Н.М. Карамзин и англо-шотландская историографическая традиция второй половины XVIII в. | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 281.

Н.М. Карамзин и англо-шотландская историографическая традиция второй половины XVIII в.

В статье рассматриваются проблемы влияния на историческое творчество Н.М. Карамзина исследований Д. Юма, В. Робертсона, Э. Гиббона. Становление и развитие отечественной исторической науки не может быть адекватно понято без учёта тех образцов, которые были созданы во второй половине XVIII в. в рамках европейского научного пространства.

N.M. Karamzin and anglo-scottish historiographical tradition of the second half of the XVIII century.pdf Историческое творчество Н.М. Карамзина рассматри-валось в русле исключительно отечественной историог-рафической традиции. Изоляционизм идеологический,усиленный издержками внутринаучной специализации,закрепил в нашей науке упрощённое представление опроцессе формирования Карамзина-историка, не учиты-вавшее масштабность научных интересов исследовате-ля, ощущавшего себя гражданином мира не менее, не-жели гражданином России.В данной работе автор видит свою главную цель в том,чтобы обозначить проблему предопределённости главно-го труда Карамзина процессами, происходившими в запад-ной науке. «История государства Российского» есть фено-мен, формировавшийся в границах европейского научно-го пространства по образцам, им задаваемым. В качественаиболее значимых образцов здесь будут рассматриватьсяте, которые были провозглашены таковыми самим Карам-зиным в «Письмах русского путешественника». Представ-ляется, что без анализа данного историографического пла-ста историческое творчество Н.М. Карамзина, а значит, ипроцесс становления исторической науки в России, не мо-гут быть поняты адекватно.Отечественная историческая наука и на излёте XVIII в.делала лишь первые шаги. Своеобразный итог её развитияв XVIII в. в самом начале XIX в. подвёл такой признанныйэксперт, как Август Людовик Шлёцер. Он чрезвычайновысоко оценивал масштабность самой русской истории (таккак это «история не какой-нибудь земли, а целой части све-та»), важность «по непосредственному её влиянию на всюпрочую, как европейскую, так и азиатскую» [2], её источ-никовую базу1.Крупнейший источниковед с европейским именемЛ. Шлёцер писал: «Раскройте летописи всех времён и зе-мель и покажите мне историю, которая превосходила быили только равнялась с Русскою» [2]. Русским летописям,отмечал он, не доставало «только учёного обработан™, ино-странцы не принимались за оное для того, что не могли, да1 «Больно, но должно по справедливости сказать, что у нас до сеговремени нет хорошей Российской Истории, то есть писанной с фило-софским умом, с критикою, с благородным красноречием», - подчёр-кивал Карамзин [1С. 252].147Тацит, Юм, Робертсон, Гиббон - вот образцы!......После Фукидида и Тацита ничто не можетсравняться с Историческим Триумвиратом Британии.Я. М. Карамзин [ 1 ]и сами русские не старались об этом» [2. pzi]. Ему пред-ставлялось странной участь российской исторической сло-весности: несмотря на то что «сами государи ободряют,приглашают, приказывают», ничего не делается, «а если иделается, то всё не так» [2. poz].Такая оценка, отчасти эпатажная по своей цели и сути,представляется, была вызвана не столько желанием пере-черкнуть всё, что было сделано в XVIII в., сколько стрем-лением акцентировать внимание на нерешённых пробле-мах, повысив, таким образом, интерес к предлагаемому имсамим варианту их решения. Вместе с тем отзыв Шлёцера,думается, - убедительное свидетельство заметного отста-вания российской исторической науки от европейскогоуровня.Оценка, данная немецким учёным, в целом совпада-ет с мнением россиянина Карамзина [3], высказаннымза десять с лишним лет до появления шлёцеровского«Нестора». Однако нельзя не заметить и существенногорасхождения в их подходах: у Шлёцера на первом местестоит научность анализа, для Карамзина, думается, важ-нее то влияние, которое может оказать историческое ис-следование на историческое самосознание нации.Прагматическая установка Н.М. Карамзина вполнесоответствует исторической традиции XVIII в. Извест-но, что отношение к прагматической истории всегда былонеоднозначно. Как подчёркивал, например, Густав Шпетв знаменитой «Истории как проблеме логики», прагма-тическая история предшествует и философской, и науч-ной истории. «Вполне понятно. - писал он, - что исто-риография квалифицирует историю Юма как прагмати-ческую историю. Для "философской истории" здесь нетобъединяющей "точки зрения", для научной - нет идеивнутреннего фактора, лежащего в самом историческомпроцессе, и не только объединяющего, но и объясняю-щего его» [3]. В то же время, характеризуя английскиеисторические работы XVIII в., он писал: «...наука(под-чёркнуто мною.-Я.Р.) история в период, ближайший заЛокком, не продвигалась вперёд. И напротив, их ожив-ление к концу XVIII в. происходит под обратным влия-нием французского Просвещения (Юм, Робертсон,Гиббон)» [3. С. 76]. Следовательно, вынося прагматическую историю за рамки собственно научной истории, онрассматривал её как необходимый этап в развитии наукиистории.В рамках этого общеевропейского этапа, ориентиру-ясь на систему ценностей, наиболее полно представлен-ную в немецких, кантовых этических работах, Н.М. Ка-рамзин и создавал свой труд, моделируя его в соответ-ствии с лучшими английскими образцами историческихпроизведений эпохи Просвещения, предопределяя темсамым его принадлежность в большей мере веку восем-надцатому, нежели следующему за ним [4].При сравнительном анализе исторических трудовН.М. Карамзина и его предшественников представляет-ся, в первую очередь должны быть проанализированыпредложенные ими варианты структурирования работ вцелом, а также следующие структурные элементы тек-ста: посвящения монархам, предисловия, обобщающиеглавы, портретные характеристики.Д. Юм, чьё масштабное сочинение открывало, с ис-ториографической точки зрения, вторую половинуXVI11 в., простраивал своё исследование отчасти ретрос-пективно: первые опубликованные тома, вышедшие в1754-1757 гг., освещавшие историю Англии в эпоху Стю-артов, составят позднее 7-8-й тома его восьмитомной«Истории Англии от вторжения Юлия Цезаря до рево-люции 1688 г.», опубликованной полностью в 1778 г.В вышедшем ранее других томе изложение политичес-кой истории прерывается после пятой главы приложени-ем «Царствование Якова I», в рамках которого выделеныследующие рубрики: «гражданская администрация Анг-лии в этот период»; «церковное правление»; «нравы»;«финансы»; «армия»; «флот»; «торговля»; «промышлен-ность»; «колонии»; «науки и искусства» [5]. Том завер-шался главой XIV, где в финале выделены суд над коро-лём Карлом I, его казнь, его характер [5. С. 407-454].В томе, который позднее станет первым, после трёх глав,характеризующих особенности населения Британии, со-бытия при Эберте, Этельроде и т.д., следует приложение I«Англо-саксонское управление и обычаи», где характе-ризовались и власть королей, и статус аристократии, осо-бенности правового регулирования, специфика вооружён-ных сил, нравы населения до норманнского завоевания[6. Vol. I. Р. 169-198]. В структуре следующих глав обра-щает на себя внимание сочетание «смерть и характер»тогоили иного правителя (Вильгельма Завоевателя, гл. IV;Вильгельма Руфа, гл. V; Генриха I, гл. VI; Ричарда I, гл. X;Иоанна, гл. XI) [6. Vol. I. С. XXI-XXIII], После гл. XIД. Юм снова помещает приложение, характеризующееуже феодальное, англо-нормандское управление и обы-чаи, где речь идёт о прогрессивности феодального зако-нодательства, парламент именован феодальным, охарак-теризованы торговля, церковь, гражданское законодатель-ство и нравы [6. Vol. I. С. 489-524].Итоговые характеристики царствующих особ и далеебудут подводить определённую черту, отделяя одну гла-ву английской истории от другой. Особенно подробнобудет анализироваться Юмом эпоха первых Тюдоров,именем Генриха VII будут названы гл. XXIV-XXVI, име-нем его преемника Генриха VIII - гл. XXVII-XXXIII[6. Vol. II. Р. 499-616; Vol. VIII. Р. 1-242]. Следующее, тре-тье, приложение завершит обширную часть, посвящён-ную эпохе Елизаветы, после гл. XLIV свыше тридцатистраниц уделит автор характеристике управления, тор-говли, вооружённых сил, мануфактур и образования тойэпохи [6. Vol. I. Р. 169-198]. Последнее приложение, овремени Якова I Стюарта, охарактеризовано выше. За-вершается исследование Д. Юма описанием событийСлавной революции 1688-1689 гг.Совершенно иначе подойдёт к простраиванию своейтрёхтомной «Истории государствования императораКарла V» В. Робертсон. Работа, изданная в Лондоне в1769 г., будет начинаться с обширного Введения, которое в1775-1778 гг. опубликуют в России в двух томах: первыйтом будет содержать собственно «Введение», второй - «До-казательства и объяснения Введения» [7]. По поводу имен-но этой публикации Карамзин напишет в предисловии кпервому тому «Истории государства Российского»: «Но сииобозрения, сии картины не заменяют летописей, и кто чи-тал единственно Робертсоново Введение в ИсториюКарла V, тот ещё не имеет основательного, истинного по-нятия о Европе средних времён» [8. С. 17]. «Введение»должно было подготовить читателя к восприятию главной,особо значимой для Европы, с точки зрения Робертсона,эпохи - времени правления Карла V.Оно, таким образом, может быть сопоставлено с шес-тью томами «Истории Англии» Д. Юма, призванными про-яснить для читателей, что же предшествовало эпохе Стю-артов. Но если Д. Юм свои «вводные» тома создаст позднееглавной для него части, то Робертсон предпочтёт вводнуючасть томам,посвящённым знаковому для него периоду.Такой вариант структурирования исторического труда, про-воцирующий эскизность значительной его части, Н.М. Ка-рамзин воспримет критически: «Мало, что умный чело-век, окинув глазами памятники веков, скажет нам свои при-мечания: мы должны сами видеть действия и действую-щих: тогда знаем Историю» [8. С. 17].«История Российская с древнейших времён» М.М. Щер-батова создавалась почти параллельно с «Историей»В. Робертсона. Как отмечал Г.В. Вернадский, к середине1769 г. Щербатов окончил два первых тома, дойдя домонгольского нашествия 1238 г. (напечатаны в 1770-1771 гг.) [9]. Структура тома «От начала до кончины ве-ликого князя Ярослава Владимировича», включавшеготри книги помимо предисловия, введения и глав «по кня-жениям» содержит ещё и «Рассмотрения» («о разныхдревних населяющих Россию народах», «о пришествииРюрика и кто он был», «о том, колико раз Россия былапросвещена святым крещением») [10. С. 89-106, 185-188, 267-270]. Наиболее значимым из всех «рассмотре-ний» было «рассмотрение о состоянии России, её зако-нов, обычаев и правлений» во втором томе «Истории»,после характеристики Юрия Долгорукого. А.Л. Шапирополагал, что именно следуя данному примеру Щербато-ва не только Н.М. Карамзин, но и С.М. Соловьёв сталивключать в каждый раздел своих трудов по русской исто-рии очерк внутреннего состояния страны [11]. Думает-ся, что заслуга эта по справедливости должна быть при-знана за Д. Юмом, чьё влияние на М.М. ЩербатоваА.Л. Шапиро, впервые представивший российскую ис-торическую науку на фоне европейских идей, призна-вал, характеризуя предисловие к «Истории Российской»[11. С. 186].Следующая крупная историческая работа XVIII в.,шеститомная «История упадка и разрушения Римскойимперии» Э. Гиббона, будет завершена, по признаниюавтора, в ночь на 27 июля 1787 г. [12] между одиннадца-тью и двенадцатью часами вечера первый том будет на-писан через шесть лет после выхода первого тома «Ис-тории» Щербатова, последний - за год до европейскогопутешествия Н.М. Карамзина (1788).Достаточно беглого взгляда на содержание глав пер-вого тома, чтобы стало очевидно: объём информации,положенный в основу данных Э. Гиббоном характерис-тик Римской империи в век Антонинов, не сопоставим систочниковой базой повествования о начальном перио-де становления российской государственности. В главепервой Э. Гиббон характеризовал «объём и военныесилы империи», в главе второй писал «о единстве и внут-реннем благоденствии Римской империи», в главе тре-тьей - «о государственном устройстве Римской импе-рии» [12. С. 51-125]. В то же время в оглавлении после-дующих глав нельзя не увидеть аналогов структуре «Ис-тории государства Российского»: снисходительность,жадность и жестокосердие, гнусность и сумасбродство,мудрость и справедливость, угрызения совести и жесто-кость, добродетельный характер, милосердие, красота иучёность, великолепие и благочестие, осторожность.Качества, относящиеся к разным героям его «Истории»(Марк, Клеандр, Коммод, Септимий Север, Каракалла,Александр Север, Клавдий, Зиновия, Аврелиан, Диок-летиан), вынесенные в качестве элементов структуры ис-торической работы, придают личностным качествам зна-чимость движущих сил истории [12. С. 422-427].Первые тома «Истории государства Российского»Н.М. Карамзина увидят свет через 30 лет после публика-ции последнего тома Э. Гиббона. Характеристику источ-ников российской истории до XVIII в. он поместит вовводной части, в отличие от М.М. Щербатова, у которо-го книга 1 озаглавлена: «История о Российских народахпо Швецким, Польским и Дацким писателям» [8. Т. 1.С. 17,23-28; 10. С. 89-106,185-188,267-270]. ПодобноД. Юму Н.М. Карамзин начнёт с характеристики наро-дов, «издревле обитавших в России»[8. Т. I. С. 31^16].Главы, характеризующие состояние России в тот илииной период, - неотъемлемый, важнейший структурныйэлемент его истории:т. I, гл. III «О физическом и нравственном характереславян древних»;т. I, гл. X «О состоянии древней России»;т. II, гл. VII «Состояние России с XI до XIII века»;т. V, гл. IV «Состояние России от нашествия татар доИоанна III»;т. VII, гл. IV «Состояние России, г. 1464-1533»;т. X, гл. IV «Состояние России в конце XVI века».Кроме того, во втором томе функцию обобщающей(в правовом отношении) главы до некоторой степенивыполняет глава III «Правда Русская или законы Ярос-лавовы». Незавершенная часть последней главы двенад-цатого тома тоже касалась общего состояния России.Таким образом, по числу этих обобщающих текстовН.М. Карамзин оставил позади не только М.М. Щерба-това, но и Д. Юма. Обобщающие главы стали нормой,необходимым итогом рассмотрения отечественной исто-149рии по неизбежным тогда граням - периодам княженийи царствований.Анализируя оглавление томов исторического трудаН.М. Карамзина, можно, как и у Э. Гиббона, выявить об-ширный перечень качеств человеческих, в той или иноймере определивших ход истории: мудрость, хитрость, же-нолюбие, милосердие, безрассудная жестокость, великоду-шие, вероломство, гордость, храбрость, благоразумие, стро-гость, коварство, нежность, медленность, несправедли-вость, добросердечие, бодрость, твёрдость, беспечность,справедливость, миролюбие, пылкость, простодушие, сво-евольство, неблагоразумие, малодушие, мятежный дух,бескорыстие, неблагодарность [8. Т. I, II].В этом отношении нельзя не заметить структурных ана-логий, позволяющих говорить о стремлении Н.М. Карам-зина ориентироваться на признанные лучшими образцыисторических сочинений английской исторической школы,прежде всего Э. Гиббона, так как у Д. Юма на уровеньструктурных элементов выходят, преимущественно, дей-ствия при жизни и посмертная характеристика, а у В. Ро-бертсона рубрикация личностными качествами встречает-ся (например «заботливость Изабеллы» в кн. I второготома), но играет меньшую роль [7. Т. II. С. 1-70].Представляется преимущественным влияние зарубеж-ной традиции и на соотношение основного текста в «Ис-тории» Карамзина и примечаний к нему. В письмах ис-торик именовал примечания нотами. 25 марта 1818 г. вписьме А.Ф. Малиновскому отмечал: «Я снова принялсяза девятый том: пишу ноты к первой главе», 3 декабрятому же адресату: «Дописываю ноты к самозванцуН.М. Карамзина. М.М. Щербатов начал свои историческиеисследования, как полагал Г.В. Вернадский, не ранее 1767 г.[9]. Обращение Н.М. Карамзина к Александру I датирова-но 8 декабря 1815 г. Он подписывается как «Вашего Импе-раторского Величества верноподданный Николай Карам-зин» [8. Т. I. С. 12], тогда как его российский предшествен-ник - «всенижайший раб князь Михайло Щербатов». Чи-таем у Робертсона: «Вашего королевского Величества вер-ноподданный Вильям Робертсон». Расхождение со Щер-батовым в данном случае вполне объяснимо: язвительныйкнязь Рюрикович в 37-м колене, с его резко негативнымотношением к придворным нравам, слова «раб» и «князь»,вероятно, намеренно поставил рядом, имитируя раболепие.Карамзин не был Рюриковичем, искренность его уваже-ния к Александру не подлежит сомнению, отсюда - абсо-лютное совпадение подписи не с соотечественником, а сшотландским историком.Обращаясь непосредственно к текстам посвящений,отчётливо видим у Карамзина терминологические, смыс-ловые созвучия с формулировками того и другого авто-ра, выдержанными вполне в духе века Просвещения.Н.М. Карамзин: «...судя по вероятностям разума».Ср. у М.М. Щербатова: «История разума человечес-кого уверяет...» (выделено мною.-И.Р.).Н.М. Карамзин: «...ожидаем мира твёрдого...стольвожделенного для Венценосцев, которые хотят властво-вать для пользы людей...».Ср. у В. Робертсона: «подданные Ваши...будут при-знательны к своему Государю, который предпочёл благамира блеску военной славы...».Н.М. Карамзин: «История народа принадлежит Царю».Ср. у В. Робертсона: «Преимущества Истории состо-ит в научении Государей и народов».Знаковая фраза Н.М. Карамзина, вызвавшая к жизнии политический задор Н.М. Муравьёва («История при-надлежит народам»), и замысел «Истории русского на-рода» Н.А. Полевого [14], в контексте обращения В. Ро-бертсона, думается, возвращается к своему исходному,принадлежавшему XVIII в. звучанию, архаичному длячитателей в 1818 г.: история народа принадлежит царю,так как учит его властвовать для пользы народа.Подводя итог сопоставлению столь значимых тек-стов, какими являются обращения историографов к мо-нархам. нельзя не отметить, что они подтверждают нетолько преимущественную принадлежностьтруда Ка-рамзина веку восемнадцатому, но и позволяют говоритьо как минимум не меньшем влиянии шотландского об-разца на историческое творчество Карамзина, нежелиотечественного варианта.Анализ следующего структурного элемента - предис-ловия - приходится начинать с исторического сочинения,где предисловие практически отсутствует. Том «ИсторииАнглии» Д. Юма, который станет первым, начинаетсяхарактеристикой населения Британии в эпоху Юлия Це-заря. Вышедший первым седьмой том его истории со-держит в первой главе слово «Введение», однако онопосвящено не общим вопросам исторического познания,не его предназначению, а предыстории появления Стю-артов на английском престоле.В предисловии В. Робертсона поясняется замысел егоработы: «Следовало определить то время, до которогогосударства, по слабости взаимных сношений, существо-вали отдельно, после же которого жизнь каждого значи-тельного народа в Европе стала уже для всех значитель-ною и поучительною. С этой целью я решился написать"Историю Императора Карла V"». Далее он отметит, чтопредварительный том он написал, «зная, что для моихчитателей История о Карле V была бы мало поучитель-ной без сведений о состоянии Европы до XV столетия».Кроме того, в предисловии Робертсоном была выделенав качестве наиболее значимой проблема причинности(«показать и изъяснить происшествия и причины, кото-рых действие произвело разные перевороты»); именнорешение этой проблемы вызвало необходимость крити-ческих исследований («доказательств и объяснений»),которые, представлялось автору, читатели, пусть и не все,может быть, «почтут... за самую достойную любопыт-ства, самую нужную часть сочинения». Охарактеризо-вав проблему источников, Робертсон выразил уверен-ность «в пользе сего рода Истории», впрочем, «оставляясвету рассуждать» о представленном сочинении [7. Т. I;10. Т. I.C. 1-4, IX-XI].В «Истории» М.М. Щербатова, как и в труде В. Робер-тсона, есть и «Предисловие», и «Введение», кроме того,книге первой будет предшествовать и «Рассмотрение о раз-ных древних населяющих Россию народах». Предисловиепосвящено проблемам исторической науки в целом: «Та-кие были тёмные начатки мирской истории, и надлежалопротечи многим векам, прежде, нежели естество произве-ло довольно просвещённых людей, дабы порядочное по-вествование потомству оставить... прежде нежели Геро-дот писать начал» [10]. Введение же определяет пробле-мы, стоящие перед историками России, перечисляет семьосновных причин, обусловивших особую трудность изу-чения отечественной истории (более позднее появлениеписьменности, малое число летописцев «не весьма вер-ных», суеверие, противоречивость, склонность к лести,невежество писателей и др.) [10. С. 1-2].Иначе подошёл к проблеме обращения к читателюЭ. Гиббон. В кратком предисловии к первому изданиюсвоей «Истории» Гиббон отметит, что вовсе не намеренутомлять читателя пространным объяснением разнооб-разия и важности предмета и уделит основное вниманиепериодизации, общему плану, рамкам его сочинения (отвека Траяна и Антонинов до взятия турками Константи-нополя) [12. С. 46].Предисловие к I тому было помечено Карамзиным 7 де-кабря 1815 г., оно содержало обоснование значимости ис-тории для правителей, законодателей и простых граждан,важности и содержательности отечественной истории, не-обходимости повествования, опирающегося на источники,но оживлённого чувством любви к отечеству. Далее, отме-тив неизбежность обилия примечаний как «тягостной жер-твы, приносимой достоверности», Карамзин предлагалсвою периодизацию отечественной истории как альтерна-тиву периодизации А.А. Шлёцера и завершал предисловиевыражением надежды на снисходительность сограждан кпредставляемому на их суд труду [8. Т. I. С. 13-22]. Имен-но предисловие и окажется самой читаемой частью «Ис-тории», подвергавшейся самому тщательному разбору.Представленный краткий обзор предисловий к наи-более значимым историческим трудам середины XVIIIначала XIX в. позволяет говорить о том, что и в этой ча-сти Н.М. Карамзин следовал опять-таки как отечествен-ной, так и шотландской историографической традиции.Его обоснование значимости истории вполне в руслероссийских исследований, что было следствием болеенизкого статуса исторической науки в России, по срав-нению с Англией: там в пользе истории уже не было ни-какой необходимости убеждать читателя. Как отмечалось,В. Робертсон сослался лишь на свою уверенность впользе предлагаемого им варианта исторического сочи-нения, а не истории вообще.Что же касается постановки проблемы доказательно-сти выводов, необходимости обширной системы приме-чаний, обстоятельной характеристики источников, кри-тического их анализа, готовности внимать суду читате-лей, здесь, думается, именно подход В. Робертсона явил-ся наиболее значимым образцом для автора «Историигосударства Российского».Поскольку анализ структуры рассматривающихся про-изведений показал наибольшую значимость обобщающихглав в трудах Д. Юма и Н.М. Карамзина, сопоставлениеданных элементов текста будет строиться на основе «Ис-торий» этих двух авторов. Представляется более коррект-ным провести сравнительный анализ отрывков, максималь-но близких хронологически, так как тогда уровень слож-ности изучавшихся историками государственных и обще-ственных организмов будет, по крайней мере, сопостави-мым. Этому требованию отвечает приложение из 7-го томаисследования Д. Юма, следовавшее за характеристикойкороля Якова I, данной вслед за описанием его кончины иД. Юм:«В этом месте стоит, пожалуй, остановиться, чтобы обо-зреть общее состояние королевства в отношении системы прав-ления, нравов, финансов, торговли, наук и искусства. Без вер-ного представления об этом история не может быть поучитель-ной, а часто становится непонятной» [5. С. 105].Н.М. Карамзин:«Описав судьбу нашего отечества под наследственным ски-петром монархов варяжского племени, заключим историю се-мисот тридцати шести лет обозрением тогдашнего состоя-ния России в государственном и гражданском смысле» [14].главе IV из X тома Н.М. Карамзина «Состояние России вконце XVI века», подводившей черту под периодом прав-ления Рюриковичей. И тому и другому историку предстоя-ло далее описание смутных времён в своём отечестве, апотому обзор был необходим для осмысления их причин.Общая задача - дать обзор - как видим, конкретизи-рована и обоснована у Д. Юма, тогда как Карамзин ла-пидарен, хотя проблемы, обозначенные им в тексте, теже. Характеризуя систему правления в Англии, Юм ука-жет на её более деспотический, в сравнении с современ-ным ему, характер, на меньшую определённость и гаран-тированность прав подданных. У Карамзина аналогич-ных формулировок нет, однако отмечен вред, наносимыйказной благосостоянию народному, малая забота о бла-госостоянии купечества, боязнь просвещения и т.д.Следует подчеркнуть, что сопоставления с современ-ным ему положением дел у Юма проводятся практичес-ки по каждой проблеме, пронизывают весь обзор, что,вероятно, должно было подспудно пробуждать мысль онеизбежности и благотворности предстоящего обновле-ния; Карамзин же не выходит из рамок прошлого и нестремится картинами этого прошлого подготовить чита-теля к восприятию проблем Смутного времени. Болеетого, в финальной фразе его обзора, как и у Юма, посвя-щённой священнослужителям, не только не звучат мрач-Д. Юм:«Антонио ди Доминис, архиепископ Спалатро... бежал вИталию, где и умер в тюрьме» [5. С. 131].Н.М. Карамзин:«Таким образом иезуит Антоний, король Сигизмунд и папаКлимент VIII, ревностно действуя в пользу западной церкви,невольно содействовал величию России» [14. С. 176].ные пророчества, она, в отличие от небрежной, ничегоне подытоживающей концовки шотландского историка,выдержана в тоне патетически-обнадёживающем:Публицистичность данного текста Д. Юма весьма малокоррелируется с академичностью обзора Н.М. Карамзина;сближает их, пожалуй, прежде всего определённая дистан-цированность от событий ближайшего будущего, отсут-ствие ощутимой логической взаимосвязи между специфи-кой характеризуемой историками эпохи и грядущими по-трясениями, что, без сомнения, расширяет пространствослучайного в изображаемом историческом процессе.Наиболее значимой случайностью, всего полнее пред-ставленной в источниках, бесспорно, является личность,наделённая высшими властными полномочиями. По-скольку анализируемые произведения посвящены исто-рии разных государств, а герои Э. Гиббона и Н.М. Ка-рамзина жили в разные эпохи, определённая трудностьзаключается в выделении адекватных по своей роли вистории личностей, сопоставление которых было бы до-статочно корректным. Здесь не представляется возмож-ным провести сопоставление портретных характеристик,даваемых всеми анализируемыми авторами, поэтому ос-тановим выбор на портретах трёх исторических персо-нажей, чья деятельность пришлась на эпохи кризисныелибо непосредственно предшествовавшие значительнымпотрясениям. Таковы Яков I Стюарт у Д. Юма, Макси-мин у Э. Гиббона и Б. Годунов у Н.М. Карамзина. Появ-ление каждого из них на исторической сцене связано спрекращением прежней правящей династии: Тюдоров вАнглии, Северов в Риме, Рюриковичей в России. Присыне и преемнике Якова I начнётся революция, стоив-шая тому жизни, сын и преемник Бориса погибнет, свер-гнутый самозванцем, с возвышения Максимина в Рименачнётся период так называемых солдатских императо-ров, означавший серьёзный кризис политической систе-мы принципата, сын Максимина будет умерщвлён вмес-те с ним. Таким образом, две новые династии не закре-пились вовсе, одна надолго прервалась.Уже анализ оглавлений трудов трёх историковпозволяет сделать некоторые выводы. Д. Юм ограничи-вается в главе I выделением первых событий царствова-ния Якова, в оглавлении второй и третьей главы Яков неупомянут вовсе, в главе IV есть пункт «Разрыв между ко-ролём и общиной», в главе V - ключевой момент: «Кон-чина короля. Его характер», наконец, как уже упомя-нуто, приложение, следующее за главой V, озаглавлено«Царствование Якова I». Структура фрагментов работН.М. Карамзина и Э. Гиббона, посвящённых Максими-ну и Б. Годунову, представляет собой совершенно инойвариант подхода. Между структурными элементами пор-третной характеристики Д. Юма и Э. Гиббона паралле-лей немного: строка об объявлении Сенатом Максиминаобщественным врагом сопоставима с тезисом о разрывемежду королём и общиной, а следование пункта «Егопортрет» за упоминанием об умерщвлении Максиминааналогично с выделением пункта «Его характер» послетезиса о кончине короля.Между оглавлениями Н.М. Карамзина и Д. Юма сход-ства, думается, ещё меньше: у Карамзина нет посмерт-ной характеристики Годунова; название главы I тома XI«Царствование Б. Годунова», правда, аналогично назва-нию «Приложения» Д. Юма, но и структура, и содержа-ние этих фрагментов формировались совершенно различ-но. Структурно, представляется, Н.М. Карамзин в боль-шей мере ориентировался на образец, предложенныйЭ. Гиббоном. Объём текста, который Карамзин посвятилГодунову, значительно превышает аналог, посвящённыйЭ. Гиббоном Максимину, поэтому, естественно, и инте-ресующие нас фрагменты оглавления весьма отличают-ся по размеру, поэтому в приведённых здесь выборкахоглавление Н.М. Карамзина представлено лишь наибо-лее значимыми его элементами, тогда как оглавлениеЭ. Гиббона в части, относящейся к Максимину, приво-дится полностью.Э. ГиббонТ. I, гл. VII«Рождение и судьба Максимина. Заговор Максимина ...Тирания Максимина... Сенат объявляет Максимина обществен-ным врагом. Максимин готовится напасть на Сенат и на егоимператоров ... Образ действий Максимина. УмерщвлениеМаксимина и его сына. Его портрет».Н.М. КарамзинТ. X, гл. I«Власть и свойства Годунова... Заговор против Годунова...»гл. II«Величие Годунова ... Клевета на правителя и месть его...»гл. III«...Избрание Годунова в цари...»Т. XI, гл. I«Деятельность Борисова... Любовь Борисова к просвеще-нию и к иноземцам. Похвальное слово Годунову...» гл. II«Блестящее властвование Годунова... Подозрения Борисо-вы... Кончина Годунова».Идентична стилистика текстов, представленных крат-кими фразами, ставящими личность в эпицентр историидраматичной эпохи. Различия вызваны, возможно, одно-значно негативной исторической ролью Максимина воценке Э. Гиббона, более многогранная натура Годуновадавала больший простор для формирования эпитетов.В рамках самих текстов нельзя не заметить стремле-ния всех авторов представить максимально объёмно тотнабор черт, которые определили специфику образа ихгероя в истории; и Юм, и Гиббон, и Карамзин уделяютличностным чертам максимум внимания. Якову I, помнению Д. Юма; были свойственны многие привлека-тельные черты: обширная эрудиция, красноречие, дажелитературные способности, мудрость и справедливостьцелей, умеренность, великодушие, мягкость, осторож-ность, гуманность, отсутствие гордыни, высокомерия.В то же время он отмечает дефицит политического бла-горазумия, благоразумной расчетливости средств дости-жения цели, робость, лень, отсутствие бережливости,силы и энергии, неловкость в манерах, пристрастность инеразборчивость в связях, безвольный характер, отсут-ствие политического мужества [5. С. 7-40, 102-104]. Че-столюбивый Максимин у Э. Гиббона отличается не толькохрабростью, прозорливостью, необыкновенной физичес-кой силой, мужеством солдата, дарованиями опытногогенерала, но и свирепостью, неблагоразумной и неумес-тной жестокостью, яростью дикого зверя, завистливымжестокосердием, у него мрачная и кровожадная душа ти-рана; развратный, жестокий деспотизм Максимина, «по-пиравший все принципы законности и справедливости»[12. С. 202-216], неизбежно должен был вызвать стрем-ление прервать процесс формирования новой династии.Борису Годунову, по Н.М. Карамзину, свойственны излые тайные наклонности, и необузданная страсть к гос-подству, любовь к славе и власти, хитрость неусыпная,коварство, происки, злодейство, что обусловило его пре-вращение в «удивительную жертву суда Небесного», вку-сившую «горький плод беззакония». В то же время он, сточки зрения историка, был достоин власти и величе-ственной красотой, и повелительным видом, смысломбыстрым и глубоким, благоразумием, осторожностью ирешительностью, мудростью в делах государственных,усердной любовью к гражданскому образованию.Яркие образы исторических деятелей, которые уда-лось создать и Д. Юму, и Э. Гиббону, и Н.М. Карамзину,в равной мере соответствовали канонам прагматическойистории: поучительность их не вызывает сомнения.Анализ портретных характеристик,предложенныхпредставителями англо-шотландской школы, даёт допол-нительные аргументы в пользу точки зрения о генетичес-кой предопределенности труда Карамзина историческимиисследованиями великих британцев. Объединяет их, дума-ется, и то, что в этих работах так же сложно найти ответ навопрос о том, насколько деятельность представленных ге-роев отвечала на вызов своего времени, до какой степениони соответствовали уровню стоявших перед ними задач.Разумеется, портретные характеристики, как и другие рас-сматривавшиеся структурные элементы «Историй»XVIII в., не исчерпывают всего многообразия составляю-щих этих сложных текстов. Безусловно, каждый из пунк-тов сопоставления может стать темой самостоятельногоисследования. Программа их сравнительного анализа не-избежно будет расширяться. Однако уже сейчас очевидно:во многих отношениях вариант исторического труда, пред-ложенный Карамзиным, не может быть понят вне контек-ста направления, наиболее полно представленного англо-шотландской исторической школой XVIII в.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Рудковская Ирина ЕвгеньевнаМуниципальная гимназия № 29кандидат исторических наук, зам. директора по научно-методической работе
Всего: 1

Ссылки

Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. Л.: Наука, 1984. С. 252, 369.
Шлёцер А.Л. Нестор. Русские летописи на древнеславянском языке, сличенные, переведенные и объясненные. СПб., 1809. Ч. 1. С. XXXV.
Шпет Г. История как проблема логики. М., 1916. С. 83.
Рудковская И.Е. Идеи И. Канта в историческом творчестве Н.М. Карамзина // Историческая наука на рубеже веков. Материалы всероссийской научной конференции. Томск: Изд-во ТГУ, 1999. Т. I. С. 73-79.
Юм Д. Англия под властью Стюартов. СПб.: Алетейя, 2001. Т. 1. С. 105-131.
Hume D. The history' of England from the invasion of Julius Caesar to the revolution in 1688. London, 1830. Vol. I, II, IV.
Робертсон В. История государствования императора Карла V. СПб., 1775-1778. Т. 1-Й.
Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Наука, 1989. Т. I, II, XI.
Вернадский Г.В. Русская историография. М.: Аграф, 1998. С. 60.
Щербатов М.М. История Российская от древнейших времен. СПб., 1794. Т. I.
Шапиро А.Л. Историография с древнейших времён по XVIII век: Курс лекций. Л., 1982. С. 187.
Гиббон Э. История упадка и разрушения римской империи. СПб.: Наука; Ювента, 1997. Т. 1. С. 42.
Письма Карамзина к А.Ф. Малиновскому и письма Грибоедова к С.Н. Бегичеву. М., 1860. С. 27.
Муравьёв Н.М. Мысли об «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина // Сборник материалов по истории исторической науки в СССР (конец XVIII - первая треть XIX века). М., 1990. С. 170-173.
Полевой Н.А. История русского народа. М.: Вече, 1997. Т. 1-3.
 Н.М. Карамзин и англо-шотландская историографическая традиция второй половины XVIII в. | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 281.

Н.М. Карамзин и англо-шотландская историографическая традиция второй половины XVIII в. | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 281.

Полнотекстовая версия