Десять лет существования кафедры - это работа в условиях стремительного роста факультета и постоянных инициатив. К примеру, на кафедре созданы собственные Программы по всем изучаемым на факультете иностранным языкам: английскому, испанскому, итальянскому, немецкому, китайскому, турецкому, французскому. Все они объединяются статусом иностранного языка на МФУ как учебной дисциплины, формирующей профессиональную направленность студентов, активно влияющей на видение мира, менталитет обучаемых. Для реализации Программ преподавателям иностранных языков необходимо постоянно повышать свою квалификацию. На кафедре создана такая возможность. Это - «зимние школы» (трехдневные научно-методические конференции преподавателей), «Школа профессионального мастерства» (пятимесячные курсы для молодых преподавателей). Сейчас запущен новый проект «Современные технологии обучения студентов иностранным языкам». Это двухгодичная (на 500 часов) профессиональная переподготовка, представляющая собой альтернативную форму научно-исследовательской работы преподавателей.
Ten years after: faculty of foreign languagesof international department of public and business administration TSU today.pdf Юбилей - это всегда праздник. В юбилейные днииспытываешь особую гордость от сознания того, чтоне только выдержали, устояли, но и многое сделали заэти первые десять лет. Всё было очень непросто. Прирождении факультета его организаторов и первых пе-дагогов буквально опьяняла возможность творить, со-здавать что-то экстраординарное, факультет букваль-но сотрясали новаторские идеи, предложения, от пер-спектив кружилась голова. Инициативы принимались«на ура». Десять лет спустя отчётливо понимаешь,что главная трудность состояла в том, чтобы при го-рячем, увлечённом сердце сохранить чувство меры ихолодную, вооруженную наукой голову. С первыхдней существования факультета надо было обеспечи-вать его поступательное движение.Заметим, что все последующие годы приходилосьработать в условиях стремительного роста факульте-та. Так, если первый набор студентов (около 20 чело-век) при первом английском языке почти полностьювыбрал французский, позднее перед нашей кафедройстала задача удовлетворить интерес студентов, кромеанглийского и французского, к испанскому, немецко-му, итальянскому, турецкому и японскому языкам.Многое пришлось перепробовать, практика опровер-гала какие-то подходы и к подбору кадров, и к орга-низации самого учебного процесса.На кафедре иностранных языков были созданы соб-ственные программы по всем изучаемым языкам. Про-граммы эти были объединены статусом иностранногоязыка на МФУ как дисциплины, имеющей огромныйпотенциал, формирующий профессиональную направ-ленность студентов. В то же время это предмет, спо-собный активно влиять на видение мира, менталитетстудентов посредством включения в его содержаниестрановедения, т.е. изучения культуры страны/ странизучаемого языка/изучаемых языков.Обсуждения, споры, апробации постоянно имеют ме-сто в жизни нашей кафедры. Но, как говорится, в спорахрождается истина. И сегодня мы - убеждённые сторон-ники ранней профессиональной ориентации обучениястудентов иностранным языкам. Уже нет среди нас пре-подавателей, сомневающихся в том, что изучение ИЯ наМФУ должно обеспечить знание предмета как такового ивлиять на формированиеспециалиста в целом.Чтобы привести преподавателей к такому едино-душию, пришлось серьёзно взяться за одну из основ-ных проблем высшей школы. Речь идёт о внедренииданных психолого-педагогических наук в сознание идеятельность преподавателей вуза. К примеру, на МФУбыло проведено экспериментальное обучение второ-му иностранному языку (французскому). Педагогиче-ский эксперимент начался в 1994 г. с первым наборомстудентов на факультет, а в 1999 г. мы посчитали воз-можным на основе полученных результатов организо-вать научно-практический семинар преподавателейвсех иностранных языков МФУ с приглашением кол-лег всех вузов Томска.Коротко об эксперименте. Объектом формированиябыл выбран такой личностный параметр, как «адек-ватная самооценка студентами собственной познава-тельной деятельности». Наш выбор объяснялся сущ-ностью и функциями самооценки. Известно, что не-адекватная самооценка является серьёзным «антисти-мулом», блокирующим учебно-познавательную и про-фессиональную активность. Адекватная же самооцен-ка оказывает значительное влияние на успешностьвыполнения любой деятельности, будь то учёба илипрофессия.Прямое отношение к профессионально-направлен-ному (контекстному) обучению имеет и тот факт, чтосамооценка органически связана с уровнем притяза-ний личности, а адекватные притязания в значитель-ной степени являются залогом успешности профес-сиональной деятельности.В пользу выбранного нами объекта формированияговорит и ещё один факт: актуальная сейчас проблемаоптимизации учебно-воспитательного процесса в каче-стве необходимого условия предполагает, в частности,наличие адекватной самооценки у обучаемых. Заметим,что у психологов под «самооценкой» понимается слож-ная динамическая структура, непосредственно связан-ная с отношением обучаемого к уже достигнутым ре-зультатам деятельности, с оценкой её качества.Эксперимент потребовал создания определённыхучебных материалов. Так появился комплекс, содер-жащий 3 основных пособия: «Социально-профессио-нальные контакты», «Экономический портрет Фран-ции», «Профессиональные контакты».Была разработана системаорганизационно-мето-дических и диагностических приёмов, которые посто-янно корректируются и совершенствуются. К приме-ру, методика корректировки самооценки студентоввключает:- контроль за посещаемостью студентов;- постоянный устный и письменный контроль заусвоением учебного материала;- развернутый подробный анализ студенческих ра-бот с объяснением причин и природы ошибок;- развёрнутое (мотивированное) оценивание уст-ных ответов (комментарий преподавателя к студенче-ским ответам);- внимание к прогрессу/регрессу в знаниях, уме-ниях, навыках обучаемых на каждом последующемэтапе по сравнению с предыдущим;- привлечение к процессу формирования само-оценки самих студентов, обучение их правильномуанализу собственной деятельности, отношения к пре-подавателям. Для этой цели были разработаны специ-альные анкеты;- такую организацию учебно-познавательной дея-тельности, которая обеспечивает успешность каждо-му (хотя бы в малой дозе) при выполнении трениро-вочных и контрольных заданий. Это особенно важнопри коррекции заниженной самооценки. Наш естест-венный эксперимент оказался достаточно результатив-ным, и многие его составляющие взяты на вооруже-ние всеми преподавателями кафедры. Назовём, к при-меру, анкеты, с помощью которых все преподавателиИЯ имеют полное представление о степени удовлет-ворённости студентов своей учебной деятельностью,её результативностью, об отношении студентов к пре-подавателям.Не обошли мы и проблемы педагогических инно-ваций и педагогического мастерства, взаимосвязанных ивзаимоопределяющих. Ключевая фигура здесь - пре-подаватель, поэтому проблема инноваций, по сути,сводится к следующим подпроблемам:- отношению преподавателей к нововведениямпри обучении своему предмету;- подготовленности преподавателя к инновацион-ной деятельности.Существующая статистика относительно этой проб-лемы неутешительна: среди преподавателей вузов тех,кто ведёт занятия на высоком уровне с использовани-ем педагогических новшеств, выявлено всего 2 %. Всвязи с этим остро ощутилась необходимость повы-шения квалификации практически всех преподавате-лей кафедры ИЯ, организации научной работы попроблемам обучения взрослых иностранным языкам иреализации Программы ИЯ МФУ. Здесь были исполь-зованы такие формы:- «Зимние школы» (1999-2002 гг.) - трёхдневныеконференции преподавателей МФУ при активном учас-тии коллег из ТПУ и кафедр иностранных языков ТГУи ФИЯ ТГУ.- «Школа профессионального мастерства» (январь- июнь 2002 г.) - пятимесячные курсы для молодыхпреподавателей ИЯ.Известно, что с началом перестройки, а особенно в90-х гг. XX в. с формированием рыночной экономикиинтерес государства к вопросам дополнительного про-фессионального образования (ДПО) резко снизился. Вчастности, высшей школе пришлось существовать бо-лее десятка лет в условиях ликвидации государствен-ной отраслевой системы ДПО. По этой причине зна-чительно пострадало качество высшего образования.Понимая это, отдельные руководители учебных уч-реждений стали воссоздавать и создавать новые фор-мы дополнительного профессионального образования.Заработанные на рынке образовательных услуг средст-ва они используют не только на содержание своегоучебного учреждения, но и на развитие его материаль-ной базы, совершенствование форм и методов образо-вания, организацию ДПО для обучающих и обучаемых.Существенно, что работа по организации ДПО на-правлена сейчас на то, чтобы обучение в этой системеобразования «стимулировало и подкрепляло желаниеслушателей продвигаться по служебной лестнице»(И.И. Курьянов).«Школа профессионального мастерства» при ка-федре иностранных языков МФУ ТГУ в категорияхобсуждаемой проблемы представляет собой вариантДПО. По сути это - инновационная технология орга-низации обучения взрослых (у нас - вузовских препо-давателей иностранных языков).Следует отметить, что «Школа» не является какой-то искусственной надстройкой по отношению к ка-228федре ИЯ. Содержание учебной программы «Школы»отражает основные направления научно-методическойработы кафедры, а именно:- профессиональное самообразование,- внедрение педагогических инноваций в учебныйпроцесс,- профессиональный рост молодых преподавателей,- укрепление научного потенциала кафедры путёмпривлечения любознательных, увлеченных и способ-ных к творчеству и научной работе педагогов.Программа «Школы» составлена нами на основеблочно-модульного принципа. Согласно ему, образо-вательный модуль - это относительно самостоятель-ная часть всей программы с определённой целевой ус-тановкой, методикой и сроком реализации.Модуль I: январь-февраль 2002 г.Цель модуля: обогащение слушателей теоретиче-скими профессиональными знаниями, отбор из совре-менной передовой практики методов, приёмов и формэффективного обучения иностранным языкам для вне-дрения на МФУ.Методика реализации: самостоятельная работа пре-подавателей с научно-методической литературой; об-суждение с научным руководителем проблем, возни-кающих в процессе чтения и осмысления теоретико-практических публикаций.Модуль II: март 2002 г.Цель модуля: расширение научно-практической ба-зы слушателей, информирование их об основных пси-холого-педагогических и методических проблемах выс-шей школы сегодняшнего дня, о практике их решенияучёными и опытными вузовскими преподавателями.Методика: лекции-беседы по теориии практикеобучения взрослых иностранным языкам, особенно-стям деятельности преподавателя высшей школы.Тематика лекций-бесед!1) Организация самостоятельной работы студентовпри обучении их иностранным языкам (доцент ТГУМихалёва Любовь Викторовна).2) Формирование положительной мотивации уче-ния у студентов.3) Особенности деятельности преподавателя выс-шей школы (доцент ТГУ Кольцова Тамара Александ-ровна).4) Страноведение как цель и средство обучениястудентов иностранным языкам (доцент ТГУ РатнерЛюдвига Семёновна).Модуль III: апрель 2002 г.Цель модуля: изучение слушателями опыта ведущихпреподавателей иностранных языков МФУ по реали-зации Программы МФУ по иностранным языкам.Методика: мастер-классы.Был представлен собственный опыт и проведеныпрактикумы следующими преподавателями факульте-та: Прокопенко Ларисой Алексеевной, Сергеевой Еле-ной Анатольевной, Стукановой Ольгой Борисовной,Абушаевой Маргаритой Энверовной, Лисовской Ла-рисой Петровной, Айлазян Еленой Прокопьевной.Модуль IV: май 2002 г.Цель модуля: внедрение слушателями «Школы» пе-дагогических инноваций в реальный учебный процесс.Методика! разработка и проведение каждым слу-шателем авторских занятий со студентами с обяза-тельным использованием полученных на предыдущихэтапах теоретических знаний и передовой педагогиче-ской практики (публикации, лекции-беседы, мастер-классы).Модуль V: конец мая - начало июня 2002 г.Цель модуля: осмысление и представление в видевыпускной научно-методической работы приобретён-ных за время учёбы знаний и собственной практики.Методика: подготовка и защита выпускной науч-но-методической работы, в содержание которой вклю-чены:- список проработанной самостоятельно литера-туры с анализом и отбором педагогических иннова-ций для апробации и внедрения;- описание системы работы по внедрению ото-бранных новшеств;- разработка описания открытого занятия, прове-дённого в рамках IV модуля;- оценивание программы и организации «Школы»,её профессиональной значимости лично для каждогослушателя, предложения на будущее;- приложения: практические иноязычные матери-алы, продукты творческой деятельности студентов.За пять месяцев деятельности «Школы» её про-грамму успешно освоили три преподавателя англий-ского языка (Поданёва Мария Александровна, Надеж-дина Елена Юрьевна, Лобастова Юлия Валерьевна),преподаватели испанского (Лазарева Анна Сергеевна)и немецкого языков (Барнашова Анна Валерьевна).Это педагоги кафедры иностранных языков МФУ.Наша «Школа» привлекла внимание двух препода-вателей английского языка Международного отделенияисторического факультета ТГУ (Барсановой МаргаритыАлександровны и Гавриловой Оксаны Сергеевны).Все слушатели выразили удовлетворение органи-зацией занятий, содержанием программы и методикойобучения. Мы со своей стороны отмечаем серьёзную,заинтересованную, творческую работу всех стажёрови благодарим их за сотрудничество.Сейчас нами предложен новый проект «Современныетехнологии обучения ИЯ студентов вуза». По нашему за-мыслу, это двухгодичная (на 1000 часов) профессиональ-ная переподготовка, представляющая собой альтернатив-ную форму научной работы. Предусматривается зашитавыпускной научной работы и вручение сертификата ТГУо профессиональной переподготовке.Преподаватели кафедры ИЯ с энтузиазмом принялиэтот проект и изъявилижелание участвовать в его реа-лизации. В плане научной работы есть и ещё вдохнов-ляющие примеры. Преподаватели Лазарева Анна Серге-евна (испанский язык), Поданёва Мария Александровна(английский язык) поступили в аспирантуру при ФИЯТГУ. Преподаватель английского языка НадеждинаЕлена Юрьевна занимается научной работой в качествесоискателя. Пожелаем им терпения и успехов в этомнелегком, но таком увлекательном деле.
Кольцова Тамара Александровна | | доцент, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой иностранных языков международного факультета управления | |