Используя компараивный анализ поэмы «Медный всадник» А. С. Пушкина и баллад 1831-33 гг. В. А. Жуковского автор показываст глубокие совпадения между двумя поэтами в моральном, философском и творческом плане. Поэма и баллады показывают одинаковость путей А.С. Пушкина и В. А. Жуковского в поисках поведения личности в драматических жизненных обстоятельствах, при разрешении противоречий между гражданскими требованиями и персональными запросами личности для нахождения пути гармоничного исторического развития обшсства.
«Mednyi Vsadnik» by A S. Pushkin and the series of ballads of the 1830th by V.A. Zhukovsky..pdf Как показали многочисленные исследователи творче-ства А.С. Пушкина, проблематика и поэтика «Медноговсадника» явились итогом предшествовавшей деятельно-сти поэта, его философских и художественных исканий,запечатленных в стихах и прозаических произведениях[1; 2; 3. С. 143-172; 4]. По точному замечанию Г.В. Крас-нова, «"Медному всаднику" - главной философской по-эме Пушкина - предшествовало все его творчество».Вместе с тем очевидно, что нравственно-художественноесодержание и художественная структура «Медного всад-ника» вырастали в живом процессе диапога Пушкина ссовременными поэтами, среди которых особо значимымбыл В. А. Жуковский.1831-1833 гт. - время необычайно активною общенияЖуковского и Пушкина В критической литературе отме-чены моменты творческого схождения поэтов: в один годбыли написаны сказки («Спящая царевна» и «Сказка оЦаре Салтане»); выход «Баллад и повестей» Жуковскогосовпал с публикацией «Повестей Белкина» [5]; жанровоеноваторство «петербургской повести» «Медный всад-ник» предвосхитило поэтизацию обыкновенного в «ста-ринной повести» «Ундина» (1831-1836 гг.) [6].В ряду произведений, типологически соотносимых с«Медным всадником», важное место занимают балладыЖуковского, относящиеся к третьему, последнему баллад-ному периоду (1831-1833 гг.). Собранные вместе, 16 бал-лад (переводы из Шиллера. Саути. Уланда. Бюргера иВ Скотта) образуют художественную целостность,своеобразный никл, но определению И М Семенко |7С 161) Написанные на сюжеты из античной мифоло-гии и Средневековья, баллады Жуковского обнаружи-ли глубочайшую заинтересованность поэта проблема-ми современной русской жизни и широту историко-философской концепции. Именно эти особенности ху-дожественного сознания Жуковского поеледекабрист-ской эпохи обусловили офомный интерес Пушкина кего балладам и предопределили типологическую схо-жесть этого балладного цикла и «Медного всадника».В письмах 1831 г. (от I и 11 июня) Пушкин с восхище-нием сообщает П.А. Вяземскому, что « Жуков-ский точно написал 12 прелестных баллад », что« он перевел несколько баллад Соувея Шиллера иГуланда. Между прочим, "Водолаза", "Перчатку","Поликратово кольцо" etc. Также перевел неокончен-ную балладу Вальтер Скотта "Пилырим" и приделалсвой конец: прелесть» [8. Т. 10. С. 32, 34].Сквозная проблема всего балладного цикла - нрав-ственное самоопределение человека, оказавшегося в дра-матической ситуации перед лицом неотвратимых об-стоятельств. Постановка этой проблемы характеризуетсяу Жуковского диалектичностью анализа и широтойромантического универсализма. Рслигиозно-философ-ская концепция Предо1феделения как высшего нравст-венного закона, требующего от человека смирения ипокорности судьбе («Поликратов перстень», «Лено-ра»), сочетается у Жуковского с идеей историческогопрогресса («Элевзинский праздник»), который можетбыть осуществлен как процесс нравственного совер-шенствования человека, как способность противопос-тавить насилию и злу ценности духовною ряда.Тематика и сюжеты баллад Жуковского сосредото-чены вокруг решения вопроса о соотношении высшейнеобходимости, понимаемой широко и как I 1ровиде-ние. и как государственная власть, и судьбы отдель-ного, частного, конкретною человека. Например, в бал-ладе «Жалоба Цереры» Церера интересует поэта пре-жде всего как страдающая мать, а не богиня. ПодобноПушкину, Жуковский акцентирует драматизм дилеммычастного и общею, невозможность линейного или аль-тернативного релкнгия, обнаруживает сложность проб-лемы и ставит ее в плоскость общечеловеческих отно-шений, имея в перспективе судьбу всего человечества.Пушкин в «Медном всаднике», солидаризуясь с Жу-ковским в философском масштабе проблем общечело-веческого быгия. сосредоточен на судьбе российскойистории и государства [9|.Близость цикла баллад Жуковского и «Медного всад-ника» обнаруживается в повышенной натгряженностидраматической коллизии между требованиями общих за-конов и стремлениями личной жизни и одновременно ус-тремленности к поискам гармонии как нравственной игосударственной основы для исторического развития.Знаменательно, что баллады Жуковского 1830-х гг.оказались у истоков нового этапа творческого разви-тия поэта, открывая пути к драматическому осмысле-нию жизни (в 1831-1832 гг. Жуковский пишет «Суд вподземелье») и эпическому (в 1836 г завершается ра-бота над «Ундиной», положившей начало большимэпическим созданиям 1830-50-х гг.).Два аспекта - трагическое и эпическое - составля-ют в синтезе внутренний нерв художественной струк-туры «Медного всадника» и цикла баллад, что прояви-лось в близости поэтики как на уровне композиции,так и образной системы.Идея непреложности исполнения высших, Божест-венных и исторических, законов развития, не подвла-стных человеческой воле, находит воплощение в ком-позиции: в «Медном всаднике» эта идея выражена воВступлении, у Жуковского - в заключающем баллад-ный цикл «Элевзинском празднике». В седьмой строфебаллады устами Цереры сформулирован закон необхо-димого долженствования:Чтоб из низости душоюМог подняться человек,С древней матерью-землеюОн вступил в союз навек,Чти закон времен спокойный ^Знай теченье лун и лет.Знай, как движется под стройнойИх гармониею свет[10 Т 2 С 195. Здесь и далее, кромеспециально ог оворенного, выделениекурсивом принадлежит автору статьи]Близость Вступления и «Элевзинского праздника»состоит в их программном характере, определяющемключевое место в художественном целом. Сходствопроявляется в сюжетном развитии, основанием кото-рого и у Пушкина, и у Жуковского является картинастремительного восхождения от дикости и убогости красцвету. В балладе Жуковского человечество под ру-ководством Цереры и с помощью других богов подни-мается из «глубокого унижения» и «земной скорби» косознанию своего достоинства, осуществляет строите-льство нового града и храма, сотворенного для «граж-данства» и свободы людей.Переводя просветительскую по идеологии балладуШиллера, Жуковский в понимании закона гражданстване офаиичивается лишь идеей просвещения как уни-версального механизма отношений между государст-вом и человеком. Само содержание цикла баллад ус-ложняло и драматизировало просветительскую кон-цепцию. но вместе с тем не отменяло важнейшегопредставления о гражданском долженствовании.Стремительность ритма движения в балладе созда-ется панорамным характером картин, строящихся навозрастающем перечислении деталей, имеющих мно*гочисленные точки пересечения с пушкинским Вступ-лением. Так, исходная позиция положения человечест-ва у Жуковского:Робок наг и Оик скрывалсяТроглодит в пещерах скал Зверолов с копьем сражался.Грозен бегал по лесамГоре брошенным волнамиК бесприютным их брегам/(10 Т 2 С 194)в описании перекликается с пушкинской картиной«мшистых, топких берегов»:Где прежде финский рыболов.Печатный пасынок приро()ы.()оин у ни зких береговПрост в нене
Жилякова Эмма Михайловна | Томский государственный университет | профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы филологического факультета | |