Информационные стимулы исследовательской деятельности в университете
Обсуждаются наиболее перспективные виды исследовательской деятельности в университете начала XXI в., появление которых вызвано новыми информационными технологиями, внедряемыми в образовательную систему.
Information stimulus of investigation activity in university.pdf Эпохе задавали тон механика и электричество. Множество открытий сыпалось в мир из-под крыльев человеческого гения. В домах появились сигарные машинки с электрическим огнём. Это вселяло неслыханные надежды. Многие обзаводились электрическими звонками. Жизнь проходила под знаком гальванизма. Символом времени становился обрезок изолированного провода. Бруно Шульц. Комета. 1938. Чтобы последовательно и всесторонне изучать и осваивать феномены культуры и явления природы, не-обходимо иметь: 1) соответствующую научную среду - коллектив людей, занятых решением тех или иных задач (в коллектив, по классическим рекомендациям Гоу-Вудвор-тса, должны входить различные творческие типы людей: «пионер», «диагност», «техник», «эстет», «независимый», «методолог»); 2) программу исследований и соответствующую ей потребность общества в ее осуществлении; 3) финансовые, материальные и информационные ресурсы. Этим требованиям могут удовлетворять различные типы организаций. Мы попытаемся дать прогноз перспективных видов исследовательской деятельности в университетах и покажем, как их появление стимулируется новыми информационными технологиями, внедряемыми в образовательную систему. Употребляя здесь слово «университет», мы предполагаем, что для этой организации в России характерны: 1) опора на государственное финансирование; 2) обучение широкому ряду дисциплин (кстати, название «университет» происходит от лат. universitas - совокупность); 3) приоритет теоретических исследований перед эмпирическими. Как и любой социальный организм, университет находится в зависимости от экономической среды обитания, и общественные изменения неизбежно влияют на его структуру и функции. В течение веков форма жизнедеятельности университета менялась незначительно. Для серьезных изменений не было причин, поскольку сохранялось устойчивое финансирование университетов государством. Ускоряющееся обновление научных дисциплин (в том числе - фундаментальных), сокращение времени жизни технологий и увеличение расходов на трансляцию знаний студентам поставили перед университетом конца XX в. задачу повышения качества образования, введения в учебные программы междисциплинарных предметов, обеспечение более прагматического образования, включающего вопросы полноценного сотрудничества с производством. Новая форма организации университета предполагает отказ от традиционного акцента на теоретические исследования и пассивную форму обучения в пользу активной, когда студент получает возможность еще в процессе учебы начать работать по специальности и даже получать оплату за свою исследовательскую работу. Следующие этим принципам университеты называются в США предпринимательскими. Поскольку ключевым фактором, вызвавшим их к жизни, был недостаток финанси-рования для обеспечения современного и многопрофильного образования, можно прогнозировать такую же метаморфозу российских университетов, испытывающих в 1990-х гг. заметное и прогрессирующее сокращение бюджетного финансирования. Поэтому полезно выяснить источники и формы получения финансирования уже сложившихся в США предпринимательских университетов. Сократившееся бюджетное финансирование американского университета восполняется главным образом за счет неформальных связей с производством. Получить деньги этим путем можно только при активном участии университета в разработке и внедрении новых технологий. Для успешного внедрения учебными заведениями технологий в промышленность требуется внешнее окружение, способное к технологическому развитию, лабораторные возможности, необходимый персонал (который, как правило, формируется из числа студентов), преподаватели, способные руководить исследованиями. Формируются так называемые полуавтономные рабочие группы по сотрудничеству с промышленностью. Университеты предоставляют им номинальную финансовую под-дер-жку, ожидая прибыли от исследований и внедрения результатов. Преподаватели и студенты, в свою очередь, получают от университета право пользоваться финансированием промышленного предприятия, право оформлять патенты и определять размеры причитающихся им авторских процентов [1]. Имеются и дополнительные возможности получения университетом капиталов за счет: - создания университетских некоммерческих центров, ставящих своей задачей способствовать коммерциализации университетских и научных разработок; - создания центров технического содействия (технологических инкубаторов), контролирующих и оптимизирующих составление соглашений о ноу-хау, а также обеспечивающих расчет инженерных, научных и технических потребностей; - предоставления исследовательского оборудования для проведения научных и испытательных работ. Какие выгоды от взаимодействия с университетом при этом имеют сторонние и возникающие в ходе сотрудничества с ним компании? Вот они: - получение доступа к уникальным установкам и оборудованию; - сотрудничество со студентами - потенциальными служащими; - возможность проведения независимой экспертизы промышленных проектов. Университет, в свою очередь, не только получает финансовую поддержку для осуществления функции обучения, но и: - обогащает свое представление о проблемах реальной жизни; - знакомит студентов с возможными работодателя-ми и одновременно повышает свой престиж; - удерживает в своем составе квалифицированных преподавателей и работников, предоставляя им возможность пользоваться дивидендами от внедрения технологий; - выявляет фирмы для предложения новых технологий. На начальных этапах построения предпринимательского университета он для привлечения капиталов вынужден использовать имеющееся в области, штате и регионе производственное окружение. Этот процесс всегда тормозится непониманием промышленниками всех выгод от долговременного сотрудничества с научной сферой. Кроме того, крупные корпорации, заводы и производства, как правило, предпочитают полагаться только на свои научные кадры, тяготеют к монополизации ресурсов. Тенденция эта привела в 1960-1970-е гг. в США к так называемому кризису нововведений. В этих условиях университеты не могли рассчитывать на заметное привлечение капиталов от производственного окружения. Выход, однако, нашелся. Американские университеты нашли решение, которое уже несколько лет вживляется в нашу образовательную систему: если подходящего промышленного окружения нет, рассудили там, то надо такое окружение постепенно создавать своими силами. Для этого на территории университетов были организованы инкубаторы технологий, главной целью которых была в буквальном смысле «инкубация» новых компаний, мелких научно-производ-ственных фирм, которые взрослеют под присмотром поддерживающих структур: секретариата, администрации, штата квалифицированных бизнесменов. Повзрослевшая фирма может со временем приобрести самостоятельность, но в любом случае появление таких фирм становится той производственной средой, которая заинтересована в приеме выпускников данного университета на работу и вносит заметный вклад в его финансирование. В обстановке финансовой нестабильности и отсутствия развитых рынков наукоемкой продукции в России этих мероприятий оказывается недостаточно, чтобы сохранить университеты. Наши российские инкубаторы технологий и близкие им по формам работы технопарки, к сожалению, строят свою деятель-164 ность так, что о создании наукоемкого окружения университетов речи не идет. Зачастую они просто тяготеют к монополизации рынка посреднических услуг в сфере образования и науки, повторяя путь промышленных организаций, но уже в сфере услуг. В этих условиях другим, не менее важным, на наш взгляд, пулом мероприятий, призванных обеспечить университет финансами и сохранить его научные школы, является грамотное использование так называемых информационных технологий. В самом общем смысле это означает, что университет должен уметь делать рекламу своим возможностям, своей деятельности, обеспечивая высококачественный и быстрый отклик на любые внешние запросы, как проектные, так и образовательные. И скорость, и привлекательность, и гибкость, и масштаб распространения сведений обеспечиваются информационными сетями и развитым для них инструментарием представления данных. Уникальность использования в исследовательских целях сети Internet обусловлена тем, что эта сеть является одновременно и ресурсом, и научной средой (в которой представлена вся палитра социотипов творческих деятелей). Наряду с этим Internet служит пространством мнений, средством репрезентации достижений (т.е. «невидимым колледжем»), способом уведомить общество о намерениях и возможностях осуществлять те или иные программы. Теперь рассмотрим вариант, в котором информационные ресурсы университета будут действенным механизмом его развития. В ситуации слабеющего финансирования, когда инкубация дочерних университетских фирм невозможна, а монополии на производство наукоемких товаров и услуг входят в силу, университету целесообразно найти свои организации-симбионты. По нашему мнению, они должны обладать следующими чертами: - адекватно представлять себе содержание актуальных сейчас исследований; - с одной стороны, испытывать нужду в молодежи, способной к восприятию исследовательских традиций и опыта, а с другой - ощущать потребность в формировании поля междисциплинарных исследований; - соглашаться на предоставление и получение как профессиональных консультаций, так и аналогичных услуг в рамках контекстно-игрового консультирования. Контекстно-игровым консультированием мы называем систему стажировки магистрантов в организациях-симбионтах, имитирующей выполнение типовых функций будущего профессионала. Например, универ-ситет посылает своего студента-юриста на игровую стажировку в подразделение академического НИИ для того, чтобы он поучаствовал в решении реальных про-блем, связанных с юридическим обеспечением продвижения интеллектуальной продукции на рынок; - ощущать потребность в получении от университета регулярных, но различных по содержанию интеллектуальных услуг. Примером может служить регулярное обращение в университет за различными высококачественными программными продуктами, что посвящает сотрудников университета в некоторые секреты творческой кухни организации-симбионта С середины 1990-х гг. в Томске предпринимаются усилия, нацеленные на поиск потенциальных организаций-симбионтов и выработку правил совместной деятельности. В качестве примера сошлемся на инициативы Томского государственного университета. ТГУ реализует проект «Академический университет», предусматривающий подготовку специалистов в сфере наукоемких технологий XXI в. Проект осуществляется совместно с институтами РАН и РАМН г. г. Томска, Новосибирска, Москвы. Чтобы продвинуть разработки университетских ученых на зарубежные рынки для коммерческого использования, подготовлены соглашения с технологическими центрами Кельна (Германия). В контексте наших рассуждений эти шаги можно интерпретировать как усилия по созданию благоприятной для ТГУ окружающей среды. В отличие от описанной выше американской, она состоит главным образом из академических организаций, ведущих также и прикладные разработки. Когда окружающая среда сформирована, а университетские научные программы исследований и потребности общества в их осуществлении осознаны (благодаря организациям-симбионтам), университету предстоит осмыслить и осуществить свое право на независимое от посторонних посреднических структур сотрудничество, на прямое установление научных и деловых контактов. Например, некая кафедра ГГФ ТГУ хочет участвовать в проекте по поискам артезианских источников. Услуги посторонней организации по маркетингу проекта стоят недешево, и их предъявители не учитывают рискового характера проекта. Если бы эти услуги оказывало какое-либо подразделение ТГУ, скажем, силами магистрантов, пишущих диссертации по маркетингу, то расходы на оценку рыночного потенциала можно было сократить. Актуальной в этих обстоятельствах является продуманная организация информационных ресурсов ТГУ, которая предусматривает: - создание общедоступной (а не платной) базы данных о предоставлении сотрудниками университета юридических (патентная экспертиза и пр.), экономических (оценка рискового инвестирования и т.п.), психологических (создание рабочих групп etc.) и научный консалтинг, предназначенной для свободного доступа всех заинтересованных пользователей к самому главному - кадровому - ресурсу университета. Как показывает западный опыт, высококвалифицированный научный работник (доктор наук, профессор, доцент, признанный грантообладатель и др.) может добиться большого успеха в юридической практике, помогая избрать верную стратегию в разбирательствах, затрагивающих финансовые интересы разработчиков технологий, инвесторов, покупателей. Например, многие фирмы и банки, финансирующие биомедицинские компании, нуждаются в высококвалифицированных научных консультантах, привлекаемых из университета для экспертизы проектов [2]; - обеспечение прямого доступа через сеть во всех режимах (электронные пейджеры, телеконференции, электронная почта) к искомым специалистам, чьи возможности раскрыты в этой базе данных, и платные сессии, если речь идет о дистанционном обучении; - списки уникальных и стандартных приборов, экспонатов музеев, имеющихся в распоряжении университета (и его организаций-симбионтов), предоставляемых для научных, испытательных, образовательных и других целей; - защищенная база данных «Досье студента», «Досье аспиранта», отражающая текущие академические успехи и достижения в НИР старшекурсников и аспирантов, - для временных и потенциальных работодателей или соруководителей НИР; - возможность проведения независимой экспертизы любых наукоемких технологий (образовательных, научных, обеспечивающих качество жизни, социальных, предпринимательских и т.д.); - развиваемую методологию (и аппаратное обеспечение) информирования социума пользователей различных электронных сетей о вышеперечисленных ресурсах университета; - собственные поисковые машины, обеспечивающие контекстный поиск по запросам пользователей как относительно ресурсов университета, так и организаций-симбионтов. Все перечисленное фактически делает сетевое пространство единственным посредником между любым заинтересованным пользователем и университетом. Причем с университетом не в абстрактном смысле, а в лице его реальных сотрудников, кафедр, творческих коллективов, объединений студентов, «полуавтономных групп по сотрудничеству с производством» и других субъектов исследовательской деятельности. Афишируя в пространстве сетей свои программы, университет мог бы переломить нынешнюю ситуацию с монополизацией рынка наукоемких товаров и услуг.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 188
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Соснин Эдуард Анатольевич | СО РАН | кандидат физико-математических наук, научный сотрудник лаборатории оптических излучений Института сильноточной электроники; Соросовский аспирант (1996), Лауреат премии Томской области в сфере образования и науки (1997), Лауреат конкурса молодых учёных ИСЭ СО РАН (1999) | badik@loi.hcei.tsc.ru |
Пойзнер Борис Николаевич | Томский государственный университет | доцент, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры квантовой электроники и фотоники радиофизического факультета; Соросовский доцент (1998). | pznr@elefot.tsu.ru |
Ссылки
Baba M.L. University Innovation to promote Economic Growth and University: Industrial Relations // Technological Innovation and Economic Growth. Monograph, IC2 Institute of Texas at Austin, 1987.
Поиск, № 26 (372) от 22-28 июня 1996 г. С. 15.
