Модель дистанционного обучения в учебном процессе | Вестник Томского государственного университета. 2003. № 277.

Модель дистанционного обучения в учебном процессе

Исследование возможностей гуманитарного подхода в дистанционном обучении (ДО) позволяет увидеть принципиальные основания и технологию реализации личностно-центрированного обучения в пространстве ДО. Построение модели ДО происходит с учетом определяемых нсихолого-педагогических условий, индивидуальных для каждого учащегося, и общепедагогических ценностей.

Distance education model in studies.pdf Дистанционное обучение (ДО) является одной изпрогрессивно развивающихся инновационных прак-тик. Его стремительное развитие и распространениесвязано с государственными программами компьюте-ризации образовательных учреждений и курсами по-вышения квалификации для преподавателей в областиинформационных технологий.Во всех формах ДО мы реализуем проявление иразвитие субъектной позиции. Существенным призна-ком субъектной позиции считаем способность не толь-ко к восприятию, пониманию информации, но и ееинтерпретации, т.е. осознанию, осмыслению, возник-новению собственных мыслей в процессе отнесения кданной информации; оформление и предъявление соб-ственной мысли. Стимулирование и развитие рече-мыслительной деятельности определяет стратегиюорганизации познавательной деятельности в ДО. Приэтом интегративным показателем продуктивностиинтеллектуальной деятельности (в том числе и еетворческого потенциала) является уровень культурыпонятийного мышления, суть которого представляет-ся в реализации возможностей гуманитарного подхо-да в ДО.Под гуманитарным подходом мы будем пониматьсоздание необходимых педагогических условий дляраскрытия природы человека (иными словами, дляразвития продуктивности интеллектуальной деятель-ности и личностного роста). Важнейшим из условийявляется обеспечение условий, стимулирующих про-явление субъектной позиции участников образова-тельного процесса и его развитие. Решение этой зада-чи мы связываем с введением гуманитарного подходав ДО. Среда ДО, как никакая другая область, предпо-лагает актуальность осуществления гуманитарногоисследования для всей практики. Актуальность под-хода определяется:1) логико-смысловой неопределенностью, связан-ной с неразработанностью понятийного, методическо-го, методологического и категориального аппарата;2) необходимостью проявления субъектной пози-ции учащихся в силу специфики организации систе-мы ДО, когда образовательный процесс становитсяличностно ориентированным;3) проводимые констатирующие эксперименты всреде ДО становятся по сути формирующими.Все это определяет анализ и интерпретацию дан-ных в основном на экспериментальных группах. Вформирующем и развивающем эксперименте, как та-ковом, нет указания на использование контрольнойгруппы. Отсутствие контрольных групп в методоло-гии гуманитарного исследования может быть объяс-нено, прежде всего, с позиции уникальности иссле-дуемого объекта. Экспериментальный объект, дина-мику проявления и развития субъектной позиции не-возможно сравнить ни с чем другим, кроме его само-го, тем самым показывая динамику продвижения объ-екта в поле ДО.Если сделать допущение о том, что проблематикагуманитарного исследования в русле инновационнойпрактики ДО будет носить проективный и социаль-ный характер, то гуманитарное исследование можетпрезентировать пространство ДО.Трудность в построении гипотезы определяется тем,что она формируется непосредственно в поле исследо-вания и практики, следовательно, включает в себя:1) процессы субъективации и2) фиксацию типов образовательных пространств.Из сделанного допущения можно предположить,что образовательное пространство (в том числе и про-странство ДО) носит виртуальный характер, что объ-ясняет сложившуюся ситуацию в области исследова-ния ДО, так как гуманитарное исследование, по на-шему предположению, должно начинаться с характе-ристики поля, в котором располагается объект.В русле исследования современного состояния проб-лем ДО достаточно много сделано в плане описания ихарактеристики пространства ДО [1-3]. Однако следу-ет заметить, что ни одно из описаний не является пол-ным и исчерпывающим. Это связано с традиционнымпредставлением об организации образовательного про-цесса, в котором характер взаимодействия участниковобразовательного процесса (учитель - ученик) пред-ставляется субъектным. Проводимые анализы показа-ли, что действия в области ДО строятся на использова-нии и анализе использования проективной культуры,которая сама по себе является консервативной.Говоря об отсутствии полного и исчерпывающегоописания, мы фиксируем проблему развития субъект-ных позиций как одну из значимых в отображениилогики и сущности развития инновационныхпроцес-сов в образовании в целом. Для решения поставлен-ной проблемы мы считаем необходимым совмещениепроектной и исследовательских установок в органи-зации пространства ДО. В реализации нашей экспе-риментальной программы мы учитываем необходи-мость совмещения разных исследовательских и про-ектных установок педагога [4], а также переопределе-ние объекта и предмета исследования.Объект исследования - субъект познания и проявле-ние и оформление субъектной позиции, а предмет - выяв-ление педагогических условий, стимулирующих развитиеспособностей оформить и предъявить собственную мысль(проявление логических и речевых способностей). Тогдасхема построения эксперимента в ДО характеризуется:1. Отсутствием контрольных групп в эксперименте(в силу уникальности исследуемого процесса, органи-зационной и технической обеспеченности образова-тельного процесса).2. Совпадением констатирующего и формирующегоэкспериментов. Так как ДО - еще не устоявшаяся, а то-лько складывающаяся и моделируемая образователь-ная структура - область изучения ДО, - то и возникаютоснования для совпадения двух форм исследования. Иформируемые в образовательном процессе структуры,модели взаимодействия, компетенций различных субъ-ектов пространства ДО становятся исходной позициейдля вновь определяемой информации для простраива-ния дальнейших действий в ДО.3. Наряду с классическими для оценки изменяюще-гося объекта исследованиями использованием мето-дов опосредованного изучения объекта, что связано сневозможностью непосредственно снимать заданныепоказатели с объекта исследования в силу спецификиорганизации системы ДО (когда взаимодействие про-исходит опосредованно).4. Организацией диалога в системе ДО, которая пред-полагает в большей степени взаимодействие через тек-стовые формы (письменный диалог, написание писем).Использование классических методов исследованияявляется не всегда доступным при организации педаго-гического процесса. Введение в эксперимент наряду склассическими методами методик опосредованногоизучения объекта исследования позволяет получитьболее полную информацию о происходящих измене-ниях в исследуемом объекте (субъекте познания).Процесс организации ДО и взаимодействие субъ-ектов в ДО с позиции гуманитарного подхода отвеча-ет основным принципам гуманизации образователь-ного процесса. Получаемая опосредованная информа-ция об учащихся становится значимой и идентифици-рует учащихся в плане прохождения идентификаци-онно-контрольного блока. При реализации контроль-ной функции ДО с позиции методологии гуманитар-ного исследования снимается ряд проблемных момен-тов в развитии самооценки и интеллектуальной реф-лексии учащихся, что следует рассматривать как важ-нейшие аспекты в проведении исследований в ДО.Использование в эксперименте указанных методов(прямого и опосредованного) изучения объекта и ди-намики его развития в русле психолого-педагогиче-ского исследования является основанием для приня-тия решения в осуществлении конкретных педагоги-ческих действий. Складывающиеся условия позволя-ют субъектам (педагогу и учащимся) переопределятьсвою позицию и корректировать характер и способвзаимодействия, направленного на получение поло-жительной динамики развития.Наше предположение строилось на том, что каждыйорганизуемый учебный процесс, в том числе и в инфор-мационном пространстве, нуждается в обязательном пси-холого-педагогическом обеспечении. Но вместе с тем су-ществует необходимость исследовательского сопровож-дения вновь формируемых образовательных процессов.Процесс дистанционного обучения проходит в полеинформационного образовательного пространства. Об-разовательное пространство нуждается в определениии оформлении. Информационное образовательное про-странство в реализуемой нами модели обеспечиваетсячерез использование различных ресурсов, как то:218- обучающие программы;- форумы;- телеконференции;- поисковые и справочные системы;- ресурсы Internet.Организационной составляющей будет выступатьдиалог. Диалог в информационном образовательном прост-ранстве может происходить между педагогом и учащи-мися, между учащимися, между учащимися и ресурсами.Диалог будет являться существенной характеристикой ин-формационного образовательного пространства. В педа-гогическом процессе диалог подразумевает, прежде всего,применение вербальных средств. Истинный вербальныйдиалог при современном состоянии системы ДО, в об-щем, неприменим. Совершенно невербальным является,например, взаимодействие учащегося с игровой програм-мой. При использовании в учебном процессе тестовойпрограммы вербальна программа, а ответ пользователя,по существу, невербален. Вне зависимости от того, какойтест (открытого или закрытого типа) реализуется в про-грамме, он ограничен множеством ответов, синтаксискоторых однозначно понимается программой.Реализуемая нами модель дистанционного обуче-ния сохраняет вербальность со стороны обучающейпрограммы, а реакцией обучаемого является действие,котороераспознается программой. Важно также, ка-кая сторона является ведущей в диалоге. В выполне-нии лабораторных и контрольных работ ведущим яв-ляется пользователь, в мультимедийной лекции, понашему убеждению, должна вести диалог программа.На рынке образовательных услуг в настоящее вре-мя существует большое количество программ, пред-назначенных для использования в процессе дистанци-онного обучения. Однако существует ряд проблем,препятствующих их эффективной реализации. Боль-шинство из существующих программ узкоспециали-зированные (имеют ограничения предметного содер-жания и реализуемым функциям), например, справоч-ники и тестовые программы. Возможно два вариантареализации программного обеспечения:- совместное использование набора разнородныхпрограмм;- программы, входящие в состав единой системыкомпьютеризированного обучения.На наш взгляд, в организации учебного процессаэффективнее использовать второй вариант. В этомслучае педагог и учащиеся взаимодействуют в единоминформационном пространстве.Сама конструкция обучающей программы включа-ет в себя несколько организационных форм, которыереализуются в единой системе компьютеризирован-ного обучения, т.е. объединены единой средой. Орга-низационными формами в информационной образо-вательной среде для нас будут: мультимедийная лек-ция, лабораторные и практические работы, тестовыепрограммы, контрольные работы.Весь содержательный материал учебного курса реа-лизуется через приведенные формы и организован в мо-дули. Модуль - учебная единица, содержащая опреде-ленную часть учебного материала. Реализуемая орга-низационная структура учебного процесса в рамкахдистанционного обучения может иметь различную кон-фигурацию. Самое простое и наиболее часто встреча-ющееся соединение модулей в курсе - последователь-ное, совпадающее с последовательным изложением ма-териала. Такая линейная форма представления курса неудовлетворяет современному требованию персонифици-рованного подхода к учащемуся. Для увеличения гиб-кости структуры курса необходимо добавить возмож-ность изменения траектории обучения. Рассматривая воп-рос индивидуального подхода к учащемуся, приходимк выводу об изменении состава курса в соответствии синдивидуальными характеристиками учащихся, кото-рые были определены во входном тестировании [4].Список модулей, включающий описание структу-ры учебного курса, будет являться шаблоном курса.На основе шаблона курса можно формировать инди-видуальную структуру курса в соответствии с вход-ным контролем и (или) по желанию педагога. Форми-рование индивидуального курса в таком случае будетзаключаться в составлении списка модулей шаблонакурса, которые следует воспроизводить для данногоучащегося. Такая организация учебной деятельностинуждается в дополнительном исследовании эффек-тивности организации учебного процесса в рамках ДО.Проведенный нами анализ экспериментальных дан-ных позволяет предложить некоторые основания для ре-ализации гуманитарного подхода в исследованиях ДО:1) предъявление и удержание субъектной позициив логике построения процесса ДО;2) совпадение формирующего и констатирующегоформ эксперимента;3) использование опосредованных форм изучениясубъекта.Осуществление гуманитарного исследования в рам-ках ДО становится сопровождающим звеном в прак-тике преподавания предмета, элементом, неотъемле-мым и естественным в самом образовательном прост-ранстве ДО. Исследование возможностей гуманитар-ного подхода в ДО позволяет увидеть принципиаль-ные основания и технологию реализации личностно-центрированного обучения в пространстве ДО.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Абакумова Наталия НиколаевнаТомский государственный университетстарший преподаватель кафедры педагогики факультета психологииniv@land.ru
Всего: 1

Ссылки

Волов В.Г. История дистанционного образования // Инновации в образовании. 2001. № 3. С. 115-126.
Карлащук В. И. Обучающие программы. М.: Изд-во «Солон», 2001. 528 с.
Домненко В.М., Бурсов М.В. Создание образовательных ресурсов на основе Internet-технологий. СПб.: СПбГИТМО(ТУ), 2001. 100 с.
Абакумова Н.Н., Комаровская Л.В. Опыт формирования учебных программ на основе комплексного компьютерного тестирования школьников// Вестник Томского государственного университета. 1999. №. 268. С. 161-166.
 Модель дистанционного обучения в учебном процессе | Вестник Томского государственного университета. 2003. № 277.

Модель дистанционного обучения в учебном процессе | Вестник Томского государственного университета. 2003. № 277.

Полнотекстовая версия