Проведённый анализ отечественных исследований творчества Л. Шестова выявляет существенные различия в интерпретации, квалификации и оценке философского творчества Л. Шестова. Исследование проблемы определения его философского единообразия и специфики предполагает обращение к имманентной реконструкции философской позиции, позволяющей представить философсгвование Л. Шестова внутренне последовательно и, тем самым, сняв возникающие затруднения, определить философский подход в его генезисе и его историко-философскую перспективу. Утверждается, что метафилософский проект объединяет основные концепты философствования Л. Шестова, позволяет эксплицировать и согласовать доктринальный и методический аспекты его творчества и представляет парадигму русской философии в рамках проблематики современной философии.
The role of methaphilosophical project in the L. Shestov's works.pdf Творчество JI. Шестова занимает особое положение вистории русской и европейской философии XX в. Радика-лизация критики логико-догматического подхода к понима-нию философии, пересмотр основных философских понятий,предложенный Шестовым, а именно истины, необходимо-сти, бытия, мышления, обостряет вопрос о цели и способефилософствования, о статусе историко-философской тради-ции и выводит его за рамки известных обоснований и ис-толкований, предпринятых философией рационализма. Кри-тикуя философский проект, сформированный в границах фи-лософии рационализма, Шестов не разделяет отношения кнему со стороны религиозной и мистической традиций фи-лософии. Возникает вопрос о релевантности критики, осу-ществлённой Шестовым, о философском статусе творчестваШестова, о его позитивном философском вкладе в тради-цию русской и европейской философии.Историко-культурный контекстреконструкции творчества Л. ШестоваПарадоксальный характер философствования Л. Шес-това предвосхищает парадоксальное положение фило-софии в культуре XX в. Л. Шестов известен как фи-ло-соф, который стилистически и методически отвергаетидею чистой философии, являющейся одним из ориен-тиров философствования. Философия теряет господст-вующее метатеоретическое положение. Идея универ-сального знания как цели и научной формы, как оп-тимального способа организации философской прак-тики теряет свою значимость. Философия на протяже-нии XX в. подвергается радикальным преобразовани-ям. Философствовать в этой ситуации означает не то-лько самостоятельно решать философские проблемы, нои определять стратегию философии, создавать мета-философский проект.Предвосхищая данную ситуацию, отечественная фи-лософия начала XX в. ведёт поиск нового образа фи-лософии на пути критики рационалистической евро-пейской традиции и переходит от гносеологии к про-блемам этики и онтологии. Философия нацеливаетсяна организацию коммуникации разнородных культур-ных областей, прежде всего религии и науки, различ-ных культур, на синтез теории и практики, что нахо-дит своё выражение в философии цельного знания, фи-лософии общего дела, конкретной метафизике, рели-гиозном материализме, евразийстве.Философствование Л. Шестова находится в руследвижения формирования нового представления о ра-циональности и задачах философии. В его рамках сни-мается противоречие между строгим философским ис-следованием и индивидуальным свободным творчест-вом. Парадокс, парадоксальное положение и характерфилософствования являются источником постановкипроблемы, нацеленной на концептуальное преобразо-вание современных философских практик.Философствование Шестова - своеобразный син-тез русской и европейской философской культуры. Спи-сок литературных и философских источников творче-ства Шестова весьма обширен. К ним следует отнестинаследие Достоевского и Толстого, Чехова и Шекспи-ра, Бердяева и Соловьева, Ницше и Киркегора, Пло-тина и Гуссерля. Однако Шестов вовсе не заимствуети не популяризирует их идеи. В случае творчестваШестова можно говорить о формировании самостоя-тельного и оригинального подхода к исследованию ме-тафилософской проблематики. Несомненно, философ-ствование Шестова оказало разностороннее воздейст-вие на последующую философскую мысль, которое ча-ще прослеживается на уровне мотивов, предпочтений,постановки вопросов. В этом смысле в орбите еговлияния оказалось философствование Камю и Марсе-ля, Батая и Делеза.Исследование творчества Шестова важно для нас вплане обогащения проблемного поля современной фи-лософии. Тема философствования Л. Шестова можетбыть проанализирована в контексте плюралистиче-ской, динамичной, открытой философской ситуации сточки зрения проблематики современной философии.Реконструкция философской позиции Л. Шестовапозволяет выявить те концепты, которые сближаюттрадицию отечественной философии и современнуюфилософскую мысль, построить мост между европей-ской и русской философией.На пути реконструкции философии Л. Шестова дол-жен быть учтён ряд трудностей, определяющих ос-новные проблемы её интерпретации. Л. Шестов не яв-ляется философом традиционного академического тол-ка и стремится реализовать в своём творчестве новыйспособ философствования, которомусоответствуют про-тиворечивость формулировок, «адогматизм» в пони-мании языка, методов и проблем философии, прово-кативность текстов, полемичность и пафос.Конститутивное значение для понимания философ-ствования Л. Шестова имеет специфический стиль, ко-торый В.В. Розанов определял как стиль «высказывания,а не доказывания». По своему содержанию творчествоШестова разнородно, следует отметить не только тема-тическое разноообразие, но и отсутствие ясно выражен-ного доктринального, концептуального единства его про-изведений. Исторически философская позиция Л. Шес-това претерпела очевидные изменения, однако вектор еёэволюции не выявлен, так как не определены имманент-ные концептуальные мотивы её изменения. Трудностиинтерпретации, определённые способом философствова-ния JI. Шестова, оставляют простор для различных вер-сий истолкования его философии.Отечественные исследованиятворчества JI. ШестоваАктуальность творчества J1. Шестова, его медиаль-ное значение для русской и европейской философии,его эвристичность и оригинальность в исследованиисовременных проблем философии формируют значи-тельный исследовательский интерес. Творчество Шес-това длительное время привлекает внимание многихисследователей. Статьи, посвящённые творчеству Шес-това, появляются уже в конце XIX в. В них, как и висследованиях начала XX в., на основе изучения ран-них произведений Л. Шестова отмечается, прежде все-го, оригинальность авторской манеры изложения мы-сли и неординарный подход к противопоставлениюжизни и смысла.Особое внимание вызывает истолкование филосо-фии Л. Шестова, предложенное представителями тра-диции русской философии. Интерпретация Н. Бердяе-ва, данная творчеству Шестова, интересна по причинедекларируемой близости их позиций и интенсивногофилософского диалога между ними. В статьях о твор-честве Л. Шестова Бердяев отмечает монотонность фи-лософствования Шестова и преобладание одной темы -опровержения разума, которая характеризуется как гно-сеологическая утопия.Анализируя противопоставление философии обы-денности и философии трагедии, значимое для фило-софии Шестова, Бердяев расходится с ним в понима-нии разума и путей преодоления философии рациона-лизма. Отмеченное расхождение определено различ-ным пониманием задач и способов философствования,которое не тематизируется самим Бердяевым. Яркие,но не всегда точные характеристики философии Шес-това, данные Н. Бердяевым, проистекающие из ука-занного расхождения, некритически легли в основумногих исследований его творчества. К ним относятсяпредставления об однотемности и монотонности фи-лософствования Шестова, характеристика его творче-ства как гносеологической утопии, обличение схема-тизма и психологизма Шестова.В исследовательских работах советского периодаопровержение философского иррационализма, индиви-дуализмаи фидеизма Шестова часто продиктованосоображениями идеологических оценок. ТворчествоШестова рассматривается в качестве показателя глу-бокого кризиса и интеллектуального разложения, ох-ватившего европейскую буржуазную философию. Та-кая критика препятствует проведению концептуаль-ного разбора творчества Шестова, метафилософскийуровень его творчества остаётся вне зоны исследова-тельского внимания. Однако в исследованиях имеетсядостаточно интересный материал, анализируется связьфилософии Шестова и экзистенциальной философии,специфика религиозной философии Шестова, а такжеособенности его философской эссеистики.Из статей представителей русской эмиграции, посвя-щенных творчеству и деятельности Шестова, в ин-тересующем нас аспекте следует выделить работу С. Бул-гакова «Некоторые черты религиозного мировоззренияШестова», написанную в 1938 г. В статье С.Н. Булга-ков характеризует философствование Шестова как чис-тейший рационализм, только с отрицательным коэф-фициентом, «с минусом» и далее продолжает, что, ес-ли понимать под философией систематическое иссле-дование в области философских проблем, то Шестовне является философом, что не мешает ему быть свое-образным мыслителем. Статья Булгакова о мировоз-зрении Шестова показательна. Внешняя позиция тео-логической критики не достигает цели, поскольку неучитывает внутренней формы, задач и содержания фи-лософствования Шестова и ограничивается противо-поставлением С. Булгаковым своего подхода к фило-софии подходу Л. Шестова.Заметки и статьи о философии Шестова, появив-шиеся в 80-90-е гг., меняют акценты. Их авторы в це-лом позитивно оценивают философию Шестова какальтернативу религиозной философии традиционноготолка. Отмечается, что творчество Шестова вносит но-вую струю в духовную философскую атмосферу сво-его времени и обновляет форму философствования.Однако отдельные аспекты философствования Шес-това остаются несогласованными между собой, во-круг них ведётся полемика, что свидетельствует оботсутствии единого философского контекста воспри-ятия его творчества, определяемого путём эксплика-ции метафилософского проекта Шестова в контекстетрадиции русской философии.Особый интерес среди работ последнего периодавызывает монография Л. Моревой «Лев Шестов», по-свящённая его жизни и творчеству. Автор осуществ-ляет попытку творческого сомышления с Шестовым,исходя из изначального приятия его философии. Фи-лософствование Шестова, представленное как движе-ние от философии трагедии к религиозной философии,направлено, по мнению автора, на онтологическое вос-становление достоинства человека. Все особенностифилософии Шестова, которые могут центрироватьсявокруг понятий «иррационализм» или «экзистенциа-лизм» по существу оказываются вторичными, а пер-вичным слоем его исканий объявляется «религиоз-ность». Следует отметить, что религиозность Шестоваотличается от традиционных типов, в том числе пред-ставленных в русской философии, и, следовательно,должен быть раскрыт ее философский характер. Од-нако Морева воздерживается от философского анали-за текстов Шестова в силу особенностей построениятекста, который получил название «архитектоникаколлажа». Собственно, философичность творчества Шес-това остается не обоснованной, а только декларируе-мой. Поэтому остается без ответа вопрос о его фило-софской, а не мировоззренческой значимости, о егопозитивном философском вкладе в традицию русскойи европейской философии.Существенными для анализа философии Шестова винтересующем нас аспекте являются работы А. Ахути-на. Статьи А. Ахутина, посвящённые творчеству Л. Шес-това, направлены на его философскую интерпретацию,которая может состояться только в пределах первойфилософии. Автор отмечает, что Шестов избрал в ка-честве врага метафизический разум, обосновывающийрационалистическую теологию и теистическую (илинатуралистическую) метафизику. Тем не менее, помнению автора, возможно и необходимо осмыслятьантифилософию Шестова как обоснование возможно-стей ума. Оно состоит в обнаружении незнания в ка-честве начала мысли и бытия. Сама философия какмышление о начале мысли и бытия открывает гори-зонт незнания в мире знания. Поэтому, выявляя пер-вые начала, философствование Шестова взвешиваетна весах возможности истоки необходимости, логики,рациональности. Очевидно, что такой подход можетподтвердить философское значение творчества Шес-това, но не специфицирует его. Специфика и едино-образие философствования Л. Шестова определяетсяпутём экспликации метафилософии Шестова в кон-тексте русской философии. Решение этой задачи, какпредставляется, требует отдельного исследования.На основе краткого обзора можно констатировать,что творчество Шестова в исследовательской литера-туре получило освещение в различных аспектах: в ка-честве главных идей философии Л. Шестова отмеча-ются индивидуализм, иррационализм, религиозность,трагичность. Исследователи подчёркивают парадокса-льный характер полемики Шестова. Выявление в фило-софии Л. Шестова различных, не согласованных междусобой концептов в качестве доминирующих, фиксациясущественных различий в интерпретации, квалификациии оценке философского творчества Л. Шестова демон-стрируют основную проблему исследования его творче-ства - проблему определения его философского едино-образия и специфики. Разрешение этой проблемы пред-полагает обращение к имманентной реконструкции егофилософской позиции. Определить философский смыслпарадоксальной полемики Шестова с традиционным дляевропейской философии пониманием философии можнотолько ответив на вопрос о таком понимании филосо-фии, в рамках которого такая полемика возможна, необ-ходима и осуществима.Метафилософиякак центральная темафилософствования JI. ШестоваПредставить философствование Л. Шестова внут-ренне последовательно и, тем самым, сняв возникаю-щие затруднения, определить философский подход вего генезисе, его историко-философской перспективеможно только обратившись к центральной теме и ос-новному интересу философствования Л. Шестова.Метафилософия является центральной темой фи-лософствования Шестова. Метафилософия для Шес-това служит не только критерием и основанием пози-тивной и негативной оценки философских направле-ний и доктрин, но и мотивирует интерес Шестова копределенным темам, определяет постановку вопро-сов и характер ответов. Будучи в центре философско-го интереса Шестова, она проходит сквозной нитьючерез основные его произведения. Понимание источ-ника, предмета, способа и цели философии являетсяустойчивым на протяжении всего творчества Шестоваи определяет его самостоятельность, концептуальноеи историческое единство.Метафилософский проект Шестова имеет единст-венно возможный и ясно выраженный контекст рас-смотрения. Его собственная позиция выстраивается и84уточняется через реконструкцию сходных либо про-тивоположных философских позиций. Критика и оп-ровержение общепризнанных философских доктринпроистекает не из стремления придать большую весо-мость собственным размышлениям, а из стремленияполнее явить ту мыслительную традицию истолкова-ния философии, которую Шестов обнаруживает и пред-ставляет. Она выступает философским горизонтом твор-чества Л. Шестова.Образ философии объединяет основные концептыфилософствования Л. Шестова, позволяет эксплици-ровать и согласовать доктринальный и методическийаспекты его творчества. Образ философии определяетфокус, в котором оно собирается в целое, согласуя вединство различные концепты и уровни философииШестова.Тема переоценки ценностей является одной из ос-новных в творчестве Л. Шестова, она раскрывает ге-незис и статус истины, теоретического мышления, спе-цифику бытия человека. Переоценка ценностей де-монстрирует расхождение Шестова с классическим фи-лософским проектом. Однако обращение к этой теместановится возможным по причине истолкования фи-лософии как ценностного мышления. Тематизацияценностей как нового уровня и предмета философско-го анализа в контексте нового образа философии ини-циирует переоценку прежних ценностей.Осознанный разрыв с доминирующим образом фи-лософии формирует необходимость определения фи-лософского статуса творческого стиля Л. Шестова.Особенности философского дискурса в творчестве Шес-това определены пониманием философии. Как пред-ставляется, историко-философский горизонт исследо-вания, специфика предмета и образа философии при-водит Шестова к осознанию единства языковой фор-мы и философского содержания. Поиск его оптималь-ной формы является источником эволюции проблем-ного поля философствования Шестова, его отличите-льной чертой. Стиль не является внешним и вторич-ным по отношению к содержанию текста, а потому неможет рассматриваться и как самодостаточный эле-мент творчества Л. Шестова. Он выступает необходи-мым шагом к пониманию сути поставленных вопро-сов. Перед Шестовым встает проблема выражения,проблема стиля в связи с необходимостью понятносказать о парадоксальном как внутренне необходи-мом элементе философского акта. Очевидно, что в ме-тодическом и доктринальном горизонте Шестов былограничен в использовании традиционного формаль-ного аппарата философии и основных философскихжанров и стилей. Форма традиционного философско-го текста определена классическими структурами фор-мального аппарата, категориями, понятиями, тради-ционными символами. Поэтому осуществляется по-иск новых выразительных способов и средств, адек-ватных предмету и методу философствования.Вполне понятно, что формулировка задач и целейфилософии и определение ее статуса мотивирует какпостановку проблемы веры и разума в центр фило-софствования, так и определяет подход к её разреше-нию. Л. Шестов различает верование, которое естьпринятие определённого содержания на основанииакта воли, верование является предметом богословия,и веру, которая есть трансформация воли, достигаемаяпутём диссоциации собственной тотальности, замкну-тости на себя и трансцендирования к полагающему еёисточнику. Поскольку попытки формализации и опре-деления веры составляют одну из болевых точек фи-лософствования, в рамках философии таковое опреде-ление и формализация признаются невозможными, тов своём историческом осуществлении они должныбыть проблематизированы. Так как возможности фи-лософского исследования веры ограничены обраще-нием к «начинанию веры», к её источнику и онтоло-гическому горизонту, то следует её тематизироватькак источник серии парадоксов, каждый из которыхобнаруживает в философии её необходимый темати-ческий момент, и в целом как источник проблемати-ческого и динамического в философствовании.Философема единичности раскрывает онтологиче-ский горизонт философствования JI. Шестова. Она на-целена на реализацию открытой, плюралистическойтрактовки бытия, которая является источником дина-мики философствования. Философема единичностивыражает стремление философски осмыслить критиче-ский, предельный опыт, преодолеть дихотомию теоре-тического и практического, по-новому поставить во-прос о соотношении мышления и бытия. Она склады-вается в рамках самоопределения философии, утвер-ждающей единство образа мысли и образа жизни ираскрывающей философствование как жизнетворче-ство, как определённый тип существования, которыйописывается философемой единичности.Краткая, предварительная экспозиция основныхконцептов и уровней философствования JI. Шестовапоказывает решающее значение метафилософскогопроекта Шестова для определения единообразия испецифики его философии.Поскольку формирование собственной философ-ской позиции Шестова опосредовано реконструкциейряда философских позиций, то философствование Шес-това нацеливается на выявление, освоение и реализа-цию тех философских программ, к которым оно обра-щено. С этой точки зрения Шестов справедливо опре-деляется как классик русского религиозного фило-софского ренессанса начала века, так как его принад-лежность традициирусской философии подтвержда-ется основными интенциями его философствования.Несмотря на то, что Л. Шестов не разделяет доктриныфилософии всеединства и достаточно резко критикуетфилософское учение Вл. Соловьёва, он обнаруживаетобщие с этим направлением интенции в понимании за-дач философии. Оригинальность философского творче-ства JI. Шестова не исключает его из традиции русскойфилософии, поскольку традиция русской философии опи-рается не только на философское учение Вл. Соловьёва,но и на творчество JI. Толстого и Ф. Достоевского.Творчество Л.Толстого и Ф. Достоевского выступает ис-точником философствования Л. Шестова, оно являетсяне только материалом для философии Шестова, но ифактором, определяющим подбор тем, стиль, постанов-ку проблем и эволюцию позиции.Описывая отношение Л. Шестова к традиции рус-ской философии, исследователи отмечают, прежде все-го, критику рационализма философии всеединства. Од-нако следует заметить, что эта критика становится воз-можна на общей почве исследования проблемы статусарелигиозной философии, формирования нового образафилософии. Творчество Шестова обнаруживает основ-ные интенции русской философии в описании образафилософии, которые реализуют как Соловьёв и следую-щие за ним философы, так и Бердяев, Бахтин, Розанов.Русская философия направлена на преодоление отв-лечённого характера западной философии, против до-минирования гносеологической и теоретической про-блематики. Обновление философии связывается с об-ращением к онтологической проблематике, филосо-фия рассматривается как оптимальная форма осуще-ствления свободы. Ответственность философии как де-терминанта философской деятельности находит своёосуществление в попытке преодоления дихотомиитеоретического и практического, в утверждении фи-лософемы переоценки ценностей, в построениях но-вых этических доктрин.Акцент на антропологическое и аксиологическоеизмерение философии формирует устойчивый инте-рес к теме воли и веры, которая непосредственно вы-ражает специфику бытия человека. Критика философ-ского формализма предполагает поиск новых формфилософствования.Основные моменты философство-вания Шестова и понимания философии определеныданными интенциями русской философии, возникаю-щими в контексте русской истории и культуры, фор-мой осознания и выражения которой является тради-ция русской философии.Русская философия является одной из мыслитель-ных традиций истолкования философии, которую Шес-тов обнаруживает и представляет. В отечественнойфилософии метафилософия становится важнейшей те-мой исследования, развитие которой выявляет её спе-цифику как философской традиции. Метафилософ-ский проект дифференцирует философские доктриныв контексте русской философии, так как при единооб-разном понимании вопроса о назначении, задачах,природе философии наблюдается разнообразие в со-держании ответов на него.Творчество Л. Шестова является одной из важныхстраниц истории русского религиозно-философскогоренессанса начала XX в. и европейской философииXX в. Разделив судьбу многих известных русских фи-лософов и ученых, Л. Шестов после революции ока-зался в эмиграции. Во второй половине своей жизниему удалось войти и утвердиться в кругу европейскойфилософии. Шестов был, пожалуй, одним из самыхвлиятельных и читаемых философов из числа при-бывших на Запад русских эмигрантов. Его творчествостановится одним из мостов, соединяющих русскую иевропейскую философскую культуру.Предложенная Шестовьм новаторская тематика вистолковании философии сближает его с рядом современ-ных философских направлений, как то: экзистенциализм,прагматизм, постмодернизм. Однако его философство-вание имеет особенности, не позволяющие отнести егони к одному из указанных философских направлений.Эти особенности фундированы парадигмой русской фи-лософии, специфичным пониманием философии.Интерес к вопросам метафилософии в современнойфилософии не является случайным. Преодоление тради-ционного представления о философии на современномэтапе её развития определено проблематизацией мета-культурной, метатеоретической позиции философии, кри-тикой научной модели философии как идеальной формызнания, ревизией основных философских понятий. Всвязи с этим остро ставится вопрос о целях и задачахфилософии, о природе философского знания.Метафилософия как осознание природы, методов,предмета философии на всем протяжении историифилософии играла важную роль. Без неё философияне может не только обрести свое место в культуре, нои состояться как таковая. Значимая для современнойфилософии особенность истолкования философии Шес-товым состоит в том, что она понимается не толькокак особый тип деятельность или отдельная сфера куль-туры, но и как особый тип существования, форми-рующий единство образа жизни и образа мысли.
Грифцов Б. Три мыслителя (Розанов, Мережковский, Шестов). М., 1911.
Иванов - Разумник. О смысле жизни. Ф. Сологуб, Л. Андреев, Л. Шестов. 2- е изд. СПб., 1908. 312 с.
Бердяев Н.А. Трагедия и обыденность // Шестов Л. Соч в 2-х томах. Т. 1. Томск: Водолей, 1996. С. 465-492.
Бердяев Н.А. Древо жизни и древо познания // Путь. Париж. 1929. № 18. С. 88-107.
Бердяев Н.А. Основная идея философии Л. Шестова // Путь. Париж, 1938-1939 (ноябрь-январь). С. 44-49.
Булгаков С.Н. Некоторые черты религиозного мировоззрения Л.И. Шестова//Булгаков С.Н. Соч. в 2-х. томах. Т. 1. М.: Наука, 1993, С. 519-538.
Асмус В.Ф. Лев Шестов и Кьеркегор (Об отношении Льва Шестова к зачинателю западноевропейского рационализма) // Философские науки. 1972. №4. С. 70-81.
Асмус В.Ф. Экзистенциальная философия: её замыслы и результаты. (Лев Шестов как её адепт и критик) // Человек и его бытие как проблема современной философии. М., 1978. С. 222-252.
Балакина И.Ф. О так называемом русском экзистенциализме // Вестник МГУ. Сер. Философия и экономика. 1963. № 6. С. 88-96.
Балакина И.Ф. Религиозно-экзистенциалистские искания в России начала 20 века // Современный экзистенциализм. Критические очерки. М.: Мысль, 1966. С. 430-445.
Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты. Опыт критической характеристики. Л., 1972. С. 130-140.
Ерофеев В. Остаётся одно - произвол. (Философия одиночества и литературно эстетическое кредо Шестова) //Вопросы литературы. 1975. № 18.
Ахутин А.В. Одинокий мыслитель // Шестов Лев. Соч. в 2-х томах. Т. 1. М.: Наука, 1993. С. 3-17.
Ахутин А.В Тяжба о бытии. М.: Русское феноменологическое общество, 1996. 304 с.
Ахутин А.В. Шестов Лев // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995. С. 593-598.
Морева Л.M. Лев Шестов. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1991. 88 с.