Экономический закон рыночных ареалов (к истории вопроса) | Вестник Томского государственного университета. 2003. № 279.

Экономический закон рыночных ареалов (к истории вопроса)

Предлагается ввести в отечественный научный оборот термин «такой рыночных ареалов». Закон может быть представлен так: отношение цен на двух рынках определяет положение пограничной линии Пограничная линия между двумя географически конкурирующими рынками подобных товаров является гиперболой Показан генезис этого закона в зарубежной экономической литературе Показана возможность его использования на микро- и макроуровне.

Economic law of market areas (to the history of the subject).pdf В последние 10-15 лет в зарубежной экономическойлитературе продолжается дискуссия, касающаяся прост-ранственно-экономических последствий конкуренции. Вчастности, анализируется размер и форма рыночного аре-ала. Мы предлагаем ввести в отечественный научный обо-рот дефиницию «закон рыночных ареалов». Данный законвыявляет критерии, лежащие в основе пространственнойвеличины рынка и влияющие на форму пограничной ли-нии между двумя соседними рынками.Закон интересен тем, что на протяжении полувекаон несколько раз как бы переоткрывался. В результатепроведенного исследования нами установлено, что пер-вое упоминание о законе рыночных ареалов содержит-ся в работе немецкого экономиста Карла Pay в 1841 г.Именно он описывал проблему геометрических харак-теристик границы между рыночными ареалами двух кон-курирующих, но географически разделенных продавцов.Исследование К. Pay отличалось от общепринятого, ко-гда анализировалось размещение фирм на одном рын-ке. Он рассматривал случаи, в которых продавец можетпродать свой продукт двум географически конкуриру-ющим рынкам [1].К. Pay вывел зависимость формы границы двух кон-курирующих продавцов от диапазона относительной це-ны и диапазона относительных ставок грузоперевозок.При этом кривая закрывает окрестности рынка с болеенизкой рыночной ценой, но более высокими ставкамигрузоперевозок. Исследования К. Pay являются однойиз наиболее часто переоткрытых теорем в истории ма-тематической экономики. Систематическое изложение за-кона дал американец Франк Фетгер в 1924 г. в работе,которая так и называлась «Экономический закон ры-ночных ареалов» [2].Ф. Феттер поделил рынки на центробежные (прода-ющие) и центростремительные (покупающие). На двухсоседних рынках цены должны быть примерно одина-ковыми (за исключением транспортных расходов). Приэтом для центробежных рынков (т.е. продающих) погра-ничная линия огибает рынок с более высокой ценой.Для центростремительных рынков (покупающих) кри-вая будет огибать рынок с более низкой ценой, охваты-вая меньший ареал. Но чем выше цена покупающегорынка, тем больше зона, из которой можно привлечьпродавцов. Ф. Феттер таким образомформулирует за-кон: «Пограничная линия между территориями, приле-гающими к двум географически конкурирующим рын-кам подобных товаров, - это гипербола. В каждой точ-ке этой линии разность между ставками фрахта от двухрын-ков точно равна разности между рыночными це-нами. Взаимосвязь цен на двух рынках определяетразмещение пограничной линии: чем ниже относитель-ная цена, тем больше прилегающий ареал» [2. С. 525].Уместно сказать, что Ф. Феттер не абсолютизируетвыводы закона, но полагает, что закон может быть ис-пользован в практических целях, например в вопросеформирования отраслевых цен, особенно тех, которыескладываются в разных географических центрах.В последующем интерес к закону то угасал, то вновьп о я в л я л и с ь работы, р а с с м а т р и в а ю щ и е какие-либо част-ные случаи е г о проявления. К числу т а к и х работ можноо т н е с т и работы Т. Паландера ( 1 9 3 5 г.), Э. Шнейдера(1938 г.), Ч. Понсара ( 1 9 5 8 г.), Р. Гамбини (1967 г.), Р. Хе-б е р т а ( 1 9 7 2 г.), Б. Парра ( 1 9 9 5 г.), Д. Брукса (1995 г.) инекоторых других.Возможно ли считать данный закон полноценнымэкономическим законом, отвечает ли данная законо-мерность критериям, которые предъявляются к эконо-мическому закону. Полагаем, что ответ может быть по-ложительным, поскольку зависимость пространствен-ной величины рынка от соотношения цен на соседнихрынках и соотношения транспортных затрат справед-лива в большинстве случаев.Закон рыночных ареалов в том виде, как он сформу-лирован К. Pay и К. Феттером, содержит в себе указа-ние одновременно на пространственную величину рынкаи его форму. Можно сказать, что внешнее проявлениезакона состоит в соответствии (соотношении) площадирынка и его формы. Действительно, вопрос о том, какдалеко продавец может поставить свою продукцию, невстречая конкурента, предполагает и то, какую формупримет пограничная линия двух конкурирующих рынков.Итак, одна сторона в законе - размер площади рынка,другая - форма рынка, созданная пограничной линией.Фирма, с одной стороны, стремится увеличить при-быль за счет расширения зоны поставки, а с другой сто-роны, существуют ограничители как внутреннего, так ивнешнего порядка. Таким образом, имманентно прису-щее данному закону противоречие есть противоречиедвух взаимно сосуществующих параметров - площадии его формы.Вместе с тем необходимо, на наш взгляд, вычле-нить внутреннее (эндогенное) и внешнее (экзогенное)противоречия закон. О внешнем мы уже сказали.Внутреннее противоречие - это противоречивое сосу-ществование цены и тарифа грузоперевозки, так как раз-мер рыночного ареала зависит от соотношения разницы вценах и тарифа, как следует из самого закона. Производи-тель стремится туда, где цена выше, т.е. на другой рынок,но при этом увеличиваются и транспортные расходы.Вернемся к ограничителям территории рынка. Внут-ренние ограничители - это транспортная составляющая,которая представлена транспортными тарифами. Внеш-ние ограничители представлены различного рода барь-ерами как экономического, так и внеэкономическогосвойства. К экономическим отнесем условия конку-ренции, развитость транспортной сети, внеэкономиче-ским - административные барьеры.Существующие противоречия и разрешают закон ры-ночных ареалов, поскольку конкуренты на двух сосед-них территориях при наличии однородных товаров де-лят между собой рынок (а значит, покупателей) на ос-нове соотношения цен и транспортного тарифа на двухрынках. Таким образом, пограничная линия двух рын-ков - это линия, состоящая из точек равновесия.Наше понимание закона рыночных ареалов состоитв следующем. В условиях совершенной конкуренции(или дуополии) размер площади рынка фирмы и его фор-ма зависят от соотношения разницы в ценах и транс-портных тарифах на соседних территориях:1) когда цены на двух рынках не равны, а транс-портные тарифы равны, граница рынка является эллип-сом или гиперболой;2) когда тарифы не равны, а цены равны, границарынка становится дугообразной;3) когда не равны цены и тарифы, форма границырынка еще более усложняется.Мы соглашаемся с тем, что закон рыночных ареаловпроизводный от более общих закономерностей. Как ужеупоминалось ранее, Ф. Феттер выводит закон из законаспроса. Действительно, закон рассматривает взаимосвязьвеличины рынка (т.е. величины спроса на определенномпространстве рынка) от соотношения цен на соседних рын-ках. Там, где цена будет ниже, спрос возрастает, рынок дол-жен быть увеличен. Кажется, что с этим положением мо-жно согласиться. Однако, как известно, в пространствен-ной теории рынки определяются либо со стороны спроса,либо со стороны предложения. К. Лаунхардт анализируетрынок продавца, т.е. связывает закон рыночных ареалов сзаконом предложения (объем предложения товара возрас-тает при увеличении его цены). Значит, одни ученые вы-водили закон рыночных ареалов из закона спроса другие- из закона предложения, в зависимости от того, какойрынок (продавца или покупателя) рассматривается.Видимо, точнее говорить о связи закона рыночныхареалов с законом спроса и предложения, посколькуесли установилась некая граница между соседними рын-ками, значит, на данный момент существует равнове-сие спроса и предложения.Данный постулатвыводит на следующую ступеньлогического рассуждения, а именно - на взаимосвязь сзаконом конкуренции. Прежде всего, необходимо опре-делиться, в условиях какой именно формы конкурен-ции может функционировать закон - совершенной илинесовершенной. Ранее уже было выяснено, что в XIX в.закон рассматривался в условиях совершенной конку-ренции, что вполне естественно. Но уже Ф. Феттер, ко-торый написал свою статью под влиянием работыКларка и Кларка «Контроль над трестами», рассматри-вал ситуацию в условиях дуополии. Для нас же важнеето обстоятельство, что история закона рыночных ареа-лов повлияла на появление такого направления в про-странственной теории, как пространственная конку-ренция.Следующая закономерность, на которую надо обра-тить внимание, - это связь закона с законом возраста-ющих вмененных издержек. Предельные издержки про-изводства каждой новой единицы товара будут возрас-тать по мере увеличения объема производства. В своёвремя П. Сраффа подчеркивал, что любая фирма, пы-таясь расширить пределы своего первоначального рын-ка сбыта, понесла бы огромные издержки по сбыту вкачестве издержек по захвату рынка.В нашем случае такими издержками являются преждевсего транспортные издержки. Напомним ещё раз, что К.Лаунхардт пришел к выводу, что более низкие транспорт-ные тарифы значительно увеличивают зону сбыта, но поч-ти совсем не расширяют производственный ареал.Хотя экономический закон рыночных ареалов и непроизвел революции в экономических исследованиях, нона его основе появились более общие модели, целью ко-торых является определение пространстве иных характе-ристик рынка фирмы с точки зрения вложенных средств.Более того, в последние годы появились компьютерныепрограммы, с помощью которых можно рассчитать коор-динаты точек границы между центрами двух рынков, а этопоможет минимизировать расстояния, на которые можноперевозить продукцию. Считаем справедливым полагать,что данный закон предлагает методологию измерениярынка на макро- и микроуровне.Как видим, закон рыночных ареалов прошел долгийпуть от абстрактных математических выводов до кон-кретного применения в практических целях.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Зобова Людмила ЛьвовнаКемеровский государственный университетдоцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теорииbash@kemsu.ru
Всего: 1

Ссылки

Shien Yeung-nan К.Н. Rau and Economic law of Market Areas // Journal of regional science, 1985 25 P 194
Fetter F. The Economic law of market areas // Quarterly Journal of economics XXXVIII (May, 1924). P. 520-529
 Экономический закон рыночных ареалов (к истории вопроса) | Вестник Томского государственного университета. 2003. № 279.

Экономический закон рыночных ареалов (к истории вопроса) | Вестник Томского государственного университета. 2003. № 279.

Полнотекстовая версия