Организация самостоятельной работы студентов при коммуникативном обучении иностранному языку | Вестник Томского государственного университета. 2003. № 277.

Организация самостоятельной работы студентов при коммуникативном обучении иностранному языку

Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе является формирование коммуникативной компетенции, позволяющей будущему специалисту вести деловое и повседневное общение на иностранном языке. Обязательной составной частью учебного процесса по иностранному языку является самостоятельная работа студентов под непосредственным или опосредованным руководством преподавателя на основе разработанных им методических указаний, инструкций, памяток по организации самостоятельной деятельности учащихся как на занятиях, так и во внеаудиторное время. В статье рассматриваются вопросы методики организации самостоятельной работы студентов по темам устного иноязычного общения.

Running students' selfstudies in communicative approach to foreign language teaching.pdf На современном уровне преподавания иностранныхязыков в вузе самостоятельная работа является неотъ-емлемой частью учебного процесса и имеет целью под-готовить студентов к дальнейшему самообразованиюкак средству поиска и приобретения социального опы-та, с помощью которого будущий специалист сможетпродолжить свою профессиональную подготовку.В методической литературе выделяются следую-щие виды самостоятельной работы, способствующиеформированию навыка самообразования: самостоя-тельные работы по образцу, реконструктивные, вари-ативные и творческие. Такая классификация самосто-ятельных работ дает возможность определить взаимо-связь всех видов самостоятельных работ и определитьих место в логике учебного процесса.В практике обучения иностранному языку к само-стоятельным работам по образцу можно отнести та-кие виды работ, как домашние задания, выполнениеупражнений по образцу и т.д. Перед выполнением это-го вида самостоятельной работы преподаватель даётчёткие и подробные инструкции.К реконструктивным видам самостоятельных ра-бот по иностранному языку в вузе относятся лабора-торные работы, реферативные и курсовые работы, уп-ражнения для обучения различным видам речевойдеятельности: составление плана пересказа или текста,заполнение таблиц для проверки понимания прослу-шанного/прочитанного текста, построение и описаниеграфиков по содержанию текста, на основе которогобудет происходить последующее общение, составле-ние денотатных карт по содержанию текста.Примерами вариативных и творческих самостоя-тельных работ по иностранному языку могут стать на-писание дипломных работ, разработка и представле-ние проектов по коммуникативной тематике, перспек-тивных работ с отсроченным контролем, что потребу-ет от студентов разных вариантов применения ком-муникативных умений и навыков.Самостоятельная работа по иностранному языкудолжна включаться в учебный процесс своевременнои последовательно. Включение самостоятельной ра-боты в учебный процесс на начальном этапе обученияпотребует непосредственного участия преподавателяв учебной деятельности студентов, в организации каж-дого их действия на этапах восприятия, переработки иусвоения учебной информации. Задачей преподавате-ля должно быть не только исправление ошибок, но иобъяснение причины их появления. На последующихэтапах обучения иностранному языку управление са-мостоятельной работой преподавателем осуществля-ется опосредованно через учебные материалы по са-мостоятельной работе.Организация самостоятельной работы студентовне может быть эффективной без организации процес-са обратной связи. Контроль за результатами само-стоятельной деятельности учащихся помогает им пра-вильно и с минимальными затратами времени овладе-вать умениями и навыками по различным видам рече-вой деятельности. При контроле самостоятельной ра-боты по иностранному языку преподаватель проверя-ет и оценивает усвоенную студентами информацию,создает психологическую установку на усвоение но-вой и закрепление усвоенной информации, проверяетэффективность предлагаемых студентам организаци-онных форм и средств самостоятельной работы.Самостоятельная работа по иностранному языкутребует определенного методического обеспечения, че-рез которое осуществляется управление познаватель-ной деятельностью студентов. Основным докумен-том, обеспечивающим это управление при самостоя-тельной работе и определяющим виды и этапы само-стоятельной работы, служит рабочая программа курсаучебной дисциплины с обоснованным объяснением то-го, что и в каком объёме учащиеся должны усвоитьпри самостоятельной работе над материалом.На основе требований рабочей программы препо-давателем должны разрабатываться методическиеуказания по изучению отдельных разделов граммати-ки, лексики или выполнению коммуникативных зада-ний с указанием требований, которые будут предъяв-лены к полученным результатам. В качестве методи-ческого обеспечения самостоятельной работы по ино-странному языку выступают иллюстративные и дидак-тические материалы, технические средства обучения.Все методическое оснащение, обеспечивающее эф-фективную самостоятельную работу студентов, долж-но отвечать следующим требованиям: оно должнобыть ориентировано на коммуникативную цель обу-чения иностранному языку и иметь достаточное коли-чество коммуникативных заданий для речевой прак-тики; представлять собой типичные образцы речи,используемые в ситуациях повседневного и деловогообщения; делать возможным многократную актуали-зацию речевого и языкового материала; развивать иподдерживать интерес студентов к изучаемому языкуи стране изучаемого языка; содержать лингвострано-ведческий и лингвокультурный аспект.Методические указания по выполнению самостоя-тельной работы по иностранному языку должны вклю-чать в себя рекомендации по определению объёма ра-боты, объяснение цели и последовательности её вы-полнения, содержать перечень учебных пособий и ме-тодических разработок, проработка которых необхо-дима для выполнения предлагаемой самостоятельнойработы. При составлении методических указаний длявыполнения самостоятельных работ реконструктивно-го и вариативного типов (написание рефератов, кур-совых работ и разработка проектов по иностранномуязыку) необходимо разъяснить некоторые частныетребования к методике написания работы (объём ра-боты, объём параграфов и частей, рекомендации пооформлению работы, рекомендации по составлениюплана работы, рекомендации по описанию практиче-ской части работы).При коммуникативно-ориентированном обучениииностранному языку самостоятельная работа содейст-вует основной цели обучения - формированию ком-муникативной, лингвострановедческой и социокуль-турной компетенции. При этом возрастает значениевнеаудиторной самостоятельной работы, что позволя-ет во время занятия по иностранному языку высвобо-дить большое количество времени на те способы иприёмы работы по формированию коммуникативнойи лингвострановедческой компетенции, которые тре-буют непосредственного руководства со стороны пре-подавателя.Самостоятельная работа по иностранному языкувключает в себя подготовку студентов к аудиторнымзанятиям и выполнение заданий с отсроченным кон-тролем, что конкретизируется чаще всего в подготов-ке индивидуальных и групповых заданий.В качестве примера перспективного задания насамостоятельную работу с отсроченным контролемможет служить подготовка к обсуждению конкретнойтемы на базе ранее проработанного материала. По-добные задания выполнялись студентами факультетаиностранных языков Томского госуниверситета, изу-чающими французский язык в качестве второго ино-странного языка. Студентами был выполнен ряд зада-ний для изучения тем «Французская семья и пробле-мы женщин и детей», «Проблемы молодёжи во Фран-ции», «Мир французской моды», «История француз-ской кухни», «Французское общество сегодня».Начиная работу над заданием, преподаватель учи-тывал необходимость использования содержательных,смысловых, зрительных опор для формирования ком-муникативной, лингвистической, социолингвистиче-ской компетенции. В качестве таких опор использо-вались аутентичныетексты для различных видов чте-ния и аудирования. Все тексты по темам в целом со-ответствовали общей тематике и были связаны ассо-циативно, в то же время тексты были «индивидуали-зированы» и представляли собой содержательную илингвистическую опору для высказывания каждогостудента. В работе над темами использовалось мно-жество текстов лингвострановедческого характера, чтопозволило расширить объем самостоятельной работыстудентов соответственно их индивидуальным спо-собностям. До начала работы над каждой темой пре-подавателем были даны подробные инструкции по ор-ганизации самостоятельной деятельности студентовнад материалом темы.Работа по выполнению перспективных заданий повышеназванным темам велась по разным моделям. Потемам «Проблемы молодёжи во Франции», «Француз-ская семья и проблемы женщин и детей», «Француз-ское общество сегодня» работа велась по общим длявсех студентов аутентичным текстам и включала сле-дующие операции: определялась тема текста, выделя-лась главная информация в тексте, проводилось ос-мысление логико-композиционной структуры текста,проводился анализ второстепенной информации тек-ста, составлялись планы пересказа текстов, проводи-лось реферирование текстов, по содержанию текстовразыгрывались учебно-коммуникативные ситуации.По темам «Мир французской моды» и «История фран-цузской кухни» работа велась по индивидуальнымаутентичным текстам. Тексты не совпадали по объёмуи подбирались в соответствии с индивидуальными ин-тересами и творческими способностями студентов.Контроль индивидуально-групповой самостоятель-ной работы по выполнению перспективных заданийпроводился преподавателем как на индивидуальныхконсультациях, так и на аудиторных занятиях. В каче-стве средств индивидуального контроля, обеспечиваю-щих объективность оценки результатов самостоятель-ной работы студентов, применялись тесты, выявляю-щие успешность овладения речевыми и языковыми на-выками.Заключительным этапом самостоятельной работыстудентов над коммуникативным материалом сталопроведение информационно-познавательной беседыили ситуативно-ролевой игры с опорой на прорабо-танный материал. В роли ведущего беседы выступалпреподаватель. Студенты вступали в беседу по меретого, как содержание текста оказывалось актуальнымдля продолжения беседы. Для этого студенты само-стоятельно проводили отбор необходимой для беседыинформации, приводили дополнительную информа-цию по теме, проводили логико-композиционные из-менения текста, выражали своё отношение к инфор-мации, использовали имеющиеся в тексте языковые иречевые средства для оформления высказывания.Использование индивидуальных аутентичных тек-стов во время самостоятельной работы над темой по-зволило преподавателю реализовать индивидуальныйподход в самостоятельной работе со студентами с уче-том их интересов и возможностей.Самостоятельная работа студентов при изучениииностранного языка может стать эффективной толькотогда, когда она организуется, управляется препода-вателем и имеет необходимое и достаточное методи-ческое и материальное обеспечение в виде методиче-ских рекомендаций, инструкций, памяток по выпол-нению самостоятельной работы и техническихсредств обучения.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Михалёва Любовь ВикторовнаТомский государственный университетдоцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого и французского языков факультета иностранных языков
Всего: 1

Ссылки

 Организация самостоятельной работы студентов при коммуникативном обучении иностранному языку | Вестник Томского государственного университета. 2003. № 277.

Организация самостоятельной работы студентов при коммуникативном обучении иностранному языку | Вестник Томского государственного университета. 2003. № 277.

Полнотекстовая версия