Меры коллективов высших учебных заведений Сибири по совершенсгвованию учебного процесса в период приближения вузов к производству (конец 50-х-середина 60-х годов XX века)
В статье на широкой документальной основе рассматривается деятельность вузовских коллективов Сибири по совершенствованию учебного процесса в конце 1950 середине 1960-х гг. Анализируются меры, предпринимавшиеся по освоению новых учебных планов, их методическому обеспечению, повышению качества лекций и практических занятий, привитию будущим специалистам навыков самостоятельной работы.
The measures taken du the staff of higher educational establishments to achieve more perfection in the process of education during the period of establishing closer contacts with the process of production (late 50-s - middle 60-s of the XX-thcentury).pdf Результаты работы высшей школы в конечном ито-ге определяются тем. в какой степегги она способствуетобеспечению народного хозяйства высококвалифици-рованными специалистами. При решении этой задачидеятельность профессорско-преподавательских коллек-тивов Сибири в рассматриваемый период времени бы-ла направлена на улучшение содержания высшего об-разования и организации учебного процесса в вузахС конца 1950-х гг. высшие учебные заведения работа-ли по новым учебным планам и программам, которыебыли разработаны Министерством высшего и среднегоспециального образования СССР (MB и ССО СССР) всоответствии с Законом об укреплении связи школы сжизнью (декабрь 1958 г.). Следует сказать, что несмотряна ряд негативных моментов (увеличение срока обуче-ния, введение производственной работы на первых кур-сах, раннее распределение выпускников по месту их бу-дущей, работы и др.), в них были включены дисциплиныи курсы, в которых излагались новейшие достижениянауки и техники Опираясь на новые учебные планы игтрО!раммы, центральные управленческие структуры на-учно-образовательного комплекса и региональные властипоставили перед факультетами и кафедрами сибирскихвузов следующие задачи: во-первых, привести содержа-ние образования в полное соответствие с требованиямисовременного производства и перспективами его разви-тия в условиях научно-технического прогресса: во-вто-рых, устранить второстепенный и устаревший материал;в-третьих, преодолеть многопредметность и дублирова-ние, в-четвертых, научно обеспечить и определить пере-чень изучаемых дисциплин, необходимых для формиро-вания специалиста высокой квалификации, знакомого сновейшими научно-техническими достижениями в своейотрасли, умеющего реализовать свои знания на практике,а также, собственно, организовать эффективную работутрудовых коллективов [1. Л. 24-25].Выполняя решения властных структур, вузовскиеколлективы региона стати более конкретно заниматьсявопросами учебной работы. Подробно изучались от-дельные ее аспекты, рассматривались на ректорскихсовещаниях, ученых советах, деканатах, партийных соб-раниях, парткомах и партбюро факультетов, делалисьпрактические выводы Так, партсобрание Иркутскогофинансово-экономического института (март 1958 г.), уче-ные советы Томского инженерно-строительного (1959,I960 тт.), Красноярского политехнического (октябрь312I960 I.), Омского ветеринарного (февраль 1961 г.), Ал-тайского медицинского (июнь 1961 г.) институтов при-знали. что перестройка учебного процесса велась не-оперативно В медленном темпе перестраивались лек-ционные курсы. Слабо освещались в лекциях новей-шие достижения научно-технического npoipecca. Ме-тодическая работа проводилась недостаточно целена-правленно. мало внимания уделялось разработке учеб-ных пособий [2 Л. 6).Перестройка учебной работы в Иркутском госуни-верситете. например, явилась предметом детального об-суждения на бюро обкома КПСС в июне 1960 г. Здесьречь шла о том. что учебная работа перестраиваласьмедленно, на факультетах и кафедрах не добивалисьдостаточно глубокой научной разработки основ читае-мых ку рсов. Недостаточно широко использовалась воз-можность внесения в рабочие программы, лекционныекурсы и дипломные работы разделов, усиливающихпрактическую подготовку будущих специалистов. Набюро также было отмечено, что это явилось результа-том слабого контроля со стороны ректората и партий-ной организации вуза (3. Л. 75-76].Опираясь на решения бюро обкома партии, руково-дство ИГУ организовало проверку деятельности рядафакультетов, кафедр и методических комиссий. Резуль-тат»! проверки фншко-математического факультета (ФМФ)обсуждались на расширенном заседании ученого совета(сентябрь I960 г.) с участием деканов, заведующих ка-федрами и секретарей факультетских партбюро. Былопредложено в кратчайший срок разработать на кафед-рах ФМФ университета планы мероприятий по пере-стройке учебного процесса, а контроль за качествомучебной работы возложить на деканат и партбюро фа-культета [4. Л. 104-105].Перестройка учебного процесса в высших учебныхзаведениях Сибири на рубеже 1950-60-х гг. потребо-вала дальнейшего совершенствования учебно-методи-ческой работы, важнейшее место в которой занималиконтроль за качеством занятий, организация самостоя-тельной работы студентов, разработка методических по-собий циклов лекций и т.д. Стала значительно возрас-тать роль и ответственность кафедр за качество подго-товки высококвалифицированных специалистов.Для обобщения положительного опыта и координа-ции методической работы на кафедрах видная роль от-водилась деятельности межвузовских кафедральныхпостоя ннодействущих учебно-методических объедине-ний, которые были созданы в ряде вузовских центроврегиона - Томске, Иркутске, Новосибирске и Омске. Кпримеру, в томских вузах контроль за работой лигахметодических объединений и руководство ими быливозложены на проректоров по учебной работе универ-ситета, политехнического и педагогического институ-тов (Ю.В. Чистякова. A ll. Казачека, В.В. Казачкова) изаместителя председателя межвузовского научногосовета М.В. Постникова [5. Л 111Заслуживает внтгмания и определенная система по-вышения уровня учебного процесса, сложившаяся в не-которых высших учебных заведениях Сибири В резуль-тате проделанной работы в практике вузов были решенытакие вопросы, как более рациональное распределениеучебного материала по семестрам, исключено дублиро-вание одних и тех же предмете из программ различныхдисциплин, пересмотрен перечень факультативных кур-сов, введены новые лекционные курсы, практкумы Ко-миссия отдела на>лш и учебных заведентт Новосибир-ского обкома КПСС в сентябре I960 г., подробно ознако-мившись с учебной работой в институте инженеров вод-ного транспорта, побывала на лекциях и практическихзанятиях, ознакомилась с докуметими на кафедрах, бе-седовала с научно-педагогическими работниками и сту-дентами. В зактючении комиссии по итогам проверкиотмечалось, что в соответствии с Законом об укреплениисвязи школы с жизнью руководством вуза быт полно-стью перестроен учебный процесс. На первом и второмкурсах обучение проходило по новым учебным штанам,предусматривавшим теоретическое обучение в межнави-гационный период и производственное обучение в тече-ние всей навигации. В период производственного обуче-ния все студенты НИИВТа работали на штатных должно-стях в качестве мотористов, помощников механиков, мат-росов, рабочих изыскательских партий и т.д. Обучение настарших курсах велось по переходящим учебным планам,в которых также было предусмотрено значительноеприятиям. Доцент кафедры «Технологии машино-строения» Г.Н. Чистяков провел ряд консультаций срабочими и инженерно-техническими работникамиКрасноярского механического завода по вопросам ли-тейного, производства; доцент И.И. Родин дал ряд кон-сультаций строительным организациям края по вопро-сам эксплуатации строительных машин [9. С. 32].В Сибирском мелаллур! ическом институте в целяхусиления теоретической и специа1ыюй подготовкистудентов на 4-м и 5-м ку рсах в 1959/60 уч. г дневногоотделения в учебные планы были включены новыекурсы: «Теоретические основы автоматки» в объеме64 ч; «Обработка пластмасс давлением» - 32 ч; «11овыематериалы в технике» - 46 ч; «Машины и технологияобработки металлов давлением» - 54 ч; «Основы про-мышленной электроники» - 48 ч и др Были пересмол-ре™ программы читаемых курсов в направлении со-кращения описательных материалов, увеличения коли-чества и качества лабораторных работ и приближениякурсового и дипломного проектирования к производ-ству. С этой целью кафедры заново разработали учеб-но-методические руководства по всем практическимработам [10. JT. 124-125] Вместе с тем в процессе пе-рестройки учебной работы допускатись серьезныеошибки: почти все студенты-практиканты СМИ былинаправлены на Кузнецкий металлургический комбинат(КМК) без учета и\ будущей специальности, многие изних работали «учениками разнорабочих» с низкой опла-той труда. Дирекция КМК также допустила ошибку,согласившись на перевод студентов с производственнойпрактики на строительство домны, в результате чегопрактика (особенно ученическая стажировка) оказаласьсорвана. Из 90 студентов горного факультета 80 былисняты с шахт и направлены на доменную печь. Приэтом \шо!ие долгое время оставались без стипендии изаработка и фактически работали не на сооружении пе-чей, а выполняли вспомогательные работы. Таким обра-зом. начало учебного года прошло неорганизованно, апартийная организация института не обеспечила за эшмдолжного контроля [10. JI_ 157-158]. Подобная ситуациясложилась и в дру гих технических вузах и университе-тах Сибири [ 11. Л. 11-12].В педагогических институтах в конце 1950 - пер-вой половине 1960-х гг. при совершенствовании учеб-ного процесса главное внимание уделялось макси-мальному приближению его к практической подготов-ке студентов для работы в средней общеобразователь-ной трудовой политехнической школе с производст-венным уклоном. В этой связи кафедры настойчивоосуществляли перестройку' программ курсов с цельювыработки у студентов умений и навыков внекласснойи внешкольной работы. В содержание лекционныхкурсов и лабораторно-практических занятий шире, чемраньше, стал вводиться материал, направленный навооружение студентов знанием основ современногопромышленного и сельскохозяйственного производст-ва. На занятиях по специальным дисциплинам буду-щие учителя знакомились с формами и методами, по-зволяющими реализовать связь обучения с жизнью,трудом, производством. Студенты в ходе педагогиче-ской практики изучали передовой опыт производст-венного обучения в школах, принимали участие в ор-314ганизации труда школьников на предприятиях, в кол-хозах и совхозах региона. Существенному пересмотруподверглись курсы педагогики и частных методик.Практические занятия по педагогике, психологии,школьной гигиене, частным методикам были макси-мально приближены к школе и проводились в основ-ном в средних общеобразовательных учебных заведе-ниях Так, например, агробиологический факультетТюменского педагогического института перестроилпрактику в направлении связи ее с жизнью. Наряду сучебной работой студенты выполняли задания совхоза,выращивали кукурузу и свеклу, занимались пахотой,культивацией, боронованием, проводили опытниче-скую работу. Па историко-филологическом факультетечитался факультативный курс по истории изобрази-тельного искусства. Все студенты физико-математи-ческого и а!робиологического факультетов ТюГПИ нафакультативных началах приобретали права шофера икинодемонстратора [12. Л. 18-19].Существенно изменился характер учебного процессав сельскохозяйственных институтах, которые в своейдеятельности по претворению в жизнь Закона о школеруководствовались положением MB и ССО СССР «Опроизводственной работе и производственной практикестудентов высших учебных заведений СССР» от 31 де-кабря 1959 г. и инструкцией Минсельхоза РСФСР поприменению тюго положения в вузах аграрного профи-ля, утвержденной в феврале 1960 г. [13. Л. 44]. В учебныепрофаммы были введены новые курсы: «Комплекснаямеханизация, автоматизация и электрификация сельско-хозяйственного производства»; «Применение химии всельском хозяйстве»; «Кормопроизводство»; «Научноеобеспечение сельского хозяйства», «Свиноводство напромышленной основе»; «Селекция и генетика» и др.Значительная часть лабораторных и практических заня-тий по дисциплинам была перенесена в производствен-ные условия колхозов, совхозов и учебно-опытные хо-зяйства (учхозы) сельхозвузов. Так. в период производст-венного обучения студенты а!рономического факультетаТюменского сельскохозяйственного института выполня-ли все полевые работы от посева до уборки культур Приэтом график учебного процесса был построен лак. чтобыв течение трех лет производственного обучения учащиесясмогли выполнить работы по выращиванию различныхсельхозкультур и получить следующие специальности:полевод, кукурузовод и овощевод. Кроме того, в периодучебы студенты агрофака ТюСХИ обучались езде натракторе, автомобиле и комбайне и получали права трак-ториста. шофера и комбайнера. Теоретическое обучениев летнем семестре 1960/61 уч. г. было организовано повечерней системе, но в 1961/62 уч. г. согласно новомуграфику будущие агрономы этого сельхозвуза по завер-шении весенне-полевых работ снимались с работы наодин месяц для сдачи экзаменов и завершения теоретиче-ского курса [13. Л. 45]. Ученые Красноярского сельскохо-зяйственного института непосредственно помогали чле-нам ученических производственных бригад края в поста-новке опытов, направленных на изучение экономическойэффективности труда в сельском хозяйстве, в частности,экономической эффективности сроков сева пшеницы,использования удобрений, применения орошения, про-полки химическими средствами и др.Не остались в стороне от работы по укреплению связишколы с жизнью и коллективы сибирских медицинскихинсппутов. В конце 1950 - первой половине 1960-х ITруководство медвузов региона провело значительную ра-боту по совершенствованию форм практической подго-товки будущих специалистов Члены ректоратов, общест-венных организаций, преподаватели стали чаще посещатьлечебные учреждения, оказывая на местах помощь руко-водителям практики и студентам. На ученых советах, засе-даниях партбюро и партийных собраниях ежегодно подво-дились итоги практической деятельности студентов, наме-чались меры по ее дальнейшему улучшению К примеру, в1961 г. в Томском мединституте на лечебном факультетебыла сформирована бригада студентов VI курса которыедежурили в клиниках в дни прохождения практики перво-курсниками, контролировали их действия, оказывали не-обходимую помощь [15. Л. 104)В Читинском, Иркутском. Кемеровском. Омском,Красноярском, Алтайском медвузах на основе новыхучебных планов и программ, в целях предоставлениястудентам большей самостоятельности факультеты, ка-фе.тры и предметные комиссии перестроили содержаниепрактических занятий в лабораториях и клиниках, атакже одобрили увеличение поликлинических занятий[16, Л. 1-3] Вместе с тем, как отмечатось на ученомсовете Новосибирского медицинского института (июнь1961 г.), введение непрерывной производственной прак-тики привело к продлению срока обучения на 5 месяцев,усложнило учебный процесс на 1-11 курсах, создало ор-ганизационные трудности в лечебных учреждениях из-за большого количества практикантов, работавших вкачестве младшего научного персонала Помимо этого,в некоторых случаях наблюдаюсь сокращение объемалекционного материала, что ослабляло теоретическуюподготовку студентов-медиков [17. Л 118-119].В первой половине 1960-х гт. в высших учебныхзаведениях региона имела место чрезмерная перегруз-ка студентов учебными занятиями. В феврале 1961 гна пленуме Центрального райкома КПСС г. Омска фьЌ°повопросуповом заводах, п/'я № 16 и п/я № 3 часть студентов ра-ботали не по специальности. Руководством предпри-ятий зачастую допускается необоснованная переброскарабочих-студентов из цеха в цех или с одного рабочегоместа на другое. Почти не практику ется передача ра-бочим-студентам передовых методов труда и широкоевовлечение их в соревнование за звание ударников ичленов бригад коммунистического труда (24. JI. 15-16|.Такое же положение сложилось и в других вузовскихгородах региона.11риведенные архивные документ свидетельствуют,что предприятия не были готовы к приему слудешов, ихработа не соответствовала профилю факультета и специ-агъности. Кроме того, двух-лрехсменная работа на произ-водстве. перегруженность учащихся, трудности с жильем(особенно для семейных) все это приводило к сниже-нию успеваемости студентов и качества их знаний.В декабре 1964 г. на XIII краевой партийной кон-ференции в Барнауле в своем выступлении ректорАПИ В.Г. Радченко заметил, что причины сниженияуспеваемости крылись, прежде всего, в перестройкахучебных планов и перегрузках студентов, вынужден-ных на младших курсах работать и учиться, в недоста-точном опыте молодых преподавателей, в слабой ме-тодической и организационной работе. Одной из глав-ных причин падения успеваемости, по мысли руково-дителя этого крупнейшего вуза края, являлось сниже-ние требований к производственникам при поступле-нии их в институт, в результате чего основной контин-гент неуспевающих состоял из студентов первого ивторого курсов [25. Л. 127-128].Проведенный комиссией отдела науки и учебных за-ведений Иркутского обкома КПСС в апреле 1965 г ана-лю итогов зимней экзаменационной сессии 1964/65 уч. г.в вузах областного центра показал, что из общего числаотстающих в учебе большинство составляли студенты-рабочие младших курсов Так, общая успеваемость сту-дентов дневных факультетов ИЛИ составляла 80.4 %, втом числе: у студентов-рабочих I курса - 64.8 %, 11 кур-са - 69,3 %; у студентов-производственников (которыетолько учились, не работая на предприятиях) I курса -77, 6%,'И курса - 82 % [26. Л. 38-39]В высших учебных заведениях, где не произошлорезкого перехода в изменении форм и содержанияучебно-воспитательного процесса, где не было значи-тельных трудностей с научно-педагогическими кадра-ми и не снижались требования к поступившим, сохра-нилась относительно стабильная и высокая успевае-мость. В Томском госуниверситете общая успевае-мость студентов дневных факультетов в весеннююэкзаменационную сессию 1959/60 уч. г. составляла92,8 %, в весеннюю сессию 1961/62 уч. г. - 92,5 %, ввесеннюю сессию 1964/65 уч. г. - 93,2 % [27]. Сравни-тельно высокие и ровные результаты показывали наэкзаменационных сессиях в конце 1950 - первой поло-вине 1960-х гг. студенты Иркутского и Новосибирско-го госуниверситетов. Томского, Омского и Новосибир-ского медицинских. Омского сельскохозяйственного.Иркутского, Томского и Новосибирского педагогиче-ских институтов (28. Л. 71-75].Составной частью государственной пол(тгики под-готовки высококвалифицированных кадров в обозна-316ченных хронологических рамках являлось развитие,наряду с дневной, вечерней и заочной форм обучения.К началу рассматриваемого периода времени былосовершенно очевидным, что решить задачу подготовкиспециалистов для народного хозяйства в полном объе-ме, в основном за счет очных отделений высших учеб-ных заведений, было невозможно. Путь в ее реализациилежал в максиматьном использовании заочного и ве-чернего образования, который позволял не только гото-вить квалифицированные кадры, но и сохранить дляпроизводства специалистов, имевших опыт работы.Правящая партия еще на XX съезде КПСС (февратъ1956 т.), справедливо критикуя министерства и ведом-ства за просчеты в подголовке специалистов, сделалаакцент на том, члобы подключить к планированию наместах само производство и потребовала «осу ществитьзначительное расширение сети заочных и вечернихвузов, отделений, факультетов, улучшить их работу,создать наиболее благоприятные условия для учебырабочих, служащих, колхозгтков без отрыва от произ-водства» [29. Л. 98]В высших учебных заведениях Сибири в соответст-вии с эггой установкой была начата подготовка кадровбез отрыва от работы по многим новым специально-стям. Однако система подготовки высококвалифици-рованных специалистов по-прежнему не удовлетворя-ла запросы и нужды народною хозяйства. Одним изсущественных недостатков, как уже отмечалось, явля-лась слабая связь высшей школы с (грактикой, с произ-водством, отставание ее от достижений научно-техни-ческого прогресса.XXI съезд КПСС (январь - февраль 1959 г.) наме*тал дальнейшее расширение и совершенствование су-ществовавшей системы высшего образования, прибли-жение его к производству. При этом сохранялось при-оритетное развитие вечерних и заочных высших учеб-ных заведений и отделений [30. С. 240-241].В эти годы предпринимались попытки реализации на-меченных планов. Вслед за Законом об укреплении связишколы с жизнью был принят ряд постановлений ЦККПСС, Совета Министров СССР и приказов MB и ССОСССР, направленных на датьнейшее развитие в страневечернего и заочного вцдов подготовки специалистов.Среди них: «О льготах дня студентов вечерних и заочныхвысших учебных заведений и учащихся вечерних и заоч-ных средних специальных учебных заведений» (2 июля1959 г.) [31. С. 316] и «О дальнейшем улучшении высшегои среднего специатьного заочного и вечернего образова-ния» (9 апреля 1964 г) [32. С. 36-39]. В частности, поста-новлением от 2 июля 1959 т. был установлен новый поря-док вступительных экзаменов и лабораторно-экзамена-ционных сессий для студентов, обучавшихся без отрыва отпроизволава В период дополнительных (учебных) отпус-ков у студентов по месту работы сохранялась заработнаяплат Учебные заведения, предприятия, ко.тлекгивы ок-ружали заочников заботой и вниманием [32. С. 38].Вместе с тем было ясно, что существенное увеличе-ние масштабов подг отовки специалистов потребует зна-чительных средств для укрепления учебно-матери-альной базы вузов, вызовет немалый прирост научно-педагогических кадров при одновременном снижении,разумеется, их качественного уровня. Резкое увеличениеколичества студентов вечерней и заочной форм обуче-ния в конце 1950-х и в 1960-е гг. могло привести (и при-вело) к серьезным недостаткам, главный из которыхсостоял в том, что уровень теоретической подготовкивечерников и заочников был значительно ниже, чем надневных отделениях. Так. например, по итогам летнейэкзаменационной сессии 1958/59 уч. г. в Томском гос-университете из более чем 700 студентов-заочниковбыли переведены на следующий курс только 169 чело-век, на повышенные оценки учились 54 человека, вто-рогодников было 532 (из них 92 проживали в Томске).В университете некоторые деканы, заведующие кафед-рами и многие преподаватели не считали работу наотделении заочного обучения равноправной с работойна стационаре. Нередко высококвапифицировапныенаучно-педагогические работники отказывались от по-ручений на ОЗО. В частности, профессор М.А. Боль-шанина, доцент В Н. Жданова и др. считали невозмож-ным вести подготовку физиков, математиков черезсистему вечернего и заочного образования. Поэтому неслучайно с вечерниками и заочниками ТГУ большеработали ассистенты, лаборанты, внештатные препо-даватели [33. Л 87. 89-90].В Омском государственном институте физическойкульлуры в 1960/61 уч. г. по вечерней и заочной систе-ме занималось 1050 студентов. В 1959 г. после созда-ния заочного отделения Ом ГИК организовал учебно-консультационные пункты (УКП) в Свердловске, Ново-сибирске, а позднее в Иркутске, к которым было при-креплено свыше 500 студентов-заочников. Учебные за-нятия в этих УКП проводили почасовики, в большинст-ве своем - преподаватели техникумов физической куль-туры. Ежегодно на государственных экзаменах заочники,обучавшиеся здесь, оказыватись менее подготовленнымипо сравнению со студентами, проходившими обучениепри Омском УКП [34, Л, 12]. В Сибирском металлурги-ческом институте в 1962/63 уч. г число контрольныхработ, выполненных студентами-заочниками, не пре-вышало 50-60 %. По этой, а также по ряду другихпричин в СМИ в экзаменационных сессиях из года в годне принимати участия от 20 до 55 % обучавшихся [35.Л, 6-7]. Уровень успеваемости в Иркутском финансово-экономическом институте на отделениях вечернего обу-чения за период с 1962 по 1965 г. составил в среднем55-70 % [36. Л. 19]. Из 254 человек, принятых в 1963 т .на заочный факультет Новосибирского сельскохозяй-ственного института, получили высшее образование в1968 г. только 120, или 47,2 % [37 Л 14].В связи с этим органы власти и управления на мес-тах в конце 1950 - первой половине 1960-х гт . подняливопрос о качестве подготовки специалистов без отрываот производства, ими не раз подниматись и обсужда-лись на бюро областных (краевых), городских и рай-онных комитетов КПСС вопросы, связанные с обеспе-чением вечерников и заочников необходимой учебно-методической литературой, повышением качества лек-ции и практических занятий, обеспечением учебногопроцесса на этих отделениях лучшими преподаватель-скими кадрами [38. Л. 183]В соответствии с решениями территориальных уп-равленческих структур вузовские коллективы Сибириразвернули работу по улучшению содержания и орга-низации учебного процесса на заочных и вечерних от-делениях и факультетах. Ежегодно по несколько разэти вопросы обсуждались, например, на ректорате,парткоме и ученом совете Иркутского политехниче-ского института. В августе 1961 г. на заседании пар-тийного комитета ИПИ был рассмотрен вопрос «О со-стоянии вечернего и заочного обучения в вузе». В по-становлении парткома отмечалось, что в связи с остройнехваткой времени для самостоятельной работы сту-дентов необходимо обратить особое внимание на орга-низационно-методическую работу с вечерниками изаочниками 1-11 курсов, на которых имел место наи-больший отсев. Говорилось также о направлении дляработы на эти отделения ведущих научно-педаго-гических работников доцентов, заведующих кафед-рами [39. Л 107-108].Стремясь найти оптимальные формы работы со сту-детами без отрыва от производства, партком ИПИ вмарте 1962 г. вновь слушал вопрос «О мерах по даль-нейшему улучшению вечернею и заочного обучения».С докладом по этому вопросу выступила проректоринститута ио вечернему и заочному обучению доцентА.В. Коноплева В соответствии с принятым решениемна заочном отделении были созданы методическиесоветы, которые осуществляли проверку распределе-ния преподавательских кадров, обеспечивали заочни-ков учебно-методической литературой, проводили об-мен опытом работы лучших преподавателей-лектороввуза [40. Л. 250-251]. В ноябре того же года на заседа-нии ученого совета И! 1И был еше раз заслушан вопрос«О работе вечернего и заочного отделений». Советрекомендовал ректорату организовать размножение не-достающей учебно-методической литературы в круп-ных областных (краевых) центрах региона дтя данныхформ обучения, а также установить дтя студентов-заочников каждого курса конкретные сроки представ-ления контрольных работ по изучаемым дисциплинам[40. Л 268].Принятые руководством Иркутского политехниче-ского института меры в определенной степени способ-ствовали повышению качества подготовки специали-стов без отрыва от производства. Однако многие про-блемы так и остались нерешенными.Говоря о неуклонно возраставшей потребности на-родного хозяйства страны в кадрах высокой кватифика-ции. следует подчеркнуть, что государство, оттределяяполитику в области высшего образования, с учетомимевшейся тогда в вузах ограниченной материально-технической базы, в условиях дефицита профессорско-ттреттодавательеких кадров, в основном правильно акцен-тировав внимание на укреплении сотрудничества в делеподготовки специатистов между вузами и ттромьттштен-ными (сельскохозяйственными) предприятиями.Именно в конце 1950-х и в 1960-е гг производство на-чало оказывать высшей школе конкретную помощь в ук-реплении ее МТБ Важную роль играло и то обстоятельст-во, что преобладавшее количество вечерников и заочниковработало по изучаемой специальности, чем разрешаласьпрактическая часть подготовки будущих инженеров, учи-телей, врачей, агрономов, экономистов. Положительнымттримером внимательного отношения к студентам-ве-черникам Томского политехнического института в те годыможет служить связь деканатов и кафедр вуза с руково-дством и общественными организациями инструменталь-ного и электролампового заводов. Дирекция этих предпри-ятий по просьбе деканатов П1И организовала в рабочихобщежитиях чертежные и читальные залы. В цехах заво-дов имелись стенды, на которых регулярно отражалисьрезультаты посещаемости и успеваемости студентов. обу-чавшихся без отрыва от производства; отличников учебыматериально тющряли, повышали в должности. В резуль-тате качественная успеваемость студентов-производствен-ников вечернего отделения Т11И за 1964/65 уч. г. составилапочти 78% [41. Л 92].Однако так было не везде. Следует признать, что состороны большинства руководи гелей |тредприятий, об-щественных организаций не оказывалась помощь в уче-бе студентам вечерних и заочных подразделений ву-зов. Отдельные директора и начальники заводов, фаб-рик, строительных управлений проявляли недовольст-во учебой производственников и уговаривали их бро-сить ее. Имели место случаи непредоставления отпус-ков для сдачи экзаменов, задержки на работе в днизанятий. Часто вечерников и заочников посылали вдлительные командировки Нередко парткомы, коми-теты ВЛКСМ предприятий загружати обучавшихся безогрыва от производства общественной работой. Этоподтверждается следующими фактами. Так. студентывечернего отделения Томского инженерно-строитель-ного института, работавшие на почтовом ящике № 5,имели много ттропусков занятий из-за недостаточногоколичества автобусов, несвоевременной отправки их спунктов сбора [41 Л 91]. Руководители заводов ГПЗ-5,«Томскстрой», п/я № 108 не создавали условий дляучебы более ста студентам вечернего отделения Том-ского политехнического института, заставляли их ра-ботать в разные смены, не обеспечивати транспортомдля поездки в вуз, На заводе «Томкабель» начальникотдела кадров твердо стоял на позиции не переводитьна односменную работу вечерников, говоря при этом:«Не всем бьггь учеными» [41. Л. 93].Важным достижением в исследуемый период яви-лось успешное начало функционирования заводов-вту-зов Их организация явилась ответной реакцией на на-метившуюся в конце 1950-х гг. слабую связь высшихучебных заведений с производством, на что указывалЗакон о школе (1958 г.), предусмотревший «организа-цию заводов-втузов, а также промышленных предпри-ятий и цехов при вузах, выпускающих продукцию си-лами студентов» [42. Л 156; 78]. Одним из первых вСибири был организованный в 1959 г. завод-втуз, фи-лиал Красноярского политехнического института [43.Л. 76080]. Здесь в основе учебного процесса лежаланаучно-теоретическая и практическая подготовка сту-дентов, органически связанная с их работой на произ-водстве по избранной специальности. При этом произ-водственная деятельность проходила последовательнов зависимости от накопле»тного опыта и прохождениякурса обучения. Заслуживает внимания то, что с само-го начата в работе завода-втуза в его учебном процессеактивное участие принимали ведущие специалистыоборонного предприятия), при котором он был создан(на условиях штатного совместительства или с почасо-вой оплатой). Это способствовало введению в курсылекций и в тематику курсовых и дипломных проектовсведений о новейших достижениях в областях знаний,непосредственно связанных с передовыми отрасляминауки и производства [43. Л. 81].Однако если сопоставить в целом результаты рефор-мы высшей школы с тем, что планировалось, то выводбудет однозначным: намеченной цели достичь не уда-лось. Почему? Причины, на наш взгляд, следующие. Ук-репление связи вуза с производством в подготовке кадровспециалистов предполагало соединить в единый процесстеорию с 1трактикой. Но на первых курсах изучались пре-имущественно теоретические предметы, которые не былисвяза!гы напрямую с производствам. Поэтому при пере-стройке учебного процесса не было найдено приемлемыхформ и методов соединения обучения и труда, учеба итруд не представляли собой единого целого, находилисьв отрыве друг о! друга. Осуществление задуманного на(фактике показало, члт> введение производственной рабо-лы на младших курсах было необоснованным, ненауч-ным решением. Все это !тривело к тому, что в середине1960-х гг. руководство страны отказалось от установлен-ного в 1958 г. порядка когда «студенты, начиная с 1 курсав течение продолжительного времени, одновременноучились и работали» [44]. Кроме того, на политику пред-приятий в подготовке кадров для себя повлияло отсутст-вие материальных стимулов и. соответственно, заинтере-сованности в этом.Тем не менее, несмотря на определенные издержки втот период времени, вузами, а частично и предприятия-ми. была проведена значительная работа по поиску эф-фективных форм организации учебного процесса в част-ности, в деле совершенствования производственнойпрактики в высшей школе При этом увеличились ее сро-ки (была введена гак называемая «длительная практика»),расширилось поле деятельности студентов на промыш-ленных и сельскохозяйственных предприятиях, в сференематериального производства. Вместо поверхностногознакомства с технологическими процессами на производ-стве студенты стали работать на штатных должностях,вникали в жизнь предприятий, знакомились с трудовымиколлективами, приобретали навыки в решении как конст-рукт орско-технических, так и организационно-управлен-ческих задач [45. Л. 77-80].В первой половине 1960-х тт осуществлялись и другиемероприятия, связанные с улучшением содержания и ор-ганизации учебного процесса в вузах. С 1964 г государст-венные экзамены по специальности для преобладающейчасти студентов заменяются защитой дипломных работ ипроектов. Советам факультетов было предоставлено правоизменять время проведения производственной практики,порядок прохождения отдельных дисциплин, перераспре-делять часы между учебными предметами, вводить спец-курсы и спецсеминары с утверждением их программ игаким образом учитывать современные и постоянно изме-нявшиеся требования производства. Реализация этих мервузовскими коллективами Сибири несколько улучшилауспеваемость и сократила отсев студенгов. К примеру,отсев на дневном отделении Восточно-Сибирского техно-логического инеттула уменьшился с 28 % в 1962/63 уч. г.до 23 % в 1965/66 уч. г.* [46. Л. 44, 45; 14, 15]. Причем сро-ки подготовки кадров высокой квалификации в ряде слу-чаев несколько сократились.Хотя и половинчатые, но проведенные в жизнь вконце 1950 - первой половине 1960-х гг. мероприятия,затрагивавшие жизнедеятельность высших учебныхзаведений, в особенности учебного процесса, дали оп-ределенные результаты, которые проявились в после-дующий период.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 292
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Петрик Валерий Владимирович | Томский политехнический университет | доцент, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и регионоведения гуманитарного факультета |
Ссылки
