Антропологические основания «аналитического синтеза» в историческом познании
Идеи Л Н. Толстого о непостижимости истории человеческим разумом положены в основу настоящей статьи, посвященной исследованию метода междисциплинарного синтеза, призванного дать более адекватный образ исторической действительности.
Antropological basis of «analytical synthesis» in historic cognition.pdf История как живая действительность складываетсяиз различных планов бытия. В одном случае это по-вседневные дела людей, лежащие на поверхности ви-димой действительности: это могут быть как дела«государей и толстосумов», так и поступки простых ибезвестных людей с их заботами, надеждами, устрем-лениями. Историю этого плана называют «событий-ной», открывающейся взору в «индивидуальном из-мерении». Она подобна неспокойному морю с его вол-нами, вызванными мощными приливами и отливами.Будучи «сверхчуткой», она остро реагирует на мель-чайшие социальные изменения. Но именно данное об-стоятельство и делает историю этого плана самой «при-тягательной», самой «человечной», но и самой «ко-варной» одновременно. Эта «дымящаяся» история не-сет на себе отпечатки страстей людей, их мечтаний ииллюзий. Мир людей во все времена отличается не-кой «причудливостью», бесцельностью, бессмыслен-ностью и «слепотой», свойственной всему живому;это «опасный» мир, ибо в водовороте мирской суетыон не чувствителен к «глубинным бесшумным токам»,постепенно подтачивающим опоры существующего по-рядка в обществе. Какой-либо цели и направленностив этом людском муравейнике нет; напрасны будутвсякие попытки отыскать смысл и последнюю цельистории. «То самое, чем он прежде мучился, чего онискал постоянно, цели жизни, теперь для него не су-ществовало. Эта искомая цель жизни теперь не слу-чайно не существовала для него только в настоящуюминуту, но он чувствовал, что ее нет и не можетбыть. И это-то отсутствие цели давало ему то пол-ное, радостное сознание свободы, которое в это вре-мя составляло его счастье...»Эту историческую «мозаику» называют «пылью по-вседневности» (Ф. Бродель); иногда ее представляютв виде «дифференциала истории» (Л. Толстой), позво-ляющего посредством «бесконечно малых единиц» ин-тегрировать знание до степени приближения («пости-гновения») к законам истории («... на этом пути толь-ко лежит возможность уловления исторических за-конов...»).В другом случае бытие истории предстает в видемассовых явлений, в которых принимают участие боль-шие совокупности людей и все их действия подчине-ны осуществлению заранее планируемых целей. Такиесвершения происходят в определенное время и на оп-ределенном пространстве; охватить их целиком, что-бы увидеть всех участников каких-либо событий и по-нять все происходящее очень трудно, практически не-возможно. К подобным историческим событиям от-носятся войны, религиозные и политические движе-ния, рост городов, складывание общенационального и50... человек, который есть предмет истории... Историярассматривает представление о жизни человека...Л.Н. Толстоймирового рынка и т.д. Фабрицио дель Донго в битвепри Ватерлоо видит только отдельные и не связанныедруг с другом эпизоды сражения: «... вдруг, пересекаяугол широкой луговины, на краю которой он остано-вился, проскакали всадники: несколько генералов, а заними - человек двадцать гусаров... Фабрицио насчи-тал четыре треуголки с золотыми галунами. Черезчетверть часа по нескольким словам, которыми пе-ребросились гусары, скакавшие рядом с ним, он понял,что один из генералов - знаменитый маршал Ней....Выехав на поле, Фабрицио застал там генераловодних, без эскорта; пушки громыхали как будто всесильнее... Эскорт пустил лошадей вскачь; ехали повспаханному полю, которое начиналось сразу от ка-нала и все было усеяно трупами.... Вдруг все поскака-ли галопом. Через несколько мгновений Фабрицио уви-дел, что шагах в двадцати перед ним вспаханная зем-ля шевелится самым диковинным образом. ...В этуминуту эскорт мчался во весь опор, и наш герой по-нял, что земля взметывается со всех сторон комкамииз-за пушечных ядер. Но сколько он ни вглядывался вту сторону... понять он ничего не мог... Эскорт сно-ва двинулся и поскакал вслед за маршалом к пехот-ным дивизиям... Маршал направился к кавалерийскимчастям, довольно долго пробыл там и дал приказ ата-ковать неприятеля, но наш герой уже час или два несознавал, что происходит вокруг... Вдруг вахмистркрикнул гусарам:- Эй, сукины дети, не видите, что ли? Импера-тор!Тотчас же гусары рявкнули:-Да здравствует император!Когда отряд выбрался из лощины, Фабрицио за-метил, что маршал Ней куда-то исчез, а вместо неговпереди эскорта ехал другой генерал - высокий, ху-дощавый, с суровым лицом и грозным взглядом... полквесь день был убежден в победе, а теперь, внезапноатакованный целой тучей прусской кавалерии, от-ступал, точнее сказать, бежал, в сторону Франции».Но не только рядовые участники массовых собы-тий - такие, как Фабрицио или Безухов - не могутпонять всего происходящего в силу того, что, напри-мер, на поле битвы действуют бесчисленное количествопри-чин в виде целей людей, отчаянно борющихся зажизнь; все их стремления и побуждения пересекаютсяи переплетаются, следствием чего оказывается, чтоконечный результат во всей отчетливости и ясностипредвидеть практически невозможно. В аналогичномположении находятся и те личности, которым в силуих особой роли необходимо управлять тем или инымпроцессом, например, сражением и предвидеть его ре-зультаты. «И не Наполеон распоряжался ходом сра-жеиья, потому что из диспозиции его ничего не былоисполнено и во время сражения он не знал про то,что происходило впереди его. Стало быть, и то, ка-ким образом эти люди убивали друг друга, происходи-ло не по воле Наполеона, а шло независимо от него, поволе сотен тысяч людей, участвующих в общем деле.Наполеону казалось только, что все дело происходилопо воле его». «Он (Кутузов. - Ю.П.) не делал никакихраспоряжений, а только соглашался или не соглашайсяна то, что предлагали ему. ...Он выслушивав привозимыеему донесения, отдавал приказания, когда это требова-лось подчиненными; но, выслушивая донесения, он, каза-лось, не интересовался смыслом слов того, что ему го-ворили, а что-то другое в выражении лиц, в тоне речи до-носивших интересовало его. Долголетним военным опы-том он знал и старческим умом понимал, что руково-дить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью,нельзя одному человеку, и знал, что решают участьсраженья не распоряжения главнокомандующего, не ме-сто, на котором стоят войска, не количество пушек иубитых людей, а та неуловимая сила, называемая духомвойска, и он следил за этой сичой и руководич ею, на-сколько это было в его власти».Исторические события совершаются независимоот воли великой личности; они есть среднестатисти-ческий результат пересечения причинных рядов, иду-щих от бесчисленных побуждений участвующих в немперсонажей, и этот результат может существенно от-личаться от первоначальных замыслов историческихгероев. «Всякое сражение - Тарутинское, Бородин-ское, Аустерлицкое - всякое совершается не так, какпредполагапи его распорядители. Это есть сущест-венное условие.Бесчисленное количество свободных сил (ибо нигдечеловек не бывает свободнее, как во время сраженш,где дело идет о жизни и смерти) влияет на направле-ние сражения, и это направление никогда не можетбыть известно вперед и никогда не совпадает с на-правлением какой-нибудь одной силы.Ежели многие, одновременно и разнообразно напра-вленные силы действуют на какое-нибудь тело, тонаправление движения этого тела не может совпа-дать ни с одной из сил; а будет всегда среднее, крат-чайшее направление, то, что в механике выражаетсядиагональю параллелограмма сил».В творчестве Пушкина, Гоголя, Достоевского, Тол-стого сосредоточен огромный опыт размышления об ис-тории, подчеркивает известный французский философП. Рикер. Большое впечатление производит идея о том,что «исторические события не поддаются обобщению.Толстой говорит о том, что никто не способен сделатьвывода по поводу войны между Францией и Россией,потому что никто не видел самого феномена войны вцелом, но каждый обладает отдельным фрагментом ог-раниченного опыта, и если бы удалось обобщить эти мно-гочисленные фрагменты, то был бы выявлен смыслистории, но это невозможно. Вот почему история не-подвластна человеческому разуму» [1. С. 126]. В ис-торическом исследовании всегда отсутствует такое зна-ние, которое необходимо для исчерпывающего пред-ставления о прошлом.В третьем случае бытие истории непостижимо всилу того, что эмпирического познания недостаточнодля проникновения в смысл истории, последние осно-вания исторической действительности. Историк опе-рирует источниками и памятниками прошлого; онсобирает материал в виде исторических фактов и вы-страивает между ними определенную зависимость. Од-нако каков бы ни был собранный материал, его ока-зывается недостаточно, когда историк начинает реф-лектировать по поводу единства исторического про-цесса, его движения к чему-то, что может рассматри-ваться как разрешающий финал истории; рефлексияотносительно того, есть ли во всем многообразии жи-зни какой-то план и смысл, для чего люди платятслишком дорогую цену за то, что происходит в живойдействительности, почему так часты нелепости и раз-личного рода алогизмы, - рефлексия по этому поводулишь показывает, что проникнуть в тайны историиневозможно. Скрыт от человека глубинный план бы-тия; бессильным оказывается он, когда встречается сподобными вопросами - «великими и страшными во-просами». «Пути Господни неисповедимы!». «Фата-лизм в истории неизбежен для объяснения неразумныхявлений (то есть тех, разумность которых мы не по-нимаем). Чем более мы стараемся разумно объяснитьэти явления в истории, тем они становятся для наснеразумнее и непонятнее... ход мировых событий пре-допределен свыше, зависит от совпадения всех произ-волов людей, участвующих в этих событиях...». Непо-стижимость истории объясняется тем, что она пред-стает трансцендентальным субъектом по отношениюк эмпирическому субъекту - историку, изучающемупрошлое. Его опыт, ограниченный в пространстве ивремени, несоизмерим с безграничностью и вневре-менностью всемирной истории; неспособность охва-тить индивидуальным умом поле истории - деятель-ность предшествующих поколений людей, разверты-вающуюся на бескрайних просторах истории и ухо-дящую в глубокую древность, начало которой от насскрыто - делает область знания о ней трансцендент-ной. Трансцендентный план истории неразрешим: ис-следователь, рефлектируя по поводу вопросов, выхо-дящих по сути дела за границы истории, отсылает ихк самому себе; философствование по поводу метафи-зических сущностей означает, что субъект вопрошаето вневременном, вечном и безграничном, внепрост-ранственном, будучи сам ограниченным в простран-стве и времени. Получается, что в конечном счетесубъект вступил «в диалог вопроса с собой и о себе»,он ввязывается «в соотнесение вопроса с самим со-бой», приходит «к своему собственному отражению,размышлению, рефлексии и вопрошанию в себе и осебе» [2]. Любая философия истории есть знание необ объективной истории, но о мышлении философа(историка), создающего в своем воображении ту илииную метафизическую концепцию; философия исто-рии скорее есть разум, нежели знание, и все рассуж-дения о финале или конце истории относятся к облас-ти мифологического сознания, нежели принадлежат крациональному способу познания истории.Своеобразие науки о человеке, каковой предстаетистория, невозможность проникновения в тайну про-шлого делает вопрос о методах познания жизни лю-дей в прошлом и настоящем особенно актуальным.Историческая наука всегда испытывала острую по-требность в разработке научных методов, с помощьюкоторых можно было бы проникнуть в тайну ушедше-го, расширить горизонт исторического видения, по-нять смысл происходящего, обнаружить подлинныепричины совершаемых явлений. Рефлексия по поводупознавательных возможностей исторического разумавозникла относительно недавно: критический метод висторической науке складывается в XVI-XVII вв. ибыл вызван необходимостью проверки историческихсвидетельств. Основные принципы научного исследо-вания были выработаны во второй половине XVII в. исводились к «проверке правдивости» - отделению ис-тинного знания от ложного. Революция в познании,связанная с философским скептицизмом, не отрази-лась на исследовательской практике исторической на-уки, ибо Декарт резко отрицательно относился к ис-торической мысли: для него история являлась не бо-лее чем «бегством от современности» («Но тот, кточересчур много времени тратит на путешествия, ста-новится, в конце концов, чужим в собственной стра-не...»). Вместе с тем декартовский скептицизм объек-тивно сыграл положительную роль в развитии карте-зианской историографии: возникла новая школа ис-торической мысли, которая была основана на идееметодологического сомнения. Основные правила, ко-торыми должен руководствоваться историк, своди-лись к трем методологическим принципам:1) нельзя опираться на авторитет настолько, чтобыверить в то, что с нашей точки зрения невозможно;2) необходимо сопоставлять различные источники,чтобы исключить их противоречие друг другу;3) письменные источники необходимо проверятьнеписьменными [3. С. 61].Последующее развитие исторической науки под-тверждает положение, что вопрос о способах или ин-струментах познания - своего рода «верстаке», за ко-торым работает историк - оказывается главным вовсей ее теоретической проблематике; романтизм, не-мецкий классический критицизм (Кант, Фихте, Шел-линг, Гегель), марксизм, позитивизм, неокантианство,философия жизни, неогегельянство, аналитическаяфилософия, экзистенциализм во главу угла поставилитеоретическую разработку методов познания - «мыс-ленную процедуру обработки фактов», заданную ка-кой-либо целью. Под научным методом следует по-нимать и определенную процедуру наблюдения, и про-цедуру проведения эксперимента, что сопровождаетсяодновременной работой чувств и разума; в любом слу-чае речь идет о нахождении новых фактов [4]. Средиуказанных философских школ и направлений фран-цузской школе «Анналов» («Анналы экономической исоциальной истории» (1929) и после 1945 г. «Анналы.Экономики, общества, цивилизации») - этой «неболь-шой группе французских ученых» - принадлежит оченьважная роль. Историки М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродельотбросили классическую форму исследования и пред-ложили «новые формы исторической науки». Бродельв предисловии к первому изданию своего фундамен-тального труда «Средиземное море и средиземномор-ский мир в эпоху Филиппа II» следующим образомхарактеризует тот новый метод исследования, кото-рый не применялся до сих пор в практике историче-ского исследования и которому необходимо было52«придать значимость»: поскольку предметом иссле-дования оказывалась история Средиземноморья «вовсей ее неохватной сложности», когда бы ее следова-ло свести «к подлинной бьющей ключом жизни», пре-жняя методология, соответствующая представлениюоб истории как о политической истории, оказываласьнепригодной - требовался прорыв в новые отраслизнания, такие, как экономика, политика, культура, де-мография, география, океанография, историческая гео-логия, минералогия, флора и фауна и т.д. От историкатребуется «панорамный взгляд», видение «незаурядно-го предмета», отличающегося от всех предыдущих темисследования своей масштабностью - делами людей,развертывающимися в природном окружении, жиз-нью людей в пространстве. В свете подобного пони-мания задач исторической науки тема Средиземномо-рья приобретает у Броделя совершенно другой вид:море трактуется им как особый «исторический персо-наж». Историк, пожелавший написать историю Сре-диземного моря в соотнесенности с человеком, сразуобнаружит, что «ее герой сложен, громоздок, неорди-нарен, он не укладывается в привычные рамки.Обычный стиль историописания - «такой-то родилсятогда-то» - к нему не подходит; к этому герою не-применим добросовестный рассказ о событиях, какони происходили; Средиземное море - не просто мо-ре, а «комплекс морей», к тому же морей, испещрен-ных островами, рассеченных полуостровами, обрисо-ванных изрезанными побережьями. Его жизнь неот-делима от земли, его поэзия пронизана сельскимимотивами, его мореплаватели - одновременно кресть-яне. Это в такой же степени море оливковых рощ ивиноградников, как и море узких гребных судов и кру-глых купеческих кораблей, и его историю нельзя от-граничить от мира суши...» [5. С. 15-16].Широкий «панорамный взгляд» позволяет истори-ку избежать узкого и ограниченного взгляда на исто-рию как только на события политической жизни, ко-торая происходит в «канцелярских кабинетах» при не-посредственном участии «Мудрого Монарха» и свитыего дипломатов; попытка воссоздать подлинную ис-торию как деятельность людей во времени и прост-ранстве («географической среде») заставляет расши-рить предмет его изысканий и с необходимостью вос-пользоваться знанием из смежных областей: этногра-фии, географии, ботаники, геологии, инженерии. Ито-гом комплексного постижения предмета - Средизем-ного моря и средиземноморского мира в эпоху Фи-липпа II - явилась история, состоящая из трех частей:«Первая часть посвящена почти неподвижной исто-рии, истории человека в его взаимоотношениях с ок-ружающей средой; медленно текущей и мало подвер-женной изменениям истории ... Поверх этой непод-вижной истории располагается история, протекающаяв медленном ритме: это ... социальная история ...история групп и коллективных образований. ... Нако-нец, третья часть посвящена традиционной истории,если угодно, истории не в общечеловеческом, а в ин-дивидуальном измерении, событийной истории...» [5.С. 20]. «Панорамный взгляд» на историю, открываю-щийся благодаря сознательному расширению истори-ком предмета своего исследования до таких предме-тов, когда историческая действительность предстает ввиде «подлинной бьющей ключом жизни», предпола-гает расчленение истории на несколько уровней. Всвою очередь, это приводит к необходимости различе-ния в историческом времени «времени географиче-ского, социального и индивидуального». Поскольку глав-ным персонажем истории всегда является человек -история не может ни осуществляться, ни познаватьсяв безличных формах, - то исследователю, руководст-вующемуся данной методологией, необходимо и чело-века разделить «на нескольких персонажей».Согласно методологии исследования, предложен-ной школой «Анналов», предмет исторической наукикак науки, изучающей людей с их делами в прошлом,не сводится только к мышлению о «человеческом»;столь же важно для понимания человеческой деятель-ности сопутствующая «среда», влияющая на резуль-таты этой деятельности, ибо сам человек живет в«среде» - как географической, так и социальной(культурной). Отсюда возникает необходимая потреб-ность расширить область знания, посредством кото-рого историк проникает в тайны прошлого; деятель-ность людей складывается из переменных бесчислен-ного порядка, и нет возможности посредством однойпеременной выразить содержание события, являюще-гося результатом сложения множества разнородныхпричинных рядов. «Действительность человеческогомира, как и реальность мира физического, огромна ипестра, - писал М. Блок. В простой ее фотографии,если предположить, что такое механическое всеобъ-емлющее воспроизведение имеет смысл, было бы не-возможно разобраться» [6, С. 82]. «Пестрая и интен-сивная жизнь» требовала «новых форм историческойнауки»; произошел разрыв со старыми «стереотипа-ми», следствием чего явилось привнесение в истори-ческую науку знания, выработанного как в смежных,так и в весьма отдаленных областях науки.Говоря о методе - «приемах мелких ремесленни-ков в мастерских истории», - авторы школы «Анна-лов» на редкость немногословны и осторожны. У ееосновоположника М. Блока изредка встречается слово«синтез» и дается беглая характеристика самого ме-тода, применение которого, по мнению благодарныхпоследователей, способно привести к «построению но-вой истории». Характеризуя положениедел в истори-ческой науке, сложившееся со времен Немецкой шко-лы, Ренана, Фюстель де Куланжа, М. Блок пишет:«Отпугивающая таинственная замкнутость, в которойиногда пребывают лучшие из нас; преобладание внашей популярной литературной продукции унылогоучебника, где навязчиво царит дух школярского обу-чения вместо настоящего синтеза; странная стыдли-вость, мешающая нам, когда мы выходим из своих ка-бинетов, показать непосвященным благородные пробле-мы наших методов - все эти дурные привычки, поро-жденные скопищем противоречивых предрассудков,вредят, несомненно, благому делу. Все они сообщатолкают беззащитную массу читателей к фальшивымбрильянтам мнимой истории...» [6. С. 51]. Познание висторической науке строится на основе «синтеза»; чтособой представляет сам синтез, М. Блок не объясняет.Попытка найти ответ на возникающий вопрос в егозамечательном труде «Апология истории» не приве-дет к желаемому результату. Объясняется это тем, чтоисторики школы «Анналов» были абсолютно равно-душны к теоретическим вопросам исторической нау-ки. «Франкоязычная историография ... традиционно инеизменно высказывает недоверие к философии, ко-торую она охотно отождествляет с философией исто-рии гегелевского типа, соединенной - для удобства -со спекуляциями Шпенглера или Тойнби. Что касает-ся критической философии истории, унаследованнойот Дильтея, Риккерта, Зиммеля, Макса Вебера и про-долженной Раймоном Ароном и Анри Марру, она наделе никогда не относилась к основному течениюфранцузской историографии. Вот почему мы не нахо-дим в работах методологического плана рефлексии,сопоставимой с рефлексией немецкой школы началавека, с рефлексией нынешнего логического позитиви-зма или его англоязычных противников об эпистемо-логической структуре объяснения в истории. Их силав ином - в строгой приверженности ремеслу истори-ка. Лучшее, чем располагает французская историче-ская школа, - это методология специалистов в своейобласти. В этом отношении она тем более дает пищудля философской мысли, что ничего у нее не заимст-вует» [7. С. 113]. В отличие от философско-теорети-ческих рассуждений Р. Арона и А. Марру, историкишколы «Анналовстью события, и одинаково ложными по недействи-тельности своей (без участия всех других совпавшихпричин) произвести совершившееся событие».В общественной жизни, длящейся во времени, скла-дывается бесчисленное количество связей и отношенийкак внутри общества, так и между обществом и внеш-ним миром. Ф. Бродель, говоря о исторической реконст-рукции, выделяет «глубинную историю» - незаметнуюи немногословную и «быстротекущую историю» - види-мые изменения и их внешние формы. Глубинная исто-рия есть некие «структуры» - длительные промежуткивремени, быстротекущая история воплощается в «конъ-юнктурах» - небольших промежутках времени. «Исто-рия занимается поиском и использованием многочис-ленных объяснений, отражающих движение по вертика-ли, от одного временного «уровня» к другому. Но накаждом уровне выстраиваются также горизонтальныесвязи и отношения» [5. С. 25]. Однолинейное причинноеобъяснение - монообъяснение - такого конгломерата свя-зей и отношений оказывается бессильным; причинныеряды, пересекаясь в какой-либо точке, принадлежат кразличным областям социальной действительности: эко-номической, демографической, культурной, поэтому воз-никает необходимость привлечения знания из смежныхобластей: этнографии, социологии, культурологии, по-литологии. В распоряжении историка - «невообразимаямасса статей, мемуаров, разных изданий, книг, исследо-ваний как собственно историков, так и других не менееинтересных авторов из смежных областей...».' Помимо внутрисоциальных детерминант на обще-ственную жизнь оказывают влияние внешние факто-ры: географическая среда, климат, ландшафт, почвы,засухи, наводнения, ископаемые ресурсы. Невидимыев короткие промежутки времени, они обнаруживаютсвое влияние на людей при массовом наблюдении в ши-роких пространственных и временных границах. Их-тои должен учитывать историк, если поставит задачукрупномасштабного постижения истории, ибо толькопри таком подходе ему открывается связь между де-лами людей и явлениями, происходящими в природе(«неразрывная связь истории и пространства»).Содержание исторического метода школы «Анна-лов» сводится к комплексному подходу, широкому, па-норамному взгляду, взаимодополняющему знанию, пе-реходящему в синтез, использованию сведений как изсмежных областей, так и из тех отраслей науки, кото-рые относятся к миру природы. «Мы только просимпомнить, - обращает внимание М. Блок, - что в исто-рических исследованиях нет места автаркии. Изолиро-вавшись, каждый из специалистов сможет что-либопостичь лишь наполовину даже в собственной облас-ти; единственно подлинная история, возможная лишьпри взаимопомощи, - это всемирная история.Всякая наука, однако, определяется не только сво-им предметом. Ее границы в такой же мере могутбыть установлены характером присущих ей методов»[9. С. 29]. Рассмотрим сущность этого метода на при-мере использования Ф. Броделем географических дан-ных, которые наряду со сведениями из других облас-тей научного знания позволяют воспроизвести аутен-тичную картину исторической жизни. Климат и исто-рия, времена года и виды деятельности людей тесносвязаны друг с другом: существует явно выраженныйдетерминизм между природой и хозяйством («судо-ходство останавливается зимой»; «приход плохой по-годы означает обязательную приостановку крупныхвоенных действий на море»; «зимнее полугодие -спокойное и мирное время»; «для правительств на-ступает время.проектов и шумных дебатов»; «зима -это время переговоров, дипломатических встреч, мир-ных намерений»; «начиная с благодатной весны ...жизнь набирает обороты»; «в июне поспевают хлеба,в августе смоквы, в сентябре виноград, осенью олив-ки» и т.д.). Чтобы понять жизнь людей Средиземно-морья во всей ее сложности и противоречивости -развитие земледелия, скотоводства и ремесел, ростгородов, культурные процессы, причины войн и на-правление дипломатии государств, - недостаточно еди-ничного обращения к событиям истории, зафиксиро-ванным в тех или иных исторических документах; не-обходим статистический анализ массовых источниковс тем, чтобы выявить устойчивые тенденции на про-тяжении длительного времени. Причем - и это следу-ет особо подчеркнуть - в поле внимания историкадолжны быть и такие документы, которые позволятему заметить «географические циклы»; они вместе сфакторами социальнойсреды приводят к устойчивымтенденциям в истории на протяжении длительного вре-мени. Взять хотя бы процессы миграции населения сгор на равнину, длящиеся столетиями; они становятсязаметными только тогда, когда «хронологические рам-ки рассмотрения расширены до предела». Либо повсе-местная освободительная война в горах, проходившаяв Альпах, Пиренеях и Апеннинах фактически как со-циальная (разбойническая) в конце XVI в.; христиан-ские и мусульманские горы имеют общую судьбу, ко-торая прочитывается «в истории огромных горныхцепей, овеянных дыханием окружающего их моря».Итак, «в этих почти неподвижных рамках влияниемедленных приливов и отливов не является обособ-ленным, - пишет Ф. Бродель, - сдвиги глобальных от-ношений между человеком и окружающей его средойсливаются с другими колебательными движениями -экономическими, тоже иногда протекающими медлен-но, но, как правило, более краткосрочными. Все этипроцессы переплетаются друг с другом. И те и другиевсегда оказывают сложное воздействие на условияжизни людей. Успех созидательной деятельности по-следних зависит от того, умеют ли они сознательноиспользовать эти приливы и отливы, или нет. Инымисловами, географическое рассмотрение долгосрочныхпериодов приводит нас к пониманию самых длитель-ных колебательных процессов, которое знает исто-рия» [5. С. 117].Исторический метод «Анналов» и, в частности, ме-тод, используемый Ф. Броделем, заключается в «све-дении» воедино материала, которым располагает ис-следователь. Все «описательные подробности» следу-ет брать во внимание, и только при этом условииможно выявить устойчивые тенденции (историческиезаконы) в жизни и деятельности людей в ту или инуюисторическую эпоху и в том или ином регионе. Мывидим, что судьба людей сливается с историей приро-ды: судьбой гор, омываемых морем. Глобальные отно-шения с природой тесно связаны с экономическими идемографическими процессами; происходит перепле-тение повседневности с глубинными процессами об-щественной жизни.«Стало быть, причины эти все - миллиарды при-чин - совпали для того, чтобы произвести то, чтобыло. И, следовательно, ничто не было исключитель-ной причиной события, а событие должно было со-вершиться только потому, что оно должно былосовершиться. ...Ничто не причина. Все это толькосовпадение тех условий, при которых совершаетсявсякое жизненное, органическое, стихийное событие....Каждое действие их (великих личностей - Ю.П.),кажущееся им произвольным для самих себя, в исто-рическом смысле непроизвольно, а находится в связисо всем ходом истории и определено предвечно».Исследование, учит Бродель, не может заканчива-ться нахождением кратковременных причин; историкдолжен идти дальше и «выстроить длинные ряды по-казателей, не ограничивать рамки причинно-следст-венных связей одним Средиземноморьем, а расши-рить их на Средиземноморье плюс Европу, а еще луч-ше на весь мир» [5. С. 372]. При изучении прошлогоисторик обязан стремиться к максимальному расши-рению информации; накопление информационного ма-териала должно сопровождаться «систематизацией иклассификацией» по заранее намеченному плану, что-бы каждая «описательная деталь становилась на своеместо»; затем следует соотнести показатели влажно-сти, сухости, холода, тепла с датой и временем года,чтобы перейти к «количественному балансу»; далеевыделяется последовательность сходных событий:время сбора винограда, дата появления на рынке пер-вого свежеотжатого масла, первого зерна, первой ку-курузы; собираются сведения о вырубке деревьев, обизменении водного режима рек, о сроках цветениярастений, о начале ледостава на озерах и реках, обобразовании и разрушении ледяного покрова Балтики,о наступлении и таянии ледников, о колебаниях уровняморя - «все это равносильно установлению хронологиидолгосрочных и краткосрочных колебаний климата».Завершающим этапом исследования будет согласова-ние полученных данных и сформулированных проблемс общими гипотезами и положениями [5. С. 373].Историческийметод Ф. Броделя состоит в «сведе-нии воедино» различной информации; благодаря вы-страиванию длинных причинных рядов и обнаруже-нию зависимостей между выявленными показателями,историк устанавливает «целостную» картину челове-ческой жизни во всем ее разнообразии. В этой цело-стной картине жизни людей географическая среда с еефизико-географическими данными оказывается необ-ходимым компонентом; мир природы «представляетсобой нечто единое благодаря живущим в нем людям,благодаря сплаву различных исторических пластов»[5. С. 323]. И вместе с тем следует отметить вслед заБроделем, что главы его труда, посвященные геогра-фии, фактически посвящены истории. «Это историче-ские главы, - подчеркивает Бродель, - поскольку всякнига посвящена истории. Их задача - только напом-нить читателю о том, что за кулисами истории чело-вечества выступает весьма изменчивый и в то же вре-мя настойчивый, умелый, иногда очень навязчивой всвоих проявлениях деятель - хотя чаще всего совре-менники, а за ними историки не выдвигают его напередний план: как его назвать? Пространственнаясреда - но это слишком мало. Природа - но это зву-чит двусмысленно. Назовем его географической сре-дой» [5. С. 30].Новое направление в исторической науке, пред-ставленное школой «Анналов», в определенной сте-пени произвело переворот во взглядах на историю. Досих пор существовал узкопрофессиональный подход:имела место градация в тематике историков, когда од-ни из них специализировались на изучении экономи-ческих явлений, другие - на политических, третьи -на событиях международной жизни. Но любое собы-тие в истории одновременно принадлежит различнымпланам бытия - политические конфликты, как прави-ло, оказываются следствием экономических противо-речий, а явления экономической жизни напрямую за-висят от внутренней политики государства. Специа-лизация в научных интересах приводит порой к тому,что происходит абсолютизация значения какого-либофакта, преувеличение его роли в той концепции, ко-торой придерживается историк. И, несмотря на то,что открытия в науке делают узкие специалисты, та-кой подход в истории был назван «взглядом из тунне-ля» [8. С. 124].Эту профессиональную болезнь историков школа«Анналов» преодолела посредством нового метода;упор делался на обзорные труды, когда без синтези-рующих результатов исследований многих специа-листов было невозможно обойтись. Ее основатели(М. Блок, J1. Февр) обратили внимание не столько нанаправления исследований, - последние могли быть впринципе теми же самыми, - сколько на необходи-мость преодоления раздробленности; постановка но-вых задач потребует и новых интеллектуальных уси-лий от историка, когда не отдельные стороны дейст-вительности, но вся жизнь во всем ее разнообразиистанет предметом его интереса. Девизом школы «Ан-налов» стало выражение «тотальная история» (histoiretotale или histoire integrale). Достижение этого идеалаприписывают Ф. Броделю; в своем объемном труде онярко и подробно осветил все аспекты этой проблемы:«физическую географию и демографию, экономиче-скую и социальную жизнь, политические структуры иполитику Филиппа II и его соперников в Средизем-номорье. Эта книга является, пожалуй, высочайшимдостижением школы «Анналов»...» [8. С. 126].Вместе с тем следует подчеркнуть, что по мнениюМ. Блока в процессе объяснения историк начинает с«анализа», а не с «синтеза»; операция анализа обяза-тельно предшествует операции синтеза, если историкстремится приблизиться к прошлому и овладеть им.«Но работа по восстановлению целого может произ-водиться лишь после анализа. Точнее, она - продол-жение анализа, его смысл и оправдание» [6. С. 88].Установить различного рода взаимосвязи в целостнойкартине можно в том случае, когда историк сумеетчетко разделить в ней составные части. Сложная сетьвзаимосвязей может обнаружиться лишь после того,как удасться классифицировать факты по специфиче-ским группам. При попытке охватить всю жизнь це-ликом - «в ее постоянном переплетении действий ипротиводействий» - исследователь обнаруживает, чтодля этого потребуются силы, «намного превосходящиевозможность одного ученого». Самым полезным в этихусловиях будет для исследователя сосредоточитьсяпри изучении общества на одной из частных проблем:верованиях, экономике, структуре классов, политиче-ских кризисах и т.д. «При таком разумном выборе нетолько проблемы будут поставлены более четко, нодаже факты связей и влияний получат более яркоеосвещение» [6. С. 89]. Для полной картины прошлогонедостаточно выделить основные аспекты человече-ской деятельности или общества; внутри этих боль-ших групп фактов «необходим более тонкий анализ».И здесь мы подошли к принципиально важному во-просу методологии исторического познания школы «Ан-налов» - вопросу о том, возможно ли достичь желае-мого синтеза знания посредством понятия «интегра-льного прошлого» или «тотальной истории». Следуетподчеркнуть, что внимательное прочтение основныхтрудов основоположников этой школы позволяет сде-лать следующее заключение: в методологии историче-ского познания, по мнению М. Блока, существует при-мат анализа над синтезом. Прорыв, осуществленный«Апологией истории», достигается благодаря «истори-ческому анализу»; историческое объяснение строитсяпосредством нахождения цепочек сходных феноменов иустановления связи между ними. В историческом по-знании существуют процедуры объяснения и понима-ния; они не противостоят, но дополняют друг друга.Понимание предполагает анализ; даже при самом широ-ком взгляде на историю, - будь то постижение сознанияцелой эпохи или изучение экономической жизни регио-на на протяжении длительного времени, - историк в сво-их обобщающих объяснениях обязательно опирается наанализ. Историческая реконструкция отношений общегохарактера, которые открыл историк, не возникает апри-орным путем, но есть результат тщательного анализатого исходного материала, с которым он имеет дело висследовательской практике.В связи со сказанным необходимо отметить, что вчеловеческом разуме анализ и синтез диалектическисвязаны друг с другом. На эту сторону человеческогомышления обратил внимание Кант, когда он в разделе«Трансцендентальной дедукции» в своей «Крит
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 258
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Петров Юрий Владимирович | Томский государственный университет | профессор, доктор философских наук, заведующий кафедрой теории и истории культуры, директор Института искусств и культуры | bogach@ic.tsu.ru |
Ссылки
Рикер Поль. История и истина. - СПб.: Алетейя, 2002.
Деррида Ж. Насилие и метафизика // Деррида Ж. Письмо и различие. М: Академический Проект, 2000. С. 126.
Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М.: Наука, 1980.
Шелер М. Феноменология и теория познания // Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. С. 198.
Бродель Фернан. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II: В 3 ч. Ч. 1: Роль среды. М.: Языки славянской культуры, 2002.
Блок Марк. Апология истории, или Ремесло историка. М.: Наука, 1986.
Рикер Поль. Время и рассказ. Т. 1. Интрига и исторический рассказ. М.; СПб.: Университетская книга, 1998.
Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М.: Весь Мир, 2000.
Кант Иммануил. Критика чистого разума: Пер. Н.М. Соколова. СПб.: Издание книжного магазина М.В. Попова, 1902. С. 109.
Методологический синтез: прошлое, настоящее, возможные перспективы. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002.
