В статье раскрывается понятие «поликультурное образование», дается определение «социокультурная компетенция». Выделены компоненты, являющиеся критерием её сформированности. Показана важность проведения внеклассных мероприятий социокультурного лингвострановедения для организации диалога культур на иностранном языке.
Formation of policultural education of pupils in the process of foreign language teaching.pdf Особая роль в развитии личности и формированиимышления принадлежит языковому фактору Владениедвумя или несколькими языками - залог формирова-ния этнической взаимотерпимости, путь к формирова-нию гражданина, полноценного члена общества. Зна-ние языков, а через них знание культуры разных странобогащает духовный мир человека, расширяет его кру-гозор, раскрывает перед ним возможности объёмного иразностороннего познания мираВ «Концепции содержания образования в 12-лет-ней школе» по предмету «Иностранный язык» отмеча-ется: «В настоящее время усиливается социокультур-ный компонент изучения иностранных языков, повы-шается роль иностранного языка как источника знанияо стране и мире». Именно поэтому сейчас актуальнойявляется проблема поликультурного образования и вос-питания.Всё большее количество преподавателей иностран-ного языка убеждается на собственном опыте, что дляэффективного образовательного процесса одного зна-ния иностранного языка явно недостаточно. Необходи-мы знания об экономике, политике, праве, социальнойсфере, истории, культу ре, традициях и бьгге страны изу-чаемого языка, Невозможно говорить о совершенномзнании иностранного языка без серьёзной страноведче-ской подготовки: ведь язык насыщен страноведчески-ми реалиями -- терминами, понятиями, отражающиминациональную специфику и активно присутствующимив повседневной жизни той или иной страны. Странове-дение и социокультурология призваны способствоватьуглубленному изучению иностранного языка через ос-воение этих реалий - понятий и терминов. Знание на-ционального менталитета помог ает лучше понять харак-тер собеседника-иностранца и установить с ним прочныеконтакты. Таким образом, страноведческие и культуро-логические знания позволяют выпускнику школы сво-бодно ориентироваться в зарубежной действительности.Описание задач социокульту рного образования мо-жет быть осуществлено в термине «социокультурнаякомпетенция», под которой мы понимаем уровень зна-ний социокультурного контекста использования ино-странного языка, а также опыт общения и использова-ния языка в различных социокультурных ситуациях |4,С. 16]. Критерием сформированное™ социокультур-ной компетенции являются следующие компоненты:- лингвострановедческий компонент (лексические еди-ницы с национальной культурной семантикой и умениеих применять в ситуациях межкультурного общения),- социолингвистический компонент (языковые осо-бенности социальных слоев, представителей разныхпоколений, полов, общественных групп, диалектов);- социально-психологический компонент (владениесоцио- и культурно обусловленными сценариями, на-ционально-специфическими моделями поведения с ис-пользованием коммуникативной техники, принятой вданной культуре);- культу рологический компонент (социокультурный,историко-культурный, этнокульту рный фон).В связи с этим методически оправданным шагом впроцессе обучения иностранному языку является вы-деление социокультурного компонента. Этот компо-нент, как мы считаем, должен включать знание нацио-нальных реалий, важнейших исторических событий,крупнейших деятелей литерату ры и искусства, науки итехники, национальное видение мира, а также навыкии умения, связанные со стандартными ситуациями,характерными для данной страны.Мы вводим учащихся в поликультурную среду черезполикультурное образование, под которым понимаемприобщение подрастающего поколения к этнической,национальной и мировой культурам, развитие на этойоснове планетарного сознания, формирование готовно-сти и умения жить в мире и многонационатьной среде.Обучая английскому языку, формируем интерес кизучению предмета, закрепляем коммуникативно не-обходимый языковой материал в различных видахречевой деятельности. Всему обучению придаем ком-муникативную направленность, т.е. возможность нетолько изучать грамматические правила, но и знать,где и когда использовать конкретные предложения, вкакое время и в какой ситуации.Важным мотивационным фактором является участиешкольников во внеклассной работе по иностранному язы-ку. Особое значение её для учебного предмета «иностран-ный язык» состоит в том, что она более, чем в другихучебных предметах позволяет оценивал» важность комму-никативных целей обучения языку, способствует форми-рованию социокультурной компетенции учащихся.Преследуя те же цели и задачи, что и учебные заня-тия, внеклассная работа по иностранному языку реали-зует их с учётом условий и интересов учащихся.Использование внеклассных мероприятий социо-культурного лингвострановедения позволяет реализо-вать принцип коммуникативной направленности, ор-ганизовать заинтересованное общение и взаимодейст-вие учащихся на языке, обеспечить диалог культур.Коммуникативная направленность процесса обуче-ния иностранному языку обусловливает необходи-мость самых разнообразных видов коммуникации назанятиях, в том числе таких, как общение в процессеифовой деятельности, при разучивании стихов, зага-док, песеи.Игра считается одним из наиболее эффективныхприёмов обучения иностранным языкам, её использу-ют для снятия монотонности ггри отработке языковогома териала и при активизации речевой деятельности.Песня яатяется средством обогащения лексическогозапаса; богатым источником новых слов и выражений.Кроме того, песня способствует дополнительной активи-зации речи учащихся, сложные языковые структуры в нейусваиваются эффективнее, скорее доходят до сознания и сготовностью воспроизводятся в нужной ситуации.В английских и американских народных песнях за-ключён богатый страноведческий материал, представ-ляющий немалый интерес для тех, кто изучает англий-ский язык. Песня знакомит учащихся с историей,фоль-клором, обычаями, природой страны, воспитыва-ет чувства интернационализма. Песня развивает эсте-тические чувства и ведёт к более полному раскрытиютворческих способностей каждого из обучаемых, чтотакже соответствует основной направленности интен-сивного метода обучения - метода раскрытия резерв-ных возможностей личности.При проведении мероприятий ученики делают сооб-щения с грановедческого характера, используют допол-нительную информацию о странах изучаемого языка,деяте.1ях нау ки и кулыуры а также наглядный материалв виде коллажей, фотоальбомов, путеводителей, про-спектов. В качестве текста можно использовать как тема-тические, страноведческие, художественные тексты, таки диалоги (полилоги), стихи, песни, письма, ситуативныеклише, интервью, аудиотексты бесед с носителями язы-ка При подборе текста необходимо учитывать, что ондолжен быть аутентичным и соответствовать интересами возрасту учащихся; бьггь максимально приближеннымк естественной ситуации. Материалы по страноведениюобязательно дополняются .тингвострановедческими ком-ментариями, содержащими информацию о различныхсторонах жизни страны и современного языка Текстявляется не только основой для пересказа, сколько сред-ством, стимулом, поводом для общения.Сущность поликультурного образования не только вовладении культурой национальной, российской и об-щечеловеческой, но и в том, чтобы наши воспитанникиосознали себя гражданами России, чувствовали свою при-надлежность к сообществу цивилизованных граждан мира
Шилина Елена Николаевна | Томский государственный университет | аспирантка кафедры английской филологии факультета иностранных языков | |