Видеофильм как средство формирования социолингвистической компетенции при обучении иностранному языку
Использование видеоматериалов в процессе обучения иностранному языку позволяет наиболее полно реализовать принципы обучения межкультурному общению и способствует эффективному формированию коммуникативной и социолингвистической компетенции. Как учебное средство видеофильм выполняет определенные дидактические фу нкции. Подготовка преподавателя к видеокурсу требует учета таких факторов, как цели занятия, уровень языковой и психофизиологической подготовки учащихся.
Videofilm as a mean of sociolinguistic competence forming in the situation of foreign languiage teaching.pdf Социальный заказ современного общества обучатьиностранному' языку не только как средству общения,но и формировать личность, готовую к межкультурно-му общению, обусловит появление и развитие новыхконцепций в методике преподавания иностранныхязыков. В настоящее время в качестве основной целиобучения иностранным языкам выдвигается развитиемежкультурной компетенции у обучаемых и формиро-вание целостной культурно-языковой личности.Согласно теории межкультурного обучения, усвое-ние иностранного языка означает знакомство с мента-литетом и культурой другого народа, знакомство совзглядами и опытом другой культурной общности. По-этому оптимально организованный процесс преподава-ния иностранного языка с применением современныхтехнических средств может подготовить личностьучащегося к толерантному восприятию чужой культу-ры и адекватному межкультурному общению.Одним из принципов обучения межкультурному обще-нию является применение на занятиях по иностранномуязыку аутентичных материалов, в том числе видеофильмов,которые как ни одно другое техническое средство способст-вуют развитию у обучаемых социокультурной компетен-ции, строящейся на двух основных моментах: лингвостра-новедческих знаниях и навыках кулыуры общения. Видео-фильмы являются незаменимым источником информациикак лингвистического, так и культурно-страноведческогохарактера. Видео создает реальные ситуации общения наиностранном языке, расширяя пространство аудитории ипобуждая обучаемых погрузиться в мир фильма в его дей-ствительность. Следовательно, предлагаемый на видеозаня-тии социокультурный и языковой материал усваиваетсябыстрее и надолго остается в памяти обучаемых, так какпоступает сразу по нескольким каналам восприятия.В настоящее время накоплен достаточный опыт ис-пользования видеофильмов при обучении иностранномуязыку, но проблема их рационального примене!шя остает-ся актуальной, гак как существует необходимость пере-смотреть разработанные ранее теоретические основы при-менения видео на занятиях. Целенаправленность исполь-зования видео для формирования навыка лингвострано-ведческой и социокультурной компетенции требует разра-ботки новых упражнений и видов деятельности.Необходимость использования видеофильмов в обу-чении иностранным языкам обусловлена большим ко-личеством учебных возможностей, которыми обладаетэто техническое средство. В распоряжении преподава-теля находится большое количество разнообразныхвидеоматериалов на иностранном языке, и это обусло-вило выработку требований, влияющих на их отборятя учебного процесса. При отборе видеоматериаладолжнз учитываться уровень владения учащимися ино-странным языком и возрастные особенности учащихся.Целесообразно подбирать видеоматериалы в соответ-ствии с интересами и потребностями учащихся и с ихспособностью воспринять ту или иную экстралингвис-тическую информацию. Ситуации, представляемые ви-деоматериалом, должны, по возможности, находитьотклик в жизненном опыте обучаемых с тем, чтобыстать стимулом к коммуникативной активности. Однимиз важных факторов работы с видеоматериалом на заня-тии является учет основных требований учебной про-граммы при формировании навыка межкультурногообщения. Являясь дополнительным средством обуче-ния, способствующим лучшему усвоению нового мате-риала и закреплению уже изученного, видеоматериалдолжен соответсгвовать языковому материалу изучае-мой темы.Не менее важным является занимательность видео-фильма, используемого преподавателем во время ви-деоурока, он должен представлять собой единую смы-словую единицу и быть интересным для учащихся;интерес, вызванный фильмом, повышает эффектив-ность формирования коммуникативной компетенции имобилизует активность учащихся.Одним из основных достоинств видеофильма явля-ется го. что его применение позволяет реатизовагь одиниз важнейших дидактических принципов - принцип на-глядности. который воплощает сочетание в обучениисловесного описания изучаемого объекта или явления ичувственного опыта обучаемого по отношению к ним.Психологическая и дидактическая ценность кино-наглядности состоит в том. что она помогает избежатьформализма в значениях по иностранному языку. Каж-дый предмет или явление реальной действительностису ществует в реальном мире независимо от познающе-го его субъекта. При обучении иностранным языкамизучаемые явления чаше всего не фигурируют в учеб-ном процессе, а лишь словесно описываются Полнота,правильность, точность такого описания бывают раз-личными по своей адекватности и достаточности.В основе возможностей использования видеофиль-ма при обучении иностранным языкам лежт* также тотфакт, что динамичность, один из основных признаковфильма в то же время является одной из основныххарактерных черт живой разговорной речи. Динамич-ность фильма придает речи наглядность, не достижи-мую никакими статическими изображениями.Одна из основных возможностей видеофильма -это способность создания речевой среды, которой такнедостает учащимся при обучении иностранному язы-ку Видеофильм является незаменимым пособием там.где надо показать, как то али иное языковое явлениеотражает неречевую ситуацию. Исходя из того, что си-туация состоит из сое^тинения лингвистических и экстра-лингвистических явлений, можно сказать, что преимущест-во использования видеофильмов заключается в том. что ониспособны моделировать более яркие и разнообразные экст-ралингвистические ситуации.Использование видеофильмов в процессе обученияиностранному языку способствует реализация важней-шего требования коммуникативной методики - предста-вить процесс овладения языком как постижение ино-язычной культуры, индивидуализации обучения и раз-вития мотивированности речевой деятельности обу-чаемых. Мотивация к общению может возникнутьтолько в условиях реальной действительности. Видео-фильм дает возможность смоделировать такую дейст-вительность в неязыковой среде в учебных целях, соз-дать новые ситуации для развития устной речи и сти-мулировать спонтанную неподготовленную речь.Видеоуроки нарушают привычный учебный процесс,т.к. переключают внимание учащихся на новый вид ра-боты. Эмоциональная привлекательность видеоурокаоказывает положительное влияние на формирование ус-тойчивого интереса к изучению иностранного языка.Видеоурок способствует поддержанию высокого моти-вационного уровня у учащихся.При использовании видео на уроках иностранногоязыка можно говорить об интенсификации процессаобучения. Во время просмотра видеофильма в аудито-рии возникает атмосфера совместной познавательнойдеятельности. В этих условиях даже невнимательныйученик становится внимательным. Причем непроиз-вольное внимание переходит в произвольное.Перечисляя учебные возможности видеофильма,надо отметить, что он раскрывает значение новой лек-сики, помогает различать ее стилистическую окраскуВидеофильм служит образцом современной монологи-ческой и диалогической речи, знакомит с диалектамииностранного языка.Как аудио-визуатьное учебное средство видеофильмвыполняет определенные дидактические функции:- обучающую информативную - видеофильм слу-жит источником новых знаний общеобразовательногохарактера и знаний по изучаемому языку:- иллюстративную - видеофильм создает зритель-но-слуховую опору при объяснении нового фонетиче-ского, лексического и грамматического материала:- коммуникативную - он обеспечивает требуемыеречевые ситуации для организации условно-коммуни-кативного говоренияСитуации могут быть типичными для повседневнойжизни, а также иметь уникальный характер. Видео-фильм является источником дтя разработки и проведе-ния самых различных видов упражнений:- на развитие у учащихся навыков коммуникации:- организационных - помогает лу чше организоватьсистематическое повторение изучаемого материала,сделать этот процесс качественно новым, при котороминформационная нагрузка более равномерно распреде-ляется между зрительным и слуховым анализаторами:- эвристических - создает все необходимые усло-вия для результативной самостоятельной работы уча-щихся на уроке и во внеурочное время,- контролирующих - служит одним из средств кон-троля знаний, умений и навыков учащихся по ино-странному языку и обеспечивает довольно эффекгив-ную обратную связь в ходе учебной работы, с помо-щью которой осуществляется рациональное управле-ние учебным процессом;- обучающих - с помощью видеофильма вводитсяновый языковый, социокультурный и лингвострано-ведческий материат.Видео является эффективным средством обученияговорению и устно-речевому общению в целом; моги-вационные возможности видеофильма объясняютсяпрежде всего его природными свойствами. Примене-ние видеофильмов способствует также поддержаниюинтереса к изучаемому языку.Сегодня в распоряжении преподавателя находитсябольшое количество видеоматериалов, что обусловилонеобходимость выработки ряда требований, влияющихна отбор просмотрового материала:I) фильм должен быть направлен к учащемуся, учиты-вать его уровень владения языком, возраст, интересы, опьгг,2) лингвострановсдчсский материал фильма долженсоответствовать требованиям программы. Применениевидео эффективно тогда, когда фильм вписывается визучаемый языковой материал и является дополни-тельным средством, способствующим лучшему усвое-нию культуроведческот и социокультурного матери-алов и закреплению уже изученного;3) фильм должен быть занимательным. Интерес,вызываемый фильмом, повышает эффективность обу-чения.Эффективность использования видеофильма науроке иностранного языка зависит от рационатьностиструктуры видеоурока и от подготовки 1греподавателяк видеоуроку. 11одготовка преподавателя включаетследующие моменты:- подбор видеоматериала;- работа с видеотекстом;- выбор приемов и средств, разработка комплексаупражнений:- подготовка раздаточного материала;- распределение времени на каждый этап занятия;- проверка доступности аппаратуры в установлен-ное время занятия и приготовления к демонстрациивидеофильма в аудитории: проверка исправности ви-деоаппаратуры,- проверка видеокассеты, подходит Iли она данномувидеомагнитофону и установлена ли видеозапись нанужном моментев памяти и обобщения знании социокультурного ха-рактера. Иногда на этом этане предлагаются упражне-ния на догадку, предсказание Например, учащимсяможно сообщить название фильма и предложить дога-даться о его содержании Допросмогровын этап явля-ется необходимой частью видеоурока. Он мотивируетучащихся на активную деятельность, снимает возмож-ные языковые и лннгвосграноведческне трудности2. Просмотровый лап. Во время этого этапа учащиесявоспринимаю! предлагаемую фильмом информацию,делают пометки. Задания, которые учащиеся выпо:тяютво время просмотра фильма, направляют внимание уча-щихся на особо важные для коммуникации и для реали-зации цели данного занятия моменты видео. Задания мо-гут сопровождаться репликами преподавателя: «срав-нить». «новое», «обратить внимание» и т.п. Репликидолжны произноситься на иностранном языке, чтобыучащиеся могли не переключаться на родной язык. Про-смотр видеофильма должен быть активным, именно ,пяэтого учащимся даются iгредварктплгые вопросы и за-дания, чтобы сконцентрировать внимание на восприятиикак можно большего объема информации.Просмотровый згал должен состоять из «немого гтро-смотра» и просмотра со звуком. Во время немого просмот-ра учащиеся имеют возможность сконцептрирова гъ вни-мание на персонажах, деталях обстановки, на ситуации вцелом, прежде чем они приступят к пониманию текста.3. Послепросмотровый этагт. На этом этапе учащие-ся выполняют различные упражнения: задания, напра-вленные на осмысление и толкование содержания про-смотренного фильма; тренировочные упражнения, ос-нованные на лингвистическом материале фильма;творческие упражнения, направленные на развитие уучащихся диалогической и монолошческой речи, обу-чающие интерпретировать усвоенную информациюВидеофильм «Espace des Fraivjais» представляет 14 ви-деосюжетов продолжительностью в одну минуту каж-дый. которые знакомят учащихся с культурой Франциив целом и с повседневной жизнью французовUN ELEVAGE DE BISONSRelier le debut de chaque phrase avec la fin lui correspondant.1) Sur les plateaux du Massif Central, - convient au bison2) Nous pensions que le bison d'Europe - ici3) L'elevage est devenu - une experience a ete faite: l'elevage - - de bisons4) Le milieu granitique - devait s' adapter dans cette region5) A Г exception de quelques troupeaux en Pologne et - e'etait il у a 1500 ou 2000 ansen Romanie, - une reserve6) Pour voir les bisons - de nombreux curieux visitent la reserve en charette7) D'abord, il a existe - est un animal8) Ca ne remonte pas a la prehistoireLA CULTURE Dl) MIMOSARegardez la video et reponde/. aux affirmationssuivantes par vrai (V) ou faux (F). Si une phrase est fausse,justifiez votre reponse.1) Le mimosa est originaire du Midi de la France.2) II a ete intToduit en France dans les annees 1960.3) C"une arbre peu resistant.4) II conserve ses feuillcs toute Гаппёе et tleurit pendanttout I'hiver.5) II у a beaucoup de mimosa dans la region de Cannes.6) La cueillette du mimosa s'est developpee au debutdu 20 siecle.7) Une nouvelle profession est nee: mimosiste.8) Une fois coupee. la fleur mimosa se conserve longtemps9) Dans les bouquets, on rajoute une poudre qui prolongela duree de vie du mimosa.10) La France produit 10000 tonnes de mimosa par saison.UN VILLAGE PROVENCALRegarder la video ct completer ce texte.___Turbie est _______ village typiquement provenfal.__ est situe dans _______ departement _____Alpcs-Maritimes, a___ IVontiere italicnne. __________village est tres ancien.__ marque ____ anciennc borne de __________ Empire romain.___monument Га rendu celebre: c'est _________________tropheed'Auguste ou ________trophee _____ Alpes ______ date de______an6 avant______ ere. _______ celebre ____ soumission _____ Liguresaux Romains. _____ nombreuses pierres du monument ont eteutilisees pour construire ______ maisons ____village.LE BASSIN D'A RC AC HONQui emploie ces mots et ces expressions: la voix off oule directeur de l office du tourisme? Mettre une croix dansla bonne case.MotsExpressions1) Arcachon est une ville situee 6) une lieu de vacances2) une foret 7) une espece de melange Directeur3) les pins 8) un lieu a la modeVoixoff4) la plage 9) des bancs de sable5) d apres les medecins IO)aneintsdeЗадания, выполняемые учащимися после просмотра ви-деоматериалов, могут бьпъ направлены на формированиекак репродуктивных. так и продуктивных видов речевойдеятельности. Например, после просмотра видеосюжета остуях и памятниках Парижа учащимся можно предложитьpat скатить о памятниках Томска. Москвы, своего родногогорода, после просмафа сюжета об Эльзасе можно датьзадание рассказать о главной реке своего родного района,области, можно провести презентацию своего родного края.Такие задания развивают творческое воображение учащих-ся. учат их сравнивать и сопоставлять, употреблять в речиновые лексические единицы.По образцу приводимых нами примеров, заданий квидеосюжетам можно строить упражнения к любымвидеоматериалам. Моделирование упражнений должноотвечать требованию реализации основной цели ви-деоурока на иностранном языке - формированию ком-муникативной и социолингвистической компетенции.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 381
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Михалева Любовь Викторовна | Томский государственный университет | доцент, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой романских языков факультета иностранных языков | milv@fed.tsu.ru |
Ссылки
