Календарные системы в древних цивилизациях
Анализируются некоторые аспекты, имеющие отношение к пониманию времени в древних обществах, отмечается важность учета особенностей хозяйственной деятельности этносов при исследовании их календарных систем. Рассматриваются основные календарные системы древних цивилизаций.
Calendar systems in ancient civilisations.pdf Время является одной иэ универсальных категорийлюбой культуры и принадлежит к числу составляющихэлементов общей картины мира, которая складываетсяу представителей различных обществ. Категория вре-мени, наряду с такими категориями человеческого соз-нания, как пространство, причина, число и др., отно-сится к основному семантическому «инвентарю» куль-туры [1.С. 15-16] и «мало найдется других показате-лей культуры, которые в такой степени характеризова-ли бы ее сущность, как понимание времени» [I. С. 84].Поэтому вполне очевидно, что исследование понима-ния времени представителями той или иной культуры142позволит приблизиться к более полному осознаниювсех особенностей этой культуры.С точки зрения некоторых ученых время и его счетимели место далеко не во всех древних обществах [2.С. 55; 3. С. 56]. Не удивительно, что осознание време-ни явилось важным этапом в становлении человече-ского общества. Более того, счет времени на опреде-ленном этапе развития общества стал необходимым,составляя «...одну из важнейших сфер деятельности вархаическом обществе» [4. С. 15].В различных культурах, находящихся на последова-тельных стадиях истории человечества, представления овремени были разными. В различных общественныхструктурах формировались специфические категориивремени. Этот факт как психологически, так и культур-но обусловлен. Очевидно, что фиксация особенностейвосприятия времени и времясчисления представите-лями тех или иных обществ может способствовать по-ниманию их образа жизни и психологииСлово «время» понимается в нашем индустриальномсознании и в разных современных исследованиях по-разному: еегь время физическое, геологическое, косми-ческое. биологическое, философское и др. Характери-стики этих понятии различны. В своей повседневнойдеятельности человек оперирует далеко не всеми пере-численным и понятия м и. Врем я на бытовом уровнемыслится в качестве «чистой длительности, необра-тимой последовательности протекания событий из про-шлого через настоящее в будущее» [1С. 26] Время -это продолжительность, которую мы измеряем секун-дами, минутами, часами и пр., это промежуток той илииной длительнос ти, в который совершается что-нибудь,последовательная смена часов, дней, лет. Кроме этого,время - это определенный момент, в который нечтопроисходит [5. С. 85). Современный человек способенлегко оперировать понятиями «прошлое», «настоящее»,«будущее», в нашем распоряжении имеются четко оп-ределенные системы фиксации временных понятий.Время и его восприятие в обществах, отличных отнашего, промышленно-развитого общества, безуслов-но, было иным. Категория времени как неизменнаясоставляющая отдельной человеческой жизни и чело-вечества в целом имеет длительную историю своегоформирования и развития. Поэтому вполне закономер-но, что это понятие привлекало внимание ученых раз-ных научных направлений и исследованию понятия«время», в частности в древних обществах, посвященоогромное число работ.В своих исследованиях многие авторы пытаютсяпроследить истоки и причины зарождения понятиявремени, сферы и особенности его функционирования,механизм развития. Например, многие исследователи-этнографы, лингвисты отмечали зарождение понятиявремени на основе пространствештых представлений[6. С. 133; 7. С. 43; 8. С. 191)А.Г. Спиркин говорит о том. что источником возник-новения представления о времени является повседневное,основанное на практике чувственное восприятие непре-рывной смены событий (перемещение животных, течениерек, бодрствование - сон. вдох - выдох, тепло - холод ит.д.). При этом необходимым условием познания реально-го времени являлась не только наблюдаемая человекомсмена событий, но и прежде всего его практическое взаи-модействие с действительностью Расширение временноюдиапазона было связано с развитием материального произ-водства (изготовление примитивного орудия, постройкажилья, изготовление одежды и пр) [9. С. 410-417].Основатель французской социологической школыЕ. Дюркгейм считал, что идеи времени (как и прост-ранства) могли зародиться в человеческом сознаниитолько в условиях общественной жизни, а никак нечерез индивидуальный опыт человека [10. С. 250].На страницах работ можно найти определения и ха-рактеристики понятия «время», основанные как на изу-чении отдельных конкретных этносов, гак и на теоре-тическом обобщении подобгтых исследований.Э. Эванс-11ритчард, один из основателей современ-ного структурализма, на примере исследования куль-туры нуэров (верховья Нила) полагал, что существова-ло два понятия времени - экологическое (имеющее от-ношение к природной среде) и структурное (относя-щееся к общественной сфере) [11. С 189].О грех видах времени у древних вавилонян - исто-рическом. периферическом, мифическом - идет речь вработе И.С. Клочкова, исследовавшего духовную куль-туру Вавилонии. Историческое время - это прошлое, окотором народ сохранял относительно достоверныесведения. Периферическое - это тгрошлое на краю об-щественной памяти, воспоминания о нем смутны. Ми-фическое время время, лежащее за пределами народ-ной памяти, время богов [12. С. 25).Время может1 бьггь также представлено как физиче-ское, индивидуальное и коллективное (историческое).Физическое время является предметом исследованиянауки, которая изучает бесконечно продолжительныепериоды времени. Время индивидуальное соотноситсяс биологическим и физиологическим. Коллективноевремя включает в себя календарный, политический ирелигиозный аспекты [13. С. 22 22].Макровремя (включающее мифическое время, исто-рическое и индивидуальное) и календарное время (вклю-чающее годы, сезоны, месяцы, недели и дни) рассмат-риваются в работе Д.Н. Мальца 114. С. 95].О циклическом и линейном времени говорится, вчастности, в работе А.Я Флисра [15. С. 307 308] Помнению автора, циклический образ времени основанна повторяемости тех или иных природных явлений,линейный на неповторяющихся событиях, например,на этапах человеческой жизниЭти Iгримеры являются демонстрацией лишь неко-торых из многочисленных аспектов, которые затраги-ваются учеными, изучающими проблемы пониманиявремени в различных обществах (например, в отдель-ных работах рассматриваются также понятия «прош-лое - настоящее - будущее», анализируются способывосприятия времени с точки зрения их историческойэволюции, исследуются особенности времяисчисленияв доклассовых обществах и т.д.).Изучение временных представлений разных этносов,особенно древних, задача достаточно сложная. К числу7имеющихся научных механизмов исследования категориивремени относится изучение способов и форм времяис-числения, которые были сформированы в том или иномобществе. Одной из таких форм временных представленийи счета времени у тгноса является его календарь. Поэтомув данной статье речь пойдег именно о календарях и кален-дарном счете времени у древних народов.Термин «календарь» происходит от латинского терми-на календы (Calendae) - название первого дня месяца удревних римлян [16. С. 253-254]. Существует несколькоопределений понятия «календарь», однако наиболее под-ходящим для апатию понимания времени древними этно-сами в данной статье примем следующее обозначение ка-лендаря: календарь - способ счета времени, основанный напоследовательности периодических событий и служащийдля упорядоченного восприятия данных событий.Говоря о несомненной значимости календаря как ис-точника изучения мтфовоззрения ;февних народов, необ-ходимо отфеделиться, что подразумевается в данной ста-тье подпонятием «древнее общество». На наш взгляд, этонеобходимо сделать по следующей причине: древниеобщества это общества, возникшие в глубокой древно-сти Однако часть из них в тог же самый далекий от наспериод времени прошла путь эволюции, достигнув высо-кого уровня развития. Другие же продолжали оставатьсяна сравнительно невысоком уровне развития. Но и ic идругие относятся к древггим. Вместе с тем их культурные,социальные и прочие особенности, естественно, слишкомразличны. Это относится и к восприятию времени и вре-мяисчислению В древних, но неодинаково развитых об-ществах, формировались разные представления о време-ни, разные календарные системы и календари (о чем го-ворилось выше).Однако во многих работах можно встретить следую-щие формулировки: «календари примитивных народов»,«примитивное времяисчисле!ше», «1фимитивные катен-дари древних народов». При изучении таких работ выяс-няется, что авторами рассматриваются, часто довольнобессистемно, календари как древних, «цивилизованных»обществ, так и катендари древних, доклассовых обществ.Понятно, что времяисчисление последних можно отнестик примитивному, но счет времени первых из указанныхнародов нельзя считать таковым. Очевидно, что понятия«древний» и «примитивный» не идентичны, На нашвзгляд, при гашении календарей указанных этносов пра-вилънее было бы четко определять уровень развитиядревнего общества и дифференцировать и анализироватькалендари в зависимости от этого уровняПолагаем, что следующая рабочая классификациядревних обществ, основанная на этнологических раз-работках [17. С. 130], будет вполне приемлемой дляэтой цели в данной статье:1- й тип - общество, возникшее в глубокой древно-сти на основе производящего хозяйства двух видов:раннего, где ведущее место занимают земледелие искотоводство: комплексное хозяйство ранних земле-дельцев субтропиков, земледелие и животноводствоумеренного пояса в древности, ручное земледелие тро-пиков и развитого, связанного с пастушеским ското-водством, кочевым скотоводством, плужным земледе-лием,2- й тип - общество, возникшее в глубокой древно-сти, базировавшееся на гфисваиваюшем хозяйствебродячих охотников и собирателей: специагизировак-ная охота и собирательство в тропиках: охота, рыбо-ловство и собирательство в умеренном поясе; пешаятаежная охота, арктическая охота на морского зверя,охота на оленя; охота, рыболовство, собирательство сзачатками земледелия и животноводства.Надо отметить, что некоторые из древних этносов какпервого типа так и второго могут быть полностью исчез-нувшими, другие могут находиться в стадии исчезнове-ния либо развития В настоящее время лучше изученыобщества первого типа, так как многие из них имели хо-рошо развитую письменность и оставили письменныесвидетельства о своей культуре.Предметом же пристального внимания автора статьиявляются времяисчисление и календари народов второ-го типа, относящихся к бесписьменным и ныне почтиполностью утративших свою традиционную культуру.Несмотря на явную сложность изучения подобных эт-носов, исследовагтием их календарей занимались многиеученые; имеются многочисленные публикации как оте-чественных, гак и зарубежных авторов. В этих работаххарактеризуются различные аспекты времяисчисления,проводятся сравнительные исследования катендарныхсистем, анализируются металлические, деревянные,каменные календари и пр., находят свое выражение точ-ки зрения этнографов, згингвистов, философов по про-блемам календарей. Оггираясь на имеющиеся в распо-ряжении автора данной статьи материалы по календа-рям бесписьменных народов мира, можно с большойдолей вероятност и сказать, что эти календари очень по-хожи в своей основе. Этот факт, естественно, провоци-рует к рассуждению о порождающих его причинах. Неисключено, что у многих народов существовала единаясхема формирования календарей. Однако пока еще нетконкретных исследований по этой теме, однозначно непрослежена мотивация возникновения календаря бес-письменных этносов, не существует четко описаннойсистемы его формирования и функционирования. Пред-ставляется необходимым и возможным попытаться вос-создать (реконструировать) общую модель построениякалендаря древних бесписьменных народов. Натичиетакой модели позволит более верно спрогнозироватьособенности формировэдгия и функционирования ка-лендаря любого из существовавших дописьмегшых об-ществ.Одним из первых шагов для реализации этой идеиможет стать ознакомление с принципами формированиякалендарей в обществах первого типа. Очевидно, чтосведения о календарях этих народов более обширны иобъективны, так как были зафиксированы и сохранены вписьменных источниках. Вполне возможно, что этигфинципы могли лежать и в основе возникновения ка-лендарей в обществах второго ттгпа. Поэтому задачейданной статьи является анализ основных, наиболее изу-ченных катендарных систем древних цивилизаций.На самых ранних этапах развития человечества из-мерять гфомежутки времени стало возможным, сопос-тавляя их с заметными периодическими явлениями. Са-мые распространенные периодические явления - сменадня и ночи (сутки), смена фаз Луны и смена времен го-да. В их основе лежат движения Луны и Солнца. Луна иСолнце являются самыми заметными крупными небес-ными телами, которые можно было наблюдать невоо-руженным глазом. Луна и Солнце помогали человекуориентироваться во времени еще в глубокой древности.Первые, самые примитивные попытки счета времени вбольшинстве своем основаны на наблюдениях именноза этими двумя объектами. С Солнцем и Луной у мно-гих народов мира связаны мифы и легенды.По мнению многих ученых. Луна была на началь-ных этапах формирования системы счета времени бо-лее удобной в качестве объекта отсчета, чем Солнце. Иэто не случайно: видимое движение Луны очень про-стое, при нем четко просматривается движение от на-растания диска до его убывания и исчезновения. И ка-ждая из этих фаз длится в течение постоянного отрезкавремени. Чтобы применить эти повторяющиеся явле-ния и наблюдения за небесными телами в качествеединиц счета времени, представителям древних об-ществ надо было овладеть способами их подсчета, со-отношения друг с другом. По мере развития человече-ской культуры эти способы совершенствовались, появ-лялись новые понятия и единицы счета времени.Ранее всего, на доземледельческом этапе, вероятно,сформировалось лунное счисление. Позже возрастающиенужды земледельческо-скошводческого хозяйства приве-ли к необходимости создания солнечного и лунно-солнечного календарей Солнечный календарь базируетсяна солнечном годе (промежуток времени между двумя по-следовательными прохождениями Cojmna через точку ве-сеннего равноденствия). В древних обществах солнечныекалендари составляли прежде всего в сельскохозяйствен-ных целях для определения сезонов полевых работ. Лунно-солнечный календарь, достаточно громоздкий, появилсякак инструмент согласования суток, синодического месяцаи тропического (солнечного) года. Такое согласованиестало необходимым, так как в лунном синодическом меся-це 29,53 солнечных суток, т.е. 12 месяцев составляют лун-ный год в 354,36 солнечных суток. Следовательно, до за-вершения солнечного астрономического года, состоящегоиз 365,24 суток и определяющего циктичность сезонныхявлений, остается промежуток примерно в II дней. А 13-месячный лунный год длиннее солнечного года на 19 су-ток. В этом и состояла основная сложность создания ка-лендарных систем в древности.Формирование и развитие календарных систем по-разному осуществлялось в разных древних шгвилизаци-ях. К наиболее исследованным можно причислить ка-лендари Древнего Египта. Древней Месопотамии, Древ-ней Греции, Древнего Китая, Доколумбовой Америки.ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТВ ходе своей истории Египет использовал нескольковидов календарей. По мнению Э. Лича. на заре своего су-ществования Египет имел лунный календарь. Лунный ме-сяц начинался утром, когда убывающая луна становитасьневидимой. Соответственно, календарные дни начиналисьв Египте с восходом солнца. Лу иные месяцы имели длину29 или 30 дней, но последовате;гъность «полных» и «пус-тых» месяцев находилась в весьма сложной зависимостиот движений Солнца и Луны [18. С. 794] Мноше религи-озные праздники по своей природе ассоциировать с фа-зами Луны и поэтому были зафиксированы в лунном ка-лендаре.Около IV тыс. до н.э. Египет как сельскохозяйст-венное государство уже не мог довольс гвоваться про-стым лунным годом. Деятельность его жителей сильнозависела от Нила, от разлива вод и их убывания. Важ-ность этого факта привела к пониманию, что год дол-жен начаться с лунным месяцем, соответствующимначалу половодья. Но начало разлива вод очень непо-стоянно (с начала мая до начала июня, иногда «раз-брос» составлял около двух месяцев). Вследствие этогодревние египтяне попытатись найти более точную ос-нову для фиксации длины лунного года, для чего сталаиспользоваться звезда Сириус. Однако календарь, осно-ванный на разливе Низа и появлении Сириуса, удовле-творял потребностям земледельческой и религиозной дея-тельности, но был недостаточен для административногоруководства. Поэтому позже, приблизительно в III тыс. дон.э., в Егите был изобретен фажданский календарь [19.С. 229].Г ражданский календарь Древнего Египта - солнеч-ный календарь. Он использовался в основном в адми-нистративной и хозяйственной жизни Египта, т.к. из-занепредсказуемости вставок в лунном календаре по не-му часто было невозможно указать заранее дату како-го-либо будущего события. Сначала продолжитель-ность года была установлена в 360 дней. Год делилсяна 12 месяцев по 30 дней, месяц - на три большие не-дели по К) дней или 6 малых недель по 5 дней Грекиназвали их соответственно декадами и пентадами. Вдальнейшем продолжительность года была уточнена: вконце его стали добавлять пять дополнительных дней,которые считались праздниками богов, т.е. было осу-ществлено «усреднение» серии лунных лет и сельско-хозяйственных лет. Гражданский календарь был уни-версальным для всего государства, несмотря на суще-ствование религиозного лунного календаря, основан-ного на простом наблюдении (рис. 1).Самым древним из египетских календарей, о кото-рых есть более или менее достоверные данные, являетсякалендарь XVIII Династии (1500 г до н.э.) [18 С. 121].Он имел три составляющих компонента: а) примитив-ный сезонный календарь, основанный на годовом по-ловодье Нила и падении уровня воды в нем. б) сложнаясистема магических ритуалов, способствующих тому,чтобы гарантировать ежедневное возвращение солнцаиз подземного мира и появление богатых вод Нила внужный сезон; в) четко структурированный календарьпраздников, не имевший прямого астрономическогозначения, но основанный на системе счета дней.ДРЕВНЯЯ МЕСОПОТАМИЯЗдесь, как и в Древнем Египте, сельскохозяйствен-ный характер цивилизации на определенном этапе ееразвития обусловливал преимущественную важностьсезонов солнечного года. Соответственно, появилисьпопытки соотносить лунные месяцы более или менееточно с сельскохозяйственными сезонами. Это привелок добавлению, когда было необходимо, 13-го месяца кобычному 12-мссячному календарю. На протяжениимногих веков эти вставки (интсркаляции) осуществля-лись простым производным способом в зависимости отсельскохозяйственной ситуации. 11ри этом города, уда-ленные друг от друга на небольшие расстояния, моглииметь совершенно различные способы добавления 13-гомесяца. Всякий раз, когда того требовали нужды хозяй-ственной деятельности, использовались формальныегражданские месяцы с исключительно фиксированнойдлиной в 30 дней, а не реальные лунные месяцыОдним из государств, в котором уже в III тыс. дон.э. удалось при счете времени разработать относи-тельно четкий лунно-солнечный календарь, был Древ-ний Вавилон - одно из могущественных государствДревней Месопотамии Древневавилонский календар-ный год состоял из 12 месяцев, названия которых восновном были связаны с особенностями быта древнихвавилонян. Например, в названии месяш «Нисану» име-ется корень, значение которого - «двигаться», «Айру»значит «яркий», «Абу» - «враждебный», «Шабату» -«разрушение» (дождями и ливнями») и т.д. |20. С. 170-171] (рис. 2). Добавочные месяцы в календарь вставля-лись по распоряжению властей. Сам месяц начинался втот вечер, когда впервые после захода Солнца на небебыл виден новый серп Луны. Поэтому и сутки в Древ-нем Вавилоне начинались с вечераЕЙ TVinM«мга (АфлГи) - ?! «яЖ Sh-йппи I яXiuiuu (КцИти)Л г.-* Z>«L?u (T/aufAi)At* т S!=2им l/Tu*W Adder*Рис 2 Изображение месяцевдревневавилонского календаряДругие жители Древней Месопотамии, шумеры, име-ли изначально лунный календарь (21. С. 226) В основеотсчета времени лежати наблюдения за фазами Луны,месяц начинатся вечером с появлением полумесяца, ка-лендарный день начинался с заходом солнца. Лунныйкалендарь служил для нужд религиозных праздников исельскохозяйственной деятельности. Названия месяцевсоответствовали видам деятельности, праздникам илиименам богов. Впоследствии шумеры, как и египтяне,приблизительно с 2500 г. до н.э., также стали пользовать-ся лунно-солнечным календарем с определенными, хотяи неизвестными нам правилами вставки 13-го месяца.'Этот календарь применялся для урегулирования веденияфинансовых и других видов деятельности.ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯИзначально календарь Древней Греции был дово-льно примитивным, в нем распознавались отрезки дня,дни считались рассветами [22. С. 362-363]. Древнимгрекам были известны четыре сезона, определенныефазы звезд и солнцестояние, а также лунные месяцы.Однако как в Египте и в других государствах, услож-няющееся хозяйство потребовало новых приемов испособов счета времени.Для своевременного проведения земледельческихработ греки согласовывали свою жизнь со сменой вре-146мен года, с видимым годичным движением Солнца понебу [20. С. 174]. Приблизительно в IX в. до н.э. древ-ние феки знали, как в ритме со сменой сезонов изме-няется вид звездного неба. Эту ежегодно повторяю-щуюся смену видимости звезд они и использовати вбыту как своеобразный солнечный календарь. Сутки удревних греков начинались с заката Солнца и состоялииз ночи и следующего за ней дня. День они делили напять частей («рано», «перед полуднем», «полдень»,«пополуденное время», «вечер»). На протяжении сутокI реками использовались специальные приборы дляизмерения времени - гномон (солнечные часы) (рис. 3)и скафис (солнечные часы в виде чаши-полусферы).. -| |, | ■ t «Л^^тя , mi. . . X/Рис 3 ГномонПриблизительно с I в. до н.э. греки в своей деловойи общественной жизни пользовались уже лунно-сол-нечными календарями. Календарный год при даннойсистеме состоял из 12 месяцев Названия месяцев этихкалендарей происходили обычно от названий празд-неств. отмечавшихся в соответствующем месяце. Понекоторым данным, первоначально древние феки на-чинали свой год с зимнего солнцестояния. Потом на-чало года было перенесено на летнее солнцестояние.Дни месяца древнегреческого календаря делились натри декады. Первые 10 дней просто считались - с пер-вого по десятый, 9 следующих назывались «первым»,«вторым» и т.д. с прибавлением слов «после десяти»,остатьные дни считались в обратном порядке «девятыйот конца месяца», «восьмой от конца месяца» и т.д.Примечательно, что древние феки в каждый день ме-сяца чествовали одного или нескольких богов, кото-рым был посвящен этот день.ДРЕВНИЙ КИТАЙНароды Китая уже в глубокой древности вели счетдням по сменам фаз Луны Но их ежедневные пот-ребности, весь уклад жизни, земледельческий цикл ра-бот вынуждали как можно тщательнее определять на-ступление тех гига других годичных сезонов, совершен-ствовать календарь. И. А. Климишин в своей работе го-ворит о календаре, составленном в середине III тыс. дон.э., следующее: в результате регулярных и продолжи-тельных наблюдений было установлено, что появлениена небе вечером или уфом определенных ориентиро-вочных звезд - «чэн» повторяется в ритме с наступле-нием того или иного земледельческого сезона. Это по-зволяло земледельцам использовать «чэн» для сооб-щения о предстоящем наступлении того или иного се*зона [20. С. 191].Древнекитайские астрономы установили продолжи-тельность синодического месяца в 29,5 дня и солнечно-го года в 366 дней. Издревле в Китае было принято де-лить месяц на три декады. Порядковые обозначениядней декады назывались «десять небесных ветвей». Дляобозначения месяцев года использоватись 12 символов(«12 земных ветвей»), которые соответствовали назва-ниям созвездий и названиям животного [20. С. 194].Наряду с календарями, в которых как число меся-цев в году, так и количество дней в месяце были раз-личными, в Древнем Кигае примерно с XXVI в. до н.э.существовал счет времени по циклам, где каждый циклсостоял из 60 лет. Фактически 60-летний китайскийциклический календарь является лунно-солнечным. Чи-сло 60 есть результат умножения двух характерныхчисел - 5 и 12. Число 5 символизирует 5 стихий (вода,огонь, металл, дерево, земля), число 12 соответствуетпромежутку времени, на протяжении которого «царст-венная» планета Юпитер проходит через 12 созвездий.Составными элементами 60-летнего цикла являлисьдесятичный цикл «небесных ветвей» и двенадцатерич-ный цикл «земных ветвей» (рис. 4).MyСI»»»Хо I ТуШы I1Ч о у \Инь151Мао I4>Hk!4iСыУВ*«2|&3!335514134i37123f49 | Шу (мышь)Щ (корова)39 Xv (-тяг?)4Щ Ту HtMX){ Лукlib { з и т)I Мл {*o«v>Щ Яа (o*tit)I Хоу (ofe**4«a)) Щ Шя осурши)б(Й Чжу (сашья)т cfMРис 5 Иероглифы названий дней майяi IНочер|.: И1 «гк? i 12I ЛСАЛЬ | 13i II Облгчний | МJ жн 1Ы-vbмклзккескяхздзязвездiO1Ю | ОхРис 6. Названия дней месяца календаря майяКак полшакгг исследователи культуры майя, 260-днев-ный период внача!е был 1тромежутком времени от по-сева до сбора урожая. Последовательность восемна-дцати 20-дневных месяцев составляла 360-дневный год, кконцу которого добавлялись 5 дней, носивших название147S \ 1IКшIVVVViJVIIi l l1
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 373
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Колесникова Светлана Юрьевна | Сибирский государственный медицинский университет (г. Томск) | кандидат исторически наук, заведующая кафедрой иностранных языков | bers@mail.tomsknet.ru |
Ссылки
