Стратегические идеи модернизации Сибири (коней XIX - первая треть XX в.)
Рассмотрены особенности модернизации Сибири в конце XIX - начале XX века. Авторы отмечают таковые в аграрной и индустриальной сферах и связывают их с колонизацией региона и стратегическими планами российского правительства относительно региона.
Strategic Ideas Modernization in Siberia in late XIX- early XX centuries.pdf После отмены крепостного права Россия начала ус-коренное продвижение по пути модернизации. Особен-но ярко это проявилось в конце XIX в., когда российскоеправительство, в котором наиболее последовательнымреформатором выступал С.Ю. Витте, целенаправленнопроводило курс на модернизационные реформы. Мощ-ный импульс был задан в области индустриального раз-вития. Только за 1890-1899 гг. промышленное производ-ство удвоилось, в том числе тяжелая промышленностьвыросла в 2,8 раза, легкая - в 1.6 раза [ I ].Деятельность правительства в этот период дала реаль-ные результаты, отразившиеся на экономическом подъемеРоссийской империи. Планировалось, что Россия в тече-ние примерно десяти лет должна догнать развитые в про-мышленном отношении страны Европы, занять прочныепозиции на рынках Ближнего. Среднего и Дальнего Вос-тока. В планах достижения статуса мировой, экономичес-ки сильной державы важное место отводилось Сибири,которая рассматривалась не только как территориальныйи сырьевой ресурс для перспективного развития страны,но и как военно-стратегический и торгово-промышленныйплацдарм на восточных и юго-восточных рубежах России.Национально-демографические особенности Россий-ской империи, ей природно-географическое положениев мировом пространстве обусловили значительное влия-ние пространственно-географического фактора на соци-ально-экономическое развитие страны, определили, в томчисле, и модернизационные реформы.Государственная политика в XIX в. была тесно связа-на со строительством империи, получила поддержку об-щества в процессе территориальной экспансии, созданияв регионах не только технологической, но и военной базыстраны. Это отмечают многие авторы, рассматривающиепроцессы модернизации России в целом и ее отдельныхрегионов. Наиболее примечательны за последнее деся-тилетие в этом отношении работы уральских историковпод руководством академика В.В. Алексеева [2]. Онипоказывают, как в России процессы модернизации при-' обретали удивительное своеобразие и неповторимость взависимости от времени и места, географического поло-жения региона, уровня его социально-экономического,политического и культурного развития.Относительно Сибири можно выделить целый рядключевых стратегических идей модернизации в кон-це XIX - начале XX в., которые реализовывались и впоследующий период, закладывали основы социаль-но-экономического развития региона в течение целогостолетия.Главная и первоочередная идея связывалась с транс-портным строительством в регионе, которое, согласноразработанным проектам, направлялось на создание раз-личных видов транспортных коммуникаций. Но наиболь-шее значение в рассматриваемый исторический периодприобрело железнодорожное строительство. Это былосвязано отчасти и с тем. что во второй половине XIX в.вопросы сооружения железных дорог в России сталичрезвычайно актуальными. Вместе с тем Сибирский крайс его огромными незаселенными пространствами, при-родными и экономическими возможностями привлекалбольшое внимание правительства и предпринимательс-ких кругов. Поэтому назрела острая необходимость ре-шать транспортные проблемы в Сибири самыми совре-менными и эффективными средствами.Идеи о строительстве железных дорог в Сибирскомрегионе высказывались еше в 1840-60-е гг., но первыепроекты были пока умозртельными. Ни один из их ав-торов не изучал подробно тех территорий, где предпола-галось прокладывать железные дороги. Первые серьез-ные изыскания были проведены в 1870-е гг. Начало это-го десятилетия оказалось благодатным временем для рос-сийского железнодорожного строительства. Расширялисьгосударственные границы, укреплялась зона политичес-кого влияния государства, возрастала значимость желез-ных дорог как средства сообщения, перемещения грузови населения. Император Александр II выделил эту отрасльв качестве первостепенной в государственной политике.Выгодным считалось вложение денег в железнодорож-ное строительство. Средний прирост железнодорожныхмагистралей в 1870-е гг. составил 1,5 тыс. км в год. а вотдельные годы достигал 2,5 тыс. км. Всего за время цар-ствования Александра II было построено 25 тыс. верстжелезнодорожных путей [3].В 1872-1874 гг. Министерство путей сообщенияпредприняло крупные изыскания в целях определениянаправления железной дороги, которая бы соединила во-сточные и западные территории России. Рассматрива-лись три варианта проведения железной дороги: отСанкт-Петербурга через Рыбинск, Кострому, Кинешмуи Вятку до Перми и соединение затем Перми с горноза-водской линией; от Нижнего Новгорода по левому бере-гу Волги на Казань и Красноуфимск до Екатеринбурга;от г. Алатыря на Уфу и златоустовские заводы до Челя-бинска. Наибольшее число сторонников получили пер-вые два варианта, так называемые южное и северноенаправления. Причем кроме государственных организа-ций их поддерживали и многочисленные ходатайстваместных политических и хозяйственных кругов, которыев больших количествах поступали в Министерство пу-тей сообщения. Надо отметить, что местнический инте-рес, прежде всего, сосредоточился вокруг южного на-правления.Главный довод в запит этого направления заключал-ся в том, что оно совпадало с тем традиционным путем,по которому уже веками шла сибирская торговля. К томуже постройка северной линии отозвалась бы весьма не-благоприятно на перевозке товаров на юг России, в ни-зовья Волги, на Кавказ, а также в Бухару и Персию. Обэтом заявил губернатор Западной Сибири Казнаков в За-писке. поданной императору Александру II в апреле1875 г. Его поддержали казанские и нижегородские куп-цы и промышленники, горнозаводчики Южного Урала,которые стремились сбывать свои товары на юге Россиии в Москве с большой выгодой для себя, без расходов поперегрузке, устройству и охране складов на пристанях.Особое значение защитники южного направления при-давали тому, что оно представляло собой более корот-кое. чем северное, соединение Тюмени и Урала с Моск-вой. При этом указывалось, что хотя северное направле-ние и приближает Сибирь к Петерб\ргу. зато удаляет ееот Москвы и юга России, где сбывается большая долясибирских товаров и кяхтинского чая.Сторонники южной линии неоднократно ссылалисьв своей полемике с приверженцами северной дороги нато. что последняя пройдет по малонаселенным и пустын-ным территориям. Между тем как южная пересечет на-селенный и промышленный край и послужит его даль-нейшему развитию. Было еще огромное количество до-водов как в пользу одного, так и другого направления.Все они рассматривались в Министерстве путей сооб-щения, которое в результате изысканий выбрало среднийвариант пути от Самары до Омска через Уфу, Златоуст иЧелябинск, где и прошла впоследствии Транссибирскаяжелезнодорожная магистраль.С пуском в эксплуатацию железной дороги значимостьСибири в правительственных планах еше более вырос-ла. По сути, удалось ликвидировать былую обособлен-ность региона от европейской части страны. Экономи-ческая жизнь получила мощный стимул. Сибирь сталазанимать все большее место в государственных програм-мах переселения крестьян на новые земли и организа-ции здесь высокопродуктивных отраслей. Разрабатыва-лись проекты создания крупных промышленных пред-приятий, причем не только добывающей, но и обрабаты-вающей промышленности.Отсюда вытекала следующая ключевая стратегичес-кая идея модернизации - индустриализация Сибири.Индустриализация как социально-экономический про-цесс в классическом понимании является стержнем мо-дернизационных реформ, одним из факторов переходаот традиционного аграрного уклада к преимущественнопромышленному. Поэтому все перспективные социаль-но-экономические преобразования не мыслились безновейших технологических и производственных реше- jний. Сибирь с ее богатыми природными ресурсами дава-ла большой простор для творчества.Дискуссии о роли Сибири, ее включении в общерос-сийские социально-экономические преобразования зани-мали в конце XIX - начале XX в. умы многих полити-ческих деятелей и представителей российской обще-ственности. Однако долгие годы рассуждения не перехо-дили в практическую плоскость. Сибирский регион ос-тавался малозаселенным. Сказывались и более суровыеклиматические условия Сибири по сравнению с Евро-пейской Россией.Лишь в годы Первой мировой войны по отношениюк Сибири как к тыловому району стали разрабатыватьсяпроекты общегосударственного масштаба. В связи с во-енными действиями на западных рубежах страны возник-ла угроза потери индустриальных районов в Европейс-кой России. Кроме того, война потребовала увеличенияобъемов промышленного производства, привлечения всеновых сырьевых и прочих материальных ресурсов стра-ны в условиях резко сократившихся внешнеэкономичес-ких возможностей.Война стала историческим фактором,ускорившим индустриализацию Сибирского края.Сибирь в правительственной стратегии в этот пери-од рассматривалась прежде всего как возможная база дляразвития угледобывающей и металлургических отрас-лей. С целью их организации с учетом нужд обороныпри Совете съечдов представителей промышленности иторговли в Петербурге было учреждено специальное Си-бирское бюро под председательством члена Государ-ственного совета профессора Е.Л. Зубатова, а также орга- 'низована так называемая «Сибирская железная экспеди-ция», которая доложила правительству, что при опреде-ленной поддержке со стороны государства в Сибириможно в короткий срок организовать добычу угля, про-изводство металла, создать крупные химические и ма-шиностроительные предприятия. По подсчетам специа-листов Сибирь могла уже в ближайшие 6-7 лет даватьдо 60 млн пудов чугуна и железа ежегодно, в дальней-шем эту цифру представлялось возможным довести до300 млн пудов [4].Наиболее подготовленным был признан Кузнецкийрайон. Здесь в 1914-1916 гг. с развертыванием деятель-ности акционерного общества «Угольные копи Кузбас-са» закладывалась материальная база для осуществле-ния крупного индустриального проекта, включавшего ведином комплексе добычу угля, руды, коксохимическоеи металлургическое производство. Впоследствии этотпроект, известный под именем Урало-Кузнецкого инду-стриального комплекса, был унаследован советским пра-вительством и включен в качестве важнейшего компо-нента советских индустриальных планов 1920-30-х гг.,нацеленных на создание в Сибири надежного тыла рос-сийского государства, экономический потенциал кото-рого можно использовать в случае войны как на восто-ке, так и на западе.Наряду с планами-индустриализации Сибири в кон-це XIX - начале XX в. важное место занимали идеи аг-рарных преобразований. Это объяснялось той огромнойролью, которую играло сельское хозяйство в экономикестраны. В 1913 г. оно давало 51,4% национального до-хода, в то время как промышленность - 28%, строитель-ство - 4,1 %, транспорт - 7,9%, торговля и связь - 8,6%.Если в 1895-1900 гг. экспорт хлеба составлял 14,7%, тов 1907-1912 гг. - уже 16,4% от всего его производства(5]. Поэтому весьма актуальной была проблема аграр-ного развития. Тем более что Сибирь в этом отношениипредставляла значительный интерес. В регионе, особен-но в юго-западной и западной частях, было огромноеколичество пригодных для сельскохозяйственного про-изводства земель. Кроме того, здесь отсутствовало по-мещичье землевладение, что в целом давало большойпростор для деятельности свободных предпринимателей.Это важное обстоятельство стало учитываться государ-ственными учреждениями, особенно после сооруженияСибирской железной дороги. Сибирь рассматриваласьуже как главный осваиваемый район страны. В даннойсвязи был разработан целый ряд законодательных актови программ, реализация которых обусловила в короткийсрок более высокие темпы, чем в целом по стране, раз-вития сельскохозяйственного производства. В Сибири с1901-1905 по 1911-1915 гг. среднегодовые площади по-севов главных культур увеличились примерно с 4 до7 млн десятин, а валовые сборы с 200 до 350 млн пудов.Темпы роста посевных площадей в Сибири были в 5 развыше, чем в Европейской России, а в Западной Сиби-ри - в 8 раз. Наиболее товарная из культур - пшеница -составляла половину всех посевов, а в центре страны -менее 1/5 [6].К 1917 г. Сибирь прочно вошла в число основных зер-новых районов России, значительно выросло поголовьескота, что в целом способствовало быстрому развитиюсибирского маслоделия, в короткий срок получившего ми-ровую известность. В 1894 г. в Курганском уезде Тобольс-кой губернии возникли первые маслодельные заводы, а в1913 г. их насчитывалось уже 4092. Они распространилисьпо всей Сибири. Стоимость вывозимого масла увеличи-лась с 4 тыс. руб. в 1894 г. (400 пудов) до 68 млн руб. в1912 г. (4460 тыс. пудов), что в два раза больше годовойстоимости добытого в Сибирском крае золота. Сибирь да-вала 9/10 экспортируемого масла из России [6].Несомненные экономические успехи основывалисьна реализации следующегостратегического направле-ния - формирования активного социального потенциа-ла для проведения модернизационных реформ, котороепроисходило в основном за счет переселения избыточ-ного крестьянского населения из европейской части Рос-сии. Данный механизм работал достаточно эффектив-но, так как к переселению на новые места были способ-ны, как правило, люди особого склада: смелые, реши-тельные, стремившиеся к самостоятельности ц незави-симости. По своему характеру они были подлиннымипервопроходцами. Государство поддерживало и по мере* возможностей организовывало переселенческое движе-ние, решая таким образом не только экономические, нои социально-политические задачи, сдерживая нараста-ние революционного движения. Вместе с тем сформи-ровался активный социальный контингент, способныйна своих плечах вынести практическую реализациюмодернизационных реформ. Последующие события по-казали, что сибирским крестьянам удавалось адаптиро-ваться к меняющимся условиям жизни, они могли встатьна более прогрессивный фермерский путь развития сель-ского хозяйства. Тенденции в этом направлении просле-живаются, например, в деятельности маслодельческойкооперации, ставшей локомотивом сибирского экспор-та на российском и международном рынках. В то жевремя непоследовательная политика царского правитель-ства в преобразовании крестьянской общины не позво-лила в полной мере проявиться и раскрыться даннымтенденциям.В советское время курс на индустриализацию и урба-низацию также не был последовательным, сопровождалсяидеологическими утопическими компонентами. Проектысоздания «социалистических» городов нового типа хотя иоткрывали новые возможности и перспективы для соци-ального развития, но практически до конца не реализовы-вались, противоречили менталитету населения. В процес-се модернизационных преобразований в России соци-альные аспекты осуществлявшихся индустриальных про-ектов, как правило, отставали. Сибирь в этом отношениине была исключением. Причем диспропорция в материаль-но-бытовом обеспечении ее жителей по сравнению с насе-лением европейской частистраны нарастала.Важно отметить, что возможности Сибири исполь-зовались для решения стратегических задач, связанныхв основном с экстенсивным развитием экономики. В Рос-сии в конце XIX в., как. впрочем, и позднее, модерниза-циоиные реформы предусматривали вовлечение в хозяй-ственный оборот все новых территорий и сырьевых ре-сурсов. Сибирь с ее пространствами позволяла строитьв этом отношении глобальные планы. По сути своей идеи«экстенсивного развития» были понятны и близки подуху представителям различных социальных слоев рос-сийского общества, не только министрам, но и простымкрестьянам. Многовековая история России, связанная спостоянной тенденцией расширения государственныхграниц, повлияла на менталитет россиян. Идея «экстен-сивного развития» стала доминантой общественного со-знания. Сибирь, будучи осваиваемым регионом, подкреп-ляла эту идею и давала неограниченный простор для раз-вития предприимчивости как в рамках отдельного крес-тьянского хозяйства, так и в сфере новых предприятий ицелых отраслей. Правда, многие планы создания сибир-ских индустриальных комплексов на деле оказались до-рогостоящими и малорентабельными, освоение регио-на носило так называемый «очаговый» характер. Но вцелом экстенсивный характер развития российского об-щества на примере Сибири четко прослеживается.В сибирском регионе в полной мере проявилась другаяособенность российской модернизации - ее государствен-ный характер, когда модернизационные преобразованияглавным образом исходили сверху, от государственной вла-сти. В Сибири в силу слабой заселенности и соответству-ющих социально-политических отношений модернизаци-онные реформы практически полностью планировались ипроводились через государственные институты.В заключение можно сказать, что, с одной стороны,сильное государственное воздействие можно расцениватьположительно, так как обеспечивалось более быстроепродвижение по пути модернизации без особого рискавступить в противоречие со старыми, отжившими эле-ментами общественной системы. Но, с другой стороны,проявлялось огромное влияние чиновничье-бюрократи-ческих структур, централизованного управления, зачас-тую игнорировавших местные особенности и интересы.Это в целом сдерживало движение вперед, сковывалотворчество и инициативу сибиряков.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 248
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Букин С.С. | |||
Тимошенко А.И. |
Ссылки
Бовыкин В.И. Индустриальное развитие России до 1917 г. М., 1970. С. 9.
Модернизация факторы, модели развития, последствия изменений // Уральский исторический вестник Екатеринбург. 2000. № 5. б.
Русский торгово-промышленный мир. М., 1993. С. 9.
Сибирь проекты XX века (начинаник и реальность. Новосибирск, 2002. С. 37
Никонов А. А. Спираль многовековой драмы аграрная наука и политика России (XVIII-XX вв ). Энциклопедия российских деревень. М., I995. С. 82
Горюшкин Л..M. Экономическое развитие Сибири в конце XIX - начале XX века. Новосибирск, 1990. С. 7,8.
