Общественные отношения, регулируемые природоресурсным законодательством
Дана правовая характеристика пользования природными ресурсами и использования природных ресурсов Выявлено их содержание Рассмотрены отношения, регулируемые природоресурсным законодательством, приведена их классификация Анализируется взаимная связь отношений, возникающих при пользовании различными природными ресурсами, что обусловливает единство предмета правового регулирования природоресурсного законодательства.
Public relation which are regulated by the legislation of natural resources.pdf Не выявив систему отношений, возникающих в об-ласти устойчивого, рационального использования при-родных ресурсов, сложно раскрыть систему и струк-туру природоресурсного законодательства. В соответ-ствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране окру-жающей среды» природные ресурсы - компоненты при-родной среды, природные объекты и природно-антро-погенные объекты, которые используются или могутбыть использованы при осуществлении хозяйственнойи иной деятельности в качестве источников энергии,продуктов производства и предметов потребления иимеют потребительскую ценность. То есть к природ-ным ресурсам в законе относятся не только собственнопр1гродные ресурсы - участки недр, лесного фонда илесов, не входящих в лесной фонд, воды, объекты жи-вотного мира, земля и атмосферный воздух. Действу-ющее законодательство не регулирует отношения поиспользованию таких ресурсов, как ветер, приливы,морские течения, тепловая энергия термальных вод.Использование природных ресурсов - это их экс-плуатация, вовлечение в хозяйственный оборот, в томчисле все виды воздействия на них в процессе хозяй-ственной и иной деятельности. Использование при-родных ресурсов отражает многогранную деятель-ность, осуществляемую человеком при его взаимо-действии с естественными природными объектами иприродными ресурсами, измененными в результатеантропогенного воздействия, но сохранившими свой-ства природного объекта (природно-антропогенныйобъект). И в легальном определении природных ре-сурсов, и в определениях, даваемых экологами, под-черкивается, прежде всего, их использование иливозможность такого использования. При этом надоиметь в виду, что любое использование компонентовокружающей среды направлено, в первую очередь, наизвлечение (использование) тех или иных полезныхдля человека свойств (качеств) природных ресурсов.Синонимом использования объектов окружающейсреды является термин «природопользование». Он ис-пользуется в двух смыслах: как определенная деятель-ность и как система соответствующих общественных от-ношений. «Природопользование представляет собой об-щую систему взаимоотношенийчеловека с природой,возникающей в процессе его трудовой деятельности искладывающуюся в соответствии с характером геогра-фических, исторических и социальных условий» [1].С приведенным определением можно согласиться сдвумя замечаниями. Во-первых, отношения возникаютне между человеком и природой, а между людьми всвязи с использованием ими тех или иных природныхобъектов и условий. Во-вторых, природопользованиеосуществляется человеком не только в процессе еготрудовой деятельности. Отношения по использованиюприродных ресурсов существуют и вне производствен-ной деятельности человека - это, например, общее ле-сопользование, общее водопользование, осуществляе-мое в оздоровительных и рекреационных целях.С точки зрения экологии природопользование - сово-купность всех форм эксплуатации природно-ресурсногопотенциала и мер по его сохранению. Оно включает:а) извлечение и переработку природных ресурсов,их возобновление или воспроизводство;б) использование и охрану природных условий сре-ды жизни;в) сохранение (поддержание), воспроизводство (вос-становление) и рациональное изменение экологиче-ского баланса природных систем [2].Право природопользования имеет несколько значе-ний. Право природопользования как объективное пра-во М.М. Бринчук понимает как систему норм, регули-рующих отношения по использованию природных бо-гатств [3. С. 195]. Более широкое определение давалосьВ В. Петровым: это совокупность правовых норм, уста-навливающих порядок и условия рационального исполь-зования природных ресурсов для удовлетворения по-требностей народного хозяйства, экологических, эконо-мичеекггх, культурно-оздоровительных интересов граж-дан, охраны окружающей природной среды, прав и за-конных интересов природопользователей [4]. В дейст-вующем водном, лесном законодательствах, законода-тельстве о животном мире право пользования ресурсом(водопользование, лесопользование, пользование объек-тами животного мира) рассматривается иначе. Это юри-дически обусловленная деятельность, связанная с ис-пользованием соответствующего ресурса, в то время какиспользование природного ресурса не требует норма-ттганого регулирования. Приведенные довода позволя-ют сделать вывод о том, что необходимо разграничиватьпонятия природопользования и пользования природны-ми ресурсами (ресурсопользования), а также пользова-ния природными ресурсами и их использование.Отношения природопользования включают широкийкруг общественных отношений, возникающих междулюдьми при их воздействии на компоненты окружаю-щей среды. Эти отношения могут регулироваться нор-мами как природоресурсного, так и других отраслейзаконодательства - гражданского, административного,экологического и др. В отличие от этого отношения попользованию природными ресурсами, связанные с ис-пользованием их полезных свойств, как сопровождаю-щееся, так и не сопровождающееся их изъятием из ок-ружающей среды, регулируются нормами природоре-сурсного законодательства (отношения гго рациональ-ному использованию природных ресурсов).Отношения пользования природными ресурсами, взависимости от характера воздействия на ресурс, де-лятся на две группы. На это указывает законодатель,отмечая, например, в ст. 80 Лесного кодекса РФ, ст. 85Водного кодекса РФ, что использование участков лес-ного фонда, водных объектов может осуществлятьсякак с изъятием, так и без изъятия соответствующихресурсов. Такое же разграничение проводится и в за-конах РФ «О недрах», «О континентальном шельфеРоссийской Федерации».В ходе пользования природными ресурсами, произ-водимого без их изъятия, используются непотребляемыеполезные свойства объекта или самой природной среды -строительство и эксплуатация подземных сооружений,не связанных с добычей полезных ископаемых, исполь-зование участков лесного фонда для размещения ульев,пастьбы скота, пользование водными объектами для ле-сосплава и т.п. Такие виды пользования можно класси-фицировать следующим образом:1) эксплуатация природного ресурса в качестве транс-портных коммуникаций и мест прокладки технологиче-ских коммуникаций - водных объектов в качестве путейсообщения и лесосплава, континентального шельфа дляпрокладки подводных кабелей и трубопроводов и др.;2) захоронение отходов и создание мест захороненияв подземных полостях, на континентальном шельфе;3) рекреационное использование;4) создание искусственных инженерных сооруженийи иных объектов - строительство подземных сооружений,не связанных с добычей полезных ископаемых;5) восполнение природных ресурсов в ходе поиска,разведки, оценки, изучения, ведения мониторинга и госу-дарственного кадастра отдельных видов природных ре-сурсов, проведения исследовательских работ. Восполне-ние преследует цель пополнения запасов уничтоженногоили утратившего потребительские качества (при извест-ном уровне развития технологии) природного ресурса;6) иное, не связанное с изъятием природных ресур-сов, использование (научно-исследовательское, куль-турно-просветительское и др.).Пользование природными ресурсами, связанное сих изъятием, включает такие его виды, как1) добыча основных природных ресурсов (извлече-ние ресурса из природной среды);2) сопутствующее ресурсопользование - возникаетпри необходимости извлечения из природного ресурсаего дополнительных полезных свойств (вторичных при-родных ресурсов). Это может иметь место как в ходеповторной (дополнительной) переработки уже до-бы-того ресурса, так и без его изъятия из природной среды.Например, Лесной кодекс РФ в ст. 80 предусматриваеттакие виды лесопользования, не связанные с изъятиемдревесины, как заготовка живицы, второстепенных лес-ных ресурсов (пней, коры, бересты и др.). Сюда можноотнести и побочное лесопользование (сбор дикорасту-щих плодов, орехов, заготовка древесных соков).Природоресурсным законодательством не регули-руются отношения, хотя и возникающие при взаимо-действии общества и природы, но не направленные наиспользование полезных свойств окружающей среды.Также не включаются в его предмет отношения по вос-производству природных ресурсов и иные отношения,связанные с их охраной.Совокупность отношений ресурсопользования си-стемна. Центральное место среди них занимают отно-шения по добыче природных ресурсов. Они включаютв себя отношения по непосредственному извлечениюприродных ресурсов из окружающей среды и сопутст-вующие им отношения по поиску, оценке, разведке при-родных ресурсов, проведению иных исследователь-ских работ. Наличие этих отношений является обяза-тельным, поскольку ресурсопользователю предостав-ляется ресурс, количественные и качественные харак-теристики которого изучены и указаны в лицензии(договоре, соглашении) на ресурсопользование. Дру-гая значительная группа - отношения по пользованиюприродными ресурсами, не связанному с их добычей.Такие отношения предусмотрены горным, земельным,водным законодательством, законодательством о жи-вотном мире. Перечисленные отношения составляютв совокупности ресурсные отношения.В ходе добычи и иного использования природныхресурсов должны соблюдаться требования природоре-сурсного законодательства, обеспечивающие рациональ-ное и безопасное ресурсопользование. Требование ра-циональности направлено на достижение наиболее пол-ного извлечения ресурса, предотвращение ухудшения егокачества, снижение потерь ресурса при его добыче. Со-блюдение требований безопасности предполагает мини-мизацию вредного воздействия природных факторов итехнологических процессов извлечения ресурса на здо-ровье человека. Безопасность ресурсопользования под-разумевает здоровые и безопасные условия не толькодля работников соответствующих производств, но и дляиных лиц, на которых может оказать вредное воздейст-вие ухудшение состояния окружающей среды, вызван-ное добычей природных ресурсов, например, на терри-ториях, прилегающих к подземным выработкам.В систему отношений, регулируемых природоресур-сным законодательством включаются также отноше-ния, тесно связанные с ресурсными. Это отношения:1) предшествующие ресурсным. Предшествуют ре-сурсным отношения, связанные с проведением кон-курсов, аукционов по приобретению права пользова-ния ресурсом, заключением договоров, соглашений напользование природными ресурсами, а также отноше-ния по лицензированию ресурсопользования, возни-кающие при оформлении, выдаче, государственнойрегистрации лицензий;2) собственности на природные ресурсы. Отноше-ния собственности на природные ресурсы включают всебя отношения федеральной государственной собст-венности, государственной собственности субъектовРоссийской Федерации, муниципальной и частной соб-ственности на природные ресурсы;3) по государственному управлению ресурсополь-зованием. Государственное управление природнымиресурсами предполагает отношения по ведению госу-дарственного мониторинга и государственного када-стра природных ресурсов; составлению ресурсных ба-лансов и схем комплексного использования природ-ных ресурсов; лимитированию ресурсопользования;контролю за использованием природных ресурсов исоблюдением природоресурсного законодательства;4) по привлечению ресурсопользователей к юридиче-ской ответственности. Привлечение пользователей природ-ных ресурсов к ответственности и рассмотрение споров,связанных с ресурсопользованием, осуществляется ад-ми-нистративными органами, судами, арбитражными суда-ми, третейскими, в том числе международными судами.5) по рассмотрению споров, возникающих в связи спользованием природными ресурсами и возмещением вре-да, причтенного неправомерным ресурсопользованием.Природоресурсное законодательство традиционностроится на основе поресурсного принципа: отдельныенормативные акты, или ряд актов, регулируют исполь-зование того или иного (определенного) природногоресурса. К настоящему времени в России приняты за-коны и подзаконные нормативные акты, опосредующиеотношения по использованию ресурсов недр; водныхобъектов; участков лесного фонда и лесов, не входящихв лесной фонд; земель; объектов животного мира; атмо-сферного воздуха. К природным ресурсам законодатель-ство относит также энергетические ресурсы ветра, солн-ца, приливов, геотермальной энергии. Однако норма-тивных актов, регламентирующих такую деятельность,пока не принято. Приведенная градация отношений поиспользованию отдельных природных ресурсов в из-вестной мере условна и необходима в целях их деталь-ного анализа. В действительности почти невозможноиспользование одного природного ресурса без воздейст-вия на другой. Поэтому в практической деятельностиодновременно возникают отношения по одновременно-му использованию двух и более природных ресурсов.Для использования участков недр, находящихся впределах территории государства, континентального ше-льфа, необходим земельный участок, который по за-вер-шении горных работ должен быть приведен в первона-чальное состояние - рекультивирован, либо предостав-ляется участок морской акватории. Поэтому недропо-льзователь должен вступать в земельные или водныеотношения. Добыча полезных ископаемых требует ис-пользования (забора) воды - это другая причина воз-никновения водных отношений одновременно с гор-ными. Зачастую строительство и эксплуатация горногопредприятия требует использования участков лесногофонда или лесов, не входящих в лесной фонд. Приэтом с участием недропользователя возникают лесныеотношения. Во многих случаях горным предприятиемосуществляется выброс или сброс различных веществ вокружающую среду - сжигание попутного газа, полу-чаемого при нефтедобыче, слив отработанной воды вводные объекты. Это влечет установление отношенийпо лимитированию (нормированию) воздействия наатмосферный воздух и водные объекты.Использование водных объектов осуществляетсякак для забора воды, так и в целях, не связанных с ееизвлечением. Помимо использования собственно ре-сурсов вод водные отношения могут возникать, напри-мер, при добыче природных лечебных ресурсов, к ко-торым относятся минеральные воды, лечебные грязи,рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие при-родные объекты и условия, используемые для леченияи профилактики заболеваний и организации отдыха.Водные отношения возникают также при добыче по-лезных ископаемых со дна водоемов, осуществлениилюбительского и промышленного рыболовства.Объекты животного мира - как отнесенные, так ине отнесенные к объектам охоты, водные биологиче-ские ресурсы, существуют в окружающей среде. В за-висимости от места их обитания при использованииобъектов животного мира возникают лесные, водные,земельные отношения. Кроме этого, горное, водное,лесное законодательства требуют, чтобы использова-ние природных ресурсов осуществлялось с учетом тре-бований фаунистического законодательства по охра-не объектов животного мира.Некоторые виды деятельности по использованиюприродных ресурсов не является юридически обуслов-ленными, и соответствующие отношения не требуют ре-гулирования природоресурсным законодательством. Это,например, потребление газов атмосферы, пользованиеводой из естественных источников для утоления жаж-ды и водоемами для купания, дождевой водой, компо-нентами солнечного излучения и т.п. Такое использо-вание природных ресурсов, обусловленное неразрыв-ной связью человека и природы, в юридической наукеназывают правом общего природопользования [5; 6.С. 195]. В его основе лежит естественное право челове-ка на удовлетворение своих жизненных потребностей ина здоровую и благоприятную окружающую среду.В В. Петров полагал, что право общего природопользо-вания возникает без каких-либо особых нормативныхустановлений и осуществляется человеком независимоот его право-, дееспособности [6. С. 195]. М М. Брин-чук, напротив, считает, что право общего природопо-льзования возникает непосредственно из законов илииных нормативных актов [3. С. 200]. Право человека наблагоприятную природную среду, на пользование ат-мосферным воздухом, водоемами, солнечной радиаци-ей и другими аналогичными видами, использованияприродных ресурсов не требуют законодательного опо-средования. С другой стороны, в действующем законо-дательстве закреплены такие виды права общего при-родопользования, как право общего водопользования(ст. 86 Водного кодекса РФ), право общего лесопользо-вания (ст. 21, 86 Лесного кодекса РФ).Для реализации права общего природопользованияне требуется разрешения уполномоченных государствен-ных органов, юридических или физических лиц в поль-зовании, владении или распоряжении которых находят-ся природные ресурсы. В ряде случаев могут устанавли-ваться запреты или ограничения на реализацию гражда-нами прав общего пользования отдельными природны-ми ресурсами. Прежде всего - в целях охраны того илииного ресурса, жизни и здоровья людей (ограничениедоступа в леса для защиты их от пожаров, запрещениекупания в сильно загрязненных водоемах и т.п.).
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 368
Ключевые слова
Авторы
| ФИО | Организация | Дополнительно | |
| Калинин Игорь Борисович | Томский государственный университет | доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры природоресурсного, земельного и экологического права Юридического института | Kalita@ic.tsu.ru |
Ссылки
Печерин Л.И. Проблемы природопользования в СССР. М , 1978 С. 3
Реймерс Н.Ф. Природопользование Словарь-справочник М Мысль, 1990 С 404
Бринчук М.М. Экологическое право М Юристь, 1999. С 195.
Петров В.В. Экология и право М , 1981 С. 202
Природноресурсовое право и правовая охрана окружающей среды; Учебник / Под ред. В.В. Петрова М : ЮЛ, 1988. С. 77.
Правовая охрана природы / Под ред Петрова В В. М.: Изд-во МГУ, 1980. С 69.
Вы можете добавить статью