В статье рассматриваются место и роль судебной власти как независимой и самостоятельной ветви государственной власти в системе разделения властей, в механизме сдержек и противовесов, исследуются формы и способы ее взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти для обеспечения прав человека, предотвращения возможного произвола, разрешения социальных конфликтов, для сохранения стабильности и демократических основ государственного устройства Особое внимание уделяется осуществлению судебной властью конституционного правосудия, обеспечивающего верховенство Конституции, се прямое действие.
Judicial power and the constitutional justice in the system of the unity, separation and interaction of the branches of state power.pdf Судебная власть представляет собой конституционно отгра-ниченную от функций других ветвей государственной власти,но в то же время взаимодействующую с ними деятельностьгосударства в лице его судебных органов и судей по осуществ-лению правосудия, конституционного контроля, разрешениюпротиворечий между индивидуальными интересами человека,корпоративными интересами каких-либо объединений шодей иволей государства, выраженной в правовой норме.В тоталитарном государстве судебные органы не на-делены реальными властными полномочиями, они низ-ведены до уровня обычных управленческих учрежде-ний и встроены в механизм административно-партий-ной системы, в руках которой находятся главные ры-чаги власти, в том числе и судебной.В демократическом правовом государстве судебнаявласть становится полноправной ветвью государственнойвласти, сфера ее компетенции устанавливается законо-дательной властью. Судебная власть в известной мереобособлена от исполнительной, более того, она наделяет-ся некоторыми полномочиями по контролю за соответст-вием Конституции и федеральным законам решений идействий органов исполнительной власти и должностныхлиц государственного аппарата. Однако финансируютсясуды, как правило, исполнительной властью. При этомважно подчеркнуть, что сильная, самостоятельная и неза-висимая судебная власть является необходимым услови-ем для эффективной деятельности законодательной иисполнительной ветвей государственной власти, всегогосударственного механизма. Главная задача судебнойвласти - осуществлять функцию социального контроля,охранять и защищать право как социальную ценность, ис-ключать всякие попытки действовать неправовыми сред-ствами, от кого бы они ни исходили [1-Ю].Одним из важнейших свойств судебной власти яв-ляется ее осуществление только теми государственны-ми органами, которые создаются конституционнымпутем специально для этих целей и представляют со-бой жестко структурированную судебную систему. Дру-гое ее необходимое свойство состоит в отправлениисудебными органами своих властных полномочий принеукоснительномсоблюдении установленных закономпроцессуальных и процедурных норм и правил, кото-рые создают необходимые гарантии для принятия за-конного и справедливого судебного решения [11].Судебная власть в правовом государстве призванавыполнять важные социальные функции: осуществлятьзащиту прав и свобод личности; обеспечивать реализа-цию принципа разделения властей, предотвращая сосре-доточение абсолютной власти в руках какого-либо одно-го государственного органа; гарантировать принцип кон-ституционной законности; исключать применение силыпри политических конфликтах; обеспечивать принятиеправовых законов, их реализацию; способствовать обще-ству в осуществлении контроля над государственнымаппаратом [12].Особую социальную значимость судебной властипридают осуществляемые ею функции по определению(констатации) имеющегося субъективного права и егозащите от возможного нарушения. Разрешая правовуюколлизию, правовой спор в особом процессуальном по-рядке, суд уравновешивает интересы личности, обще-ства и государства, выступает важнейшим стабилизи-рующим фактором в общественных отношениях.Самостоятельность судебной власти очень важнадля общества, поскольку потенциально она способнасдерживать злоупотребления и предотвращать бездей-ствие других ветвей власти. Прерогатива судебной вла-сти (конечно, при наличии спора) рассматривать по су-ществу вопросы правовой обоснованности общенорма-тивных актов, препятствующих реализации субъектив-ного права, может играть большую превентивную рольпри подготовке законов, иных нормативных актов.Судебная власть, действуя от имени государства, уста-навливает наличие и объем правовой нормы, а в случаеее нарушения или оспаривания предписывает необхо-димые мероприятия, обеспечивающие соблюдение иприменение этой нормы [13. С. 59].Конечно, судебная власть в любом обществе не без-гранична. Она должна обладать строго определеннойзаконом компетенцией по отношению как к законода-тельной, так и исполнительной власти. Только введен-ная в определенные правовые пределы судебная властьбудет сама правовой по своему характеру, т.е. ограни-ченной определенными рамками, будет мерой свобо-ды. Самостоятельность судебной власти не должна пе-рерастать в противостояние органам других ветвей го-сударственной власти, в обособленность от них.Независимость судебной власти основывается на еенепосредственном подчинении Конституции. Примене-ние судом Конституции позволяет поднять юридическуюответственность всех ветвей власти за декламируемые внормах права положения и соотнести их с реальными воз-можностями, действующим правом, которое может бытьзащищено судом. Это тот инструмент, который способензаставить функционировать право вопреки неправовымпо своему характеру законам, иным нормативным актам.Признание независимости судебной власти требует ра-венства различных субъектов перед судом и предполага-ет, что государство также должно выступать в спорах озащите права как равный субъект по отношению к граж-данину, организации и иным субъектам, чье право под-лежит судебной защите [13. С. 61-62].Важность закрепления и обеспечения принципа неза-висимости судебной власти в механизме правового го-сударства подчеркивается в международно-правовых до-кументах, в том числе разработанных под эгидой ООН.Так, в принятых Седьмым Конгрессом ООН по преду-преждению преступности и обращению с правонаруши-телями, состоявшимся в августе-сентябре 1985 г. в Ми-лане (Италия), и одобренных сороковой сессией Гене-ральной Ассамблеи ООН (резолюция 40/146 от 13 декаб-ря 1985 г.) «Основных принципах независимости судеб-ной власти» сформулированы следующие положения.1. Независимость судебной власти должна быть га-рантирована государством и закреплена в конституциилибо в законах страны. Государственные и прочие уч-реждения обязаны уважать и соблюдать независимостьсудебной власти.2. Судебная власть должна выносить свои решениябеспристрастно, на основе фактов и в соответствии сзаконом при исключении любых прямых или косвен-ных ограничений, неправомерных влияний, побужде-ний, давлений, угроз и помех, откуда бы они ни исхо-дили и чем бы ни мотивировались.3. Судебная власть должна иметь юрисдикцию вовсех вопросах судебного характера и исключительноеправо определять, входит ли представленный на ее рас-смотрение вопрос в закрепленную законом сферу еекомпетенции.4. Не должно допускаться никакое неправомерноевмешательство в судебную процедуру; решения судовне должны пересматриваться. Этот принцип не затра-гивает механизмов судебного контроля, а также воз-можности смягчения судебных приговоров по закон-ному решению компетентных властей.5. Каждый должен иметь право быть судимым обыч-ными судами или трибуналами в соответствии с закон-ными процедурами. Не должны учреждаться трибуна-лы, которые не используют установленные законом су-дебные процедуры и подменяют собой обычные судыи трибуналы правового характера.6. Принцип независимости судебной власти наделяетсуды правом и обязанностью обеспечивать справедли-вость судебного разбирательства и уважения прав сторон.7. Каждое государство обязано выделять достаточ-ные ресурсы для того, чтобы судебная власть могладолжным образом выполнять свои функции [14].В системе единства, разделения и взаимодействияветвей государственной власти особая роль судебнойвласти проявляется в ее реальной способности оказы-ватьактивное влияние на решения и действия законо-дательной и исполнительной власти, уравновешиватьих. Именно эти властные полномочия превращают судв мощную стабилизирующую силу, способную защи-щать права и свободы граждан, оберегать общество отразрушительных социальных конфликтов [15].Особую значимость судебной власти придает осу-ществление ею функций конституционного контроля.Необходимость конституционного контроля обуслов-лена прежде всего иерархичностью правовых норм, ко-торая, в свою очередь, во многом есть следствие иерар-хичности в системе органов власти, каждый из которыхможет принимать нормативные акты только в пределахсвоей компетенции, причем они не должны противоре-чить актам органов более высокого уровня. К тому же не-прерывный, а иногда и бесконтрольный рост числа пра-вовых норм в XX в. увеличивает риск их несогласованно-сти, противоречивости и неконституционности [16].Органы конституционного контроля и конституци-онного правосудия способствуют стабильности соци-альной системы прежде всего тем, что обеспечиваютверховенство Конституции, ее прямое действие, бес-пристрастно разрешают возникающие в системе госу-дарственных органов правовые коллизии и споры и,что не менее важно, создают гарантии правового уре-гулирования политических разногласий, возникающихвнутри общества.Конституционный контроль и конституционное пра-восудие являются также стимулом постоянного совер-шенствования системы государственной власти и гар-монизации динамично меняющихся общественных от-ношений. Конституционный контроль и конституци-онное правосудие формируют новую культуру госу-дарственного мышления и необходимое правовое соз-нание. Этот демократический институт играет серьез-ную превентивную роль, когда, действуя четко, побу-ждает не только органы государственной власти, но икаждого члена общества к правовому, конституцион-ному образу действия [ 17. С. 17].Органы конституционного правосудия, выполняяфункцию подчинения праву политических решений, да-же выраженных в законе, стоят на страже глубинныхценностей и интересов общества. При этом они способст-вуют развитиютаких тенденций в правовом регулиро-вании общественных отношений, которые отвечают ко-ренным социальным интересам, общим принципам праваи вместе с тем очищают правовое поле от «вредных сор-няков», т.е. неправовых, неконституционных норм.Установление в любом государстве прочного пра-вопорядка немыслимо без строгого соблюдения режи-ма конституционной законности, наличия эффектив-ных правовых средств охраны Конституции, обеспече-ния ее выполнения всеми субъектами права и тесноговзаимодействия всех ветвей государственной власти вэтом процессе.Об охране (защите) Конституции в юридическойлитературе говорят как в широком, так и в узком смы-слах этого понятия. Охрана Конституции в широкомсмысле слова предполагает создание необходимых ус-ловий, развитие соответствующих гарантий, совершен-ствование государственно-правовых средств и методовобеспечения действия конституционных норм. В сис-тему правоохраны входят и те органы, которые при-званы стоять на страже Конституции [18. С. 15].Исходя из такого понимания, В.В. Лазарев, напри-мер, к числу правовых гарантий законности относит:совершенствование законодательства в целях реальноговоплощения конституционных положений в жизнь; над-зорно-контрольные меры (включающие в себя такиевиды контроля, как парламентский, управленческихорганов, судебный, общественный, специализирован-ный конституционный, ведомственный, а также проку-рорский надзор) и, кроме того, дополняет этот пере-чень мерами защиты и мерами ответственности.Вместе с тем в более узком, специальном смыслеслова правовую охрану Конституции он рассматриваеткак совокупность контрольно-надзорных полномочийи мер со стороны государственных органов, обладаю-щих правом проверки содержания нормативных актови действий адресатов права на предмет их соответст-вия Основному Закону [19].Правовая защита Конституции - задача и обязан-ность всех государственных органов и должностныхлиц, осуществляемая ими путем применения различ-ных правовых средств в рамках предоставленных каж-дому из них полномочий [20. С. 158]. При этом важ-ную роль здесь играют такие государственные инсти-туты, как глава государства, парламент, правительство,судебная система, органы прокуратуры, уполномочен-ный по правам человека, а также некоторые другие го-сударственные органы различного уровня - федераль-ного и субъекта Федерации. Однако для большинстваиз этих органов конституционный контроль не являет-ся основной задачей, а составляет лишь часть их функ-ций. К тому же сама основная деятельность государст-венных органов (правотворческая и правопримени-тельная) является объектом специального конституци-онного контроля - судебного. Поэтому именно судеб-ный конституционный контроль (конституционное пра-восудие) является определяющим ключевым элемен-том правового механизма защиты Конституции.Необходимо отметить, что в юридической литера-туре для обозначения правовых средств (механизмов)охраны (защиты) Конституции, обеспечения ее верхо-венства и прямого действия употребляют различныетермины: конституционный надзор, конституционныйконтроль, судебный конституционный контроль, кон-ституционное судопроизводство, конституционная юс-тиция, конституционная юрисдикция, конституцион-ное правосудие и др.При этом одни авторы применительно к своему пред-мету исследования для упрощения изложения материалавсе эти понятия отождествляют, а разные термины упот-ребляют как синонимы. Другие же ученые считают необ-ходимым некоторые из вышеуказанных понятий разграни-чивать, исходя из имеющихся различий в уровне субъек-тов соответствующих правоотношений, процессуальныхформ их деятельности, а также мер воздействия, которыемогут применять соответствующие государственные орга-ны при выявлении нарушений конституционных норм.Как правило, проводятся различия между конституцион-ным надзором и конституционным контролем.Обычно отмечается, что институт конституционногонадзора предполагаетвозможность уполномоченного(как правило, парламентом) надзорного учреждения (на-пример, Комитета конституционного надзора СССР)при решении какой-либо конституционной коллизиилишь обратить внимание на неконституционность нор-мативно-правового акта; в лучшем случае у него естьправо приостановить действие выявленного незаконно-го нормативного акта, а отменить оспоренный акт илиисправить допущенную ошибку должен сам поднадзор-ный орган [18. С. 23-24; 21. С. 14; 22-23].В отличие от этого под конституционным контро-лем (в широком смысле слова) понимают такую систе-му отношений между органами государственной вла-сти, при которой контролирующие субъекты (напри-мер, парламент, глава государства, конституционныйсуд) могут принимать окончательное решение по спор-ному вопросу, в том числе вправе отменять (аннулиро-вать) акты, признанные неконституционными.Судебный конституционный контроль, как это следу-ет из самого его названия, осуществляют только органысудебной власти (общей или специальной юрисдикции -14в зависимости от модели правовой охраны Конституции,принятой в соответствующей стране, о чем будет сказанониже). Характеризуя судебный конституционный кон-троль в увязке с общим контролем как организационно-правовой формой деятельности государства и инымиформами конституционного контроля, Ж.И. Овсепян на-зывает такие его специфические особенности:1) это разновидность института социального, госу-дарственного контроля, осуществляемого постояннодействующими органами государства;2) это форма государственного контроля, построен-ная на профессиональной основе, причем высшая средиспециализированных форм контрольной деятельности;3) судебный конституционный контроль есть кон-трольная правоохранительная деятельность, основан-ная на преобладании юрисдикционных способов;4) в сравнении с общим государственным контро-лем судебный конституционный контроль распростра-няется не только на сферу управления, но прежде всегоохватывает сферу нормотворчества, включая законода-тельную деятельность;5) судебный конституционный контроль представ-ляет собой специализированный механизмохраны нор-мативного акта высшей юридической силы - Консти-туции государства;6) судебный конституционный контроль есть выс-шая (после парламентской и референдума) форма кон-ституционного контроля [24. С. 45-46].Конституционная юстиция включает в себя деятель-ность по обеспечению верховенства Конституции, за-щите прав и свобод личности, разрешению конфликтовмежду ветвями государственной власти, которую осу-ществляют в рамках особой судебной процедуры нетолько конституционные суды, но и органы общей, атакже арбитражной юрисдикции [25].Все большее распространение в последнее время при-обретает термин «конституционное правосудие» (хотяобычно его считают синонимом судебного конституцион-ного контроля или конституционной юстиции [20. С. 160;26. С. 29; 27. С. 14], а некоторые авторы, наоборот, воз-ражают против отдельных аспектов интерпретации поня-тия «конституционное правосудие») [28].Как правило, при использовании термина «консти-туционное правосудие» имеется в виду особая системазаконодательства, регулирующего особый статус кон-ституционных судов в судебной системы страны, осо-бая юридическая природа их актов, а главное - особаясудебно-процессуальная форма отправления правосу-дия по вопросам конституционного контроля.Как известно, суды общей юрисдикции (в тех странах,где они вправе осуществлять функции конституционногоконтроля) действуют в соответствии с обычной судебнойпроцедурой при рассмотрении конкретных дел. Несудеб-ные органы (типа конституционных советов) в своей дея-тельности могут применять особую, иногда упрощеннуюпроцедуру. А специальные конституционные суды обла-дают специальной конституционной юрисдикцией, осу-ществляемой посредством самостоятельного судопроиз-водства - конституционного судопроизводства.Конституционное судопроизводство складывается изобщей процедуры (порядка ведения дел, ведения судеб-ных заседаний и вынесения решений) и специальных про-цедур (предусматривающих, в частности, круг лиц, упра-вомоченных возбуждать по соответствующей категориидел производство в конституционном суде, особенностиэтого производства, правовые последствия различных воз-можных решений суда, положения об исполнении) [29].Как отмечает Н.В. Витрук, судебная конституцион-ная юрисдикция и соответствующее конституционноесудопроизводство составляют конституционную юсти-цию, т.е. конституционное правосудие. «Конституцион-ное правосудие, - подчеркивает он, - представляет со-бой синтез, сплав двух начал - сущности конституци-онного контроля и формы правосудия, в результате чегомы имеем дело с самостоятельным видом государствен-но-властной деятельности в специализированной формеконституционного правосудия» [26. С. 29-30].Насколько конституционный контроль находится вцентре всей системы контроля за законностью, насто-лько конституционное правосудие находится в центресистемы органов конституционного контроля. В дан-ной работе, в основном, применяется термин «консти-туционное правосудие», но с учетом конкретного кон-текста используются и иные термины (понятия).Включение государством в свою правовую системуинститута конституционного правосудия свидетельствуето том, что целесообразнее предоставить полномочия поприменению решений в конституционно-правовой сфере(при возникновении здесь сложных коллизий) специали-зированным учреждениям, стоящим выше обычных су-дов, поскольку решение таких вопросов может оказатьсяне под силу судам общей юрисдикции [30].Конституционное правосудие является важным атри-бутом современного демократического конституционногоустройства. Без него немыслимо поддержание конститу-ционной законности, а значит, и законности в целом. Кон-ституционный судебный контроль обеспечивает функцио-нирование конституции государства как непосредственнодействующего права Без эффективного конституционногоконтроля Основной Закон страны обречен оставаться неболее чем общей декларацией принципов и намерений.В юридической литературе имеются неодинаковыеподходы к классификации сложившихся моделей кон-ституционного контроля в различных странах. Так, не-которыеавторы, например М.А. Нудель, выделяют че-тыре группы стран, отличающиеся между собой по сис-теме органов конституционного контроля и надзора.1. Страны, в которых конституционность правовыхактов могут проверять все суды общей юрисдикции отнизших до высших инстанций (США, Аргентина, Да-ния, Япония).2. Страны, где признать закон неконституционнымможет только Верховный суд страны (Австралия, Бо-ливия, Индия, Швейцария).3. Страны, в которых созданы специальные консти-туционные суды (Австрия, ФРГ, Кипр, Турция).4. Страны, где осуществление конституционногоконтроля возлагается на специальный орган несудеб-ного характера (например, Конституционный Совет воФранции) [31. С. 51-53].Более общей классификацией является выделениедвух систем конституционного контроля: американской(англо-саксонской), когда защита Конституции осуще-ствляется судами общей юрисдикции, и европейской(континентальной), когда конституционный контрольвыделяется из общего правосудия и становится глав-ной обязанностью специализированного органа - Кон-ституционного суда.Вместе с тем многими исследователями признается,что в ряде стран (например, Греция, Португалия)встречаются также «смешанные модели» конституци-онного контроля, в которых можно увидеть сочетаниене только различных форм и видов контроля, но и осу-ществление его как судами общей юрисдикции, так испециализированными органами конституционного пра-восудия [20. С. 164].В механизме правовой защиты Конституции клас-сификация видов конституционного контроля можетбыть проведена по следующим основаниям.По содержанию различают материальный и формаль-ный конституционный контроль. Материальный конт-роль предполагает проверку содержания законов и иныхнормативно-правовых актов либо действий органов идолжностных лиц с точки зрения соответствия их смыслу(«духу и букве») Конституции. Формальный контроль со-стоит в проверке соблюдения процедурных правил (по-рядка) принятия оспоренного акта, его опубликования,введения в действие, надлежащей формы акта и т.п.По времени осуществления конституционный кон-троль может быть предварительным и последующим.Предварительный (упреждающий, предупредительный,превентивный) контроль означает проверку конституци-онности как проекта нормативного акта, так и закона,уже принятого парламентом, но еще не подписанногоглавой государства и не введенного в действие. После-дующий (репрессивный) контроль распространяется назаконы и другие нормативные акты, уже вступившие всилу, юридически действующие и, возможно, уже поро-дившие различные юридические последствия.По способу проведения имеет место абстрактный иконкретный конституционный контроль. Абстрактныйконтроль предполагает проверку конституционности за-кона или его отдельного положения вне связи с каким-либо конкретным спором или делом: в любой моментпосле принятия закона, независимо от его применения,можно поставить вопрос о признании закона противоре-чащим Конституции и о формальном его аннулировании.Конкретный (инцидентный) контроль осуществляется всвязи с применением какого-либо нормативного акта, кон-ституционность которого оспаривается, или конкретнойдеятельностью правоохранительного и иного государст-венного органа, допустившего нарушение определенныхконституционных прав индивида или юридического лица.С точки зрения обязательности или необязательно-сти проведения конституционный контроль может бытьсоответственно обязательным и факультативным. В пер-вом случае закон или нормативный акт в обязательномпорядке подлежит конституционному контролю, чащевсего предварительному, и управомоченные субъектыдолжны принять все необходимые меры по защите Кон-ституции. Факультативный контроль проводится лишьпо собственной инициативе имеющего на то право ор-гана или индивида, если возникают сомнения в соответ-ствии нормативно-правового акта Конституции.В юридической литературе выдвигаются и некоторыедругие основания классификации видов (иногда их назы-вают формами) конституционного контроля (внутреннийи внешний; централизованный и нецентрализованный;консультативный и постановляющий; прямой и косвен-ный; контроль путем действия и путем возражения ит.п.), анализируются преимущества и недостатки тех илииных разновидностей конституционного контроля, пока-зываются их взаимосвязи, подчеркивается необходимостьих правильного сочетания [7. С. 38-49; 17. С. 95-131; 21.С. 21-24; 26. С. 27-28; 27. С. 25-27; 31. С. 115-127; 32-34].Компетенция органа конституционного правосудияпредставляет собой совокупность его полномочий по ре-шению конституционно-правовых вопросов и споров.В законодательстве большинства стран компетенцияорганов судебного конституционного контроля скла-дывается из материальных норм: о подведомственно-сти (полномочия судов в сравнении с несудебнымиорганами) и подсудности (полномочия судов разныхзвеньев), а также процессуальных норм: об основанияхвозбуждения судебного производства. Все эти нормытесно связаны между собой. Однако если первый виднорм - материальные (о полномочиях органов консти-туционного правосудия) - регулируется прежде всегоконституциями, то процессуальные нормы закрепля-ются главным образом в специальных законах о кон-ституционных судах, а также в некоторых других ви-дах законодательных актов [24. С. 26-27].Объем полномочий органов конституционного контро-ля в разных странах неодинаков и зависит от используемоймодели конституционного контроля в той или иной стране,особенностей ее законодательства, характера выполняе-мых этими органами функций и ряда других факторов.Основными функциями судебных органов консти-туционного контроля в большинстве стран являются:1) обеспечение верховенства и прямого действия кон-ституции, ее неукоснительного исполнения всеми субъ-ектами права на всей территории государства;2) контроль за соблюдением действия принципа раз-деления властей, поддержание их баланса и предотвра-щение возможности узурпации государственной властикаким-либо одним органом государственной структуры;3) защита конституционных прав и свобод человекаи гражданина;4) решение возникающих конституционно-правовыхвопросов и споров на основе подчинения политики праву,преобладания правовых принципов и норм над идеологи-ческими догмами и административным усмотрением.Круг полномочий органовконституционного кон-троля многообразен и может быть подразделен на та-кие основные группы (категории):1) контроль за конституционностью нормативных пра-вовых актов органов государственной власти страны, а так-же международных и внутригосударственных договоров;2) официальное толкование конституции, а в неко-торых странах - также законов и других нормативныхправовых актов;3) разрешение споров о компетенции и других кон-фликтов, возникающих между различными органамигосударственной власти;4) защита конституционных прав и свобод человека;5) иные полномочия, предусмотренные конституци-ей и законами.Основным полномочием, которое осуществляют орга-ны конституционного правосудия практически всех стран,является контроль за конституционностью законов и дру-гих нормативных актов. Круг нормативных актов, которыемогут быть объектом конституционного контроля, в раз-ных странах так же неодинаков, как и общий объем ихполномочий. Так, для США и ряда других государств, ис-пользующих американскую (англо-саксонскую) децентра-лизованную систему конституционной юстиции в ее раз-личных вариантах (например, Мексика, Канада, Норвегия,Индия, Япония), характерно то, что практически любойсуд, начиная с низшей инстанции, при рассмотрении кон-кретного уголовного, гражданского или иного дела можетвысказать свое мнение о конституционности или некон-ституционности не только закона, но и другого норматив-ного акта. В странах, использующих европейскую (цен-трализованную) модель конституционного контроля (Ав-стрия, ФРГ, Италия, Испания и ряд др.), при которой толь-ко некоторые, причем специализированные органы могутпризнать оспариваемую норму неконституционной, кате-гория нормативных актов, отнесенных к числу объектовконституционного контроля, так или иначе определяетсяили ограничивается самой Конституцией.В обобщенном виде объектами конституционногоконтроля в разных странах могут быть:- законы (такие их разновидности, как: вносящиепоправки, изменения и дополнения в Конституцию;принятые путем референдума; конституционные, ор-ганические и обыкновенные законы, принятые парла-ментом; регламентыего палат, парламентские уставыи иные нормативные акты, принятые законодательны-ми (представительными) органами власти;- акты глав государств тех стран, в которых ониимеют право издавать нормативные акты;- нормативные правовые акты правительства и не-которых других органов исполнительной власти, в томчисле региональные;- нормативные правовые акты органов местногосамоуправления;- акты судебных органов;- акты и действия общественных объединений, накоторые государство возложило осуществление опре-деленных властных функций;- индивидуальные правоприменительные акты иправоприменительная практика компетентных госу-дарственных органов и должностных лиц;- международные договоры;- действия должностных лиц в порядке их консти-туционной ответственности (обычно действия высшихдолжностных лиц государства - Президента, членов пра-вительства, судей высших судебных инстанций);- организация и проведение, а также подтвержде-ние итогов референдумов и выборов;- создание и деятельность политических партий идругих общественных объединений.Н.В. Витрук считает, что такой широкий переченьобъектов конституционного контроля не является ис-черпывающим, но в то же время для каждого государст-ва набор объектов индивидуален. Он зависит от специ-фики становления и развития механизма конституцион-ного контроля в данной стране, функциональной сба-лансированности отдельных ветвей государственнойвласти, соблюдения иерархии правовых норм, массиванационального законодательства и местного нормотвор-чества, правовой культуры общества, исполнительнойдисциплины и ряда других факторов [26. С. 26-27].По мнению ряда ученых, для предотвращения пере-грузки конституционных судов целесообразно было быустановить их монополию (прерогативу) на рассмот-рение только самых важных норм, содержащихся глав-ным образом в актах парламентов (законах), а провер-ку конститу ционности подзаконных актов возложитьна обычные суды, но без предоставления им возмож-ности отменять эти акты, а лишь посредством непри-менения актов, признанных этими судами неконститу-ционными. Противоречащие друг другу решения обыч-ных судов по этим вопросам могут рассматриваться всоответствующем Верховном суде [26. С. 26-27].Орган конституционного правосудия может принятьрешение как о конституционности, так и неконституцион-ности оспоренного акта. Признание нормативного актасоответствующим Конституции подтверждает его обяза-тельность, реальное действие в правовой системе страны иисключает повторную его проверку на конституционность.Если весь нормативный правовой акт или его отдель-ные положения (статьи) признаются неконституционны-ми, то они утрачивают юридическую силу и перестаютдействовать:- либо с самого начала (т.е. с момента принятия ос-поренного акта он признается ничтожным, причем ре-шение, как правило, имеет обратную силу);- либо с момента издания конституционной нормы,которой он стал противоречить;- либо с момента опубликования соответствующегорешения Конституционного суда;- либо с определенной даты, указанной в решении.На практике чаще всего применяется третий и чет-вертый варианты, так как на их основе проще опреде-лять последствия признания нормативного акта некон-ституционным, легче восстанавливать прежние право-отношения, содействовать их стабильности.В большинстве стран решение органа конституци-онного правосудия имеет обязательную юридическуюсилу, является окончательным и не пересматривается.Пересмотреть такое решение может только сам суд илишь по вновь возникшим обстоятельствам.
Конституционные модели судебной власти // Сравнительное конституционное право М , 1996 С 643-670.
Бойков А. Д. Третья власть в России М , 1997
Дмитриев Ю. А . Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защите прав и свобод человека // Государство и право. 1997 N«8 С 44-50.
Цихоцкий А.В. Теоретические проблемы эффективности правосудия по гражданским делам Томск, 1997. С. 30-48.
Ржевский В. А Чепурнова Н. М. Судебная власть в Российской Федерации Конституционные основы организации и деятельности М , 1998 С 6
Кашепов В.П. Судебная власть как институт конституционного законодательства // Конституционное законодательство России / Под ред. Ю А. Тихомирова М., 1999. С. 192-193.
Туманов В. А. Конституционные основы судебной власти // Конституционное право зарубежных стран М., 1999.
Фоков А.П. Судебная власть в системе разделения властей (научно-правовые, философские и исторические аспекты) // Государство и право 2000 №10. С. 52-57
Абросимова Е. В. Судебная власть в Российской Федерации система и принципы. М. 2002; Судебная власть / Под ред И Л. Петрухина М , 2003. 720 с.
Махлаева Т. И. Судебная власть в системе разделения властей М , 2003 144 с
Пилипенко Ю.С. Каримуллин Р.И. Российская судебная система в контексте нового Федерального конституционного закона // Журнал российского права 1998 № 1. С. 24.
Конституционное право Саратов, 1995 С. 189
Завадская Л. Н. Становление независимой и самостоятельной судебной власти (государственно-правовой аспект) // Теория права новые идеи. М ИГПРАН, 1992. Вып. 2
Основные принципы независимости судебной власти // Международное публичное право Сборник документов В 2-х т / Сост К А Бекяшев и А Г Ходаков М , 1996. Т 2 С 124-125
Савицкий В .М. Организация судебной власти в Российской Федерации М., 1996 С 29.
Маклаков В. В. Конституционный контроль (надзор) и конституционная юстиция // Конституционное (государственное) право зарубежных стран М , 1995 Т 2. С. 323.
Арутюнян Г.Г. Конституционный суд в системе государственной власти (сравнительный анализ) Ереван, 1999
ХабриеваТ.Я. Правовая охрана Конституции Казань, 1995.
Конституционное право / Отв. ред А. Е. Козлов, М , 1996 С 400-401
Юдин Ю. Л. Модели конституционного правосудия // Сравнительное конституционное право / Отв ред В.Е Чиркин М . 1996
Маклаков В. В. Конституционный контроль в буржуазных и развивающихсястранах М., 1988
Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России М., 1995 С. 8-9.
Шульженко Ю. Л. Институт конституционного надзора в Российской Федерации. М , 1998 С. 3-7.
Овсепян Ж. Н. Правовая зашита конституций Судебный конституционный контроль в зарубежных странах Ростов-на-Дону, 1992.
Белкин А.А. Пространство конституционной юстиции // Правоведение 1993 № 2 С 7-17.
Витрук Н. В. Конституционное правосудие Судебное конституционного право и процесс М , 1998
Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Российской Федерации М , 1998
Ржевский В. А., Чепурнова Н. М. Судебная власть в Российской Федерации: Конституционные основы организации и деятельности. М., 1998. С. 109-110
Маклаков В. В. Конституционный контроль (надзор) и конституционная юстиция // Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4 т / Отв ред. Б А Страшун. М , 1995 Т. 2 С. 341
Штайнбергер Г. Модели конституционной юрисдикции Страсбург Издание Совета Европы. 1994 С. 3
Нудель М. А. Конституционный контроль в капиталистических странах М., 1968
Боботов С.В. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). М., 1994 С. 66-69
Штайнбергер Г. Структурные элементы западно-европейской конституционной юрисдикции // Современный немецкий конституционализм. М., 1994 С 24-31.
Лазарев В.В. Органы конституционного контроля и надзора // Конституционное право Учебник для вузов / Отв ред А.Е Козлов. М„ 1996. С. 401-403.