О генезисе отечественного конституционного правосудия (идеи и предложения второй половины 60-80-х годов XX века) | Вестник Томского государственного университета. 2003. № 279.

О генезисе отечественного конституционного правосудия (идеи и предложения второй половины 60-80-х годов XX века)

В статье впервые обобщается доктринальный опыт исследований возможностей судебного конституционного контроля (надзора) 60-80-х гг в условиях советской представительной системы государственной власти и вводятся в научный оборот материалы Российского государственного архива Новейшей истории (бывшего Архива ЦК КПСС) по этой проблеме. Автор делает вывод, что отечественной доктрине государственного (конституционного) нрава тою времени не удалось выработать четкого представления о будущих формах и системе специализированных органов охраны конституции Она располагала лишь несколькими альтернативными вариантами решения этого вопроса, связанными с верховенством законодательной (представительной) государственной власги и игнорирующими принцип разделения властей.

On the genesis of the home constitutional justice (ideas and proposals of the second half of the 60's to the 80's of the twentieth century).pdf Статья является продолжением цикла очерков, посвящен-ных предыстории конституционного правосудия России [ 1 ]. Совторой половины 60-х гг. XX в. более широким становится диа-пазон исследований проблем конституционного надзора и кон-троля в СССР. Помимо критики института судебной проверкиконституционности законов в буржуазных государствах и уг-лубленного изучения отечественного опыта участия Верховногосуда СССР в осуществлении конституционного надзора ученыеразрабатывают теоретические вопросы конституционной юсти-ции и уделяют внимание практике конституционных судов,учрежденных в некоторых социалистических государствах.Специалисты в области конституционного права за-рубежных стран в своих работах дают весьма глубо-кую юридическую информацию о существующей вомногих из них конституционной юстиции, фактическиподготавливая «почву» для внедрения этого институтав перспективе в механизм государственной власти бу-дущих постсоветских государств.И.А. Ледях в весьма объемной главе коллективноймонографии [2] при минимальных отвлечениях на идео-логические штампы исследовала предпосылки созда-ния системы конституционного надзора, соотношениеконституционности и конституционного надзора (такИ.А. Ледях и другие исследователи конституционногоправа зарубежных стран именовали тогда конституци-онную юрисдикцию в западных странах). Ею отмече-но, что с помощью конституционного надзора реша-ются актуальные вопросы политической целесообраз-ности и методов применения действующего права применяющихся условиях.Автор одна из первых в отечественной науке консти-туционного права стала утверждать, что «оценка право-вого политического значения буржуазного институтаконституционного надзора представляется сложной, ком-плексной и часто не допускающей однозначного решениязадачей. Ее разрешение предполагает всесторонний ана-лиз данного института, т.е. выявление его места средидругих частей буржуазного государства, его взаимодей-ствия с парламентом, правительством». И.А. Ледях ква-лифицировала решения конституционных судов по фор-ме как правоприменительныеакты, а «в действительно-сти» как «новые нормы права», что, по ее мнению, свиде-тельствует о прогрессирующем нормотворчестве в рам-ках конституционного судопроизводства.Комментируемый труд позволял читателю понять,что в западных странах исходные конституционныепредпосылки формирования, состава и компетенцииконституционных судов с неизбежностью ведут к соз-данию полномочного, независимого противовеса пар-ламенту. Подобные суды представляют собой верхов-ного гаранта, стража незыблемости принципов консти-туции и законности, создание их является реакцией нарухнувший фашистский режим Германии и ее сателли-тов. Поэтому введение специальных органов консти-туционного контроля и надзора во многих европейскихстранах рассматривалось «как определенная гарантиядействующих правовых норм» и проявление буржуаз-ной либеральной демократии.Весьма близкую по духу и юридической интерпрета-ции к взглядам предыдущего автора обстоятельную оцен-ку институту конституционной юстиции дал Л.Я. Дади-ани. Характеризуя сущность, формы и практику этогоинститута в США, ФРГ, Италии, Франции, Индии, онотмечал, что ведущие конституционалисты этих странсчитают конституционную юстицию обязательным ат-рибутом демократического государственного строя, за-щиты прав и свобод граждан. Ученый делал вывод, чтопринцип конституционного надзора сам по себе не яв-ляется абсолютно реакционным, если он не отрицаетверховенства высшего представительного органа и выс-шей юридической силы принимаемых им актов, есликонституционный суд обладает строго определеннойкомпетенцией и не превращается в учреждение, стоя-щее над всеми другими государственными органами ифактически формирующее конституционные нормы.При этих условиях и определенных обстоятельствахуказанный институт, по мнению Л.Я. Дадиани, «можетиграть в основном прогрессивную роль» [3. С. 39-64].Вместе с тем сохранялась заимствованная из пре-дыдущих десятилетий и крайне негативная оценка су-дебной проверки конституционности нормативных ак-тов в западных государствах [4-9]. Р.Х. Вильданов,например, признавая расширение круга стран, где при-меняетсяэтот институт, а акты конституционной юс-тиции в качестве самостоятельного источника права,одновременно писал о «яркой политической окраске»судебного конституционного контроля, связывая его сликвидацией конституционной законности. Он отно-сил этот институт к числу «новых антидемократиче-ских элементов послевоенных буржуазных конститу-ций» и полагал, что его сущность одна - «это дополни-тельная непредставительная инстанция для осуществ-ления постоянного контроля за деятельностью парла-мента». Она, по утверждению автора, противоречитдуху парламентаризма, поскольку формально бескон-трольна и неответственна и «осуществляет прямое нор-мотворчество, по силе превосходящее парламентское».Но и Р.Х. Вильданов оговаривал, что «оценку консти-туционного надзора можно дать лишь применительнок конкретным социально-политическим условиям в за-висимости от того, какие классовые силы определяютхарактер законодательства и каковы те интересы, ко-торые защищаются путем конституционного контро-ля» [10]. Подобный подход уже свидетельствовал отом, что «намечался некоторый отход от точки зрения,объявляющей конституционный надзор абсолютно ан-тидемократическим институтом», к позиции признаниятакого института целесообразным в современном слож-ном обществе с его разветвленной правовой системой,всевозрастающей нормотворческой деятельностью и«юридическим производством» [3. С. 61; 11].Этот отход обусловливался в определенной мере и по-явлением специализированных органов охраны консти-туции в зарубежных социалистических странах, что тре-бовало переосмысления прежнего негативного отноше-ния к внепарламентскому конституционному контролю инадзору. Прежде всего, советские исследователи были оз-накомлены с опытом организации и функционированияконституционных судов в Югославии, их компетенцией июридической силой решений. Судебная система, по мне-нию югославского ученого Р. Лукича, показала, что онаявляется пригодным средством гарантирования законо-сообразности и ее разумно ввести также в тех случаях,когда речь идет об обеспечении конституционности [12].При этом обращал на себя внимание тот факт, что дан-ный институт проявил себя как важный государственныйорган, имел положительное влияние на нормотворческуюдеятельность других институтов государства [13, 14]. Од-нако по более поздним оценкам, он в силу политическогорежима в стране в тот период еще не позволял реализо-вать идею правового государства [15]. Интерес к обобще-нию правовой регламентации и практики конституцион-ногоконтроля в зарубежных социалистических государ-ствах проявили крупные отечественные ученые-государ-ствоведы И.П. Ильинский и Б.В. Щетинин. Они, в част-ности, выявили в этих странах «четыре основные формыконтроля за конституционной законностью и ее охраны»,три из которых условно можно классифицировать каквнутрипарламентские, а четвертую - как «обособленнуюот высших органов государственной власти». К ней былиотнесены конституционные суды в Югославии и Чехо-словакии и предусмотренная Конституцией Кубы 1959 г.Палата конституционных гарантий Верховного суда [16.С. 44-46]. Этот анализ явился одним из факторов, позво-ливших ученым ставить вопрос о совершенствованииформ конституционного контроля и в нашей стране [16.С. 46; 17; 18. С. 218; 19-20]. Одновременно ими подчер-кивалась «спорность» тех или иных конкретных решенийв сфере организации контроля в зарубежных социалисти-ческих государствах при всем разнообразии его форм иконстатировалось, что «верховное положение» парламен-та в системе народно-демократического государства «ис-ключает контроль над его деятельностью со стороны су-дов или каких-либо других органов» [21-22].4Высказана была и точка зрения, что введение в Юго-славии системы конституционных судов - исключитель-ное явление в практике социалистических стран. Но приэтом суды являются частью системы скупщин и тесно свя-заны с ними отношениями сотрудничества, основанного наобщих задачах. Однако признание за конституционнымисудами права принятия окончательного решения о судьбезакона, по мнению М.А. Шафира, свидетельствовало отом, что принцип верховенства представительных органовв этом случае выражен недостаточно последовательно.Опыт Югославии, как и других социалистических стран,использующих специализированные органы конституци-онного контроля и надзора, считал ученый, важен с точкизрения взаимоотношений между СССР и союзными рес-публиками и его целесообразно учесть «при рассмотренииполномочий и состава органов консгизуционного надзора»в нашем государстве [23; 24. С. 111-113].Все это заставляло более интенсивно продолжитьвозобновленные в 50-х гг. исследования отечественно-го опыта судебного конституционногонадзора в пер-вое десятилетие существования СССР, выявить его по-зитивные и отрицательные стороны.Общая характеристика конституционного надзора,осуществляемого Верховным судом СССР, была раз-лична. Некоторые авторы считали, что «он носил свое-образный характер и не получил широкого распростра-нения» [18. С. 208; 24. С. 114-115; 25]. Но большинст-во ученых весьма подробно анализировали статус, анекоторые - и практику Верховного суда СССР, осуще-ствляемую в соответствии с Конституцией 1924 г. и по-ложениями об этом суде 1923 и 1929 гг., и констатиро-вали, что он в тот период «был прежде всего органомконституционного надзора» и проводил большую ра-боту по обеспечению соответствия актов союзных рес-публик Конституции СССР [26. С. 18-33; 27. С. 66-73;28. С. 79-83; 29. С. 205-206; 30]. Приводились внуши-тельные цифры, свидетельствующие об объеме норма-тивных актов, подвергнутых надзору (например, в1924 г. - 2197; в 1928 г. - 6272) [27. С. 71].Ретроспективная оценка конституционного надзораВерховного суда СССР дана М.А. Свистуновой. Она при-шла к выводу, что такой надзор был организован только вСоюзе и не являлся самостоятельным, реализовывался су-дом совместно с прокурором Верховного суда СССР и егорешения не были окончательными. Предмет конституци-онного надзора был ограничен только соблюдением Кон-ституции СССР в деятельности органов Союза (кромеВсесоюзного Съезда, ЦИК и его Президиума, а с 1929 г.также - СНК и Совета труда и обороны) и союзных рес-публик. Конституционный надзор являлся последующим ихотя осуществлялся чисто юридическими методами, но неимел специальной юридической процедуры [32-33]. Рас-суждения автора, естественно, подводят к выводу, что кон-ституционный надзор Верховного суда СССР как бы яв-лялся стадией, предшествующей конституционному кон-тролю, реализуемому высшими органами государственнойвласти СССР. По мнению В.Ф. Котока, конституционныйнадзор Верховного суда СССР носил «по существу кон-сультативный характер», его постановления были реко-мендационными заключениями [34. С. 106-17]. Подобныеоценки этой функции Верховного суда СССР сохранилисьи в современной литературе [35].Глубокий и всеобъемлющий анализ научной лите-ратуры 20-х гг. по проблемам конституционного над-зора в нашей стране впервые в 1971 г. дал Н.Я. Куп-риц. Он заметил, что коренные принципиальные отли-чия советского конституционного надзора от подобно-го института в буржуазных странах обусловливаются не-признанием принципа разделения властей и независи-мости судебной власти от системы государственногоуправления. Это привело к диаметрально противопо-ложным оценкам деятельности Верховного суда СССРв сфере конституционного надзора. Одни авторы пола-гали, что она «дает основания надеяться на охрануКонституции от извращений и искажений и в том чис-ле предоставленных Конституцией союзным респуб-ликам их суверенных прав». Другие считали, что Вер-ховный Суд как консультативный орган себя не оправ-дывает и органом надзора должна стать прокуратура,так как «идея разрешать конституционные конфликтысудебным порядком» не может быть воспринята [36].Помимо идеологических и связанных с ними юридиче-ских аргументов ими приводились и материальныесоображения о «дорогостоящих органах (конституци-онного надзора. - М.М.), лежащих тяжелым бременемна бюджете» [28. С. 80-81].В 60-70 гг. учеными обозначены причины лишенияВерховного суда СССР функции конституционного над-зора. Формально многие исследователи связывали это ссозданием 20 июня 1933 г. самостоятельной ПрокуратурыСССР [26. С. 38; 37. С. 43; 38. С. 79; 39]. Однако корниэтих причин более глубокие. П. Скоморохов, приводя ар-хивное письмо Председателя Верховного суда СССРА. Винокурова С. Орджоникидзе, датированное 1929 г., при-открывает завесу. И мы видим, что предстоящая в 30-х гг.«коренная перестройка Верховного суда СССР» объясня-ется необходимостью образования «союзной юстиции потипу директивного органа» и связывается с 1929 г. - «го-дом великого перелома» [28. С. 88]. Объективно этот шагобусловливался укреплением режима всевластия И В. Ста-лина, не нуждающегося даже в «куцем» конституционномнадзоре. Прав Б.М. Лазарев, когда писал, что «такой над-зор и складывающаяся административно-командная сис-тема были несовместимы» [40].Г.Е. Петухов пытался объяснить «преждевременноеупразднение функций конституционного надзора ... субъ-ективными факторами, в том числе недостаточным по-ниманием социальной сущности и возможностей рас-сматриваемого надзора». При этом он ставил под сомне-ние какую-либо связь между созданием прокуратурыСССР и ликвидацией судебного конституционного над-зора, мотивируя, что она произошла задолго до образо-вания прокуратуры и до принятия Конституции СССР1936 г. Верховный суд СССР якобы сохранял функциюконституционного надзора [41. С. 166]. С такой пози-цией трудно согласиться не только по уже приведен-ным мотивам, но и потому, что лишение суда упомя-нутой функции было закреплено законодательно, азатем конституционно еще до 1936 г. [25].Большинство государствоведов, исследовавших в60-70 гг. проблему конституционного надзора 20-30 гг.,пришли к весьма позитивным выводам. В частности,И.И. Ильинский и Б.В. Щетинин полагали, что «опытСССР показывает, что конституционный контроль сы-грал немалую роль в деле соблюдения КонституцииСССР 1924 г., упорядочил взаимоотношения и коорди-нацию действия высших органов власти Союза СССР исоюзных республик» [38]. М.А. Шафир также считал, чтоэтот опыт имеет несомненную ценность и свидетельству-ет о полной возможности и в современных условиях по-ложительно решить проблему учреждения органов кон-ституционного надзора [24. С. 116]. И, наконец, Г.Е. Пе-тухов наиболее категорично предлагал возродить функ-цию конституционного надзора Верховного суда СССР вформе дачи заключений Верховному Совету СССР и егоПрезидиуму по их требованию о соответствии Конститу-ции Союза ССР актов и действий высших органов властисоюзных республик и Совета министров СССР. А Гене-ральному прокурору СССР предоставить право запраши-вать заключения Верховного суда СССР по вопросам оконституционности актов министерств и ведомств, цен-тральных органов общественных организаций в наиболеесложных случаях [41. С. 167].Как отмечал В.Ф. Коток в начале 70-х гг., проблемаконституционной законности, конституционного надзо-ра и контроля долгое время мало привлекала вниманиеспециальной литературы по советскому государственно-му праву. Ее игнорировали и в учебниках [34. С. 97-98].Но вряд ли это можно объяснить только пробелом вучебных программах, как это делает известный ученый.Во многом такое положение обусловливалось господст-вующей тогда идеологией и доктриной советского права.Поэтому обращение в 60-начале 70-х гг. к названной те-матике в советском государственном праве можно оце-нить как положительное явление. Исследования консти-туционной законности, вопросов разграничения консти-туционного надзора и конституционного контроля, непо-средственного применения конституционных норм, про-ектирование возможных организационно-правовых форми полномочий органов конституционного надзора подго-товили почву для будущих преобразований в этой сфереСледует особо подчеркнуть, что в исследуемый пе-риод крупные ученые-государствоведы начали писать непросто о «социалистической законности», а о задачах исущности конституционной законности. Если отбро-сить идеологическое обоснование этой законности, томожно увидеть, что конституционная законность вы-водилась из принципов народовластия, учредительногохарактера Основного Закона, его наивысшей юридиче-ской силы в правовой системе, иерархии и субордина-ции нормативных актов. Делался принципиальный вы-вод, что их «полное соответствие» Конституции «име-ет в виду не дословное текстуальное, а полное принци-пиальное соответствие». Одной из существенных га-рантий единства правовой системы и обеспечения кон-ституционной законности признавалось «постоянноефункционирование государственных органов, наделен-ных определенными полномочиями в области консти-туционного надзора и конституционного контроля»[20. С. 106; 34. С. 98-104; 37. С. 40].В соответствии с традициями первых десятилетийXX в. в науке возрождается категория «конституцион-ность». Правда, она еще отождествляется с понятиемконституционной законности и рассматривается как «яд-ро общей законности». При этом конституционный кон-троль (надзор) мыслится как важное средство обеспе-чения конституционности, а толкование действующихзаконов признается его разновидностью.И.П. Ильинский, Б.В. Щетинин предпринимают по-пытку в обобщающей форме определить задачи консти-туционного контроля. По их мнению, таких задач пять:1) обеспечение точного и неукоснительного соблюденияКонституции в деятельности государственных органов;2) выявление и устранение противоречащих Консти-туции правовых актов и отдельных норм;3) предупреждение неконституционности вновь при-нимаемых актов;4) обеспечение соответствия республиканских кон-ституций федеральной Конституции;5) разрешение споров о компетенции между госу-дарственными органами.Авторы рассматривают конституционный контролькак всеобъемлющий в смысле охвата как сферы право-творчества, так и сферы соблюдения действующихконституционных норм [37. С. 41,44].Ю.П. Еременко формулирует сущность и цель кон-ституционного контроля. Последний понимается им каквысшая форма контрольной деятельности государства,характеризующаяся верховенством, исключительностьюи неограниченностью. Подобный контроль ученым мыс-лится как обязанность высших представительных ор-ганов власти. Он преследует цель обеспечения консти-туционной законности, т.е. режима народовластия, ос-нованного на точном и неуклонном соблюдении кон-ституционного законодательства всеми органами вла-сти, должностными лицами, общественными органи-зациями. гражданами [20. С. 108-109]. Очевидно, что свысоты нашего времени такое понятие цели конститу-ционного контроля весьма ограниченно как в отрасле-вом аспекте, так и в международно-правовом, а такжев понимании соотношения права и закона.До конца 60-х гг. в советской государствоведческойлитературе обычно не разграничивали понятия конститу-ционного надзора и контроля, чаще всего их отождеств-ляли. В частности, в 1969 г. А.Б. Венгеров писал: «Подконституционным надзором следует понимать деятель-ность специально созданных государственных органов (втом числе и судов), направленную на проверку соответ-ствия обыкновенных законов, иных нормативных актовконституционным нормам с целью отмены (при помощиспециально разработанной процедуры) тех актов, кото-рые противоречат Конституции» [38. С. 78].Применительно к особым, специальным органам обес-печения верховенства конституции господствующимпреимущественно являлся термин «конституционныйнадзор». Между тем многие правоведы еще с начала20-х гг. проводили определенные различия между над-зором и контролем. Так, проф. А. Колесников под над-зором понимал лишь изучение, исследование вышесто-ящими органами деятельности нижестоящих, осущест-вляемых в специфических формах (отчеты, доклады,обследования и ревизии). «Контроль же, по его мне-нию, выражался в наблюдении за законностью дейст-вий органов низших и в отмене незаконных постанов-лений и распоряжений последних» [43].В.Ф. Коток также акцентировал внимание на то, чтоорган, осуществляющий надзор, не может сам ни от-менить незаконный акт, ни наказать нарушителя, нитем более давать оперативные указания по устранениюобнаруженных нарушений. Контроль же заключается втом, что контролирующие органы имеют право отменынезаконных актов [34. С. 104-111; 44].На различие полномочий и методов деятельностиконтроля и надзора обратил внимание и А.Е. Лунев, ко-торый отметил, что «контрольные органы могут в не-обходимых случаях... отменять незаконные распоря-жения, давать обязательные указания» [45]. Идеи раз-граничения контроля и надзора впоследствии былиподдержаны в работах многих юристов, представляю-щих разные отрасли правоведения [46].Исходя из этих общетеоретических позиций, М.А. 111а-фир подчеркнул различие между конституционным над-зором и конституционным контролем. Он полагал, чтоназванные общие положения должны учитываться ворганизации конституционного надзора в стране. Со-здание и деятельность его не может преследовать целиограничения верховенства высшего представительногооргана. Контроль и право отмены законов должно со-храняться за последним [18. С. 208-209]. Таким обра-зом, этим автором теоретически обосновывалось пре-имущество парламентского конституционного контро-ля над возможностями гипотетического особого органаконституционного надзора. Эту позицию разделяли идругие авторы [20. С. 113].Новым в отечественном государствоведении тоговремени являлось рассмотрение конституционного над-зора и контроля в тесной связи с непосредственнымприменениемконституционных норм. А.Б. Венгеров ха-рактеризовал конституционный надзор (контроль) какмеханизм непосредственного применения правовосста-новнтельной санкции, являющейся свойством консти-туционных норм [38. С. 78-82]. Такой подход в пер-спективе обеспечивал ведущую роль конституционнойюстиции в реализации конституционной ответственно-сти институтов государства и должностных лиц.Начиная с 1967 г. многие ученые высказываются оважности повышения эффективности конституционногонадзора. Учитывая специфический характер этой функции,И.Н. Кузнецов предложил продумать вопрос о возможно-сти учреждения в системе высшего представительногооргана власти (выделено мной. - М М ) особого органаконституционного надзора (в лице постоянного комитетаили объединенной комиссии; образуемой палатами на па-ритетных началах) [37. С. 48; 47-48]. Другой исследова-тель - В.А. Рянжин для укрепления конституционной за-конности, повышения роли Конституции и активной борь-бы с субъективизмом и валюнтаризмом в деле государст-венного руководства обществом полагал «целесообразнымсоздать в СССР, а также в каждой из республик конститу-ционные советы как органы верховного надзора за соблю-дением Конституции всеми, в том числе и высшими пра-вотворческими органами» [29. С. 207-209]. М.А. Шафируже ведет речь о «создании специальной системы консти-туционного надюра» в государстве. Орган конституцион-ного надзора (конституционная комиссия или конституци-онный комитет), по его мнению, должен избираться напаритетных началах на совместном заседании обеих палатВерховного Совета СССР и быть целиком перед ним от-ветственным [ 18. С. 217-220].К идеи создания конституционного комитета Вер-ховного Совета СССР и аналогичных комитетов в со-юзных и автономных республиках склонялся и В.Ф. Ко-ток, полагающий, что такое наименование закономер-но выделяет орган конституционного надзора среди дру-гих постоянных комиссий законодательных органов. Онне исключал образования для этой цели и постояннойкомиссии Верховного Совета СССР, в состав котороймогли бы избираться на две трети депутаты Верховно-го Совета и на одну треть - специалисты.Поскольку конституционный надзор имеет специфи-ческие задачи и его деятельность отличается от другихпостоянных комиссий Верховного Совета, то В.Ф. Котокпредлагал издать в законодательном порядке положенияо конституционном надзоре соответственно в СССР, со-юзных и автономных республиках [34. С. 115]. И.П. Иль-инский и Б.В. Щетинин полагали, что статус органовконституционного контроля, как и полномочия Верхов-ного Совета в этой области, должен быть четко зафикси-рован в союзной и республиканских конституциях, наоснове которых затем принимаются положения о консти-туционном контроле в СССР и республиках [37. С. 48].В.А. Рянжин один из первых сформулировал принци-пы деятельности будущих органов конституционного над-зора: их независимость и свобода в своих суждениях о кон-ституционности законов; компетентность и авторитет-ность; наличие эффективного механизма приостановле-ния и отмены законов, признанных неконституционными;предоставление каждому гражданину, всем государствен-ным органам, общественным организациям, предприятиями учреждениям права обращения в органы конституцион-ного надзора, а также права по собственной инициативерассматривать вопросы о конституционности законов; глу-бокая аргументированность решений органов конституци-онного надзора; представление в них всех союзных рес-публик. При этом автор исходил из идеи безусловногосохранения за Верховным Советом СССР «верховной за-конодательной и иной власти в государстве», т.е. в томчисле и контрольной власти [29. С. 207-208J. Надо сказать,что эта идея лейтмотивом звучала почти во всех научныхисследованиях того времени [18. С. 219].В эти же годы выдвигаются и конкретные предложе-ния о компетенции органов конституционного надзора[18. 219; 29. С. 207-208]. В.Ф. Коток предлагал, чтобыспециальный государственный орган конституционногонадзора координировал осуществление этой функции вмасштабе страны. Помимо этого он непосредственно посвоей инициативе или по требованию высших органовгосударственной власти давал бы заключения:1) о соответствии конституций союзных республикКонституции СССР;2) о соответствии законов союзных республик, ука-зов президиумов верховных советов союзных республики актов советов министров союзных республик обще-союзному законодательству и Конституции СССР;3) по спорным вопросам между Союзом ССР и со-юзными республиками, между союзными и республи-канскими органами, между отдельными республиками;4) о соответствии законов СССР, указов Президиу-ма Верховного Совета СССР и актов Совета министровСССР Конституции СССР.По мнению ученого, орган конституционного надзо-ра мог бы давать заключения не только на вступившие всилу правовые акты, но и на их проекты [34. С. 113].Вместе с тем некоторые ученые ошибочно полага-ли, что в нашей стране нет необходимости в установле-нии конституционного надзора для охраны прав граж-дан и можно ограничиться лишь законодательным за-креплением их права обращаться в суд с жалобой нанезаконные действия любого должностного лица [18.С. 218-219].Юридическая природа конституционного надзораобусловливала выводы авторов о том, что его решенияв отношении законов как Союза ССР, так и союзныхреспублик не могут носить окончательного характера.Они должны представлять собой достаточно мотиви-рованные заключения, которые подлежат рассмотре-нию соответствующим Верховным Советом. При этом,как считал М.А. Шафир, соглашаясь с заключением,Верховный Совет сам вносит изменения в закон. Еслиже он не согласится с заключением, то принимает окон-чательное решение, выступая как полномочный пред-ставитель народа. Что касается актов орг анов государ-ственного управления, то вопрос об их отмене и изме-нении, по мнению ученого, по представлению органаконституционного надзора может решаться Президиу-мом Верховного Совета [18. С. 217-218; 37. С. 48].Исходя из концепции верховенства представитель-ных органов власти, многие советские государствове-ды на рубеже 70-х гг. выступают против наименованияорганов охраны Конституции Конституционным су-дом, мотивируя тем, что такое название «представля-ется менее удачным, поскольку этот орган не являетсяорганом, отправляющим правосудие» [29. С. 207, сн. 1].М.А. Шафир считал, что наименование «Конституци-онный суд» нежелательно, «поскольку речь в данномслучае не идет о предоставлении права окончательногорешения вопроса о конституционности закона или дру-гого нормативного акта и соблюдении при этом какой-то определенной судебной процедуры» [18. С. 220]. Вто же время отдельные авторы полагали, что даже не-судебный специальный орган конституционного над-зора должен действовать с применением особой про-цедуры [37. С. 48]. В.Ф. Коток также был против ис-пользования судебной формы в осуществлении консти-туционного надзора. Он писал: «Представляется, чтотаким органом не должен быть Верховный суд СССР».Позиция ученого основывалась на том, что «проверкаконституционности законов является не специфическисудебной (правовой), а политической деятельностью».Императивная судебная деятельность, считал он, не удоб-на для конституционного надзора, который может рас-пространяться и на законодательные органы. В.Ф. Котокне мог себе представить возможным порядок, при кото-ром Верховный суд осуществлял бы надзор за конститу-ционностью законов, издаваемых Верховным Советом[34. С. 113-114]. Поэтому он не согласился с А.Б. Вен-геровым, пожалуй, одним из немногих тогда ученых, ут-верждавшим, что «создание специальной судебной сис-темы для выполнения функций конституционного надзо-ра» не противоречит демократизму [38. С. 81].Интересно, что несколькими годами позже многиепредложения, высказанные в ходе «всенародного об-суждения» проекта Конституции 1977 г., отражали сло-жившийся к этому времени уровень теоретических раз-работок по проблемам конституционного надзора иконтроля. Причем, как и в науке, разброс мнений былзначительным: от консервативных до либеральных, отчастных до концептуальных, от общих до конкретизи-рованных. Но в большинстве своем они не выходили запределы официальной доктрины единства государствен-ной власти и приоритета представительных органов вла-сти. Так, доцент Свердловского юридического институ-та В.Г. Прохоров полагал необходимым закрепить правоПрезидиума Верховного Совета СССР контролироватьсоблюдение Конституции СССР Верховным судом, Го-сударственным арбитражем и Генеральным прокуроромСССР соответственно при издании ими руководящихразъяснений и приказов [49. Д. 127. Л. 73]. В.Р. Меснян-кин (г. Курган) предлагал в специальной статье Кон-ституции определить органы, осуществляющие посто-янный контроль за ее соблюдением [49. Д. 100. Л. 296].А.И. Спешов (Архангельская обл.) хотел, чтобы Верхов-ный Совет СССР создал «специальный орган для над-зора за соблюдением Конституции СССР» [49. Д. 131.Л. 51]. Профессор Д.Д. Мурванидзе (г. Тбилиси) счи-тал целесообразным, чтобы такой орган находился приПрезидиуме Верховного Совета СССР [49. 115. Л. 1,96]. М.В. Черннк (Донецкая обл.) и другие полагали, чтоконтроль за соблюдением Конституции СССР, законови иных актов государственных органов Верховный Со-вет СССР должен осуществлять через постоянную Кон-ституционную комиссию [49. Д. 94. Л. 185]. При этомА. Гапаненок (Витебская обл.) думал, что такая комис-сия. помимо осуществления контроля за соблюдениемКонституции, могла бы заниматься разработкой новыхпроектов Конституции [49. Д. 120. Л. 215]. А.А. Андре-ев ограничивал компетенцию этой комиссии «повсе-дневным контролем за соответствием циркуляров, изда-ваемых министерствами и другими руководящими госу-дарственными органами, Конституции СССР». Причемкомиссия лишь должна докладывать о нарушениях Пре-зидиуму Верховного Совета СССР, который принималбы окончательные решения [49. Д. 117. Л. 150].Г А. Байкалов (г. Красноярск) считал, что Генера-льный прокурор СССР должен организовать и возгла-вить комитет по охране и защите Конституции СССР.Комитету целесообразно передать рассмотрение жалобграждан на органы власти, нарушающие КонституциюСССР, и представления органов власти в отношениилиц, посягающих на Основной Закон неправомернымидействиями [49. Д. 117. Л. 171].Кандидат юридических наук К.Д. Мухамедшнн (г. Ка-раганда) обосновал необходимостьсоздания Консти-туционного Совета - постоянно действующего надзор-ного органа Верховного Совета СССР, избираемого ими подотчетного ему. Компетенция и порядок деятель-ности Конституционного Совета, по мнению ученого,должны определятся законом. При создании этого ор-гана целесообразно учесть опыт конституционного над-зора в СССР и зарубежных социалистических странах.Кроме того, К.Д. Мухамедшин предложил подобныеорганы создать и в республиках [49. Д. 119. Л. 98-94].Автор фактически изложил точку зрения, ранее обос-нованную им в его монографии [50].В отдельных предложениях граждан отстаивалось ихправо на конституционную жалобу [49. Д. 125. Л. 203, 257;Д. 127. Л. 41]. В частности, А. Головко (г. Минск) предла-гал, чтобы такие жалобы рассматривались судом, если неустановлен иной порядок [49. Д. 113. Л. 18].Характерным для обсуждения проекта Конститу-ции СССР являлось и обращение к опыту Верховногосуда СССР 1924-1933 гг. Но этот опыт некоторымипрочитывался по-новому и уже развивался до идеи со-здания специального конституционного суда. Так, еслиМ. Духанин (г. Москва) предлагал записать в Консти-туции СССР, что контроль за ее соблюдением возлага-ется на Генерального прокурора и Верховный судСССР [49. Д. 119. Л. 129], то Г.И. Инфантов (г. Куйбы-шев) утверждал, что «Верховный суд 1924 года былпочти конституционным. Логика говорит о том, что в1977 году Верховный суд вполне может быть консти-туционным, без всяких оговорок. Конституционный судбудет украшением нашей Конституции и выбьет почву из-под ногу многих западных критиков» [49. Д. 119. Л. 215].Естественно, что и патриарх идеи отечественного су-дебного конституционного контроля В.К. Дябло (г. Ка-лининград), ссылаясь на опыт Верховного суда СССР20-х гг. и конституционных судов Югославии и Чехо-словакии (правда, последний в то время еще не былсоздан), высказался за возложение функций конститу-ционного контроля не на Верховный суд СССР, а наспециальный Конституционный суд. В основу дея-тельности этого суда профессор предлагал положитьпринцип осуществления нормоконтроля законов и ак-тов «министерств и центральных органов» по инициа-тиве самого суда, а также государственных органов иобщественных организаций и отдельных граждан. Ноученый осторожно замечал, что «в отношении законовКонституционному суду может быть представлено лишьправо давать законодательным органам свои заключе-ния о неконституционности, а отмена неконституци-онных законов должна быть исключительным полно-мочием законодательных органов.Что же касается неконституционных актов мини-стерств и других центральных органов, то они могут бытьотменены постановлениями самого Конституционногосуда» [49. Д. 118. Л. 157]. Фактически В.К. Дябло былапредложена концепция не конституционного суда, а ор-гана конституционного надзора в судебной «оболочке».Близко к этой позиции было и предложение Б.И. Рома-ненко (г. Химки Московской обл.) об учрежден™ специ-ального контрольного органа (ведомства охраны Консти-туции) при Верховном Совете СССР [49. Д. 115. Л. 96].Глубже понимали эту проблему некоторые неспе-циалисты в области конституционного права. Так, ин-женер-геолог А.С. Анисимов (г. Ленинград) предложил«предусмотреть орган, ответственный за соблюдениеКонституции - конституционный суд - с правом тол-кования неясных положений Конституции и с правом«вето на любой закон, противоречащий Конституции»[49. Д. 113. Л. 106].Официально обобщенные итоги «всенародного обсу-ждения» проекта Конституции 1977 г. свидетельствуют,что в обществе сложился интерес к конституционномуконтролю, в том числе к судебной проверке конститу-ционности нормативных актов. Причем он оказался болеезначительным как в количественном, так и качественномаспектах, чем при подготовке проекта Конституции в1962-1964 гг. Однако в отличие от времен хрущевской«оттепели» отношение партийных и советских органов кназванной проблеме никоим образом не проявилось.Члены Конституционной комиссии, члены и кандидаты вчлены ЦК КПСС, секретари обкомов КПСС, единствен-ной и правящей тогда партии, на майском и октябрьском(1977 г.) пленумах ЦК КПСС, предшествующих приня-тию Конституции СССР и обсуждавших ее проект, неподнимали вопроса о специализированном конституци-онном надзоре или судебном конституционном контроле.Не вносили они изменений и дополнений в этой части ник апрельской, ни к майской редакциям

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Митюков Михаил АлексеевичТомский государственный университетпрофессор, кандидат юридических наук, профессор кафедры конституционного и международного права Юридического института, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Конституционном Суде РФ, академик Российской академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, заслуженный юрист России
Всего: 1

Ссылки

Митюков М.А. О генезисе конституционного правосудия в России (идеи, проекты, институциональные предпосылки XIX - начала XX в.) // Государственная власть и права человека Сб статей Томск Изд-во Том ун-та 2001. С. 101-118
Митюков М.А. О генезисе отечественного конституционного правосудия (идеи, предложения, проекты 30-х - первой половины 60-х гг. XX в ) // Проблемы укрепления российской государственности Сб. статей Томск: Изд-во ТГУ 2003. Ч 14. С. 90-108
Ледях И А. Буржуазные конституции в период общего кризиса капитализма М , 1966. С. 282-333.
Дадиани Л.Я. К вопросу о сущности, формах и оценке института конституционного надзора // Труды Университета дружбы народов им П Лумумбы Том XX Экономика и право М., 1967 Вып 2
Левин И.Д. Крах буржуазной демократии и современное государственное право капиталистических стран. Вып 1 США М Изд-во АЛ СССР, 1951 С 61
Мишин А. А. Центральные органы власти США - орудие диктатуры монополистического капитала М , 1954. С. 158-174
Юдин А. А. Верховный суд США и новое наступление реакции // Государство и право зарубежных стран Инф сб № 5. М , 1960 С 3-12
Амбарцумов Е. А. Критика реакционных теорий итальянских ревизионистов в области государства и права // Ученые записки института международных отношений М, 1961 Вып III С 94 97.
Сидоров Н.А. Центральные государственные органы ФРГ М , 1961 С 188-205
Конституционный механизм диктатуры монополий М : Наука, 1964. С. 72-80
Вильданов Р. X. Конституции в политической системе буржуазного общества М Международные отношения 1968 С 125-140
Туманов В.А. Конституционная юстиция //Судебная система западных стран М. Наука, 1991 С 48-49
Вопросы социалистической конституции София, 1969 С 231
Щетинин Б. В. Новый шаг в укреплении дружеских связей между советскими и югославскими юристами//Сов государство и право 1964 №9 С. 136-137
ЙовановичБ. Конституционные суды Югославии//Сов государство и право 1967 №3.С. 113-123
Тестен Ф. Толковательная функция конституционного суда // Конституционное правосудие на рубеже веков Материалы международной конференции, посвященной 10-летию Конституционного суда Российской Федерации (1-9 ноября 2001 г ) М Норма, 2002 С 140
Ильинский И. П. Щетинин Б. В. Конституционный контроль и охрана конституционной законности в социалистических странах //Сов. государство и право 1969 №9
Рянжин В. А. Конституция как особый правовой акт советского государства // Актуальные проблемы Советского государства и права в период строительства коммунизма. Л Изд-во ЛГУ, 1967 С 206-207
Шафир М.А. Компетенция Союза ССР и союзной республики (конституционные вопросы). М, 1968
Кузнецов И.Н. Роль конституционного законодательства европейских социалистических стран в утверждении режима социалистической законности//Ученые записки ВНИИСЗ 1971 Вып 25. С. 95-97
Еременко Ю. П. Государственное право социалистических стран Волгоград, 1976 С. 111-112
Государство и демократия в период построения развитого социализма М Наука 1974 С. 122
Махненко А.Х. Рец. на кн. Розмарин С. Конституция как основной закон Польской Народной Республики Варшава 1961 213 с (на польск яз )//Сов государство и право 1962.№4 С. 146-147
Иванищева Н. П. Основные черты Конституции Социалистической Федеративной Республики Югославии // Ученые записки Саратовского юридического института Саратов, 1966 Вып 14 С. 127-128
Шафир М.А. Проблема конституционного надзора в Советском союзном государстве // Ученые записки Таджикского госуниверситета Душанбе, 1969 Том 2 С 111-1 Гз
Ронин С.Л. Принцип пролетарского интернационализма в советском социалистическом праве М , 1956. С. 133
Добровольская Т.Н. Верховный суд СССР М., 1964 С. 18-33.
Шейнин X. Первые толы деятельности Верховного суда СССР (1924-1929) // Верховному суду СССР - 40 лет: Сб статей и других материалов / Под ред А.Ф Горкина М , 1965 С 66-73
Скоморохов П. Верховный суд СССР в годы социалистического переустройства страны // Там же. С 79-83
Рянжин В. А. Конституция как особый правовой акт Советского государства // Актуальные проблемы советского государства и права в период строительства коммунизма. Л Изд-во ЛГУ, 1967. С 205-206
Петухов Г. Е. Общий надзор Верховного суда СССР по Конституции СССР 1924 т.//Сов государство и право 1974 №4 С 120-124
Советская историко-правовая наука очерки становления и развития М Наука 1978 С 239
Свистунова М.А. К вопросу об истории конституционного надзора в советском союзном государстве // Проблемы национально-государственного строительства Тезисы докладов на научной конференции юридического факультета БГУ (14 февраля 1970 г) Минск, 1970 С 158-1
Свистунова М.А. Проблемы конституционного надзора в СССР: Автореф дис канд юрид наук М : ИГП АН СССР, 1971 С 11
Коток В. Ф. Конституционная законность, конституционныйнадзор и конституционый контроль в СССР // Вопросы советского государственного (конституционного) права//Труды Иркутского гос ун-та Т. 81 Серия юрид. Вып. 12,ч. 2 Иркутск. 1971. С. 106-107
Топорнин Б.Н. Развитие судебной власти в России общие подходы С. 31.
Куприц Н. Я. Из истории науки советского государственного права М , 1971 С 232-236.
Ильинский И. П. Щетинин Б. В. Конституционный контроль и охрана конституционной законности в социалистических странах С 43
Венгеров А.Б. Проблемы непосредственного действия советских конституционных норм // Проблемы конституционного права Сб статей // Отв. ред. И.Е. Фарбер Саратов, 1969. С. 79.
Мухамедшин К.Д. Деятельность Президиума Верховного совета союзной республики по укреплению законности М , 1975 С. 23-24
Лазарев Б. М. «Разделение властей» и опыт Советского государства // Социалистическое правовое государство проблемы и суждения М ИГП АН СССР, 1989. С 151
Петухов Г.Е. Об историческом опыте конституционного надзора Верховного суда СССР (1924-1936 гг ) и его использование в современных условиях // Демократия и право развитого социалистического общества: Материалы Всесоюзной научной конференции 21-23 ноября 1
Постановления Седьмого Съезда Советов Союза ССР. М , 1935 С 3-7.
Колесников А Взаимные отношения между высшими и низшими органами РСФСР // Власть Советов 1923 № 4. С 24-31
Некоторые вопросы общего надзора прокуратуры М , 1945. С. 22-24
Лунев А.Е. Государственный контроль в СССР. М , 1957. Гл. 1.
Беляев В.П. Надзор и контроль как формы юридической деятельности // Право и политика 2002. № 5. С 24-30.
Кузнецов И.Н. Тридцатилетие конституции победившего социализма // Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 10. М., 1967. С. 190
Еременко Ю.Н. Нормы советских конституций Автореф дис.... юрид. наук Саратов, 1968 С. 19-20.
Российский государственный архив Новейшей истории. Ф 5. Оп. 73.
Мухамедшин К.Д. Деятельность Президиума Верховного Совета союзной республики по укреплению законности М., 1975 С. 22
РГАНИ Ф 2. Oп. 3. Дд. 413-443 (Фонд «Пленумы ЦК КПСС»)
Внеочередная седьмая сессия Верховного Совета СССР (девятый созыв). 4 - 7 октября 1977 г Стенограф отчет. М . 1977 525 е.
Общие начала теории социалистической конституции / Отв ред Б Н Топорнин М.: Наука, 1986 С. 222.
Теоретические основы советской конституции М. Наука, 1981.
Курицын В.М. Становление социалистической законности. М: Наука, 1983
Еременко Ю.П. Конституционные проблемы законности в условиях развитого социализма
Чистяков Н.Ф. Верховный суд СССР. М Наука, 1984 С 26.
Ильинский И.Н., Страшун Б. А. , Ястребов В.И. Государственное право зарубежных социалистических с гран М , 1985. С 91
В.Г. Турко О конституционном контроле в ВНР // Проблемы совершенствования советского законодательства Труды ВНИИСЗ. М , 1986 Вып. 35. С. 134-143.
Бомба И. Контроль за соответствием нормативных актов Конституции в ПНР // Сов государство и право 1987. № 5. С. 123.
Конституционное правосудие в посткоммунистических странах Сб докладов М Центр консгитуционных исследований, 1999 С. 79, сн 22
Маклаков В.В. Конституционный контроль в буржуазных и развивающихся странах. М ВЮЗИ, 1988. С' 3-4.
История буржуазного конституционализма XIX в / Ред кол. В.С. Нерсесянц, И.Г. Графский, Л.С. Мамут. М Наука, 1986 С. 57-62
Современное буржуазное государственное право Критические очерки / Отв ред. В.А. Туманов М. Наука, 1987 Том 2 С 294-314
БоботовСВ Конституционный контроль в буржуазных странах доктрина и практика//Сов государство и право 1989 №3 С 1)5-120
Черншовский 3.М. От Маршалла до Уоррена: Очерки истории Верховного суда США М , 1992
Жидков О.А. Верховный суд США право и политика. М , 1985
Егоров С. А. Современная наука конституционного права США М Наука, 1987 С 163-182
Крылов Б С. Всту пительная статья // Джинджер Энн Ф Верховный суд и права человека в США М Юрид лит 1981. С. 5-24
 О генезисе отечественного конституционного правосудия (идеи и предложения второй половины 60-80-х годов XX века) | Вестник Томского государственного университета. 2003. № 279.

О генезисе отечественного конституционного правосудия (идеи и предложения второй половины 60-80-х годов XX века) | Вестник Томского государственного университета. 2003. № 279.

Полнотекстовая версия