Правовое регулирование выборов в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 283.

Правовое регулирование выборов в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии

Рассматриваются основные категории и институты избирательного права Соединенного Королевства Великобритании и СевернойИрландии. В 1998 г. в Шотландии, Северной Ирландии и Уэльсе были созданы местные представительные органы. В 2000 г. быласформирована избирательная комиссия. В настоящее время проводится реформа палаты лордов, в результате чего, возможно, частьпалаты или полностью весь ее состав будет избираться населением. В избирательный процесс активно внедряются новые технологии,апробируются новые методы голосования.

Elections legal regulation in the UK of Great Britain and Nothern Ireland..pdf За последние годы избирательная система Соеди-ненного Королевства Великобритании и Северной Ир-ландии претерпела серьезные изменения. В 1998 г. вШотландии, Северной Ирландии и Уэльсе были созда-ны местные выборные представительные органы. Былиприняты соответствующие законодательные акты, оп-ределяющие статус данных органов и порядок их из-брания. В 2000 г. был принят фундаментальный посвоему значению статут - Акт о политических партиях,выборах и референдумах [1]. Данным Актом была уч-реждена избирательная комиссия (The Electoral Commission),приоритетными направлениями деятельностикоторой стали совершенствование избирательного за-конодательства и внедрение инноваций в избиратель-ный процесс. В результате правовое регулированиевыборов в Соединенном Королевстве претерпело су-щественные изменения.В настоящее время в Соединенном Королевстве дей-ствует большое количество актов, которые можно отне-сти к избирательному законодательству. В их числе мож-но назвать Акт о политических партиях, выборах и рефе-рендумах 2000 г.; Акты о Парламенте 1911 и 1949 гг.; Акто выборах в Европейский парламент 2002 г.; Акты онародном представительстве 1867, 1918, 1949, 1969,1974, 1983, 1985, 1989, 1991, 2000 гг. и др.Избирательное законодательство Королевства регу-лирует выборы в следующие органы: Парламент Со-единенного Королевства (палата общин), ПарламентШотландии, Северо-ирландскую ассамблею, Националь-ную ассамблею Уэльса, органы местного самоуправле-ния - советы графств и округов, а также выборы мэров.Парламент Соединенного Королевства состоит издвух палат. Выборной является лишь нижняя палатапарламента - палата общин. В составе палаты общинна сегодняшний день насчитывается 659 членов (MPs).Из 659 мест в Парламенте 529 мест предназначены дляАнглии, 40 - для Уэльса, 72 - для Шотландии и 18 -для Северной Ирландии [2]. Выборы проводятся поизбирательной системе относительного большинствапо одномандатным округам. У британцев такая сис-тема получила название «First-Past-The-Post» («первый,оказавшийся избранным») [3]. Максимальный срок пол-номочий палаты был установлен Актом о Парламенте1911 г. в 5 лет, до этого он составлял 7 лет. Следующиевыборы в Парламент - не позднее июня 2006 г. [4].Партийный состав палаты определяется результата-ми выборов. На прошлых выборах в Парламент 7 июня2001 г. места распределились следующим образом:лейбористы (Labour) - 412 мест, консерваторы (Conservative)- 166, либеральные демократы (Liberal Democrats)- 52, остальные партии (всего места в Парламентеполучили 9 партий) - 27 и 1 независимый депутат, атакже спикер (считается беспартийным) [5].Верхняя палата Парламента не выбирается. До не-давнего времени она в основном формировалась по на-следственному признаку. Большинство членов палатылордов (646 из 1213) до ноября 1999 г. составляли на-следные пэры (hereditary peers). Но в последнее времяПравительство Соединенного Королевства всерьез за-нялось реформой верхней палаты. Первый этап рефор-мы завершился в 1999 г., когда был принят Акт о пала-те лордов, в соответствии с которым наследные пэрыбыли лишены права присутствовать на заседаниях па-латы, а также голосовать на них [6]. Исключение со-ставили 92 пэра. С июля 2002 г. действует специальнаякомиссия, задачей которой является разработка про-граммы реформирования палаты (Joint Committee onHouse of Lords Reform). В отчете Комиссии от 9 декаб-ря 2002 г. были предложены различные варианты фор-мирования палаты лордов - от назначения всех членовпалаты до их избрания в полном составе. Посколькуреформа верхней палаты все еще продолжается, суще-ствует вероятность того, что через некоторое времяпалата лордов преобразуется в выборную палату.В 1998 г. в соответствии с Актом о Шотландии [7]был учрежден Парламент Шотландии (The Scottish Parliament).Первые выборы в него прошли 6 мая 1999 г.Всего членов Парламента (MSP's) - 129. Они избира-ются по смешанной системе Additional Member System(AMS). Часть членов Парламента (73) избирается поодномандатным избирательным округам, а другаячасть (56) избирается по регионам (по 7 членов от каж-дого из 8 регионов). На последних выборах в Парла-мент Шотландии 1 мая 2003 г. победили лейбористы(50 мест), 27 мест достались Шотландской националь-ной партии (SNP).Согласно Акту об управлении Уэльсом 1998 г. [8] об-разована Национальная ассамблея Уэльса (The NationalAssembly for Wales, или на национальном языке - CynulliadCenedlaethol Cymru). В ее состав входят 60 членов,которые избираются по той же системе, что и членыПарламента Шотландии. 40 членов избираются по од-номандатным округам и 20 - от регионов (по 4 от каж-дого из 5 регионов). По результатам выборов 1 мая2003 г. половина мест (30) в Ассамблее досталась лей-бористам.В Северной Ирландии, в свою очередь, в 1998 г. бы-ла образована Северо-ирландская ассамблея (The NorthIreland Assembly). Она была учреждена на основанииАкта о Северной Ирландии 1998 г. [9. С. 47], а первые вы-боры в нее состоялись 25 июня 1998 г. в соответствии сАктом о выборах для Северной Ирландии 1998 г. [9. С. 12].16Первый состав Ассамблеи был избран на 5 лет, все по-следующие выборы в Ассамблею будут проводитьсякаждые 4 года. Избираются члены Ассамблеи по про-порциональной системе единственного передаваемогоголоса (Single Transferable Vote - STV). В СевернойИрландии образовано 18 округов, от каждого округаизбираются 6 членов. Последние выборы в Ассамблеюпрошли 26 ноября 2003 г. Первое место заняли демо-краты (D.U.P.), они получили 30 мест (ранее имели 20).В Соединенном Королевстве, кроме того, выбираютпредставителей в Европейский парламент (MEP's). Со-единенное Королевство имеет в Европарламенте 78 мест(из 732). Выборы проводятся по 12 регионам: на терри-тории Англии - 9 регионов и по 1 - на территорииУэльса, Шотландии и Северной Ирландии. В первыхтрех регионах используется пропорциональная систе-ма, получившая название «regional list system», а в Се-верной Ирландии - система единственного передавае-мого голоса [10]. Правовую базу организации и прове-дения выборов в Европарламент составляют Акты о вы-борах в Европейский парламент 1978, 1999 и 2002 гг.Выборы в указанные органы проводятся на основепринципов всеобщего, равного, прямого избирательногоправа при тайном голосовании. Относительно выборов вЕвропарламент ст. 190 Договора об учреждении Европей-ского сообщества [11] прямо закрепляет: «Предста-вители народов государств, объединившихся в Сооб-щество, избираются в Европейский парламент прямымвсеобщим голосованием».Активное избирательное право с 1928 г. предостав-ляется на равных условиях мужчинам и женщинам[12]. После принятия Акта о реформе семейного права1969 г., снизившего возраст совершеннолетия с 21 до18 лет, активное избирательное право стало принадле-жать британским гражданам, достигшим 18-летнеговозраста. Акт о народном представительстве 1983 г.расширил состав избирательного корпуса, предоставивправо голоса проживающим в стране гражданам Ир-ландской республики и Содружества. Кроме того, всоответствии со ст. 19 Договора об учреждении Евро-пейского сообщества активным и пассивным избира-тельным правом на местных выборах обладают граж-дане ЕС.Активным избирательным правом не обладают: ино-странцы (кроме граждан ЕС на местных выборах); лица,не достигшие 18 лет ко дню голосования; душевноболь-ные; пэры и пэрессы (кроме пэров Ирландии); лица, от-бывающие по приговору суда в исправительном учреж-дении (в том числе и условно освобожденные от наказа-ния); лица, осужденные за использование бесчестныхили незаконных приемов на выборах (corrupt or illegalelection practices) в течение 3 или 5 лет в зависимости отхарактера нарушения. В связи с реформой палаты лор-дов снято ограничение права голоса в отношении на-следных лордов, однако лорды, сохранившие свое член-ство в палате, по-прежнему лишены такого права. Лордыпользуются активным и пассивным избирательным пра-вом на выборах в Европарламент.Пассивное избирательное право признается за британ-скими и ирландскими гражданами, достигшими 21 года,за исключением лиц, не обладающих активным изби-рательным правом, а также нереабилитированных бан-кротов (реабилитация может быть произведена судомпо истечении 5 лет после объявления банкротом).30 ноября 2000 г. в соответствии с Актом о полити-ческих партиях, выборах и референдумах 2000 г. былаучреждена избирательная комиссия как независимыйорган власти, чьи полномочия установлены законом ираспространяют свое действие на всю территорию Со-единенного Королевства. Возглавляет избирательнуюкомиссию председатель (в настоящее время - Сэм Иан-ге (Sam Younger). Кроме председателя в состав комис-сии входят 5 членов (по Закону членов не должно бытьменьше 5 и больше 9). Председатель и члены комиссиине должны иметь какое-либо отношение к политиче-ским партиям. Отчитывается избирательная комиссиянепосредственно перед комиссией, возглавляемой спи-кером Парламента.Избирательная комиссия осуществляет контроль поряду аспектов избирательного права, включая регист-рацию политических партий, мониторинг крупных по-жертвований политическим партиям и чиновникам, атакже публикацию сведений о них, деятельность пар-тий во время избирательных кампаний. Комиссия кон-сультирует участников выборов по практическим и про-цедурным вопросам. По итогам каждых выборов ко-миссия должна составить отчет об организации про-шедших выборов. Вместе с тем комиссия не обладаетвозможностью изменять или обновлять списки избира-телей, нанимать на работу персонал, организующий про-ведение выборов, управлять проведением парламент-ских или местных выборов.При проведении выборов территория (или ее часть)Соединенного Королевства делится на избирательныеокруга. При формировании палаты общин страна де-лится на одномандатные округа (с 1948 г.). Границыизбирательных округов определены Актом о парла-ментских избирательных округах 1986 г. [13]. Всего их659. По Акту о народном представительстве 1949 г.округа по численности должны быть приблизительноравными. Границы избирательных округов пересмат-риваются раз в 10-15 лет.В соответствии с Актом о народном представитель-стве 1983 г. на парламентских и местных выборах име-ют право голоса лишь те лица, которые зарегистриро-ваны в списке избирателей. Зарегистрированными в спи-ске избирателей могут быть лица, проживающие на тер-ритории избирательного округа или района. Для тогочтобы при проведении парламентских выборов бытьзарегистрированным в любом округе Северной Ирлан-дии, необходимо непрерывно проживать на территорииданного округа в течение 3 месяцев [14].Актом о народном представительстве 2000 г. введе-на новая система регистрации избирателей. Она полу-чила название «rolling electoral registration». Данная си-стема позволяет обновлять списки избирателей ежеме-сячно в течение года. Зарегистрироваться могут лица,достигшие 16-летнего возраста, но право избирать ониприобретут только в 18 лет. Перед выборами в палатуобщин в 2001 г. было зарегистрировано 44 403 238 че-ловек, что на 1,3 % больше, чем на выборах в 1997 г.[15. Р. 25] Регистрация происходит путем заполненияизбирателем регистрационной формы и подачи ее врегистрирующий орган при местном совете, которыйзаносит сведения в список избирателей. Регистрацион-ную форму можно получить в органе регистрации из-бирателей или на официальной интернет-странице(http://www.rollingregistration.co.uk/). В регистрацион-ной форме указываются персональные данные, местожительства, бывшее место регистрации (если было),дата заполнения и подпись избирателя.Несколько слов о выдвижении кандидатов. Канди-дат представляет заявление о выдвижении (nominationpapers). В нем он указывает сведения о себе (полноеимя и адрес). При этом он может указать свою партий-ную принадлежность или же указать, что он независи-мый кандидат, а может и вовсе не указывать данныесведения. Заявление кандидата подписывается 10 изби-рателями, двое из которых должны иметь право голо-совать в данном округе. Необходимо также наличиеписьменного заявления кандидата о согласии баллоти-роваться. При проведении парламентских выборов кан-дидат должен внести избирательный залог в размере500 ф. ст., который возвращается, если кандидат набе-рет 5 % и более голосов избирателей. Вместе с тем си-туация, когда избирательный залог не возвращается,крайне редка, так как сами кандидаты осмотрительны,а партии при их отборе учитывают такой фактор, каких популярность среди населения. По статистике при-близительно из 2500 кандидатов, выдвигаемых на пар-ламентских выборах, залог теряют лишь 150 [16]. Заре-гистрированный кандидат обязан назначить агента повыборам, который представляет его интересы, от егоимени осуществляет расходование средств кандидата, атакже присутствует при подсчете голосов на избира-тельном участке (polling station). Естественно, что кан-дидат вправе выполнить эти действия самостоятельно.Процедура проведения предвыборной агитации дос-таточно детально регламентируется Актами о народ-ном представительстве. Особо оговариваются такие пра-ва кандидатов, как право посылать бесплатно по одно-му предвыборному письму каждому избирателю, арен-довать помещения муниципальных школ для проведе-ния встреч с избирателями. Партиями достаточно хо-рошо разработаны методы ведения предвыборной аги-тации. Основные политические партии (лейбористы,консерваторы и т.д.) обладают компьютерными базами,содержащими сведения об избирателях, что позволяетим связываться с последними. Причем партии ис-пользуют персональный подход. Рассылаемые письмасодержат информацию, ориентированную на конкрет-ного избирателя.В качестве средств ведения предвыборной агитациииспользуется также рассылка сообщений на сотовыетелефоны, по электронной почте. Для примера, в тече-ние последней недели предвыборной агитации лейбо-ристы разослали 24 тыс. сообщений на сотовые теле-фоны избирателей, которые оставили свои данные наинтернет-странице их партии [15. Р. 51]. Используетсятакже обычная телефонная связь, активно применяетсяставшая уже традиционной система посещений избира-телей по месту жительства (door-to-door canvassing).По-прежнему огромную роль в предвыборной гонкеиграют телерадиовещательные организации.Государственное финансирование избирательных кам-паний ограничивается оплатой расходов по составле-нию списков избирателей, работы должностных лиц поорганизации выборов, бесплатной трансляцией партий-ных политических передач и бесплатной рассылкойпредвыборных обращений кандидатов к избирателям.Остальные расходы осуществляются за счет кандидатов.Средства на них слагаются из собственных средств кан-дидата и добровольных пожертвований. Вопросы фи-нансирования избирательных кампаний, прежде всегосвязанные с пожертвованиями и расходами, достаточнодетально регламентируются законодательством. Глав-ным образом данные вопросы регулируются гл. IV-VIАкта о политических партиях, выборах и референдумах2000 г.Распорядитель денежными средствами партии (party'streasurer) согласно Акту должен быть зарегистриро-ван. В этом качестве может быть зарегистрирован лидерпартии или же любой другой член партии. Кроме того,партия не может быть зарегистрирована, пока не приметсхему управления финансовыми делами партии и покаона не будет утверждена избирательной комиссией.Статья 50 Акта под пожертвованиями партиям по-нимает передачу в дар денег, иных материальных цен-ностей, спонсорство (легальное определение содержи-тся в ст. 51), плату за присоединение или членство,покрытие расходов партии, предоставление безвозмез-дного займа, предоставление не на коммерческих усло-виях имущества, услуг и льгот. Акт также определяеткруг лиц, от которых могут быть приняты пожертвова-ния. Это физические лица, зарегистрированные в изби-рательном списке, компании, ведущие бизнес в Соеди-ненном Королевстве, зарегистрированные партии, парт-нерства с ограниченной ответственностью и ряд обще-ственных организаций. Не допускаются пожертвованияот анонимных жертвователей. В случае, если партияприняла пожертвование от лица, который не можетвыступать в качестве жертвователя, или же пожертво-вание принято от анонимного жертвователя, то по ре-шению суда подлежат конфискации денежные средствапартии в размере, равном пожертвованию.Распорядитель денежными средствами партии дол-жен ежеквартально представлять в избирательную ко-миссию отчеты о полученных пожертвованиях, а вовремя проведения избирательных кампаний - ежене-дельно. Комиссия ведет реестр пожертвований.Интересным представляется вопрос о процедуре (ме-тодах) голосования на выборах в Соединенном Королев-стве. До недавнего времени при голосовании на выборах вкачестве основного метода использовалось личное голосо-вание. Процедура личного голосования, установленнаянормами избирательного права Соединенного Королевст-ва, аналогична процедуре голосования, установленной рос-сийским законодательством. Наряду с личным голосовани-ем применялись в исключительных случаях голосованиепо почте и голосование по доверенности.В 2001 г. ситуация изменилась. Избирателям былоразрешено голосовать по почте без указания причины.Голосование по почте стало реальной альтернативой лич-ному голосованию. На всеобщих выборах в палату общинв 2001 г. проголосовали по почте 1,4 млн избирателей [15.Р. 33]. Изменения в законодательстве позволили в мае2000 г. начать на местном уровне (кроме Северной Ир-ландии) эксперимент по применению новых методов го-лосования («pilot schemes»). Данный эксперимент преду-сматривает полную замену личного голосования на уча-стке электронным голосованием (e-voting) через Интер-нет, специальные киоски, располагающиеся в обществен-ных местах, голосованием по телефону, по почте, с по-мощью текстовых сообщений (SMS messages), цифровоготелевидения. Поиск такого рода схем обусловлен озабо-ченностью британцев низким уровнем явки избирателей.Новая схема позволяет решить эту проблему, также онавыполняет ряд других задач: упрощение процедуры голо-сования, уменьшение расходов на проведение голосова-ния и т.д. Вместе с тем здесь возникает серьезная пробле-ма - как оградить общество от возможных злоупотребле-ний и махинаций. Данная проблема сегодня пристальноизучается избирательной комиссией. В настоящее времяэксперимент продолжается, анализируется практика при-менения новых методов, регулярно проводятся опросыобщественного мнения.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кучин Алексей СергеевичТомский государственный унверситетаспирант кафедры конституционного и международного права Юридического институтаale_k@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Political parties, elections and referendums Act. 2000. C. 41.
United Kingdom's System of Government. P. 6.
Лейкман Э., Ламберт Дж.Д. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. М.: ИЛ, 1958. С. 19.
Electoral Commission. Corporate plan 2002/3 to 2006/7. February 2002. P. 12.
The United Kingdom Parliament [Электронный ресурс]: Официальная Интернет-страница Парламента Соединенного Королевства. Режим доступа: http://www.parliament.uk
S. 1 House of Lords Act. 1999. С. 34.
Scotland Act. 1998. С. 46.
Government of Wales Act. 1998. C. 38.
Northern Ireland (Elections) Act. 1998.
Зарубежное избирательное право: Учебное пособие. М.: Издательство НОРМА, 2003. С. 77.
Договор об учреждении Европейского сообщества. Рим. 25 марта 1957 г.
Уэйд и Фиплипс. Конституционное право. М.: ИЛ, 1950. С. 98.
Parliamentary Constituencies Act. 1986.
S. 4 People Representation Act. 2000. C. 2.
Electoral Commission. Election 2001: the official results. Politico's publishing, London, 2001. P. 25.
ЧиркинB.E. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юристь, 1997. С. 356-357.
 Правовое регулирование выборов в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 283.

Правовое регулирование выборов в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 283.

Полнотекстовая версия