Рациональный и этический аспекты ценового поведения российских фирм в современных условиях | Вестник Томского государственного университета. 2003. № 279.

Рациональный и этический аспекты ценового поведения российских фирм в современных условиях

В статье рассматриваются особенности рационального и этического аспектов ценообразования российских фирм Первый аспект анализируется на основе принципов максимума и минимума, что проявляется в ценообразовании через максимизацию прибыли и минимизацию затрат Автор выделяет три периода времени, в течение которых существовала специфика формирования затрат, прибыли и цен Обращается внимание на роль и место этического аспекта поведения российских фирм.

The rational and ethical aspects of Russian firms price behaviour in modern conditions.pdf На рубеже веков в развитых странах экономическоеповедение фирм рассматривается с рациональной и эти-ческой позиций. Они являются скорее взаимодополня-ющими, чем взаимоисключающими элементами. На-ряду с рациональными факторами национальные, ре-лигиозные, этические, идеологические факторы игра-ют все более важную роль на стадии становления эко-номической системы в России, в частности, коммерче-ского ценообразования.Еще несколько лет назад российские фирмы моглиполучать прибыль благодаря обману потребителей, пос-тавщиков, уклонению от уплаты налогов, переводу ка-питалов за границу. В настоящее время важным усло-вием развития фирм становится изучение и использо-вание на практике рациональных и этических норм по-ведения, принятых в мировой экономике, а также фор-мирование данных норм в российской экономике в це-лом и на уровне отдельных фирм.Действия рациональных субъектов можно в общемсмысле охарактеризовать как осознанную, целесообраз-ную деятельность, ориентированную на достижение сво-их целей на основе использования существующих воз-можностей и учета ограничений.Фирма при определении рационального поведенияруководствуется двумя принципами:- принципом максимума - получение максимально-го эффекта в процессе использования существующих унего ресурсов. Для коммерческой фирмы это максими-зация прибыли. В процессе реализации цели фирма мо-жет действовать как индивидуальный, в определенноймере эгоистический экономический субъект;- принципом минимума - максимальный эффектследует получать при минимальном использовании ог-раниченных ресурсов, которые находятся в руках у фир-мы. Рационально действующая фирма должна бытьориентирована на организацию процесса производстваи реализации продукции на основе экономии затрат.История развития мировой экономики показывает, чтопрежде всего осуществлялась экономия труда работни-ков и природных ресурсов, затем оформилась эконо-мия капитала, а в настоящее время существует уже на-сущная задача экономии интеллектуального потенциа-ла фирм, его эффективного использования.Таким образом, каждая фирма^стремитсяк удовле-творению своего собственного экономического инте-реса. Это стремление выступает основой конкуренции,этой «невидимой руки», направляющей частные инте-ресы к общественному благу.В современных условиях формирование в развитыхстранах новой модели экономической системы ставитпроблемы осуществления рациональности по-новому.Изменение положения субъектов приводит к тому, чтоесли экономический человек - это человек индустри-ального общества, где главный упор делается на удов-летворение массовых потребностей на основе исполь-зования совокупности ресурсов, в которой важнуюроль играли труд и капитал, то в настоящее время но-вая экономическая система определяет рациональностьна основе индивидуализации потребностей и исполь-зования совокупности ресурсов, в которой интеллекту-альный, творческий труд, информация и капитал име-ют преобладающее влияние. Сам процесс формирова-ния и удовлетворения потребностей субъектов все бо-льше связан с совокупностью знаний, сферой услуг. Бо-гатство наций в историческом процессе определялоськак деньги, масса товаров, уровень духовно-интеллекту-ального развития. В настоящее время индивидуальноеинтеллектуальное развитие субъекга - это главная цельпостиндустриального общества и главный его ресурс,требующий экономии.Происходит изменение в определении максимиза-ции эффекта и минимизации использования ресурсов,которые, по нашему мнению, связаны с увеличениемроли и места субъективных факторов и оценок в дея-тельности фирм. Система ценообразования фирм стро-ится на основе принципа рациональности, что яркопроявляется и в формуле цены: полные затраты плюсприбыль. Если полные затраты как элемент цены реа-лизуют принцип минимизации, то прибыль - принципмаксимизации. Значит, цена есть форма реализации ра-ционального поведения фирмы, есть тот оптимум, кото-рый должен быть установлен на основе разнонаправ-ленной динамики двух основных элементов цены.Необходимо также учитывать, что в максимизацииприбыли принимают участие такие субъекты, как потре-битель, конкурент, государство, что приводит к оформ-лению среднеотраслевогоуровня нормы рентабельнос-ти, тенденции ее снижения с развитием отрасли. В этомпроцессе участвуют не только национальные субъекты,но и субъекты других стран.Минимизация затрат на рубеже веков отличается тем,что, во-первых, доля творческого, интеллектуальноготруда в системе производства товаров и услуг увеличи-вается. Однако математически точно оценить затратыданного труда довольно трудно в силу его индивиду-альности и субъективности.Во-вторых, усиливается влияние мировой экономи-ки на формирование ресурсной базы фирм (качество иколичество используемых ресурсов), что по-новому ста-вит проблему ограниченности ресурсов и их цен. Фир-мы как промежуточные потребители в полной мереоценивают возможности выбора ресурсов в процессеорганизации производства, дифференциации внутрен-них и мировых цен на ресурсы. Такая покупка ресур-сов закладывает базу будущих полных затрат на гото-вую продукцию фирмы.В-третьих, в современных условиях полные затратыкак элемент цены являются показателем, который оп-ределяет конкурентоспособность фирм в мировой эко-номике. При этом особое внимание уделяется структу-ре полных затрат: доле сырья, труда, капитала, инфор-мации. В каждой отрасли оформляются так называе-мые мировые стандарты (эталоны) структуры полныхзатрат. Успехи в конкурентной борьбе определяютсясоответствием данным стандартам и дальнейшим про-цессом экономии затрат на основе использования со-временных технологий.В-четвертых, экономия затрат формируется как ком-плексный процесс, в который вовлекаются все элемен-ты полных затрат. Нет таких затрат в современных ус-пешных фирмах, которые бы не контролировались ме-неджерами на основе финансового, бухгалтерского, уп-равленческого учета. Усиление конкуренции проявляет-ся в том, что каждый элемент полных затрат теперь уча-ствует в определении конкурентоспособности фирмы.Отметим еще одно направление анализа рациональ-ного ценового поведения фирм - процесс оформленияглобальных и многонациональных отраслей в условияхглобализации. Особенности развития данных отраслейподробно рассмотрены в работах М. Портера. Эта про-блема постепенно меняет облик мировой и националь-ной экономики, а значит, функционирование всех эле-ментов экономической системы, в частности ценообра-зования.М. Портер отмечает, что поведение фирм в разныхотраслях существенно различается. На одном концеспектра находится отрасль, которую можно назвать«множественно-национальной» («multidomestic»). Напротивоположном конце спектра - глобальная отрасль[ 1 С . 72-73]. Какие особенности в функционированииданных отраслей выделяются М. Портером?«Множественно-национальная» отрасль развивает-ся в каждой стране или группе стран независимо, по-своему. Репутация, круг клиентов, капитал фирмы в од-ной стране не влияют (или почти не влияют) на успехдействий в других странах. Большинство фирм, конку-рирующих в данных отраслях - национальные. Конку-ренция в каждой стране имеет не только общие законо-мерности. но и свои национальные особенности. Меж-дународная торговля в таких отраслях имеет скромныемасштабы, а то и вообще отсутствует. В числе конку-рентов могут быть МНК, но действие их конкурентныхпреимуществ в большинстве случаев ограничивается пре-делами страны, в которой эти компании действуют.Контроль иностранного владельца за своим филиаломв стране очень незначителен. Национальный филиал кон-тролирует всю или почти всю деятельность, необходи-мую для обеспечения конкурентного преимущества.В связи с этим проблема рационального поведениясубъектов - домашних хозяйств, фирм, государства - вэтом случае связана, в первую очередь, с национальны-ми традициями и обычаями. Максимизация эффекта иминимизация ресурсной базы привязана к положениюданной страны в мировой экономике, ее внутреннемуразвитию, а также к поведению государства, потреби-теля, конкурентов в определенной стране Ценообразо-вание формируется на основе внутренних цен. Полныезатраты, прибыль определяются национальными тра-дициями.110Глобальные (global) отрасли действуют в другой си-стеме координат. Для них основное поле функциони-рования - это мировая экономика как единое целоеПозиция фирмы в одной стране существенно влияет наее позиции в других странах. Фирмы полагаются напреимущества, проистекающие из их деятельности повсему миру. Потребитель и конкурент рассматривают-ся как глобальные субъекты. В связи с этим важнымявляется использование репутации компании, эффектамасштаба на уровне мировой экономики.Развитие глобальных отраслей не означает, что вних нет места национальным традициям и обычаям. По-следние могут формировать даже определенные сегмен-ты отрасли. Но, как отмечает М. Портер, ориентация впервую очередь на внутренний рынок, при функцио-нировании в глобальной отрасли, - дело опасное, неза-висимо от того, в какой стране фирма базируется. Це-нообразование фирм осуществляется на основе миро-вых рыночных цен, а также трансфертных цен. Полныезатраты глобальная компания рассчитывает с ориента-цией на мировой уровень затрат как эталон. Прибыль -это элемент цены, который оценивается через сред-нюю прибыль глобальной отрасли. Оформляется сис-тема глобального ценообразования.Каждый вид отраслиформирует систему своего осо-бенного функционирования и развития. Максимизацияэффекта, минимизация использования ресурсов в «мно-жественно-национальных» отраслях определяется, пре-жде всего, национальным уровнем функционированияфирм при определенном влиянии общемировых тен-денций развития. Глобальные отрасли - это в некото-рой степени наднациональные отрасли. Они и форми-руют свой особенный механизм воспроизводства. Гло-бальные фирмы формируют свое рациональное пове-дение в мировой экономике. Ресурсы, доходы - это па-раметры общемировой деятельности при непосредст-венном учете и национальных факторов.Рациональное поведение субъектов претерпевает внастоящее время свое дальнейшее развитие на основеновых тенденций, оформляющихся как в мировой, так ив национальной экономике. Российским фирмам прихо-дится учитывать не только общие основы рационально-го ценового поведения, но и те изменения, которые про-исходят в настоящее время в системе рационального це-нового поведения современных западных фирм.При анализе рационального аспекта ценового пове-дения российских фирм нам хотелось бы подробнее ос-тановиться на проблеме минимизации затрат, так какименно этот принцип начинает реализовываться наши-ми фирмами в конкурентной борьбе как друг с другом,так и с западными фирмами.В 90-е гг. XX в. российский менеджмент осваивалпрактику самостоятельного расчета уровня полных за-трат, прибыли и цены. По-нашему мнению, можно выде-лить особые временные периоды, которые характеризу-ются спецификой ценового поведения российских фирмПервый период - это период высокой инфляции.Цены отражали быстрый рост полных затрат, максими-зацию прибыли. Этот параллелизм больно бил по ко-нечному потребителю. Увеличение затрат во многомшло за счет добывающих отраслей, энергетики и т.д.Минимизация затрат как принцип рационального отно-шения к хозяйственной жизни не имела в это времяпервостепенного значения в силу объективных и субъ-ективных факторов функционирования фирм. Миними-зация затрат в силу либерализации экономики перево-дится с макроуровня на мнкроуровень. Сами фирмыдолжны были формировать направления минимизацииполных затрат, что они не делали в СССР, где миними-зация затрат была делом Госплана, Госснаба и другихправительственных учреждений. Высокая инфляция по-зволяла окупать существующий уровень затрат на осно-ве увеличения цен. Нестабильное экономическое раз-витие отражалось в постоянном изменении полных за-трат российских фирм, что, конечно же, затрудняло ана-лиз и планирование затрат. Обращает на себя вниманиеи субъективный фактор: оформление собственника наоснове приватизации и отсутствие опыта управленияполными затратами в условиях рыночной экономики,возникает новый тип управляющего - «новый русский».Именно в это время начинает формироваться двой-ное выражение затрат: для государственных органоввласти для целей налогообложения и реальные затра-ты, показывающие не только «дневные», но и «тене-вые» обороты. Рациональное поведение начинает при-нимать довольно сложные формы, когда руководителироссийских фирм должны были получать прибыли наоснове организации двух типов оборота ресурсов, двухсистем ценообразования - «дневной» и «теневой». Ми-нимизация затрат принимает довольно уродливые фор-мы: фирмы отказываются от ремонта оборудования,увеличиваются невыплаты заработной платы.Либерализация внешнеэкономической деятельнос-ти фирм в России сформировала проблему рациональ-ного поведения с точки зрения организации экспортно-импортных операций. Фирмы начинают знакомиться с си-стемой ценообразования западных фирм не в теории, анепосредственно на практике, участвуя экспортом в кон-курентной борьбе, импортируя продукцию в Россию.Рассматриваемый период был сложным и противо-речивым. Он сформировал проблемы, которые в даль-нейшем проявили себя как с положительной, так и сотрицательной точки зрения.Второй период - это период с 1995 по 1998 г., когдазамедляется инфляция, формируется валютный кори-дор. Отличительной особенностьюэтого периода явля-ется оформление собственников фирм на основе денеж-ной приватизации. Уменьшается инфляционный ростполных затрат. Начинает нарушаться параллелизм ме-жду изменением затрат - цен. Начинает падать доляприбыли в цене. В системе ценообразования россий-ских фирм начинает увеличиваться роль таких субъек-тов, как потребитель и конкурент. В связи с этим иначинает активизироваться процесс экономии затратна основе выделения прежде всего трех групп затрат,получающих на практике особые названия: энергети-ческая составляющая, транспортная составляющая, зар-платосоставляющая. В это время в деятельности рос-сийских предприятий начинает формироваться множе-ственное выражение затрат, прибыли и цен в зависи-мости от качества денежного оборота (деньги, квази-деньги). Они дифференцируются в соответствии с на-туральным (бартерным) оборотом, наличным денеж-ным оборотом, безналичным денежным оборотом, сис-темой взаимозачетов и т.д. При этом сохраняется«дневное» и «теневое» ценообразование. В этих усло-виях трудно представить себе минимизацию затрат наоснове западной модели. Минимизация затрат, макси-мизация прибыли в России - это управление множест-вом оборотов материальных ценностей.Но тем не менее отмечается не только глубокий ин-терес российского менеджмента к практике формиро-вания и экономии затрат западными фирмами, но осу-ществляется обучение западным моделям рациональ-ного поведения фирм (американской, европейской, япон-ской, южно-корейской и др.).Валютный коридор еще больше открыл российскуюэкономику для импорта. Влияние импорта было про-тиворечивым. С одной стороны, увеличивается притокзападных товаров народного потребления высокого исреднего качества, что ликвидирует дефицит на внут-реннем рынке России. С другой стороны, увеличивает-ся закупка технологий на внешнем рынке для органи-зации производства товаров в России на основе импор-тозамещения. Именно в этот период российский ме-неджмент, по нашему мнению, начинает осознаватьроль и место технологий в системе ценообразования.Покупка средней технологии дешевле, чем покупкавысокой технологии, но этатехнология может быстроустареть. Это приведет, в конечном итоге, к падениюобъема продаж. Высокая технология обеспечивает кон-курентное преимущество фирме, но она требует высо-ких единовременных затрат на ее покупку и подготов-ку персонала, что в дальнейшем реализуется в ценеготовой продукции. Может ли российский потребительпокупать дорогие товары?Третий период - это период времени, начало кото-рому положил финансовый кризис 1998 г. Он являетсядостаточно сложным, так как значительно усиливаетсярегулирующая роль государства, потребитель стано-вится все более активным субъектом ценообразования,усиливается конкуренция между российскими фирма-ми, между иностранными фирмами и российскими наоснове определения уровня цен, затрат, их структуры,динамики, а также соотношения качества и затрат, цен.Широко используются методики анализа затрат запад-ных фирм. Денежная форма выражения затрат стано-вится все более важной, однако «теневое» выражениезатрат по-прежнему беспокоит государство.В современных условиях анализ минимизации сис-темы полных затрат является достаточно сложным ипредполагает использование нескольких направленийанализа. По-нашему мнению, можно выделить сле-дующие направления изучения затрат.Во-первых, полные затраты можно рассматривать какзатраты денежные и неденежные на покупку ресурсовили их аренду, производство и реализацию товаров иуслуг. Неденежные затраты - время на производство иреализацию товара, затраты нервно-психической энергииперсонала фирмы на осуществление процессов, указан-ных выше. Такое направление анализа предполагает учетне только движения денежных средств, но и учет скоро-сти осуществления операций в сфере обмена и производ-ства (участие фирмы в конкуренции времени, развиваю-щейся с конца XX в.), а также учет качественных харак-теристик деятельности персонала (качество образования,здоровья, система движения кадров и т.д.).В крупных фирмах анализируется процесс переливазатрат денежных в неденежные и обратно. Формиру-ются варианты затрат, которые затем определяют ва-рианты цен. Например, определение сроков поставкипродукции в договоре купли-продажи показывает та-кой перелив.Полные затраты, также как денежные затраты напокупку ресурсов, производство и реализацию товарови услуг, оформляются бухгалтерскими документами.Такое направление анализа показывает уже в концен-трированной денежной форме все реальные операции,осуществляемые субъектом.Современная фирма с необходимостью должна учи-тывать при формирования затрат три параметра: день-ги, время, нервы. Это в равной мере касается выполне-ния как функции продажи (аренды) ресурсов, так иосуществления функции потребителя.Российские фирмы постепенно осознают важностьданного направления анализа затрат в осуществленииопераций не только на национальном, но и на между-народном рынке.Во-вторых, анализ затрат предполагает рассмотре-ние полных затрат на осуществление трех процессов:покупку или аренду ресурсов, организацию непосред-ственного производства и реализацию готовых товарови услуг. Формируются три группы затрат в соответст-вии с данными процессами. Такое направление анализаиспользуется западными транснациональными корпо-рациями, так как названные выше процессы требуютот них специальной системы организации, а значит, иформирования особых видов затрат.Необходимо учитывать, что первая и третья группызатрат - это затраты по взаимодействию с партнерами.Именно здесь формируется имидж фирмы, и именно этизатраты подвержены сильным внешним воздействиям.Третья группа затрат особенно сложна для фирмы, таккак связана с поведением потребителя. Проводить мини-мизацию затрат в данном случае трудно, так как затратыпривязаны к внешним факторам, которые не всегда уп-равляемы фирмой: домашнему хозяйству, государству.Вторая группа затрат оценивается как группа, кото-рая зависит от деятельности фирмы. Это группа макси-мально контролируема, регулируема, поэтому именноэту группу затрат можно достаточно серьезно миними-зировать.Именно третий период времени, начавшийся послефинансового кризиса, отмечается координацией всехтрех групп затрат российским менеджментом. В частно-сти, создание вертикально интегрированных компанийво много решает проблемы минимизации затрат.В-третьих, в системе полных затрат необходимо вы-делять и отдельно изучать затраты, которые можно на-звать гибкими: трансакционные и дискреционные. Транс-акционные затраты, выступая частью полных затрат,участвуют в формировании первой и третьей групп за-трат, а именно в формировании партнерских отношений.Трансакционные затраты - это затраты на подго-товку, заключение и исполнение контрактов.Трансакционные затраты - это затраты имиджафирмы, поэтому не представляется возможным сокра-щать, экономить их до бесконечности. Они являютсяодними из самых гибких затрат, и их снижение сразуотражается на уменьшении полных затрат.Трансакционные затраты российских фирм форми-ровались в 90-е гг. во многом под влиянием поведениягосударства, которое отвечало в данном случае за зако-нодательную базу деятельности субъектов. Увеличивалуровень трансакционных затрат и вносил стихию и анар-хию в их формирование разрыв экономических связейпредприятий. Эти же процессы усиливало и неумениеработать с партнерами в условиях формирования ры-ночной экономики. Оппортунистическое поведение рос-сийских фирм увеличивало трансакционные затраты(особенно обращало на себя внимание в мировой эко-номике поведение «новых русских», грубо нарушаю-щих традиции и обычаи международной торговли).Однако постепенно российский менеджмент усиливаетконтроль над трансакционными затратами, что прояв-ляется в использовании типовых договоров, в законо-дательном оформлении прав собственности в России и зарубежом (товарные знаки, патенты, лицензии), в разви-тии долгосрочных партнерских отношений с поставщи-ками и потребителями, использовании опыта западныхфирм. Именно «новые-новые русские» берут на воору-жение такие формы поведения.Дискреционные затраты также относятся к системегибких затрат. Как и трансакционные затраты, они ха-рактеризуют имидж субъекта и связаны с функциони-рованием партнерских отношений. Дискреционные за-траты анализируются западными компаниями по сле-дующим направлениям:1) затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки;2) затраты на рекламу;3) затраты на подготовку и переподготовку специа-листов;4) затраты на ремонт оборудованияМинимизация дискреционных затрат также затруд-нена, так как под удар ставится не только сегодняшнийимидж фирмы, но и будущее ее функционирование.Проблема дискреционных затрат достаточно проти-воречива в российской экономике. В первой половине90-х гг. предприятия резко сократили затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработ-ки, затраты на ремонт оборудования. Во второй половине90-х гг. эти затраты начинают участвовать в формирова-нии полных затрат. Обращает на себя внимание то, что в90-е гг. работающие предприятия тратили значительныесредства на подготовку и переподготовку специалистов,гибко меняя их за счет переноса на плечи своих работни-ков. Финансовый кризис 1998 г. привел к тому, что рос-сийские фирмы резко сократили затраты на рекламу. Вдальнейшем эти затраты снова стали увеличиваться.В-четвертых, полные затраты рассматриваются какпеременные и постоянные затраты Эта классификацияявляется важной при увеличении или уменьшении объ-ема производства российскими фирмами. Динамизм раз-вития экономики определяет значимость такого анали-за затрат фирмой.Деление затрат на переменные и постоянные явля-ется объективно-субъективным процессом и зависит отстратегии и тактики предприятия, вида предприятия,уровня используемых технологий, отраслевых инст-рукций, знаний и опыта персонала фирмы.При формировании переменных затрат необходимоучитывать меру объема производства, по отношению ккоторому будет изменяться система переменных за-трат. Переменные затраты изменяются в связи с изме-нением объема производства автоматически. На прак-тике встречается пропорциональная зависимость. Естьзависимость, когда относительное увеличение затратбольше, чем объема производства. Такие переменныезатраты называются прогрессивными. Регрессивные за-траты - относительное изменение затрат меньше, чемобъем производства.Переменные затраты для ценообразования анализи-руются с двух сторон: общий объем переменных затрати переменные затраты в расчете на единицу продукции.Переменные затраты - это затраты, несущие в себев определенной мере инфляцию (инфляционные затра-ты), поэтому менеджеры особенно скрупулёзно оцени-вают переменные затраты через три параметра: качест-во и количество закупаемых ресурсов, цена, по кото-рой в себестоимость будут вводиться эти ресурсы. Внастоящее время эта оценка затрат начинает последо-вательно проводиться и в российских фирмах.Переменные затраты считаются гибкими. Особенноактивно анализируются переменные затраты при при-нятии тактических решений - это увеличение на осно-ве дополнительного договора объема производства присуществующих производственных мощностях. Пред-приятие заинтересовано только в изменении перемен-ных затрат, постоянные остаются определенный пери-од времени на прежнем уровне.Эти же манипуляции с расчетами затрат российскиепредприятия осуществляют, когда выходят на зарубеж-ный рынок. Но при формировании стратегии предпри-ятие должно проводить реконструкцию, и тогда полныезатраты становятся переменными и цена на готовый про-дукт должна окупить затраты. Все расчеты проводятся наоснове авансированного капитала и его возврата.Переменные затраты по западной системе расчетаявляются основой полных затрат, самой гибкой их ча-стью и выступают нижним пределом цены в короткийпериод времени. Сегодня все основные методики ана-лиза переменных затрат вводятся на российских пред-приятиях через использование управленческого учета.Постоянные расходы могут оставаться неизменны-ми в течение определенного периода времени. Но про-цесс изменения постоянных затрат связан с заключени-ем дорогих контрактов,скачкообразным изменением.Постоянные затраты рассматриваются как тяжело-весные. Их сокращение сразу и быстро практическиневозможно, поскольку фирмы не могут быстро про-дать часть оборудования, здания, сооружения.Если постоянные затраты негибкие, то их доля в пол-ных затратах показывает также возможность манипули-рования ценой. Чем выше доля постоянных затрат, темменее гибкой становится цена. Все отрасли экономики сэтой точки зрения можно распределить по их месту вгибком ценообразовании. Самые неподвижные отрасли -это добывающая промышленность (нефть, газ, уголь ит.д.), самые подвижные - розничная торговля, пищевая,легкая промышленности, оптовая торговля.Постоянные расходы нужно анализировать с двухсторон: постоянные расходы на весь объем производст-ва и постоянные расходы на единицу продукции. Дляопределения цены особенно важным является эффектмасштаба. Если увеличить объем производства, тосумма постоянных затрат остается неизменной, посто-янные затраты не единицу продукции уменьшатся.Переменные затраты имеют другую динамику. Ес-ли увеличить объем производства, то, как правило, пе-ременные затраты на единицу продукции остаютсянеизменными.Постоянные расходы оказывают влияние на дея-тельность предприятия следующим образом:1) если изменяется объем производства на основедополнительных заказов, то менеджер не должен бес-покоиться о постоянных затратах;2) если речь идет о реконструкции или периодеспада, то в этом случае главная проблема - изменениедоли постоянных затрат в себестоимости продукции.В период либерализации в России несколько разпроводилась переоценка основных фондов, т.е. увели-чение их стоимости, а значит, росла доля постоянныхзатрат в себестоимости, но при этом падали объемыпроизводства. Эти процессы нередко не могли компен-сироваться снижением переменных затрат. В результа-те шел процесс увеличения себестоимости в условияхотносительной стабилизации рыночных цен.Осложнялось положение российских фирм также итем, что в начале либерализации практически регуляр-но проводилась индексация минимальной заработнойплаты. Относительно быстро росли цены на услугиестественных монополистов. Включение системы эко-номии переменных и постоянных затрат не всегда да-вало эффект, поскольку российские фирмы использу-ют устаревшее оборудование, нормы расхода материа-лов и, как факт, существует невысокий уровень произ-водительности труда российских работников.В настоящее время в условиях увеличения объемовпроизводства российскими фирмами особенно важнойявляется проблема деления полных затрат на перемен-ные и постоянные. Во-первых, совокупные перемен-ные затраты могут увеличиваться не только в связи сувеличением количества производимых товаров, но и всвязи с инфляционным ростом цен (рост стоимости по-купаемого сырья, увеличение тарифов на оплату элек-троэнергии, транспортировки грузов). Значит, необхо-димо минимизировать группу переменных затрат приформировании рассматриваемой классификации затрат.Во-вторых, минимизация полных затрат может осуще-ствляться на основе увеличения доли постоянных за-трат и включения эффекта масштаба. При этом опытроссийских фирм показывает, что этот эффект прояв-ляет себя как с точки зрения увеличения производстваодного вида товара, так и при увеличении ассортимен-та, расширении номенклатуры выпускаемых товаров.В-пятых, полные затраты рассматриваются как пря-мые и косвенные. Если прямые расходы являются, какправило, простыми, то косвенные могут быть как про-стыми, так и сложными. Прямые расходы по объемумогут быть меньше переменных и могут включать то-лько две группы - сырье, материалы, полуфабрикаты изаработную плату основных работников. Прямые за-траты определяют нижний, нижний предел цены. Вданном случае речь идет о том, что цена может оку-пить две основные группы затрат. Российские предпри-ятия на практике не всегда соблюдают это условие,обязательное для западных фирм. От этого страдаетимидж наших предприятий. Затраты на материалы, по-купные изделия, полуфабрикаты особенно подверженынормированию, которое зависит от уровня используе-мых технологий. С точки зрения рабочей силы эконо-мия затрат на российских предприятиях осуществляет-ся по двум направлениям: манипулирование договора-ми с целью введения дифференциации заработной пла-ты и рост интенсивности труда при непропорциональ-ном росте заработной платы. Сохраняется и системазадержки выплат заработной платы.Косвенные затраты в условиях коммерческой дея-тельности приобретают большое значение в силу слож-ности их формирования и распределения. Это много-образные затраты в силу экономического значениямогут относиться на себестоимость продукции различ-ными способами. Широко используются коэффициен-ты распределения затрат.Предприятия должны учитывать, что если увели-чить косвенные расходы в цене, то они начинают по-глощать прибыль. Если рыночные цены снижаются, тоони в первую очередь после прибыли затронут косвен-ные расходы, и тогда возникнет проблема их окупае-мости.В системе прямых и косвенных расходов нижнимпределом являются прямые затраты, но трудно управ-ляемыми и регулируемыми - косвенные затраты. В ры-ночном ценообразовании фирмы всегда будут стреми-ться окупить косвенные расходы, поскольку прямые итак будут окупаться.Функционирование российских предприятий в ус-ловиях рыночной экономики требует от них кардиналь-ного изменения отношения к полным затратам как ос-нове цены. Их анализ требует высокого профессиона-лизма менеджеров, специальной их подготовки.Ценовое поведение фирм необходимо рассматри-вать как единство рационального и этического аспек-тов. Этический аспект должен присутствовать в пове-дении каждой фирмы, нравственный долг должен со-провождать всю ее хозяйственную деятельность. За-падные фирмы достаточно гибко используют потенци-ал этического фактора, не создавая конфликта с рацио-нальными аспектами поведения. Внимание к этике по-ведения российских фирм объясняется и тем, что, во-первых, возрастает значимость деловой этики в фор-мировании поведения фирм в мировой и национальнойэкономике. Во-вторых, в мировой экономике наряду соформлением глобализации получает новый импульсразвитие национальных нравови обычаев, их новоеосознание национальными фирмами. В-третьих, в Рос-сии осуществляется формирование новой экономиче-ской системы, а значит, и меняются этические аспектыповедения фирм и национального государства. В-чет-вертых, проводится изучение поведения субъектоводновременно несколькими науками и формированиевсе большего количества смежных областей знаний.Как было отмечено выше, в условиях формирова-ния новой экономической системы в России особое вни-мание необходимо обращать на деловую этику, осно-вой которой является социальный контракт (нефор-мальное соглашение фирмы и ее внешнего окруженияо единых нормах поведения) и социальная ответствен-ность фирмы (максимальное использование ее преи-муществ и сведение к минимуму недостатков, которыезатрагивают как участников бизнеса, так и общество вцелом). Этические нормы поведения в настоящее вре-мя действуют на трех уровнях, которые должны бытьосознаны и практически используемы российскими фир-мами в их деятельности. Первый уровень - это гипер-нормы, функционирующие в мировой экономике. Ониформировались постепенно в течение тысячелетий, какбы выкристаллизовывались в процессе международнойхозяйственной деятельности. Они основаны на об-ще-человеческих ценностях и зафиксированы в «Принци-пах международного бизнеса» - всемирном этическомкодексе, принятом в 1994 г. в Швейцарии представите-лями ведущих компаний и консультантами бизнеса изСША, Западной Европы, Японии. В этом документеопределяются такие принципы, как социальная ответ-ственность бизнеса (создание общественных благ, ра-бочих мест, повышение уровня жизни клиентов, слу-жащих, акционеров и населения в целом); модерниза-ция технологий и методов производства, маркетинга икоммуникаций; повышение доверия к бизнесу; уваже-ние права; обеспечение равных возможностей в конку-ренции; признание верховенства этических норм; со-действие свободе торговли; уважительное отношение кокружающей среде; отказ от противозаконных дейст-вий. В «Принципах» также определяются моральныеобязательства фирм по отношению к покупателям, ра-ботникам, владельцам и инвесторам, поставщикам,конкурентам, местному населению. Данные этическиенормы поведения утверждаются постепенно и в стра-нах переходной экономики [2. С. 90].Второй уровень - это уровень макроэкономики. По-степенно каждое государство разрабатывает националь-ные кодексы поведения бизнеса. Например, «Двена-дцать принципов ведения дел в России», Кодекс корпо-ративного поведения. В настоящее время большое вли-яние на поведение фирм оказывают национальные эти-ческие нормы, которые, как мы отмечали выше, полу-чают новое осознание в России в результате процессаглобализации и процесса перехода к новой экономиче-ской системе. Активно изучаются и осмысливаются:- экономическая история России в связи с новымиреалиями. Формируются общие для истории Россииформы поведения субъектов хозяйственной деятельно-сти, выявляются особенности поведения российскихфирм в современных условиях;- общеисторические и современные формы поведе-ния на основе рационального и этического аспектов.Определяется соотношение мировых и национальныхформ поведения.Микроуровень - это третий уровень этических норм.Здесь формируются принципы поведения отдельныхфирм. В настоящее время крупные российские фирмыначинают оформление данных принципов, которые оп-ределяют отношения между фирмой, поставщиками ипотребителями, между менеджерами и акционерами,между администрацией и персоналом и другие отно-шения.Таким образом, при формировании культуры биз-неса руководству фирмы необходимо осуществлять ори-ентацию не только на прибыль и затраты, но и оцени-вать нравственные основы своего поведения. Это тру-дно проводить в реальной действительности в каждойотдельной хозяйственной операции, когда существуетмножество разнонаправленных факторов и руководст-ву приходится выбирать из нескольких вариантоводин. Получение максимума прибыли может сопрово-ждаться нарушением нравственных основ поведения,сохранение последних может повлечь за собой умень-шение или потерю прибыли. Это трудный выбор. Егоосуществляет каждая фирма. Экономическая историямировой экономики знает бесчисл

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Петиненко Ирина АлександровнаТомский государственный университетдоцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики экономического факультета
Всего: 1

Ссылки

Портер М. Международная конкуренция / Пер с англ. М.: Междунар отношения, 1993, 896 с.
Шпотов Б. Деловая этика и менеджмент современные подходы // Проблемы теории и практики управления 2002 № 1С. 89-94
 Рациональный и этический аспекты ценового поведения российских фирм в современных условиях | Вестник Томского государственного университета. 2003. № 279.

Рациональный и этический аспекты ценового поведения российских фирм в современных условиях | Вестник Томского государственного университета. 2003. № 279.

Полнотекстовая версия