Потенциал искусственного интеллекта в контексте педагогики совместной деятельности | Вестник Томского государственного университета. 2025. № 514. DOI: 10.17223/15617793/514/17

Потенциал искусственного интеллекта в контексте педагогики совместной деятельности

Систематизированы практики применения искусственного интеллекта (ИИ) в образовании и соотнесены с видами совместной деятельности. Классификация ИИ-инструментов и сопоставление практик их применения с типами занятий в системе совместной деятельности выявили потенциальную применимость ИИ для всех типов совместных занятий (урок-задача, -проблема, -диалог), демонстрируя возможности применения ИИ в различных образовательных сценариях. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

искусственный интеллект, высшее образование, совместная деятельность, цифровая трансформация образования, цифровая дидактика

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Иванова Арина СергеевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетзав. учебно-научной лабораторией непрерывного образования центра технологического и исследовательского сопровожденияivanova_as@ido.tsu.ru
Савченко Ульяна АнатольевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетспециалист отдела методического сопровождения электронного обучения центра технологического и исследовательского сопровожденияmatushenko_ua@ido.tsu.ru
Фещенко Артем ВикторовичНациональный исследовательский Томский государственный университетдиректор центра технологического и исследовательского сопровождения, начальник отдела разработки и коммерциализации цифровых решений, старший преподаватель кафедры гуманитарных проблем информатикиfav@ido.tsu.ru
Чечихина Антонина НиколаевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетспециалист учебно-научной лаборатории непрерывного образования центра технологического и исследовательского сопровождения, ассистент кафедры истории философии и логикиchechihina_an@ido.tsu.ru
Всего: 4

Ссылки

Buyakova, K.I., Dmitriev, Ya.A., Ivanova, A.S., Feshchenko, A.V. & Yakovleva, K.I. (2024) Otnoshenie studentov i prepodavateley k ispol'zovaniyu instrumentov s generativnym iskusstvennym intellektom v vuze [Attitude of Students and Teachers Towards the Use of Generative Artificial Intelligence Tools in University]. Obrazovanie i nauka. 26 (7). pp. 160-193. doi: 10.17853/1994-5639-2024-7-160-193.
Kotlyarova, I.O. (2022) Tekhnologii iskusstvennogo intellekta v obrazovanii [Artificial Intelligence Technologies in Education]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 14 (3). pp. 69-82. doi: 10.14529/ped220307.
Ivakhnenko, E.N. & Nikol'skiy, V.S. (2023) ChatGPT v vyshem obrazovanii i nauke: ugroza ili tsennyy resurs? [ChatGPT in Higher Education and Science: A Threat or a Valuable Resource?]. Vysshee obrazovanie v Rossii. 32 (4). pp. 9-22. doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-9-22.
Amirov, R.A. & Bilalova, U.M. (2020) Perspektivy vnedreniya tekhnologiy iskusstvennogo intellekta v sfere vysshego obrazovaniya [Prospects for the Implementation of Artificial Intelligence Technologies in Higher Education]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 3 (135). pp. 80-88. doi: 10.22394/1726-1139-2020-3-80-88.
Prozumentova, G.N. & Malkova, I.Yu. (2007) Problema sub"ekta sovmestnoy deyatel'nosti v obrazovatel'nom proektirovanii [The Problem of the Subject of Joint Activity in Educational Design]. Sibirskiypsikhologicheskiyzhurnal. 26. pp. 170-174.
Pozdeeva, S.I. (2016) Tipologiya urokov v kontseptsii pedagogiki sovmestnoy deyatel'nosti [Typology of Lessons in the Concept of Pedagogy of Joint Activity]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. Pedagogical Review. 3 (13). pp. 36-41.
Prozumentova, G.N. (2005) Perekhod k otkrytomu obrazovatel'nomu prostranstvu. Ch. 1. Fenomenologiya obrazovatel'nykh innovatsiy [Transition to an Open Educational Space. Part 1. Phenomenology of Educational Innovations]. Tomsk: Tomsk State University.
Institute of Distance Education, Tomsk State University. (2024) Instrumenty s II IDO TGU [IDO TSU's AI Tools]. [Online] Available from: https://ido.tsu.ru/onlayn-obuchenie-v-tgu/prepodavatelyam/ii-tools/(Accessed: 15.11.2024).
Diwan, C., Srinivasa, S., Suri, G., Agarwal, S. & Ram, P. (2023) AI-based learning content generation and learning pathway augmentation to increase learner engagement.Computers and Education: Artificial Intelligence. 4. pp. 100-110. doi: 10.1016/j.caeai.2022.100110.
Toktarova, V.I., Popova, O.G., Sagdullina, I.I. & Belyanin, V.A. (2023) Tekhnologii iskusstvennogo intellekta v praktike sovremennogo vysshego obrazovaniya [Artificial Intelligence Technologies in the Practice of Modern Higher Education]. Vestnik Mariyskogo gosudarstvennogo universiteta. 17 (2) (50). pp. 210-220. doi: 10.30914/2072-6783-2023-17-2-210-220.
Wolf, R.R. & Wolf, A.B. (2023) Using AI to Evaluate a Competency-Based Online Writing Course in Nursing. Online Learning. 27 (3). pp. 4169. doi: 10.24059/olj.v27i3.3974.
Drugova, E.A., Zhuravleva, I.I., Zakharova, U.S., Sotnikova, V.E. & Yakovleva, K.I. (2022) Iskusstvennyy intellekt dlya uchebnoy analitiki i etapy pedagogicheskogo proektirovaniya: obzor resheniy [Artificial Intelligence for Learning Analytics and Stages of Pedagogical Design: A Review of Solutions]. Voprosy obrazovaniya. 4. pp. 107-153. doi: 10.17323/1814-9545-2022-4-107-153.
Abdul-Kader, S.A. & Woods, J.C. (2015) Survey on chatbot design techniques in speech conversation systems.International Journal of Advanced Computer Science and Applications. 6 (7). pp. 72-80. doi: 10.14569/IJACSA.2015.060712.
Chertovskikh, O.O. (2019) Perspektivy ispol'zovaniya tsifrovykh obrazovatel'nykh resursov [Prospects for the Use of Digital Educational Resources]. Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal. 8 (4) (29). pp. 184-187. doi: 10.26140/bgz3-2019-0804-0040.
Solomyanyy, R.N. & Sosenushkin, S.E. (2019) Problemy primeneniya iskusstvennogo intellekta v adaptivnom obuchenii [Problems of Applying Artificial Intelligence in Adaptive Learning]. In: Nauka. Informatizatsiya. Tekhnologii. Obrazovanie [Science. Informatization. Technologies. Education]. pp. 680-687.
Kathanova, Yu.F., Si, Yu. & Korygin, A.I. (2022) Iskusstvennyy intellekt v obrazovatel'nom prostranstve [Artificial Intelligence in the Educational Space]. Prepodavatel'XXIvek [Teacher of the 21st Century]. 3-1. pp. 215-223. doi: 10.31862/2073-9613-2022-3-215-223.
Ushcheko, A.V. (2023) Iskusstvennyy intellekt v obrazovanii. Primenenie iskusstvennogo intellekta dlya obespecheniya adaptivnosti obrazovaniya [Artificial Intelligence in Education. Application of Artificial Intelligence to Ensure Adaptability of Education]. Vestnik nauki. 4 (6) (63). pp. 859866.
Barakina, E.Y., Popova, A.V., Gorokhova, S.S. & Voskovskaya, A.S. (2021) Digital Technologies and Artificial Intelligence Technologies in Education. European Journal of Contemporary Education. 10 (2). pp. 285-296. doi: 10.13187/ejced.2021.2.285.
Tamayo, P.A., Herrero, A., Martin, J., Navarro, C. & Tranchez, J.M. (2020) Design of a chatbot as a distance learning assistant. Open Praxis. 12 (1). pp. 145-153. doi: 10.5944/openpraxis.12.1.1063.
Ranoliya, B.R., Raghuwanshi, N. & Singh, S. (2017) Chatbot for university related FAQs. IEEE: 2017 International Conference on Advances in Computing, Communications and Informatics (ICACCI). pp. 1525-1530. doi: 10.1109/ICACCI.2017.8126057.
Smutny, P. & Schreiberova, P. (2020) Chatbots for learning: A review of educational chatbots for the Facebook Messenger.Computers & Education. 151. Art. No. 103862. doi: 10.1016/j.compedu.2020.103862.
Rezaev, A.V. & Tregubova, N.D. (2023) ChatGPT i iskusstvennyy intellekt v universitetakh: kakoe budushchee nam ozhidat'? [ChatGPT and Artificial Intelligence in Universities: What Future Should We Expect?]. Vysshee obrazovanie v Rossii. 32 (6). pp. 19-37. doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-6-19-37.
Alsadoon, R. (2021) Chatting with AI Bot: Vocabulary learning assistant for Saudi EFL learners. English Language Teaching. 14 (6). pp. 135157. doi: 10.5539/elt.v14n6p135.
Yan, D. (2023) How ChatGPT's automatic text generation impact on learners in a L2 writing practicum: an exploratory investigation. HAL. [Online] Available from: https://hal.science/hal-04037687v1 (Accessed: 04.06.2024).
Mollick, E.R. & Mollick, L. (2023) Using AI to implement effective teaching strategies in classrooms: Five strategies, including prompts. The Wharton School Research Paper. [Online] Available from: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=4391243 (Accessed: 04.06.2024).
 Потенциал искусственного интеллекта в контексте педагогики совместной деятельности | Вестник Томского государственного университета. 2025. № 514. DOI: 10.17223/15617793/514/17

Потенциал искусственного интеллекта в контексте педагогики совместной деятельности | Вестник Томского государственного университета. 2025. № 514. DOI: 10.17223/15617793/514/17