Пролегомены к философии сложности
Рассматриваются исходные предпосылки, среда и контекст, на базе которых выполняется анализ современного состояния теории познания применительно к науке о сложности, которая в обшем и целом родственна российской синергетике. Эти положения определяют главные авторские установки и его подход к анализу проблемы, которая в полной мере рассматривается автором в докторской диссертации «Эпистемология сложности в контексте компьютерных наук».
Prolegomeny to philosophy of complexity.pdf Сложность и неопределенность мира, вешей и позна-ния всегда интересовали людей, однако философскийанализ сложности стал актуален только в конце XX в.Под влиянием целого ряда обстоятельств, важнейшим изкоторых стал деловой интерес к специфике больших исложных систем, возникла и стала быстро развиватьсяновая наука - наука о сложном [1, 2], или наука о слож-ности (Complexity Science). Эта наука в России большеизвестна как наука о кооперативном поведении - синер-гетика Уже в конце 80-х гг. прошлого века была осозна-на необходимость в философском осмыслении феноменасложности [3], в создании особой философской науки -философии науки о сложности, которая выполняет поотношению к последней роль метанауки и которую мыдалее будем называть философией сложности И.С. Утро-бин еще в начале 90-х тт. XX в. одним из первых в нашейстране указал на «необходимость создания обобщеннойфилософской концепции сложности» [3].Сложность, присущая государствам, окружающейсреде, экономике, транспортным, энергетическим и ком-му никациотиплм сетям, электронным чипам, программ-ному обеспечению и операционным системам, вычисли-тельным средам, продукции высоких технологий и энер-гетике, интуигивно понятна: она легко может быть теоре-тически обоснована и описывается множеством вполнепонятных особенностей. Трудности возникают при цело-стном рассмотрении этого феномена, при попытках тра-диционным для науки образом понять, почему сложныесистемы не всегда похожи на простые, на путях выявле-ния «закономерностей функционирования» таких системи при стремлении реализовать укоренившуюся в запад-ном мышлении «волю к власти» - обеспечить их пред-сказуемое и надежное поведение.Образное представление о рассматриваемой проб-леме уже укоренилось в нашей культуре и общественномсознании благодаря роману «Солярис» Станислава Лемаи сю широко известным жраиизациям, также последо-вавшим за ним вариациям на ?iy тему, где наиболеесложная из реально существующих систем - человече-ский ум сталкивается с гипотетически возможнымипроявлениями инонлапешого разума. Конечно, реальныедостижения на этом пути мнот скромнее, по и они спо-собны будоражить воображениеБольшие и сложные системы, которые способен во-образить человеческий ум. редко бывают устойчивыми, азначит, они не Moiyr сколь-пибудь долго существовать вреальном мире На более точном (модельном) уровнеустойчивые состояния обычно занимают очень незначи-тельную часть всего фазового пространства системы,описывающего возможные дня данной модели состояниясистемы 11сболыпие. казалось бы, тмспсштя параметровспособны привести к потере устойчивости, вытолкнутьснстем>' в кризис, последствием которого могут быгьутрата целостности и прекращение существованияМифологии всех народов населена множеством хи-мерических сушеств, которых никто не видел С дру-гой стороны, даже реально и устойчиво существующиесистемы могут потерять устойчивость и перейти в раз-ряд химер вследствие, казалось бы, небольших исправ-лений системы в интересах людей Примером таких«небольших» улучшений, которые делались, как этопредставлялось, в интересах парода является развалСССР, который проявил в годы Великой Отечественнойвойны пример величайшей устойчивости, а потом«развалился сам собой»Другой пример - продолжающаяся деградация рек.например Волги, начинающаяся после создания на пейгигантских рукотворных морей - водохранилищ, вкоторых речная вода не может устойчивосуществовать и начинает изменять свои свойства. Этадеградация происходит во всех водохранилищах, и мыпока не знаем, к чему это приведетЕше одним важным обстоятельством, обусловливаю-щим возникновение философии сложности, является ин-терес к редким, казалось бы. случайным событиям, кото-рыми. в частности, являются различные стихийные бед-ствия и катастрофы. Будучи редкими, а часто и единич-ными в истории, они выпадают из числа воспроизводи-мых в опыте и доступных для фальсификации объектовтрадиционной науки, однако, как выяснилось, происхо-дят гораздо чаше, чем это следует из классической тео-рии вероятности, и требуют поэтому создания специаль-ных теорий. Но цели теорий - давать количественныйпрогноз, причем нередко абстрагируясь от понимания. Адля того, чтобы наш ум умел обращаться с объектами,точнее, с паттернами связи такого рода требуется специ-фическое системное мышление, которое корректнее на-зывать сложностным мышлением.Нашей целью здесь является краткий обзор тех об-стоятельств. которые необходимо должны быть принятыво внимание при создании философии сложности и яв-ляются подтверждением существования специфическогосложностного мышления. Нет нужды доказывать, что ниодна из философских традиций в полной мере не реле-вантна проблеме осмысления сложности, а приблизить кеё пониманию могут труды Дао Дэ Цзин и Чжуан Цзы[4] Более детатьное обоснование этого тезиса можнонайти, например в [5].В настоящее время возникли и сформировались сле-дующие предпосылки для возникновения философиисложности и сложностного мышления (детальное и аргу-ментированное изложение материалов этого разделаприведено в [6]):1) анализ больших систем показывает, что именно«сложность» (в (6] описана и проблема дефиниции слож-ности) наиболее универсальным образом определяет ихособеттиости;2) люда научились проектировать, создавать, эф-фективно применять, совершенствовать и сопровож-дать фандиозные, ясно и точно работающие сложныесистемы, например чины компьютеров и операцион-ные системы;3) возникли компьютерные методы исследования сис-тем, в которых сложность является важнейшей способ-ной увеличиваться характеристикой;4) сложность заметно повысила эффективность че-ловеческой деятельности, качественно изменила конку-рентоспособность промышленных товаров и изделий,стала краеугольным камнем высоких технологий;5) люди научились управлять сложностью, инкапсу-лировать функциональность и минимизировать связи,заимствуя новые методы у природы,6) с исследованиями сложности связаны уникальныеновейшие технологии и научные открытия, которыесохраняют спою перспективность;7) jподи обратились к научным исследованиям та-ких особенностей реатьно существующих систем, ко-торые наиболее адекватно охватываются только неоп-ределенностью. вкладываемой в различные понимания«сложности».Внешние условия, окружение или среда, в рамках ко-торой стала актуальной философия сложности, задаетсярядом исходных допущений [6. С 41-44):1) развитие наук о сложности направляется и поддер-живается усилиями наиболее развитых государств итранснациональных корпораций (ТНК),2) активная экспансия ТНК в мире основывается нанаучно-технической, политической и военной моши раз-витых стран, прежде всего США,3) главным способом осуществления новой полштткиявляется упреждающее развитие - технологический инаучно-технический отрыв (ТНТО) развитых стран отближайших конкурентов, в особенности от России (7-9],4) наука о сложное ли является тем ядром, вокруг ко-торого концентрируются разнообразные научно-техниче-ские усилия по обеспечению 1 НТО;5) новая политика осу ществляегся под плотной идео-логической завесой нескончаемых акций по «промываниюмозгов» и информационных войн, значимость которыхбыстро растет; благодаря новой науке и технологиям:6) наука о сложности по существу является новой на-учной пзрадшАюй, фактически отвергающей картезиан-ство. Изменяются подходы к исследованиям, цели и зада-чи науки, используемые методы и средства философия;7) в мире происходят колоссальные знаковые измене-ния. которые зафиксированы в культуре как «ситуацияпостмодерна». Наиболее заметное проявление постмо-дерна заключено в кардинально изменившейся роли ин-формационного продукта и знаний;8) «ситуация постмодерна» в культуре в большой сте-пени является специфической реакцией элиты «выпав-ших из истории» стран на происходящие в мире измене-ния. Она связана с девальвацией традиционных ценно-стей, распространением идей толерантности, плюрализмаи релятивизма. Более подробное изложение этой связидано в уже утюмянугой монографии автора [6];9) становление однополярного мира под эгидой США.обусловленное практикой ТНТО, обеспечивается льви-ной долей развитых стран в научно-технической сфере,благодаря чему они фактически контролируют научно-технический прогресс (НТП) в мире. гЭго стало возмож-ным вследствие того, что НТГI обусловлен и детермини-руется (петлей положительной обратной связи) успехамикомпьютерных наук, развитие которых в этих странах, вотличие от России, обладает абсолютным и безусловнымприоритетом;10) изменяются условия жизни и бьгт людей, изменя-ется характер даже традиционных видов деятельности,престижность товаров и услуг, инфраструктура, формаорганизаций, занятость людей. Выдающееся значениеприобретает совместное действие усиливающих другдруга важнейших информационных тенденций, стремя-щихся к конвергенции и глобализации [10];11) важнейшим товаром становигся информационныйпродукт, а поиск актуальной и практически ценной ин-формации, необходимой для создания новых идей и ин-новаций. - важнейшим, если не главным, видом деятель-ности. Выдающееся значение приобретает работа со зна-ниями. Осуществляется массовое переупорядочение иперекачивание знаний из традиционной текстовой и гра-фической формы в более регулярный и доступный аген-там виртуальный мир алгоритмов, баз данных и знаний,семантических сетей;12) овладение всеми информационными ресурсамипланеты, тотальный контроль над потоками сообще-ний, превосходство в оперативном доступе, обеспече-ние возможности найгги и получить всю необходимуюинформацию является важнейшим звеном ТНТО Этиусилия обесценивают традиционные подходы к полу-чению, анализу и представлению знаний, превращая ихв типичный для постмодерна фарс повторения прой-денного и известного,13) осуществляется целенаправленное воздействиена мир и историю, исходящее из того, что реальностьмира в значительной мере такова, каким его представ-ляют себе люди. Поэтому для изменения мира частодостаточно целенаправленно изменить вкусы, пред-почтения и представления людей, используя Kзсоздаваесгруировать под эгидой гак называемого сложностногомышления.В отечественной философской традиции, еще замут-ненной крахом ортодоксального советского марксизма,мы пока встречаем в основном фрагментарные, нередконадуманные, ракурсы современного мира, часто в кажу-щейся научной исторической ретроспективе, njm анализывзглядов на эти ракурсы известных философов Марк-сизм как живое и обновляющееся учение не умер Но егоортодоксальная, воине 1вующая и до1матчсская часть непрепятствует более проникновению новою I I I Щедро-вицкий. рассказывая о своей жизни и причине ухода сфилософского факультета МУУ. в конце 19Н()-х гг. с го-речью заметил: «...все принципы марксизма истинны вовсех областях, кроме самого марксизма, или 1грименимыко всем областям, кроме области марксистской филосо-фии. Потом-то я понял, что на этом как обойти это про-тиворечие и построена вся философия философскогофакультета М1~У». Он до самой своей смерт в 1994 г недавал согласия на публикацию своих воспоминаний Онивышли только в 2001 [17. С. 225].Многие положения марксизма не только не утратилисвоей значимости, но и приобрели ныне особую остро-ту. другие остались действенной частью мировой фи-лософской мысли. «История развития мысли ясно по-казывает. что ни один из перечисленных приншшов неявляется оригинальным завоеванием диалектическогоматериализма, хотя, взятые в совокупности, они харак-терны только для этой концепции» [18 С. 66] А ещеодна нетривиальная часть этой философии ждет, по-видимому, своего открытия Вместе с тем в своем це-лостном виде марксизм возник в XIX в и уже к концуэтого века потребовал адаптации к изменившимся ус-ловиям, в частности в России. К настоящему временимногие положения марксизма, в частности его беском-промиссная вера в историческую будущность могиль-щика капитатизма «рабочего класса», истиной нынене являются Приведенное положение принадлежит кчислу краеугольных камней этой философии и поэто-му часто используется противниками как контраргу-мент. Едва ли следует ныне пытаться реанимироватьмарксизм, ибо любая поггытка сделать это всегда, сточки зретгия ортодоксов, будет выглядеть как реви-зионизм и оггпортунизм. Но вот использовать дости-жения марксизма при разработке философии сложно-сти не только можно, но и необходимо, ибо многиепредвидения классиков не только не устарели, но иобрели новые интерпретации;7) помимо языковых игр. каждый ныне живущийфилософ как часть социума вынужден выступать в не-скольких ролях: гражданина, политика, ученого, иссле-дователя. а часто и отна семейства Г.П Щедровипкийписал: «История науки имеет две стороны, собственнонауки в лицах, и быт этих лиц. которые очень сложносвязаны... Мне в общем-то не повезло на встречи с под-линными людьми науки, чья личная жизнь в принципесливается с жизнью науки, с исследовательской дея-тельностью Таких помню всего несколько если пять,то это хорошо... все остальные жили в общем-то нежизнью науки; она, конечно, существовала дтя них, нобыла второстепенной. Они жили вокруг науки по зако-нам социальных отношений, социальных взаимодейст-вий, по законам политики» [17). От гражданской пози-ции человека зависит выбор предпочтительных ролей вэтой схеме. К сожалению, этот выбор нередко входит вконфликт с релевантностью действительности и с исти-ной, которые в любом случае должны быть более при-оритетными. Иначе всякое исследование превращаетсяв профанацию науки, оно может быть утилитарно по-лезным для автора, но, как правило, является скучным иобременительным для всех остальных,8) хотя миру известны многие достижения отечест-венной науки и российских ученых, философская кар-тина мира, которой пользуются отечественные исследо-ватели. часто не является вполне адекватной. Догмати-ческие представления прошлого не только затрудняют,но и препятствуют пониманию многих новых результа-тов. Особенно заметно это в с4>ере науки о сложности,где в рамках междисциплинарных исследований фило-софы работают вместе с учеными, или сами ученые раз-вивают новые философские идеи. Я полагаю, что имен-но нерелевантное понимание руководящих идей, или кар-касов. используемых современной западной наукой, яв-ляется ныне главным тормозом на 1тути быстрого разви-тия этой науки в нашей стране;9) тги каркасы сформировались в XX в. под влия-нием философских идей, которые долгое время у насскорее критиковались, чем серьезно рассматривались.В значительной степени огти возникли под влияниемкритики картезианства, оставившего незыблемые дог-маты академической науке. Правило III. «Касательнообсуждаемых предметов следует отыскивать не то. чтодумают о них другие или что предполагаем мы сами,но то. что мы можем ясно и очевидно усмотреть илидостоверным образом вывести, ибо знание не приобре-тается иначе» [19. С. 80):10) однако ввиду того что наше исследование обя-зано протекагь в рамках легитимной в настоящее вре-мя языковой игры, цепь его заключается в том, чтобывывести сегодняшнее состояние науки о сложности неиз внешнего, а из научного контекста. Однако сделатьэто без привлечения новых цдей и отказа от ряда догм,как мы далее увидим, невозможно. При этом, по Де-карту, «...для разыскания истины вещей необходиммсгод» [19. С. 90), позволяющий раскрыть роль, значе-ние и руководящие принципы, обеспечивающие ста-новление науки о сложности. Я полагаю, что такимуниверсальным, ведущим методом современной наукио сложности являются многообразные усилия в сферекомпьютинга Чтобы подтвердить это. необходимо до-казать. что научные исследования сложности, давшиеневиданный толчок развитию производительных сил,общества и его кульлуры. детерминируются развитиемкомпьютерных наук, и понягь. как они стали возмож*ными и какие цели преследуют.Таким образом, пролегомены к данной работе вклю-чают те моменты, которые позволяют очертить кругпроблем, существентгых для когнитивного обоснованияновой науки науки о сложности, которая в России ча-ще всего называется синергетикой. Эта наука занимает-ся исследованиями системных объектов - больших исложных систем, которые стали актуарными днячеловечества в последние десятилетия XX в. и будутнаиболее важными объектами всех наук в XXI в. "Этообоснование заключает в себе:1) определение предпосылок, среды и контекста, в ко-торых возникла новая паука;2) анализа предшествующих философских и научныхработ для выявления важнейших источников и авторов;3) выявление структу ры философии сложности;4) рассмотрение разнообразия подходов к дефинициисложности, показывающей) непригодность для этих це-лей традиционных методов,5) прояснение многообразных зависимостей науки осложности от ситуации постмодерна, с которой она свя-зана разнообразными цепями обратной связи,6) рассмотрение истории системных наук с целью вы-явления основных направлении, приведших к возникно-вению науки о сложности и развивающихся ныне вовзаимодействии с ней.Современная научная философия - это специфиче-ская творческая деятельность, которая занимается про-яснением мыслей, а также критической экспертизойнаших фундаментальных убеждений и концепций, спомощью которых эти убеждения выражаются. Фило-софский дискурс развивается на основе традиций, кото-рые используют и. некоторым образом, определяютправила легитимации применяемых языковых игр. Од-нако наличие таких правил не всегда осознается, ещереже эти правила, полагаемые интуитивно понятными,не формулируются явно. Неявность языковых игр и ихсмешение, а также использование разных логик не толь-ко затрудняют понимание многих работ, но и делаютвозможными новые философские построения, хотя онии чреваты возникновением неясностей, недомолвок ипротиворечий. Прояснение достигается, когда нам ста-новятся понятными, а значит, и в некоторой мерс пред-сказуемыми шаги авторов.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 312
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Леонов Андрей Михайлович | Якутский государственный университет | доцент, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры компьютерного и математического моделирования Института математики и информатики | amleonov@sakha.ru |
Ссылки
