«Школа профессионального мастерства» - путь к успешной работе | Вестник Томского государственного университета. 2003. № 277.

«Школа профессионального мастерства» - путь к успешной работе

В статье рассказывается о положительном опыте повышения квалификации преподавателя испанского языка международного факультета управления в рамках «Школы стажеров». Изучив некоторые современные методики обучения иностранным языкам, мы выбрали как наиболее актуальное направление в работе - использование современных телекоммуникационных технологий, в частности, ресурсов Интернета и виртуальных библиотек. Данное направление работы позволяет сделать аутентичные неучебные материалы прекрасной основой для изучения языка, помогает преодолеть языковой барьер, повышает мотивацию обучающихся, создает предпосылки для разработки научно-обоснованной, дифференцированной по этапам обучения методики создания коммуникативной компетенции будущих специалистов.

«Professional skill school» is a way to the successful work.pdf На международном факультете управления разра-ботана и успешно реализуется программа изученияиностранных языков, ведущей целью которой являет-ся коммуникативная компетенция. Программу отли-чает соответственно коммуникативно-ориентирован-ный и одновременно профессионально-направленныйхарактер курса иностранного языка на основе исполь-зования интенсивных методик обучения.В своей работе мы постоянно совершенствуем тех-нологии обучения студентов, на базе факультета ве-дется научно-исследовательская работа, проводятсянаучно-практические конференции, курсы повышенияквалификации, работают «Школа профессиональногомастерства», мастер-классы. «Школа» включает в себянесколько направлений научной деятельности, в томчисле поиск новых методик обучения иностранномуязыку. Мы считаем целесообразным поделиться опы-том прохождения учебы и стажировки.В основе работы были заложены пять основныхпринципов обучения иностранному языку:1) комплексная мотивация: иностранный язык изу-чается для определенных целей;2) проблемность: поиск и определение проблемы вкаждом задании, оптимизация ее решения;3) вариативность: использование разнообразногопознавательного материала, в том числе инновацион-ных технологий в области телекоммуникаций;4) опережающее обучение: подбор более сложныхзаданий на пройденный материал;5) формирование успешности: положительные эмоциипомогут быстрее решить поставленные учебные задачи.Большую помощь в реализации вышеназванныхпринципов могут оказать материалы, полученные че-рез систему Интернет, участие студентов в различныхмеждународных проектах, теле- и интернет конферен-циях. Доступ к информации, умение работать с ней -путь к успеху.Часто обсуждается, как мотивировать студентов ис-пользовать различную литературу, в том числе и спе-циальную, на занятиях иностранным языком, а такжесамостоятельно использовать аутентичные источникиинформации для участия в беседе и конференциях-презентациях. Изучив некоторые современные мето-дики обучения иностранным языкам, мы выбрали какнаиболее актуальное направление в работе - исполь-зованиесовременных телекоммуникационных техно-логий, в частности, ресурсов Интернета и виртуаль-ных библиотек.Использование телекоммуникационных техноло-гий требует подготовительной работы, например:2201) интегрирования аутентичных материалов в обу-чение;2) самостоятельного поиска информации при ра-боте над проектом;3) самостоятельной подготовки определенных за-даний в рамках программы.После прохождения обучения и стажировки в «Шко-ле профессионального мастерства» нами было разрабо-тано методическое пособие по испанскому языку «Соп-tactos socio-profesionales» с аудиоприложением, рекомен-дованное студентам III-V курсов международного фа-культета управления ТГУ, а также других вузов, начав-шим изучать испанский язык. При составлении были ис-пользованы материалы испанской периодики, Интернета.Данное пособие является базой для реализации програм-мы МФУ ТГУ по испанскому языку. Содержание посо-бия предлагает различные формы деятельности, основа-но на модульном принципе и, кроме того, планируетсяего использование при подготовке и проведении видео-интернет конференций. Основные и дополнительныетексты из испанской периодики помогут глубже понятькультуру, социальную и другие сферы жизни страныизучаемого языка.Другим наиболее значимым результатом являетсявторой (после пособия) подготовительный этап дляпроведения интерактивного общения на иностранномязыке - тренинг. Тренинг проводился в виде ролевойигры-конференции. Участники - студенты I курса, изу-чающие английский язык (преподаватель М.А. Пода-нёва) и студенты III курса международного факульте-та управления группы испанского языка второго годаобучения (преподаватель А.С. Лазарева).Основной нашей задачей является формированиеспособности студентов к межкультурному взаимодейст-вию. Для обсуждения была предложена возможностьобмена студентами ведущих вузов Великобритании (Окс-форд) и Испании (Саламанка, Мадрид), требовалось при-вести убедительные аргументы в пользу прохождениястажировки в вышеназванных учебных заведениях.Нами были поставлены следующие цели:1) повышение общего уровня знания языка;2) возможность практики синхронного переводастудентами III курса;3) использование двух иностранных языков (анг-лийского, испанского);4) понимание на слух и выделение основной ин-формации;5) поиск и систематизация информации из различ-ных источников (главным образом, из системы Интер-нета) для кратких сообщений;6) выработка навыков в использовании ресурсов биб-лиотеки, Интернета для выступлений по заданной теме;7) активное употребление изученной лексики;8) систематизация накопленных материалов в ре-жиме «самоуправления».Ожидаемые результаты:1) усовершенствование испанского для осуществ-ления социальных контактов;2) способность работы в команде.Средства достижения и критерии успешности: прове-дение занятая в форме конференции. Основной критерийуспешности - оформление «Газеты» на основе материа-ла, полученного в ходе беседы. Информация, используе-мая в сообщениях, была взята из Интернета, из рекомен-дованных преподавателем сайтов, так как по замыслу онадолжна была содержать «изюминку», которую нельзянайти в русскоязычных печатных изданиях.Сама «конференция» была разделена на четыреэтапа.I. Небольшая презентация университетов, сопро-вождаемая музыкальным оформлением.И. Работа в режиме вопрос-ответ через синхронно-го переводчика. Старшекурсники проявили умение ра-ботать в команде, помогая с синхронным переводомпервокурсникам.III. Смена «правил игры». Каждая группа получиламакет газеты, куда предстояло занести полученную от«соперников» информацию. Студенты блестяще спра-вились с поставленными целями, поскольку на заня-тиях иностранным языком они не только научилисьдостаточно свободно общаться на языке, но и слушатьдруг друга.IV. (Заключительный). Состоял в защите своей га-зеты и подведении итогов.Всеми участниками проекта проведена огромнаяподготовительная работа, потребовалось прочесть мно-го нового и полезного. Было высказано много поло-жительных отзывов и пожеланий организаторам, втом числе сделать практику встреч студентов разныхгрупп /языков регулярной. Многие в своих рецензияхписали, что «эта была незабываемая встреча», «какздорово учиться на нашем факультете, изучать два иболее иностранных языка», «спасибо за возможностьучаствовать в нестандартных проектах». Преподавате-ли в ответ услышали немало слов благодарности, чтоявляется высшей наградой нашей работы.Данная методика, изученная в рамках работы «Шко-лы стажеров», позволяет сделать аутентичные неучеб-ные материалыпрекрасной основой для изучения язы-ка, помогает преодолеть языковой барьер, повышаетмотивацию обучающихся, создает предпосылки дляразработки научно-обоснованной, дифференцирован-ной по этапам обучения методики создания коммуни-кативной компетенции будущих специалистов.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лазарева Анна СергеевнаТомский государственный университетпреподаватель испанского языка международного факультета управленияlazareva@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Лазарева А.С. Contactos socio-profesionales. Томск: Международный факультет управления, 2002. 96 с.
Терминасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Просвещение, 2000. 250 с.
 «Школа профессионального мастерства» - путь к успешной работе | Вестник Томского государственного университета. 2003. № 277.

«Школа профессионального мастерства» - путь к успешной работе | Вестник Томского государственного университета. 2003. № 277.

Полнотекстовая версия