Проблема генезиса хозяйственной культуры народов севера
На основе теории генезиса проанализирована жизнь малочисленных народов Российского Севера, негативные явления в различных сторонах их жизни непродуманной государственной политики в советское время, разрушение традиционной хозяйственной культуры этих народов. С использованием концепции Северного неотрадиционализма рассматриваются необходимые условия культурно-хозяйственного самоопределения малочисленных народов Севера при рыночной экономике.
The problem of genesis of the economic culture of the nationalities of the North.pdf Впервые идея генезиса хозяйства как автономнойсистемы в истории философии прослеживается у испы-тавшего на себе влияние идей Гоббса и Локка Б. Ман-девиля в его «Трактате о пчелах» (1705), в которомосновное внимание уделялось движущим силам и мо-тивам хозяйственной деятельности, ее связи с пробле-мой морали.В целостном виде проблема генезиса хозяйствен-ной культуры рассматривалась в немецкой историче-ской школе «народного хозяйства», особенно в рабо-тах Г. Шмоллера. В 1874 г. он отмечал, что централь-ным пунктом анализа народного хозяйства является ду-ховно-нравственное состояние общества. Относитель-но разработанной является теория генезиса экономи-ческой культуры, поэтому прежде всего следует сопо-ставить термины «хозяйственная культура» и «эконо-мическая культура».С позиций структурно-функционального подхода этивиды культуры опираются на близкие, но не совпадаю-щие понятия - хозяйство и экономика. В момент ге-незиса эти понятия совпадали, ибо «ойкос» первонача-льно означал дом и одновременно ведение дел в доме.Позднее экономика стала обозначать сферу обществен-ной жизни, единство производительных сил и производ-ственных отношений, а хозяйство определяло конкрет-ный способ осуществления такого соответствия.В основе социокультурного смысла хозяйства ле-жит понимание относительности границы между при-родой и культурой. В феномене хозяйства ясно виднавзаимообусловленная связь культуры и природы, ихприсутствие в одной и той же локализованной сфере.Природа предстает объектом использования, владения,распоряжения человеком, и в этом смысле отношенияприроды и человека представляют собой первичнуюсубъект-объектную связь.Исходным явлением для понимания генезиса хо-зяйства является жизнеобеспечение, под которым по-нимается процесс производства жизни.Домашнее хозяйство иногда понимается как целена-правленное хозяйство, связанное с воспроизводствомжизни. Целенаправленность перерастает в целерациона-льность, когда индивидуальные цели реализуются наедином и противоречивом пространстве рынка. Однакосемейное (общинное) хозяйство может включаться в бо-лее общиесвязи и на ценностно-рациональной основе,когда происходит интеграция социальной общности наобъективированной ценностной основе (идеологии).Первичной ячейкой хозяйства долгое время оста-валась семья. Кровнородственные связи обеспечивалипреемственность традиции труда. Лишь со временемкровнородственные связи дополнялись духовно-рели-гиозными (братья по вере), идеологическими (едино-мышленники), хозяйственными (партнеры).Как отмечает П.Козловски, «крестьянское хозяй-ство характеризуется двумя структурными признака-ми: во-первых, предельным самообеспечением и сла-бой зависимостью от рынка и, во-вторых, централь-ным управлением хозяйством со стороны главы домаили хозяина» [1. С. 30].Появление хозяйства - также следствие и условиеинформационного развития. Базисный слой повседнев-ной хозяйственной культуры составляют практическиезнания и умения, которые формируются непосредствен-но в материальной практике преобразования природы.Их развитие обеспечивало эффективное производствоматериальных благ и дальнейшее освоение природы.Здравый смысл и опыт, казалось бы, достаточныеоснования для ведения хозяйства, для удовлетворенияпотребностей человека. Но в хозяйственную деятель-ность народов Севера постоянно вторгается и нечто не-познанное и настоятельно требующее объяснений - ввиде игры стихий, в виде сезонных колебаний погоды,в форме неожиданных свойств природных материалов.Преодолевая незнание и неопределенность, люди уже всвоей ранней истории стремились выйти за пределыутилитарно-практической информации, внести смысл,определить ритм, найти меру, уловить цикл в мирозда-нии и тем самым освоить его. По-видимому, речь идетоб универсальной потребности человека в метафизикекак инструменте гармонизации его внутреннего мирана интуитивно-логических основаниях. Антропологи от-мечают, например, наличие космогонии у всех, без ис-ключения, народов. Вероятно, первичным было экзи-стенциальное осознание бытия, которое базировалосьна проекции, партиципации, синхронизации, эмпатии,аналогии и предшествовало каузализму, породившемутрансцендентальное сознание. Несомненнои то, чтопервичные образы картин мира имеют этнометафизи-ческуто специфику (Г. Гачев).Одним из принципов самоопределения человека вконечных основаниях бытия, и это ярко проявляется усеверных народов, была аналогия, требующая соответ-ствия социально-экономической и космической струк-тур. Это, как известно, достигалось с помощью мифа, ко-торый, как отмечал М. Мамардашвили, есть способ ор-ганизации и конструирования человеческих сил или са-мого человека. В мифе мир освоен, причем так, что фак-тически любое происходящее событие уже может бытьвписано в тот сюжет и в те события и приключения ми-фических существ, о которых в нем рассказывается. Ос-воение мира в этом смысле имеет для человека преждевсего психологическое значение. Враждебным являетсято, что мы не знаем, но если это получило какое-то объ-яснение, то это явление стало привычным и, следова-тельно, адаптированным к человеку. Именно поэтомупорядок мироздания переносится в быт. Так, у хантоводежда - саха - является как бы моделью Вселенной.Вертикальная структура символов отражает белыйворотник - символ верхнего мира, орнаментальныйстан стимулирует картину среднего мира, черный по-дол - принадлежность к нижнему миру. Вертикаль-ные черные палки, проходящие вперед вдоль стыка отчерного подола к белому воротнику, придают целост-ность и логическую замкнутость всей композиции Са-ха. Если вертикальная структура саха связана с кос-мологией, то горизонтальная выполняется в орнамен-те и несет установку горизонтальной характеристики.Она дает ощущение среднего мира. Пересечение вер-тикальных элементов саха, горизонтальное простран-ство организует традиционные представления о стро-ении человека и понимание мифологии хантов.Обусловленность жизни малочисленных народовСевера природно-климатическими особенностями, ис-торией происхождения позволяет говорить о четыреххозяйственно-культурных типах:1) оленеводы тундры и лесотундры (ненцы, саамы,оленные чукчи, коряки); в нем выделяется переход-ный тип оленеводов и охотников тундры и лесотунд-ры (энцы, нганасаны, юкагиры);2) оленеводы и охотники тайги (эвены, лесные нен-цы). Выделяются два переходных типа: оленеводы, охот-ники и рыболовы тайги и лесотундры (северные ханты,манси, ороки, орочи), охотники и рыболовы тайги и лесо-тундры (удэгейцы, безоленные кеты, юкагиры, эвенки);3) оседлые рыболовы (ханты, манси, селькупы,ительмены, нивхи, ульчи, нанайцы);4) арктические охотники на морского зверя (бере-говые чукчи и коряки, эскимосы, алеуты).Материальная культура обусловливается особенно-стями территории, а духовная - особенностями бытия.Это же бытие накладывает ограничения на развитиекультуры хозяйствования, поскольку природа, близостьк ней диктовали программу, которая оттачивала и вос-производила определенный цикл хозяйственности.Если народы Центральной России, в силу высокойплотности, относительно благоприятных природно-климатических условий и растущих потребностей сво-его жизнеобеспечения, добивались решения проблемчерез использование технических средств, т.е. проти-востояли стихийным силам природы, то малочислен-ные северные народы шли по пути максимального со-ответствия природной среде в местах своего прожи-вания, полностью адаптировались к ней и вне этогоприродного комплекса не могут существовать.Главным и всеопределяющим условием воспроизвод-ства сообществ малочисленных народов является самаприрода Севера, а именно его климат, флора и фауна. Этиобстоятельства привязывают коренное население Северак территории их обитания самым непосредственным об-разом. Традиционное природопользование остается на обо-зримую перспективу материальной основой сохранениясеверными народами традиционного образа жизни.Народы Севера - их общины и традиционные тру-довые объединения, семейно-родовые группы, отдель-ные хозяйства и пользователи - во многом утратилисвои старинные права на определенные территории иресурсы, а также на средства производства, достав-шиеся им от предшествующих поколений и находив-шиеся в их собственности.Таковы последствия влияния государства на хозяй-ственную культуру малочисленных народов Севера(подробный анализ см. в [2]). Переход молодежи мало-численных народов Севера из традиционных отраслей в108новые, при их невысоком образовательном, квалифика-ционном, профессиональном статусе, привел к увеличе-нию среди них доли занятых малоквалифицированнымтрудом со всеми вытекающими из этого последствиями.С другой стороны, широко развернутая государственнаяполитика поддержки образования среди молодежи ма-лочисленных народов Севера (от льготного поступленияв вузы до направления специалистов высшей образова-тельной квалификации в регионы и т.д.), с уклоном насоциально-гуманитарные направления, никак не связан-ные напрямую с промышленным освоением региона,привели к значительному росту числа управленцев и за-нятых в народном образовании, культуре, медицине.Количество людей, занятых в производящих отрас-лях, было минимальным и даже имело тенденцию к сни-жению в отраслях, связанных с традиционным хозяй-ствованием. Можно сказать, что промышленное освое-ние региона связано с убыстрением темпов люмпени-зации коренного населения, с увеличением числа скры-тых безработных и соответственно с увеличением на-грузки на одного работающего. В результате на однорабочее место претендовало по 2-3 человека, что при-водило к дестабилизации социального фона.Большие негативныеявления были следствием не-продуманных организационно-управленческих реше-ний в отношении хозяйств малочисленных народовСевера, создания центральных поселковых образова-ний. Были сделаны попытки унификации порядка ко-чевания без учета традиций и вариабельности данногопроцесса в зависимости от конкретного случая. Мо-лодежь искусственно была оторвана не только от сво-ей традиционно-культурной среды обитания, но и отсемьи - естественного института социализации, пере-дачи опыта, знаний, норм этносоциальной этики и мо-рали, других составляющих хозяйственной культуры.Изменились функции и роль женщины из числа ма-лочисленных народов Севера. Не обладая достаточ-ным образованием для нормального вхождения в про-мышленные структуры освоения, оторванные от детей,от своих традиционных занятий, женщины втягивалисьв асоциальные отношения. Как следствие, разрушениемира женщины стало разрушением традиционной хо-зяйственной культуры малочисленных народов Севера.Ученые, общественность и политики напряженноищут выход из сложившейся ситуации. В зарубежныхработах 50-60-х гг. была популярна идея равновесных,жестко регулируемых природно-социальных систем. ВРоссии в 70-е гг., на волне всеобщего внимания к эколо-гической ситуации, разрабатывалась концепция «равно-весных» этносов и природно-социальных систем, где за«равновесными» этносами как носителями рациональ-ных природопользователей видели будущее. Был созданобраз «гармоничных» традиционных и первобытныхкультур в противовес индустриальному обществу.Своеобразное преломление концепция «равновесия»получила в рамках так называемой «новой экологии»,или «неофункционализма» - течения американской эко-логической антропологии, сформировавшегося во вто-рой половине 60-х гг. (представители: А. Вайда, Р. Рап-попорт, К. Гиртц и др.). Ключевое понятие «новой эко-логии» - гомеостазис, т.е. способность всех элементов ксаморегуляции и возвращению в исходное состояние вслучае каких-либо изменений.Идея гомеостаза была в основе объяснения прин-ципов развития первобытных и традиционных этно-сов. Во-первых, она включала возможность измене-ний самой среды обитания в результате как случай-ных, так и закономерных факторов, в том числе вы-званных практической деятельностью человека. Во-вторых, на смену идеи пассивного, стабильного рав-новесия пришло понимание активной роли всех эле-ментов системы, и в первую очередь человеческойгруппы, в общей саморегуляции. В-третьих, динами-ческий гомеостаз с его циклами, казалось, весьма уда-чно объяснял логику длительного исторического су-ществования традиционных обществ, в которую мог-ли быть вписаны не только процессы хозяйства, рас-пределения и демографического воспроизводства со-циума, но и сфера его духовной и психической жизни.Большая группа ученых выдвинула концепцию Се-верного неотрадиционализма, представляющую собойобоснование традиционного природопользования, нату-рального хозяйства и рыночных отношений с опорой напомощь государства и компенсации от промышленнойразработки природных ресурсов Севера (Е. Андреева,С.В. Гусев). В основу Северного неотрадиционализма ав-торы положили предоставление народам Севера правовойгосударственной протекции и свободы самостоятельногоразвития экономики, культуры и самоуправления.Сам термин «северный неотрадиционализм» интере-сен и несет в себе достаточный эвристический потенциал.В связи с этим необходимо уточнить два понятия - этни-ческое и традиционное природопользование. В целом, ес-ли судить по доступной нам литературе, различие оказы-вается не столь уж существенным, по крайней мере, онииспользуются как рядоположенные. Понятие «этническоеприродопользование» фокусирует внимание на единич-ных (уникальных) особенностях природопользования,включая и биолого-генетическую специфику. Так, помнению А.Н. Нелюбина и С.В. Балтуева, под этническимприродопользованием понимают «исторически и гипоте-тически взаимосвязанный комплекс видов и способовиспользования территории, демографических, социаль-ных и культурных особенностей, определяющих воспро-изводство этноса» [3. С. 141]. В понятие«традиционноеприродопользование» вкладывается скорее социокуль-турный смысл, подчеркивается сам способ хозяйствова-ния, в котором ведущую роль играют привычные формыи методы. Поэтому целесообразнее (исходя из спецификинашей работы) придерживаться именно этого термина.Понимая, что рынок плохо совместим как с тради-ционным природопользованием, так и с проблемой бе-режного отношения к окружающей среде, многие уче-ные рекомендуют при переходе к рынку учитывать спе-цифику традиционных отраслей. Авторы исследования«Неотрадиционализм на Российском Севере» наиболеевыпукло излагают такую точку зрения.«В этих условиях представляется совершенно необ-ходимым разработка для Севера особых, различаю-щихся, но взаимоувязанных программ перехода к рын-ку индустриальных и традиционных отраслей, про-грамм, основанных на принципах многообразия формсобственности, постепенности и учета социально-ком-мерческих и национально-этнических последствий пе-рехода к рынку. Одним из центральных пунктов такихпрограмм должен стать тезис о приоритете таких формрыночных отношений, которые будут наиболее резуль-тативными с позиции охраны и рационального исполь-зования природных ресурсов - главного экономиче-ского потенциала малочисленных народов Севера.При переходе к рынку в условиях Севера и в мес-тах проживания малочисленных народов Севера важ-но прогнозировать некоторые последствия этого пе-рехода и принять соответствующие защитные меры.Обозначим лишь некоторые:- необходима тщательно выверенная этапность про-ведения рыночных реформ на Севере, и прежде всего ввопросах приватизации и изменения форм собственностина землю; в последнем случае целесообразно как можнодольше не вводить частного землевладения при промыш-ленной разработке природных ресурсов и основыватьсяна долгосрочном арендном землепользовании;- желательно проводить особую программу обучениярыночным отношениям, новому рыночному законода-тельству, правилам поведения сторон в имущественныхспорах; на территории проживания малочисленных наро-дов Севера - это одна из наиболее ответственных и прак-тически не реализуемых предпосылок перехода к рынку;- целесообразно разработать особые, северные, эт-нозащитные механизмы правообеспеченности перехо-да к рынку с внесением соответствующих измененийв административное и уголовное право; рынок на Се-вере не должен стать особой криминогенной зоной;- полезно создание специальной государственной ин-спекции по проведению реформ в местах проживаниямалочисленных народов Севера, с включением в их со-став представителей этих народов, местного населения,представительных, правительственных и президентскихструктур; одной из главных задач этой инспекции должностать обеспечение законности во всех сделках с природ-ными ресурсами и, прежде всего, с землей» [4. С. 119].Однако справедлива и критика путей, ведущих кформированию новой хозяйственной культуры север-ных народов. Так, В.М. Куриков отмечает, чем этот под-ход отличается от идеи недавнего прошлого о благо-творности перехода северных народов на более высокуюступень общественного развития [5. С. 19]. Постановкавопроса о товарной форме ведения патриархального хо-зяйства означает, в сущности, уничтожение традицион-ной хозяйственной культуры и продолжение политикиассимиляции под эгидой узкоэкономического подхода.На примере жизни народов Севера в новых усло-виях наглядно видна безличность и псевдоэффектив-ность монетаристского подхода к экономике, веры вто, что рынки конкурентны и благодаря этому имеютвысокую степень устойчивости, а государственноевмешательство лишь подрывает ее. Сам рынок, явля-ясь катализатором развития экономики, на деле спо-собствует дифференциации общества, а интегрируютего такие сферы, как культура, наука, образование, здра-воохранение, единое информационное пространство.Рынок не способен вырабатывать шкалу ценностей, ос-нованную на приоритете устойчивого развития. Нуж-ны социальные факторы, государственная политика,формирование консенсуса и регулятивных правовыхмеханизмов для придания рынку социального смысла.Управленческие решения в сфере жизнеобеспече-ния повторяют азы социал-дарвинистской идеи куль-турной эволюции. В соответствии с ней культуры раз-мещаются на разных точках эволюционной кривой,причем культура господствующей нации занимаетверхнее положение. Все, что расположено ниже, объ-является отсталым и подлежащим преодолению илиподтягиванию до стандартов господствующей куль-туры. Стать цивилизованным означает сейчас перейтина рыночные отношения, работать на нефтепромыс-лах, сменить свою хозяйственную культуру на обез-личенное бытие, «вахтовое» сознание.Большинство представителей малочисленных на-родов Севера осознают объективную необходимость со-хранения традиционного природопользования и хо-зяйственной культуры. К примеру, можно сослаться намнение членов ассоциации «Спасение Югры». Ассо-циация считает, что объективной основой сохраненияязыка и культуры является традиционный уклад жиз-ни с тенденцией постепенного и естественного освое-ния достижений цивилизации, т.е. на данном этапесохранить этносы означает сохранить традиционноеприродопользование [6. С. 55].Нам представляется целесообразным рассматриватьнеотрадиционализм не в узкоэкономическом, а в социо-культурном смысле, как возвращение на новом уровне кценностям традиционной хозяйственной культуры.Сейчас стало самоочевидным, что модель чисторыночного хозяйства возможна только в абстракции,в теории. Спор о социализме и капитализме в том ви-де, в каком он велся последние десятилетия, являетсябеспредметным, поскольку в большинстве стран раз-вивается смешанная или (скандинавский вариант) до-говорная экономика, при сохранении, впрочем, ос-новных черт капиталистического хозяйствования.Современное хозяйственное развитие приводит кповороту от «главенства» количественных аспектовхозяйства к качественному его аспекту.Качественные аспекты хозяйства выражены в его ин-тегральности, когда конкретные хозяйственные формынужны постольку, поскольку способствуют реализациижизненных форм. Так, в Израиле уживается фермерскоехозяйство и киббуцы, имеющие много общего с россий-скими колхозами. Малоэффективное с точки зрения ли-беральной экономической теории хозяйствование уст-раиваетчасть сельского населения как образ жизни. Иххозяйственная культура нацелена на экзистенциальныеценности, а не на максимизацию прибыли. А как с пози-ций экономического прагматизма объяснить многомил-лиардные дотации правительства США в сельское хо-зяйство? Одной из целей поддержки малого и среднегобизнеса является сохранение занятости, более гибкоереагирование на потребности населения. Есть и социо-культурная цель - поддержка определенного активист-ского образа жизни. Это же относится и к организациинадомного труда, причем не только в слаборазвитыхстранах, но и, например, в Японии.Перед исследователями стоит выбор - следоватьлогике эпохи первоначального накопления капиталаили попытаться заглянуть вперед в действительноедвижение цивилизации. По пути укрепления постмо-дерна происходит движение к возврату на новомуровне первоначального единства хозяйства и куль-туры, образа жизни и хозяйствования.Общим вектором перехода к постмодерну являетсяутверждение отстаиваемого С.Н. Булгаковым приорите-та организма перед механизмом; технико-экономиче-ские решения и теории сменяются решениями, ориенти-рованными на культуру, техноморфность культуры - наантропоморфность. «Философия хозяйства» С.Н. Булга-кова оказывается не современной, а постсовременной,ждущей еще своего воплощения, как, впрочем, и дости-жения философии русского космизма в целом.Терминологически это осмысливается, например,в понятиях модерна и постмодерна. Так, П. Козловскипишет, что надежда модерна на науку и технику «какобъединяющее начало не оправдывалась. Постмодернвидит общее для общества в рассказе и семантике ку-льтурно-духовного, в совместности религии, знаков,искусств, философии. Постмодерн - это эпоха снятияобщественных и культурных раздроблений и диффе-ренциации модерна, взаимопроникновение и перепле-тение культурных областей - таково знамение эпохи.Полем такого проникновения являются искусство инаука, культура и экономика» [1. С. 180].Северный неотрадиционализм, понимаемый в со-циокультурном смысле как реализация права на ту хо-зяйственную культуру, которая обеспечивает сохран-ность этноса, оказывается созвучным формирующе-муся постиндустриальному обществу.Зарубежный опыт также свидетельствует об учетесоциокультурных, а не только узкоэкономических под-ходов. Взаимоотношения с хозяйственными культу-рами во всех странах арктического круга определяют-ся парадигмой ревитализации традиционной культу-ры. Ревитализация - многогранная работа, в которойособое значение имеют поддержание самоуправлениянародов Севера, участие их в распределении прибы-лей от разработки природных ресурсов, развитие на-выков ассоциации для решения конкретных задач.Политика ревитализации за последнее десятилетиев странах арктического круга сформировалась как са-моразвивающийся процесс за счет приобретения но-вых (как для этнического меньшинства, так и для до-минирующего общества) социальных навыков. Або-ригены научились «одомашнивать» и адаптироватьсредства, предоставляемые высокой технологией (и впервую очередь коммуникационные средства) дляукрепления общего языка, образа жизни и ценностей,а также участвовать в дискуссиях и социальных ме-роприятиях, затрагивающих их сообщества. Теперьони чувствуют себя частью огромной общины как врегиональном, так и в национальном смысле и подо-шли к прямому участию в формировании обществен-ного мнения - фундамента местного политическогоразвития. Северяне сталкиваются с новыми видамидеятельности, которые требуют определенного мастер-ства в кросскультурном взаимодействии.Рассмотренные нами проблемы позволяют сделатьнекоторые выводы.1. Хозяйственная культура северных народов пред-ставляет собой целостность материально-производст-венных, бытовых, духовных и социокультурных фак-торов жизнедеятельности и жизнеобеспечения. Нару-шение или подмена какого-либо компонента влечет засобой деградацию системы.2. В изучении перспектив развития хозяйственной ку-льтуры северных народов ведущую роль играют социо-культурные факторы сохранения жизнеспособности этно-са. Традиционное землепользование не может быть ры-ночным и рассматриваться сугубо с экономической точкизрения. Здесь важна занятость населения, смыслонапол-ненность их бытия, сохранность биоресурсов, экологиче-ского равновесия. Гуманитарное измерение выражается вэкологической миссии северных народов как хранителейтрадиционной хозяйственной культуры региона.3. Целостность и устойчивость хозяйственной культу-ры северных народов обеспечиваются ревитализацией -системой мер по сохранению традиционной хозяйствен-ной культуры с учетом необходимой модернизации.4. Политика ревитализации может сочетаться с пе-реходными, буферными формами сотрудничества, срыночной хозяйственной культурой региональногосообщества при господстве социокультурного подхо-да к самоорганизации жизни северных народов.5. Необходимо развивать механизм взаимодейст-вия коренного населения и других членов региональ-ного сообщества на основе равноправных партнер-ских отношений. В тщательной правовой регламента-ции нуждаются отношения народов Севера и монопо-лий как носителей традиционной и индустриальнойхозяйственных культур.6. Необходимо формирование достаточного эконо-мического базиса для расширенного воспроизводстваэтноса, включающего три условия: единое руководствовсей системой, сосредоточение ресурсов и проведениеединой финансовой политики, придание функциониро-ванию всей системы некоммерческого характера.7. Условием жизнеспособности хозяйственной куль-туры этноса является содействие в самоорганизации исамоуправлении. Особое значение имеют общинные ор-ганы самоуправления на местах.Система хозяйственной культуры северных народовможет включать в себя три основных элемента: отраслитрадиционного природопользования, производственнаяинфраструктура, являющаяся своеобразным буфероммежду укладом и современным рыночным хозяйством, атакже художественные промыслы и ремесла.Первая сфера деятельности ограничена возможно-стями природы и существует по законам простого вос-производства. От нее не надо ничего требовать, кроместабильности. Уже хорошо, если традиционное приро-допользование не сокращается под воздействием про-мышленной цивилизации. Вторая сфера деятельностиможет и должна развиваться по законам расширенногопроизводства, но и она имеет сдерживающие моменты.Неограниченным источником расширения является тех-нический прогресс, а ограничения связаны с сырьевой,ресурсной базой, поскольку на сегодняшний день про-изводственная инфраструктура является продолжениемтрадиционного хозяйства. Третья сфера деятельностиограничена практически только способностями челове-ка, которые при необходимости можно развить возмож-ностями финансирования. Поэтому, с точки зрения вос-производственных возможностей, на сегодняшний деньразвитие художественных промыслов - наиболее пер-спективное направление.Главное, с позиций воспроизводства северного этно-са, органически соединить все его базисные элементы иобеспечить их взаимодействие как единого целого. Этоможет стать надежной основой для сохранения этниче-ской самобытности коренного населения Севера. Нонужно четко представлять, что, опираясь на этот базис, влучшем случае можно вести речь о возможной самооку-паемости жизнедеятельности малочисленных народовна достигнутом уровне решения их главных проблем,который в сегодняшнем состоянии абсолютно неприем-лем, но никак не о расширенном воспроизводстве, кото-рое предполагает развитие всех сторон этноса, причемускоренное развитие, чтобы сократить огромный разрывв уровне жизни северных народов и остальной частинаселения страны.В формирующуюся философию эпохи свой вкладпризваны внести и малочисленные народы Севера, чейуникальный опыт жизнеустройства оказывается созву-чным ценностям грядущего миропорядка.Процесс их нового культурно-хозяйственного са-моопределения должен иметь характер осознанногодействия, предпосылкой которого являются дальней-шие исследования хозяйственной культуры.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 361
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Гудыма Анна Петровна | Тюменская государственная сельскохозяйственная академия | доцент, кандидат педагогических наук, профессор, директор института природопользования Севера |
Ссылки
Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. М.: Республика, 1997. 240 с.
Гудыма А.П. Малочисленные народы Севера: социоэтнические отношения. Тюмень: Вектор Бук, 2000. 204 с.
Нелюбин А.Н., Балтуева С.В. Этническое природопользование малочисленных коренных народов Сибири // Проблемы устойчивого развития общества. Иркутск, 1998.
Неотрадиционализм на Российском Севере. М., 1994.
Куриное В.М. Социально-экономические проблемы сохранения и развития коренных малочисленных народов Севера. СПб.: Алфавит, 1999. 127 с.
Этносы Сибири: язык и культура: Матер. Межд. конф. Томск, 1997.
