Эволюция российского образовательного комплекса в системе экономики знаний | Вестник Томского государственного университета. 2003. № 279.

Эволюция российского образовательного комплекса в системе экономики знаний

В статье рассматривается содержание экономики знаний. Определяется роль образовательного комплекса в современной экономической системе Особое внимание уделяется эволюции развития российского образовательного комплекса Предложены основные направления его модернизации.

Evolution of Russian educational complex system of economy of knowledge.pdf В современных условиях в ряде стран осуществля-ется переход на новую постиндустриальную стадию эко-номического развития и формируется экономика зна-ний. Экономика знаний - тип экономики, где секторзнаний играет решающую роль, а производство знанийявляется источником роста экономики. И если XIX в.характеризовался повышенным спросом на так назы-ваемый осязаемый капитал в виде зданий, машин и то-му подобное, то XX в. стал свидетелем все возрастаю-щего спроса на неосязаемый капитал в виде знаний:«Уклон в сторону технологических новшеств стал про-являться через неосязаемое использование капитала и,в частности, привел к соответствующему возрастаниюспроса на человеческий капитал, формирующийся че-рез инвестиции в образование» [1].Распространение современной информационно-тех-нологической революции оказачо огромное влияние наэкономику: производственные процессы и их продуктыстановятся все более сложными и высокотехнологичны-ми, формируются новые профессии и специальности. Ра-ботнику становится все труднее переключаться с одноговида деятельности на другой. Следовательно, возникаетнастоятельная потребность в высококвалифицированныхработниках, обладающих разносторонними навыками испособностями к непрерывному приобретению и приме-нению полученных знаний. «В сложной эволюциониру-ющей системе с высокой интенсивностью накопления иприменения знаний агентам надо не просто учиться - имприходится постигать сам процесс обучения и снова иснова адаптироваться и созидать. От менеджеров и наем-ных работников требуются все большие познавательныеспособности, экономика становится относительно менее"машинно-интенсивной" и все более "знание-интенсив-ной"» [2]. Следовательно, усиливается процесс интеллек-туализации экономической деятельности: возрастает зна-чение нематериальной сферы и прежде всего образова-тельного и научного комплекса, одновременно интеллек-туальный труд становится основой материальной сферы всоздании условий, в которых каждый работник мог быреализовать себя как личность.В связи с этим возникает необходимость в значите-льных издержках по формированию человеческого ка-питала (на образование, подготовку и переподготовку,повышение квалификации, здравоохранение, культуру,спорт) не только на уровне семьи, но и фирмы, госу-дарства. Человеческий капитал неотделим от своего но-сителя - работника. Поэтому позитивные экономиче-ские и социальные последствия от инвестиций в чело-веческий капитал реализуются как для общества, так идля человека. Формируется новое качество жизни: зна-чимыми для человека становятся потребности в непре-рывном процессе обучения в течение всей сознатель-ной жизни, в улучшении состояния окружающей сре-ды, социальной стабильности и защищенности, демо-кратизации. С другой стороны, институционализацияинформационного пространства обеспечивает свобод-ный доступ каждого человека к накопленному объемузнаний. Формируется особый тип работника - «ра-ботник знаний». Подчеркивая его определяющую роль,П. Друкер [3] выделяет два основных свойства работ-ника знаний.Первое заключается в том, что работник знаний отвсех остальных участников трудового процесса отли-чается тем, что сам, причем безраздельно, владеет сво-ими собственными «средствами производства»: нераз-рывно принадлежащими ему интеллектом, памятью, зна-ниями, инициативой, личным опытом, которые обычноназывают «скрытыми». Это создает для фирм серьез-ные проблемы: отчуждение скрытых знаний и превра-щение их в «явные»; ограничение межфирменной мо-бильности работника, так как уходя из компании, онуносит с собой свои неотчужденные знания. Необхо-димо заинтересовывать работника в долгосрочных кон-трактах с фирмой, чтобы избежать «утечки мозгов»,превращая, например, его в совладельца.Вторая особенность работника знаний, по мнениюП. Друкера, заключается в том, что он, вне зависимо-сти от квалификации, является винтиком некотороговнутрифирменного процесса, может эффективно рабо-тать только в составе коллектива. Работник знаний -вовсе не какой-то ученый-одиночка, уникальный тво-рец или управляющий, это обычный соучастник обще-го корпоративного дела, продуктом которого являютсязнания. Поэтому большое значение придается форми-рованию коллектива единомышленников[3].Следовательно, в экономических системах формиру-ются условия по социальной переориентации и гумани-зации экономики. Проявляется тенденция по преодоле-нию отчужденности работника не только от производ-ственного процесса, но и от его результата. В зрелыхэкономических системах получают широкое распро-странение отношения социального партнерства, кото-рые реализуются как в системе так называемых «чело-веческих отношений», так и других формах сотрудни-чества различных социальных групп.Знания, в широком смысле слова выступают как рам-ки для будущей деятельности, являясь ее стимулом и оп-ределяя смысл и назначение всех ее элементов, а про-изводство знаний становится основной производствен-ной технологией. Формируется экономика знаний, в ко-торой определяющим сектором является система про-изводства знаний. Она включает в себя образовательныеучреждения, фундаментальную науку, систему коммуни-каций, патентную систему, прикладную науку, научныеисследования и разработки.Существуют различные точки зрения относительноместа экономики знаний. Дискутируется вопрос о том,является ли экономика знаний переходом от аграрногои затем индустриального общества к новому этапу об-щественного развития и постиндустриальному обще-ству либо это всего лишь следующий этап развитияиндустриального общества. Ряд экономистов считают,что экономика знаний существенно отличается от эко-номики индустриального общества, когда накоплениебогатства было связано с материальными активами. Всовременных условиях благосостояние в значительнойстепени зависит от нематериальных активов - опыта,ноу-хау, знаний [4]. И нам кажется, что этот подход яв-ляется более продуктивным. По мнению других, это все-го лишь следующая фаза эпохи индустриального раз-вития, благосостояние зависит от производственных про-цессов, а нематериальные активы повышают конку-рентоспособность [5].Знание как продукт и как важнейший экономиче-ский ресурс формирующейся экономической системы ха-рактеризуется следующими чертами. С одной стороны,знание рассматривается как общественное благо, ономожет потребляться сообща и его получение гарантиру-ется государством. В то же время знание в отличие отинформации, нельзя рассматривать как нечто очень до-ступное, так как процесс познания не является явным,применение и распространение знаний определяется су-ществующей институциональной структурой. Знаниенеотчуждаемо при передаче; невозможно однозначнооценить его уровень. Так, уровень знаний в соответст-вии с Международными стандартами классификации об-разования (МСКО) определяется индикатором, основан-ном на международных показателях, характеризующих,сколько людей завершает каждый уровень первичногообразования. Недостатком данного подхода к оценке уро-вня знаний является то, что по количеству лет обученияочень сложно определить уровень знаний, их качество(как, например, соизмерить год учебы в начальной шко-ле и в высшем учебном заведении?). Для знаний харак-терна внепространственность и неубываемость, даже ихприращение при передаче (например, преподаватель впроцессе обучения создает для себя новое знание). Зна-ние всегда вариативно в использовании, мгновеннораспространяется, оно не изнашивается, хотя его по-лезность со временем может уменьшаться. Отсутству-ет четкая зависимость между вложением знаний в соз-дание новых знаний и полученным результатом, таккак этот процесс является двусторонним. Данная ха-рактеристика знания затрудняет объективность опре-деления величины инвестиций в человеческий капитал,их основных направлений и результата (наверное, этимможно объяснить самоустранение российского прави-тельства из образовательной сферы, усиление формали-зма в управлении образовательным процессом). Дан-ные свойства знания определяют глобальный характерэкономики знаний. С одной стороны, знание, будучи од-нажды приобретенным, может гораздо легче распро-страняться по всему миру в отличие от физического ка-питала. С другой стороны, ни одна страна не распола-гает монополией на открытия и инновации, и все стра-ны мира выигрывают от международного использова-ния новых знаний.Знание - информационный продукт, но его необхо-димо отличать от такого понятия, как «информация»,хотя в некоторых публикациях эти понятия отождеств-ляют [6]. Получение знаний всегда предполагает конк-140ретную цель и является активным процессом. Знание от-личается от информации по функциям, которые оно вы-полняет в экономике. Назначение информации состоитв росте осведомленности ее получателя или снижениинеопределенности для него в результате усвоения ин-теллектуального продукта. Роль знания заключается вполучении, накоплении и преобразовании полученной ин-формации. Знание, в отличие от информации, есть уве-личивающийся, самовозрастающий ресурс, в том числеи в результате информационных процессов. Оно явля-ется основой формирования определенных профессио-нальных навыков. Но самое существенное отличие зна-ния от информации заключается в том, что оно являет-ся основой формирования человеческого капитала.Развитие экономики знаний обусловливает особоевнимание к анализу роли образовательного комплексав формировании человеческого капитала, созданию та-кой развитой инфраструктуры, которая позволила быиспользовать и способствовать еще большему разви-тию накопленного опыта и знаний в области производ-ства и потребления.Образовательный комплекс - система экономиче-ских отношений, складывающихся в процессе качест-венной переработки и обработки информации, ее транс-формации в новый объем знаний. Образовательный про-цесс необходимо рассматривать как один из механизмовпередачи социальной и экономической памяти будущимпоколениям, социального наследия. Субъектами этих от-ношений являются производители знаний (преподавате-ли, ученые, менеджеры системы образования) и их по-требители (учащиеся и их семьи), государственные ор-ганизации. Социально-экономическое содержание обра-зовательного комплекса определяется ролью знаний вэкономике. Его содержанием является то, что он - каналобеспечения экономической и социальной мобильностив обществе. Наличие высокого уровня образования яв-ляется основой эффективного включения в постоянноразвивающуюся систему общественного разделения тру-да, повышения предельной производительности труда идостижения высокого статуса в обществе. Основное наз-начение образовательного комплекса - обеспечение ди-намизма социально-экономического развития страны. Вэкономической литературе существует множество под-ходов к определению важнейших функций образова-тельного комплекса в экономической системе.Основными функциями образования являются раз-витие индивидуальных способностей, подготовка моло-дежи к жизни, передача культурных ценностей от по-коления к поколению с помощью которых поддержи-вается общественный порядок. Э. Дюркгейм отмечал:«Образование - влияние, оказываемое взрослыми натех, кто еще не готов к социальной жизни. Целью егоявляется воспитание и развитие в ребенке определен-ного набора физических, интеллектуальных и мораль-ных качеств, которые требует от него как политическаясистема в целом, так и конкурентная среда для которойон специально и предназначен» [7]. Адам Смит такжеодобрял образование скорее ради нравственного совер-шенствования, чем для роста производственной квали-фикации, и в этом за ним следовали почти все ученыеклассической традиции [8].В качестве одной из основных функций образова-ния рассматривается его роль в подготовке и перепод-готовке человека к профессиональной деятельности. Уро-вень образования положительно сказывается на при-вле-чении населения на рынок труда: меньше риск потериработы, более высокая зарплата. А. Маршал рассматри-вал знания как «наиболее могущественный источник про-изводства» и полагал, что «организации способствуютзнаниям». Приобретенные знания позволяют экономиче-ским субъектам использовать современные технологии,творчески мыслить, адаптироваться к изменяющимся ус-ловиям труда. Инвестиции в образование в конечномсчете приводят к увеличению качества труда, повыше-нию его производительности и экономическому росту.М. Вебер подчеркивал, что образование - это не то-лько получение знаний, но и усвоение соответствую-ще-го образа жизни, социализация человека. Основная фун-кция образовательных учреждений - это получение осо-бой статусной культуры. Несмотря на классовые раз-личия (определяемые рыночной позицией индивидов),«во всех отношениях их образ жизни определяется об-щим для всех их образованием» [9]. Он особенно под-черкивал роль образования для переходного, неустой-чивого состояния общественного развития.Идеологическую функцию образования проповеду-ют неомарксисты, они подвергли сомнению его пози-тивную роль в обществе. Опираясь на марксистскуютрактовку образования как надстроечный институт эконо-мического базиса, они рассматривают экономику по-лу-чения знаний как идеологическую систему, служащуюправящему классу. Считается, что основной функциейобразовательных учреждений является не создание ус-ловий для экономического роста и обеспечения в даль-нейшем роста благосостояния носителей человеческо-го капитала, а производство пассивных, некритичных,послушных рабочих.В качестве функции образования рассматриваетсятакже его роль как инструмента воспроизводства соци-ального неравенства [10], с чем нельзя полностью со-гласиться. Конечно, идея экономического и социально-го равенства является утопией, поэтому не может су-ществовать абсолютного равенства и в получении об-разования. В связи с этим обстоятельством Н.Г. Мен-кью подчеркивал, что в определенном смысле«равныеусловия также не всегда справедливы» [11]. Абсолют-ное равенство в образовательном процессе принципи-ально невозможно, так как люди имеют разные спо-собности, а потому предполагаются у них и разныерезультаты. Но образовательная система создает усло-вия для формирования человеческого капитата и раз-вития личности человека, если существуют одинаковыеправила игры для всех и посредством социальной по-литики формируются равные стартовые условия длябогатых и бедных. Поскольку образовательный ком-плекс любой страны определяется сложившейся сис-темой социально-экономических отношений, являясьотражением существующей социально-экономическойсистемы, то «образование тесно связано с другими со-циальными институтами и современными ценностны-ми убеждениями» [7]. Поэтому необходимо учитыватьдействие экономических факторов, которые лежат внеобразования и создают условия по формированию эко-номического неравенства. К этим факторам относится,во-первых, система институтов общества (собствен-ность, система государственного управления, откры-тость общества и т.д.). Во-вторых, необходимо учиты-вать систему факторов воспроизводства человеческогокапитала (способности, доход, институциональные огра-ничения, культурный капитал, социальный капитал).Завершая анализ функций образования, необходимоподчеркнуть, что, несмотря на их взаимосвязь, сущест-вуют различия между образованием как передачей зна-ния и образованием как воспитанием. Господствующиев обществе ценности и ожидания относительно обра-зования как обучения не воздействуют на систему об-разования напрямую. Образовательный комплекс об-ладает определенной степенью автономии и развивает-ся не как механическое, сиюминутное отражение тре-бований к образованию, а на основе продуманной стра-тегии как отражение сложного процесса взаимодейст-вия общества и образования. В то же время реализациясоциальной функции образования предполагает боль-шую степень его зависимости от господствующей сис-темы ценностей. Как определенный социальный инсти-тут образовательный комплекс предоставляет обучаю-щимся некий идеал,цель, к которой необходимо стре-миться. Но заметим, что существенно изменить лич-ность ребенка не представляется возможным, так какзначительное воздействие на него оказывают семья, су-ществующие социально-экономические отношения.Рассмотрим, как реализуются функции образовате-льного комплекса в российской экономике. Образова-ние в России всегда играло значительную роль. В усло-виях социализма большое значение в формировании че-ловеческого капитала имело государство. Российскаясистема образования отвечала потребностям развитогоиндустриального общества: высокое качество образова-ния на всех уровнях, развитый блок негуманитарныхспециальностей, плановое распределение после обуче-ния, противоречивое сочетание высокой степени универ-сализации и узкой профессиональной специализации,что ограничивало мобильность работников и т.д.Образовательный комплекс является неотъемлемойчастью современной российской экономики. В сферу об-разования вовлечены огромные человеческие, финан-совые и материальные ресурсы. В 2000/01 учебном го-ду в России функционировало более 140 тыс. образова-тельных учреждений, в которых работали более 5,9 млн иучились 33 млн человек [12].За годы реформ в нем произошли качественные из-менения: увеличилось количество обучающихся (приснижении их количества в среднем специальном обра-зовании; профессионально-техническом образовании);обучение стало многоуровневым и вариативным; от-крываются новые специальности и факультеты, новыеобразовательные структуры; сформировалась альтерна-тивная система государственному образованию - част-ная; расширяются связи с зарубежными коллегами.В то же время проявились и негативные процессы.1. Значительное снижение доли государственных рас-ходов на образование (уровень затрат на одного обуча-ющегося один из самых низких в мире). Это обуслов-ливает медленное обновление основных фондов учеб-ных учреждений и их оборудования, низкую заработ-ную плату работников образования и хронические ееневыплаты (особенно в середине 90-х гг.), утечку изсистемы кадров, низкую привлекательность труда вучебных заведениях и т.п. Так, в вузах городаТомсказа 90-е гг. количество преподавателей выросло лишьна 1 %. Только 12 % преподавателей составляли людимоложе 30 лет, 43 % - люди старше 50 лет, 27 % - от40 до 50 лет [13].2. Хроническое недофинансирование всей сферы об-разования со стороны государства сочетается с неэф-фективным использованием бюджетных ресурсов. Уси-лились региональные различия в удельных расходах на1 обучающегося, разрыв достигал 7,9 раза, что нельзяотнести только на счет знаменитых коэффициентовдискомфортности территории.3. Наличие противоречивого законодательства, ко-торое не определяет в полной мере «правил игры» в этойсфере:а) для федеральных, региональных, муниципальныхорганов управления (например, муниципальный органуправления финансирует средние образовательные шко-лы, но не имеет полномочий в выработке государствен-ных образовательных стандартов и программ, не прини-мает участия в процедуре государственной аттестации);б) существуют противоречия между министерствомобразования и другими министерствами (в соответствии сЗаконом об образовании определено, что учебные заведе-ния имеют право распоряжаться своими бюджетами, номинистерство финансов выделяет средства постатейно);в) не существует правил, регламентирующих пред-принимательскую деятельность в учебных заведениях, аэмпирическим путем сформированная общая схема, при-меняемая к ним, не способствует развитию образования.Отсутствие прозрачных и устойчивых правил игры пред-полагает уменьшение ответственности лиц, принимаю-щих решения, волевой характер осуществляемых дейст-вий, наличие информации для привилегированных лиц.4. Постоянный пересмотр программ обучения, от-сутствие продуманной стратегии развития образова-тельного комплекса обусловливают чрезмерную дли-тельность реформирования образовательной системы.Данные реформы не могут быть эффективными, таккак отсутствует соответствующее им подкрепление фи-нансовыми ресурсами.5. Широкое распространение обретают такие нега-тивные явления, как замещение традиционно бесплат-ных образовательных услуг платными (коммерциализа-ция образования) и использование материальных и не-материальных активовгосударственных образователь-ных учреждений для повышения личных доходов раз-личных категорий работников образовательных учре-ждений (спонтанная приватизация).6. В секторе негосударственных учебных заведенийформирование весьма серьезных проблем: во-первых,отсутствуют четко отработанные механизмы аккреди-тации; во-вторых, нет преемственности в обучении; в-третьих, крайне неоднороден уровень материально-тех-нической базы; в-четвертых, правовая и социальная не-защищенность учащихся и их родителей; в-пятых, от-сутствие действенного контроля за уровнем и качест-вом предоставляемых знаний.7. Низкая социальная защищенность учащихся и сту-дентов средних и высших учебных заведений (уровеньстипендиального обеспечения не соизмерим с прожи-точным минимумом).8. Существование переизбытка квалифицированныхпреподавателей по одним специальностям и нехватка -по другим. Рост социальной напряженности в педаго-гических коллективах из-за регулярных задержек с вы-платой и индексацией заработной платы работникамобразовательной сферы.9. Министерство не контролирует качество предос-тавляемых образовательных услуг, ограничиваясь фор-мальной организацией лицензирования новых специаль-ностей и создающихся образовательных структур.10. Подготовка специалистов ведется без учета ана-лиза происходящих изменений в обществе и экономике,что приводит к увеличению числа безработных выпуск-ников, а также к занятию вакансий людьми без соответ-ствующей специальности и уровня образования (болееполовины молодежи работают не по специальности).Краткая характеристика российского образователь-ного комплекса позволяет сделать вывод, что его совре-менное состояние не создает условий для обеспеченияэкономической и социальной мобильности населения вобществе. Закрепляются существующие отношения эко-номического неравенства в нашем обществе через ин-ститут образования. В системе образования сформиро-валась устойчивая тенденция: дети богатых получаюткачественное образование и профессиональную подго-товку, являющиеся перспективными с точки зрения ихбудущей жизненной карьеры.Дети небогатых родите-лей либо лишены возможности продолжать обучение,либо поступают в учебные заведения, которые в даль-нейшем не дают им возможности покинуть данную со-циальную ступеньку. Так, например, по данным обсле-дований у учащихся ПТУ и СПТУ 50 % отцов и 30 %матерей - представители рабочего класса.Основными причинами резкой дифференциации в по-лучении образовательных услуг в нашей стране являются:- отсутствие продуманной государственной програм-мы реализации принципов социальной справедливос-ти, ответственности и социального мира не позволяетреализовать право каждого на развитие своих способ-ностей. В промышленно развитых странах право на бес-платное обучение в высших учебных заведениях полу-чают люди с низкими доходами, в наших условиях бед-ный платит за обучение богатого;- снижение качества образовательных услуг и про-цесс коммерциализации образования приводит к усиле-нию зависимости между доходами и планами на про-должение обучения;- низкая социальная защищенность учащихся и сни-жение жизненного уровня в стране являются основойотказа от продолжения обучения либо обучение возмо-жно лишь в пределах своего региона;- региональная дифференциация качества предоста-вляемых услуг;- в нашей стране большую роль в выборе специаль-ности играет семья (социальный и человеческий капи-тал родителей).Интересы родителей по отношению к формам и ви-дам образования проявляются в дифференциации семей взависимости от имеющихся возможностей инвестиций вобразование: большой спрос на формирование эксклю-зивной системы образования со стороны богатых семей.Родители, имеющие высокий уровень образования, нонизкие и средние доходы, стараются дать детям уровеньобразования не ниже того, которым располагают сами(для обеспечения уровня социальной мобильности дан-ной группы), но постепенно утрачивают свои позиции.Решения семьи о получении образования и квалифи-кации не всегда являются рациональными из-за того,что депрессивный российский рынок не дает информа-ционных сигналов относительно востребованности раз-личных специальностей секторами экономики, органыуправления не предоставляют данную информацию. Всовременных условиях появились дополнительные фак-торы осуществления инвестиций со стороны семьи в об-разование: существование хронической безработицыуменьшает доход; неясные перспективы экономическо-го и социального развития России предполагают мак-симально возможное увеличение длительности обуче-ния (безразлично, в каком учебном заведении); возрослопреимущество от получения диплома о высшем обра-зовании в конкурентной борьбе соискателей рабочихмест.Становится все более очевидным, что определяющимусловием выхода российской экономики из кризиса яв-ляется качественное и всестороннее совершенствованиеобразовательного комплекса. Именно образование даетРоссии стратегический шанс на вход «на равных» в эко-номику знаний. Использование накопленного образова-тельного потенциала позволит России перепрыгнуть че-рез несколько этапов, сосредоточившись на так называ-емых «мягких» технологиях: инновационной деятель-ности, образовании, фундаментальной науке. Совершен-ствование образовательного комплекса предполагает сле-дующие основные направления.Во-первых, необходима продуманная стратегия модер-низации образования, а не ее реформирование. В этомслучае развитие будет идти на основе только ему при-сущей логики, на традиций, накопленных за его мно-говековую историю. Необходимо отказаться от бессмы-сленного копирования чуждой для россиян системы за-падного образования (особенно американской модели).Во-вторых, необходимо увеличить финансированиеобразовательных программ, доведя их 10 % ВВП.Можно заметить, что при социализме на образованиенаправлялось до 8 % ВВП. Развитые страны в образо-вание направляют 4 - 6 %, страны НИС - до 4 - 7 %. В2002 г. в нашей стране было выделено на образование5 % ВВП, что является недостаточным [14].В-третьих, необходимо усилить адресность в рас-пределении финансовых средств: направлять их в обра-зовательные учреждения, имеющие высокий рейтинг.Бюджетное финансирование оставлять прежде всего дляспециальностей, востребованных в общественном сек-торе. Привлекать для финансирования образования ком-мерческие структуры.В-четвертых, следует обеспечить равный доступ кобразованию, принцип равного старта для молодежи.В-пятых, нужно обеспечить эффективную органи-зацию образовательного рынка.Регулирование рынка со стороны государства долж-но предполагать: бесплатное предоставление учебнымизаведениями информации (программы, состав преподава-телей, распределение выпускников и т.д.); независимыйконтроль качества предоставляемых образовательных ус-луг; усиление методического обеспечения учебного про-цесса; субсидирование спроса на образовательные услугина безвозвратной или беспроцентной основе для успеш-ных учеников и нуждающихся; обеспечить взаимодейст-вие между фирмами и образовательными учреждениями,снизив тем самым ассиметричность на рынке труда.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Веретенникова Наталья ВикторовнаТомский государственный университетдоцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры политэкономии экономического факультета
Всего: 1

Ссылки

Абрамович Мозес, Дэвид Пол А. Технологические изменения и рост неосязаемых инвестиций: Пути роста экономики США в XX столетии // Занятость и рост в экономике, основывающейся на знании / Под ред. Д. Форейя и Б. А. Лундвалла Париж ОЭСР, 1996
Ходжсон Дж. Социально-экономические последствия прогресса знаний и нарастания сложности // Вопросы экономики 2001 № 8 С 35
DruckerP.F. Post capitalist society NY. 1993 P. 86
Toffler A. The third wave P. 349
Bell D. The Third technological revolution P. 167
Чекмарев В. В., Дружинин Ю.В. Межуровневые взаимосвязи в системе экономических отношений и предмет новой политэкономии // Проблемы новой политической экономии 1999 № 1
Baitannne J.H. The sociology of edication P. 7
Блауг M. Экономическая мысль в ретроспективе / Пер с англ М Дело Лтд. 1994 4-е изд. С. 196.
Вебер М. Основные понятия стратификации//Социологические исследования 1994 №5 С. 156.
Филиппов А. Утопия образования // Отечественные записки 2003 № 2 С. 11
Менкью И.Г. Принципы экономики СПб Питер Ком, 1999 С. 31
Информация о готовности системы образования РФ к новому 2000/1 учебному году: Приказ Минобразования России М , 2000
Эволюция образовательной системы томского региона в 90-е годы. Томск, Изд-во Том. ун-та, 1999 С. 11
Кузьминов Я. Образование и реформа // Отечественные записки 2002 № 2. С. 10-11.
 Эволюция российского образовательного комплекса в системе экономики знаний | Вестник Томского государственного университета. 2003. № 279.

Эволюция российского образовательного комплекса в системе экономики знаний | Вестник Томского государственного университета. 2003. № 279.

Полнотекстовая версия