Проблемы применения мер принуждения по УПК РФ
В статье излагаются вопросы взаимоотношения государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, и личности при применении мер процессуального принуждения Автором предлагаются механизмы ограничения полномочий должностных лиц по применению мер принуждения. Анализируются нормы УПК России, касающиеся полномочий должностных лиц при применении мер принуждения Вносятся конкретные предложения о внесении изменений и дополнений в уголовно-процессуальное законодательство.
The problems of application of the coercive measures under the criminal procedure code of the RF.pdf Эффективная организация уголовного преследова-ния возможна только при наличии в распоряжении пра-воохранительных органов мер государственного принуж-дения, мер, ограничивающих права и свободы лиц, попа-дающих в сферу уголовного судопроизводства.В тоже время, назначением уголовного судопроиз-водства является защита прав и законных интересовлиц и организаций, потерпевших от преступлений, защи-та личности от незаконного и необоснованного обви-нения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (ст. 6УПК РФ).Взаимоотношения человека и государства наиболееотчетливо проявляются в объеме и пределах права го-сударства осуществлять принуждение, в том числе и вего форме, связанной с нарушением базовых прав че-ловека. Эта сфера полномочий государственной властиявляется, по сути, индикатором уровня гарантирован-ное™ безопасности человека от произвола властей [1].В этой связи особенно актуален вопрос об установ-ления пределов полномочий государственных органов идолжностных лиц правоохранительных органов при при-менении мер уголовно-процессуального принуждения.В юридической литературе речь о необходимостиустановления пределов полномочий государственныхорганов и должностных лиц, в том числе и при приме-нении мер принуждения, ведется достаточно длитель-ное время. Однако понятие, критерии определения пре-делов их полномочий не разработаны, не определены,что нашло отражение и в уголовно-процессуальном за-конодательстве, в частности в УПК РФ.Пределы применения мер принуждения находятся взависимости от цели, задач и назначения уголовного су-допроизводства, которые определяют его суть. Так, реа-лизацией поставленной ранее задачи быстрого и полно-го раскрытия преступления, изобличения виновных (ст. 2УПК РСФСР), можно объяснить широкое, порой безос-новательное распространение применения мер принуж-дения в уголовном судопроизводстве, в том числе такоймеры пресечения, как заключение под стражу.Меры принуждения применяются как к лицам, ещене признанным виновными в совершении преступле-ния, так и к потерпевшим и свидетелям, а потому дол-жны носить законный, исключительный, обоснованныйи соразмерный характер.Под пределами прав и обязанностей государствен-ных органов и должностных лиц в отношении личнос-ти в сфере уголовного судопроизводства понимаетсясовокупность сложившихся ограничений, закрепленныхзаконом на основе признаваемых в обществе естествен-ных прав человека, существующих социальных ценнос-тей, критериев, очерчивающих рамки распоряжения сво-ими правами и осуществления обязанностей.Полномочия государственных органов и должност-ных лиц по применению мер принуждения должныбыть ограничены путем установления пределов вмеша-тельства в права человека и гражданина, в рамках ко-торых государственные органы могли бы осуществ-лять установленную законом деятельность, направлен-ную на решение задач уголовного судопроизводства,по своему усмотрению. В тоже время должна оставать-ся такая сфера уголовного судопроизводства, где орга-ны государственной власти могли бы осуществлятьсвои правомочия без установленных ограничений.Ограничения применения государством в лице его ор-ганов и должностных лиц мер принуждения могут бытьабсолютными и относительными, предусматрггвающимивозможность деятельности по собственному усмотрению,исходя их конкретных условий, обстоятельств дела.Абсолютные ограничения (безусловные) должны вы-текать из естественных прав человека и быть четко вы-ражены в форме запретов, обязанностей, установлен-ных и закрепленных в законе. Так, в ходе уголовногосудопроизводства запрещено подвергать его участни-ков насилию, пыткам, другому жестокому или унижа-ющему человеческое достоинство обращению. Крометого, запрещается осуществление действий и принятиерешений, унижающих честь участника уголовного су-допроизводства, а также обращение, унижающее егочеловеческое достоинство либо создающее опасностьдля его жизни и здоровья.Абсолютные ограничения должны быть не толькозадекларированы в УПК РФ, но и найти свое проявле-ние в его нормах, в том числе направленных на регу-лирование деятельности по применению мер принуж-дения. Представляется, что запрет должен быть четкоопределен и зафиксирован в законе, не иметь двусмы-сленности, кроме того, он должен быть направлен насоблюдение прав лиц, участвующих в уголовном судо-производстве и на недопущение злоупотреблений состороны органов, осуществляющих предварительное рас-следование, т.е. должны быть установлены гарантииего соблюдения и обеспечения. Так, например, ст. 10УПК РФ установлено, что лицо, в отношении которогов качестве меры пресечения избрано заключение подстражу, а также лицо, которое задержано по подозре-нию в совершении преступления, должно содержатьсяв условиях, исключающих угрозу его жизни и здоро-вью. Обеспечением прав подозреваемого (обвиняемо-го) в данном случае будет являться судебный конт-роль, доступ к средствам правовой защиты.К ограничениям в форме обязанностей относятся:- обеспечение права на защиту;- предоставление достаточных процессуальных пра-вомочий участникам уголовного процесса;- соблюдение правила презумпции невиновности;- обеспечение доступа к средствам правовой защиты;- судебный контроль за соблюдением прав участ-ников уголовного судопроизводства;- обеспечение справедливости судебного разбира-тельства;- обеспечение доступа к правосудию;- охрана прав и свобод человека и гражданина.Помимо этого должны быть установлены абсолют-ные ограничения процессуального характера, а имен-но: сроки, в том числе сроки судебного контроля, про-цессуальная форма применения мер принуждения.Так, например, в УПК РФ предусмотрена обязан-ность дознавателя, следователя или прокурора в каче-стве гарантии обеспечения прав лиц, к которым приме-няется мера уголовно-процессуального принуждения,уведомить кого-либо из близких родственников подоз-реваемого, а при их отсутствии - других родственни-ков о задержании или предоставить возможность тако-го уведомления самому подозреваемому (ст. 96). В то-же время установлено, что при необходимости сохра-нения в интересах предварительного расследования втайне факта задержания уведомление с санкции проку-рора может не производиться за исключением случаев,когда подозреваемым является несовершеннолетний.Ограничением усмотрения должностных лиц являетсясанкция прокурора. В тоже время в УПК РФ не преду-смотрена обязанность разъяснения этого права задер-жанному лицу, о чем свидетельствует ст. 46 УПК РФ,форма протокола задержания (приложение 12), такжене предусмотрена обязанность фиксации исполненияэтой обязанности. Полагаем, такое ограничение не га-рантирует обеспечение прав человека, в том числе иправа иметь конкретного защитника и не способствуетгарантиям против злоупотреблений должностных лиц.УПК РФ не предусматривает возможность немедленно-го уведомления лицом, задержанным по подозрению всовершении преступления либо по его просьбе, адво-ката о задержании. Таким образом, ограничением пол-номочий государственных органов и должностных лицправоохранительных органов при применении мер при-нуждения в указанном случае должна быть не толькосанкция прокурора, но и процессуальная форма уве-домления. Кроме того, должно быть предоставленоправо на уведомления не только родственников задер-жанного лица, но и по его просьбе адвоката, что обес-печит право на доступ к правовым средствам защиты.Что касаетсятакого ограничителя, как срок уведомле-ния, то, на наш взгляд, уведомление должно произво-диться компетентным органом без промедления. В то-же время должностным лицам должно быть предос-тавлено право отсрочить уведомление с санкции про-курора на разумный период, если того требуют исклю-чительные обстоятельства расследования. Обеспечени-ем соблюдения прав задержанных в данном случаедолжно являться правило, согласно которому все дока-зательства, полученные с нарушением указанных пра-вил, признаются недопустимыми.Относительные ограничения по применению мерпринуждения предусматривают в определенных пре-делах усмотрение государственных органов и должно-стных лиц либо в части содержания, либо в процедуреприменения норм УПК РФ. Органам государственнойвласти как участнику уголовного судопроизводства состороны обвинения должно быть предоставлено правов пределах, установленных законом, в зависимости отконкретных обстоятельств дела принимать решения по76поводу применения мер принуждения. В тоже времяотносительные ограничения должны быть определеныи четко закреплены в законе.К относительным ограничениям относятся.1) законность и обоснованность ограничений;2) объем и соразмерность ограничения;3) зависимость ограничения от процессуальногоположения участника уголовного процесса;4) зависимость ограничения от степени обществен-ной опасности совершенного деяния;5) продолжительность ограничения;6) возможность обжаловать ограничение в суд;7) действенный периодический контроль за необхо-димостью продолжения ограничения и процедура от-мены ограничения;8) установление ответственности за нарушение го-сударственными органами и должностными лицами пра-воохранительных органов прав личности и несоблюде-ние обязанностей, за злоупотребление собственнымиправами.При этом законность и обоснованность должны бытьистолкованы не только как совместимость с законода-тельством, но и как соответствие меры ограничения це-ли, в частности, защите личности против произволь-ных действий должностных лиц государственных ор-ганов. Вместе с тем, помимо соответствия законода-тельству, мера ограничения требует также совмести-мости этого законодательства с принципом господстваправа. Оно предполагает, таким образом, что законода-тельство должно представлять определенную защитупротив произвольных действий и покушений органовгосударственной власти на гарантированные права.Проиллюстрируем отмеченное на такой мере при-нуждения, как задержание.Для защиты прав личности и обеспечения судебно-го контроля за законностью и обоснованностью задер-жания, в УПК РФ на основе Конституции РФ установ-лены процессуальные сроки.Основные сроки исчисляются с момента фактиче-ского задержания (фактического лишения свободы в пе-редвижении лица), за исключением срока составленияпротокола задержания - не более трех часов с моментадоставления лица в орган дознания, к следователю илипрокурору.Подозреваемый может быть задержан без судебно-го решения на срок 48 часов. В тоже время УПК РФустановлено, что суд может отложить окончательноепринятие решения в порядке, установленном п. 3 ч. 6ст. 108, т.е. об отложении принятия решения по ходатай-ству стороны на срок не более чем 72 часа для представ-ления дополнительных доказательств обоснованности за-держания. Таким образом, УПК РФ, исходя из интересоврасследования преступления, фактически устанавливаетсрок задержания - 120 часов, т.е. 5 суток.В тоже время в УПК РФ не предусмотрены усло-вия, при которых суд по ходатайству органов, осуще-ствляющих предварительное расследование, вправе от-ложить принятие решения на срок до 72 часов для пре-доставления ими дополнительных доказательств обос-нованности задержания. Принятие указанного решенияотдано на усмотрение судьи. Полагаю, что принятиерешения должно зависеть от степени общественнойопасности деяния, в совершении которого подозрева-ется задержанное лицо, от степени активности сторо-ны, заявившей ходатайство, и предпринятых ею дейст-вий, направленных на отыскание и предоставление до-казательств обоснованности задержания. А ограничи-телями полномочий государственных органов и долж-ностных лиц должны являться судебный контроль, до-ступ к правовым средствам защиты.Помимо того, УПК РФ предусматривает основаниязадержания подозреваемого. В том числе и такое, какпри наличии иных данных, дающих основание подоз-ревать лицо в совершении преступления, оно можетбыть задержано, если следователем или дознавателем ссогласия прокурора в суд направлено ходатайство обизбрании в отношении указанного лица меры пресече-ния в виде заключения под стражу. Полагаем, что та-кое основание задержания не является гарантией отзлоупотреблений со стороны должностных лиц. Полу-чается, что имея какие-то «иные данные», за отсутст-вием прямых доказательств, направив в суд ходатайст-во об избрании в отношении лица меры пресечения ввиде заключения под стражу, должностные лица могутзадержать его и тем самым оказать на него пусть нефизическое, но психологическое давление. Основани-ем для задержания должен являться не факт направле-ния ходатайства в суд об избрании в отношении лицамеры пресечения в виде заключения под стражу, а на-личие оснований для избрания меры пресечения в видезаключения под стражу.Ст. 46 УПК РФ закрепляет права подозреваемого, од-нако в перечне отсутствует, на наш взгляд такое суще-ственное право, как знание своих прав и способов, спомощью которых можно этими правами воспользова-ться. Это право должно быть обеспечено должностны-ми лицами, производящими предварительное расследо-вание. Подобное правило закреплено и утверждено Ре-золюцией Генеральной Ассамблеи ООН в качестве прин-ципа защиты задержанных или арестованных лиц. «Лю-бому лицу в момент ареста и в начале задержания илизаключения или вскоре после этого органом, ответст-венным за арест, задержание или заключение, соответ-ственно, доводятся до сведения и разъясняются его пра-ва, и как оно может осуществить эти права» [2].Основания для применения меры принуждения, ко-торые изначально были относимыми к делу и доста-точными, с течением времени могут утратить эти каче-ства, перестать быть таковыми. Поэтому задержаниеили заключение в какой бы то ни было форме и все ме-ры, затрагивающие права человека, применительно кзадержанным или находящимся в заключении лицам,должны осуществляться в силу постановления илиподлежать эффективному контролю судебного илидругого органа [2].Задержанное лицо или его адвокат имеют право влюбое время возбудить в соответствии с внутреннимзаконодательством разбирательство перед судебным илииным органом для оспаривания законности задержанияэтого лица с целью достижения немедленного его ос-вобождения, если такое задержание является незакон-ным. Причем упомянутое разбирательство должно бытьпростым, быстрым и бесплатным для лиц, не имеющихсоответствующих средств. Власти, осуществляющие за-держание, должны без неоправданных задержек пред-ставить задержанное лицо органу, рассматривающемуего дело.Содержание под стражей лиц, совершивших дея-ние, содержащих признаки преступления, не должнобыть общим правилом, но освобождение может стави-ться в зависимость от предоставления гарантий явки насуд, явки на судебное разбирательство в любой другойего стадии и, в случае необходимости, явки для испол-нения приговора.УПК РФ должны быть установлены ограниченияполномочий государства при применении мер уголов-но-процессуального принуждения, обозначившие ихпределы, при этом возможность усмотрения должно-стных лиц не должна каким-либо образом влиять нареализацию прав и обязанностей участников уголовно-го судопроизводства.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 348
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Андреева Ольга Ивановна | Томский государственный университет | доцент, кандидат юридических наук, докторант кафедры уголовного процесса Юридического института |
Ссылки
Михайловская И.Б. Юридические гарантии прав и свобод личности // Права человека: Новое российское законодательство и международные правовые нормы. Вып. 1. М.: Слог, 1993, С. 64.
Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (утвержден Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 43/173).
