В статье рассматриваются общие принципы и условия создания эффективной презентации материала в контексте обучения с позиций нейролингвистического программирования (НЛП). Описание на языке НЛП представляет собой ресурсную технологию, способствующую достижению успешных результатов в образовании. Основной акцент делается на навыках и стратегиях коммуникации преподавателя и аудитории, которые позволяют облегчить деятельность преподавателя при организации учебного процесса, в частности, при постановке четких целей и задач, в управлении различными стилями обучения, в работе с мотивацией и сопротивлением, а также при проведении и подготовке умелой и эффективной презентации учебного материала. Любое обучение заключается в создании когнитивных карт на основе внутренних репрезентаций, языка и соединении этих карт с референтным опытом. При этом процесс презентации учебного материала организован вокруг модели обратной связи, которая называется ТОТЕ и включает постановку цели, доказательства, оцениваемые с позиции желаемого результата, и действия по ее достижению.
Basic principals of effective presentation of the study material from the point of view of neiro-linguistic programming.pdf Новое понимание и новая концепция роли органи-зационного обучения появились как ответ на ускоряю-щиеся изменения в обществе и в системе российскогообразования. Достижения в методах управления обра-зовательными ресурсами государства и общества сде-лали очевидным тот факт, что способность к обуче-нию, как на уровне отдельного человека, так и струк-туры в целом, стала насущной необходимостью длявсей российской образовательной системы. Осознаниеэтого факта привело к тому, что эффективное обучениедолжно быть поступательным, целенаправлешгым, струк-турированным процессом, требующим постоянныхорганизационных усилий в плане его совершенствова-ния и модернизации путем использования в обученииинновационных технологий, разработанных или заим-ствованных из различных областей научного знания.Примером такого взаимодействия является транспози-ция основных принципов и подходов современныхпсихотехнологмй, в частности нейролингвистическогопрофаммирования (НЛП или NLP), на образователь-ное пространство ft]Язык нейролингвистического профаммированияпозволяет в единой системе терминов описывать раз-личные процессы, происходящие в таких областях, какмаркетинг, менеджмент, психология, педагогика и др.Он обобщает знания из различных гуманитарных об-ластей, открывая тем самым новые возможности дляих интефации. Описания на языке НЛП превращаютсяв систему алгоритмов и приёмов, т.е. в НЛП-техно-логию. которая можег рассматриваться как ресурснаяпри описании различных образовательных процессов иобучающих профамм, в том числе по иностраннымязыкам. При этом акцент делается на навыках и стра-тегиях коммуникации преподавателя и студента (фуп-пы студентов), действующих в контекстах обучения.Основное внимание в работе уделяется тому, как ис-пользовать эти навыки и стратегии, чтобы облегчитьдеятельность преподавателя при организации учебногопроцесса, а именно:- как организовать урок;- отбирать и создавать подходящий материал;- проводить эффективный урок;- работать с вопросами аудитории;-управлять обсуждением в группе.Эффективное осуществление подобной деятельно-сти требует рассмотрения таких важных аспектов пре-подавания, как постановка четких целей и задач, уп-равление различными стилями обучения, работа с мо-тивацией и сопротивлением, умелая и эффективнаяпрезентация учебного материала.Социальная роль и профессиональные задачи пре-подавателей фактически проявляются в том, что необ-ходимость проводить презентацию изучаемого мате-риала становится частью их повседневной жизни, что всвою очередь подразумевает способность осуществ-лять успешную коммуникацию и устанавливать отно-шения между людьми. Хотя эти навыки относятся ксамым базовым, обучение им, как правило, не входит впрограмму традиционного образования и профессио-нальной подготовки Отчасти и поэтому' разработчикиНЛП [1, 2, 4-6,] предлагают некоторые важнейшиепрактические навыки успешной коммуникации и уста-новления отношений. Наиболее успешный преподава-тель ясно формулирует желаемый результат, достиже-ние которого можно проверить; обладает способно-стью осознания и навыками наблюдения, которые по-зволяют ему установить обратную связь - получитьинформацию о движении к нужному результату; про-являет гибкость в поведении, при необходимости ме-няя и корректируя коммуникацию, чтобы достичь же-лаемого результата. Если один подход не работает, онлегко может переключиться на другой.Для преподавательского корпуса, у кого возникаетнеобходимость делиться знаниями или информациейсо студентами, можно выделить четыре основные целипрезентации материала обучающимся:- сообщить информацию,- развлечь,- научить,- создать мотивацию.Сообщить информацию - это значит дать другимлюдям ключевую информацию или знания, говоряязыком НЛП, в форме когнитивной карты. Развлечь -означает создать у других людей позитивный опыт илиперевести их в позитивное состояние. Научить - под-разумевает связать знания или информацию с реле-вантным референтным опытом, с поведением, которыенеобходимы для того, чтобы перевести знания или ин-формацию в действие. Создать мотивацию - значитобеспечить контекст или стимул, которые придавалибы такой смысл знаниям, опьггу или поведению, чтобылюди захотели действовать. Чаше всего большинствопрезентаций изучаемого материала на занятии пресле-дует одновременно несколько целей из этого спискаили даже все.В контексте обучения эффективная презентация мате-риала как одна из важнейших частей урока включает такжевзаимодействие ведущего (преподавателя), аудитории(студенчества), учебного материала, вспомогательныхсредств. Таким образом, проблемное пространство тфезен-тации материала на уроке определяет отношения:1) между преподавателем;2) студентами;3) представляемым материалом;4) контекстом, в котором имеет место обучение;5) доступными средствами и каналами коммуника-ции, используемыми для предъявления материала.Навыки коммуникации и отношений связаны с уп-равлением взаимодействием, которое выстраиваетсямежду преподавателем и студентами, чтобы достичьвзаимообозначенных целей. При этом очень важно ус-тановить правильное соотношение различных навыков.Коммуникация включает обмен сообщениями междулюдьми, которые поочередно выступают в роли отпра-вителей и получателей информации. В контексте пред-ставления материала преподаватель выступает в пер-вую очередь как отправитель, а аудитория - как полу-чательПомимо управления текущими отношениями с ау-диторией, эффективный преподаватель должен такжеотбирать и в некоторых случаях организовывать пред-ставляемый материал и средства, помогающие донестиего до слушателей. Тем самым управление проблем-ным пространством презентации материала включаетумение, во-первьгх. оценить аудиторию и, во-вторых,определить подходящую для данного урока информа-цию и коммуникационные каналы, позволяющие эф-фективно ее представить. Это требует от преподавате-ля способности выделять такие факторы, как цель имотивация обучающихся, равно как и их стили работы.Существенное влияние на то, как передаются и по-лучаются сообщения, оказывают эмоциональное и фи-зическое состоятоя людей, вовлеченных в коммуника-цию. а также их ролевые отношения. Поэтому еще од-ним важным навыком для преподавателя оказываетсяспособность определить состояние, наиболее подхо-дящее для установки отношений с данной аудиторией(например, приподнятое, спокойное, ироничное и др.).а также достичь этого состояния и поддерживать его.Так. если студенты пребывают в настороженном со-стоятти, а преподаватель демонстрирует повышенныйэнтузиазм, между ними не установится достаточныйраппорт, что может впоследствии !тривести к взаим-ным трениям.Преподавание очевидным образом связано с обучени-ем. Эффективность преподавателя повышается в той сте-пени, в какой он способен поддерживать процесс обученияаудитории. Ктючевой характеристикой процесса обученияпризнается необходимость получения обратной связи Безобратной связи нет обучения. Для более эффективной ор-ганизации обучения, в том числе презентации материала,преподаватель непременно устанавливает цель, находитдоказательства и затем определяет набор возможных дей-ствий, позволяющих работать в разных контекстах, с раз-ными стилями обучения и справляться с неординарнымиявлениями. Цель всегда остается неизменной, но действиядолжны иметь определённую степень гибкости, чтобысоответствовать особенностям аудитории и контексту обу-чения, например при спонтанно возникающих ситуацияхна занятии. Таким образом, одним из основных принциповпроведения успешной презентации материала в рамкахобучения НЛП признаёт модель ТОГЕ [7]. АббревиатураТОТЕ расшифровывается как Test - Operate - Test - Exit(проверка - действие - проверка - выход)Понятие ТОТЕ подразумевает, что все поведенче-ские программы вращаются вокруг заданной цели и раз-нообразных средств ее достижения. Согласно данноймодели, преподаватель определяет цель и разрабатыва-ет процедуру, позволяющую проверить, достипгутацель или нет. Если цель не достипту га. мы действуемтак, чтобы внести определенные изменения и прибли-зиться к желаемой цели. Когда критерии проверкиудовлетворены, можно переходить к следующей ста-дии. Таким образом, функция любой отдельно взятойчасти поведенческой про1раммы заключается в том.чтобы проверить каждый этап деятельности и оценитьуспешность своего продвижения к цели: «Насколько яблизок к цели? Двигаюсь ли я в верном направлении?» -и в соответствии с этим приступить к действиям, по-зволяющим изменить неудавгщтося часть презентацииматериала так. чтобы она удовлетворяла критериямпроверки: «Дато ли это действие нужный результат?»В зависимости от результатов проверки следует ли-бо продолжить действовать, либо завершить данныйэтап, и только после этого можно перейти к следую-щей части программы Проверка подразумевает нали-чие цели и определённого набора признаков, служа-щих доказательством продвижения к цели. Соответст-венно. чтобы произвести оценку или проверку своихдействий, преподавателю необходимо иметь направле-ние и набор признаков или соответствующую проце-дуру, которые подтвердили бы факт достижения цели.Согласно модели ТОТЕ, эффективная презентацияучебного материала является производной от постоян-ной обратной связи между оценкой целей и выполне-нием действий по их достижению. В титгичной моделиТОТЕ (при организации презентации материала) целив большей степени связаны с влиянием на мыслитель-ный процесс обучающихся для улучшения их понима-ния и/или повышения мотивации по отношению к те-ме, учебному предмету . При этом действия преподава-теля принимают форму вербальных и невербальныхсообщений, посылаемых аудитории, а доказательствомдостижения цели могут являться наблюдения за вер-бальной и невербальной реакцией студентовУ людей обучение происходит различными спосо-бами, поэтому преподавателю необходимо иметь на-бор методов, которые позволяют различать способыобучения и стили презентации материала. Эффектив-ная коммуникационная стратегия облегчает обращениек различным стилям обучения и. гаким образом, кбольшему числу студентов Понятие «стиль обучения»связано в первую очередь с осознанием того, что людиучатся по-разному и различаются между собой по сте-пени развития сенсорных способностей. Иными сло-вами. наша способность учиться и общаться с окру-жающими обусловлена способностью создавать картыв нашем сознании. Мы строим ментальные карты наоснове информации, полученной с помошью пятичувств, или репрезентативных систем, зрение, слух,осязание, вкус и обоняние.Наши чувства образуют форму, или структуру,мышления, в противоположность его содержанию. Лю-бая мысль, независимо от её содержания, будет пред-ставлена в виде определённой совокупности зритель-ных образов, звуков, ощущений, запахов или вкуса.Мы постоянно связываем вместе информацию, полу-чаемую от различных органов чувств, чтобы строить иобновлять наши карты реальности. В то же время мы240создаём эти карты, основываясь на обратной связи.1гредоставляемой нашим сенсорным опытом.Репрезентативные каналы связаны с органамичувств и сенсорными модальностями, которые исполь-зует человек для посылки или получения сообщений.Когда кто-то говорит вслух, он использует вербальныйканат внешней репрезентации. Более визуальной фор-мой внешней репрезентации может быть создание илидемонстрация символов и диаграмм. Аналогично, ко-гда человек получает сообщение, он может предпочти-тельно фокусироваться на образах, звуках или ощуще-ниях. Различают следующие основные типы репрезен-тативных канатов, участвующих в коммуникации: вер-бальный, письменный, иллюстративный, физический.Большая часть коммуникационной стратегии связа-на не просто с гем, чему должны научиться студенты,но и с определением того, что они собой представляюти как преподаватель учитывает их особенности, т.к.некоторые студенты очень визуагьны, другим же, на-оборот, крайне трудно создать визуальный образ иливообще думать визуально. Встречаются студенты свербальным предпочтением, которые с легкостью го-ворят и ясно формулируют получаемый опыт. Иные жебуквально борются со словами, которые просто пугаютих. Другая категория студентов ориентирована на ощу-щения: обучение и понимание у них осуществляютсячерез дейст вия Поэтому преподавателю при организа-ции и проведении занятия весьма полезным было быучитывать тот факт, что обучаемые студенты имеютсильные и слабые стороны.В процессе презентации учебного материала можноиспользовать несколько типов репрезентативных кана-лов. Например, цели на уровне задания могут бытьпредставлены в виде рисунков или образов желаемогорезультата, а цели на уровне отношений - вербалъноили в виде эмоций. Тем самым эффективная коммуни-кация включает умение выбирать каналы, которые бу-дут использоваться для передачи каждого сообщения,равно как и понимание значения различных каналов втех рамках, где происходит передача сообщения.Различные модальности репрезентации неодинако-во сильны. К примеру, вербальная модальность обла-дает очень большой силой с точки зрения выстраива-ния полученной информации в логической последова-тельности. Визуальный канал часто предоставляетнаилучшую возможность для синтеза информации вцелостный образ. Физическое «отыгрывание» идеи иликонцепции выявляет их практические аспекты. Случа-ется, 1гго студент не использует зрительное представ-ление, даже если в это время речь идет о вещах, тре-бующих зрительной памяти или образной фантазии. Вдругих ситуациях он может слишком сильно сосредо-точиться на конкретном образе, который сохранился вего сознании во время презентации преподавателемматериала.Использование различных каналов приводит к ак-тивизации различных стилей мышления. Так. визуаль-ный канал может стимулировать образное мышление,в то время как вербальный - логическое и критическое.Акцент на физическом канале ориентирует студента надействия. В таком кошексте вполне возможно сделатьобучение более эффективным, если использовать то, вчем студент силен, и развивать то, что является у негослабой стороной. Например, студента, который обычноне использует зрительное представление. весьма полез-но поощрять думать образами. С другой стороны, тот,кто хорошо владеет зрительным представлением, смо-жет усилить и ещё более развить эту способность. Та-ким образом, репрезентативные каналы могут использо-ваться для облегчения обучения с разных позиций:- использование канала, к которому чаще всегообращаются и который больше всего ценят слушатели(обращение к сильным сторонам);- использование каната, к которому обращаютсяреже всего, с целью стимуляции новых способов мы-шления и восприятия (усиление слабых сторон);- выделение репрезентативного канала, наиболееподходящего или наиболее уместного для данногоучебного процесса или данной задачи обучения;- усиление взаимного «перекрытия» между различ-ными репрезентативными каналами.Большое значение при проведении презентации ма-териала имеет навык наблюдения за поведенческойреакцией аудитории, демонстрирующей своего родаобратную связь. Отношение довольно часто выражает-ся физиологическими микросигналами, распознаваниекоторых будет помогать преподавателю управлятьсобственным состоянием и состоянием студентов дляполучения или воспроизведения позитивного опыта иосуществления эффективных действий независимо отконтекста. Дело все в том. что люди имеют множестворазличных способов для демонстрации того, как онидумают - путем визуализации, внутренней речи илиощущений. После определения модатьности мысли-тельного процесса преподаватель может изменитьсвою технику , «подстроить» её под аудиторию и темсамым установить раппорт.Речь - это то.тько один из способов коммуникации.Невербальная коммуникация так же важна, как и вер-бальная. Слова, как правило, представляют то, что че-ловек осознаёт, в то время как невербальное поведениеотражает то, что находится за пределами его сознания.В этом смысле поза человека оказывает большое влия-ние на его состояние и может о многом поведать ок-ружающим. Так, большинство студентов, вероятно, об-наружат, что им очень трудно учиггься в позе, когда ру-ки опущены, а плечи ссутулены. Что касается мысли-тельных процессов, то при визуализации чаще всегопринимается прямая поза. Слушая, человек чаше отки-дывается немного назад, складывает руки или накло-няет голову. Переживая какие-то чувства, он наклоня-ется вперед и начинает глубоко дышать. Эти сигналыуказывают не конкретное позитивное или негативноечувство, а только на то, что оно есть. Иногда в состоя-нии полной релаксации человек может принять ту жеосновную позу, что и в состоянии глубокой депрессии.Мощным информативным сигналом может быть ин-тонация. В процессе визуализации студент будет гово-рить немного быстрее и более высоким голосом, а припереживании чего-либо голос у него будет немного ниже,а темп речи медленнее. Эти голосовые паттерны, несо-мненно, оказывают влияние на состояние людей.Например, если преподаватель начинает презента-цию материала медленно, тихим, как бы «заунывным»голосом, студенты скорее почувствуют желание спать,нежели слушать. Тем самым интонация и темп речимогут служить сигналами, запускающими когнитивныепроцессы. Добиться концентрации внимания на слухо-вой модальности зачастую можно мелодичной итгго-нацией, сменой темпа и ритма речи. В речи тоже со-держатся подсказки относительно мыслительной дея-тельности. Например, фраза: «Я чувствую, что этотперевод выполнен верно» указывает на одну сенсор-ную модатмюсть (кинестетичекую), слова: «Мне со-звучна ваша мысль» - на другую (аудиальную), а вы-ражение: «Для меня это очевидно» - на третью (визу-альную).Дополнительным источником информации являют-ся жесты. Человек часто делает жесты, связанные стеми органами чувств, которые у него в данный мо-мент наиболее активны. Так, он будет касаться глазили указывать на них, если пытается что-то визуализи-ровать или его посетило озарение. Если же он говорито чем-то. что слышал или пытается услышать, он будетуказывать на уши. Точно так же, думая вербатьно, ча-ще всего будет касаться рта В случае, если притраги-вается к фуди или на уровне желудка, то это указываетна его ощущения. Движения глаз тоже являются однимиз самых интересных микросигналов.Направление взгляда может оказаться очень важ-ным. Взгляд вверх сопровождает визуализацию В про-цессе слушания взгляд будет устремлен влево иливправо. Взгляд вниз указывает на чувства. Движениеглаз влево говорит о работе памяти, в то время какдвижение вправо - на воображение. Каждое утвержде-ние указывает на то, что в когнитивный процесс во-влечена определённая сенсорная модальность.Само собой разумеется, некоторые сигналы могутбыть сугубо индивидуатьными, в то же время боль-шинство из них почти универсальны. Например, опре-деленные жесты могут приобретать различное значе-ние в разных культурах, в то время как некоторые фи-зиологические сигналы, такие как выражения лила,являются общими для всех культур. Поэтому способ-ность распознавать как индивидуальные, так и культу-ральные сигналы является важным навыком для пре-подавателя.Навыки коммуникации и установления отношений, не-сомненно, способствуют обучению в группе, облегчая об-щение и взаимопонимание людей, что помогает им болееэффективно выполнить св(ж> задачу Эти навыки зависятот того, как преподаватель использует вербальные (устныеи письменные) и невербальные (от наглядных пособий дожестов и изменения интонации) сообщения, чтобы облег-чить понимание, обратиться к различным стилям обуче-ния, стимулировать эффективный процесс обучения, по-ощрять участие и эффективные действия.Знание структуры обучения и презентации мате-риала открывает преподавателю возможности ятя раз-витая его презентационных способностей и повыше-ния его эффективности. Роберт Дилтс [1], один изкрупнейших специалистов в области НЛП, выделяеттри ключевых процесса, от которых зависит развитиенавыков презентации материала.Первый называется добавлением Речь идёт о до-бавлении других процессов или стратегий к процессу,используемому в настоящий момент. Преподавательможет спросить себя: «Что я могу добавить к тому, чтоуже существует и работает?»Второй процесс именуется перенесением и предпо-лагает, что презентационные паттерны, которые *>ффек-тивны в одном контексте, могут бьпъ перенесены и вдругой. Таким образом, преподаватель может исполь-зовать проверенные практикой элементы ресурснойкоммуникационной стратегии в различных контекстах.Третий процесс, имеющий отношение к повыше-нию презентационных способностей. это соглаше-ние. В данном случае речь идет о том, как различныекоммуникационные стратегии, когнитивные паттерныи стили мышления могут быть согласованы междупреподавателем и студентами. В этом случае возникаетвопрос: как возможно согласовать стиль презентациипреподавателя со стилями обучения студентов, чтобыони дополняли друг друга, а не конфликтовали?Совершенно очевидно, что более высокий уровеньпрофессионального мастерства преподавателя напря-мую оказывает влияние на успешное формирование иразвитие мотивации студенчества, равно как и на ней-трализацию их сопротивления при обучении, которые,в свою очередь, признаются ключевыми вопросамиучебного процесса и определяются ценностями и ожи-даниями человека. Мотивация и сопротивление влия-ют на самые различные аспекты, включая количествоусилий, прилагаемых студентами, времени, котороеони тратят на практическую отработку соответствую-щих навыков, а также определяют степень испытывае-мой ими тревоги. Основываясь на базовых позицияхНЛП, можно выделить несколько факторов, опреде-ляющих мотивацию студента к обучению:1. Желательность результата. Степень, в которойстудент ценит возможные результаты обучения, фор-мирует основу внешней мотивации, побуждающей егоучаствовать в этом процессе.2. Ожидание соотношения действия результат. Намотивацию оказывает влияние то. насколько полезтгы-ми в своём реальном окружении воспринимает студентнавыки, которые он получает в процессе обучения.3. Восприятие собственной эффективности Повы-шение своей эффективности в собственном восприятииили способности к адаптации является внутренней мо-тивацией к обучению. С другой стороны, ожидание не-достаточной собственной эффективности может вы-звать страх и сопротивление.Обучение подразумевает, что студент меняет своеповедение с целью достичь некоего результата в опре-делённом окружении. Поэтому его убеждения и ожи-дания, связанные с желательностью результата, воз-можностью получить его, предприняв определённыедействия, и своей способностью это сделать, играютЖел ател ь н ость Способ н ости1Студент _____________________________Когнитивные картыРеферентный опытИнструментыПодводя итог исследованию некоторых принципов,связанных с эффективной презентацией материала вконтексте обучения, мы пришли к заключению, чтоуспешная деятельность преподавателя прежде всего242важную роль в мотивации обучения и изменения. По-добные изменения и ожидания, в свою очередь, окажутвлияние на величину усилий, прилагаемых студентом,и на то, как долго он согласен выдерживать новую илисложную ситуацию. Таким образом, мотивационноепространство обучения включает убеждения и ожида-ния. связанные с основными компонентами изменений:1) жел ательность результата;2) уверенность, что определённые действия приве-дут к нужному результату;3) оценка уместности и сложности определённыхдействий;4) убеждение в собственной способности осущест-вить требуемые действия;5) ощущение собственной значимости в связи сданными действиями или результатом.Работа с мотивацией и сопротивлением в процессепрезентации учебного материала всегда включает ра-боту желания, знания и возможности. Так, для макси-мально эффективного участия в учебном процессе сту-денты должны:- хотеть участвовать в процессе обучения;- знать, как использовать соответствующие навыкии стратегии в качестве инструмента обучения,- иметь возможность применить навыкиСтудент вряд ли будет действовал» эффективно, еслине хочет этого, и вряд ли сможет, если не будет знать, как.или не получит такой возможности. Следовательно, жела-ние связано с убеждениями, ценностями и ожиданиемЕсли студент не понимает цели обучения, он, вероятно,будет сопротивляться, поскольку не воспримет ситуациюкак уместную и желательную. Если он не вериг, что столк-нётся с подобной ситу ацией, то, скорее всего, не проявитинтереса к обучению Если не поверит в свои способности-эффективно действовать, то наверняка будет испытыватьнапряжение и тревогу. Знание связано с осознанной и не-осознанной компетентностью студента относительно соот-ветствующих навыков и с тем. насколько ему понятны изнакомы инструменты и процедуры обучения. Помимоколичества и качества 1тредлагаемых материалов, когни-тивных карт и референтного опыта, на действия студентабудут оказывать влияние его предыдущий опыт и знаком-ство с процедурой обучения. Возможность связана с кон-текстом и условиями обучения. Степень психологическойподдержки, которую получает студент извне, уровень из-менчивости в системе и доступные инструменты будутопределять вероятность применения соответствующихспособностей. Ограничения, помехи и недостаток под-держки могут не позволить студенту действовать опти-мальным для него образом в условиях обучения.Графически мотивационное пространство обученияможно представить следующим образом:Возможно Желательно____________________ р, РезультатСистемаОтносительная поддержкаИнструментыподразумевает постановку цели и определение доказа-тельств её достижения. Если не определено направле-ние или желаемый результат, к которому должны при-вести предпринимаемые действия, они вряд ли ока-жутся эффективными. Успешная презентация учебно-го материала осуществляется по принципу обратнойсвязи между идеями, действиями и восприятием. Мо-дель ТОТЕ позволяет организовать презентацию в ви-де эффективного процесса постановки целей, получе-ния доказательств, действий и реакции на проблемы.Одним из важнейших факторов эффективной презен-тации является установление раппорта преподавателя саудиторией при помощи коммуникативных навыков,знаний о репрезентативных системах обучающихся,умении координировать различные стили преподава-ния и обучения. В рамках НЛП выделяются три основ-ных рабочих принципа эффективной коммуникации:1. Принцип результата. В процессе обучения необ-ходимо поддерживать ориентацию на цель, которуюнеобходимо достичь, а не на проблему, которую сле-дует избежать2. Принцип обратной связи, а не поражения, Если ис-пользуемый подход не работает, основываясь на том.что при этом происходит, можно получить ооратнуюсвязь о том, что необходимо изменить, чтобы добитьсяуспеха. Иными словами, научиться на своих ошибках.В контексте обучения не существует понятия «неуда-ча». Недостаточная успешность воспринимается какрешение другой проблемы или обратная связь, даю-щая информацию о том, как и что следует изменить3. Принцип гибкости. Обучение тесно связано с по-иском новых возможностей. Целесообразно рассмат-ривать, по меньшей мере, две возможности отступле-ния. ттрежде чем приступить к каким-то конкретнымдействиям: «Если то, что вы делаете, не работает, по-пробуйте что-то ещё, попробуйте хоть что-нибудьещё» [1]. Предпринять любые действия будет лучше,чем продолжать делать то, что уже очевидно не рабо-тает. Одним из важнейших выводов, связанных с гиб-костью в коммуникации, признаётся, что нет такойвещи, как сопротивление студентов, есть только отсут-ствие гибкости у преподавателя.