Государственная власть как форма организации общества | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 283.

Государственная власть как форма организации общества

Анализируется природа государственной власти, объективно вырастающей из общественной власти первобытно-родового строя по мере накопления элементов человеческой цивилизации. Рассматриваются важнейшие особенности государственной власти, основы ее организации и осуществления, в частности принципы единства системы государственной власти и разделения властей.

State puwer as the form of a society organization.pdf Общество и власть диалектически взаимосвязаны ивзаимообусловлены. Они рождаются вместе и разви-ваются на основе некоторых общих для них законо-мерностей. Социальная власть проявляется в двух ос-новных разновидностях - власти общественной и вла-сти государственной. Исторически первой разновидно-стью социальной власти явилась общественная властьпервобытно-родового строя. По мере накопления эле-ментов человеческой цивилизации появляется другаяразновидность социальной власти - государственная,которая становится единственно суверенной.Власть как исторически необходимая форма выра-жения общечеловеческих интересов и ценностей с са-мого начала своего возникновения предназначена дляудовлетворения таких потребностей, которые необхо-димы для существования человеческого общества.Нормальное функционирование любого человече-ского коллектива немыслимо без определенного по-рядка и внутренней согласованности, разделения трудаи функций и требует поэтому целесообразного регули-рования поведения людей в целях обеспечения их со-вместной деятельности. Согласованная деятельностьозначает организацию, которая невозможна без авто-ритета, доминирующей воли, что предполагает отно-шения руководства и подчинения, т.е. отношения вла-сти. Назначение власти как объективно необходимойфункции любого устойчивого коллектива состоит втом, что она посредством установления запретов, доз-волений, позитивных обязываний формирует опреде-ленный образ действия индивидов, направляет их по-ведение в нужное русло и обеспечивает подчинениекаждого человека твердо установленным, общеобяза-тельным нормам и правилам взаимодействия людей,авторитетной руководящей воле. Направление и темпыразвития общества во многом зависят не только отуровня его самоорганизации и самоуправления, но и отхарактера и особенностей властного руководства соци-альными процессами, от форм контроля за соблюдени-ем социальных норм, способов и средств их защиты отнарушения.Потребность в высокой организации, упорядочении,слаженности общественных отношений тесно связана свыполнением таких общих дел (интересов, функций),которые состоят в сохранении и поддержании объектив-но необходимых, жизненно важных условий существо-вания человеческого общества, обеспечении производ-ства, распределения и обмена, в осуществлении контро-ля за соблюдением общепринятых правил, разрешениинередко возникающих конфликтов и споров, примене-нии репрессий против лиц, нарушающих социальныенормы, превышающих свои права. Органически свойст-венные любому обществу, эти общеполезные дела ифункции составляют социальное содержание власти.Реализация власти всегда связана с общественнойдеятельностью людей, поэтому в известном смысле10можно говорить о власти как волевом руководстве по-ступками, действиями людей, как о социальном управ-лении. Управление - это прежде всего активная орга-низующая деятельность определенных управляющихорганов, это процесс реализации, функционированиявласти, ее динамика, ее естественное состояние. Сущ-ность же власти - в ее способности определять, детер-минировать волевую целенаправленную деятельностьлюдей, подчинять поведение каждого участника управ-ленческих отношений единым авторитетным началам вцелях сознательного регулирования многообразных сто-рон общественной жизни, а в конечном счете - дляобеспечения прав человека. Иначе говоря, сущность,предназначение власти - создавать предпосылки соци-ального управления, приводить к единому знаменате-лю его различные проявления, гарантировать общест-венной порядок, защищать права и свободы личности.Охватывая важнейшие сферы общественной жизни,власть придает сложной, многогранной, специализиро-ванной структуре управления устойчивый характер,она приводит ее в действие, ставит в определенные рам-ки, осуществляет контроль, обеспечивает рациональ-ное достижение поставленных целей путем утвержде-ния согласованности и единства действий всех звеньевуправляющей системы.Являясь необходимой функциональной принадлеж-ностью любого коллектива по регулированию поведениялюдей для обеспечения их совместной деятельности,власть, как и всякое общественное явление, обладает ка-чеством социальной предметности. Она немыслима внеопределенной общественной организации. Поэтому не-обходимо подчеркнуть, что власть - это организованнаясоциальная функция. Иначе говоря, власть выступаеттакой функцией социальной общности, которая прояв-ляется как ее организованная сила [1,2].Власть является той реальной и ощутимой общест-венной силой, с помощью которой достигается необхо-димая организованность социальной системы и нала-живается устойчивый порядок в деятельности людей.Сила придает социальной власти способность, если этонеобходимо, принуждать участников властеотношенийк исполнению воли властвующего субъекта, гаранти-рует общеобязательность его решений.Поскольку всякая власть есть выражение определен-ной авторитетной воли, то для того чтобы эта воля сталадоминирующей или, иначе говоря, властной, она долж-на быть облечена в форму императивных указаний, со-держащихся обычно в социальных нормах (моральных,религиозных, политических, правовых и иных).Социальная норма представляет собой не тольковыражение воли общества, но и орудие ее осуществле-ния. Посредством социальных норм, санкционирован-ных обществом в качестве общезначимых и имеющихобязательную силу правил поведения, ясно выражен-ная воля носителя власти требует и с помощью соот-ветствующих методов добивается неукоснительногособлюдения и исполнения своих повелений от каждогозависимого от нее участника властеотношений.Социальная норма формируется в ходе сознатель-ной целеполагающей деятельности людей, обуслов-ленной в конечном счете объективными факторами,придающими нормам «объективную властность» [3].Норма представляет собой определенное правило со-циально значимого поведения людей. А «всякое прави-ло предполагает цель, разум и волю» [4]. Поэтому со-циальная норма является результатом «взаимодействияобъективных и субъективных факторов естественно-ис-торического процесса» [5].Потребность в социальных нормах возникла на са-мых ранних ступенях человеческого общества в связи снеобходимостью урегулировать поведение людей та-ким образом, чтобы достичь целесообразного их взаи-модействия для разрешения задач, которые не под силуодному человеку. Так, к числу первобытных социаль-ных норм относят ритуалы, обряды, мифы, обычаи;позднее появились религиозные и моральные нормы,правила этикета и др. Эта совокупность первых соци-альных норм имела естественно-природный характер ибыла настроена на сохранение и обеспечение опти-мального функционирования «целого» (рода, племени),отличалась монолитностью, суровостью, жестокостью.Она выступала в виде строгих, непререкаемых, безус-ловно обязательных (как и сама природная необходи-мость) мононорм - обычаев, в силу длительного при-менения ставших привычкой, освящавшихся перво-бытной мифологией, религией и вследствие этого ненуждавшихся ни во внешнем объективировании (ин-ституционализации), ни в обеспечении при помощиспециального аппарата принуждения [6. С. 185-186].Историческое развитие и смена различных типов иформ общественной жизни сопровождались сущест-венными изменениями также и в системе социальнойрегуляции. Отмирали одни и возникали другие видысоциальных норм, изменялось соотношение, взаимо-связи и формы взаимодействия социальных норм, ихроль и назначение в системе социальных регуляторов,механизмы их функционирования, способы и средстваих защиты и т.д. [7. С. 76-77].В недрах первобытного общества на заключитель-ном этапе его развития с появлением элементов госу-дарственности стали зарождаться и правовые нормы:сначала архаичное (локальное, обычное) право, затемсословное, корпоративное право (т.е. право отдел! ixобщественных слоев), а позднее - и развитое (общего-сударственное) право [8]. При всей своей относитель-ной самостоятельности право, как и другие виды соци-альных норм, осуществляет свои специфические регу-лятивные функции не изолированно и обособленно, а ведином комплексе и тесном взаимодействии с другимисоциальными регуляторами.В процессе развития общества и постепенного со-вершенствования механизмов социального регулирова-ния появляются, по словам С.С. Алексеева, «контурыправосудной деятельности», при которой регулирова-ние осуществляется по схеме: норма (обычай) плюс ин-дивидуальное решение (решения родовых собраний,старейшин, «судов»), В этих условиях постепенноформируются прецеденты - решения конкретных дел,приобретающие в повторяющихся ситуациях значениеобразцов, своего рода предвестников прецедентногоправа [6. С. 188].Эффективность действия права, как и других соци-альных норм, находит выражение в достижении и укреп-лении общественного согласия граждан, прочном обще-ственном порядке, атмосфере справедливого социально-го партнерства и инициативы, социальной ответственно-сти, сознательном соблюдении норм гражданами [9].Таким образом, социальные нормы (моральные, ре-лигиозные, правовые, политические, корпоративные, эти-ческие и иные) представляют собой те основные фор-мы и средства, с помощью которых осуществляется ре-гуляция поведения людей. Они в концентрированномвиде выражают объективную потребность любого об-щества в упорядочении действий и взаимоотношенийего членов, в подчинении их поведения социально не-обходимым правилам. Тем самым социальные нормывыступают в качестве мощного фактора сознательногои целенаправленного воздействия социальной общно-сти на образ, способ и формы жизнедеятельности лю-дей [7. С. 76].Власть осуществляется на практике с помощью раз-личных методов: принуждения, убеждения, поощрения,консенсуса и др. Некоторые исследователи говорят ско-рее не о методах, а о ресурсах власти, о мотивах или ис-точниках подчинения объекта субъекту, либо выделяютформы (виды) власти (властных отношений) в зависимо-сти от таких источников подчинения, как сила, принуж-дение, убеждение, побуждение, манипуляция, авторитет[10]. Наиболее распространенными методами власти яв-ляются первые два. Принуждение имеет место при яв-ном несовпадении интересов субъекта и объекта властии может быть физическим и психическим. Физическоепринуждение состоит в прямом навязывании (силой)подвластному определенного рода поведения. Силовоевоздействие на физическую сторону бытия подвластноголишает его возможности выбора вариантов своих дейст-вий, заставляет смириться с необходимостью повинове-ния властвующему. Психическое принуждение - этоугроза подвластному негативными для него санкциями вслучае уклонения от требуемого поведения.Жесткое воздействие на сознание (психику) инди-вида имеет целью подавление его воли, значительноеограничение числа имеющихся альтернатив поведенияобъекта, предотвращение возможности его противо-действия субъекту и в конечном счете - обеспечениереального подчинения объекта субъекту власти. Иначеговоря, о применении принуждения речь идет тогда,когда индивид под угрозой наступления для него не-благоприятных последствий вынужден подчиниться,либо его силой заставляют выполнить нежелательныедля него веления носителя власти.Убеждение как метод власти означает создание, куль-тивирование в подвластном с помощью рациональныхаргументов установки на внутреннее согласие с волей вла-ствующего и подчинение ей. Убеждение достигает своейцели, когда подвластный, учтя имеющиеся альтернативы,принимает аргументы властвующего, воспринимает еговолю как обязательную для себя и сознательно приходит квыводу о желательности, целесообразности и необходимо-сти именно такого ее исполнения. Поощрение (побужде-ние) - это предоставление подвластному вознаграждения(некоторых материальных либо нематериальных благ, ока-зание различных услуг, поддержки) с целью одобрить истабилизировать угодное властвующим поведение, укре-пить стремление объекта сотрудничать с субъектом в бу-дущем. Метод консенсуса предполагает достижение согла-сия между участниками властеотношений как равноправ-ными партнерами (например, между правительством иоппозицией) на основе взаимных уступок и компромиссов,учета интересов друг друга для достижения общезначимыхцелей. Там, где консенсус складывается, власть получаетвозможность достигнуть искомого результата естественнои достаточно быстро, без особого нажима. Хотя надо под-черкнуть, что сама потенциальная возможность примене-ния всего арсенала методов властвования, несомненно,оказывает организующее влияние на участников общест-венных отношений.Руководство общественными делами - сложная со-циальная функция, для эффективного претворения ко-торой общество выделяет из своего состава определен-ных лиц и поручает им осуществить властное регули-рование поведения людей в целях обеспечения их со-вместной деятельности. Органы власти имеются в лю-бом обществе и представляют собой структуру, черезкоторую власть реализуется. В условиях первобытно-родового строя, который базировался преимуществен-но на природном хозяйственно-социальном единствеобщины, рода, племени, органами общественной вла-сти являлись старейшины (главы семей и родов), вож-ди - военные предводители (главы племен), их колле-гиальные органы - советы старейшин; собрание вои-нов рода, племени; народное (родовое) собрание.Задачей этих органов было объединение усилийвсех членов общины, рода, племени в жестокой борьбеза существование, что облегчалось личной, родствен-ной связью всех общинников, их коллективным трудоми уравнительным распределением. Органы власти ис-полняли такие общие дела, которые были предметомзаботы всего общества, например распределение пищимежду соплеменниками, разрешение споров между ни-ми, определение меры наказания за проступки отдель-ных лиц, регулирование брачно-семейных отношений,обеспечение половозрастного разделения труда, позд-нее - религиозные функции.Это создавало условия для чаще всего доброволь-ного подчинения каждого властным велениям, уста-новленным запретам, хотя в необходимых случаях при-менялось и принуждение (изгнание из рода, другиемеры вплоть до лишения жизни). Безоговорочное со-блюдение сложившихся правил поведения отнюдь небыло следствием высокой сознательности членов об-щественного организма. Оно обусловливалось, с однойстороны, тотальным характером власти рода, племени,а с другой стороны, неразвитостью личности перво-бытного человека, ограниченностью вариантов его по-ведения, в том числе и отклоняющегося, что значи-тельно упрощало задачу социального контроля и регу-лирования жизнедеятельности людей той эпохи. По-этому, как справедливо отмечает Г.Г. Филиппов, нетоснований идеализировать способ устройства и дейст-вия общественной власти первобытного строя, искатьтам образцы и рецепты для современности [11].Экономический прогресс общества, в частностирост производительности груда, получение избыточно-го, прибавочного продукта сделали возможным и не-обходимым освобождение от участия в материальномпроизводстве некоторой группы людей, которые стализаниматься только управлением общественными дела-ми, осуществлением властных функций, в том числераспорядительных, контрольных, судебных, каратель-ных и иных. Власть вождя постепенно трансформиру-ется в государственную. Возникают новые социальные,в том числе - правовые институты, разграничиваетсякомпетенция между органами государства, складыва-ется специализированный бюрократический аппарат,состоящий из многочисленных чиновников. В качествесамостоятельных органов государства создаются су-дебные учреждения, которые специализируются на вы-полнении соответствующих функций, в том числеосуществляют своеобразный контроль за соблюдени-ем, исполнением социальных (правовых) норм.Таким образом, с усилением общественного разделе-ния труда, ростом социальных различий, усложнениемзадачи обеспечения целостной организации общества, помере накопления элементов человеческой цивилизацииорганы власти первобытного общества стали претерпе-вать изменения, поскольку они оказались не приспособ-ленными к новым историческим условиям. Им на сменус объективной необходимостью приходит новая, болеесовершенная организация общественной жизни в лицегосударства и государственной власти.Государство и государственная власть - продуктвнутренней эволюции общества, объективно нуждающе-гося в организационном оформлении. При помощи госу-дарства, государственной власти и посредством правово-го регулирования создается в условиях цивилизации та-кая целостная организованность людей, которая позволя-ет говорить об обществе как едином организме, сущест-вующем на определенной территории. Государство оли-цетворяет материальную силу власти, которая не можетосуществляться без соответствующего механизма. По-этому органы государства - основные орудия власти, еематериальные выразители [6. С. 328-329; 12-17].Воплощенная в государственно-правовые институтысоциальная власть приобретает качество публичной,государственной власти, действующей от имени всегообщества. Но в организационном отношении государст-венная власть не совпадает непосредственно с населени-ем, поскольку она осуществляется профессиональнымразрядом людей, опирающихся на государственный ап-парат. Вместе с тем государственную власть нельзя ото-ждествлять с ее органами, так как властвующий субъект(народ в демократическом обществе) не передает орга-нам государства свою верховную власть, а лишь наделя-ет их властными полномочиями и, более того, можетосуществлять государственную власть непосредственно(на выборах, путем референдума и т.п.). Возникновениегосударства и государственной власти выражает обрете-ние обществом качеств саморегулирующейся системы,должным образом структурированной и развивающейсяна своей собственной основе.Как стабильный и гибкий регулятор общественныхотношений государственная власть противостоит ре-жиму анархии («войне всех против всех»), препятству-ет ее негативным разрушительным действиям, опаснымдля всего социального организма. Вместе с тем далеконе всякая власть является достаточно эффективной ипредставляет собой безусловную социальную ценность.Этими качествами не обладает власть в условиях тота-литарных режимов, власть нелегитимная, узурпатор-ская, не связанная нравственными императивами, пра-вовыми законами, отвергающая здравый смысл в эко-номической и социальной сферах, попирающая правачеловека. Деспотическая власть с помощью диктатор-ских методов, опираясь на карательные органы, можетобрести большую, иногда всемогущую, неподкон-трольную обществу «аппаратную силу». Однако, каксвидетельствуют факты истории, коэффициент полез-ного действия такой власти крайне мал, она внутренненестабильна и оказывается несостоятельной в решениисложных социальных проблем.Сосредоточение власти в одном центре («сверхвла-стие») дорого обходится обществу, так как создаетопасность тирании, подрывает самодеятельность насе-ления, рождает всеобщее нежелание принимать само-стоятельные решения, брать на себя ответственность.Очевидная опасность бесконтрольной власти вызываетнеобходимость ее разумного ограничения, установле-ния системы социального контроля за ее функциони-рованием, включая такие социальные регуляторы, какгосударственные и общественные институты, право,мораль, обычаи, традиции, установки и т.п.Там, где нет каналов социального контроля за осу-ществлением власти и где ее звенья не контролируютдеятельность друг друга, как показывает историческийопыт, нарушаются фундаментальные интересы и по-требности людей, подавляются права и свободы чело-века, утрачивается единство власти и личности. Реше-ние этих проблем достигается на путях формированиясвободного гражданского общества и становления де-мократического правового государства.Гражданское общество - это складывающаяся в про-цессе становления человеческой цивилизации совокуп-ность общественных отношений, достаточно развитых ипостоянно совершенствуемых на основе самоорганиза-ции и самоуправления граждан, в частности отношенийв сфере экономики, культуры, духовной жизни, незави-симых от государства, но взаимодействующих с ним вцелях разумного сочетания интересов как отдельнойполноправной и свободной личности, так и общества вцелом. Совместно с гражданским обществом, как прави-ло, формируется и правовое государство.Понятие демократического правового государстваисходит из идеи подчинения государства праву, кото-рое, в свою очередь, должно соответствовать принци-пам естественного права, демократии, социальной спра-ведливости, гуманизма и другим общечеловеческимценностям. Для правового государства необходимы нетолько верховенство права, но и надлежащая правоваяорганизация государственной власти, ее самоограниче-ние правом, продуманное распределение компетенциимежду государственными органами, выполняющимиразличные властные функции в специфических право-вых формах и тесно взаимодействующих между собой.Механизм взаимодействия государственных орга-нов в решающей степени определяется соответствую-щей правовой организацией самой государственнойвласти, ее интеграцией и дифференциацией, сочетани-ем элементов единства власти и разделения властей.Организация государственной власти требует рацио-нального разделения труда между всеми частями единойгосударственной системы, установления необходимоговзаимного контроля между ее звеньями, их взаимногосдерживания, четкого определения юридического стату-са каждого органа власти, его структуры, задач и функ-ций, упорядочения властной деятельности, введения ее встрогие законодательные рамки, связанности правом.Надлежащая организация, развитие и совершенствова-ние государственной власти предполагают как ее диф-ференциацию (т.е. должное разграничение задач, функ-ций и полномочий по осуществлению власти различны-ми органами), так и интеграцию (т.е. объединение в еди-ное целое юридически самостоятельных частей, увели-чение объема и интенсивности взаимосвязи и взаимо-действия между соответствующими государственнымиорганами). Разделение труда и функций внутри любойорганизации является необходимым условием ее сис-темного единства, так как создает прямые и обратныесвязи между субъектами (органами власти), устанавли-вает их взаимозависимости, порождает обмен деятель-ностью для достижения полезного результата с наи-меньшей затратой времени и средств.Дифференциация государственной власти связана сразделением ее как целого на составные части, звенья,элементы, т.е. органы, ее осуществляющие. Дифферен-циация государственной власти может быть функцио-нальной, в ходе которой расширяется, сужается иликаким-то образом модифицируется круг функций, вы-полняемых органами государственной власти. (Так, на-пример, были конкретизированы функции Конститу-ционного суда РФ и повышена его роль в защите ос-новных прав и свобод граждан по новому федерально-му закону 1994 г.) Дифференциация может быть иструктурной, когда в системе власти выделяются под-системы, реализующие те или иные функции (напри-мер, переход от однопалатной структуры Конституци-онного суда РФ к двухпалатной для повышения объемаи эффективности его работы). С другой стороны, по-ложительным результатом процесса интеграции госу-дарственной власти может стать достижение ее цело-стности, системного единства, интегрированное™, т.е.состояния упорядоченного функционирования взаимо-действующих между собой органов власти.Как дифференциация, так и интеграция государствен-ной власти обусловлены объективной тенденцией к ус-ложнению жизни общества и соответственно государст-венной деятельности, функций власти. Однако необхо-димо учитывать, что на каждом этапе развития обще-ства и государства процессы дифференциации и инте-грации государственной власти могут быть обусловленыдействием различных причин, факторов и механизмов.Понимание объективности процессов интеграции идифференциации в организации и осуществлении госу-дарственной власти позволяет лучше увидеть диалек-тическую связь системного единства власти и разделе-ния властей в демократическом правовом государстве.Системное единство государственной власти - это та-кой комплекс ее юридически самостоятельных органов иосуществляемых ими объективно необходимых и взаи-мообусловленных функций, который образует целостную(интегрированную) систему их взаимодействия, внутрен-не устойчивую в изменениях и активно развивающуюся входе осуществления совместной деятельности.Ни один государственный орган, взятый обособлен-но, без необходимых связей и взаимодействий с дру-гими звеньями (что не исключает, однако, и возможно-сти отстаивания каждым из них собственной позиции),не в состоянии обеспечить функционирование властикак непрерывного процесса поддержания организован-ности и порядка в обществе, придания устойчивости ицелостности общественным отношениям.Системное единство государственной власти пред-полагает интеграцию (синтез, взаимосвязь) не каких-тоаморфных, не имеющих четкого правового статуса,иногда - всего лишь декоративных элементов государ-ственной организации, которыми могут манипулиро-вать те или иные политические силы (например, сове-ты, управляемые партийной номенклатурой), а наобо-рот - проявивших всю полноту своего содержания,юридически полноправных, самостоятельных струк-турных образований, несущих реальную ответствен-ность за выполнение своих определено очерченныхфункций и тем самым способствующих повышениюэффективности государственной деятельности.В демократическом правовом государстве организа-ция и осуществление власти на основе ее необходимойдифференциации, т.е. разделения на три основные ветви -законодательную, исполнительную и судебную, означаетиспользование в государственном механизме накоплен-ного многовековой историей позитивного демократическо-го опыта, имеющего общечеловеческое значение.Идеи разграничения государственных органов и ихфункций высказываются еще античными философами(Платоном, Аристотелем, Полибием и др.), хотя былобы преувеличением полагать, что они уже в деталяхразрабатывали само учение о разделении властей. Мы-слители древности, исходя из современной им дейст-вительности, рассуждали о необходимости разделениятруда между отдельными сословиями общества, гово-рили о существовании различных государственных ор-ганов, о их составе, задачах и функциях, отмечали важ-ность разграничения их полномочий.Однако утверждение теории разделения властей каксоставной части учения о правовом государстве связа-но с демократическими преобразованиями в обществеXVII-XVIII вв., когда сначала английский философДжон Локк, а затем французский мыслитель ШарльЛуи Монтескье сформулировали эту концепцию какважное средство урегулирования возможных социаль-ных конфликтов, ограничения абсолютизма, становле-ния и политического оформления гражданского обще-ства, обеспечения прав и свобод человека [18, 19].Разделение властей, возникнув как идея, как теорети-ческая концепция, став со временем авторитетной, влия-тельной и целостной научной доктриной, превратилосьпостепенно в политический, а во многих демократиче-ских странах и в конституционный принцип, который ипоныне является ориентиром в развитии и совершенст-вовании всей системы государственной власти.В организационно-правовом аспекте разделение вла-стей - это рациональное разделение труда в рамках го-сударственного механизма как единой системы органов,находящихся в определенном соотношении и организаци-онно обособленных, четкое разграничение функций междуними и закрепление пределов законных прерогатив. Отсю-да вытекает необходимость обеспечения юридическойсамостоятельности и известной независимости государст-венных органов, делового взаимодействия и взаимногосдерживания, эффективного контроля и нейтрализациинеконституционных действий друг друга, сбалансированияполномочий и определенного соперничества, равноправно-го партнерства и предотвращения непомерного возвыше-ния статуса одного органа за счет другого.Социально-политический смысл разделения властейсостоит в понимании этого принципа как непременно-го условия предотвращения деспотизма и произвола,недопущения злоупотребления властью и ее узурпа-ции, как необходимой предпосылки эффективногоправления, обеспечения общественного порядка и пра-вовой (конституционной) законности. Не менее важноезначение имеет принцип разделения властей в качестведейственной гарантии неукоснительного соблюденияосновных прав и свобод человека, плюралистическойдемократии, свободной деятельности политических сил,как средство уравновешивания различных классовых,групповых и личных интересов, разрешения объектив-но существующих социальных противоречий.При фактической реализации принципа разделениявластей наиболее сложной задачей является достиже-ние единства государственной деятельности, т.е. созда-ние внутренне упорядоченного, целостного и динамич-ного конституционного механизма взаимодействия исотрудничества всех ветвей государственной власти,обеспечения согласованного воздействия различныхорганов на общие процессы, на решение единых задач.То или иное распределение функций и полномочиймежду различными государственными органами не оз-начает разделения («раздробления») верховной (учре-дительной) власти в государстве, которая в соответст-вии с идеей народного суверенитета принадлежит на-роду как ее источнику. Первичность права народа наверховную власть в государстве позволяет ему устана-вливать основы конституционного строя, учреждатьсистему институтов власти, в случае необходимостикорректировать или пересматривать ее (в соответствиис правовыми принципами и конституционными норма-ми), определять общие цели и основные направлениядеятельности законодательных, исполнительных и су-дебных органов как составных звеньев, ветвей, вырас-тающих из мощного ствола верховной, учредительнойвласти народа и подконтрольных ей. Народ, как отмечалДжон Локк, не только предоставляет лицам и учрежде-ниям власть, но и отнимает ее у них [20]. Происхожде-ние верховной государственной власти и всех ее ветвейот единого корня - народовластия - связывает их в еди-ную систему, не позволяет им ради каких-то собствен-ных интересов вести борьбу на взаимное уничтожение.Очевидно, что принцип разделения властей на за-конодательную, исполнительную и судебную не про-тиворечит принципу единства верховной государст-венной власти (ее функциональной и структурной упо-рядоченности, целостности) и связанному с этим един-ству системы государственных органов (юридическисамостоятельных, несущих реальную ответственностьза выполнение своих функций, но тесно взаимодейст-вующих и сотрудничествующих между собой). Болеетого, принципы единства власти и разделения властейв демократическом правовом государстве являютсявзаимодополняющими и не могут быть реализованыдруг без друга. Ни одна «отделенная» ветвь государст-венной власти, ни один ее орган, действующий обо-собленно, без необходимых связей и взаимодействий сдругими звеньями не в состоянии обеспечить функ-ционирование власти как непрерывного процесса под-держания организованности и порядка в обществе.Серьезной теоретической и практической пробле-мой является реальное обеспечение единства принци-пиальных целей и направлений деятельности органовгосударственной власти. Факты истории свидетельст-вуют, что длительная и непримиримая политическаяконфронтация ветвей государственной власти, их от-дельных звеньев неизбежно ведет к резкому ослабле-нию власти, безвластию, дезорганизации социальнойжизни, расколу общества, вооруженному противостоя-нию, к подавлению личности, экономическому краху.Поэтому необходимы четкие юридические механизмыобеспечения единства действий всех ветвей и органовгосударственной власти: различные согласительные ко-миссии, судебные и другие правовые процедуры, актив-ные поиски компромиссов, достижение консенсуса меж-ду правительством и оппозицией и др. [21].Для придания устойчивости и целостности общест-венным отношениям, достижения реального единствасистемы органов государственной власти важно, чтобысовокупная компетенция этих органов охватывала всеполномочия, необходимые для осуществления функцийгосударства, для гарантирования прав и свобод человека.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Барнашов Александр МатвеевичТомский государственный университетдоцент, кандидат юридических наук, заведующий кафедрой конституционного и международного права Юридического института
Всего: 1

Ссылки

Ким А.И. Государственная власть и народное представительство в СССР. Томск, 1975. С. 25.
Ким А.И., Барнашов A.M. Государственная власть в СССР: Пособие по спецкурсу. Томск, 1980. С. 18.
Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. С. 42.
Шершеневич Г. Ф. Общее учение о праве и государстве. М., 1911. С. 61.
Лукашева Е.А. Право в системе социального регулирования //Теория права и государства: Учебник / Под ред. Г.Н. Миронова. М., 1995. С. 95.
Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: опыт комплексного исследования. М., 1999.
Нерсесянц B.C. Философия права: Учебник для вузов. М., 1997.
Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Современные трактовки и новые подходы. М., 1999. С. 217-220.
Попков В.Д. Право в системе социальных норм // Общая теория государства и права: Академический курс: В 2 т. Т. 2. Теория права / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. С. 65.
Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. М., 2001. С. 282-303, 344-349.
Филиппов Г.Г. Социальная организация и политическая власть. М., 1985. С. 137.
Философия власти / Под ред. В.В. Ильина. М., 1993. С. 271.
Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. М., 2002. С. 551.
Халипов В.Ф. Кратология как система наук о власти. М., 1999. С. 303.
Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В., ШапсуговД.Ю. Теория государства и права: Учебник. М.: Ростов-на-Дону, 2003. С. 270-288.
Теория государства и права / Под ред. Н И. Матузова, А.В. Малько. 2-е изд-с. М., 2003. С. 44-46.
Мамут Л.С. Публичная власть, государство, разделение властей // Конституционный суд как гарант разделения властей: Сборник докладов. М., 2004. С. 262-274.
Барнашов A.M. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988.
Разделение властей: история и современность: Спецкурс / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1996.
Локк Дж. Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1960. С. 86.
Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1998. С. 266.
 Государственная власть как форма организации общества | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 283.

Государственная власть как форма организации общества | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 283.

Полнотекстовая версия