Культурные коды западно-европейского Средневековья в историческом интерьере их бытования | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 281.

Культурные коды западно-европейского Средневековья в историческом интерьере их бытования

Статья посвяшена анализу изменений культурного кода средневековой Франции в режиме «большого времени». Трансформация тендерных установок сознания и поведения феодальной элиты и бюргерской среды интерпретируется как процесс накопления культурных мутаций, формировавших присущий западно-европейской цивилизации динамизм наращивания индивидуалистических черт в мироощущении личности. Особое место отводится анализу культа Прекрасной Дамы. Делается вывод о изоморфности изменений культурного кода специфике социоисторической природы средневекового французского общества.

The cultural codes of Medieval Europe in historical context.pdf Попытка рождавшейся личности выйтисразу как Минерва из головы Юпитерасверкающе-совершенной и божественнойсвидетельствовала, что Возрождение былоне «золотым веком» в понимании личности,а началом трудного пути.Л.М. БоткинМатрица культурных установок того или иного социума все-гда представляет собой систему неких артикулируемых и скры-тых, не явленных смыслов, формирующихся в контексте истори-ческого бытия того или иного социума и одновременно транс-формирующих его. Процесс изменений культурного кода, транс-формации культурных установок социальных страт, составляю-щих общество, всегда изоморфен его исторической динамике.Этот процесс, не будучи линейно направленным, знающий пе-риоды стагнации, попятных движений, тем не менее в макроис-торическом масштабе позволяет при пристальном внимании от-следить общие векторы его изменений в органичной взаимосвя-зи с менявшимися реалиями социальной жизни. Определениевекторов изменений затруднено в немалой степени тем, что на-работка новых культурных идеалов представляет собой сложнуюметаморфозу в ментальном универсуме общества, в ходе кото-рой новые ценностные ориентиры проявляют себя не в отреф-лектированном виде, но в виде новых образов, питаемых сдви-гом, происходящим на уровне бессознательного, сдвигом, содер-жание которого является ответом на меняющийся бытийствен-ный контекст окружающего мира. Эти новые образы, свидетель-ствующие о появлении новых смысловых установок в духовномуниверсуме социума, дают о себе знать как культурно-психоло-гическая мутация, поначалу не поддающаяся сколько-нибудьпрочному укоренению в мироощущении широких слоев обще-ства. Порой ее сложно вписать в контекст общеисторическихтрансформаций той или иной социальности. Ее характер и смыс-ловая направленность чаще всего поддаются интерпретации врежиме, как сказал бы Ф. Бродель, большого времени. Именночерез призму этого времени отчетливее виден присущий запад-но-европейскому культурному коду тот индивидуалистическийхарактер установок сознания, который проявит себя уже в пери-од оформления цивилизации средневекового Запада.Явственнее,чем где-либо, эти процессы обозначат себя в социокультурнойистории средневековой Франции. Данный текст и представляетсобой попытку обозначить некие важные культурные мутациитендерных отношений в средневековой Франции в контекстеспецифичности ее социально-исторического ландшафта.Жанна д' Арк, Маргарита Наваррская, Екатерина Ме-дичи, маркиза де Помпадур, мадам де Сталь, Жорж Санд,Симона де Бовуар - этот перечень имен француженокразных эпох, происхождения, репутации на слуху каж-дого мало-мальски образованного человека. Так или ина-че при посредничестве школы, литературы, кинематог-рафа и иных средств культурной коммуникации большин-ство из нас соотнесет каждую из этих героинь с памят-ной исторической датой, событием, явлением.Конечно же, каждый из этих образов неизбежно ми-фологизирован. И каждый из них многолик настолько,что если кто-либо попытается подвергнуть инвентариза-ции то культурное приданое, что закрепила за каждой изназванных героинь история, а точнее, что наработалаисторико-культурная память о них. то наверняка слепокполучившегося образа скорее напомнит коллаж, нежеликартину. Образ Жанны д'Арк в «Орлеанской девствен-нице» Вольтера так же не ассоциируется с ее образом впоэме «Девственница» Жана Шаплена, как кинематогра-фическое его прочтение Люком Бессоном не находит ни-каких параллелей в версии Глеба Памфилова.Однако сколь бы не противоречили эти версии другдругу, была Жанна ясновидящей, слышавшей голоса свя-тых, известивших избранницу божью о ее миссии -спасения Франции, или же слабоумной простушкой,одержимой манией пророчества и использованной теми,кто «делает историю», для того чтобы поднять дух фран-цузского войска, а затем отданной на произвол церков-ного суда, приговорившего ее как еретичку и колдуньюк сожжению на костре, отдавала она «отчет» своейуникальной индивидуальности или нет, образ Орлеанс-кой девы в коллективной памяти устойчиво контамини-руется с решающими событиями Столетней войны, сня-тием осады Орлеана, коронацией законного короляКарла VII и, в конечном счете, с освобождением Фран-ции. Не случайно 8 мая - день снятия осады с Орлеана в1429 г. - принято считать национальным праздникомФранции, а Жанну французы почитают как нацио-нальную героиню.Точно так же, несмотря на то что молва и культурнаятрадиция сохранили в кладовой истории множество ми-фов, касающихся других названных и неназванных геро-инь, мифов, зачастую не только соперничающих междусобой, но и отрицающих друг друга, именно наличие ихмаркирует нечто более важное, нежели соотношение ис-тины и вымысла в них. Это нечто метафорически соот-носится с широко артикулируемым не только во фран-цузском языке, но практически во всех европейских язы-ках «cherchez la femme».«Обшепринятость» поговорки и ее этнокультурноепроисхождение знаковым образом проговариваются обочень важной составляющей культурной истории Запа-да. Именно Франция явилась своеобразным этнокультур-ным полигоном, на котором «отрабатывались» новыекультурные тендерные стереотипы сознания и поведенияевропейцев, стереотипы, прямо или косвенно закрепляв-шие за женщиной реноме не пассивного и зависимого, аактивного и свободного действующего лица историчес-кой жизни.Здесь необходима, конечно же, оговорка. Процессобретения индивидом свободы настолько сложен, мно-голик и относителен, что порой исследователи предпо-читают говорить о переходе «от некоторой несвободы кнекоторой свободе» [1. С. 8]. Разумеется, тем самым неснимается вопрос о содержательном качестве тех «точекотсчета», с оглядкой на которые и возможен разговор опереходе той или иной исторической общности к «неко-торой свободе» в конкретном ее проявлении. Этот воп-рос относится к числу тех, что «за кадром» формируютисследовательскую сверхзадачу и направляют движениепоиска. Именно в таком смысле этот вопрос может бытьпоставлен и в данном тексте.Во французском историко-культурном интерьере пе-реход или многочисленные переходы к «некоторой сво-боде» тендерного поведения и сознания являют свой ликчаще, порой раньше, а самое главное отчетливее, чем вдругих обществах не только восточного, но и европейс-кого типов. Случайно ли это? Почему именно Францияустойчиво ассоциируется с ролью «законодательницымоды» на «женскую свободу» и «женскую дееспособ-ность», что самыми разными видимыми и невидимымиспособами дает знать о себе во множестве явлений какевропейской элитарной культуры, так и массового созна-ния Запада?Действительно, если задуматься, казалось бы дале-кие по времени и культурному топосу феномены имеютмежду собой определенную связь, будучи помещенны-ми в контекст исторического рассмотрения. Зародивший-ся в средневековой Франции культ Прекрасной Дамыимеет прямое отношение к куртуазному этосу элит сред-невековой и новоевропейской цивилизации, к тому са-мому «джентельменскому» отношению к женщине, ко-торое в самых разных социальных средах до сих пор вос-принимается как идельно-эталонная модель поведениямужчины. Именно из этого историко-культурного ареа-ла средневековой Франции он начал свое «триумфаль-ное шествие», в мутированном виде завоевав себе про-странство в эгалитарной культуре современного Запада,явив себя в таких ее фетишах, как, скажем, феномен топ-модели, как одно из производных традиции демонстра-ции моды, зародившейся опять-таки во Франции, опять-таки как традиция, связанная поначалу исключительно сженщинами.Или же другой пример. Номинированный в прошломгоду на «Оскара» «Мулен Руж» своим успехом обязан вомногом востребованности поднятых в нем тем массовымсознанием, востребованности, уходящей своими отдален-ными истоками в эстетизацию культуры знаменитогоборделя времен Тулуз - Лотрека, а если копнуть глубже,в творчество последнего французского ваганта ФрансуаВийона, в знаменитой балладе которого («Баллада о тол-стухе Марго») культура впервые осознанно заговорила опроститутке в лирико-гуманистическом ключе, увидев заобразом потаскухи образ «падшей женщины», не лишен-ный несомненной привлекательности, женщины, способ-ной чувствовать и дарить спасительное тепло мужчине.Как ни парадоксально, но пафос нарождавшегося ев-ропейского индивидуализма, ощутимый в любовной ли-рике писем знаменитой Элоизы, французской монахиниXII в., отважившейся свободно выразить свое неразде-ленное любовное чувство, от которого никакие перипе-тии судьбы не могут заставить ее отказаться, находит своепреломление в сентиментальной патетике романов ЖоржСанд, Ф. Саган, песен Э. Пиаф, М. Матье и П. Каас, так-же имевших и имеющих культовую значимость для за-падного мира.Этот ряд культурных ассоциаций может быть с легко-стью продолжен, но это не является самоцелью для авто-ра данного текста. Хотелось бы попытаться понять, по-чему именно во Франции обнаружил себя ранее, чем где-либо, новый тендерный код европейской культуры, как иблагодаря чему была нарушена традиционная тендернаяасимметрия, какие историко-культурные основания имелафранцузская тендерная идентичность для той авангард-ной роли, которую ей суждено было играть вплоть доНовейшего времени в культуре Запада?Говоря о том, что тендерная асимметрия ранее всегоначала «изживаться» на французской этнокультурной по-чве и подразумевая некий вектор этого движения, узловыемоменты которого соотносятся с ключевыми явлениямизападно-европейской истории, автор данной статьи далекот примитивно-линейного представления о характере тен-дерной эволюции. В практике серьезных исследованийнакоплен немалый теоретический и конкретно-историчес-кий багаж знания, служащий хорошим противоядием про-тив рассмотрения истории как поступательно разворачи-вающегося во времени и пространстве царства тендернойсвободы [2. С. 20-45; 3; 4. С. 13].Средневековый «ренессанс», отлившийся в изящныеформы рыцарской поэзии и рыцарского романа, создав-ший культ Прекрасной Дамы и сублимированные фор-мы эротической культуры аристократии, уже в серединеXIII в. сменится ревизией возвышающего женщину илюбовь идеала, явственно обнаружившей себя в попу-лярности знаменитого «Романа о Розе», утвердившего иодновременно дезавуировавшего наработанные в средеэлиты понятия «высокой» любви, на которые способнымужчина и женщина, противопоставив им, по словамИ. Хейзинги, более древние и не менее витальные фор-мы примитивной эротики, эстетизировав грубую чув-ственность [5. С. 119, 124-128].Французское раннее Просвещение обогатит культуруобразом «ученой женщины», писательницы, обладающейвнутренней автономией, которой по плечу решение ин-теллектуальных и культурных задач, решаемых мужчи-нами. Но это расширившееся пространство тендерногосознания, в котором женщина фигурирует как субъект,имеющий право голоса не только на кухне и в алькове,будет резко ограничено уже Ж.-Ж. Руссо с его дискур-сом о полах, утверждавшем модель нежной, самоотвер-женной, внешне привлекательной женственности, создан-ной природой не для того, чтобы любить, и уж тем болеезаниматься искусствами, политикой или тому подобны-ми мужскими делами, но для того, чтобы приводить ввосхищение и быть любимой [6. С. 55-108].Пропагандируемый Ж.-Ж. Руссо идеал женщины явновступит в противоречие с одной из ключевых установоккультуры Просвещения и собственной философией мыс-лителя - представления о человеке как субъекте, способ-ном по собственному усмотрению, следуя собственнымимпульсам развивать силу своего духа и тела на путиобретения той счастливой свободы, которую предусмот-рела природа.Безусловно, каждый из «ренессансных» периодов в ген-дерной истории Франции, впрочем как и любой другойстраны, имел свой «откат», наработанные культурой новыетендерные идеалы и поведенческие модели подвергалисьревизии, пародированию, если не отрицанию. Однако привсей сложности процесса оцивилизовывания пространстватендерных отношений в нем все-таки просматриваетсянекая пусть сложная, пусть драматичная логика поступа-тельности, связанная с фиксацией и развитием базисныхустановок, культурных мутаций, которую данный текстимеет целью хотя бы контурно обозначить.Попытавшись реконструировать некоторые ключевыемоменты в изменении этнокультурного интерьера тендер-ных идеалов и моделей поведения во Франции в Сред-ние века и Новое время, мы, может быть, приблизимся кбольшему пониманию механизмов расширения граництендерной свободы, той сложной эволюции, которуюпретерпело наше сознание на пути обретения краеуголь-ной идеи европейского гуманизма - самоценности лич-ности, человеческого «Я» независимо от того, являетсяоно в мужской или женской, взрослой или детской иликакой-либо иной личине. Может быть тем самым сдела-ем еще один шаг на пути обретения той самой «трезвос-ти» взгляда на проблему, которую столь афористичнообозначил Л.М. Баткин (чьи слова предпосланы эпигра-фом к данному тексту) применительно к пониманию про-цесса нарождения европейского индивидуализма в рам-ках возрожденческой культуры?Начнем с того, что рубежом XII-XIII вв., с которогопринято вести отчет с начала трансформации отноше-ния к женщине в средневековой традиции, имея в видузарождение в среде французской аристократической эли-ты куртуазного отношения к женщине, вряд ли стоитмаркировать тот процесс, который может быть условноназван как процесс обретения женщиной некоей автоно-мии и дееспособности в самом широком смысле слова исвязанный с ним процесс осмысления данного движения,78запечатленный в культурных текстах цивилизации. Хотялитературная традиция на первый взгляд дает основаниядля такого прочтения истории тендерного хронотопаФранции эпохи средних веков. Действительно, если мыобратимся к хрестоматийной «Песни о Роланде», то об-наружим в ней характерное для архаики отсутствие лю-бовной и связанной с ней женской тем. Как и в древне-германской поэзии, в ней решительно отсутствует вся-ческая куртуазность, авантюрность, индивидуализация,сколько-нибудь внятный интерес к «жизни сердца», «Вы-сокое» чувство Роланда в последние минуты его жизниобращено не к его невесте Альде, лишь мельком упоми-наемой в тексте, но к его «верной подруге» - Дюрандаль.Он умоляет ее выполнить его последнюю волю и, заклю-чив в прощальном объятии, обещает ей верность за фо-ба [7. С. 131-140].Франция «темных веков» оставила исследователямочень мало источников, причем источников дискретногохарактера, по которым можно было бы представить кар-тину тендерных отношений этого времени. Впрочем, этоотносится к Средневековью в целом. Это породило, посправедливому замечанию А.Л. Ястребицкой, множествоаберраций традиционной историографии в подходе кженщине. Средневековье представляли то как эпоху аб-солютноговраждебного отношения к ней, господстварелигиозного догматизма и мракобесия, то в духе феми-нистской историографии, акцентировавшей дискримина-ционное положение женщины в Средние века, засильепатриархальных отношений и медленную эмансипациюпо мере приближения к Новому времени [9. С. 287].И вместе с тем в каждом из этих историографическихмифов кроется доля истины. Достаточно вспомнить, чтона протяжении длительного времени французская жен-щина предстает в источниках «безголосой» или говоря-щей «мужским» голосом, пока он не «прорежется» в пись-мах Элоизы, произведениях К. Пизанской или М. Навар-рской. Тем не менее мужской дискурс, запечатленный взаконодательстве, хрониках, не говоря уже о литературе,делает ее образ в определенной мере «ощутимым» дляисследователей. Более того, через содержание собствен-но мужских тем, в которых зафиксированы ценностныеориентиры и модели поведения сильной половины, про-зрачнее видны те причины, по которым женский дискурсподвергается репрессии.Казалось бы, эпоха Великого переселения народов иобразования варварских королевств дает самый минимумвозможностей уловить хотя бы абрис тендерной ситуа-ции у франков. Однако некоторые черты к тендерномупортрету этой эпохи можно все-таки попытаться набро-сать, памятуя о бахтинском принципе, согласно которо-му «смысловые явления могут существовать в скрытомвиде, потенциально и раскрываться только в благоприят-ных для этого раскрытия смысловых культурных контек-стах последующих эпох», в режиме «большого времени».Продолжая эту мысль, С.С. Аверинцев писал: «Оно (боль-шое время. - И.Н.) даже реальнее, чем изолированныйисторический момент; последний есть по существу нашаумственная конструкция, потому что историческое вре-мя - длительность, не дробящаяся ни на какие моменты,как вода, которую, по известному выражению поэта, зат-руднительно резать ножницами. Но совершенно понят-но, почему доказательному знанию без этой конструк-ции не обойтись; только внутри исторического моментафакт в своем первоначальном контексте имеет такойсмысл, объем которого поддается фиксации. Сейчас жеза пределами исторического момента он попадает в но-вый контекст новых фактов, сплетается с ними в единуюткань, становится компонентом рисунка, проступающе-го на этой ткани и на глазах усложняющегося, и тогдасмысл его имеет уже не только границы объема, сколькоопорные динамические линии, куда-то идущие и куда-тоуказывающие» [10. С. 210-211].Эти опорные линии прорастающих новых смысловрельефнее проступают в сопоставлении со смысламидругих, пусть чужих, но типологически сопоставимыхкультур. Возвращаясь к «варварской» Франции, можнообозначить ряд зафиксированных традицией установок,которые в сопоставлении с тендерным хронотопом дру-гих культур рельефнее оттенят их специфику в алгорит-ме большого времени. Достаточно обратиться к хресто-матийному сюжету с наследованием аллода в Саличес-ком законе. Франкское королевство очень рано зафикси-ровало изменившийся статус женщины как собственни-цы земли (добавив к Салической правде Эдикт Хильпе-рика - вторая половина VI в.), допустивший женщину кнаследованию аллода. Мы не найдем соответствующихфранкскому аллоду параллелей ни в раннем англосаксон-ском законодательстве, ни уж тем более в древнерусском.Следует, конечно, оговориться, что в Вестготской прав-де, отразившей большое влияние римской традиции, жен-щина обладает широкими правами, что зафиксировалистатьи, делавшие дочерей полноправными с сыновьямив вопросах наследования и наделявших жен широкимиправами опекунства над детьми в управлении собствен-ностью, как добрачной, так и совместной. В большин-стве прочих варварских правд таких «свобод» за женщи-нами не признавалось.То, что у франков в эту эпоху статус женщин де-фак-то и де-юре был выше, чем у многих народов эпохи вар-варских королевств, имеет под собой достаточно вескиеоснования, коренящиеся в исторической логике генези-са франкского королевства. Этот высокий статус женщи-ны имеет смысловой параллелизм с быстротой и отно-сительной плавностью оформления диалога пришлогоэлемента завоевателей франков с завоеванным населе-нием романизованной Галлии. Именно в этом бродиль-ном котле, в котором выплавлялся «брачный союз» заво-евателей и завоеванных, закладывались условия и длянового тендерного диалога, оплодотворенного культур-ной генетикой обеих сторон.Ранее всего этот процесс начался в среде элиты. Аме-риканские исследовательницы, Энн Макнамара и СюзанУемпл убедительно показали, что неспособность женщи-ны наследовать землю начала исчезать вместе с тради-цией покупного брака и умыкания, бытовавшей в древ-негерманском обществе и изживавшейся в среде коми-тата быстрее, нежели в других социальных стратах[11. С. 85-90]. В Салической правде покупной брак кактаковой уже отсутствует, оставив о себе память в видесимволической платы женихом родственникам невесты.Можно попытаться понять взаимосвязь изживания со-циальной архаики с архаикой тендерной. Во всех культу-рах обнаруживается в древних пластах традиции обычаисродни умыканию, покупному браку и тому подобные вещи,так или иначе связанные с практикой агона, который в пе-реводе на язык тендерных отношений означал, что самомусильному и доблестному мужчине, что требовалось дока-зать, доставалась самая лучшая женщина. Судя по Гомеру,у древних греков была довольно распространена атональ-ная практика выдачи замуж, когда невеста становилась да-ром лучшему из женихов за победу в состязаниях. Следыагона можно обнаружить в русских сказках, с их мотивомотправления Ивана-дурака за три моря, в тридевятое цар-ство, тридесятое государство, совершением им там неви-данных геройств и обретением вместе с половиной цар-ства руки царской дочери и т.д.Витальная природа агона в тендерных отношенияхпрозрачно видна в языке. Опять-таки можно найти нема-ло параллелей у самых разных народов. В «Песни о Ни-белунгах», насыщенной архаическими смыслами и лек-сикой, Гунтер, жалуясь Зигфриду на Брюнхильду в пер-вую брачную ночь, говорит, что «не хотела дева ласкать впути бойца» [12. С. 293]. Еще красноречивее зулусскийматериал, выявляющий прямую связь сексуального дис-курса и воинских успехов мужчины[13. С. 34].Важная деталь: в этом общем для человеческого родаагональном коде тендерных отношений уже в эпоху ар-хаики появляется то, что можно назвать признаком ихоцивилизовывания. На определенном этапе культурнойзрелости природные предпочтения начинают теснитьсясоциально знаковыми. Ни Зигфрид, ни Гунтер не виделисвоих невест, за которыми они, как и известный персо-наж русских сказок, отправятся за три моря, их атональ-ные авантюры были продиктованы тем, что и тот и дру-гой были наслышаны об «избранницах сердца», об ихкрасоте, знатности и богатстве.Уже начало меровингской эпохи красноречиво сви-детельствует с том, что у франков в новом социокультур-ном ландшафте их бытования приоритет знатного про-исхождения женщины вступает в серъезные противоре-чия с природным влечением к ней. «Геродот» средневе-ковой Франции Григорий Турский в «Истории франков»дает немало возможностей убедиться в этом. Еще отецоснователя франкского королевства, легендарного Хлод-вига Хильдерик предстает на страницах «Истории фран-ков» как отличавшийся «чрезмерной распущенностью»нравов, развращавшим, как сообщает Григорий Турский,дочерей франков, за что был и изгоняем ими, и лишаемкоролевской власти [14. Кн. 2,12]. Его потомки, имевшиене менее выраженные сексуальные аппетиты, менявшиежен, наложниц, «пользовавшие» приглянувшихся импленниц, уже вынуждены решать сложные задачи, свя-занные с выбором брачной партии.В этом смысле симптоматична история Хильперика I,короля Нейстрии (561-584), внука Хлодига. Имевший,как сообщает Григорий Турский, множество жен, Хиль-перик затевает сватовство к вестготской принцессе Гал-свинте, побуждаемый мотивом соперничества с собствен-ным братом - австразийским конунгом Сигибертом. Ко-нечно же, агон политический (за братьями стояли серь-езные противоборствующие этнополитические силы) немог не быть связанным с агоном психологическим. Вовсяком случае в тексте «Истории франков» сватовствоХильперика недвусмысленно увязано с женитьбой Си-гиберта, выбравшего себе в жены не какую-нибудь слу-жанку, что было в обычае его братьев, как подчеркиваетавтор, а женившегося на «девушке тонкого воспитания»,«благородной, умной и приятной в беседе» [14. Кн. 2,27].Так характеризует Григорий Турский Брунгильду. Имен-но эти «нематериальные» обстоятельства - ореол знат-ности, наконец, престиж хороших манер, воспитания,словом, всего того, что всегда обладает особой притяга-тельной силой для не имеющих данного культурного ка-питала, являлось мерилом соперничества и достиженияпревосходства над другим для каждого из них.Безусловно, материальные обстоятельства ни в коемслучае нельзя сбрасывать со счетов, однако вряд ли имиможно объяснить все тонкости природы соперничества.Григорий Турский сообщает, что поначалу ХильперикГалсвинту «даже очень любил; ведь Галсвинта привезлас собой очень большое богатство» [14. Кн. 4, 28]. К томуже родство с Атанагильдом, отцом невесты, сулило ко-ролю Нейстрии потенциального союзника,,что особен-но было важно в связи с расширившимися границамивладений Хильперика. Дело в том, что когда шли перего-воры по поводу брачного союза, умер старший из брать-ев Хариберт и его земли были поделены между оставши-мися братьями, причем Хильперику достались террито-рии, пограничные с вестготскими владениями. Не слу-чайно в качестве «утреннего дара» - подарка, которымжених одаривал невесту на утро после первой брачнойночи, Хильперик преподнес Галсвинте города Бигорр,Кагор, Беарн, Бордо и Лимож, доставшиеся от дележаземель Хариберта. Родство с Атавигильдом упрощалозадачу защиты новых территорий. Однако, заметим, чтоэти «территориально-политические обстоятельства» вы-рисовались после того, как Хильперик затеял новый брак.Матримониальные предпочтения социокультурногопорядка, как правило, подкрепляются определеннымиобязательствами. Хильперик был вынужден не толькоразвестись, но и удалить от себя своих наложниц. Во вре-мя свадьбы новобрачной были оказаны исключительныепочести. Все приближенное к королю мужское населе-ние поклялось ей в верности, как королю. Как сообщаетФортунат, выстроившись полукругом, знатные люди ипростые воины вынули свои мечи из ножен и, размахи-вая ими, произнесли старую языческую формулу, кото-рой обрекали в жертву мечу того, кто нарушит клятву.Хильперик торжественно поклялся, что никогда не от-вергнет дочери короля готов, и пока она будет жива, невозьмет другой жены. Серьезность намерений была под-креплена «утренним даром» [15. С. 348-349].Однако «природа» вступит в спор с «культурой». Сек-суальные предпочтения Хильперика вскоре заставят егозабыть о политических резонах и уж тем более о клятве.Бывшая наложница Фредегонда вытеснит Галсвинту изкоролевского алькова. А поскольку амбициозные аппе-титы хитроумной женщины были велики, то вскоре ко-ролева будет умерщвлена, чтобы очистить трон для но-вой его владелицы.В этой истории для нас важен не только момент вы-бора королем партнерши знатного рода, не только отказот этого выбора, обусловленный «хрупкостью» природыновых знаковых отношений, но и тот чрезвычайно важ-ный механизм, с помощью которого цивилизация закреп-ляла новые тендерные установки, связанные с практи-кой единобрачия, уважения брачной партнерши, призна-ния за ней определенных прав. И здесь сама историиФранции проясняет социальную подоплеку данных про-цессов. Соперничество Хильперика с Сигибертом былолишь одним из многочисленных атональных примеров,которыми изобилует меровингская история. Свобода во-леизъявления того или иного действующего лица в мно-гочисленных атональных эпизодах ограничивалась ана-логичной свободой других участников соперничества,имевшего сложную синкретичную природу.В случае с Хильпериком механизм такого рода тен-дерного оцивилизовывания виден в следующих событи-ях. Сигиберт объявит брату войну, в которой «повинны»были и желание Брунгильды отомстить за злодейскуюсмерть сестры, и стремление австразийского короля по-вергнуть своего соперника, и жажда добычи тех, кто вста-нет под руку Сигиберта. Важно подчеркнуть, что этотэпизод военного противоборства братьев органично впи-сан в исторический интерьер «войны всех против всех».Сигиберту удастся заручиться поддержкой другого бра-та и короля Гонтрамна, при посредничестве которогоХильперик был призван к суду, обвинен в предумышлен-ном убийстве Галсвинты. Проштрафившийся король обя-зывался вернуть сестре убиенной королевы ее «утрен-ний дар» в виде городов Бордо, Лиможа, Беарна, Кагораи Бигорра. Достоинство и имущественные права короле-вы отстоял соперник ее супруга.Эта война, сопровождавшая процесс оформления ран-несредневековой государственности во Франции, выявля-ет специфику социальной структуры ее элиты. Последняяв свою очередь проливает свет на возможности и границыатонального по своей природе стремления к самоутверж-дению ее представителей. Несколько огрубляя ситуацию,можно сказать, что наличие относительно равновеликихагентов социально-политического поля, как сказал быП. Бурдье, способствовало тому, что их устремления, с од-ной стороны, свободнее выражались, а с другой, быстрееподвергались оцивилизовывающему их ограничению, стал-киваясь с подобными себе в новом культурном простран-стве. Ни один из франкских королей отчасти по этим при-чинам не мог позволить себе наличие гарема, который орга-ничен гендерными практиками обществ, основанных навертикальном принципе структурирования государствен-ности и элит. Более того, унаследованные от предшеству-ющей цивилизации культурно-религиозные ценности иустановки, как, скажем, этическая максима единобрачия, струдом укоренявшиеся в ту сложную эпоху даже в средегалло-римской знати, именно благодаря сложившейся со-циальной структуре взаимодействия элит имели шанс ок-репнуть и дать жизнь новым культурным тендернымпрактикам, дисциплинировавшим витальную безгранич-ность сексуальных влечений.Оцивилизовывание пространства тендерных отноше-ний шло рука об руку с аналогичным процессом в тол-ще той жизни, которую традиционно принято называтьсоциально-политической. То, что новый код тендерныхотношений во франкском королевстве начал оформлять-ся раньше, чем в каком-либо ином, напрямую связано скомплексом многочисленных причин, по которым в немже раньше чем где-либо был заложен прочный фунда-мент под диалог социальных сил, имевший своим ре-зультатом оформление уже собственно средневековогообщества.Принимая во внимание этот социально-историческийи культурно-психологический интерьер агона «равнове-ликих» его участников, можно лучше понять и многиедругие особенности тендерных отношений франкскогообщества. В частности, казалось бы, противоречащиедруг другу, на первый взгляд, модели женской святости сих высоким престижем в самых разных социальных сло-ях и модели сексуальной свободы женщины, так или ина-че при всех культурных мутациях сохранившие и поны-не силу своего исторического генотипа.Что касается последней модели, то она ярко представ-лена уже знакомым нам лицом - фигурой Фредегонды.(Такими персонажами изобилует «История франков».) Ееистория жизни красноречиво свидетельствует о том, на-сколько широки были возможности у женщины восполь-зоваться подаренным ей природой капиталом. Именноблагодаря последнему, а также своей «практической смет-ке» Фредегонда не только завоюет место на королевскомложе, но и на троне. Ее случай прозрачно высвечиваеттот факт, что власть женщины в эту эпоху во франкскомобществе, скорее, проистекала из личной силы, чем по-зиций семьи, рода. Возможности использования тех се-тей влияния, которыми одарила ее женская природа, бу-дут достаточно широки благодаря опять-таки подвижной,не сковывавшей границы индивидуальной свободы струк-туре социальных полей в меровингском обществе. К ска-занному следует добавить, что витальность сексуальныхотношений, их свободного выражения в этом общественикогда не будет подвергаться такому жесткому репрес-сированию (несмотря на ламентации церкви по поводугреховной человеческой природы и инвективы в адресее конкретных носителей), как это могло бы иметь местов социуме с сильным подавляющим культурно-религи-озным и политическим центром.Первая из названных моделей - женской святости -характерно представлена в образе святой Радегунды.Основательница женского монастыря в Пуатье, прослыв-шая в народе великой [14. Кн. 3, 7], была известна своимподвижничеством,аскезой и благочестием настолько, чтона ее погребении присутствовало множество авторитет-нейших людей, среди которых был и почитавший Раде-гунду Григорий Турский. Обретение ею столь высокогорелигиозного статуса, та роль, которую она выполняла воснованной ей обители, широкие полномочия, которы-ми она была наделена (Григорий Турский приводит пись-мо Радегунды епископам, из которого явствует, насколь-ко значительна была ее власть в обители и влияние в цер-ковной среде, а также за ее пределами [14. Кн. 9, 42]),свидетельствуют о том, что в сознании современниковее авторитет мог вполне поспорить с авторитетом свято-го мужского пола.Еще раз подчеркнем, святость Радегунды как одна изэкстрем гендерного кода культуры и природная витальностьФредегонды как ее антипод - звенья одного культурногоцикла, в котором можно увидеть цивилизационную подо-плеку атональной игры, способствовавшей наработке но-вых культурных стереотипов. Напрашивается предположе-ние, что «обращение» Радегунды из особы королевскогорода в основательницу монастыря, ставшую впоследствиисвятой, неслучайно. У истоков этой сложной личной кол-лизии стоит вся та же атональная ситуация. Дочь тюрингс-кого короля Бертахара, ставшая пленницей франкскогоХлотаря (сына Хлодвига), вопреки собственному желаниюбыла обвенчана с франкским правителем. Хлотарь не толь-ко был одним из тех, кто принадлежал к роду, повинному вгибели ее отца, он лично был причастен к убийству ее бра-та-заложника. Она всячески уклонялась от выполнениясвоих королевских обязанностей, пока не решилась на по-бег, приведший ее к постригу.Заметим, что социально-знаковый характер приори-тетов Хлотаря в выборе брачной партии очевиден не толь-ко в факте знатного происхождения Радегунды, но и втом, как восьмилетнюю знатную пленницу готовили ксвадьбе. Ее тщательно воспитывали в Нейстрийском ко-ролевстве, ей было дано образование в соответствии состандартом изысканной галло-римской культуры. Одна-ко, судя по всему, ничто не могло заставить Радегундузабыть то унижение, которое было нанесено ей и ее знат-ным родственникам. Принудительный характер брака,должно быть, лишь закрепилту ненависть, которую онаиспытывала к мужу, равно как и породил отвращение ксексуальной стороне брака, послужившее одним из ис-точников ее аскезы.Тендерный агон как источник кризиса идентичностибудущей святой, приведшей ее к вершинам религиознойнеформальной власти, несомненно сыграл свою культур-но-продуктивную роль лишь благодаря тому, что Раде-гунда обладала и соответствующим материальным и по-литическим капиталом. Основать монастырь, довольнобольшой и влиятельный по тем временам, удерживатьвласть над ним, равно как и заручаться поддержкой силь-ных мира сего в тогдашнюю эпоху, могла только знатнаяи богатая женщина, каковой и являлась Радегунда. Неслучайно, что большинство женских святых этого пери-ода были из королевских семей [16. С. 107].Нелишне подчеркнуть, что наличие во франкскомобществе носителей более рафинированной культурнойтрадиции, нежели собственно франкская, будет способ-ствовать пластичной работе механизмов окультуриванияварваров, что и запечатлеет женский образ святой Раде-гунды. Не просто монахиня, не просто святая, но изыс-канно культурная, по меркам того общества, женщина.От ее образа, равно как и от образов подобных ей, берутсвое начало те смысловые опорные линии гендерногосознания, которые будут явлены в классическую эпохуфранцузского Средневековья в образе знаменитой Элои-зы, на его закате в образах Кристины Пизанской и Мар-гариты Наваррской, в Новое время - мадам де Сталь.Действительно, есть некая смысловая перекличка та-ких явлений, как, скажем, высокий статус святой Раде-гунды во франкском обществе VI в. и соответствующее«реноме» Кристины Пизанской во французском обществеконца XIV - начала XV в. Образ хорошо образованной иотличавшейся святостью души Радегунды, появивший-ся на страницах «мужского» текста «Истории франков»,аналогов которому не дает ни один из известных источ-ников раннесредневековых европейских обществ, в ка-ком-то смысле предтеча образа Кристины Пизанской.Кристину порой называют «первым профессиональ-ным писателем» [17. С. 276], жившим за счет своих ли-тературных трудов, нашедших признание не только у жен-ской, но и мужской читательской аудитории. Ее ученостьи литературный дар, равно как и свобода суждений, обес-печили ей широкую известность в образованных кругахи покровительство Карла VI, его жены Изабеллы Бавар-ской, беррийского герцога Жана, соперничавших междусобой бургундских и орлеанских герцогов. Это покрови-тельство, выражавшееся и в денежном воспомощество-вании, красноречиво говорит само за себя. Впервые вЕвропе общество «признало» за женщиной высокий ин-теллектуальный статус. Пусть эта женщина по происхож-дению была родом из Венеции, пусть мужская часть при-дворного общества видела в ней скорее исключение изправил, чем органичное развитие традиции. Для на

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Николаева Ирина ЮрьевнаТомский государственный университеткандидат исторических наук, доцент кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории исторического факультетаklio@ic.tsu.ru
Всего: 1

Ссылки

Аверинцев С.С. Бахтин, смех, христианская культура // М.М. Бахтин как философ. М., 1992.
Пушкарева H.J1. От «His-story» к «Her-story» // Адам и Ева. Альманах тендерной истории. М., 2001.
Пушкарева Н.Л. Женщины России и Европы на пороге нового времени. М„ 1996.
Репина Л.П. Тендерная история сегодня // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. М., 2001.
Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988.
Эрих-Хефели В. К вопросу о становлении концепции женственности в буржуазном обществе XVIII века: психоисторическая значимость героини Ж.-Ж. Руссо Софи // Пол. Тендер. Культура. Немецкие и русские исследования. М, 1999.
Матюшина И.Г. Средневековая германская поэзия в европейском контексте // Вестник РГГУ. Вып. 2. М, 1998.
Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. М., 1976.
Ястребицкая А.Л. Женщина и общество // Средневековая Европа глазами современников и историков. М., 1999.
Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. № 7.
Mcnamara J.A., Wemple S. The Power of Women Thought. The Family in Medieval Europe. 500-1100 // Women and Power in the Middle Agers. The Univ. of Georgia Press, 1988.
Гуревич А.Я. Средневековая литература и ее современное восприятие // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976.
Риттер Э.А. Зулус Чака. М., 1989.
Григорий Турский. История франков. М., 1987.
Тьерри О. Рассказы из времен Меровингов // Тьерри О. Избранные сочинения. М., 1937.
Schulenburg J.T.I. Female Sanctity: Public and Private Roles. 500-1100 // Women and Power in the Middle Agers. The Univ. of Georgia Press, 1988.
Малинин Ю.П. Примечания к «Книге о Граде Женском» // Пятнадцать радостей брака. М., 1991.
Кристина Пизанская. Из «Книги о Граде Женском» // Пятнадцать радостей брака. М., 1991.
Gofflieb В. The Problem of Feminism in the Fifteenth Century//Women of the Medieval World. Essays in Honor of John H. Mundhy. Ed. by Kirshner J. and Wemple S.F. Basil Blackwell, 1985.
Дюби Ж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Франции XII века// Одиссей. Человек в истории. М„ 1990.
Жизнеописания трубадуров. М., 1993.
Суприянович А.Г. Слезы рыцаря: штрихи к представлениям о мужественности в средневековых рыцарских романах // Адам и Ева. Альманах тендерной истории. М., 2002. № 3.
Бессмертный Ю.Л. Это странное ограбление... // Казус. 1996. Индивидуальное и уникальное в истории. М., 1997.
Кретьен де Труа. Ивэйн, или Рыцарь со львом // Средневековый роман и повесть. Б.В.Л. М., 1974. Т. 22.
Вольфрам фон Эшенбах. Парцифаль // Средневековый роман и повесть. Б.В.Л. М., 1974. Т. 22.
Бессмертный Ю.Л. Формирование феодально-зависимого крестьянства на территории Северной Франции (Vl-Х вв.) // История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. М., 1985. Т. 1.
Репина Л.П. Женщины и мужчина в истории: новая картина европейского прошлого. М., 2002.
Рябова Т.Е. Женщина в истории западно-европейского средневековья. Иваново, 1999.
Ле Гофф Ж. С небес на землю (Перемены в системе ценностных ориентации на христианском Западе ХН-ХШ веков) // Одиссей. Человек в истории. М , 1991.
Михайлов АД. Старофранцузская городская повесть «фаблио» и вопросы специфики средневековой пародии и сатиры. М., 1986.
Михайлов АД. Пятнадцать радостей брака. Примечания // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения авторов XIV-XV веков. М., 1991.
Г.Ю. Бахорский. Тема секса и пола в немецких шванках XVI века // Одиссей. М., 1994.
Фаблио. Старофранцузские новеллы. М., 1971.
ShaherS. The Fourth Estate: A History of Women in the Middle Ages. L.; N.-Y., 1983.
Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X - начало XIX века). М., 1997.
Бессмертный Ю.Л. Брак, семья и любовь в средневековой Франции // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения авторов XIV-XV веков. М. 1991.
Otis J.L. Prostitution and Repentance in Late Medieval Perpignan // Women of the Medieval World. Essays in Honor of John H. Mundy. Ed. By Kirshner J. and Wemple S.F. Basil Blackwell, 1985.
Фавье Ж. Франсуа Вийон. M„ 1999.
Вийон Ф. Избр. произв. М., 1984.
 Культурные коды западно-европейского Средневековья в историческом интерьере их бытования | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 281.

Культурные коды западно-европейского Средневековья в историческом интерьере их бытования | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 281.

Полнотекстовая версия