Штрихи к социологической концепции социальной политики
В статье предлагают некоторые основании для построения целостной социологичесской теории социальной политики. Социальная политика рассматривается в контексте регулирования социальных отношений и социального неравенства, а также как система взаимодействия социального государства и социального общества. Нa основе предложенной методологии характеризуется нынешний этап развития социальной политики в России. Статья может представлять интерес для специалистов в сфере социологии, социальной философии, социальной работы, политологии, а также для практических работников в области социальной политики.
Stokes for sociologist conception of social policy.pdf Актуализация проблематики социальной политикиявляется приметой последних лет для отечественнойнауки и социально-управленческой практики. Соци-альные последствия радикальных экономических ре-форм, выразившиеся в снижении уровня жизни подав-ляющей части населения и ухудшетш его качествен-ных параметров [1]. а также преобразования социаль-ной сферы [2], направленные на преодолеть этих по-следствий, привели к тому, что ключевые аспекты со-циальной политики в настоящее время стали предме-том острых научных, политических и идеологическихдискуссий [3-9]. Данные дискуссии осложняются от-сутствием единых концептуальных рамок и теоретико-методологических оснований рассмотрения социаль-ной политики. В связи с этим актуализируется пробле-матика концептуализации социальной политики и тео-ретического поиска конструлогивных направлений дляее осуществления.За последние годы в отечественной науке и социаль-но-управленческой практике накоплен необходимый эм-пирический и теоретический материал, позволяющийначать процесс методологической рефлексии социаль-ной политики на системном и качественном уровне [10.С. 25]. В данной статье хотелось бы представить неко-торые штрихи к возможной концептуализации социаль-ной политики, которые могли бы лечь в основу по-строения ее более развернутой теорииПрежде всего, будем исходить из того, что сферасоциального представляет собой сложный полифунк-циональный предмет социологического знания. По-этому оно является адекватным теоретическим инст-рументарием для осуществления комплексной интер-претации социальной полигики, для выявления ее об-щественного предназначения и глубинных смысловыхоттенков [II. С. 29-30]. Наиболее продуктивными вэтом плане становятся методологические принципысистемного и структурно-функционального анализа,теории социатьной стратификации и социального не-равенства, теории человеческих ресурсов и социальнойсамоорганизации. Их реализация позволяет в качествеключевого вопроса социальной политики обозначитьвопрос о степени социального неравенства.Социальное неравенство характеризуется не тольконаличием многообразия, неоднородности и функцио-нальной специализации различных элементов общества,но и неодинаковым, неравным доступом к ресурсам по-следнего, необходимым для удовлетворения наиболеесущественных потребностей. В этом случае элементыобщественной системы выстраиваются в виде опреде-ленной иерархии, постоянно воспроизводящейся и мо-дифицирующейся в континууме «социальный порядок -социальный дисбаланс». По своей сути социальное нера-венство выступает в виде отношений между индивидамии социальными фуппами. имеющими различный доступк общественным ресурсам [12 С. 46 ]. Такие отношенияобычно носят устойчивый и глубинный характер и экс-плицируются в социологической науке как социальныеотношения [13. С. 115-116].Итерп|>етаиия социального неравенства через вскры-тие его внутренне противоречивой су щности, проявляю-щейся в наличии позитивного и деструктивного потен-циала, позволяет заключить, что проблема жизнеспо-собности и обеспечения целостности общества естьпроблема регулирования отношений неравенства, це-лью которого становится нахождение оптимума в со-отношении его двух противоположностей - активиза-пии потенциала саморазвития и нейтрализации само-разрушающегося потенштала. Эффект от регулирова-ния социального неравенства и. следовательно, воз-можность социатьной политики становятся реатьнымипри наличии необходимых предпосылок, связанных,прежде всего с общей массой и совокупным объемомресу рсов в конкретном обществе.Определенный тип взаимодействий общественныхсубъектов институционализированного и неинеппушю-нализироваттного характера сформировавшийся на про-тяжении XIX-XX столетий, обозначил основные тра-ектории регулирования социального неравенства и со-циальных отношений, направленного на их стабилиза-цию. 'Это позволяет определить смысловое предназна-чение социатьной политики как особой функционать-но значимой сферы социатьной деятельности, имею-щей своим содержанием целенаправленное, организо-ванное регулирование социальных отношений, осуще-ствляемое заинтересованными общественными субъ-ектами в направлении формирования устойчивой, сба-лансированной социальной структуры общества по-средством создания условий для индивидуальной иколлективной центростремительной социальной мо-бильности. В результате достигается оптимальный уро-вень социального неравенства, обеспечивается благо-приятный социальный климат и формируются необхо-димые условия для воспроизводства и развития чело-веческого потенциала.Социально-экономическая эффективность социаль-ной политики проявляется в том, что она является тойнеобходимой, обусловленной объективными социаль-ными закономерностями сферой регулирующего воз-действия, которая в современных условиях определяетразвитие общества как системной целостности.Осознание обществом необходимости регулированиясоциального неравенства, социальных отношений, вос-производства человеческих ресурсов и реализация этойнеобходимости в реальной практике в различных формахи на основе использования комплекса различных меха-низмов представляет собой способность общества в лицесвоих разнообразных субъектов брать на себя ответст-венность за свое собственное состояние, за свою собст-венную судьбу, за состояние и судьбу своих членов.Ответственность за социальное состояние обществаи отдельных его социальных параметров может бытьназвана социальной ответственностью. Поэтому реали-зуемая обществом социальная политика еегь вопло-щаемая социальная ответственность. В связи с этимуннверса!ьные параметры социальной политики могутбыть раскрыты через ее рассмотрение в категориаль-ной схеме социальной ответственности, которая, в своюочередь, может быть определена как особый вид от-ношений между элементами общественной системы,выражающийся в способности данных субъектов братьна себя и реатизовывать социальные обязательства поотношению к себе либо к другим. Общественные струк-туры и субъекты общественной системы, принимаю-щие на себя и реализующие подобные социатьные обя-зательства, выступают в качестве субъектов социаль-ной ответственности, они могут быть представленысоциальными субъектами различного вида и характеракорпоративности. При этом весь континуум возмож-ных акторов социальной огветственности в совокупно-сти исчерпывают два ее основных макросубъекта -социальное государство и социатьное общество, диф-ференцированные внутри себя на множество конкрет-ных и специализированных субъектов социальной от-ветственности.В своей социальной активности субъекты социаль-ного государства и социального общества очень тесносвязаны и переапетены между собой, хотя могут иметьразличные типы активности, а также формы и видывзаимодействия и распределения обязательств. Однаконаличие единого объекта - собственного общества вчасти его социальных процессов и социального потен-циала и единых социальных целей-ценностей деятель-ности позволяет в совокупности рассматривать соци-альное государство и социатьное общество как цело-стную функциональную систему, для обозначения ко-торой, ориентируясь на парсоновскую методологию[14. С. 15-16], целесообразно ввести понятие «социае-талъная социальная политика». Под ней понимаетсявся системно организованная совокупность социать-ных обязательств, реализуемых социатьным государ-ством и социальным обществом в конкретном общест-ве. В качестве объекта социальной ответственностиможет выступать любой элемент общественной систе-мы, любой участник общественных отношений как но-ситель социальной потребности, но не способный са-мостоятельно в полной мере обеспечить ее удовлетво-рение и находящийся в зоне активности того или иногосубъекта социальной ответственности.В процессе реально осуществляемой социальнойполитики субъект и объект социальной ответственнос-ти взаимно задают и оггределяют друг друга, так каксодержание и характер социальных обязательств, вос-производящихся в обществе, детерминируется характе-ром и содержанием актуализированных в данном об-ществе социальных потребностей. В то же время связьмежду субъектом и объектом социальной ответствен-ности носит специфический характер - характер ноли-тики. Поэтому гот контекст, в рамках которого склады-ваются их взаимоотношения, обозначается не как со-циальная деятельность, а именно как социальная поли-тика. Само понятие «политика» по методологии Т. Пар-сонса определяется как целенаправленная, преобразу-ющая деятельность, связанная с мобилизацией и ис-пользованием тех ит и иных видов общественных ре-сурсов. В связи с этим в ракурсе наших рассужденийсоциальная политика предстает как целенаправленная,преобразующая деятельность, связанная с мобилиза-цией, использованием, перераспределением и воспро-изводством социальных ресурсов.В то же время приписывание социальной политикекачества социетальности позволяет не только осущест-вить собирание всех ее субъектов в масштабах всегообщества, но и в особом ракурсе высветить ее качест-венное своеобразие, системный характер и центриру-ющую роль в рамках функционально раздифференци-рованного общества как ключевого фактора социаль-ной интеграции и социального развития.Данная логика концептуализации социальной поли-тики приводит к необходимости анализа сущностныхсвойств и проявлений ее основных макросубъектов -социального государства и социального общества, да-бы на последующем этапе произвести теоретическийсинтез более высокого уровня в виде построениякомплексных моделей социетальной социальной поли-тики с учетом различных способов взаимодействия ееосновных субъектовФормирование социального государства явилось ре-зультатом объективного исторического процесса, в хо-де которого происходили качественные измененияфу нкционатьной направленности государства, его об-щественного предназначения и способов взаимодейст-вия с обществом. Истоки социального потенциала го-сударства обнаруживаются в самой его природе, свя-занной с обеспечением всеобщности в сложно диффе-ренцированном, иерархизированном, полииндивидуа-лизированном обществе [15. С. 30-37]. Государство со-циально ориентировано уже в своем генезисе, изна-чально формируется как институт социального ком-промисса Миссией государства в обществе являетсяобеспечение его существования в условиях баланса,компромисса множества однопорядковых и иерархи-зированных индивидуальных и групповых интересов.Такая миссиянием общественных процессов, оказался все более востре-бованным и к концу XIX в постепенно обрел домтти-рующий характер в 4>орме социального государства. Ана-;газ процессов становления социального государства сви-детельствует о том, что постепенная трансформация госу-дарства в виде потпшных преобразований со временемпривела к изменениям фундаментального характера за-тронувшим основы функционирования государства и егопредназначение в обществе [16. С. 10-12|.Позиция полного невмешательства государства вобщественные процессы, в сферу ре1улирования соци-альных отношений сменилась новой формой организа-ции государства, в соответствии с которой его основнойцелью стало обеспечение достойных условий жизни иблагосостояния всех членов общества та счет расшире-ния социальных функций посредством использованиямножества рычагов воздействия на социально-эконо-мическую сферу [17. Г. 63-64). С помощью мер регули-рующего воздействия, поддерживающих частную ини-циативу и ответственность [раждан, социа!ьное госу-дарство создает условия ,1ля обеспечения социальнойсправедливости в сочетании частных интересов и инте-ресов всего общества через механизмы рынка, не допус-кая высокого социагьного расслоения общества и силь-ных разрывов в уровне жизни граждан 118 С. 12|.В процессе формирования социального государства,происходившего в контексге базовых социосгруктур-ны\ изменений, постепенно отрабатывались и закреп-лялись основные формы государственного вмешатель-ства (правовое и финансовое регулирование, перерас-пределение общественных ресурсов и производство со-циальных услуг). Мнститупионалюировашкь способы имеханизмы регулирования социалыгых отношений, сре-ди которых перераспределение и регулирование дохо-дов и заработной платы: регу лирование занятости и без-работицы; поддержка частной инициативы и малогопредпринимательства; развитие обязательного социаль-ного страхования, систем социальноговатъ как отдельный специфический феномен, требующийаналитического оформлеггия. для чего в категориальнойсхеме производимой концептуализации предлагается вве-сти специальное понятие - «социатьное общество». С по-мощью этого понятия на теоретическом уровне появляет-ся возможность высветить собственно социальный аспектгражданского общества отдифференцировав его от поли-тической, экономической, культурной и иных составляя-ющих. а также в обширном множестве неинституциона-лизиро ванных и догражданских форм коллективного вза-имодействия и индивидуальной активности обозначитьте из них, которые обладают качествами субъектносги всфере социальной политики.Теоретическое конструирование вводимого понятия,в категориатьных рамках - общество, гражданское об-щество - позволяет заключить, что понятие «социаль-ное общество» отражает социальную направленностьиндивиду альных и коллективных гражданских и догра-жданских инициатив, реализуемых в обществе вне сфе-ры деятельности социального государства на основесамоорганизации, самоинициативы и самоответственно-сти его членов Социальное общество включает в себяразнообразный спектр негосударственных форм коллек-тивности, имеющих различную степень инстигуциона-лизации, способных самостоятельно, без участия госу-дарства, под свою ответственность, через мобилизациюсобственных ресурсов и использование собственныхсредств и возможностей, на основе различных органи-зационных параметров осуществлять значимые соци-альные функции и брать на себя широкие социальныеобязательства по отношению к своим членам. Поэтому всистеме социетальной социальной политики социальноеобщество выступает в качестве ее макросубъекта функ-ционирующего наряду и в совокупности с социальнымгосударством, за пределами его границ, в качестве егодополнения, компенсации его издержек и замещенияего социальных функции [24. С. 37-39].Социальное общество имеет полиструктурирован-ный характер и включает в себя множество элементов,которые представляют собой особые сгустки социать-ности разнородного плана, образующиеся и функцио-нирующие в различных участках социатьного прост-ранства. за исключением зоны государственной соци-альности. Природа элементов социатьного обществаболее динамична и более адаптивна к изменяющимсясоциальным потребностям, чем природа структурныхэлементов социального государства [31 С 135].Критерием отнесения разнообразных форм негосудар-ственной коллективности к социальному обществу следуетсчитать наличие у них способности инициировать и братьна себя социальные обязательства и самостоятельно обес-печивать их реализацию, т.е. способности к социальнойсамоответственности. В качестве основных структурныхэлементов социазьного общества могут быть названы ин-ституты гражданского общества («третий сектор»), непро-фильные предприятия и учреждения (корпорации) в частиих корпоративной социальной политики, местные сообще-ства неформальные сети социальной поддержки, семья,индивиду альные граждане.Многообразие форм проявления социального обществасвидетельствует о его широких возможностях в сфере реа-лизации совокупной социальной ответственности и социе-лалной социальной политики, о его компенсирующем ха-рактере по отношению к социагъному государству [32. С.44-62] и о наличии зон его собственной компетешдаиСледующий уровень концептуализации социальнойполитики является сишетическим, так как предполага-ет ее рассмотрение в качестве определенной целостно-сти - системы взаимодействия социального государст-ва и социального общества - и на основе этого выяв-ление ее сонистального характера. Использование ме-тодологии концептуального моделирования позволяетзафиксировать различные 'типологические модели со-циальной политики, предполагающие разные способывзаимодействия и степень участия социального госу-дарства и социальногосубъектов, что определяется общей спецификой функ-ционирования каждого из них. Поэтому, осуществляяинтеграционную миссию в масштабах общества в це-лом и имея универсальные параметры в свой основе,социальная политика разнообразна, множественна идинамична в формах их проявления и реализации.Действующие в конкретном общеаве нормативнаясистема и система ценностей определяют общий масштаби уровень социальной ответственности. установленной иреализуемой в нем, а также механизмы ее распределениямежду отдельными субъектами. В конкретно-исторкгче-ском и управленческом аспекте проблема системной ор-ганюашш социетальной социалыюй шшитики всегда пред-стает в в нас проблемы определения оптимальных границмежду социальным госу;ирс1вом и социальным общест-вом и способов взаимодействия между ними в процессереализации совокупных социальных обязательств и сово-купной социальной ответственности.Экстраполяция предложенной теоретчсской конст-рукции на современную российскую дейстьителыюсть поз-воляет в качестве гипотетического утверждения, требую-щего развернутой эмпирической проверки, полагать, чтосегодня Россия находится в ситуации выбора и формиро-вания наиболее опгиматьной модели социетальной соци-альной политики. Основная проблема сопровождающаяв настоящий период данную ситуацию, отсутствие пол-ноценных субъектов социальной поли гики на макро-уровне. Ни социальное государство, ни социальное обще-ство не сформировано у нас пока в той степени, котораянеобходима для придания социальной полил тке систем-ного характера и для реализации какой-либо из ее типо-логических моделей. Поэтому современная стадия разви-тия социетальной социатьной политики в РоссийскойФедерации и в ее отдельных регионах может быть обо-значена как стадия формирования ее основных макро-субъектов - социального государства и социатьного об-щества и их значимых элементов, осуществляющаясяпараллельно с институционалшацией оптимальных формвзаимодействия между ними. В процессе формироватьпространства социетальной социатьной полигики в Рос-сии прослеживаются следующие тенденции:- изменяется роль государства в осуществлении соци-альной политики, что проявляется в ее децентрализации имуниципализации, в сокращении масштабов государст-венного вмешательства в социальную сферу.- активно формируется негосударственный, част-ный сектор социальных услуг;- изменяется социальная позиция семьи и личностипо отношению к государству, постепенно увеличива-ется доля ее социатьного участия и ответственности,- сокращается сфера корпоративной социальнойполитики предприятий в результате процесса муници-пализации их социальных объектов,- увеличивается роль третьего сектора, институтов гра-жданского общества некоммерческих неправительствен-ных организаций в осуществлении социальной политикиДанные тенденции свидетельствуют о том, что нафоне минимизации государственной и корпоративнойсоциальной ответственности наблюдается определен-ный рост социальной ответственности третьего сектораи семьи. Однако проблема заключается в том, что со-кращение социальных обязательств государства и пред-приятий не компенсируется в адекватных масштабахприращением социальных возможностей общественныхорганизаций и индивидуальных фаждан В результатеэтого обширный спектр традиционных социальных обя-зательств и вновь воспроизводящихся социальных по-требностей оказывается нне зоны реализации и удовле*творения, а в совокупном пространстве социетальнойсоциалыюй политики образуется вакуум социальнойответственности, т е. сфера «социалыюй безответствен-ности». Такая ситуация, с одной стороны, приводит кросту социального недовольства среди населения, а сдругой к возникновению в незаполненных участкахданною cotwaiMioio пространства так называемых «ква-зисубьектоп» социалыюй ответственности, к которыммогут быть отнесены всевозможные теневые способыреализации социа!ьных обязательств и удовлетворениясоциальных потребностей В результате этого происхо-ди! увод значительной части ресурсов из зоны офици-альной государственной и общественной социальнойответе гвенности. а также i юрождается бесконтроль-ность и бессистемность реатизации социальных обяза-тельств.Формирование системы социальной политики пред-полагает поиск механизмов оптимального распределе-ния социальной ответственности между ее основнымисубъектами, обеспечивающего минимум вакуума со-циальной ответственное! и. а также активизацию усло-вий для перевода ее квазисубъектов на уровень офици-альных, полноценных субъектов социальной полигики,т.е. условий для их институционатизации. Поэтому по-ле для инноваций государственного участия в рефор-мировании социальной сферы лежит в области проду-цирования новых стимулов, привлекающих семью,часгный. общественный сектор и индивидуальныхi-раждан к активному финансовому и деятельностномуучастию в реализации социальной политики. На этойоснове сегодня возможно продуцирование протомоде-лей социалыюй полигики, которые постепенно закла-дывают фундамент «здания» полноценной российскоймодели социетальной социальной политики, адаптиро-ванной именно к ее социально-культурным условиям.Предложенная в данной статье схема социологиче-ской концептуализации социальной политики откры-вает новые возможности и ракурсы теоретической ре-констр>кции предельно сложных явлений социатьнойжизни, а также дает свежее методологическое снаря-жение для проникновения в их сущность и для воспро-изведения их системных характеристик как на теоре-тическом уровне, так и на уровне эмпирическихисследований.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 333
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Константинова Лариса Владимировна | Поволжская академия государственной службы (г. Саратов) | доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и социальной политики | тел. служ. (845-2)-24-81-33 |
Ссылки
