Кадровые Интернет-агенства и прогнозные модели трудоустройства
Статья посвящена исследованию вопросов оценки степени конкуренции на рынке Интернет-ресурсов трудоустройства; принципов и показателей деятельности Интернет-агентств, возможностям использования прогнозных моделей в работе кадровых агентств для принятия решений.
Recruitment internet-agencies and predicting employment models.pdf В вопросах обеспечения организаций персоналомвсе большую роль играют кадровые Интернет-агент-ства. Ежемесячно на самый популярный сайт, посвя-щенный работе, Job.ru, приходит около 12 ООО новыхрезюме и приблизительно 10 ООО объявлений о вакан-сиях. По некоторым данным до 70 % пришедших вслужбу занятости в поисках работы не встают на учетв качестве безработных, поскольку получают исчерпы-вающие сведения о рынке рабочих мест и другую не-обходимую информацию в течение нескольких днейпосле обращения.В оперативной информации о рынке труда заинте-ресованы как соискатели вакансий, так и работодате-ли. Использование современных средств связи, вычис-лительной техники и программного обеспечения позво-ляет значительно повысить эффективность деятельно-сти по подбору персонала и трудоустройству.Проведенный нами анализ указывает на отсутствиеединого, общепринятого показателя, объективно изме-ряющего меру потребления пользователями того илииного информационного Интернет-ресурса. Мы оста-новили свой выбор на показателе «ядро аудитории»(число пользователей, регулярно, в среднем не реже ра-за в неделю, посещающих сайт). Он, по нашему мне-нию, наиболее точно отражает число реальных поль-зователей ресурса, отсеивая «случайных» посетителей.Анализ проводился по сайтам, участвующим в ка-талоге Интернет-ресурсов SpyLog (www.spylog.ru) вкатегории «ТОР / Работа, заработок / Поиск работы ивакансии». Общее количество участников указаннойкатегории - 691.Результаты расчетов индексов, наиболее приемле-мых для диагностики степени концентрации рынка,приведены в табл. 1. Они показывают, что рынок Ин-тернет-ресурсов о труда является рынком с высокойстепенью концентрации.Т а б л и ц а 1Индексы концентрациина рынке Интернет-ресурсов трудаНаименованиеиндексаЗначениеиндексаИнтерпретациязначения индексаИндексотклонений 0,975ВысокаяконцентрацияИндексконцентрации0,007 ВысокаяконцентрацияИндекс среднейкумулятивной доли0,044 ВысокаяконцентрацияАппроксимирую-щий индекс0,047ВысокаяконцентрацияКаковы принципы и показатели деятельности кад-ровых Интернет-агентств, складывающиеся на отлича-ющемся высокой концентрациейрынке Интернет-ре-сурсов? Информация об этом качественно новом опе-раторе на рынке трудоустройства редко просачиваетсяв печать, тем более в отношении провинциальных Ин-тернет-агентств, к которым относится и некоммерче-ское Интернет-агентство «Работа в Томске» Высшейшколы бизнеса Томского государственного универси-тета (www.rabota.tsu.ru).К моменту подготовки данной статьи пользователиИнтернет выходили на сайт «Работа в Томске» 59500раз. Всего посетителей сайта 9 920 человек. Каждыйпосетитель сайта в среднем 6 раз обращался к нему.Ежедневно сайт «Работа в Томске» посещает до 60 че-ловек. Ядро аудитории (количество пользователей Ин-тернет, которые посещали сайт не реже раза в неделюв течение не менее двух месяцев) составляет 296 чело-век и имеет тенденцию к росту.64,47 % посетителей приходят на сайт более чемодин раз в месяц, 25 % - пять и более раз в месяц, прак-тически ежедневно (свыше 20 раз в месяц) приходят насайт 2,46 % посетителей. Активная недельная аудитория(количество пользователей Интернет, посещающих сайтне реже трех раз в неделю) составляет 100 человек.74,52 % посетителей сайта просматривают за сеансдве и более, а 17,39 % посетителей - свыше 7 страниц,что свидетельствует об интересе к информации о вакан-сиях и резюме, удобстве пользования сайтом.В базе данных сайта в настоящее время представ-лено 226 актуальных (с неистекшим сроком) резюмеищущих работу и 178 объявлений работодателей о ва-кансиях. 460 человек получают оперативно информа-цию о новых вакансиях и резюме на личный адресэлектронной почты. Многие прикрепили к своему ре-зюме результаты психологического тестирования.География посетителей сайта «Работа в Томске»вышла далеко не только за пределы Томской области,но и России. К ресурсам сайта обращаются в поискахработы и с объявлениями о вакансиях представителиЕвропейского Союза (их доля составляет 3,73 % от об-щего числа посетителей сайта), в том числе: Германии(0,27 %); Великобритании (0,24 %), Нидерландов (0,14 %);Финляндии (0,13 %). Из других стран дальнего и ближ-него зарубежья: Канады (0,27 %;); США, Польши (по0,27 %); Израиля (0,14 %); Объединенных Арабских Эми-ратов (11 %); Казахстана (1,64 %); Украины (0,27 %);Кыргызстана (0,41 %); Беларуси (0,14 %).Что касается России, то доля посетителей сайта неиз Томской области составляет20,72 %, в том числе изМосквы - 11,36 %, из Новосибирска - 3,39 %. Средипосетителей - представители практически всех регио-нов России: жители Находки и Санкт-Петербурга, Бла-говещенска и Ростова-на-Дону, Улан-Удэ и Архан-гельска и т.д.Откуда пользователи Интернет получают информа-цию о сайте? Опрос, проведенный среди посетителейсайта, показал: 60 % получают информацию из поис-ковых и баннерообменных систем Интернет; 10 % - отзнакомых; 30 % - из других источников (статьи в газе-тах, доклады на конференциях и так далее).Из двадцати наиболее часто ссылающихся на сайт«Работа в Томске» доменов в 48 % случаев посетителиприходят по ссылке с сайта поисковой системы или ка-талога. Остальные источники - это сайты Томскогогосударственного университета и сайт Газпромбанка,где размещены ссылки на кадровое агентство «Работав Томске» (табл. 2).Т а б л и ц а 2Наиболее часто ссылающиеся на сайт«Работа в Томске» доменыНаименованиедоменаКоличество ссылокчисло %Не определен 736 13,17www.yandex.ru 575 10,29stars.tomsk.ru 566 10,13www.list.tsu.ru 384 6,87www.catalog.tomsk.ru 337 6,03www.gpb.tomsknet.ru 243 4,35search.rambier.ru 238 4,26www.ic.tsu.ru 186 3,33web.ic.tsu.ru 166 2,97catalog.tomsk.ru 119 2,13yandex.ru 102 1,83www.ngs.ru 80 1,43navigator tomica.ru 77 1,38compass.tsu.ru 72 1,29catalog.metka.ru 62 1,11sm.aport.ru 50 0,89www.list.ru 44 0,79catalog.aport.ru 37 0,66В качестве еще одного канала коммуникации «Ра-ботодатель - кадровое агентство - работник» служатбаннеры агентства «Работа в Томске», показываемыена других сайтах. Количество показов баннеров сайта«Работа в Томске» только за несколько месяцев изме-нялось следующим образом: апрель - 417 раз, май -620, июнь - 600, июль - 620, август - 1040, сентябрь -6525, октябрь - 9943, ноябрь - 4400. Соответственноизменялось и количество посетителей сайта (табл. 3).Т а б л и ц а 3Динамика посещаемости сайта «Работа в Томске»Период Посетители ХитыАпрель 630 4,779Май 591 4,515Июнь 599 4,155Июль 608 4,534Август 556 4,814Сентябрь 827 6,820Октябрь 880 7,503Ноябрь 721 6,442Всего 5412 43,562в среднем 676 5,445Среди посетителей сайта как по предложению, таки по спросу, лидируют инженерные профессии и про-фессии экономического профиля.Статистика, собираемая в процессе функциониро-вания сайта «Работа в Томске», позволяет поставитьвопрос о возможности использования прогнозных оце-нок в работе кадровых агентств.Существуют ли прогнозные модели, применимыедля адекватного описания и оценки возможных ре-зультатов действий личности по поиску работы нарынке труда?Очевидно, что результаты поиска работы детерми-нированы значениями ряда субъективных и объектив-ных факторов. Вероятность трудоустройства можнорассматривать как продукт взаимодействия профес-сиональной квалификации, социального типа личностии социально-экономических факторов.Мы не можем,опираясь на свойства типа личности,предвидеть ее поведение. «Требовать точной логиче-ской структуры нервной сети для предсказания ее по-ведения, - писал известный исследователь Ф. Розенб-латт, - равносильно тому, чтобы требовать знания точ-ного положения и скорости каждой молекулы находя-щегося в сосуде газа для предсказания его температу-ры». Однако возможен вероятностный прогноз.Исследования и практический опыт говорят о том,что отдельные группы имеют более низкие шансы тру-доустройства, чем другие. Эти группы не совпадают стипами личности, социальными слоями, возрастнымиили профессиональными группами, хотя имеют с нимиизвестную связь. Указанные группы можно определитькак «группы риска».Определение факторов, увеличивающих вероят-ность попадания в «группу риска», имеет решающее зна-чение для позиционирования ищущего работу. Оно по-зволяет квалифицировать индивида как входящего вуказанную группу или находящегося вне ее, оценитьего шансы на трудоустройство. Помогает наметить ин-дивидуальную программу содействия трудоустройст-ву, направленную на сокращение числа неблагоприят-ных факторов.Исследования групп риска широко ведутся в меди-цине, биологии, страховании. В криминологии, еще впервой половине XX в., американские ученые - супру-ги Шелдон и Элеонора Глюк составили прогностиче-ские таблицы для несовершеннолетних правонаруше-ний. В них были описаны факторы, сочетание которых,по мнению исследователей, свидетельствовало о повы-шенной вероятности того, что данное лицо встанет напреступный путь. В русле этой работы проводились иотечественные исследования факторов риска. Однакоони показали, что необходимо решить проблему «эф-фективного» сжатия информации, в противном случаекруг факторов, влияющих на поведение, оказываетсяслишком велик. В результате «группа риска» стано-вится «расплывчатой», а прогноз ненадежным.По нашему мнению, многообещающие перспекти-вы в области построения прогнозных оценок на рынкетруда открывает использование методов дискрими-нантного анализа.В деятельности кадровых агентств, по нашему мне-нию, методы дискриминантного анализа позволяютсущественно изменить принципы работы с клиентами.Возможности дискриминантного анализа позволяют:1. Осуществлять на основе разработанного матема-тического критерия классификацию клиентов с точкизрения их перспективности для трудоустройства.2. В отношении клиентов, попавших в класс непер-спективных для трудоустройства, принять одно из сле-дующих решений:а) отказаться от поиска работы в пользу стратегии пе-реобучения по более востребованной специальности;б) не отказываться от стратегии поиска работы, но ре-комендовать такому претенденту изменить первоначаль-но заявленный в резюме уровень требований к будущейработе. Оценить перспективу трудоустройства клиентапри различных изменениях уровня требований к работе.Канонический дискриминантный анализРис. 1. Разделение соискателей рабочих мест на группыМетодика классификации клиентов кадровых агентствс точки зрения их перспективности для трудоустройст-ва разработана нами и апробирована на материале дан-ных об обращаемости работодателей к резюме клиен-тов кадрового агентства «Работа в Томске». Анализ по-казал, что по результатам дискриминантного анализавероятность неправильной классификации лиц, ищу-щих работу, составила лишь 6,38 %.На диаграмме (рис. 1) в графической форме пред-ставлены результаты анализа. Они иллюстрируют эф-фективность метода.На основе полученных результатов была разрабо-тана тест-анкета для прогноза уровня востребованно-сти клиентов кадрового агентства на рынке труда.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 323
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Каз Михаил Семенович | Томский государственный университет | профессор, доктор экономических наук, профессор кафедры системного менеджмента и предпринимательства экономического факультета |
Ссылки
