Informatization: gaining and losing.pdf Информатизация в качестве получения, преобразования, и использования информации в сферах народного хозяйства все шире внедряется в общественную жизнь. Набирая темпы вместе с ростом и углублением научно-технического прогресса, информатизация выступает одним из важнейших, достаточно отграниченным компонентом НТР. В иных случаях считается даже, что информационные процессы определяют тип современной цивилизации, сменившей предыдущую, доинформационную стадию ее развития. В достаточно обширной по охвату воздействий сфере информатиза-ционных процессов, мы хотели бы остановиться на событиях, связанных с областью науки в плане влияния на нее информатизации. При том намерены рассмотреть указанные взаимодействия в двух аспектах: с точки зрения как позитивных, так и нежелательных, могущих принести отрицательные последствия проявлений. Развитие информационных средств, вычислительной техники позволило внедрить новые методы научного исследования, обогатив арсенал методологических приемов познания реальности. В современной гносеологической ситуации объекты физики, астрономии, космологии и т. п. утратили наглядность, приходится работать с абстракциями очень высокого порядка, не имеющими выхода в эмпирию. В этих условиях погружения ученого в глубины микропроцессов и космических пространств единственной чувственно-наглядной опорой становится математика, поскольку наглядность в ее традиционном смысле теряет эвристическую ценность. Математические знаки выступают своего рода осязаемой реальностью, отражаемой, так сказать, «шестым чувством», в качестве которого и функционирует математическое восприятие. Таким образом, математика оказывается с появлением в дополнение к зрению, слуху, осязанию и т. д. шестого «органа чувств». Отмечая указанные особенности современного состояния исследований в квантовой механике, математики, академики В.Владимиров и Л. Фадеев считают это выражением нарастания тенденции в науке нашего времени [1]. Более того, академик, физик А. Самарский видит в подобных процессах вообще неизбежность наступления новой методологии, которая завладеет научным поиском [2]. Рассмотрим в этой связи основные методы естествознания - эксперимент, гипотезу, моделирование. Современная наука в силу все того же процесса ут-раты наглядности своих процессов вынуждена трансформировать традиционные приемы, пополняя их новым содержанием. Так, наряду с обычным, вещественным экспериментом используют математический эксперимент, а в последние годы методологи говорят еще и о «косвенном эксперименте». Выделяя последний, имеют в виду ситуацию экспериментальной невесомости, т.е. полное отсутствие условий для проведения натурного эксперимента, в силу чего в качестве опытного поля выступают философские положения и общенаучные теории типа антропного принципа. Опираясь на подобные постулаты, и испытывают поведение исследуемых объектов, имеющих гипотетический характер. Широко используется математический эксперимент, позволяющий чисто умозрительно получить ре-зульта-ты путем решения систем дифференциальных уравнений вместо того, чтобы проводить громоздкие и дорогостоящие опыты на лабораторных установках. Но математический эксперимент страдает существенной ограниченностью: математическая реальность лишена адекватности описаний внешней реальности, поскольку переводит ее содержание на другой знаково-сим-волический язык, что свойственно не только математике, но любому способу понятийной фиксации знания. Вот здесь и открываются преимущества методов информатики. Благодаря использованию компьютерной техники, исследователь может создавать образные отображения изучаемого объекта, достигая определенной меры подобия на экранах вычислительных устройств. Вместе с тем дисплейное исполнение «натуры» несет большие преимущества в сравнении с операциями на вещественных объектах, позволяя избегать использования материальных затрат, необходимых при работе с веществом в натурном эксперименте. Следовательно, информатизационные методики, соединяя адекватность образа с отсутствием в нем вещественной взвешенности, являют новый тип эксперимента, несущего заметный методологический эффект. Может быть, еще сильнее подобный эффект дает прием моделирования. Здесь также различают традиционное и математическое моделирование. По определению, модель есть квазиобъект, объект-заменитель, используемый для испытания режимов работы оригинала, результаты которой переносятся с учетом масштабов модели и объекта на последний. Алгоритм моделирования представляет три шага: предмодельный (изучение исследуемого объекта), собственно модельный (построение модели и ее испытание) и постмодельный (перенос результата с модели на объект). Если А есть модель В, то новая информация извлекается следующим образом. Задаем функцию y=fx), где f - правило перехода от независимой переменной х к зависимой переменной у. Тогда, если, подставляя на место х характеристики объекта А , будем получать на месте y совокупность характеристик В, следовательно, А является моделью В. Существенным свойством вещественной модели выступает мера ее подобия оригиналу. Эта мера находится в диапазоне значений между нулем и единицей и определяется отношением 0
Сухотин Анатолий Константинович | Томский государственный университет | профессор, доктор философских наук, профессор кафедры истории философии и логики философского факультета | |
Сухотин Александр Анатольевич | Банк «Томск-Резерв» | кандидат физико-математических наук, начальник отдела экономического анализа и планирования | |
Владимиров В., Фадеев Л. Тенденции развития современной математики // Коммунист. 1988. № 12.
Самарский А. Неизбежность новой методологии // Коммунист. 1989. № 1.
Горолевич Т.А. Современная концепция бесконечности. Минск: Наука и техника. 1984.
Порус В.Н. Эпистемология: некоторые тенденции. // Вопросы философии. 1997. № 2.
Шрейдер Ю.А. Диалектика точного и неточного в современном научном познании. Круглый стол // Вопросы философии. 1988. № 12.
Налимов В.В. Размышления о путях развития философии // Вопросы философии. 1993. № 9.