Социальная ответственность бизнеса и управления: сущность и основные направления реализации
В настоящей статье рассмотрены вопросы социальной ответственности бизнеса и управления. Проанализирована ретроспектива взглядов на понятие социальной ответственности и предложены направления ее реализации - на уровне общества (макроуровень) и на уровне предприятия (микроуровень). В статье приводятся примеры реализации социально ответственного поведения крупнейших предприятий и корпораций мира, в том числе и российских.
Social responsibility of business and management: essence and basic directions of realisation.pdf Понятие социальной ответственности не новое, хо-тя все еще спорное в мире бизнеса и управления. Уже вначале XX в. некоторые руководители бизнеса на За-паде выражали уверенность в том, что капитал обязаниспользовать свои ресурсы таким образом, чтобы об-щество оказывалось в выигрыше. Занимались благо-творительностью такие известные люди в мире бизне-са, как Э. Карнеги (производство стали, построил бо-лее 200 публичных библиотек), Д. Рокфеллер (основалфонд Рокфеллера), Д. Морган, Г. Форд (сделал в своевремя самый дешевый автомобиль). Хорошо известныи социальные эксперименты Г. Форда. Генри Форд ор-ганизовал для рабочих ссудно-сберегательную кассу; со-здал социологический отдел, который анализировал ма-териальное положение рабочих; осуществлял социальныепрограммы на своих предприятиях; проводил политикупредпринимательской благотворительности [1].Социальная ответственность занимает также веду-щее место в теории предпринимательской деятельнос-ти. Известные теоретики предпринимательства Й. Шум-петер и Ф. Хайек подчеркивали именно его социаль-ную природу, поскольку «предпринимательству при-ходится действовать в условиях сложного социальногоокружения, которое может оказывать на него значи-тельное воздействие» [2. С. 52]. Необходимо, в такомслучае, уравновешивать цели бизнеса с экономически-ми и социальными задачами его окружения. Чем жемотивируется такая добровольная помощь обществу состороны бизнеса? Прежде всего, в обществе, более бла-гополучном с социальной точки зрения, гораздо благо-приятнее и условия для предпринимательской деятель-ности. Кроме того, в обществе складывается более при-влекательный образ данной компании, что, при прочихравных условиях, дает существенные преимущества вконкурентной борьбе за рынки и государственные за-казы. Это, в конечном счете, может дать дополнитель-ный рост объемов производства и размеров прибылей.Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что экономиче-ское и социальное в предпринимательстве неотделимыдруг от друга. Предприниматель, движимый стремле-нием получить прибыль, находит новые комбинациисоединения факторов производства и производствасамой продукции (экономическое), а в процессе трудо-вой деятельности воспроизводятся условия жизнедея-тельности людей, сами люди и общественные отноше-ния (социальное).Как известно, до Октябрьской революции владель-цы крупных предприятий строили для своих рабочихжилье, больницы, открывали магазины, где товары про-давались со скидкой. Некоторые российские фабри-канты (самый известный среди которых, наверное,Савва Морозов) и заводчики по собственной инициа-тиве устанавливали 9-часовой рабочий день, стреми-лись улучшать положение рабочих, условия их труда ибыта; выдавали «наградные» за продолжительный стаж ибезупречную работу. Понятно, что такая забота о ра-ботниках не была бескорыстной. Она преследовала иопределенные цели: привлечь на свои предприятия де-шевую рабочую силу, удержать любыми средствамиквалифицированных мастеров, избежать социально-тру-довых конфликтов, приносящих ощутимые убытки, ока-зать нужное влияние на умонастроение людей. Даль-новидные хозяева и управленцы, не всегда того осоз-навая, прокладывали дорогу к будущему социальномупартнерству. Меценатство стало характерной чертойрусского предпринимательства и купечества, финанси-ровавших культуру и искусство [3].В советское время отечественные предприятия про-водили политику патернализма в рамках общей госу-дарственной социальной политики. В социалистическомгосударстве предприятие как институт для организациивсей жизни играло значительную роль для его работни-ков, поскольку многое в реальной жизни проходилочерез предприятие. Оно помогало устроить свадьбу, про-водить в армию, обеспечивало медицинской помощью ипутевками во время отпуска. Проблема получения жи-лья носила четко ведомственный характер и большинст-во работающих получало квартиры от своего предпри-ятия. Среди работников, особенно со стажем, бытовалстереотип: «завод - моя жизнь», и практически все со-циальные проблемы решались «не отходя от станка».Подобная самоидентификация работников выступаламощным внутренним мотивом, побуждающим человекак труду. Хотя, конечно, стоит отметить, что работникибыли практически лишены права выбора в решениисвоих социальных проблем, и прежде всего в сфере тру-да. Следует отметить и идеологическую направленностьсоциальной деятельности предприятий.При переходе к рынку российские предприятиясворачивают большинство социальных программ, за-крывают или передают на баланс муниципальным ор-ганам объекты социально-культурной сферы (детскиесады, поликлиники, жилье, клубы, дома отдыха) с це-лью минимизации расходов. Более того, ослаблениегосударственного регулирования и перенос центра тя-жести решения социальных проблем на уровни пред-приятий и самих работников показал неспособностьпоследних в их разрешении. Это было связано и с от-сутствием опыта, и недостатком финансовых ресурсов,и, главным образом, со сменой экономических приори-тетов, когда решать в первую очередь нужно былоэкономические задачи (освоение новых видов продук-ции, поиск рыночных ниш, техническое перевооруже-ние и т.д.).Первый основательный труд на тему социальнойответственности «Социальная ответственность бизнес-мена» Хоуарда Р. Боуэна появился в 50-е гг. XX в. вСША. Причины этого лежат в смене взглядов на рольи место бизнеса, особенно крупного, в обществе. Боль-шинство определений социальной ответственностивключают в себя ссылки на то, что предприятия долж-ны брать на себя часть социальных проблем помимочисто экономических задач.Социальная ответственность представляет собой обя-зательства организации приносить пользу обществу че-рез использование прибылей от частного бизнеса. По-скольку решения об определенном уровне социальнойответственности принимается как собственниками, так ируководством компаний/фирм, то можно говорить и осоциальной ответственности менеджмента.Понятие социальной ответственности рассматрива-ется, таким образом, иначе, чем ответственность за эко-номический рост. По общему мнению, социальная от-ветственность каждого предприятия должна подразуме-вать определенные обязательства. Предприятия должныбыть вовлечены в решение широкого спектра социаль-ных проблем: от загрязнения окружающей среды иборьбы с бедностью, до благотворительности и участияв социальных программах государства.Необходимо отметить, что в развитии социальнойответственности бизнеса в прошлом столетии можновыделить три фазы.1. Управление, направленное на максимизацию до-ходов. Хотя многие исследователи в начале XX столе-тия и видели необходимость социальной ответственно-сти, большинство собственников и руководителей пред-приятий, а также населения полагали, что производите-ли ответственны только за свои собственные интересы.И эта точка зрения превалировала вплоть до 30-х гг.Известный американский экономист Милтон Фрид-ман придерживается мнения, что бизнес должен слу-жить интересам тех, для кого он организован, и что ис-пользование компанией ресурсов в направлении, кото-рое не устраивает акционеров, равносильно расходова-нию денег без спроса. Главная обязанность частного биз-неса, по мнению приверженцев либеральной экономики,заключается в том, чтобы предоставлять обществу това-ры и услуги по разумным ценам. Социальная ответст-венность в данном контексте определяется как произ-водство товаров и услуг по самой низкой цене. Болеетого, предприятие платит налоги, а уже задача государ-ства использовать их в нужных направлениях. Именногосударство, согласно этому подходу, а не производите-ли, должны заниматься социальными проблемами.2. Попечительское управление. В 30-х гг. Великаядепрессия в США, а также расширение профсоюзногодвижения потребовали от бизнес-организаций уделятьбольше внимания условиям работы, и это уже можнобыло назвать элементами социальной ответственности.Профсоюзы заставили фирмы заниматься не тольковопросами прибыльности, но и уровнем заработнойплаты, пенсионными выплатами, условиями работы. Вэтой второй фазе руководители были призваны под-держать интересы своих работников, осознать их нуж-ды и трудности. Кроме того, необходимо уделять вни-мание и другим социальным группам: покупателям,поставщикам, кредиторам и обществу в целом.Социальная ответственность в этой фазе получиланазвание «социальная ответственность заинтересован-ных лиц» [4] и в этой трактовке признает существова-ние социальных групп, перед которыми фирма несетответственность. Социальная ответственность предпо-лагает, кроме социальной помощи своим сотрудникам,и ведение честной конкуренции, и открытость некото-рой информации для заинтересованных лиц (например,покупателей, банков, государства).3. Социальное управление. Начиная с 60-х гг. прош-лого столетия руководители и организации действуют вусловиях третьей фазы, которая представляет собой вос-приятие социальной ответственности как неотъемлемо-го элемента деятельности любой организации в сферечастного бизнеса и предпринимательства. Эта фаза ос-новывается на том, что организации должны быть во-влечены в процесс социальной жизни общества. Этотэтап характеризуется возросшей социальной заботой состороны бизнеса и предпринимательских кругов.Социальная ответственность, как мы уже отмечали, -тема до сих пор спорная. Поскольку каждая организа-ция осуществляет свою деятельность в разных услови-ях, сталкивается с разными социальными воздействия-ми, то и руководители этих организаций чаше всегопридерживаютсяразличных подходов к социальнымпроблемам. Однако как общее руководство к действиюпо социальной ответственности можно предложить сле-дующие рекомендации.1. Когда встает вопрос, как подходить к пониманиюсоциального обязательства, руководители должныосознать, что практика управления в сфере социальныхобязательств вырастает из некоторых философскихперспектив. Соответственно, наилучшее для организа-ции - выразить философские перспективы, которыестанут руководством к действию.2. Цель бизнеса - получение прибыли, поэтому ме-неджер должен стремиться к достижению оптимально-го уровня прибыли в долгосрочной перспективе. Ноприбыль не может быть получена до тех пор, пока невозмещены издержки производства, которые включа-ют в себя и социальные издержки. Менеджеры должныопределить эти издержки путем детального анализасоциального баланса между фирмой и обществом.3. Нужно не забывать, что организации существуютв сложном социальном окружении. Благоприятная со-циальная обстановка положительно сказывается и надеятельности бизнеса, особенно в долгосрочной пер-спективе.4. Когда конкурентное давление или экономическаянеобходимость исключают возможность проведения со-циальных мероприятий, менеджеры должны осознавать,что общественный капитал истощается, что влечет засобой потери и в обществе. Менеджеры должны устра-нять барьеры для выполнения социальных обязательств:через улучшение внутреннего руководства или путемвыступления за корректировку законодательства.В реформируемой России концепция социальнойответственности приобретает особую актуальность.Необходимо отметить, что крупнейшие предприятияуже осознали ее необходимость и проводят внуши-тельные мероприятия для ее реализации. В этой связиможно привести в качестве примеров нефтяную ком-панию «Юкос» и Томский филиал «Газпромбанка».Начиная с 2000 г. нефтяная компания «Юкос» прово-дит в г. Томске конкурс «Человек года». Цель этогоконкурса - повышение престижа социально значимыхпрофессий, выявление талантливых людей, внесшихуникальный вклад в развитие своей сферы деятельно-сти. На территории Томской области НК «Юкос» регу-лярно проводит открытые конкурсы социальных про-ектов с целью их дальнейшего финансирования. Обеорганизации участвуют в реализации образовательныхпрограмм, проводят благотворительные акции, шефст-вуют над учреждениями социально-культурной сферы.В компании «Юкос» разработана и уже реализуетсяпрограмма корпоративной филантропии.Однако, на наш взгляд, понятие социальной ответ-ственности бизнеса и управления может рассматри-ваться не только через реализацию социальных про-грамм на уровне общества. Социальные программыдолжны реализовываться и на микроуровне, о чем ужеговорилось выше.Социальная ответственность на уровне фирмы пред-ставляет собой создание необходимых условий для тру-довой деятельности человека и трудового коллектива вцелом и управление услугами социального характера,включая систему социальных льгот и выплат.Социальная деятельность предприятий также небес-спорное явление. До сих пор существуют споры о це-лесообразности содержания объектов социального ха-рактера на предприятии и об уровне социальных из-держек фирмы. Несмотря на то, что НК «Юкос» реали-зует большое количество социальных программ и про-ектов как на уровне общества в целом, так и на регио-нальном уровне (например, на территории Томскойобласти) и микроуровне, руководство компании неод-нозначно относится к социальным издержкам, о чем нераз подчеркивалось в интервью средствам массовой ин-формации.Опыт же крупнейших корпораций мира говорит о це-ленаправленной политике социальной ответственности,проводимой менеджерами и собственниками компаний.Анализ различных литературных источников по-зволяет прийти к заключению, что на американскихпредприятиях, начиная с 70-х гг. XX в., заметно воз-растают роль и значение социальных льгот и выплаткак части совокупного дохода работников. Результатыисследований зарубежных специалистов свидетельст-вуют, что если раньше при трудоустройстве людиоб-ращали внимание прежде всего на размер заработнойплаты и характер труда, то теперь непременно учиты-вают и то, какие виды социальной помощи может пре-доставить фирма. Более того, эти льготы и выплатыперестают носить временный характер, становясь важ-ным и необходимым условием стабильности и повы-шения жизненного уровня работников и их семей, атакже стабильности работы фирмы в целом и ее кон-курентоспособности на рынке труда.В условиях сокращения государственных расходовна социальные цели с середины 80-х гг. прошлого сто-летия наблюдается перемещение центра тяжести соот-ветствующих программ на уровень предприятий. Ру-ководители предприятий идут на расширение системысоциальных выплат еще и потому, что им все сложнееудерживать квалифицированных работников, добива-ться полной отдачи их труда. За последние 20 лет вСША существенно увеличивается доля женщин, заня-тых на производстве (если в 1968 г. они составляли 37 %работников, то в 1988 г. - 45,5, в 1992 г. - 51 %), чтосущественно повлияло на традиционно сложившийсяна фирмах состав социальных льгот и выплат [5].С середины 80-х гг. на американских предприятияхполучили широкое распространение новые разновид-ности социальных планов - «Планы гибких социаль-ных льгот и выплат». Как действует механизм гибкихсоциальных льгот? На каждого работника администра-ция фирмы заводит специальный счет и резервируетопределенную сумму денег для социальных выплатустановленного объема. Взносы на этот счет произво-дятся из заработной платы работника, причем до нало-гообложения. Целью данных счетов является увеличе-ние сумм на счетах работника и, соответственно, рас-ширение (по сравнению с установленными админист-рацией) возможностей для приобретения или оплатыпредпочтительных именно для него видов социальнойпомощи. При этом работнику предоставляется правовыбирать из так называемого «меню» те льготы и вы-платы, которые необходимы в данный момент. Возмож-но также заменять одни виды помощи другими. В каче-стве видов гибких социальных льгот могут выступать:- несколько вариантов медицинского обслужива-ния с различным объемом и качеством услуг;- дополнительные виды страхования;более широкий набор услуг по лечению и проте-зированию зубов, подбору очков и т.д.;- оплата дополнительных услуг по воспитанию де-тей и уходу за ними;- расширение списка причин длительной нетрудо-способности, оплачиваемой работодателем;- дополнительные отчисления на пенсионный счетработника.Из числа выборочно обследованных в 1968 г. такиепланы имели лишь 3 % фирм, в 1988 г. - 20, в 1989 г. -уже 24 и в 1993 г. - 37 % [6].Показателен в этом плане и опыт компании IBM. Всяистория данной корпорации - это история усиленной ори-ентации на индивида, начиная с полигики «открытых две-рей», философии «уважения личности», пожизненныхгарантий работы, порядка выдвижения людей на руково-дящие должности и заканчивая интенсивно действующейслужбой повышения квалификации рабочих и ИТР и пре-доставления социальных льгот и выплат [7]. В понятиеорганизационной культуры ШМ входят такие компонен-ты, как окружающая среда; система ценностей; «герои»фирмы; внешний вид персонала; стиль руководства; сис-тема социальных льгот и выплат.Можно говорить и об определенном уровне соци-альных услуг на европейских предприятиях в отдель-ных европейских странах, по крайней мере, на круп-ных предприятиях. Исследования, например, немецкихученых подтверждают ранее выдвинутый тезис о том,что добровольные социальные услуги предприятия нетолько социально обеспечивают работника и развива-ют его как личность, но являются и условием успехафирмы. Фирмы, сделавшие целью своей предпринима-тельской деятельности создавать лучшие, чем у конку-рентов, товары и услуги, и своим сотрудникам обычнотоже предлагают больше, чем только установленныезаконом или тарифными соглашениями набор социаль-ных льгот и выплат. Социальные услуги на предпри-ятии, по мнению немецкого ученого Р. Кайма, означа-ют уважение и признание заслуг работника, поощре-ние за честный и добросовестный труд [8].Соответственно этому система дополнительных со-циальных услуг является не только привлекательнойдля сотрудников, но и ориентирована на успех пред-приятия в целом, а следовательно в одинаковой степе-ни выгодна для производственных партнеров - рабо-тодателя и наемного работника.В последние 20 лет на крупных предприятиях Гер-мании сложились следующие виды социальных льготи выплат:- доплаты за заводское питание (предприятие мо-жет нести до 2/3 расходов);- предоставление фирменного жилья;- предоставление ссуд на льготных началах на при-обретение индивидуальных жилых домов и обзаведе-ние имуществом;- частичная оплата отдыха во время отпуска и пре-доставление дополнительно оплачиваемых отпусков;- оплата дополнительных видов социальной помощи.Можно привести и более конкретные примеры: наголовном предприятии концерна «БАСФ» услуги со-циального характера предоставляются департаментомсоциального обеспечения. В перечень подобных услугвходят: дополнительное медицинское и пенсионноестрахование; больничная касса; льготные акции для со-трудников; предоставление служебных машин. На фир-ме «БАСФ» осуществляются весьма обширные куль-турные мероприятия и программы по организации досу-га. Например, в течение года организуется около 70 му-зыкальных мероприятий (концерты, спектакли); прово-дятся занятия на 50 различных курсах (народного твор-чества, совместного музицирования); читаются докладыи проводятся экскурсии. Большинство из этих услугдотируются работодателями [8].Хорошо известны и японские системы мотивации истимулирования труда. Японская концепция мотиваци-онного механизма построена не на «товарной» иден-тификации человека с социально-престижной группой(например, американский образ жизни предполагает, чтоместо человека в обществе, его социальный статус обя-зательно связаны с вполне определенным набором пред-метов потребления), а на непосредственной идентифи-кации социального статуса определенной социальнойгруппы. Выделяют в связи с этим потребности, связан-ные с самовыражением, реализацией возможностейличности, с признанием и высокой оценкой со стороныокружающих, с чувством принадлежности к определен-ной социальной группе, с взаимоотношением внутригруппы. Поэтому и в системе социальных льгот и вы-плат наибольшее распространение получили морально-психологические поощрения. Хотя, естественно, и ужеотмеченные нами выше примеры социального пакетаприсутствуют на крупных японских предприятиях.Российский опыт социального стимулирования ухо-дит также далеко в прошлое. В советский период ре-шающую роль в управлении играло сохранение пред-приятий как целостной социально-экономической сис-темы. В 70-80-е гг. XX в. существенно расширяютсядополнительные льготы и компенсации, предоставляе-мые предприятием своим работникам. 70-е гг. прошло-го столетия характеризуются созданием фондов обще-ственного потребления, которые и призваны были пре-доставлять работникам определенные виды социаль-ных выплат (оплата детских садов, путевок). Из фон-дов общественного потребления финансировались инаходящиеся на балансе предприятия учреждения со-циальной сферы (детские сады, медицинские учрежде-ния, ведомственное жилье, спортивные клубы, санато-рии и дома отдыха и т.д.).Однако необходимо отметить, что огосударствле-ние всех сторон общественной жизни оказало отрица-тельное воздействие на деятельность этих фондов и ихстимулирующий характер. Серьезный недостаток прак-тики распределения материальных благ через общест-венные фонды потребления состоял в воспроизводствеуравнительности, социального иждивенчества и огра-ничении инициативности работников. Но эти фондысоздали экономический фундамент социальных гаран-тий, широкой доступности социально значимых благ:дошкольное воспитание, образование, здравоохране-ние, культура, организованный отдых.Что касается системы социальных льгот и выплатна отечественных предприятиях в настоящее время, томожно сказать, что лишь немногие из них сохранилиэту систему для своих работников. В качестве положи-тельного примера следует привести предприятия сис-темы РАО «Газпром». На предприятиях «Югтрансгаз»,например, предоставляются большие льготы матерям,чернобыльцам, участникам ВОВ, пенсионерам, забо-левшим работникам. Это и оплата путевок в санаториии дома отдыха для участников ВОВ, ветеранов, черно-быльцев, и бесплатные путевки матерям с больнымидетьми. На предприятии организовано бесплатное ме-дицинское обслуживание в собственной поликлинике,бесплатное систематическое пользование спортивно-оздоровительными сооружениями, бесплатные дачныеучастки. Предоставляется материальная помощь прирождении ребенка, оплачиваются на 80 % детские са-ды, а для многодетных семей детский сад - бесплатно.Существует система материальной помощи пенсионе-рам: и при уходе на пенсию, и ежемесячные пособия, иоплата лечения. Раз в месяц все работники и пенсионе-ры получают продовольственные товары с предприя-тий агропромышленного комплекса «Югтрансгаз» польготной цене, а многодетным работникам и черно-быльцам продуктов выделяется в два раза больше [9].Конечно, данный пример характерен лишь для круп-ных предприятий, да и то больше для нефтегазодобы-вающего комплекса. Однако даже эти примеры свиде-тельствуют о сохранении системы социальных выплат наотечественных предприятиях и возможном их возрожде-нии при более благоприятных экономических условиях.Предприятия могут разрабатывать и другие социаль-ные программы (помимо системы социальных льгот ивыплат): негосударственных пенсионных фондов, соци-ального и медицинского страхования, подготовки и пере-обучения работников, включая финансирование подго-товки специалистов в высших и средних специальныхзаведениях на контрактной основе. Это могут быть про-граммы поощрительного туризма и отдыха за счетсредств фонда социального развития предприятия, про-граммы по улучшению условий труда и охраны здоровья.Дня стимулирования социальной деятельности пред-приятий могут проводиться конкурсы с награждениемлучших. Так, например, 16 марта 2000 г. распоряжени-ем Правительства РФ был объявлен Всероссийскийконкурс «Российская организация высокой социальнойэффективности». Цель конкурса - наглядно продемон-стрировать, что при правильной постановке дела за-траты на решение социальных вопросов не только оп-равданы, но и способствуют росту производства и по-вышению производительности труда. Задачи конкурсапредусматривали:1) выявление предприятий, организаций, добиваю-щихся высокой социальной эффективности;2) изучение и распространение положительногоопыта решения социальных вопросов на производстве;3) совершенствование форм социального партнер-ства в организациях.Положение о конкурсе предусматривало четыре но-минации:- оплата труда и социальные выплаты;- условия и охрана труда;- квалификация кадров, система их подготовки ипереподготовки;- содержание и развитие социальной инфраструк-туры и реализация социальных программ.В конкурсе приняло участие 70 регионов страны,общее число организаций-участников составило 501 сколичеством работающих более 6,5 млн человек [10].Наибольший удельный вес имели предприятия и орга-низации пищевой промышленности, машиностроения,химической и нефтехимической промышленности, тран-спорта и металлургии.Анализ представленных на конкурс материалов пока-зал, что его участники уделяют значительное вниманиесоциальным вопросам. Ряд предприятий на научной ос-нове определяют корреляционную зависимость результа-тивных показателей работы от различных факторов соци-альной направленности. Осуществляется забота о про-фессиональном и культурном росте членов коллектива,выделяются помещения для библиотек. В столовых орга-низовываются столы заказов; имеются свои здравпункты,санатории, дома отдыха, профилактории и детские оздо-ровительные организации. Там же, где нет собственныхструктур, действует система социальных выплат (оплатаили доплата за путевки, медицинское обслуживание, про-езд и т.д.).Социальная сфера деятельности тесно связана и сулучшением условий труда. На анализируемых пред-приятиях устанавливаются кондиционеры, вентилято-ры; улучшается система освещения. Разрабатываютсяспециальные планы по охране труда и многое другое(например, улучшение жилищных условий, программыподготовки и переподготовки кадров, системы стиму-лирования, программы санаторно-курортного леченияи отдыха членов трудового коллектива).Социальные действия организации должны вклю-чать следующие элементы.1. Объединение социальных действий организациив ежегодно составляемый план (т.е. любые социальныерешения не должны быть временными или запоздалы-ми мерами на возникшие проблемы).2. Изучение существующих норм социального пове-дения в целом в отраслях народного хозяйства. Это, всвою очередь, позволяет получить ответы на такие во-просы: Что делают в этом аспекте другие компании? Какведут себя конкуренты? Насколько успешны их социаль-ные программы? Какова реакция общества на эти про-граммы? Здесь, на наш взгляд, можно применять системууправления знаниями и составлять банки знаний по инте-ресующим организацию вопросам (вплоть до ссылок нагазетные и журнальные публикации).3. Постоянное информирование всех заинтересо-ванных лиц о социальных действиях фирмы посредст-вом регулярных отчетов, в том числе и в средствахмассовой информации. Если же действия объединеныв ежегодный план, существуют социальные програм-мы по различным направлениям деятельности, то ак-ционеры должны регулярно узнавать об эффективно-сти выполнения этих планов.4. Необходимо вести учет социальных издержек ор-ганизации, а также анализировать затраты на социаль-ные программы и пытаться делать долгосрочную оцен-ку социального воздействия той или иной программы,а также отслеживать взаимосвязь с экономической эф-фективностью.Государство также своими действиями должно спо-собствовать реализации социальных программ на пред-приятиях, начиная с формирования общественного мне-ния и проведения различного рода конкурсов с обнародо-ванием результатов до возможного выпуска (например,1-2 раза в год) специализированных статистическихсборников о социальной деятельности.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 308
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Нехода Евгения Владимировна | Томский государственный университет | доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры системного менеджмента и предпринимательства экономического факультета |
Ссылки
Шпотов Б. Социально-экономические эксперименты Генри Форда // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 6. С. 109-113.
Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок М : ИЗОГРАФ, 1997. 321 с.
1000лет русскому предпринимательству Из истории купеческих родов М.: Наука, 1997. 678 с.
Дафт Р. Л. Менеджмент / Пер с англ. М.: Олимп-бизнес, 2001. 463 с.
Соболевская А. Проблемы мотивации труда в международном масштабе // Труд за рубежом. 2002. № 4. С. 66-84
Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер с англ. М.: Дело, 1999. 702 с.
Мерсер Д. ИБМ Управление в самой преуспевающей корпорации мира М : Прогресс, 1991 486 с.
Шугаев А.А. Социальные программы на предприятиях Германии // Кадры предприятий 2002 № 1 С . 4-8.
Мордовии С.Н. Управление человеческими ресурсами 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организаций», модуль 16. М., 1999. 534 с.
Рябинин А. , Калашников Л. Социальная направленность и эффективность производства // Экономист. 2001 № 2. С. 57-63.
