Проблемы построения курса «Методика преподавания истории в школе» в классическом университете (на примере исторического факультета ТГУ)
Статья посвящена проблемам обучения учителей истории в классическом университете. Автор статьи предлагает ввести в подготовку учителей истории проектные формы работы.
The problems of constructing the course «Methods of the teaching history in a school».pdf Одной из серьезных проблем классического универ-ситетского образования на сегодняшний день являетсяподготовка педагогов для общего среднего-образования.Классический университет как учебное заведение оста-ется главным образом институтом трансляции массивафундаментальных научных знаний, мало заботясь о со-вершенствовании методик и технологий передачи знаний.В то же время современная школа все чаще требует отпедагога не только глубины и объема знаний, но и разно-образия способов передачи этих знаний, умения влиятьна формирование мировоззрения носителя этих знаний.Подобные запросы к педагогам особенно актуализи-ровались в последние два-три года в связи с проводимымминистерством образования курсом на модернизациюобщего среднего образования, предъявившим «суще-ственно новые требования к личности». К последнимотносятся: «ответственность и инициативность, продук-тивность и эффективность, адаптивность к динамичноменяющимся условиям, способность к множественнымвыборам, сформированность ценностей и основных со-циально значимых компетентностей, новый тип функци-ональной грамотности и проч.» [1. С. 7]. Понятно, чтоперечисленные качества личности могут быть сформи-рованы не расширением объемов знаний, а, прежде все-го, новым типом организации образовательного процес-са, качественным обновлением способов образователь-ной деятельности.Дефицит современных методик и технологий обра-зовательной деятельности студенты классического уни-верситета особенно остро начинают ощущать в процес-се прохождения педагогической практики. По проведен-ным нами опросам среди студентов пятого курса исто-рического факультета ТГУ подавляющее большинствореспондентов указывает на этот дефицит.Казалось бы, данный дефицит должен быть восполненв рамках курса «Методика преподавания истории в шко-ле». Но как показывают все те же опросы студентов, покаэто сделать не удается. Среди опрошенных студентов ис-торического факультета, прошедших педагогическую прак-тику в 2003 г., 83% отметили разрыв между знаниями ометодиках преподавания истории и умением применять ихв образовательной деятельности. Как негативное качествоими было отмечено «академическое», «чересчур теорети-зированное» содержание курса методики. Как положитель-224ное явление в этом смысле было характеризовано исполь-зование в курсе видеозаписей уроков (32%), позволяющихполучить «хоть какое-то живое представление» о современ-ной ситуации в школе. Часть респондентов (26%) обрати-ло внимание на то, что данный курс слабо ориентированна интересы самих студентов.Участниками опроса (67%) было высказано пожела-ние «предельно наполнить» курс методики преподаванияистории в школе практическими занятиями. Значитель-ная часть отвечавших (61%) указала на необходимостьорганизации такого типа занятий, на которых студентымогли бы сами попробовать провести разные типы уро-ков, чтобы затем использовать эти навыки в период про-хождения педагогической практики.Анализ опроса показывает, что курс «Методика пре-подавания истории в школе» в нынешнем виде на исто-рическом факультете ТГУ, нацеленный, прежде всего, наусвоение знаний о преподавании, а не на формированиенавыков преподавания. Из ответов студентов вытекаетпотребность в проведении как можно большего числапрактических занятий, на которых они могли бы совер-шать пробные действия по организации уроков. Прояв-лена также необходимость ориентации курса на интере-сы и возможности студентов, на их опыт предшествую-щей образовательной деятельности в школе и вузе какспособ повышения мотивации к обучению методике пре-подавания истории в школе.Наконец, при построении курса методики преподава-ния истории в школе необходимо учитывать и тот новыйпласт требований к личности, который представлен мини-стерством образования в стратегии модернизации общегосреднего образования. Направленность курса методики наформирование инициативной и ответственной личности,умеющей ориентироваться в сложной, динамично разви-вающейся социальной действительности, позволит макси-мально приблизить подготовку педагогов в классическомуниверситете к реалиям школьной практики.Встает вопрос: как организовать такой курс? Учеб-ные пособия «Методика преподавания истории в шко-ле», выпускаемыев последние годы, слабо ориентирова-ны на решение выявленных нами проблем. Как правило,в них представлен традиционный набор тем, раскрыва-ющих основные этапы разработки методики преподава-ния истории в России и за рубежом, цели и задачи исто-рического образования, содержание и формы учебныхзанятий, виды внеурочной деятельности [2-4]. Эти изда-ния очень интересны по содержанию и форме изложе-ния, но работа с образовательным опытом студентов, спроявлением и развитием их образовательных инициа-тив оказывается за пределами данных пособий.На наш взгляд, данный курс методики преподаванияистории в школе может стать более продуктивным, еслив его основание положить разработку студентами соб-ственных проектов организации уроков истории в шко-ле. Такой проект студент может апробировать в ходе пе-дагогической практики. Увязывание подготовки студен-том собственного проекта преподавания истории с воз-можностью его реализации в рамках педагогическойпрактики придаст курсу методики практическую направ-ленность, будет способствовать повышению личной за-интересованности студента в результатах обучения.Предлагаемый способ построения курса методики, нанаш взгляд, нацелен на решение выделенных нами про-блем. Проектные формы обучения актуализированы в пос-леднее десятилетие как ответ на потребности динамичноразвивающегося общества в подготовке самостоятельных,инициативных и ответственных людей. Их отличительнойчертой становится умение проявить, убедительно обосно-вать и представить свою уникальность в развернутой, це-ленаправленной деятельности. Поэтому особую актуаль-ность приобретает образование, формирующее умениесоздавать и развивать «проект» своей деятельности, орга-нично вписывать его в контекст развития общества.Но развитие способности проектировать свою дея-тельность представляется актуальным не только для со-циальной, но и для образовательной практики. Современ-ное образование понимается нами как ситуация функци-онально-смысловой неопределенности и разобщеннос-ти участников образовательного процесса. Это положе-ние возникло вследствие утраты единой цели образова-ния и вовлечения в поиск новых целей разных субъектовобразовательной практики. В результате этого востребо-ванной оказалась педагогическая практика нового каче-ства, основу которой составляют развитие инициативвсехсубъектов образовательного процесса и их соорганиза-ция. Именно в рамках данной практики, на наш взгляд,наиболее последовательно реализуется идея открытогообразовательного пространства.В этой связи закономерным становится расширениев современной образовательной практике понятия «со-держания образования». Помимо традиционной едини-цы содержания образования - предметного знания, - воз-никают новые - деятельность по проявлению индиви-дуальных смыслов предметного знания, проектированиеиндивидуальной и совместной деятельности. Отсюда,нам кажется, понятно, почему обучение проектированиюобразовательной деятельности как разворачивание ин-дивидуальных смыслов и их соорганизация становитсяновым, востребованным современностью содержаниемобразования. Такое содержание образования представ-ляется нам развернутой формой подготовки молодогочеловека к жизни в открытом гражданском обществе.Необходимость освоения новых - деятельностныхкомпетенций - отнюдь не отменяет потребности в усвое-нии традиционных знаний по методике преподаванияистории в школе. Вопрос заключается только в том, какобучение традиционным и новым компетенциям можетсочетаться?Для ответа на этот вопрос надо четко представлятьсебе, что обучение деятельностным компетенциям воз-можно только в ходе разворачивания осваиваемой дея-тельности. Деятельностными компетенциями нельзя ов-ладеть как знанием. Проектной деятельности можно на-учиться только совершая проектные действия. И в этомсмысле проектирование образовательной деятельностивыступает одновременно как механизм разворачиванияпроцесса обучения и как предмет обучения.Обучение в рамках предлагаемого курса методикипреподавания истории в школе предусматривает органи-зацию работы студентов в три этапа. Последовательностьэтапов предполагает следующую логику: а) проявлениеобразовательной инициативы студента по изучению ме-тодики преподавания истории; б) разворачивание иници-ативы в виде проекта его будущей деятельности в рам-ках педагогической практики; в) представление и совме-стное обсуждение этого проекта.Первый этап курса методики преподавания истории,условно называемый «погружением», направлен на созда-ние ситуаций проявления образовательного опыта студен-тов и включение его в обсуждение вопроса о целях и зада-чах исторического образования. На этом этапе работы со-здается поле целей и задач преподавания истории в школе,из которых каждый студент может выбрать для себя наи-более приемлемые варианты. Помимо собственных суж-дений, студенты знакомятся с широким спектром разрабо-ток целей школьного исторического образования, представ-ленного в современной методической литературе.В процессе выбора наиболее приемлемых для студен-та целей преподавания истории в школе необходимо орга-низовать ситуации сопоставления этих целей, выявленияразличий в их ценностно-смысловом содержании. Важ-ную роль на данном этапе играет формирование у сту-дента понимания, что за каждым вариантом целей пре-подавания истории стоит своя мировоззренческая уста-новка на восприятие прошлого, требующая от педагогачетко сформулированной общественной позиции. Осо-бенно ясно эта связь целей преподавания истории и ми-ровоззрения педагога начинает проявляться при обсуж-дении вопроса о проблемах, которые решает тот или инойвзгляд на образовательную деятельность. В ходе этогообсуждения комплекс составленных студентами целейпреподавания истории сопоставляется с полем проблем,которые стоят перед историческим образованием. Оченьважно добиться, чтобы в проектных замыслах студентарешаемые проблемы образования соответствовали по-ставленным целям.На втором этапе учебная деятельность нацелена наформирование студенческих проектов проведения цик-ла занятий по истории в рамках школьной программы.Данный проект разрабатывается студентом в соответ-ствии с поставленными им целями и проблемами исто-рического образования. На этом этапе студенты ищутметодики и технологии преподавания истории, с помо-щью которых можно было бы решить выдвинутые имипроблемы. Лекционный материал о формах и техноло-гиях организации уроков истории в этом случае строит-ся адресно, с ориентацией, прежде всего, на сложившие-ся проектные замыслы.На втором этапе резко возрастает потребность в орга-низации практических занятий. Студентам необходимодать возможность совершения пробных действий по орга-низации уроков, на которых они могли бы апробироватьизбранные ими технологии. Кроме этого, продуктивнымбудет использование видеозаписей уроков школьных учи-телей, в которых будут решаться аналогичные образова-тельные проблемы. Подобные занятия по организациипробных уроков и их обсуждения помогут студентам по-лучить первый опыт педагогической деятельности и от-работать навыки поиска средств, адекватных поставлен-ным проблемам и целям. В ходе таких занятий, при со-поставлении проблем, целей и средств преподавания ис-тории в школе, может происходить конкретизация, кор-рекция проекта, уточнение его логики, дооформление егоотдельных частей.Основной задачей третьего этапа работы являетсяформирование у студентов умения представить резуль-таты своей работы, а также способностей анализироватьсвою и чужую образовательную деятельность. Умениепредставить результаты своей педагогической деятель-ности включает в себя не только грамотно проведенныйурок, но и способность объяснить, почему этот урок былпостроен так, а не иначе. Такое умение предусматрива-ет владение студентом навыками экспертизы и самоэкс-пертизы урока. Поэтому помимо знакомства с основа-ми экспертной оценки деятельности учителя историистудентам необходимо предоставить возможность защи-ты своего образовательного проекта. Для этого необхо-димо проведение практических занятий, на которыхавторы урочных разработок могли бы не только пока-зать урок, но и обосновать содержание и форму его про-ведения.В рамках этого же этапа обсуждается болезненная длясовременной школы проблема оценивания результатов об-разовательной деятельности. Безусловно, студенты долж-ны быть ознакомлены с современными подходами к этойпроблеме, с накопленным российскими учителями опытомее решения. Однако важно дать студенту возможность са-мому поработать в ситуации оценивания результатовучеб-ной работы, попробовать свои силы в обосновании оцен-ки, в использовании современных средств рефлексии об-разовательной деятельности. Живой опыт оценивания по-зволяет студенту войти в ситуацию ответственности за ре-зультаты своей педагогической деятельности, нагляднопроследить зависимость уровня знаний учащихся от каче-ства своей работы на уроке.В заключение хотелось бы отметить, что предлагае-мый вариант построения курса методики преподаванияистории в школе содержит в себе весь материал тради-ционных способов организации подобных курсов. Смыслнаших предложений сводится к тому, чтобы придать это-му курсу максимальную практическую направленность,сориентировать его на интересы и потребности самихстудентов. В этой связи обратим внимание на то, что впроцессе изучения методики преподавания истории устудентов формируются не только традиционные - зна-ниевые, но и новые - деятельностные компетентности.Помимо грамотной организации уроков истории в шко-ле, студенты в рамках предлагаемого курса учатся:- выделять проблемы и ставить цели историческогообразования;- обосновывать выбор содержания и способов органи-зации уроков в соответствии с поставленными целями;- представлять результаты своей педагогической де-ятельности;- оценивать свою и чужую деятельность, согласуясьс ее замыслом;- рефлексировать собственную образовательную де-ятельность и участвовать в групповых рефлексиях.Предлагаемый вариант построения курса «Методикапреподавания истории в школе», на наш взгляд, можетспособствовать обновлению содержания образования вклассическом университете, актуализации проблемы со-вершенствования методик и технологий педагогическойдеятельности преподавателей университета.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 238
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Соколов Виктор Юрьевич | Томский государственный университет | доцент, кандидат исторических наук, доцент кафедры современной отечественной истории исторического факультета |
Ссылки
Аспекты модернизации российской школы: Научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. М.. 2001.
Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: В 2 т. М., 2002.
Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учебник для студентов высших учебных заведений. М., 2002.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории в школе: Учебник для студентов высших учебных заведений М 2003.
