Рассматривается бюджетный процесс в РФ как совокупность стадий по бюджетному планированию, исполнению бюджета и отчетности по нему. Анализируются действующее законодательство и теоретические подходы представителей финансово-правовой науки по вопросу о понятии, содержании и роли бюджетного процесса. Даются рекомендации и предлагаются собственные подходы к повышению качества правовых основ и эффективности процедур в бюджетном проектировании и итоговой отчетности по исполнению бюджетов для различных уровней бюджетной системы РФ.
Budgetary process and its stages in Russian Federation.pdf Процессуальная форма как особая юридическая кон-струкция бюджетной деятельности нашла свое наибо-лее яркое применение в процедуре бюджетного плани-рования, порядке исполнения бюджетов и отчетности заих исполнение. Под процессуальной формой в данномслучае понимается совокупность однородных требова-ний, предъявляемых к действиям участников процесса инаправленных на достижение определенного материаль-ного результата [1]. Процессуальная форма присущавсякой деятельности по применению правовых норм [2].А полагаясь на слова К. Маркса, что «материальное пра-во... имеет свои необходимые, присущие ему процессу-альные формы» [3], следует сделать вывод, что юриди-ческий процесс является производным от материальногоправа, имеет вспомогательный вторичный характер иорганизационно обеспечивает проведение в жизнь егопредписаний. В этом смысле прав В.М. Горшенев, ут-верждая, что предметом регулирования процессуальныхнорм являются отношения, складывающиеся в процессеорганизационно-правовых форм деятельности по при-менению норм материального права [4].Бюджетный процесс как правовая категория являет-ся составной частью процессуальной формы всей бюд-жетной деятельности, включающей в себя порядок ор-ганизации в ней правотворчества и правопримененияпри разрешении конкретных дел в бюджетной сфере, атакже процедуру применения мер принуждения за на-рушение бюджетного законодательства. Применитель-но ко всей бюджетной деятельности государства естьоснования говорить о бюджетном процессе как право-вой форме реализации материальных полномочий вобласти аккумуляции, распределения и использованиябюджетных фондов [5]. Иначе говоря, нельзя ограни-чивать бюджетный процесс процедурой прохождениябюджетного плана, а следует различать его в широкоми узком смысле.В широком понимании бюджетный процесс являет-ся составной частью процессуальной формы всей от-расли финансового права и как часть финансово-пра-вового процесса включает в себя широкий круг проце-дурно-организационных норм и отношений. Преждевсего, это процесс формирования, распределения и рас-ходования бюджета как особого фонда. Далее это по-рядок организации бюджетной системы, межбюджет-ных отношений в системе бюджетного устройства. На-конец, это процедура реализации бюджетных прав об-щественно-территориальных образований и порядокопределения и разграничения бюджетных полномочийдля органов государственной власти и местного само-управления. Поскольку вся бюджетная деятельностьбазируется на правотворческой и правоприменитель-ной деятельности, то собственная специфика процеду-ры организации бюджетной системы, формированиядоходов и расходов бюджетов, бюджетного планиро-вания, исполнения, отчетности и других форм контроляприсуща и ей. Широкое понимание бюджетного про-цесса включает в себя форму реализации всех матери-альных норм бюджетного права, является частью рос-сийского процессуального права и разновидностьюфинансово-правового процесса.В узком смысле бюджетный процесс как правовой ме-ханизм, по справедливому мнению М.В. Карасевой, на-правлен на принятие реального бюджета, законов (реше-ний) о бюджете и государственных внебюджетных фондов,а также на их эффективное исполнение [6. С. 225]. В своемпослании Федеральному собранию Президент РФ обра-щал внимание на то, что «при составлении бюджета нуж-на жесткость. Но когда он утвержден, такая же жесткостьдолжна быть в его реализации. Бюджег, как хорошо из-вестно, - это закон. Нарушая закон, государство побуж-дает к этому и все общество, порождая правовой беспре-дел» [7]. То есть речь идет о порядке бюджетного плани-рования и исполнения бюджета. Но при этом не менееважна особая процедура, впрочем, как и «жесткость», присоставлении, рассмотрении и утверждении отчета об ис-полнении каждого бюджета.К тому же бюджет не просто закон, а финансово-плановый акт, который специфичен не только по про-цедуре принятия, реализации и отчетности, но и попринципам, стадиям и участникам процессуальныхдействий. В этом аспекте бюджетный процесс пред-ставляет собой систему последовательных действий,урегулированных особыми нормами бюджетного пра-ва, по отношению к бюджетно-плановому акту. Этинормы носят процессуальный характер, облачая самидействия в процессуальную юридическую форму.В специальной литературе, как, впрочем, и в зако-нодательстве, понятие бюджетного процесса до насто-ящего времени не имеет четкой определенности. Ве-дущим среди ученых-юристов является взгляд на бюд-жетный процесс как совокупность всех стадий прохож-дения бюджета как финансового плана в едином цикле,т.е. процесс составления и рассмотрения проекта бюд-жета, утверждение бюджета и исполнение бюджета,составление, рассмотрение и утверждение отчета обисполнении бюджета [6. С. 226; 8; 9; 10. С. 185; 11. С. 16;12]. Эта позиция разделялась и представителями совет-ской финансово-правовой науки [13, 14].В легальных определениях бюджетного процессатакже нет единства. В первоначальном подходе к опре-делению бюджетного процесса по российскому зако-нодательству было допущено несколько ошибок. Бюд-жетный процесс трактовался как регламентированнаязаконом деятельность органов власти по составлению,рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.Составной частью бюджетного процесса называлосьбюджетное регулирование, представляющее собой час-тичное перераспределение финансовых ресурсов меж-ду бюджетами разных уровней [15]. В этой дефинициипрежде всего не указано, о каких органах власти идетречь, нет и упоминания о стадии отчетности. А главное -к бюджетному процессу в таком узком значении отне-сено бюджетное регулирование, являющееся составнойчастью бюджетного устройства. Нормы и отношенияпо регулированию бюджетных доходов и расходов яв-ляются материальными, а порядок перераспределенияфинансовых ресурсов лежит в иной сфере процессу-альных отношений, т.е. в организации межбюджетныхотношений.Бюджетный кодекс РФ (ст. 6), определяя бюджетныйпроцесс, внес существенные коррективы по исправлениюуказанных недостатков, но не до конца их устранил.Бюджетный процесс определен как регламентируемаянормами права деятельность органов государственнойвласти, органов местного самоуправления и участниковбюджетного процесса. Эта деятельность касается всехбюджетов, а также бюджетов государственных внебюд-жетных фондов. Содержанием этой деятельности являет-ся составление и рассмотрение, утверждение и исполне-ние бюджетов и бюджетов государственных внебюджет-ных фондов, а также контроль за их исполнением.Прежде всего, обращает на себя внимание то, чтостадия отчетности подменена финансовым контролем.Думается, что такое логическое построение, где сме-шивается деятельность по составлению и утверждениюотчета о бюджете с деятельностью по контролю, несовсем корректно и требует дальнейшего обдумыванияи совершенствования [16. С. 104]. Финансовый (бюд-жетный) контроль, являясь функцией бюджетной дея-тельности, непрерывен и характерен для всех стадийбюджетного процесса. Годовая отчетность, как в бюд-жетном процессе, так и в контроле является завершаю-щим этапом. Но эта стадия бюджетного процесса поважности, характеру содержания и участникам деятель-ности несет на себе особую нагрузку. На необходимостьвключения в понятийное определение бюджетного про-цесса стадии составления, рассмотрения и утвержденияотчета об исполнении бюджета указывают и другие ис-следователи [10. С. 185; 17. С. 14; 18].Включение в бюджетную систему государственныхвнебюджетных фондов особой социальной ориентацииповлекло распространение бюджетного процесса напорядок планирования, исполнения и отчетности бюд-жетов этих фондов. Одной из особенностей бюджетно-го процесса для бюджетов названных фондов являетсято, что составлением проектов бюджетов и отчетов поисполнению бюджетов занимаются органы управленияфондами, а не финансовые структуры. Именно онипредставляют указанные документы в органы исполни-тельной власти для их дальнейшего прохождения. По-является еще один элемент процесса - процедура пред-ставления проекта бюджета и отчета по его исполне-нию органам исполнительной власти. И только послеэтого следует передача органами исполнительной вла-сти указанных проектов на рассмотрение и утвержде-ние законодательных органов. Так, например, проектбюджета Томского территориального фонда обязатель-ного медицинского страхования составляется испол-нительной дирекцией фонда и рассматривается правле-нием указанного фонда. Далее проект бюджета вносит-ся главой администрации в форме проекта закона обюджете на рассмотрение Государственной думы об-ласти одновременно с проектом закона об областномбюджете на очередной финансовый год [19].Новым в определении бюджетного процесса явля-ется включение в него деятельности участников бюд-жетного процесса, не являющихся органами государст-венной власти и местного самоуправления. Ныне глав-ные распорядители и распорядители бюджетныхсредств законом отнесены к органам государственнойвласти или местного самоуправления. В этой связииными участниками, не подпадающими под категориюорганов, остаются бюджетные учреждения, государст-венные и муниципальные унитарные предприятия, дру-гие получатели бюджетных средств и кредитные орга-низации, осуществляющие отдельные операции сосредствами бюджетов (ст. 152 БК РФ). Наличие полу-чателей бюджетных средств как участников бюджетно-го процесса связано с возложением на них отдельныхпроцедурных полномочий в исполнительном произ-водстве и отчетности, но не с организацией и осущест-влением бюджетного процесса в целом. Общие поло-жения по составу участников бюджетного процесса иих правовому статусу определены в Бюджетном кодек-се РФ (гл. 18), детально состав и полномочия участни-ков бюджетного процесса кодекс регламентирует толь-ко для участников федерального уровня (гл. 19). В нор-мативно-правовых актах, принимаемых на региональ-ном и местном уровнях, состав участников бюджетногопроцесса уточняется и конкретизируется.Таким образом, бюджетный процесс в узком смыслеесть часть бюджетной деятельности, носящей организа-ционно-процедурный характер и направленной на реше-ние специфических задач обособленным кругом субъек-тов. Процедура отражает внутреннее содержание бюд-жетного процесса и регламентирует порядок примененияпроцессуальных норм на любой стадии прохождениябюджетно-планового акта. Организационная сущностьбюджетного процесса направлена на упорядочение от-дельных действий его участников, координацию и субор-динацию их связей, достижение порядка и стадийной по-следовательности. Важнейшей задачей бюджетного про-цесса является создание необходимых условий для про-хождения бюджетного плана по всему циклу, т.е. от нача-ла составления его проекта до утверждения отчетности заисполнение принятого и исполненного плана. Процессу-альные нормы этой части бюджетной деятельности на-правлены на организацию бюджетного планирования,исполнения бюджетов и отчетности по ним. Они опреде-ляют состав участников бюджетно-процессуальной дея-тельности на всех уровнях бюджетной системы, их про-цедурные полномочия, виды и последовательность дейст-вий, порядок принятия решений. В них предусмотренаорганизационно-правовая форма каждого действия, ха-рактер взаимоотношений участников на всех стадияхбюджетного процесса, распорядок, очередность и срокиреализации решений и отчетности за их исполнение.В юридической литературе и законодательстве бюд-жетный процесс в его узком понимании показан черезсовокупность прохождения бюджетным планом отдель-ных стадий. Деление бюджетного процесса на стадииобусловлено характером и очередностью работы наддокументами и материалами, обязательными для бюд-жетного планирования, организации бюджетного испол-нения и отчетности. Каждая из стадий бюджетного цикла(фазы, периода) несет на себе особую нагрузку и имеетсвое внутреннее строение и процедурное содержание.А.Ю. Савин называет период прохождения бюджета повсем стадиям фазой, циклом [20], О.Н. Горбунова -«бюджетным циклом» [11].Иногда под бюджетным периодом рассматриваютсрок, в течение которого действует утвержденный бюд-жет, нередко совпадающий с календарным годом. С 1 ян-варя по 31 декабря бюджетный год установлен в Авст-рии, Бельгии, Болгарии, Германии, Мексике, России,Франции. С 1 апреля по 31 марта - в Англии, Дании, Ин-дии, Канаде, Швейцарии, Японии. А с 1 июля по 31 ию-няследующего года - в Австралии, Бразилии, Нигерии. ВСША бюджетный год для федерального бюджета начи-нается с 1 октября и заканчивается 30 сентября, хотя вотдельных штатах эти сроки могут быть иные.В этой связи при использовании термина «период»представляется целесообразным выделять процессуальныйбюджетный период и материальный бюджетный период. Впоследнем случае речь идет о периоде действия бюджетапо реализации материальных бюджетных прав обществен-но-территориальных образований. По времени прохожде-ния бюджета и особенностям процедур в отношении кон-кретного бюджета бюджетно-процессуальный период объ-ективно подразделяется на три стадии:- бюджетное планирование, включающее в себя со-ставление, рассмотрение и угверждение бюджета, его по-квартальное распределение, и последующее внесение из-менений и дополнений в бюджетный план. По закону Том-ской области «О бюджетном процессе в Томской области»(ст. 3) бюджетное планирование, по нашему мнению, оп-ределено достаточно полно. Это регламентированная зако-ном деятельность органов государственной власти по со-ставлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектовбюджетов территориальных внебюджетных фондов, ихутверждению, поквартальному распределению доходов ирасходов бюджетов, поступлений из источников финанси-рования дефицита, внесению в бюджеты изменений и до-полнений в текущем финансовом году;- организация исполнения бюджета в соответствиис бюджетной классификацией, бюджетной росписью ив порядке, определенном законом;- организация процедуры составления, рассмотренияи утверждения отчета об исполнении бюджетных планов.Вместе с тем деление бюджетного процесса на ста-дии в специальной литературе не получило однознач-ного подхода. Выделение в Бюджетном кодексе РФпроцедуры составления проектов бюджетов в отдель-ный раздел для ряда исследователей явилось аргумен-том отнесения этой части процесса к самостоятельнойстадии. А отсюда и обоснование четырех стадий:1) составление проекта бюджета;2) рассмотрение и утверждение бюджета;3) исполнение бюджета;4) подготовка (составление), рассмотрение и утвер-ждение отчета об исполнении бюджета [6. С. 226; 10.С. 189-190; 11. С. 19; 16. С. 121].Не менее дискуссионными представляются позициидругих авторов. Например, В.М. Мандрица разбиваетбюджетный процесс на пять стадий:1) составление бюджета;2) рассмотрение проекта бюджета;3) утверждение бюджета;4) исполнение бюджета;5) составление и утверждение отчета об исполнениибюджета [21].По такой логике, если разделить стадию отчетностина три (составление, рассмотрение и утверждение отче-та), то получится семь стадий. Как оказывается, и это непредел. И.И. Полын выделяет двенадцать стадий [23].Думается, что трудно признать обоснованной и позициюавторов, сводящих бюджетный процесс только к законода-тельному процессу и его стадиям, т.е. исключая исполнениеи отчетность. Так, М.А. Гурвич видел бюджетный процесс всовокупности процедур по выработке бюджета как обяза-тельного государственного акта, подлежащего исполнению.Исполнение бюджета им рассматривается как конечная цельформирования бюджета [22]. И.И. Полын, следуя такойже логике, утверждает, что поскольку бюджетный шханпринимается в форме закона, то бюджетный процесс вузком смысле имеет те же стадии, которые проходит взаконодательном органе любой законопроект, включаяплан [23. С. 31].Закон как акт правотворчества и финансовый план, при-нимаемый в форме закона (решения), не могут быть тожде-ственными, особенно по своему содержанию. Сопоставле-ние бюджетного и законодательного процессов возможнотолько с точки зрения использования в бюджетном процес-се некоторых элементов законодательных процедур, к томуже имеющих свои особенности. В частности, это отсутст-вие принятия бюджетного плана референдумом. Это обяза-тельное представление проекта бюджета ПравительствомРФ, множество чтений при рассмотрении, обязательноеодобрение утвержденного плана Советом Федерации. Да-лее - это особый характер и обязательная процедура пред-ставляемых с проектом бюджета документов и материалови ряд других обстоятельств. Наконец, бюджетное планиро-вание во всех его проявлениях - не самоцель, а основа дляпоследующей исполнительной, контрольной и отчетнойработы по бюджету.Представляется, что все указанные выше виды де-ления бюджетного процесса на стадии оставляют за егопределами важные элементы плановой работы. Преждевсего то, что формированию и утверждению бюджетапредшествуют и являются его составной частью про-гнозирование социально-экономического развития и оп-ределение бюджетно-финансовой политики. В совре-менной системе бюджетного планирования особую рольотводят разработке программ как органической частибюджета. В ряде западных стран стало использоватьсятакое понятие, как программный бюджет. Он заключа-ет в себе попытку организовать бюджетные расходы попрограммам или функциональным областям, чтобы обес-печить достижение общих целей [24]. Утверждением бюд-жета не заканчивается планирование, поскольку ещенеобходима поквартальная разбивка бюджетных пока-зателей и корректировка плановых заданий при изме-нении условий исполнения бюджета. Так, в течение ме-сяца со дня подписания закона о федеральном бюджетеПравительство РФ готовит поквартальный бюджетныйплан. А затем поквартальное распределение доходов и рас-ходов федерального бюджета и поступлений из источниковфинансирования дефицита направляется в палаты Феде-рального собрания для сведения (ст. 207 БК РФ). Наконец,нельзя за пределами такого стадийного распределениябюджетного процесса оставлять работу по внесению изме-нений и дополнений в утвержденные бюджеты. Единст-венным способом объединения всех названных элементовявляется рассмотрение их в единой стадии бюджетногопроцесса - стадии бюджетного планирования, дополняяими основные виды работы по составлению, рассмотрениюи утверждению бюджетов.Думается, не следует нарушать и единства взаимосвя-занных процедур по составлению и рассмотрению проек-тов бюджетов и их последующему утверждению. Тольков общности этих элементов бюджетное планированиеприобретает качество целевой неразрывности и проце-дурного единства, что и определяет его как целостнуюстадию бюджетного процесса. Целью рассмотрения про-ектов бюджетов является проверка их готовности по всемпоказателям. Ошибки в прогнозировании социально-эко-номического развития, недооценка негативных последст-вий в экономике, социальной сфере и финансовом секто-ре обрекают бюджетное планирование на неудачу.Нормативное регулирование Бюджетным кодексом РФпроцесса составления бюджетов в отдельной главе еще неозначает легального выделения самостоятельной стадии вбюджетном процессе. Принятие специальных законов впериод 1995-1999 гг. о порядке рассмотрения и утвержде-ния федерального бюджета О.В. Болтинова отмечает какуделение особого внимания данной стадии [17. С. 18]. Ведьпринятию кодекса предшествовал пятилетний период, ко-гда была необходимость отдельно регламентировать поря-док принятия, рассмотрения и утверждения бюджета, по-скольку требования норм прежнего бюджетного законода-тельства в части процесса были грубо нарушены. А этоотразилось и на структуре кодекса, а поэтому не следуетувязывать данное обстоятельство с организацией стадий-ности и ставить его в заслугу законодателю.Составление проекта любого управленческого реше-ния представляет собой строго определенную процедуруподготовки и обсуждения проектов решений и их утвер-ждения, опирающуюся на систему правовых норм и орга-низационных обычаев [25]. Составление проекта - этоначальная ступень бюджетного планирования, неразрыв-но связанная с процедурой оценки и рассмотрения проек-та зарождающегося бюджета. Так, уменьшение объемаперераспределяемых государством финансовых ресурсовдолжно сопровождаться принятием адекватных мер пооптимизации бюджетных расходов. Речь идет о внедре-нии современных методов бюджетного шинирования,ориентированных на достижение конечных результатов истимулирующих к максимально эффективному использо-ванию бюджетных средств [26].Оценка и рассмотрение бюджета не могут быть увяза-ны только с работой представительного органа, посколькуначинаются в процессе работы над бюджетом в системеисполнительных органов. Рассмотрение проекта бюджетаявляется связующим звеном многоэлементного составаэтой стадии. Исполнительные органы, отвечающие заобоснованность и качество проекта бюджета, предвари-тельно рассматривают его на предмет готовности и обос-нованности и, нередко, с участием представителей депу-татских комитетов. Например, согласно пункту 9 ст. 184БК РФ с 15 июля по 15 августа рассмотрение по проектуфедерального бюджета и другим необходимым докумен-там и материалам проходит на уровне Правительства РФ,которое утверждает проект закона о бюджете для внесе-ния в Государственную думу.И наоборот, невозможно представить рассмотрениепроекта бюджета в законодательном (представительном)органе без участия представителей органов, его состав-ляющих. Не следует забывать и то, что по советскомубюджетному законодательству рассмотрение проекта бюд-жета было исключительной прерогативой органов ис-полнительной власти. И не случайно М.И. Пискотин от-мечал, что рассмотрение проекта бюджета не может яв-ляться самостоятельной стадией бюджетного процесса ипредставляет собой момент либо составления проектабюджета, либо его утверждения [27].По существу и по действующему законодательствупроцедура рассмотрения проекта бюджета представи-тельными органами необходима для поэтапной оценкии утверждения отдельных характеристик бюджета. Издесь выделяются различные виды рассмотрения: пред-варительное до начала работы собрания представи-тельного органа и пленарное рассмотрение. Тем болеечто на уровне регионов муниципальных образованийпорядок составления, рассмотрения и утверждениябюджетов устанавливается самостоятельно, а поэтомувозможны различные варианты процедур.Так, например, рассмотрение проекта бюджета вТомской городской думе начинается с его изученияСчетной палатой, а также на комиссиях и в комитетахТомской городской думы. Счетная палата, а также ко-митеты и комиссии в течение двух недель с моментаполучения проекта решения о бюджете на очереднойгод рассматривают данный проект и выносят соответ-ствующие заключения. Бюджетно-налоговый комитетпосле получения всех заключений в течение двух не-дель готовит сводное заключение и окончательныйпроект решения городской думы о бюджете и толькозатем следуют два чтения на собрании представитель-ного органа [28]. На практике же комитеты и комиссии,как и бюджетно-налоговый комитет, как правило, ра-ботают совместно с городским департаментом финан-сов и городской мэрией, вырабатывая согласованныерешения по проекту городского бюджета.Таким образом, первой стадией бюджетного про-цесса является бюджетное планирование, увязывающеев себе все элементы формирования бюджетного планаи оценки его готовности для исполнения. Вторая стадияпроявляется в организации исполнения бюджета, в егокассовом и (или) казначейском варианте. Тем более чтоне только федеральный закон, но и региональные и му-ниципальные нормативно-правовые акты должны поза-ботиться о создании условий перехода всех бюджетов наих казначейское исполнение. Это означает перевод сче-тов из коммерческих банков в систему Банка России,закрытие банковских счетов бюджетных организаций иоткрытие их в структурах казначейства. А третью ста-дию в обязательном порядке следует видеть в формеитоговой отчетности за исполнение бюджета.Относительно же понятия бюджетного процесса врассматриваемом аспекте как совокупности стадий егоцелесообразно определить, включая ряд признаков. Пре-жде всего, это урегулированная нормами права бюд-жетная деятельность представительных и исполни-тельных органов государственной власти и органовместного самоуправления, осуществляемая с привле-чением кредитных организаций для осуществленияотдельных операций и возложением некоторых полно-мочий на получателей бюджетных средств. Содержа-нием деятельности является бюджетное планирование,исполнение бюджетного плана, а также составление,рассмотрение и утверждение отчета по исполнениюбюджета. Задачей бюджетного процесса является орга-низация условий и необходимых процедур для созда-ния качественного бюджетного плана и его эффектив-ной реализации. А в качестве краткой дефиниции бюд-жетного процесса в его узкой трактовке можно пред-ложить следующее определение. Бюджетный процессесть урегулированная нормами права бюджетная дея-тельность соответствующих органов государственнойвласти и местного самоуправления по организациипроцедур бюджетного планирования, исполнениябюджетов и итоговой отчетности за их исполнение.Основу единства правового регулирования бюд-жетного процесса обеспечивают как общие принципыбюджетной деятельности, так и специальные принципыбюджетного процесса. Базой для специальных принци-пов бюджетного процесса является проявление консти-туционных основ в организации бюджетной деятель-ности, т.е. бюджетный федерализм, разделение госу-дарственной власти и самостоятельность органов в осу-ществлении бюджетных полномочий, законность и де-мократизм в бюджетной деятельности, соблюдениеединства экономического пространства.К сожалению, Бюджетный кодекс РФ, определяяпринципы бюджетной системы (гл. 5), выделяя прин-ципы межбюджетных отношений (ст. 129), о принци-пах бюджетного процесса указывает только на их воз-можное существование (ст. 29), но не показывает их.Проявление общих принципов бюджетной деятельно-сти в бюджетном процессе можно видеть в достовер-ности, реальности и специализации плановых заданий,в полноте охвата и учета бюджетных показателей.Специальными принципами являются бюджетная про-зрачность, реалистичность, сбалансированность, разделе-ние процессуальных полномочий между представи-тельными и исполнительными органами представи-тельной и исполнительной власти. Учитывая специфи-ку бюджетной деятельности последних лет, А. Аниси-мов, Р. Крылов справедливо выделяют принцип свое-вре-менности бюджетного процесса [29]. Для бюджетногопроцесса важна последовательность не только самихстадий, но и всех составных частей и элементов любойстадии, особенно для стадии бюджетного планирова-ния.
Юридическая процессуальная форма: теория и практика. М.: Юридическая литература, 1976. С. 13.
Недбайло П.Е. О юридических гарантиях правильного осуществления советских правовых норм // Советское государство и право. 1957. № 6. С. 22.
Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 158.
Горшенев В.М. Способы и организационные формы регулирования в социалистическом обществе. М.: Юридическая литература, 1972. С. 220.
Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. М., 1996. С. 70.
Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. М.: Юристь, 2002. С. 225.
Послание Президента РФ Федеральному собранию от 30.03.1999 г. Россия на рубеже эпох (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации) // Российская газета. 31.03.1999. № 60.
Савин А.Ю. Финансовое право. М.: Финстатинформ, 1997. С. 71.
Жданов А.А. Финансовое право РФ. М.: ТЕИС, 1995. С. 17.
Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристь, 1999.
Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. М.: Юристь, 1996. С. 1137.
Кучеров И.И. Бюджетное право России: Курс лекций. М.: АО «Центр ЮрИнфоР». 2002, С. 160-161.
Ровинский Е.А. Советское финансовое право. М., 1957. С. 82; М., 1961. С. 130.
Пискотин М.И. Советское бюджетное право. М., 1971. С. 66.
Ст. 4 Закона РСФСР «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в РСФСР» от 10.10.1991. № 1734-1.
Горбунова О.Н., Селюков А.Д., Другова Ю.В. Бюджетное право России. М., 1996. С. 104.
Болтинова О.В. Совершенствование правового регулирования стадии рассмотрения и утверждения федерального бюджета в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 14.
Горбачева О.Ю. Правовые проблемы бюджетного процесса в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 16.
Ст. 100 Закона Томской области от 22.07.2002 № 52-03 (ред. 05.05.2003) «О бюджетном процессе в Томской области».
Финансовое право. М., 1997. 72 с.
Мандрица В.М., Рукавишникова И.В., Дружинин Д.Н. Финансовое право. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. С. 50-51.
Гурвич М.А. Советское финансовое право. М.: Госюриздат, 1954. С. 152-154,
Полын И.И. Проблемы правового регулирования бюджетного процесса в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.
Эффективность государственного управления. М.: Изд-во АО «Консалтбанкир», 1998. 305 с.
Новоселов В.И. Законность актов органов управления. М.: Юридическая литература, 1968. С. 43-73.
Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 30.05.2003 «О бюджетной политике в 2004 году».
Пискотин М.И. Бюджетные права местных Советов депутатов трудящихся. М., 1961. 239 с.
Ст. 5.14 решения Томской городской думы от 11.09.2001 № 43 (ред. от 18.03.2003). «Об утверждении Положения «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Томске».
Анисимов А., Крылов Р. Основные принципы бюджетного процесса // Хозяйство и право. 1993. № 6. С. 3-6.