Метафорическое мышление в культуре как педагогическая и научная проблема | Вестник Томского государственного университета. 2003. № 277.

Метафорическое мышление в культуре как педагогическая и научная проблема

В статье определяется специфика и структура метафорического мышления в культуре и его роль в формировании целостной эстетически развитой личности.

Metaphorical thinking in culture as a pedagogical and scientific problem.pdf Современная филоcофско-культурологическая, ху-дожественно-эстетическая и педагогическая антропо-логия осознает, что сами по себе человеческие каче-ства в людях не образовываются, - они выращивают-ся в культуре и посредством культуры и деятельнос-ти. Эта деятельность людей «по сути своей» не есть«активность» жестких схем биологического инстинк-та. Она развертывается по социокультурным про-граммам надбиологического характера. Эти програм-мы разрабатываются и создаются людьми и для лю-дей. Они - опыт, аккумулированный в ценностяхкультуры, представленных как достижения цивилиза-ции, науки, идеологии, искусства, морали, религии,правовых принципов и эстетических оценок.Основная задача всех субъектов человеческой дея-тельности состоит в том, чтобы сделать эти програм-мы достоянием и состоянием духовного мира каждогоиндивидуума, в каждом человеке сформировать куль-турную, целостную, гармонически развитую индиви-дуальность.Однако было бы наивным полагать, что формиро-вание такой индивидуальности есть результат жест-кой регуляции адаптивного поведения учителя иученика. В процессе образования и воспитания, осо-бенно художественно-эстетическом, много спонтан-ного и непредсказуемого, ибо сам этот процесс проте-кает в Настоящем времени («здесь» и «теперь»), а не вПрошлом и не в Будущем.Настоящее - всегда проблематично, ибо известныеи взятые из прошлого формы (опыт, знания, нормы,приемы, традиции и т.п.), а также наши намерения ипредставления о Будущем как о должном, с опорой наВеру, применяются нами творчески в целях адапта-ции в Настоящем, которое всегда изменчиво и в силуэтого ново и неведомо. И мы вступаем в него с Наде-ждой, что нам достанет опыта и уверенности в четко-сти своих ориентиров и интуиций, учтя изменившиесяусловия Настоящего, разрешать его проблемы, гармо-низировать ситуацию и, тем самым, обрести ощуще-ния Радости, Любви и Красоты.Именно эти категории всегда выступали и высту-пают для человека ключевыми в формировании дея-тельностного оптимизма и смысла жизни. Замечу, чтодля людей, занимающихся профессионально художе-ственно-эстетическим творчеством, эти категории нетолькоидеалы и критерии их деятельности, но ипредмет.Человек, воспринимающий искусство, должен уметьне только любить жизнь и красоту, но обладать спо-собностью формировать и развивать свое умение еетворить в материале знаков для общения с людьми. Издесь творчество педагога и художника едино в том,что посредством особых методик и технологий, выра-зительных средств и инструментария оно должно бытьспособно создавать воображаемые и виртуальные ми-ры, в эстетическом содержании которых даются отве-ты на вопросы, поставленные самой жизнью. Делает-ся это ненавязчиво, через игру и эмоциональные фор-мы воздействия, незаметно проникая в души своихслушателей и зрителей, провоцируя в них живой ин-терес, способности творческого мышления и эстети-ческого отношения к жизни.Необходимость искусства в культуре состоит втом, чтобы научить публику мыслить художественно-эстетически, т.е. по человечески. А чтобы это сделать,важно самому мастерски владеть технологией худо-жественно-эстетического или метафорического мыш-ления в культуре. И правильно поступают наши зако-ны, в которых концертная и артистическая деятель-ность расценивается одновременно и как педагогиче-ская. Однако, во всем этом, казалось бы очевидномакте художественного творчества, чувствительны се-годня три взаимодополняющие друг друга порока:1) примат в концертирующем исполнительстве тех-нологических и технокритических способов над смы-словыми;2) в большинстве случаев отношение к залу не какпартнеру в сотворчестве, а как заложнику эгоцентри-стских амбиций исполнителя;3) когда артист вообще теряет ощущение зала, ко-гда ему кажется, что главное это то, как он играет нарояле или на скрипке, забывая, что предметом его всег-да являются живые чувства переживающего зала.В чем же специфика художественно-метафорическо-го мышления в культуре? Чем этот язык отличается от язы-ка мифа, миметических копий и логических схем науки?Кратко рассмотрим эти вопросы.Природа метафоры имеет синкретно-синтезирован-ную целостность, структура которой состоит из взаи-модополнительности мифического, иконического и ин-вариантного аспектов. Однако мера метафорическогок ним не сводится. Мифологический аспект в метафо-ре - это ее субстрат. Самодостаточность мифа в куль-туре состоит в том, что он нерефлексивен логически,хотя и оперирует вербальными символами. Термино-логический аппарат мифа существует только для того,чтобы описать содержательность мироощущений че-ловека и его размышлений по поводу своей укоренен-ности в мире и мира в себе.Мифологическая рефлексия - чувственно эмоцио-нальна. Она одномоментно конкретна и предельно аб-страктна и в силу этого - тотальна в своей цельности.Эмоциональная рефлексия в мифологическом мышле-нии организована по принципу «все во всем». Поэтомумиф - это не объяснение явлений, не теория, но формаонтологически выраженного «вымысла - смысла», все-гда принимаемого и переживаемого как событие реаль-ной действительности. Миф, выражаясь словами ХосеОртеги-и-Гассета, лишь ощущает тепло солнца, но солн-ца самого не видит. Поэтому содержание мифа воспри-нимается человеком на уровне «чуда». Такая наивностьи одновременно глубина мифологического мышлениядля человека исторически первична и вместе с тем все-гда актуальна. Без мифического мироощущения чело-век теряет свою меру и всякую ориентацию в целост-ном мире природы и космоса.Иконический аспект мышления в культуре отличает-ся от мифологического гностической доминантой и эле-ментарной формой логической рефлексии. По сути делаэто «своё - иное» бытование того же мифа в культуре.Если в мифе нет различий между знаком и денотатом, тоиконический знак требует этого как различений междуусловностью идеальных моделей и безусловностью ре-альных предметов, которые они замещают. Но степеньусловности иконического мышления остается как бы«безусловной», поскольку семантика «знака - образа»требует от его семиотики точного копирования формысвоего денотата. Отсюда наглядность формы последнегопредставлена в иконическом мышлении идеографическинастолько узнаваемо, что язык такого мышления при-знается «языком фактов самой жизни».Наиболее ярким представлением такого «условно-безусловного» знака-символа является фотография. Вотличие от мифа, иконический знак не описывает впе-чатлений, полученных от мира предметов и событий,но дает их копию и подобие, пишет жизнь по принци-пу мимезиса, т.е. подражания тому «как в жизни».Этот принцип мимических копий становится основа-нием и предтечей нормативного или инвариантногомышления в культуре.В метафорическом мышлении нормативно-инва-риантный тип - третий виток на пути обретения ме-тафорой своей самодостаточности. Особенность его втом, что инвариантный знак не претендует на вариа-тивность и какое-либо сходство с денотатом. Уровеньусловности и семантической абстракции здесь доста-точно высок. Наглядность знаковых форм хотя и со-храняется, но эти формы уже иные, они требуют неузнавания, а постижения в них скрытого смысла, го-ворящего о сущностных свойствах денотата, притоминтерпретируемых всеми субъектами одинаково. Та-кое становится возможным благодаря конвенциона-льной природе знака и принципу верификации. Т.е., содной стороны, когда люди договариваются междусобой о том, какие смыслы и значения они будут ко-дировать в семиотике языка, чтобы общение междуними по поводу свойств денотата способствовало их88взаимо- и единопониманию; с другой стороны, онивсегда озабочены истинностью своих представленийи потому подвергают их верификации практикой.Иконическое мышление - это мышление в формахсамой жизни, а инвариантное мышление - это языклогики, сущностей, научных схем и формул, всевоз-можных нормативов и канонических принципов. Ос-новная забота инвариантного мышления состоит втом, чтобы ранее добытые знания и опыт всегда рабо-тали в настоящем времени, чтобы «истина» превра-щалась в «правду» жизни, а логика - в ее ритм исмысл. Мир инвариантных символов многолик. Это исоциальные, и правовые, и политические, и религиоз-ные, и экономические и т.п. идеи (смыслы), выражен-ные соответствующей символикой. Пример тому -буквенные, математические, нотные, денежные, ну-мизматические, обрядовые, рекламные, церковные,юридические, военные знаки-символы.Сила инвариантного мышления в культуре состоит втом, что оно создает алгоритм движению жизни, обнажа-ет ее логику, каркас и сущностные параметры, демонст-рирует незыблемость принципов и традиций, превращаяих в технологичность образцов и нормативную тиражи-руемость. Слабость - в механистичности нормативов и вих неспособности жить по законам творчества и разви-вающейся гармонии. Это становится доступным толькометафоре, которая представлена как художественно-эстетический тип мышления в живой культуре.В отличие от мифа, иконического и инвариантно ло-гического, метафорическое мышление принадлежит кпредельному типу условности, скрытый смысл которогонеоднозначен и вариативен. Метафора - это иносказа-тельно выраженная мысль, суть которой представлена взнаке системным свойством интегрированных смыслов.Метафора представляет собой действие ума, с чьей по-мощью постигаемо то, что не под силу понятиям.Метафора всегда целостна и эмоциональна, но вотличие от мифа, она рефлексируема как игра вооб-ражения. Представляя собой гармонию разного (ми-фического, иконического, инвариантного), метафоране теряет своей меры. Если в мифологическом смыслеона эмоциональна и целостна, в иконическом - аб-сурдна, в инвариантном - сущностна и парадоксаль-на, то в собственно метафорическом смысле она все-гда индивидуальна и одновременно универсальна.Эвристическая значимость метафоры состоит втом, что она формирует оптимизм в решении проблемживой культуры, воспитывая человеческие качестваличности, в частности ее способности творить по за-конам красоты. Секрет метафоры в том, что она недана воспринимающему в полном объеме. Для негоона лишь исходный материал своего рождения. В нейвсегда наличествует определенная недосказанность итайна, разрешить которую предстоит самому субъек-ту. «Художник-автор» как бы оставляет зрителю, чи-тателю, слушателю возможность постичь метафоручерез соучастие в конструировании ее смысла, при-глашая к сотворчеству. Можно сказать, что метафора- это произведение искусства, рожденное в сотворче-стве автора, исполнителя и публики.В отличие от мифологического, иконического и ин-вариантного знака, принцип художественно-эстетиче-ского (метафорического) языка - не «как в жизни», а«как жизнь!» А как жизнь? Чтобы ответить на этот во-прос надо, по меньшей мере, знать - «как в жизни».Путать эти вопросы нельзя, ибо искусство не требуетпризнания своих произведений за саму жизнь, хотя иразмышляет о главном в ней - о любви и красоте.1. Культура - это язык, который создали люди пообразу и подобию своего отношения к миру для об-щения между собой.2. Структура языка культуры четырехедина - этоязык мифических впечатлений, механических копий,логических структур и эстетических эмоций. Эти язы-ки находятся в отношениях взаимодополнительностии обнаруживают себя лишь доминантно.3. Все они важны в нашем культурном становле-нии и развитии, и всеми ими необходимо владеть сдостаточной долей совершенства.4. В современной практике культурного становле-ния личности еще много перекосов в сторону абсолю-тизации языка объектного, технократического мыш-ления. Вместе с тем идут небезуспешные поиски пе-рестройки системы непрерывного образования и вос-питания людей в русло формирования целостной,гармонически развитой языковой культуры личности.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Видгоф Владимир МихайловичТомский государственный университетпрофессор, доктор философских наук, академик АГН, заведующий кафедрой этики, эстетики и культурологии Института искусств и культуры
Всего: 1

Ссылки

 Метафорическое мышление в культуре как педагогическая и научная проблема | Вестник Томского государственного университета. 2003. № 277.

Метафорическое мышление в культуре как педагогическая и научная проблема | Вестник Томского государственного университета. 2003. № 277.

Полнотекстовая версия