Эстетическое воспитание в современном вузе: новые подходы | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 282.

Эстетическое воспитание в современном вузе: новые подходы

Статья посвящается 25-летию кафедры этики, эстстики и культурологии Института искусств и культуры ТГУ. Анализируются опыт, проблемы и перспективы применения междисциплинарных стратегий и комплексных технологий в решении проблемы эстетического воспитания в Томском государственном университете.

Teaching esthetics at modern university: new approaches.pdf Образование в культуре представляет собой мно-гомерную систему, формирующую человека. Предметее един. С одной стороны, он выражает меру своей са-модостаточности и самоценности в формировании иразвитии человеческих качеств человека. С другой -это сложный, многофакторный и полифункциональ-ный феномен развивающегося социума. Предмет об-разования определяет и две тенденции в постиженииего сущности и стратегии развития ■ мозаичность от-дельных подходов и поиск комплексных форм изме-рения. вплоть до создания единой целостно-синте-зирующей методологии. Аргументация проблемы какпредмета исследования предполагает методологиче-ские, теоретические и прикладные установки.Современная наука ставит перед собой масштабнуюзадач): попытаться на основе принципа системности,философско-культурологической и деятельностно-аксио-логической методологии выйти на реконструкцию такойинвариантной модели образования, которая бы обладаласпособностью отражать, выражать, продуцировать ирепроду цировать становление творческой, гармоническицелостной, культурно развитой личности.Концепция модернизации российского образованияна период до 2010 г. предусматривает необходимостьпреодоления фрагментарного отношения к человеку, кмиру, в котором он проживает не только как рацио-нальномыслящее. но и как чувствующее, страдающее,любящее, рефлектирующее, оценивающее, интерпре-тирующее и творчески действующее живое существоВ научном отношении эта задача актуальна потому,что не разработана теория целостности человека (какличности, имеющей свое Лицо, свой Образ) и соответ-ствующая ей методология В практическом - потому,что современное общество, переживающее кризис всвоем духовном развитии, мечется в поискахпедагогических, психологических, социокультурных ит.п. технологий, которые бы адекватно выражалигуманистические смыслы к_почевы\ ценностей куль-туры на ближайшую и далекую перспективу На пути креконструкции такой модели важно предостеречь отдвух крайностей, в которые часто впадают теоретикиобразования.Во-первых, построение модели образования не дол-жно редуцироваться к теоретическим схемам, лишен-ным исторической аргументации и практической вери-128фикации. Без исторических и конкретно-практическихобобщений осмысления образовательного процесса какцелостного, самодостаточного, вечно обновляющегосяи саморазвивающегося феномена, способного к духов-ному воспроизводству социума в культуре - это за-нятие бесперспективное и пустое.Во-вторых, в переживаемом сегодня «новапионномбуме» развития образовательного процесса справед-ливо указывается на абсолютизацию традиционно-нор-мативных форм в образовании, на необходимость об-ращения к творчеству как к средству решения возни-кающих проблем. Однако толкование категории творче-ства часто не получает достаточно глубокой проработкиКреативный путь развития образовательных систем итипов образованности личности всегда был определяю-щим и всегда присутствовал в становлении образова-тельных технологий. Если бы этого не было, образованиене имело бы своей истории, а культура была бы лишенамеханизма преемственности ценностей.Очевидно, креативный путь, который сегодня выс-тупает в качестве доминанты без диалектической увяз-ки с нормативным принципом, обречен на пустоцветноваций В таком виде он не лучше догм и штамповтрадиционных подходов и потому создает лишь види-мость развития. Лучше ориентироваться на тезис Кашакоторый предлагат не искать новое, а искать вечное.Речь здесь идет об ориентации на живую культур)', вапревращение всякого результата в условие.I. Сегодня педагогическая наука и практика стре-мятся активизировать свои усилия в системном поискеответов на следующие основные вопросы, взаимодо-полняющие друг друга:- как организовать педагогическое пространство,чтобы обрести необходимые условия и оптиматьныетехнологии в деле гуманизации воспитательно-образо-вательного процесса?- как научиться сохранять целостную меру образо-вания, функционирующего в рамках единой ангропо-культурологической идеологии и программ сквозногоразвития всех звеньев воспитательно-образовательнойцепочки (семья, детский сад, школа, вуз и т.п.)?- как такое развитие организовать на основе приня-тых госстандартов, вариативных форм и неформаль-ных методов воагитания и обучения, избегая пустыхноваций, но обре тая навыки грамотного и демократиче-ского управления образовательным процессом каксаморазвивающейся системой?- как научиться преодолевать синдром авторитари-зма и унификации, выходить на творческие формы ра-боты, учитывающие необходимость культурологиче-ского принципа воспитывающего обучения?- как перестроить 1тедаго! лтческий тгроцесс. техноло-гию образования, ориентированную на диалогизацию иэстетизацию (гармонизацию), аттестацию зрелости нетолько предметных знаний, но и культуры чувств и цен-ностных ориентации, умения творчески решать проб-лемные во!Тросы, которые ставит перед нами жизнь?- как организовать взаимодействие органов управ-ления образования и культуры на федеральном и ре-гиональном уровнях на основе единых интересов, меж-ведомственных координационных планов и программ?2. Существенную роль в комплексном процессе гу-манитарного развития системы образования предстоитсыграть эстетическому воспитанию, утверждающемугармонию истины, добра и красоты, призванному нетолько к формированию какой-либо социалыюй. част-ной способности (в том числе и вкуса), но и целост-ного человека как свободной индивидуальности Поэ-тому эстетическое воспитание универсально, много-образно и разнообразно. Оно пронизывает все сферыжизни и деятельности человека, оптимизируя и обога-щая мир его культуры.По большому счету, любая человеческая деятель-ность, в том числе и педагогическая, способна обрестигуманистический смысл лишь в том случае, если онасвершается в контексте эстетической ориентации, еслиее характер и результаты светятся красотой и соизме-ряются с ней. Формирование эстетического мышленияв системе педагогического общения, как ттравило.связано с искусством как важнейшим фактором вос-питания культуры чувств личности. При этом сутьюэстетического воспитания, в самой сокровенной егооснове, является не сведение его к знаньевым. теоре-тическим формам эстетического или художественногообразования (хотя сама по себе э т а задача необходимав определенных масштабах), но углубление и обога-щение всего душевно-духовного строя индивида.Какова же практика организации образовательногопроцесса в свете стоящих перед нами масштабныхзадач? Обратимся к анализу событий, складывающих-ся в сфере эстетического воспитания в Томском гос-университете и вузах Томска в 1980-е тт. с тем, чтобыболее внимательно оценить, что и как делается сего-дня, в условиях развивающегося капитализма.ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯПри подготовке специалистов высокой профессио-нальной и духовной культуры в вузах страны в 1980-е гтшел процесс обновления традиционных форм и мето-дов воспитательной работы, осуществлялся выход наинтеграционные технологии в гуманитаризации обра-зования. Если говорить об основной тенденции, кото-рая просматривалась в сфере обновления форм нравст-венно-эстетического воспитания, то обнаруживалосьстремление к сокращению реально ощущаемого разры-ва между низким уровнем культурной подголовки и всенарастающим валом идей но-художествен ной (в том чи-сле и псевдохудожественной) информации, обрушива-ющейся на личность и требующей от нее соответст-вующей идентификации.R практике обучения повсеместно утверждал своюэффективность проблемный метод, усиливалась тен-денция общеметодологического осмысления предме-тов естественно-научного и инженерно-техническогопрофиля, возникала практика чтения разного рода гу-манитарных факульталивов типа «Введение в специ-альность». «Основы нрава и вопросы правового вос-питания», этики и эстетики и т.п. Правда, вводимыеновшества в большинстве случаев осуществлялись по-средством старых технократических подходов и отра-жали укоренившиеся в образовании идеологическиеустановки. Из-за нехватки квалифицированных кадровдля ведения занятий по этике и эстетике некоторыевузы отказывались от реализации многих гуманитар-ных проектов и часто становились заложниками фор-мальных услуг, предлагаемых им учреждениями куль-туры. Так, на протяжении ряда лет Томская филар-мония выпускала студенческий абонемент Казалосьбы, дело важное и нужное Но эффективность подоб-ного рода мероприятий оказалась минимальной. При-чины здесь были разные. Укажу лишь основныеВо-первых, ттресса часто говорила о применениифилармонией новых форм массового охвата студентовэстетическим воатитанием средствами искусства Од-нако практика показывала иное О какой массовостиможно было говорить, если и* 32 тысяч студентов. обу-чающихся в вузах Томска, филармонический абонементбыл рассчитан всего лишь на 350 мест в концертномзале? 11роблема не решалась даже тогда когда одна темаабонементного занятия повторялась еще раз на вузовскихплошадкач С другой стороны, никто никогда не гаран-тировал полную занолняемость залов студенческой ауди-торией Бывали случаи, когда концерты проходили в по-лупустых залах. Но 1три этом не очеш»-то филармониястрадала ибо вузы шигностыо обеспечивали ей финан-сирование мероприятий. Более того, часто можно былоуслышать упреки в адрес вузов за то. что они плохозанимались организацией когпроля посещения занятийслушателями.Такие обвинения мне не совсем понятны. Почемувуз должен нести ответственность за мероприятия,которые проводила филармония? Что. содержание або-нементных программ выступало формой социально-го заказа, идущего от вуза? Отнюдь. Вуз никогда невозражал против приобщения своих студентов к вы-сокому искусству. Более того, понимая важную вос-питательную роль этой акции, он стремился всяческипомогать филармонии решать вопросы распростране-ния абонементов и финансирования проекта. Но обя-зать посещать занятия он не мог Становилось очевид-гтым, что взаимоотношеттия между вузами и филармо-ггией (как. впрочем, и с другими учреждениями куль-туры) были порочны. Возникала необходимость серь-езной реформации этих отношений в сторону упоря-дочения и согласования взаимных интересов, прео-доления межведомственной офаниченности и амби-ций в решении единой задачи нравственно-эстетиче-ского образования и воспитания студентов.МЕЖВУ'ЮВСКАЯ КАФЕДРАП ИКИ И К ТГЛ ИКИВ 1978 г, на базе Томского государственного уни-верситета была создана межвузовская кафедра этики иэстетики. Ее образование явилось первой в стране по-пыткой ценгратизации и комплексного решения нроб-лемы нравственно-эстетического воспитания в пределахгорода и области. Создание такой кафедры было вызванонеобходимостью иметь в городе i iay ч но- м его дич ее кий иучебный центр этического и эстетического воспитаниястуденческой молодежи В сфере образования стояла за-дача объединить ученых вузов города, занимающихсяпроблемами этики и эстетики, и сконцетрироватъ ихусилия в высококвалифицированном ведении занятий Всфере воспитания зздача состояла в разработке научнообоснованных рекомендаций и организационных меро-приятий, позволяющих формировать разви!ую в нравст-венном и эстетическом отношении личность, способст-вовать координации действий всех, кто причастсн кнравственно-эстетическому воспитанию студентовВ целом кафедра должна быта строить свою дея-тельность так, чтобы, с одной стороны, отвечать всемтрадиционным требованиям университетской кафедрыобщественных наук (в учебной, методической и общест-венной работе), с другой сохранить статус межвузов-ской, способной не только квалифицированно вести кур-сы этики и эстетики, но также оказывать помощь в соз-дании межвузовской системы нравственно-эстетическоговоспитания.Университетский и межвузовский статус кафедрыспособствовал взаимопроникновению, кооперации и ко-ординации действий вузов Томска в решении единойпроблемы - нравственно-эстетического воспитания сту-дентов. В результате этого зона влияния университета надругие вузы значительно расширилась. Распространениеуниверситетского влияния особенно на технические вузыотражало и их собственные интересы, поскольку способ-ствовало усилению гуманитарной подготовки студентов.Занимаясь нравственно-эстетическим обучением и вос-питанием молодежи, кафедра стремилась прежде всегодать научное обоснование главных принципов нравст-венно-эстетического воспитания и уже на этой основеразрабатывать методические рекомендации, позволяющиеупорядочить и систематизировать накопленный позитив-ный опыт нравственно-эстетического воспитания томско-го студенчества обогащая этот опыт новым содержани-ем. Этими разработками заниматись научный и учебно-методический кафедратьные семинары по этике и эсте-тике. Методологические, теоретические и прикладныеаспекты этического и эстетического образования ивоспитания, результаты разного рода психологических исоциологических исследований, проводимых сотрудни-ками кафедры, освещались в кафедральных сборниках,монографиях и научных статьях.Большое влияние на выбор основных форм и исход-ных методов в этическом и эстетическом образовании ивоспитании оказало участие в работе и выступлениясотрудников кафедры с научными докладами на научныхи научно-практических семинарах и конференциях. Осо-бенно примечателен в этом отношении симпозиум поактуальным проблемам эстетического воспитания сту-дентов, проведенный в Томске в 1980 г. Проблемнымсоветом по эстетике MB и ССО РСФСР совместно с Том-ским и Уральским госуниверситетами.Кафедра оказывала значительную консультационнуюпомощь преподавателям ГПТУ и средних специальныхучебных заведений, читающим курсы этики и эстетики;обеспечивала проведение занятий на отделениях этики иэстетики в университете марксизма-ленинизма Томскогообкома партии, разрабатывала для этого университетаучебно-методические программы.Для чтения лекционных курсов по этике и эстетикебыло выделено по 32 часа. Вузы сами определяли, накаком курсе читать эти дисциплины, исходя из учетаучебной загруженности студентов. Как правило, этикачиталась на первом курсе, а эстетика - начиная со вто-рого и позже *>го скорее отрицательный факт работымежвузовской кафедры, поскольку преподавание исхо-дило не из принципа последовательности изучения фи-лософских наук, а из обстоятельств занятости студентовв учебном процессе.г)тика и эстетика являются философскими науками идолжны читаться после философского курса. Переориен-тировка учебного процесса на такой принцип являласьодной из задач межвузовской кафедры. Существенныммоментом преподавания было то, что статус этики и эс-тетики был обозначен как обязательный с выходом назачет. Такой подход вполне обоснован, ибо изучениеэтих дисциплин рассматривалось как более конкретное иглубокое постижение всего цикла обшемировоззренче-ских и философских наук. Деятельность межвузовскойкафедры этики и эстетики во многом способствовала по-иску согласованности и координации усилий в препода-вании «пограничных» тем и общих проблем, проведениюмежкафедральных методологических семинаров с цельювыработки единой логики преподавания философскихкурсов, избежанию необоснованного дублирования иповторовОтказ от факультативов, выход на обязательный ста-тус в преподавании этики и эстетики решит сразу не-сколько проблем. Во-первых, изучение эпики и эстетикистато фактором, углубляющим постижение общемировоэ-зренческих дисциплин и тем самым расширяющим сферуи качество гуманитарной подготовки студентов; во-вто-рых. обязательность курсов этики и эстетики способ-ствовала массовому охвату студентов системой этиче-ского и эстетического образования. Наконец, это зало-жило основы перехода от осмысления законов нравст-венности и красоты к их воплощению в действительностисо стороны каждого студента позволило выйти на упо-рядочение в преподавании многих тем в системе фило-софских наук.Быта осознана необходимость поиска форм активи-зации самостоятельной работы студентов во внеучебноевремя и выработаны некоторые формы решения этойпроблемы, как то: олимпиада по этике и эстетике, дис-путы, конференции, коллоквиумы, написание рефератов,рецензий, участие в конкурсах по общественным наукам,контрольные работы, тестирование и т.д.Особо следует остановиться на новой форме работысо студентами - организации практики по эстетике.Практикум, посвященный теме «Виды искусства», про-водился в рамках учебного процесса Три занятия прак-тикума были разработаны кафедрой совместно с общест-вом «Знание» и филармонией. Целью практических за-нятий было знакомство со спецификой и языком музыки,живописи и театра. Занятия практикума по форме былинеобычны - разговор об искусстве «средствами» самогоискусства. В нем принимали участие искусствоведы,профессиональные художественные коллективы и от-дельные артисты.Практикум пользовался определенной популярностьюи способствовал усвоению MHOIHX теоретических поло-жений курса, внес новые элементы в систему общениямежду вузами и учреждениями культуры. И все-таки опытпрактнкума несколько ограничен, ибо в его пределах былвозможен только «разовый» контакт с каким-либо видомискусства и носил он «ликбезовский» характер. Однакоэтот опьгг дал толчок для введения более систематизи-рованной и углубленной работы по нравственному и ху-дожественно-эстетическому образованию и воспитанию -созданию Городского межвузовского университета ис-кусств.МЕЖВУЗОВС КИИ УНИВЕРСИТЕТ ИСКУССТВМежвузовский университет искусств (МУИ) по своейсути был новым типом народного университета. НовизнаМУИ по отношению к существовавшим формам народ-ных университетов состояла в том, что:а) он являлся таким общественным учебным заведе-нием, в котором осуществлялось разумное использованиеналичных художественно-эстетических ценностей, кото-рыми располагал Томск; была предусмотрена координа-ция и централизация усилий всех учреждений, причаст-ных к сфере эстетического воспитания студенчества не-зависимо от и\ ведомственной принадлежности,б) он был «привязан» к нуждам учебного процесса ввузах и выступал конкретной формой организации сво-бодного времени студентов. Привязанность к учебномупроцессу выражалась, во-первых, в том, что приобщениек искусств)' способствовало постижению не толькосложнейших проблем жизни, но и многих истин миро-воззренческого, идейного, нравственного и художествен-но-эстетического нОѓхарактераТеперь перейдем к событиям современным. Посмо-трим, что утрачено и что появилось нового в эстетиче-ском воспитании в томских вузах, и в частности вТомском государственном университете.ТГУ как высшее учебное заведение является важ-нейшим звеном в системе непрерывного образования,где прежде всеш решаются недатгнческие задачиподготовки специалистов высокой профессиональной идуховной культуры для разных областей жизни страны.Взаимодополнительность профессионального и куль-турного в целевой ориентации совремашого вуза на-столько очевгина и актуальна, что реализация ее вызвалаглобальную гуманитаризацию образования и даже стрем-ления многих вузов обрести статус университета. Пики)не сомневается в благородное™ и необходимости по-добного рода намерений. Однако проблема в дру| ом - вотсутствии у многих вузов выверенных концепту а 1Ы1ЫЧустановок и комплексных профамм. Отсюда - господ-ство субъективизма и технократических решений в ор-гашгзацин вузовской жизни.Среди томских университетов ТГ У именуется клас-сическим. Потому, что старейший и потому, что осу-ществляет подготовку специалистов естественно-науч-ного и гуманитарного профиля на базе фундаменталь-ного и широкого методологического образования,наконец, потому, что он находится в постоянном по-иске органического синтеза двух линий единого педа-гогического процесса - теоретико-интеллектуального иэмоционально-культурного.В этом поиске еще много спонтанного, как. впро-чем, и вполне разумного, и даже мудрого. Практиказдесь пока опережает теорию, а теория лишь пытаетсяпонять интересные наработки практики и робко пред-ложить свои концепты университетского развития.Разве не заслуживает всемерной поддержки организа-ция в структу ре классического университета высшегомузыкального и художественного образования9 Такаяинтеграция в вузах страны крайне редка и необычна.Здесь обнаруживается попытка создать ятя томичейблагоприятные условия в получении высшего образо-вания не только в сфере наук, но и в сфере искусств.Обычно профессиональная подготовка в этих сферахосуществляется разными министерствами Минис-терством образования РФ и Министерством культурыРФ автономно. Притом характер и формы оргаггиза-ции учебного процесса в таких вузах настолько несо-поставимы в силу их специфики, что всякая ингефа-ция вызывает настороженность и вопрос: «Нет лиздесь позы и ложного оригинальничания?». Жизнь по-казывает - нет. Качество выпускников музыкальногоотделения - отличное, оно не уступает многим кон-серваториям страны. - такова оценка ведущих спе-циалистов Москвы, Казани и Новосибирска. Болеетого, становится весьма очевидным, что выпускникмузыкального отделения ТГУ в общекультурном раз-витии выигрывает по отношению к выпускникам кон-серватории ибо получает музыкальную профессию вконтексте глубокой гуманитарной подготовки, чеголишен выпускник консерватории. В целом опыт по-добной ингефации для Томского университета не слу-чаен, ибо он опирается на глубокие традиции развитияхорового самодеятельного искусства, возникновенияна его основе профессиональных коллективов, натичиявысокопрофессиональных кадров, способных выращи-вать будущих мастеров искусств.Однако несмспря на отдельные достижения прак-тики, в организации педагогического процесса ТГУ мно-го неясного, ибо отсутствует четкая рефлексация смыс-лов того, что происходит и как развиваться дальше. От-сутствие обшей концепции и профаммы развития уни-верситета не формирует оптимизма Повседневность, вкоторых развертывается жизнь университета в условияхрынка, настолько неоттределенна, «по порой неясно: де»фадируем мы или успепгно развиваемся?Бхли обратить внимание на нравственное и художе-ственно-эстетическое воспитание в университете какважнейшую составляющую общевузовской подготов-ки. то налицо интуитивные подходы и стихия.Бурная деятельность кафедры этики и эстетики исозданный ею первый в стране студенческий уни-верситет искусств в современных условиях рынка фак-тически утрачены. I [реподавательский состав кафедрысократился вфое. Педагогическая нагрузка нравст-венно-эстетических циклов сохранена лишь на 30 %,остальные 70 % - это чтение курсов по культурологиина разных факультетах университета. Каких-либосредств для развития кафедра вообще лишена. Жизньсамодеятельных коллективов уже несколько лет раз-вивается в традиционном режиме, сохраняя достаточновысокое качество, но не меняясь количественно. Ор-ганизация досуговой деятельности остается на уровнепримитива с тиражированием известных штамповшоу-бизнеса. Если резюмировать вышесказанное, токартина складывается достаточно фустная При всейзначимости введения профессиональных форм худо-жественного образования и поддержки жизнедеятель-ности самодеятельных коллективов тысячи и тысячистудентов остаются вне сферы целенаправленного ху-дожественно-эстетического образования и воспитания,что создает благоприятнуло почву для процветаниябездуховности и распада личности.Однако говорить о ггроблемах и недостатках можномного. Сейчас важно другое, ибо мы живем в системерыночных отношений, которые, влияя на все сферыжизни, требуют от нас правильной ориентации. Сейчасважно фамотно определиться в приоритетах, когда речьидет о соотношении нравственно-эстетических аспектовдуховности и рыночных отношений в культуре.Современные аналитики и экономисты все большеи больше приходят к мнению, что в условиях развитияэкономических рыночных отношений в нашем обще-стве люди постепенно становятся более цивилизо-ванными. Происходит смена приоритетов. В условияхтоталитарных режимов и дикого рынка экономикаобъявлялась базисом во всех социальных отношенияхчеловека в обществе. В цивилизованных формахобщественного развития базисом объявляются нрав-ственные и эстетические ценности, а экономика - од-ной из важнейших надстроек. Экономика без нрав-ственно-эстетического базиса, по словам Ф. Искан-дера. это «зверинец с открытыми клетками, что мывидим сегодня у нас» [Искат)ер Ф. Государство и со-весть // Школа духовности. М, 1998. № 2 ].«Сейчас мы ждем великого экономиста, как в своевремя народ ждал доброго царя. Экономическая наукана наших глазах превращается в некую мистику, ко-торая якобы спасает страну. Разумеется, нам нужныкультурные, талантливые экономисты Но такие людинужны и в любых областях нашей жизни» [Там же].«Красота» и «разбуженная совесть» - самые гранди-озные источники человеческой энергии и всякого бо-гатства, и они спасут мир. Именно гак рассуждаетсовременный экономист. Если хочешь быть богатым иуспешным, научись строить жизнь по законам добра икрасоты - вот тезис дня и своеобразный социальныйзаказ для тех, кто занимается воспитанием и образо-ванием.Если говорить конкретно, то современная экономикав качестве своего нравственно-эстетического основанияназывает следующие ценности, гарантирующие им ус-пешность формирования экономических отношений: до-верие, чувство «мы», чувство сопричастности, коллек-тивности и партнерства, профессиональность, компетен-тность и ответственность за свои действия, личностьнравственно воспитанная, относящаяся к труду творче-ски, умеющая жить по законам гармонии и красотыСовременная тенденция гуманитаризации рынка иявилась мощным фактором объективною процесса гума-нитаризации вузов и с каждым годом увеличивакнцеюсяпотока поступлений в вуз. Современный вуз долженчетко понимать, кто у него заказчик и что ему нужно.Сегодня у в>за двуединый заказчик - государство истуденчество Задачи у них едины: обеспечить подготов-ку специалистов высокой профессиональной и духовнойкультуры, Как это будет делать вуз, насколько качест-венно, - это уже проблема вуза. Конечно, заказчик платити надеется на качество. Правда, отношение к деньгамзаказчика у вуза сложное, ибо, в отличие от советскогопериода, вуз предоставляет образовательные услуги полинии бюджетного (бесплатного для студента) и внебюд-жетного (платного для студента) финансирования Какразумно распорядиться этими средствами, чтобы обеспе-чить c›качество образования на должном уровне

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Видгоф Владимир МихайловичТомский государственный университетдоктор философских наук, заведуюший кафедрой этики, эстетики и культурологии Института искусств и культуры, академик Академии гуманитарных наук, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
Всего: 1

Ссылки

 Эстетическое воспитание в современном вузе: новые подходы | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 282.

Эстетическое воспитание в современном вузе: новые подходы | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 282.

Полнотекстовая версия