Античная эпитафия от первого лица как один из источников нарратива мертвеца | Вестник Томского государственного университета. 2025. № 513. DOI: 10.17223/15617793/513/3

Античная эпитафия от первого лица как один из источников нарратива мертвеца

Исследуется корпус античных и ранневизантийских эпитафий, написанных от первого лица, в связи с понятием «постум-нарратив», т.е. «повествование мертвого». С опорой на идею Ж. Женетта о наррации как развитии одной глагольной формы утверждается, что такие эпитафии стали одним из источников постум-нарратива в европейской литературе - наряду с «диалогами мертвых» Лукиана. Их нарративное содержание сопоставляется как с лукиановскими мотивами, так и с мотивами постум-нарративных текстов современности. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

эпитафия, автоэпитафия, постум-нарратив, античная и ранневизантийская словесность, историческая поэтика, диахроническая нарратология

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Зусева-Озкан Вероника БорисовнаИнститут мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наукд-р филол. наук, ведущий научный сотрудник, зав. Отделом литератур Европы и Америки Новейшего времениv.zuseva.ozkan@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Зусева-Озкан В.Б. Повествование от лица мертвеца в современной прозе // Новый филологический вестник. 2022. № 2 (61). С. 27-38.
Alber J. Forbidden Mental Fruit? Dead Narrators and Characters from Medieval to Postmodernist Narratives // The Routledge Companion to Death and Literature. New York: Routledge, 2020. P. 42-52.
Richardson B. Unnatural Voices: Extreme Narration in Modern and Contemporary Fiction. Columbus, Ohio: Ohio State University Press, 2006. 166 p.
Weinmann F. "Je suis mort": Essai sur la narration autothanatographique. Paris: Seuil, 2018. 300 p.
Зусева-Озкан В.Б. К вопросу о некоторых источниках современного постум-нарратива: путешествие в загробный мир и диалог мертвецов у Лукиана Самосатского // Новый филологический вестник. 2024. № 3 (70). С. 69-87.
Bettenworth A. The Mutual Influence of Inscribed and Literary Epigram // Brill's Companion to Hellenistic Epigram / eds. P. Bing, J. Bruss. Leiden, Boston: Brill, 2007. P. 69-93.
Day J. Reading Inscriptions in Literary Epigram // Greek Epigram from the Hellenistic to the Early Byzantine Era / eds. M. Kanellou, I. Petrovic, C. Carey. Oxford: Oxford University Press, 2019. P. 19-34.
Женетт Ж. Повествовательный дискурс // Женетт Ж. Фигуры: в 2 т. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. Т. 2. С. 60-280.
Барт Р. Текстовой анализ одной новеллы Эдгара По // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. С. 424-461.
Греческая эпиграмма / сост., прим. и указ. Ф. Петровского, Ю. Шульца. [М.]: ГИХЛ, 1960. 487 c.
Петровский Ф. Эпиграмма как литературный жанр // Греческая эпиграмма. [М.]: ГИХЛ, 1960. C. 5-20.
Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Восточная литература РАН, 1998. 800 с.
Gullo A. Death and the Dead in Verse Funerary Epigrams of Ancient Greece // The Routledge Companion to Death and Literature / eds. W.M. Wang, D.K. Jernigan, N. Murphy. New York, London: Routledge, 2021. P. 245-256.
Hausle H. Einfache und fruhe Formen des griechischen Epigrams. Innsbruck: Universitatsverlag Wagner, 1979. 155 s.
Sourvinou-Inwood Ch. "Reading" Greek Death: To the End of the Classical Period. Oxford, Clarendon Paperbacks, 1996. xi, 489 p.
Фрейденберг O.M. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. 448 с.
Verilhac A.-M. L'image de la femme dans les epigrammes funeraires grecques // La femme dans le monde mediterraneen. Vol. I: Antiquite / dir. A.-M. Verilhac. Lyon: Maison de l'Orient, 1985. P. 85-112.
Lattimore R. Themes in Greek and Latin Epitaphs. Urbana, Illinois: The University of Illinois Press, 1942. 354 p.
Griessmair E. Das Motiv der Mors Immatura in den griechischen metrischen Grabinschriften. Innsbruck: Universitatsverlag Wagner, 1966. 106 s.
Тамарченко Н.Д. Сюжет и мотив, комплекс мотивов и сюжетная схема // Теория литературы: в 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Academia, 2004. Т. 1. С. 193-205.
Тюпа В.И. Литература как род деятельности: теория художественного дискурса // Теория литературы: в 2 т. М.: Academia, 2004. Т. 1. С. 54-77.
Лукиан Самосатский. Сочинения: в 2 т. / под общ. ред. А.И. Зайцева. СПб.: Алетейя, 2001. Т. 1. (Античная библиотека. Античная литература).
Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Т. 4: Античная лирика. М.: Худож. лит., 1968. 624 с.
Schmitz Th.A. Speaker and addressee in early Greek epigram and lyric // Archaic and Classical Greek Epigram / eds. M. Baumbach, I. Petrovic, A. Petrovic. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. P. 25-41.
Tueller M.A. The Passer-By in Archaic and Classical Epigram // Archaic and Classical Greek Epigram / eds. M. Baumbach, I. Petrovic, A. Petrovic. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. P. 42-60.
Tueller M.A. Look Who's Talking: Innovations in Voice and Identity in Hellenistic Epigram. Leuven, Paris, Dudley, MA: Peeters Publishers, 2008. 231 p.
Vestrheim G. Voice in Sepulchral Epigrams: Some Remarks on the Use of First and Second Person in Sepulchral Epigrams, and a Comparison with Lyric Poetry // Archaic and Classical Greek Epigram / eds. M. Baumbach, I. Petrovic, A. Petrovic. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. P. 61-78.
Александрова Т.Л. Позднеэллинистическая и ранневизантийская поэзия II-VI вв.: Очерк истории литературного процесса. М.: ИМЛИ РАН, 2024. 584 c.
Bing P. Between Literature and the Monuments // Genre in Hellenistic Poetry / eds. A. Harder, R.F. Regtuit, G.C. Wakker. Groningen: Egbert Forsten, 1998. P. 29-40.
Kaczko S. From Stone to Parchment: Epigraphic and Literary Transmission of Some Greek Epigrams // Trends in Classics. 2009. Vol. 1. P. 90-117.
Licciardello F. Nossis' Auto-epitaph: Analysing a Controversial Epigram // Acta Antiqua Academiae Scientiarum Hungaricae. 2016. № 56 (4). P. 435-448.
Гринцер Н.П. Древнегреческая "лирика": значение термина и суть явления // Лирика: генезис и эволюция. М.: РГГУ, 2007. С. 13-53.
Тюпа В.И. Дискурс / Жанр. М.: Intrada, 2013. 212 с.
 Античная эпитафия от первого лица как один из источников нарратива мертвеца | Вестник Томского государственного университета. 2025. № 513. DOI: 10.17223/15617793/513/3

Античная эпитафия от первого лица как один из источников нарратива мертвеца | Вестник Томского государственного университета. 2025. № 513. DOI: 10.17223/15617793/513/3