Анализируется действующий в России эюномиюсьправовой механизм сохранения окружающей природной среды, включающий стандарты по вредным выбросам н сбросам, платежи предприятий и другие элементы. Показаны достоинства и недостатки государственного экологического регулирования. Предлагается устанавливать стандарты и платежи с учетом возможностей оптимизации положения каждого предприятия, даеггся положительная оценка принципу "жертва платит" и сохранению в современных условиях экологических фондов в качестве единственных надежных источников финансирования охраны природы.
Ecological regulation in modern economy of Russia.pdf Россия в настоящий период переживает переходный этап реформирования эюлого-эюэномических отношений В их основы -собственности на природные ресурсы. Отменена монополия государства. Идет постепенная децентрализация и денационализация собственности на объекты природы. Полноценный рынок предполагает распространение прав собственности на ряд природных ресурсов, преодоление неэффективности их использования. Но, создавая и укрепляя частную собственность на природные объекты, надо иметь в виду, что окружающая природная среда во многих аспектах является общественным неделимым благом. Это говорит о необходимости управления окружающей средой и экологической безопасностью в масштабе всей национальной экономики, что не исключает рыночных механизмов саморегулирования. Эти два механизма должны дополнять друг друга. Система экологических нормативов В системе экологических нормативов основополага- ленны и ясны, как может показаться. Они разрабатывающую роль играют предельно допустимые концентра- ются исход я из д остигнутых, всегда ограниченных, пред-ции (ПДК) вредных веществ, микроорганизмов, других ставлений об окружающей среде и степени вредности биологических веществ в атмосферном воздухе, воде и для нее различных веществ и совершенствуются вместе почве. Количество нормированных загрязняющих инг- с прогрессом науки, техники, технологий, а также зави-редиентов возрастает по мере роста отходов, их разно- сят от социально-экономического состояния общества, образия и выявления опасных воздействий отходов, ра- Наряду с государственными нормативами ПДК раз-нее не считавшихся вредными для природы и человека. работаны я рекомендованы для применения стандарты Стандарты ПДК загрязняющих веществ не так опреде- международных организаций по некоторым загрязнениям, гарантирующие большую экологическую безопасность населения, сохранение генетического фонда и рациональное использование природных ресурсов. Стандарты Всемирной организации здравоохранения в ряде случаев значительно жестче, чем нормативы, действующие в России. Например, по такому распространенному загрязнителю воздушной среды городов, как бензапи-рен, он в 2,6 раза ниже российского. ПДК устанавливаются раздельно для атмосферы, воды, почвы и дифференцируются с учетом природно-климатических особенностей регионов. Для заповедников, национальных парков, курортов и зон отдыха они являются более строгими, чем для остальной территории. Для воздушной и водной сред ы применяют нормативы, "ориентировочно безопасные уровни возд ействия" (ОБУВ), для почв - "ориентировочно допустимые количества" (ОРДК). Это - временные нормативы, устанавливаемые расчетным путем на время, чаще на 2-3 года, необходимые для решения вопросов о допустимости закупки товаров, технологий и т.д. за рубежом, организации производства, использования того или иного соединения в народном хозяйстве и определения стандарта ПДК. ПДК и ОДК загрязняющих веществ в пахотном слое почвы утверждены Министерствам экологии и природных ресурсов РФ в 1992 г.. Список включает около 200 веществ. Например, ПДК бензина равен 0,1 мг/кц бензола - 0,3 мг/кц серной кислоты -160 мг/кг, нитратов - 130 мг/кг, ртути - 2,1 мг/кг; свинца - 32 мг/кг. Таблица 1 Нормативы по веществам, загрязняющим атмосферу [2] Вещество Класс опасности ПДК максимально-разовые ПДК среднесуточные ОБУВ Бария сульфат 0,100 Диэтилртуть 1 0,0003 Железа оксид 3 0,040 Калия хлорид 0,100 Аммиак 4 0,200 0,040 Соляная кислота 2 0,200 0,200 Серная кислота 2 0,300 0,100 Ангидрид сернистый 3 0,500 0,050 Хлор 2 0,100 0,030 Полиэтилен 0,100 Метан 50,0 Этилен 3 3,000 3,000 Бензол 2 1,500 0,100 По веществам, загрязняющим атмосферу, Госком-эпидемнадзор РФ утвердил с 1 января 1995 г. около 2 ты-сяч нормативов ПДК и ОБУВ. Приведем значения ПДК и ОБУВ по некоторым веществам в мг/м3 (табл. 1). Список наименований, по которым установлены предельные концентрации в водных источниках, включает 1109 веществ, ОБУВ определены для 79 веществ. Покажем некоторые нормативы ПДК (табл. 2). Когда величина ПДК определена как "отсутствие" - поступление данного вредного соединения в водоемы недопустимо. Производными от ПДК являются предельно допустимые выбросы в атмосферу и предельно допустимые сбросы в водные объекты (ПДВ и ПДС), определяемые Таблица 2 Нормативы по веществам, загрязняющим водные источники [3] Вещество Класс опасности ПДК, мг/л Аммиак 4 0,05 Ацетон 3 0,05 Бензол 4 0,5 Гептял 2 0,0005 ДЦТ (инсектицид) 1 Отсутствие (0,00001) Медь 3 0,001 Метанол 4 0,1 Нефть 3 0,05 Ртуть 1 Отсутствие (0,00001) Фенол 3 0,001 Хлор 1 0тсутствие(0,0001) для каждого источника так, чтобы совокупные выбросы и сбросы от всех источников загрязнения в данной местности или в данный водный объект не приводили к превышению ПДК. Лимиты размещения отходов также разрабатываются на базе ПДК. Указываются место размещения, предельные размеры площади для складирования, способы и условия хранения отходов и другие показатели, связанные с предотвращением или ограничением отрицательного влияния отходов. Если предприятие не имеет научно-технических, финансовых и других возможностей уложиться в нормативы ПДВ и ПДС, применяются более мягкие стандарты для тех или иных источников отходов - временно согласовенные выбросы (ВСВ) или сбросы (ВСС) - с указанием этапов и сроков достижения нормативов ПДВ и ПДС. Проекты указанных нормативов разрабатываются предприятиями-загрязнителями и утверждаются Госкомэкологии РФ и другими уполномоченными на то органами в области охраны окружающей природной среды. Стандарты по вредным выбросам и сбросам являются мощным средством воздействия на предприятия Если по какому-либо источнику возникает превышение установленного норматива, то предприятие могут подвергнуть денежному пгграфу, приостановить его работу, закрыть совсем, а его управляющих - привлечь к уголовной ответственности. Государство стимулирует предприятия к сокращению выбросов и сбросов или удержанию их на определенном уровне двумя главными способами: во-первых, стандартами по вредным выбросам и сбросам, во-вторых, платой за загрязнения окружающей природной среды. При отсутствии достоверной информации о предельных издержках фирм на предотвращение загрязнений лучше всего применять только стандарты. Они дают больше уверенности, что природоохранные цели будут достигнуты. Кроме того, именно стандарты должны играть главную роль в защите природы тогда, когда производятся значительные капитальные вложения в народное хозяйство и предприятия готовы обновить свой производственный аппарат. Более жесткие стандарты в этом случае определят внедрение в производственные процессы малоотходной техники и технологий. Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" ввел два вида платы за загрязнение и ухудшение качества природы: выбросы и сбросы загрязняющих веществ и другие виды загрязнений в пределах установленных лимитов, а также за загрязнения сверх установленных лимитов. Первый вид платы подразделяется на платежи за воздействия, на выходящие за ПДВ и П ДС и на платежи за загрязнения большие, но укладывающиеся в нормативы ВСВ и ВСС и лимиты размещения отходов. Устанавливаются два вида базовых нормативов платы: а) за вредные воздействия в пределах допустимых стандартов; б) за вредные воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). Объемы платежей, порядок их формирования регулируются правительством России. 28 августа 1992 г. правительство РФ приняло Постановление № 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия". Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные при-родопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, определяется путем умножения соответствующего базового норматива на величину указанных видов загрязнения. Плата за загрязнения природы в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующего базового норматива на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами, объемами размещения отходов. Плата за сверхлимитное загрязнение определяется умножением соответствующих базовых ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов за величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов над установленным и лимитами и увеличением полученной величины на пятикратный повышающий коэффициент. При отсутствии у природопользователя разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Платежи за предельно допустимые выбросы и сбросы, размещение отходов осуществляются за счет себестоимости продукции, а платежи за превышение их - за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия-загрязнителя. Если указанные платежи равны или превышают размер прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, то решается вопрос о приостановке или прекращении деятельности предприятия. Система платежей за загрязнение окружающей природной среды отличается от набора платежей за природные ресурсы тем, что отсутствует плата за право пользования средой. Однако, на наш взгляд, воспроизводственная способность окружающей природной среды является таким же ресурсом, как земля, лес, недра, вода. Анализ показывает, что по экономическим функциям и источникам покрытия платы за природные ресурсы и платы за окружающую природную среду мало отличаются друг от друга. Часть первого платежа носит характер платы за право пользования природной средой. Проиллюстрируем нашу точку зрения графиком 1, моделирующим экономическую ситуацию на ТЭЦ в связи с выбросами в атмосферу города двуокиси серы. мс,м1чд
Канов Виктор Иванович | Томский государственный университет | профессор, доктор экономических наук, зав. кафедрой политэкономии экономического факультета, академик Академии гуманитарных наук | |
Заочный круглый стол журнала "Экология и рынок" // Экономика и математические методы. 1992. Т. 28. Вып. 3. С. 464-465.
0 состоянии окружающей природной среды Российской федерации в 1995 году: Государственный доклад. М., 1996. С. 263.
Экологический мониторинг. Состояние окружающей природной среды Томсюй области в 1996 году / Госкомитет по охране окружающей среды Томской области. Томск, 1997. С. 156.
Перечень предельно допустимых концентраций и ориентировочно безопасных уровней воздействия вредных веществ для воды рыбохозяйственных водоемов. М.: ТОО "Мединор", 1995.
Перечень и коды веществ, загрязняющих апмосферный воздух. СПб., 1995.
Письмо Министерства экологии и природных ресурсов РФ от 16.03.92 г. № 20-2-39/14 "Уточненный перечень нормативов содержания химических веществ в почве".