращения: 25.11.2024).
Федеральный проект "Современная цифровая образовательная среда в РФ". URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ (дата обращения: 25.02.2024).
 Влияние технологии <i>mobile first</i> на цифровую компетентность одаренных детей в системе дополнительного образования | Вестник Томского государственного университета. 2025. № 512. DOI: 10.17223/15617793/512/23

Влияние технологии mobile first на цифровую компетентность одаренных детей в системе дополнительного образования | Вестник Томского государственного университета. 2025. № 512. DOI: 10.17223/15617793/512/23