Система подготовки чертежей IndorDraw | Вестник Томского государственного университета. 2003. № 280.

Система подготовки чертежей IndorDraw

Описывается система подготовки чертежей IndorDraw. Описывается краткая история развития, архитектура продукта. Рассматриваются применения системы в составе различных программных комплексов для проектирования, паспортизации, диагностики и мониторинга автомобильных дорог.

Drawing design system IndorDrawing.pdf В настоящее время в мире существует достаточнобольшое количество программных продуктов для созданиячертежей. Здесь можно выделить а) мощные универсальныесистемы автоматизированного проектирования типаAutoCAD, Microstation, Intergraph; б) специальные системыподготовки диаграмм и графиков типа Visio, Micrografix; в)специализированные программные продукты, ориентиро-ванные на конкретные отрасли, например, для созданиясхем печатных плат или рисования ER-диаграмм.Основной целью разработки системы подготовки чер-тежей IndorDraw изначально являлось создание продукта,имеющего простые, но в то же время функциональные ин-струменты для создания чертежей проектов строительства иреконструкции автомобильных дорог. В дальнейшем в за-дачи системы IndorDraw вошли функции создания и другихграфических документов, сопровождающих строительство,реконструкцию и эксплуатацию автомобильных дорог.Другой немаловажной предпосылкой создания собст-венного графического редактора является достаточно высо-кая стоимость аналогичных существующих продуктов.Первая версия системы подготовки чертежей (под на-званием RoAD) начала разрабатываться вТак, система проектирования инженерных сетей и дорогIndorCAD, разрабатываемая под руководством Д.А. Пет-ренко, использует систему IndorDraw для генерации такихвыходных чертежей, как топографические планы, продоль-ные профили, поперечные профили, конструкции дорожнойодежды, разрезы геологических колонок.Программа паспортизации автомобильных дорогIndorPassport, разработанная А.Г. Зюзьковым, используетсистему IndorDraw для автоматического формирования раз-личных графических отчетов по атрибутной базе данных,заполненной по результатам паспортизации, диагностикиили мониторинга автомобильной дороги.Модуль создания дорожных знаков индивидуальногопроектирования, созданный А.Б. Кирилловым, выполнен поActiveX-технологии встраиваемых модулей системыIndorDraw. Этот модуль позволяет создавать всё множествостандартных и индивидуальных дорожных знаков в соот-ветствии с действующими в СНГ стандартами.Система IndorDraw в составе программного комплексаIndorCAD используется во многих городах России, в т.ч. вМоскве, Новосибирске, Барнауле, Кемерово, Красноярске,Ростове, Челябинске, Краснодаре, Чебоксарах, Ефремове.АРХИТЕКТУРА СИСТЕМЫКонцептуально внутренняя архитектура системыIndorDrawing относительно проста для систем анало-гичного класса (рис. 2). Наверху иерархии находитсяПриложение. Система выполнена в идеологии много-документных интерфейсов, поэтому в систему можетбыть загружено несколько Документов. Каждый До-кумент может содержать несколько графическихСтраниц. Собственно страница документа и являетсячертежом в обычном понимании слова. Страницы со-стоят из множества Слоёв, содержащих множестваграфических Объектов.ПриложениеДокумент ДокуменДокумент тСлой Слой СлойОбъект Объект ОбъектТочкаОкружностьДугаПрямоугольникПолилинияПолигонB-сплайнСплайнКривая Безье КлотоидаТекст ТрассаГруппа РастрOLE-объектРазмерная линияСтраница Страница СтраницаРис. 2. Внутренняя архитектура IndorDrawingВ число графических объектов входят такие тра-диционные фигуры, как полилинии, дуги, полигоны,текстовые надписи, а также и специальные, приме-няемые в дорожной практике: клотоиды (линия с ли-нейной изменяемой кривизной), кривые Безье (ис-пользуемые для определения формы трассы автомо-бильной дороги в плане), трассы (используются дляописания формы проектируемых дорог; трассы состо-ят от отрезков прямых, круговых кривых и клотоид).Для дополнительного оформления имеется возмож-ность вставки в чертежи различных документов потехнологии OLE 2. Например, после создания планатрассы дороги в него можно вставить ведомость угловповоротов, подготовленную с помощью IndorCAD вMicrosoft Excel.Кроме того, для удобства работы с графическимиобъектами последние могут быть объединены в группы.Внутри слоёв все графические объекты хранятся ввиде линейных списков. Дополнительно, все объектыслоя помещены в R-дерево, что позволяет быстро вы-полнять графический поиск объектов на чертеже в за-данной точке или регионе.Все графические объекты внутри системы порожде-ны от единого объекта BaseFigure, предоставляющегобазовую функциональность (получение минимальногообъемлющего прямоугольника фигуры, различные при-знаки видимости, выделения, блокировки от изменения).Точечные объекты класса DotFigure позволяютотображать точечные условные знаки из специальноподготовленной библиотеки ex-шрифтов. Даннаябиблиотека включает в себя набор знаков, используе-мых для оформления топографических планов мас-штабов от 1:500 до 1:5000.Объекты класса PolylineFigure позволяют рисо-вать ломаные с помощью линейных ex-шрифтов, приэтом узлы ломаной могут быть дополнительно отри-сованы с помощью точечных ex-шрифтов.Объекты типа ArcFigure (дуга окружности),ClotoidFigure (клотоида), BezierFigure (кривые Бе-зье) , BSplineFigure (B-сплайны) и SplineFigure (ин-терполяционные сплайны) имеют свойства, аналогич-ные ломаным, т.е. могут быть произвольно отрисова-ны с помощью линейных ex-шрифтов.Объекты типа PolygonFigure позволяют задать начертеже одноконтурные многоугольники, при этомвнутренности многоугольника могут быть закрашеныс помощью площадных ex-шрифтов, ребра - с помо-щью линейных ex-шрифтов, а вершины многоуголь-ника - с помощью точечных ex-шрифтов.Объекты типа RectangleFigure (прямоугольники)и CircleFigure (круги) имеют свойства, аналогичныеполигонам, т.е. могут быть произвольно закрашены спомощью ex-шрифтов.Объекты типа TextFigure предназначены для на-несения простых текстовых надписей на чертеж. Объ-екты типа DimensionFigure позволяют создавать тек-стовые надписи на выносных полочках и размерныхлиниях, при этом объекты могут автоматически под-страиваться под текущие настройки отображения, по-казывая размеры в зависимости от единиц измеренияи текущего масштаба.Объекты типа GroupFigure используются для ло-гического объединения нескольких объектов. Вседальнейшие операции над группой, такие, как пере-мещение или вращение, будут происходить синхрон-но над всеми объектами в группе.Объекты типа PictureFigure позволяют вставлятьрастровые изображения в чертеж. Это может быть ис-пользовано, с одной стороны, для дополнительногооформления чертежей, с другой - для оцифровки чер-тежей по сканированным изображениям.Объекты типа TraceFigure предназначены для соз-дания трасс автомобильных дорог в соответствии сдействующими ГОСТами. Эти объекты физически со-стоят из отрезков прямых, дуг окружностей и клотоид.Объекты OleFigure позволяют вставлять в чертежфрагменты других документов по технологии OLE 2.Например, таким образом можно вставить в чертежфрагмент отчета, подготовленного в Microsoft Excel.ПРИМЕНЕНИЕ INDORDRAWВ INDORPASSPORTИсторически, одной из первых программ, исполь-зующей IndorDraw, был программный комплексIndorPassport, предназначенный для паспортизации,диагностики и мониторинга автомобильных дорог.В основе системы IndorPassport лежит база дан-ных, в которой хранится табличная информация повсевозможным параметрам дороги (рис. 3). Таблич-ные данные заносятся в систему на основании данныхполевых работ. Так как табличные данные не даютвозможности полноценно представить информациюдля конечного потребителя, то на основе этих таблицсистема позволяет строить различные графическиеотчеты. Одними из таких отчетов является линейныйграфик дороги (рис. 4), графики аварийности и т.д.Рис. 3. Внешний вид системы IndorPassportРис. 4. Сформированный линейный графикПредставленная на этом графике информация по-зволяет оперативно оценить текущее состояние инже-нерных сооружений на дорогах, выработать план те-кущего и капитального ремонта дорог и инженерногообустройства.Другим видом отчета является кадастровый план страссой дороги, инженерными сооружениями и до-рожными знаками с точной привязкой к местности(рис. 5). Такие планы формируются автоматически наоснове табличных данных, после чего требуется не-значительная ручная доработка документов. В по-следствии при изменении линии землеотвода (кадаст-ровая линия) данные автоматически будут переданыназад в таблицы, из которых они были сформированы.Рис. 5. Сформированный кадастровый планПРИМЕНЕНИЕ INDORDRAW В INDORCADСистема проектирования инженерных сетей и до-рог IndorCAD является одной из 6 сертифицирован-ных систем проектирования автомобильных дорог вРоссии. Система IndorCAD предлагает пользователюполный набор инструментов для проектирования ав-томобильной дороги, начиная от обработки геодези-ческих данных (обработка данных тахеометрии, ниве-лировки, GPS-съемки), построения цифровой моделиместности, трассирования дороги в плане и в про-дольном профиле, проектирования продольных и по-перечных профилей, проектирования верха земляногополотна, дорожной одежды, инженерных сооруженийи до формирования конечных чертежей.В качестве одной из особенностей системыIndorCAD по сравнению с аналогами можно отметитьпринцип единой модели дороги, когда изменения водной проекции дороги (план, продольный и попе-речный профиль) приводят к немедленному измене-нию в других проекциях. Это позволяет получать не-противоречивые проектные решения и даёт новуюсвободу в одновременном редактировании попереч-ного и продольного профиля.Запроектировав план трассы, задав разбивку про-екта на листы (рис. 6) и настроив отображение графи-ческих слоев, пользователь может вызвать командупостроения чертежа. По этой команде по протоколуActiveX вызывается система подготовки чертежейIndorDraw и создаётся чертеж (рис. 7). В дальнейшемполученные чертежи могут быть косметически дора-ботаны в среде IndorDraw.Рис. 6. Внешний вид системы IndorCADРис. 7. Сформированный план дорогиПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВДля проектирования дорожных знаков был разра-ботан специальный модуль «Редактор знаков инди-видуального проектирования», встраиваемый в систе-му IndorDraw по технологии встраиваемых модулей(plug-in). После загрузки этого модуля в системеIndorDraw появляется новый пункт меню, который ивызывает редактор знаков (рис. 8).Рис. 8. Редактор знаков индивидуального проектированияРис. 9. Сформированный чертеж знакаиндивидуального проектированияДанный модуль позволяет формировать как про-стые знаки, указатели расстояний, таблички, так исложные многострочные знаки с указанием разныхнаправлений. После формирования требуемого знакав диалоге в итоге генерируется чертеж со знаком(рис. 9). При этом программа сама проставляет основ-ные размеры на чертеже, пользователю остается про-ставить недостающие размерные линии.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Скворцов Алексей ВладимировичТомский государственный университетдоктор технических наук, доцент кафедры прикладной информатики факультета информатикиskv74@mail.ru иskv@csd.tsu.ru
Иванов Михаил ОлеговичООО «ИндорСофт»программистmichael@indor.tomsk.ru
Петренко Денис АлександровичООО «ИндорСофт»ведущий разработчикden@indor.tomsk.ru
Всего: 3

Ссылки

Бойков В.Н., Петренко Д.А., Люст С.Р., Скворцов А.В. Система проектирования автомобильных дорог IndorCAD/Road // Вестник ТГУ. 2003. № 280. С. 350-353.
Бойков В.Н., Шумилов Б.М. Сплайны в трассировании автомобильных дорог. Томск: ЦНТИ, 2001. 164 с.
Скворцов А.В., Субботин С.А. Универсальная технология отображения условных знаков // ИНПРИМ-98 (Матер. Междунар. конф.). Ч. V. Новосибирск, 1998. С. 66.
 Система подготовки чертежей IndorDraw | Вестник Томского государственного университета. 2003. № 280.

Система подготовки чертежей IndorDraw | Вестник Томского государственного университета. 2003. № 280.

Полнотекстовая версия