Нищенство в Сибири как социокультурное явление: причины и способы предотвращения (XIX-начало XX в.) | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 281.

Нищенство в Сибири как социокультурное явление: причины и способы предотвращения (XIX-начало XX в.)

В статье используется довольно обширный исторический материал. Автор описывает причины и меры борьбы с нищенством как социокультурным явлением, а также благотворительную активность главных субъектов социальной зашиты бедных в Сибири во второй половине XIX - начале XX в.

Poverty in Siberia as a social and cultural phenomenon: causes and methods of struggle (XIX - at the beginning of the XX th century).pdf Истоки, формы нищенства и меры борьбы с этим со-циальным злом привлекали внимание В.О. Ключевско-го, С.М. Соловьева, И. Прыжова, А. Левинстима, Д. Ли-нева и многих других русских историков и социологов.В дореволюционной России нищенство превратилосьв серьезную социальную проблему, которая требовалаосмысления и решения. Так, только в Москве в началеXX в. находилось около 1 млн нищих, собиравших в годболее 230 млн руб. подаяния [2]. В чем причины нищен-ства в Российской империи в дореволюционный пери-од? Причин множество, но их можно объединить в трибольшие группы:1) внешние, стихийно-природные (пожары, неурожаи,недород, падеж скота и т.д.);2) внутренние, индивидуально-личностные (неизле-чимая болезнь, умственные или физические дефекты,возрастная дряхлость и т.п.);3) социальные, которые, по мнению А.В. Голосенко.необходимо дифференцировать на:а) экономические (отсутствие земли, работы, сбере-жений, имущества);б) юридические (слабость правовой зашиты населения);в) культурные (древний обычай сводить народное при-зрение к раздаче милостыни, малограмотность масс и т.п.);г) административные (неэффективная система госу-дарственного призрения).Все они переплетаются в сложную систему зависи-мостей и, как показали исследования, к концу XIX в. на-блюдался резкий рост числа нищих по социальным при-чинам.По мнению ученого XIX в. Д.А. Линева, одной изпричин нищенства являлось пьянство. По данным отче-та департамента неокладных сборов за 1899 г. в Россиибыло I SO тыс. кабаков, in них 102 тыс. находились в сель-ской местности. На одну церковь приходилось четырекабака, на одну школу - шесть кабаков [6. С. 5].Положение в Сибири зеркально отражало положениев Российской империи. Так, появление приказов обще-ственного призрения в европейской России привело ксозданию приказов общественного призрения в Сибирс-ких губерниях: в 1782 г. в Тобольске, в 1804 г. в Томске.Эти административные органы призваны были решатьразличные социальные проблемы, в том числе помощибедным, нищим.В Сибири, как и в целом в России, были общие пси-хологические и экономические условия для развития бед-" ности. Однако в Сибири был еще один существенныйфактор возникновения нищенства и бродяжничества. Помнению П.Я. Блиновского [1], фактор этот - ссылка. Обэтом писал Н.М. Ядрннцев: «Ссыльные ничем не обес-печиваются и их приписывают к деревням и городам,оставляя пропитаться, как они вздумают. Тем более мно-гие ссыльные были не способны к местному труду, а пре-ступники - те и подавно работать не умели, да и не хоте-ли. Поэтому масса ссыльных находится без занятий, бро-дяжничают и нищенствуют» [ I ].Второй источник - нищенство поселенцев. Нищих вСибири было много, и они имели не местное происхож-дение. Это сильно давило на бюджет местных благотво-рительных организаций. Нищие и беднейшие слои насе-ления с начала XIX в. были объектом определенного вни-мания со стороны местных властей. Чтобы хоть как-тоулучшить положение беднейших горожан, по инициати-ве М.М. Сперанского в Тобольске. Томске и Иркутскебыли созданы благотворительные общества. М.М. Спе-ранский считал, «что тобольское общество идет весьмаудачно, несравненно лучше и томского и иркутского».В Тобольске еженедельно по вторникам вносили «бед-ных» в специальную книгу, собирали о них через поли-цию сведения, а по воскресеньям выдавали пособия. До-кументация этих обществ не сохранилась. Скорее всего,они существовали недолго.В 1823 г. в Тобольске было учреждено епархиальноепопечительство о бедных духовного звания. Оно выда-вало пособия служителям церкви и членам их семей.Существовало общество на «доброхотные даяния» и от-числения от церковных доходов. Светские лица лишьпожертвованиями участвовали в его работе. Обществоявно не было популярным среди населения. Если в 1824 г.сумма пожертвований составила 1356 руб.. то потом -около 300 руб. [5. С. 47]. Других общественных органи-заций в Западной Сибири не существовало до серединыXIX в. Поэтому долгое время основной формой поддер-жки беднейших слоев населения выступала обычная хри-стианская милостыня.В начале XIX в. в Тобольске. Томске. Таре. Курганегородскими обществами и частными лицами были по-строены богадельни для нищенствующих стариков и ин-валидов. Сформировавшаяся в середине XIX в. сетьбогаделен и приютов лишь отчасти решила проблемуослабления нищенства. В 1850 г. было построено не-сколько новых богаделен, которые состояли на городс-ком бюджете.Развернувшаясяв городах Западной Сибири сеть бо-гаделен и приютов для престарелых не имела единогоцентра управления. Так, в 1830 г. приказами обществен-ного призрения содержались четыре богадельни, алтай-скими горными заводами - одна, городскими общества-ми - семь [5. С. 49]. Позднее владельцами новых богаде-лен стали богатые купцы, экспедиции о ссыльных и т.д.В Сибири, несмотря на численно небольшое и рассредо-точенное население, не было централизации в борьбе снищенством и бедностью. Такое положение объясняетсяособенностью социальной системы Российской империи,слабой ролью государства в социальной защите бедней-ших слоев населения.Тем не менее после реформы Александра II появля-ются интересные предложения о создании новых формучреждений для работы с бедными и нищими. Одним изавторов подобных предложений был П.Я. Блинове кий,гласный Томской городской думы. По его подсчетам, дажеесли брать самую умеренную сумму на нищих по I коп.с дома, то в год наберется 8 тыс. руб. Некоторые семьитратили до 10 руб. в год на милостыню. Поэтому появи-лась идея создать нищенское учреждение и Дом трудо-любия, куда поместить всех нищенствующих ссыльных.Это было бы дешевле для города. Блиновский разрабо-тал проект правил органов благотворительности Томс-кого городского общественного управления. Главное -создание попечительств о бедных [1].Архиепископ Макарий также считал, что нищенство -такое зло, борьба с которым невозможна ни для одногоблаготворительного учреждения, действующего одиноко.С этим злом не могут бороться и объединенные благотво-рительные учреждения Томска, если к ним на помощь непридет Городское общественное управление с его власт-ными полномочиями при поддержке всего населения. Впос-ледствии эта идея архиепископа была реализована. Заботао нищих принимает более централизованные формы.В дальнейшем городское общественное управление,приняв на себя заботу о неимущих, для борьбы с нищен-ством разделило город на участки под названием «Город-ские участковые попечительства о бедных». В этих дей-ствиях явно сказывалось влияние эффективного опытагерманской Эльберфельдской системы. Городские учас-тковые попечительства о бедных были разделены на 9участков. На каждом действовал свой совет. Члены сове-та. председатель и товарищ председателя, утверждалисьгородской думой. Функции совета:1) аккумуляция материальных средств для попечи-тельства:2) решение кадровых проблем (поиск новых членов);3) оказание помощи нуждающимся.Советы решали все вопросы своего участка. Работасоветов была адресной. По прошению желающего по-лучить помощь совет наводил справки и лишь после это-го решал вопрос об оказании помощи просителю. Длялучшей эффективности и координации действий попе-чительств городской думой была учреждена Городскаяисполнительная комиссия по благотворительности. Вседоклады, проекты проходили через эту комиссию и одоб-рялись либо отклонялись. Комиссия состояла из предсе-дателя, трех гласных (депутатов) по выбору Думы, со-става городской управы и всех председателей участко-вых попечительств.Были продуманы и источники финансирования, основ-ными из которых явились ассигнованные Думой субсидии,пожертвования, сборы со спектаклей от кружек, подпис-ных листов, членских взносов, от концертов первого Си-бирского хорового общества лотереи-аллегри.Однако проблемы с финансированием оставались,несмотря на большое количество источников, в основ-ном из-за несвоевременной передачи думских средств.Но деятельность не прерывалась. Помощь просителямоказывали самую разнообразную в зависимости от нуждпросителей. Пособия выдавались деньгами ежемесячнои единовременно, вещами, мукой, мясом и пр.Анализ отчета исполнительной комиссии за 1911 г.показывает, что имелась дифференциация в работе по-печительств. Наиболее совершенной была деятельностьВерхне-Еланского попечительства. В 1911 г. в его соста-ве числилось 283 члена. За год проводилось примерно50 заседаний совета. Большая часть времени тратиласьна изыскание средств и оказание помощи неимущим. Дляудобства регистрации бедных район попечительства былразбит на 14 мелких участков, которые были разделенымежду членами совета. Активисты данного совета болеесерьезно работали с богадельнями: Покровской и брать*ев Королевых. Делались попытки, впрочем не вполнеудачные, раздачи земли беднякам с лошадьми и пилома-териалом. Можно отметить и раздачу 15 тыс. бесплатныхводопроводных марок на сумму 30 руб.Поскольку средств городской думы не хватало, в томчисле и по «бумажным проволочкам» чиновников, чле-ны Верхне-Еланского попечительства изобретали новыеспособы изыскания средств: чтение со световыми кар-тинками о горном Алтае (71 руб. за один сеанс), духов-ные чтения (чистый сбор 21 руб. 5 коп.), сеансы в сине-матографе «Фурор» (32 руб. 84 коп.) (13].Еще одним обществом, работавшим с бедными и ни-щими. но более специализированно, было открытоев1906 г. «Общество попечения о бедных больных, выхо-дящих из клиник Императорского Томского университе-та». В уставе данной организации прописаны виды по-мощи: «Общество снабжает выходящих больных сред-ствами существования и одеждой до приискания зара-ботка. помогает отпраалению желающих на родину, за-ботится о помещении детей в приюты, ремесленные идругие заведения и. наконец, если представится возмож-ность, выдает пособия и семействам бальных впредь довыздоровления последних, а для призрения слабосиль-ных больных, оставляющих клинику, устраивает по меренакопления средств и собственные убежища» [14. С. I].Средства общества «складывались» из следующихисточников:1) членских взносов;2) добровольных пожертвований;3) процентов с неприкосновенного капитала;4) кружечных сборов;5) прибыли от концертов, спектаклей, лекций и лите-ратурных чтений [14. С. 2-3].Следует отметить, что делу здравоохранения уделя-лось особое внимание в вопросе призрения нищих. Кро-ме клиник и лечебниц существовали и другие формыпризрения данной категории населения. Необходимо ска-зать о врачах, которые добровольно принимали у себянищих бесплатно. Это Дмитриевский, Макушин, Берез-ницкий, Быховский и другие [10].В Сибири функционировали организации с ярко вы-раженной гендерной направленностью. Так, в 1907 г. вТомске было открыто общество защиты женщин «Пчель-ник». Цель общества - «оказывать всякого рода призре-ние и помощь нуждающимся в том по преклонности лет,болезни или другим независимым от них причинам, бед-ным женщинам» [15. С. 104-105]. Общество выдавалопособия и содержало богадельню на сорок женщин.Самым крупным по масштабам финансирования и мно-гообразию видов деятельности было Томское благотвори-тельное общество, открытое в 1886 г. Руководство этойобщественной организации достаточно ясно заявило о еёфункциях. Это:«а) попечение о бедных, нуждающихся в помощи, осо-бенно стыдящихся просить подаяния;б) изыскание способов к прекращению нищенства;в) доставление одежды, пищи и крова нуждающимся,не могущим приобрести их собственным трудом;г) доставление способов для призрения и воспитаниядетей неимущих родителей;д) содействие к приисканию занятий или службы нуж-дающимся в определении их к должностям, в приобрете-нии для работ материала и в выгодном сбыте изделий, про-изводимых бедными;е) доставление бедным медицинского пособия;ж) помещение на счет общества неимущих и беспомощ-ных в богадельню» [7. С. 4].В дальнейшем деятельность быстро растущего обще-ства заключалась в выдаче пособий и содержании следу-ющих заведений: богадельни с 1887 г.; ночлежного домаи при нем дешевой столовой с 1888 г.; дешевой столовойс 1891 г.; приюта для призрения детей и старцев, деше-вых квартир для бедных [12. С. 77].Для определения истинной бедности, в отличие отмнимой, видимой, члены правления общества старалисьсобирать более подробные сведения о каждом просящемпособия через осмотр его жилища, через расспросы онем квартирных хозяев или соседей, об его образе жиз-ни, повелении, о причинах бедности. То есть использо-вался принцип адресности, столь актуальный в современ-ной системе социальной работы. По мнению А.А. Дик-гофа, особую активность проявляли попечительницы,которые не боялись бывать в самых отдаленных уголкахТомска, в лачугах. Собранные данные прямо влияли навид и размер пособия. Однако все понимали, что этихмер мало, поэтому старались пристроить стариков в бо-гадельни, детей - в приюты, или их отдавали на воспита-ние в деревни за плату (как в Московском воспитатель-ном доме), других помещали в разные мастерские и про-мышленные заведения Томска.По мере увеличения средств правление повышало иразмер пособий нуждающимся. Единовременные посо-бия выдавались в основном перед праздниками Рожде-ства Христова и Святой Пасхи, а также на похороны, пла-ту за квартиру, особенно в зимнее время, на выкуп зало-женных вещей, за лечение больных. Кроме денег выда-вались мука, мясо, чай, сахар, платье [4. С. 4-5].Известный интерес представляет деятельность ноч-лежного дома, который был крайне необходим, посколь-ку нищие зимой спали в конском навозе. В 90-е гг. XIX в.им активно стал заниматься А.Е. Кухтерин (но в рамкахТомского благотворительного общества). Летом в доменочевало от 50 до 100 человек, зимой - 200-300. Ноч-* лежник получал ужин из щей с 1/2 фунта мяса, утром -чай. Плата за все - 5 коп. Это, как правило, безработныеи нищие («стрелки»), собиравшие в день до 2 руб., новсе пропивавшие [3. С. 86]. Такое заведение было жиз-ненно необходимым для многих томских и приходящихв город нищих.В составе Томского благотворительного обществауспешно работали и другие вышеназванные учреждения,но их деятельность была направлена в целом на бедноенаселение и в меньшей степени на нищих (попрошаек).Благотворительные общества существовали и в дру-гих городах Сибири. Аналоги томского общества, но сболее скромными масштабами деятельности, были вЗмеиногорске с 1887, Би Пеке-с 1888, Барнауле-с 1890 г.[12. С. 77]. Цели их не отличались от целей Томскогообщества, что объясняется единым социокультурным иполитическим пространством. Сведений об этих обще-ствах совсем немного. Известно, что Барнаульское бла-готворительное общество содержало дом призрения бед-ных, а также тратило средства на пособия, содержаниекроватей в больнице, лекарства бедным и похороны [II].Русская православная церковь также оказывала по-мощь нищим. Функциональная роль церкви сводилась краздаче пособий и содержанию приютов и ночлежныхдомов для бездомных и детей-сирот. Попечительство приНикольской церкви г. Томска содержало Дом-убежищедля бездомных лиц и приют «Ясли».Существовавшая в Сибири система приходских попе-чительств. по крайней мере в Томской губернии, вследствиеоппозиционной политики архиепископа Макария была вбольшей мере напраатена на решение проблемы нищен-ства. чем аналогичные заведения в Европейской России. Вих деятельности также использовался принцип адреснос-ти. поскольку средств на решение социальных проблем вте времена не хватало,как и в постсоветской России.Кроме Русской православной церкви в Сибири дей-ствовали и другие конфессии, помогавшие своим еди-новерцам. В 1893 г. при Томском костеле во имя Покро-ва Пресвятой Богородицы было открыто Римско-като-лическое благотворительное общество. Общество име-ло цель - помогать лицам римско-католического веро-исповедания. находящимся в Томске. По уставу деятель-ность общества заключалась в выдаче нуждающимсяпродовольствия, отопления и одежды: в выдаче едино-временных или периодических пособий; приисканииработы; помещении стариков обоего пола в убежища,дома призрения и другие благотворительные учрежде-ния; в помещении лиц обоего пола на средства обще-ства в учебные заведения, сиротские дома [12. С. 77].В 1906 г. работало убежище для бедных детей на15 человек: восемь мальчиков и семь девочек. Согласноданным отчета правления общества за 1906 г. дети нахо-дились на полном содержании и могли обучаться либо всамом убежище, либо в городских училищах (реальном,подгорно-городском). Детей из убежища могли забратьродственники, но это было редкостью. Летом питомцыубежища отдыхали на заимке ксендза Иосифа Димики-са. а на Пасху и в сочельник Рождества Христова устра-ивался стол для детей и служащих убежища с выдачейподарков [9. С. 3].В рамках Римско-католического общества с 1895 г.достаточно стабильно функционировал дом-убежище длястарцев. В 1911 г. в нем призревалось 16 мужчин и 9 жен-щин [15. С. 144]. Финансирование деятельности данно-го общества было типичным для той эпохи и сибирскойсоциокультурной среды: пожертвования, доходы от лек-ций для населения, концертов и пр.Позднее в Томске появились и другие католическиеобщества, однако имевшие ярко выраженную этничес-кую специфику и несколько иные функции. В годы Пер-вой мировой войны в Томске активно действовал отделобщества вспомоществования бедным семействам поля-ков, участвующих в войне, и бедствующему польскомунаселению, пострадавшему от военных действий. Воз-главлял отдел И.С. Калиновский [8. С. 135]. Аналогич-ный отдел существовал и в Барнауле.Интересна история еврейской благотворительности порассматриваемой проблеме. Евреи, ссылаемые в Томскуюи, отчасти, в Тобольскую губернии, желали попасть имен-но в Томск как город с более раз в т ой торговлей, где мож-но найти работу. Но это удавалось далеко не всем. Поэто-му многие евреи просили милостыню. Таких, по даннымС. Соболева, было достаточно [ 12. С. 75]. Активно исполь-зовались дети, которые более ни к чему не приучались,среди просящих было много молодых и здоровых мужчин.Тунеядство евреев раздражало более богатых сопле-менников, поэтому с 1886 г. по инициативе раввина и сразрешения властей началась раздача пособий для дей-ствительно нуждающихся. С этого момента многие изевреев были обязаны делать ежемесячно денежные взно-сы. Помощь бедным евреям заключалась в выдаче еди-новременных и ежемесячных пособий, а также денег надорогу, лечение и другие нужды. Ежегодно в пользу бед-ных поступало до 800 руб. Такими пособиями пользова-лись в среднем до 30 семейств ежегодно. В 1895 г. ни-щенство среди евреев практически исчезло.Пособия были не единственным видом поддержкибедного еврейского населения. Еще в 1858 г. для призре-ния престарелых и бесприютных евреев была построенапри главной синагоге богадельня на 20 человек обоегопола [12. С. 76].Еще одним заметным конфессиональным обществомбыло открытое в 1905 г. Евангелическо-лютеранское дам-ское благотворительное общество. Главная цель обще-ства - «доставление средств к улучшению материально-го и нравственного состояния бедных евангелическо-лютеранского вероисповедания». В 1910 г. в обществесостояло 34 члена. Общество содержало приют-шко-лу для бедных и осиротевших детей на 19 человек[15. С. 100].Итак, во второй половине XIX - начале XX в. в Си-бири наряду с православными благотворительными уч-реждениями действовали и этноконфессиональные, вы-полняя важную социальную функцию поддержки наибо-лее уязвимых слоев населения.Таким образом, в Сибири в дореволюционный пери-од использовались разнообразные способы борьбы с ни-щенством: от подачи милостыни до более сложных орга-низационных форм, таких как богадельни и попечитель-ства. Главной особенностью этой деятельности был ееобщественный характер, привлечение широких слоевнаселения. Роль государственных административныхорганов была минимальной. Данная система просуще-ствовала до 1917 г. и была впоследствии заменена совет-ской системой социального обеспечения.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Быков Александр АлександровичТомский государственный университетдоцент, кандидат исторических наук, доцент кафедры социальной работы философского факультетаbykova@ic.tsu.ru
Всего: 1

Ссылки

Блиновский П. Я. Призрение бедных. Доклад томскому городскому голове. Томск. 1904.
Голосенко А.В. Нищенство как социальная проблема//Социс.1996. №7.
Город Томск. Томск, 1912.
Дикгоф А.А. Двадцатипятилетие Томского благотворительного общества. Томск, 1911.
Куприянов А.И. Русский город в первой половине XIX века: общественный быт н культура горожан Западной Сибири. М., 1995.
Линев Д.А. Причины русского нищенства и необходимые против них меры. СПб., 1891.
Отчет правления Томского благотворительного общества за 1894 год. Томск, 1895.
Памятная книжка Томской губернии на 1915 год Томск, 1915.
Римско-католическое Благотворительное общество при Томской церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Отчет правления за 1906 гад Томск. 1906.
Сибирский Вестник. 1888. 21 окт.; 1890 11 апр.
Сибирский Вестник. 1894. 4 марта
Соболев С. Благотворительные учреждения Томской губернии. Томск, 1895.
Томская городская исполнительная комиссия по благотворительности о деятельности городских участковых попечительств о бедных. Отчет за 1911 год. Томск, 1913.
Устав общества Попечения о бедных больных, выходящих из клиник Императорского Томского университета. Томск. 1906.
Чавыкин Г.В. Весь Томск: Адресно-справочная книжка на 1911-1912 гг. Томск, 1911.
 Нищенство в Сибири как социокультурное явление: причины и способы предотвращения (XIX-начало XX в.) | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 281.

Нищенство в Сибири как социокультурное явление: причины и способы предотвращения (XIX-начало XX в.) | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 281.

Полнотекстовая версия