Феноменологическая социология и урбанистика | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 282.

Феноменологическая социология и урбанистика

В статье рассматриваются возможности применения принципов феноменологии к изучению города как социокультурного феномена. Определяются социально-практические предпосылки и задачи феноменологического анализа города, анализируются специфика объекта и предмета феноменологической специфики города, особенности феноменологического восприятия городской среды, образ города как порождающая структура восприятия п поведения, методические особенности их изучения.

Phenomenological sociology and urbanity.pdf Процесс урбанизации всегда сопровождался проблем-ными ситу ациями в области социальных отношений и лич-ностной экзистенции. Для того чтобы адекватно диагно-стировать эти ситуации, недостаточно изучать город толь-ко с прагматической позиции, методами структурно-функ-ционального анализа Город - целостная, комплексная сре-да. обладающая не только витальным, но и личностно-смы-словым модусом обитания человека. Горожанин не простоживёт в ней, он к ней относится, он воспринимает её наоснове личностных диспозиций и интенций В этом планегород следует рассматривать не как структурно-фу ню мо-тальный объект, а как феномен, возникающий в процессеинтерференции территориально-поселенческих, социально-отношенческих и ментальных структур Резервы познава-емости городской жизни находятся в области изучения ме-ханизмов взаимоперехода объективных и субьективттыхкомпонентов городской жизни. Изучение этой областипредполагает переопределение теории» с объектно-субъ-ектных отношений на процессы саморазвития и самоорга-низации города и городских сообществ [ I ]Другим методологическим недостатком традицион-ной урбанистики является фрагментарность ракурсовизучения города - познавательная ситуация, когда го-род «раскладывается» на всё возрастающее и пересе-кающееся число подсистем. При этом исчезает инди-видуальное своеобразие и понимание индивидуальныхпроблем конкретных городовГород постоянно меняется во всех отношениях, поро-ждая новые и обостряя старые проблемы, «выскальзывает»из-под организационно-управленческого воздействия, ак-туализирует интеграционно-коммуникативные проблемывзаимодействия всех субъектов городской жизни.Необходимость феноменологического подхода к изу-чению города обусловлена:1) континуальностью городской жизни, взаимопере-ходом объектных и субъектных структур жизнедеятель-ности и вытекающей отсюда проблемой структурациижизненного мира горожан и локусов городской жизни;2) многоликоегью и уникальностью городов, обу-словливающих постановку проблемы основания инди-видуального своеобразия городов - проблемы «духагорода», специфики городской ментальности;3) изменчивостью городской жизни и проблемоймеханизмов саморазвития городов как пространства ком-муникацииВ связи с этим актуализируются следующие позна-вательные задачиЗадача понимания поведения горожан предполагаетиспользование феноменологической методологии, набазе которой можно уловить смысловую контекстуаль-ностъ актуальной повседневности и мотивационной ин-тенции современного горожанина. Город во всей егополноте невозможно познавать как структурно-функ-циональный объект. Город есть ингенциональнын пред-мет -феномен, возникающий как конструкция сознаниясубъектов городской жизни как пространство комму-никации, как диалог социокультурных сообществ.Задача проектирования и прогнозирования городскойсреды и образа жизни включает в себя (а может быть, на-чинается с него) конструирование образа города как семан-тического средства решения коммуникативной задачи -экспликации смыслов и перспектив совместного сосуще-ствования Конструирование образов городов как созда-ние новых социокультурных проектов - задача одновре-менно научно-итгженерная и цешюстно-мировоззренче-ская. поскольку проектирование среды обитания - это(тросктирование образа жизни и типа личностиЗадачу преодоления деструктивных феноменов го-родской жизни и поведения горожан в последнее времявсе более связывают с изучением процессов разрушенияличностных смыслов. Современные исследователи со-циально-психологических проблем городской жизни, на-чиная с Дж. Голда и С. Милграма, понимание личност-но-деструктивных феноменов всё более связывают ссимволическими и личностно-смысловыми обстоятель-ствами жизнедеятельности и общения, обращаются кидеям М Вебера, Г. Зиммеля, В. Дильтея, Э Гуссерляи А. Щюца. Подчёркивается, что для изучения реакцийразличных сообществ на стрессы городской жизни,искажения восприятия среды, чувства беспокойства иопасности, девиантного поведения, вандализма по от-ношению к среде обитания и др. большое значениеимеет понимание картины мира субъектов городскойжизни. С позиции феноменолоптческого подхода вос-приятие и отношение к городу всегда опосредованы мирукицейея в структурах жизненного мира, разруше-некоторой априорной смысловой конструкцией, фор- ние которого чревато поведенческими аномалиями.ОКЪЕКТ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ ГОРОДАПрактические задачи управления (в широком комму-никаптвно-смысловом tuiaiic) жизттью города i федот феде-лили постановку и стимулируют развитие ряда теоретиче-ских проблем и задач, обсуждаемых в рамках (|>сноменоло-гической СОЦИОЛ01ТШ. Внимание социологов вообще, ур-банистов в частости к феноменологической мегодолошибыло обусловлено усилением ряда характеристик социо-культурной реальности современного общества, наблю-даемых прежде всего в больших городах. Речь идёт о резковозросшей социокулыурной мобильиосги и 1етерогенно-сти городских сообществ. Как пишет ИМ Смирнова, всвязи с бурной урбанизацией главной задачей эмпириче-ской социологии стало исследование ттроцесса актанта пничеловека традиционной культуры к городской промыш-ленной среде Постановка ряда теоретических гфоблсмпрактической адаптации мигранюв социологами чикаг-ской школы в дальнейшем закономерно привела А Щюцак разработке феноменолотической социологии [2]. Изуче-ние социокультурных реатий городов позволит, на нашвзгляд, операционализироватъ и наработать мето;шки изу -чения как отдельных феноменов постмодернистского об-щества так и социокультурных реалий современной Рос-сии. для которой в немалой степени характерна ситуацияперехода от одного типа общества к другому.Использование феноменологической методологии обу-словлено в первую очередь спецификой объекта, новымпониманием природы городской жизни и тюведения горо-жан. В современной урбанистике одним из первых об этомстал говорить Дж. Голд. оказавший большое влияние на ееразвитие. Он писал, что город «имеет двойственный харак-тер: "объективной среды", или мира действительности,которую можно непосредственно измерить тфи помощитех ити иных средств, и "поведенческой среды", ичи мирасознания, поддающейся изучению лишь косвенным путем.Сколь бы неполной или выборочной ни была поведенче-ская среда именно она. как и следует из ее названия, явля-ется основой принятия решений и совершения тех ютииных поступков» [3]. Поведенческая среда неотделимая отгородской морфологии, является полем формированияпоступков Поведенческая среда, наблюдаемая как сово-купность поведенческих актов множества субъектов го-родской жизни, по его мнению, не хаотична.Основой понимания поведения горожан должен яв-ляться реляционный взгляд на пространственное поведе-ние. согласно которому основой поведения является лич-ностный смысл, формирующийся в конкретной ситуации.Один из основателей социальной феноменологии М. Мер-ло-Понти писал, что «феноменологический мир есть немир чистого бытия, но смысл, который гфоявляется на пе-ресечении моих опытов и на пересечении моих опытов сопытами другого; благодаря сцетшению тех и других он,стало быть, неотделим от субьективности и интерсубъек-тивности, которые составляют единое целое благодарявозобновлению моих прошлых опытов в моих настоящихопытах, опыта другого - в моем опыте» [4. С. 19]. Струк-турно-функциональная парадигма (в частности, парсонов-екая концепция) игнорирует ситуационную обусловлен-ность процесса институционалншции (интериоризации ро-лей), гот факт, что усвоение социальных ролей протекаетпо-разному в различных социальных коигекстах. Трактов-ка природы социальной реальности как ситуационно-смысловой согласуется с феноменологическим понимани-ем социального действия как итпеттционатьного пережи-вания реальности.Поведение, понимаемое А. Щюцем как опьгт созна-ния, наделяющий значением спонтанную активность,основывается па личном опыте и личных интересахчеловека. «Причинные связи в объективном мире пе-реживаются субъектом как средства и цели, как пре-пятствие и помощь для спонтанной активности мыслиили действия Они проявляют себя в качестве ком-плексов интересов... Система этих комплексов, кото-рые соединены друг с другом множеством связей,субъективно переживаются индивидом как система егопланов на конкретный день и час. для работы и отды-ха.. » [5 С. 219-220]. Поведение основывается насмысловой конструкции реальности из значимых дляличности фрагментов окру жающей среды в ее единст-ве, слитности вещественных и идеальных компонен-тов. Опыт сознания не исчерпывает оттыт рационатьно-тфагматического действия, а в феноменологии пред-стает как опыт переживания, как неразрывное единст-во предметности (3. Гуссерль называет ее ноэмой) сличностно-смысловым содержанием акта восприятияпредмета (ноэзой). В подобном единстве «тает», повыражению Н.М. Смирновой, свойственное классиче-ской рационатьности традиционное раздвоение позна-вательного ттроцесса на «субъект» и «объект».Поскольку в феноменолоптческой парадигме смы-словая структура мира есть одновременно конституцияи конструкция, тфи исследованиях необходимо отчеталиво осознавать тот факт, что каждый индивид форми-рует свою особую социальную и физическую среду иименно на нее реагирует. Адекватное объяснение пове-дения в определённой среде должно исходить из пред-ставления о среде как единстве морфологических исмысловых структур, а поведение - представляться каквзаимообусловленный процесс действия и результата.ЖИЗНЕННЫМ МИР ГОРОЖАН КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ.ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ КАК ЕДИНИЦЫ НАБЛЮДЕНИЯВ процессе эмпирического изучения отношения кгороду (в социологических опросах) в высказыванияхреспондентов различаются два аспекта:1) прагматический - отношение к месту жительствас позиции пользы, витальных параметров среды;982) аксиологический - отношение к образу жизни спозиции структуры личности, её потребностей, инте-ресов, ценностей.Первый аспект характеризует ориентации горожанна достижение определённого уровня жизни, второй -личностную позицию горожанина и в конечном moreориентацию на определённый стиль жизни - понятие,эксплицирующее сущность поведенческих различий всовременном городском обществе. Этот социологиче-ский факт свидетельствует о сложной структуре моги-вационного отношения к городу как к феномену, а непросто как к объекту удовлетворения витальных по-требностей. Принципиально важной для понимания по-ведения горожан является, на наш взгляд, методоло! и-ческая идея феноменологии о единстве и взаимообу-словленности предмета и смысла в сознании и поведе-нии, интенциональном отношении к городу как средсобитания. Структуры жизненного мира не различаютсяна материальные и идеальные, на действительно суще-ствующие и существующие в виде проекта, мечгы илифантазии. Для человека они все одинаково реальны исоставляют его «жизненный план» (А. Щюц) Изуче-ние жизненного мира, по мнению А. Щюца, возможночерез выявление адекватных данному субъекту инте-ресов, которые «высвечивают», «озаряют смыслом»фрагменты реальности и являются опорными точкамижизненного пространства и поведения «Другими сло-вами, именно интерес определяет в равной мере, какиеиз элементов онтологической структуры предданногонам мира и актуального запаса знаний будут релевант-ными для субъекта в его усачиях справиться с ситуа-цией... найти своё место в ней и как-то овладеть ею.Эта форма релевантности получает у нас название мо-тивационной релевантности, поскольку субъективноона переживается как мотивация для осмысления си-туации и овладения ею» [5. С. 220J.Если феноменология социального мира - это по-пытка построить общую теорию коммуникации по-средством прояснения систем релевантности, то фено-менология города - это попытка изучить коммуника-тивное пространство горожан Преодоление деструк-тивных феноменов поведения и развитие коммуника-тивного пространства города связано, по мнению фе-номенологически ориентированных социологов, с изу-чением систем релевантности. Релевантный - лично-стно-различимый, обладающий личностно-смысловойзначимостью фрагмент реальности, сегмент жизненно-го мира. Соответствие систем релевантностей означа-ет, что Мы оба отбираем и интерпретируем общиеобъекты и их характеристики одним и тем же спосо-бом. Ненормальное (девиантное) поведение - это по-ведение, соответствующее друтой системе релевантно-стей. Непонимание и рассогласованность действийпроистекает из различий в структурах жизненных ми-ров: «Вывод о том, что мои коллеги сошли с ума, озна-чает, что они попали в мир, больше не являющийсянашим общим миром повседневной жизни» [6]. Прак-тические задачи создания единого коммуникативногопространства (что особенно актуально и реально осу-ществляется в городах) предполагают разработку тео-ретических проблем, связанных с изучением жизнен-ного мира горожан. Эмпирически это выглядит какописание структур повседневности. В обыденном сло-воупотреблении «повседневное» - это то, что близко ипривычно, обыденно и старо, как мир. Это наши при-вычки, манера говорить, воспринимать жесты другого -все так называемые «не замечаемые» консервативныеи устойчивые феномены, принимаемые как сами собоюразумеющиеся. Социальная феноменология, таким об-разом. придает первостепенное значение тому, как лю-ди в повседневных рутинных взаимодействиях осмыс-ливают, создают и вех:производят то, что традиционнаясоциология именует социальными структурами.Повседневность является, по выражению В. Валь-денфсльса, «плавильным тиглем рациональности», и вповседневности юродской жизни «выплавляются» «мат-рнцы сопряжения материализованных социальных струк-тур и подстроенных к ним телесных навыков» поведе-ния [7. С. 47]. Так, например^ чтение в московском ка-фе столь же нетипично, как в парижском метро. Этообъясняется тем, что посещение кафе в Москве цен-трировано прежде всего на приеме пищи, тогда как вПариже в эту интенцию почти всегда встраиваютсякоммуникативные мотивы, которые ее переопределяют.Единство и цельность городской среды в восприятиисубъекта приводит к тому, что морфология городскойтерритории становится порождающей грамматикойповедения [7. С. 161].Изучение социатьной реальности как oi гыта повсе-дневной жизни предполагает «вчувствование» в чужиезначения, культурные горизонты сообществ (Дж. Мид.Р. Парк. А Щюц). В основе этого лежит коммуника-тивная процедура аналогизирующей апперцепции, илиаппрезентации. Аппрезентания конституирует функ-циональные сообщества одного восприятия, которыемы предлагаем обозначить как интенциональные груп-пы - совокупности людей, обладающих общностью от-ношения к городской средс (локусом среды) и относи-тельно гомогенным образом города как схемы воспри-ятия и поведения (Gestait). В самом общем виде интен-циональные группы характеризуются:1) общностью личностио значимые предметов, на ко-торые направлена активность, жизненная энергия,2) общностью референции предметов городской жизни:3) общим смыслом поступковНа наш взгляд субъектами современной городскойжизни являются не столько традиционно-статусные,сколько итенциональные фугшы. которые идентифици-руют себя с различными локусами среды, живут в разныхизмерениях социокультурного пространства. Пониманиесущности качественных различий интенциональныхгрупп и локусов их обитания поможет, на наш взгляд,лучше понять поведение горожан и социокультурныепроцессы в городах, а значит, и в современном обществе.ВОСПРИЯТИЕ КАК ПРОЦЕСС СИМВОЛИЧЕСКОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ СРЕДЫ,КАК СМЫСЛОВОЕ ИОЛЕС точки зрения феноменологии не существует от-дельно взятых, изолированных объектов восприятия.Восприятие есть процесс конструирования реальностипосредством придания значимости её отдельным фраг-ментам. Образы восприятия - это всегда некоторыйсоциокультурный проект. «Ндинство объекта основанона предчувствии какого-то неизбежного порядка, ко-торый разом даст огвет на сокрытые в пейзаже вопро-сы, оно разрешит проблему, поставленную в формевсего лишь какого-то смутного беспокойства, упоря-дочит элементы, которые не принадлежали до сих породному и тому же миру..,» [4. С. 41] Городская среда- это хаос предметов, значений, масштабов, смыслов.Личность из этого хаоса выбирает значимые для неёфрагменты и создаёт из них порядок, свой локус пре-бывания. Или не создаёт. И тогда душа её беснриюгна,а окружающая среда бессмысленна и враждебна. Втакой среде человеку жить тяжело, и живёт он поэтомучасто плохо и неправильно. «Звеньями, скрепляющимисобой нормальную жизнь опыта, являются типика и ре-левантность. Типика есть то, что придаст опыту опре-деленную форму всеобщности, и этот процесс унифи-кации (типизации) направляется определенными инте-ресами. которые одно выделяют в качестве значитель-ного, а другое оставляют в стороне как нечто второ-степенное и лишенное значимости» [8. С. 3421.Вслед за В. Каганским мы понимаем городскуюсреду как ландшафт, как осмысленную среду, как ком-позицию мест, пронизанных смыслом живущих в нихлюдей. Ландшафт - единство пространства, вещей исмыслов. Жизнь-в*ландшафтс - это один из способовобретения-восстановления-наращивания единства соб-ственного жизненного мира [9] Ландшафт - средаобитания, условие осмысленности жизни. Но смыслодновременно и ценность: люди хотят жить в опреде-лённом ландшафте, полагая это одной из ценностейжизни. Ясно, что для потомственного горожанина, вче-рашнего мигранта, жителя пригородной деревушки,бродяги-бомжа, менеджера, проектировщика, худож-ника-пейзажиста и т.д. будут существовать не просторазные образы одного и того же ландшафта будутсуществовать разные миры, реальности. Ландшафт су-ществует и постигается в разных подходах, культур-ных практиках, установках, ориентациях; он разныйдля представителей различных интенциональных групп.Резюмируя вышесказанное, можно обозначить сле-дующие особенности феноменологического восприя-тия городской среды, которые следует учитывать вэмпирических исследованиях.Континуальность среды. Окружающая жизненнаясреда не совокупность дискретных объектов, а некото-рая протяжённость, взаимосвязь и взаимопереход тер-ритории, пространства отношений, событий и ситуа-ций. Изменение одного приводит к изменению всейсреды. Территориальная, социальная и культурная мо-бильность взаимосвязаны.Процессуатьность среды. Городская среда - поток из-менений. смена ситуаций, непрерывный спектакль с раз-ными действующими лицами и сменой декораций. Город -непрерывная и нескончаемая последовательность «драма-туршческих действий» самопрезентации горожан. Цикли-ческие процессы не характерны для городской жизниИнтерггретативность среды. Городская среда - про-дукт интерпретационной деятельности. Горожане при-дают определённые значения окружающим их предме-там, событиям, процессам. Совокупность значений фор-мирует, создаёт ситуацию(и). Ситуация определяетсясоциально как система иптерсубъективных значений иинтрасубъективных смыслов, поэтому ситуация имеетне только гносеологический и аксиологический, но ионтологический аспект. Онтология городских ситуа*ций носит семантический характер и существует вформе «текста». «Текст» интерпретируется и анализи-руется в аспектах предметности (знака) и коммуника-тивности (значения и смысла). В плане интерпретатив-ности городскую среду можно характеризовать в поня-тиях семантической емкости, семантической конвен-ционалыюсти, семантической выразительности.Реляционность среды. Все предметы среды сущест-вуют не сами по себе, а как элементы событий. Харак-тер их значимости обусловлен контекстом всей жизни.Предметы свидетельствуют, напоминают о том, чтобыло. Город запечатлевает и хранит в своей предмет-ной сфере события, историю, дела и мысли людей. Го-род опредмеченный «текст истории», он помнит, на-поминает и рассказывает. В го же время события какзначимая система действий существуют в смысловомконтексте, при утрате которого отдельные фрагментыгородской среды утрачивают свою выразительностьили даже исчезают для восприятия.Интенционалыюсть среды. Городская среда одновре-менно и продукт, и источник интенциональной активно-сти В восприятии. сознании горожанина территориаль-ные места сливаются с пространством отношений исимволикой места, уходящей вглубь индивидуальнойжизни и истории. Одно наслаивается на другое. Возни-кает качественное единство всех аспектов среды, обла-дающее индивидуалытым своеобразием, - локусы среды.У каждого человека, группы - свои локусы, людиживут не вообще в пространстве, а в л о кусах прост-ранства. Локусы среды, по сути, являются локусамилич постного бытия - личностно значимыми местами,которые люди наделяют определённым значением исмыслом. Локус среды - это конструкция жизненногопространства, созданная человеком из материальных идуховных аспектов экзистенции, одухотворенное ме-сто. И если у человека его нет. то нет жителя, а естьпроживающий на данной территории Локусы средыхранят социокультурный опыт своих жителей. Естьлокусы, возвышающие человеческое достоинство, спо-собствующие личностному росту, а есть унижающие итревожно-раздражающие. Урбанисты давно отмечалинатичие в городах неблагоприятных л о кусов прожива-ния. Возникновение их - результат пересечения мно-гих обстоятельств (социальный состав населения, уро-вень жизни, степень благоустройства и многое другое).Научное изучение среды обитания, на наш взгляд-должно включать в себя теоретико-аналитическое ипрактико- эмпирическое выявление и описание локусовсреды как структурных элементов жизненного мирагорожан. Локусы личностного бытия наполняются са-мым ценным для горожан содержанием. А процедураценностного выбора всегда сопряжена с рефлексией ипоступком. Каковы основания этого выбора? Вот важ-ный вопрос для понимания поведения горожанина. Ка-кие предпочтения характерны для тех или иных соци-альных групп? Вот вопрос социолога. Проблема осно-ваний и механизмов различения, выбора и конструиро-вания локусов среды связана с комплексом практиче-ских проблем определения критерия значимости город-ских мест. Наряду с историко-географическим, админи-стративным, социально-функциональным основаниямилокализации и критериями центральности становитсяактуальным и ландшафтное (ценностно-смысловое).Отправной теоретической точкой социологии ланд-шафта является аксиома, что среда обитания содержит,несёт в себе результаты, последствия пребывания, жизне-деятельности человека. Речь в данный момент идёт не обэкологических последствиях, а о пребывании человекакак социокультурного и экзистенциального существа:среда «впитывает» в себя думы и чувства, отношения инадежды, ценности и традиции - в целом - жизни и судь-бы людей. Особенно это очевидно в городских поселени-ях. Социологи чикагской школы со всей серьёзностью по-ставили вопрос о необходимости изучения социокультур-ной экологии городов, о чём одним из первых начал гово-рить Г. Зиммель. Дж Голд писал о «духе места», С. Мил-фамм - о ментальном измерении городской жизни. Во-прос о влиянии социокультурной активности населения насреду проживания ставится и изучался такими отечествен-ными учёными, как Т.М. Дрндте. В. Глазычев. В Каган-ский и др. Среда обитания не только «впитывает» в себярезультаты жизнедеятельности людей, но и оказывает наних обратное влияние. Среда, особенно городская, оказы-вает личностно-формирующее влияние на проживающих вней людей. В общем виде зга мысль достаточно тривиаль-на. однако конкретные механизмы опредмечивания-распредмечивания социокультурного потенциала город-ской среды исследованы весьма слабо. Одним из теорети-ческих конструктов изучения данного вопроса, на нашвзгляд, может являться понятие ландшафтаЦелью социологии ландшафта является обнаружение(теоретическое выделение) интенционально-лацдшафт-ных групп, т.е. групп людей, отношение которых к горо-ду обусловлено определённым характером направленно-сти на объекты городской среды, детерминированныхопределёнными ценностно-смысловыми ориентациями(установками). Представители этих групп имеют свойкультурный ареал обитания и свои устойчивые моделиповедения. Окружающая среда, в данном случае город-ская, неодинаково воспринимается, оценивается и ис-пользуется людьми. Это очевидное обстоятельство долж-но быть теоретически и эмпирически эксплицировано ввиде обсуждения проблемы ценностно-смыслового зони-рования среды и социокультурных стратегий средовогоповедения интенционалъных групп: как воспринимаетсяландшафт и чего от него хотят представители различныхинтенциональных групп? Для обсуждения и исследова-ния выдвигается тезис: отношение к ландшафту - интен-циопальное единство ценностной диспозиции и ориенти-рующего смысла.Для каждого человека существует задача ценност-но-смыслового (ландшафтного) зонирования среды.Поступок всегда фундирован переживаниями опыта(ценностная диспозиция), но одновременно он всегдаустремлён в будущее (обладает ориентирующим смы-слом). Чтобы понимать и объяснять поступки горожанпо отношению к городским объектам, необходимо ис-следовать то и другое. А. Щюц писал: «Конструируятипы действия современников (не партнеров), мы при-писываем более или менее анонимным участникамнабор инвариантных мотивов, управляющих их дейст-виями. Эта конструкция взаимосвязанных поведенче-ских моделей оказывается конструкцией взаимопере-плетенных "для-того-чтобы" и "потому-что" мотивов,Фрагменты городской среды - это «предметы в воз-можности», для реализации которых необходим актидентификации, т.е. подведения нового переживанияпод уже известную схему. Феноменологически этоозначает, что мы идентифицируем предметы не пото-му, что они таковы «на самом деле» или во внешнеммире, а потому, что наш опыт типически сконструиро-ван так. что мы можем применить зарекомендовавшиесебя критерии к новым ситуациям. «Все, что встреча-ется нам и затрагивает нас в восприятии, предстаетперед нами в контексте определенной стимульнойконфигурации, как образ [Gestalt] на определенном фо-не, включенный в некоторое центрированное, перспек-тивно ориентированное поле вместе с его пространст-венными и временными горизонтами и, в конечномсчете, соотнесенный с объемлющей почвой и горизон-том соответствующего -жизненного мира. Значимостьтого, что выделяется из этого общего поля в качествеособой темы, определяется спецификой различныхинтересов. Вместе с тем оно сгущается до определен-ной повторяемой типики, подчиняется условиям нор-мализации и, в конечном счете, воплощается в опреде-ленных привычных структурах... >» [8. С. 336].Личный опыт смысловой ориентации в пространствепревращается в естественный порядок его восприятия истановится инерционной системой отсчета, естественнойустановкой, порождающей различение локусов среды пер-воначально на уровне чувств: уместности/неудобства, спо-койствия/бурления, комфорта/тревоги и т.д. Образ города -семантическая конструкция (система знаков), задающаясхемы восприятия города (являющаяся одновременно исенсорно-информациоттим фильтром), на основе которыхотбираются значимые аспекты и предметы городской жиз-ни Целью изучения образа города является обнаружениерелевантных (субъектно различимых, значимых) семанти-ческих средств для различных субъектов городской жизни,что позволит прогнозировать характер и направленностьих активности Общая задача исследователя - представитьсебе образ города, адекватный субъекту восприятия.В основе понятия «образ города» лежит идея единства,взаимообусловленности среды и образа жизни. Образ го-рода существует не в виде ясной когнитивной схемы, а ввцзе слаборефлексируемых ментальных структур, одно-временно мыслительных, сенсорных и поведенческих.Эвристический смысл изучения образа города - рассмот-рение его как фактора поведения. Это фактор особого ро-да, особенность его в том, что он не обладает жестко де-терминированным характером, окатывает опосредованноевлияние на поведение. Однако влияние это существенно иесть основания предполагать, что возрастающее в ситуувеличения значимости символических структур и меха-низмов идентификации и мобильности. Специфика дей-ствия образа города как фактора поведения заключается,на наш взгляд, в том, что его действие основано не столь-ко на нормативно-императивном механизме, сколько накогнитивно-селективном: образ города возникает в про-цессе организации информации прошлого опьпа и акту-ально поступающей информации, которая обрабатывает-ся, приобретает некоторую структуру, становится ин-формационным фильтром и тем самым фактором, орга-низующим поведение - через избирательность отноше-ния, через возникновение самоорганизующихся «струк-турирующих структур» - 1 labitus-ов как социальности,инкорпорированной в тело (I I. Бурдьё).Образ формируется в определённой степени спошан-но. и$ хаоса впечатлений, но, кристаллизуясь, создаёт'некоторую очевидность как понимание порядка, как ин-тенцию на определённый образ жизни, на систему опре-делённых значений и смыслов. «То, что называют соци-альным жизненным миром, в обстановке и в последова-тельности эпизодов опытного восприя тия жизни большо-го города принимает конкретную форму, а благодаряэтому и сама жизнь большого города становится индика-тором определенной формы порядка. -.» [8. С. 344).На фоне такого понимания образа города можновыделить ряд его фу нкций, а значит, и более объёмноувидеть и понять поведение горожан. Кратко обозна-чим функции образа города.Прагматическая функция. .Адекватный образ городапросто практичен, он позволяет правильно ориентировать-ся и на территории, и в пространстве отношений. Но улюдей разные представления о пользе, поэтому и разнаяпрагматика отношения к городу. Образ города возникаетв процессе осознания прагматических целей. Образ горо-да участвует в процессе осознания прагматических целей.Социализационная функция. Социальные нормы, ко-торые усваивает человек, - это нормы непосредствен-ного окружения. Образ города включает в себя пред-МЕТОД11ЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ШУЧЕСогласно Э. Гуссерлю, феноменологический методосуществляется исключительно в рефлексии сознанияна свою собственную «жизнь». Феноменологическийметод имеет дескриптивный, а не каузально объясня-ющий характер. Это не какой-то специальный метод, апоисковая стратегия, направленная на выявление ана-логичных способов восприятия жизненной среды.«Классическая социология занимается эмпириче-скими исследованиями с помошью стандартизирован-ных, объективных методов и через дедуктивные заклю-чения приходит к знаниям; романтическая - открываетпредмет интуитивно, она с фантазией выдумываетсвои вопросы и творчески устанавливает методы» (II].М. Вебер, введя понятие идеального типа как объ-яснительной конструкции, как мысленного экспери-мента. говорил о них как «образах фантазии». А. Щюц,развивая его метод, говорит о типизации как созданиисмысловой взаимосвязи между предметностью и моти-вом - мотивационной интенции.Целью исследователя является выявление устойчивыхсхем толкования и определения ситуации которые явля-ются стратегиями поведения и взаимодействия с различ-ными аспектами жизненного мира и среды обитания.Методической задачей является реконструкциястратегий, которые выбирают представители культур-ного окружения, чтобы обеспечить свою идентичность,свою общность с другими и свое отличие от других.Метод получил название «аналитической индукции» -ставления о нормах поведения в городе вообще. В тоже время каждому городу присуща своя спецификанормативности, представления о «нормальном» и «пра-вильном». Города и горожане сильно отличаются другот друга по нормам поведения.Мировоззренческая функция. В картине мира образсреды обитания играет далеко не последнюю роль. Пер-воначальные впечатления о мире и людях связаны снепосредственным окружением. Его значение подчёр-кивается выражением «малая родина». Патриотизмгорожанина непосредственно связан с чувством любвии гордости к своему городу.Коммуникативная функция. Помимо семантико-симво-лической функции, отмеченной выше, можно ещё отмс-тить фактическую - контактоустанавливающую - единыйобраз территории, города может явиться основой террито-риального сообщества: соседства, землячества и т.п.Функция личностной самореализации Образ города -это прежде всего конструкция личностного пространствапространства отношений, связей, значимых предметов ифрагментов городской среды. Личностно значимые аспек-ты жизни определяют и траекторию территориальной мо-бильности. «Мой город» - это «Я в городе». Город нетолько даёт возможность, но и интенсифицирует личност-ный рост ситуацией социокультурной гетерогенностиМагическая функция Город завораживает многим,в том числе и своими тайнами. Город всегда загадка-«лабиринт», идя по которому, сталкиваешься со мно-гими неожиданностями и переживаешь превращенияУвеличение значимости данной функции отмечают впоследнее время ряд урбанистов Некоторые из нихсвязывают с этим феномен джентрификашт.ПИЯ ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫХ ГРУППпоиска типичных для определённых интенционатьныхгрупп семантических единиц описания ситуации, по-скольку именно язык воплощает опыт опредмечива-ния, конструирования интенциональной предметности.Различные языки - это различные способы видениямира а не различные способы говорить об одном и томже. В речевой практике повседневности элементы речиприобретают специфически-ситуационное (эмерджен-тное) значение, отражают коммуникативный контексти проясняют интенцнональную направленность субъ-екта социального действия.Единицей анализа в таком методическом контекстеявляется интенциональная группа как сообщество од-нородного восприятия жизненной среды.Признаками (единицами наблюдения) интенционатьгных групп являются:- тезаурус - набор семантических средств для вы-ражения и понимания смыслов;- коммуникативная интенция - равнодействующаямотива и цели коммуникатора;- коммуникативная компетенция - мера готовностик адекватной интерпретации коммуникативных наме-рений. понимание замыслов партнеров по общению;- атенционная способность к коммуникации - готов-ность внимать партнеру и. адекватно целям общения, опе-рировать текстуально организованной смысловой информа-цией, т.е. способность к активному диалогу, способностьовладевать элементами порождаемой и интерпретируемойсмысловой информации и навыками адекватного цепямобщения и взаимодействия оперирования такими элемента-ми, способность к осознанию и преодолению смысловыхстереотипов, заключенных в готовые языковые формулы.Эмпирическими индикаторами (единицами счёта)ингенциональных групп могут являться:- семантические ряды высказываний о городе (ха-рактер подбора слов, характер расположения слов, се-мантический дифференциал и др.);- характер и ранг личностно значимых предметов,личные планы и перспективы;- характер социальных контактов (с кем, зачем, какчасто, как много и т.п.);- показатели бюджета времени (на что человек тра-тит своё время),- иерархия предпочтительности городских мест (гдечеловек чаще бывает, куда его влечёт в мыслях):- доминирующий тип эстетической референции го-родской среды (город как парк, город как транспортно-техническая система, город как архитектурный ан-самбль. город как музей, исторический объект, городкак сцена личностной презента!щи, город как театримпровизации и многое другое).Для различных ишенционапьных групп характернысвои эмпирические индикаторы, которые могут бытьвыявлены лишь в ходе полевых исследований.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Пирогов Сергей ВладимировичТомский государственный университетстарший преподаватель кафедры социологии, философского факультета
Всего: 1

Ссылки

 Феноменологическая социология и урбанистика | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 282.

Феноменологическая социология и урбанистика | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 282.

Полнотекстовая версия