О стадии правоприменения процесса правового регулирования отношений, возникающих в сфере уголовного процесса (вопросы теории уголовного процесса) | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 283.

О стадии правоприменения процесса правового регулирования отношений, возникающих в сфере уголовного процесса (вопросы теории уголовного процесса)

Изложены результаты исследования вопросов правового регулирования уголовно-процессуальных отношений, рассматриваются теоретические положения стадии правоприменения правового регулирования. Анализируются общетеоретические положения о правоприменении, формируются и разводятся смежные понятия. Исследуются вопросы применения норм уголовного и уголовно-процессуального права в этой стадии и их регулирующее значение. Проводится сравнение правоприменительной деятельности и стадии правоприменения правового регулирования, а также раскрывается содержание названной стадии с организационной и функциональной сторон.

About the stage of lawinforcement of the process of legal regulation in the sphere of criminal trial(theory of criminal trial).pdf ПОНЯТИЯ ТЕМЫРазработка понятийного аппарата - одна из основ-ных задач науки, в том числе уголовного процесса. Дляправильного определения содержания стадии право-применения необходимо соотнести и развести такиепонятия, как «правоприменение», «правоприменитель-ный процесс» и «стадия правоприменения процессаправового регулирования», выделив некоторую специ-фику каждого из них и преломив их к уголовно-процессуальным отношениям. Общим в содержанииэтих понятий является отражение реализации в жизнипредписаний норм права.Одна из точек зрения в теории права определяет пра-воприменение как разновидность, часть правореализации[1], наряду с правособлюдением, правоисполнением иправоиспользованием, т.е. правоприменение охватываетлишь ту часть правореализации, которая связана с прину-дительной реализацией права. Обязанной и полномочнойстороной при этом, как правило, являются наделенныеопределенными правами государственные органы идолжностные лица, призванные исполнять свои обязан-ности и предписания норм права.ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕССЭто понятие раскрывает условия и порядок деятель-ности государственных органов и должностных лиц пореализации каких-либо материальных норм права, в томчисле отраслевых. Он охватывает урегулированнуюправом деятельность, установленную процессуальнымзаконодательством последовательность действий госу-дарственных органов и должностных лиц. Содержаниепроцессуального права совместно с правоприменитель-ной деятельностью и складывающимися процессуаль-ными отношениями формирует правоприменительныйпроцесс [2].СТАДИЯ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ ПРОЦЕССАПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯВыделяется несколько иной аспект в названном явле-нии. (Настоящая статья продолжает исследования автора[3-5] и более ранние работы.) Она подчеркивает сущностьсоотношения правовой нормы, правосознания и конкрет-ной процессуальной деятельности, выделяя при этом эле-мент последовательности правового воздействия на обще-ственные отношения нормой права. Организующее и кон-тролирующее содержание, наряду с правореализующим, враскрытии стадии правоприменения имеет отличительноеот других понятий значение.Стадия правоприменения является одной из стадийсистемы «процесса правового регулирования отноше-ний, возникающих в сфере уголовного судопроизвод-ства», думается, самой сложной, конкретной и проти-воречивой.Сочетание организационного (организация и деятель-ность органов или должностных лиц), материального (нор-мы УК) и процессуального (нормы УПК) элементов в ста-дии правоприменения имеет определяющее значение, таккак отсутствие одного из них исключает возможность на-чала стадии правоприменения в процессе правового регу-лирования отношений, возникающих в сфере уголовногосудопроизводства. Это правило теоретически верно идолжно проводиться в жизнь.Стадия правоприменения начинается с реальныхдействий специальных государственных органов и долж-ностных лиц.Условия, определяющие правоприменение, и эле-менты, участвующие в формировании стадии право-применения [а именно: правоприменительные органы,уголовные материальные нормы, преступления (дея-ния) и процессуальное нормы], определяют конкретноесодержание стадии.Однако условия и элементы «в отрицательной ситуа-ции» (противодействия честному развитию отношений)могут не выполнять отведенную им роль в стадии право-применения. Так, правоприменительные органы могут неосуществлять возложенные на них функции или, например,их должностные лица могут злоупотреблять своими слу-жебными полномочиями. Такие действия могут проявлять-ся и отражаться на других элементах: неправильная квали-фикация преступления или подгонка деяния под преступ-ление; незнание и неиспользование процессуальных норм,определяющих порядок действий и оформления докумен-тов, и действие по «здравому смыслу» или интуиции. Воз-можных вариантов отклонения от предписанного нормойправа поведения вырисовывается довольно много, о чемсвидетельствует и практика правоприменительной деятель-ности в уголовном процессе.Применение процессуальной нормы и стадия право-применения процесса правового регулирования - близ-кие понятия, но не одинаковые (однозначные).Применение процессуальныхнорм предполагает ис-пользование правила заложенного в норме закона специ-альными лицами в процессе развития социального отно-шения между этими лицами и другими гражданами дляполучения определенного общественно-правового ре-зультата, заложенного в процессуальной норме, направ-ленного на достижение материально-правовой цели, илирешение материально-правового (уголовного) вопроса.Стадия правоприменения процесса правового регу-лирования должна по содержанию включать следую-щие элементы:1) специальное уголовно-процессуальное регулиро-вание, основанное на уголовно-процессуальных нормах;2) специальный государственный орган (суд) илидолжностных лиц (следователь, прокурор), наделенныхопределенными полномочиями по реализации нормуголовно-процессуального права.Стадия правоприменения - это продолжение право-вого регулирования, она следует за правоизучением, чтопредполагает знание работниками государственных ор-ганов или должностными лицами положений нормы про-цессуального права, которую они должны реализовы-вать, а также знание материальной нормы права, наприменение которой направлен процесс в целом.Реализация процессуальной нормы (законодатель-ства) возможна непосредственно в своей внутреннейдеятельности государственного органа или должност-ного лица (должностная инструкция, обязанности дол-жностного лица, составляемые документы). Примене-ние процессуальной нормы может осуществляться и вовзаимоотношениях должностных лиц с гражданамиили другими сотрудниками (следователь и органы доз-нания, сотрудник подразделений ОРД), а также можетбыть связано с организацией поведения или действийтретьих лиц (например, взаимоотношения адвоката иобвиняемого, нескольких адвокатов по делу между со-бой и т.д.). Реализация (применение) процессуальнойнормы может быть связана с организацией поведениягруппы лиц для получения определенного результата входе их действий, например организация и проведениеследственного эксперимента, эксгумация трупа, орга-низация осмотра места происшествия.Таким образом, стадия правоприменения по содер-жанию может представлять собой:A) Применение специальными должностными лица-ми, наделенными властными полномочиями, предписа-ний, изученных ими норм процессуального законодатель-ства в ходе организации своей деятельности, при уста-новлении своих отношений с другими лицами и при ор-ганизации взаимоотношений участников сложных про-цессуальных действий. Применение нормы при сопостав-лении складывающихся социальных отношений с прави-лами, закрепленными в этих нормах права (квалифика-ция), и соответствующей адаптации своего поведения илиповедения участников процесса к этим правилам.Б) Контроль за соответствием выполненных социаль-но-значимых действий предписаниям процессуальнойнормы со стороны вышестоящего начальства, вышестоя-щего ведомственного или надзорного органа (прокурату-ры) и соответствующая реакция на правильное или неза-конное поведение, его корректировка или изменение по-лученных результатов, их правового статуса.B) Соответствующий механизм, предусмотренный за-коном, организационного обеспечения реализации про-цессуальных прав и обязанностей участников уголовно-го процесса при противодействии отдельных участниковдействиям должностного лица или выполнении дейст-вий, не соответствующих требованиям закона.Стадия правоприменения сама состоит из опреде-ленных частей, объединяющих последовательную со-вокупность действий субъектов, принимаемые ими ре-шения, возникающие правоотношения, имеющие спе-циальное назначение, содержание, а также организаци-онную и функциональную завершенность.Выделяя последовательность действий в рамках этойстадии, следует отметить, что они тесно связаны с тойправоприменительной деятельностью, которая выпол-няется на этой стадии субъектами.1. Этап подготовки материалов или уголовного дела.2. Этап принятия решения или вынесения приговора.3. Этап проверки законности и правильности выне-сенного решения.4. Этап исполнения решения, приговора или кор-ректировки наказания и его исполнения.Необходимо оговориться, что на каждом из этихэтапов ведется сводная учетно-статистическая, а ино-гда и аналитическая деятельность органов по учетуобъема и качества работы должностных лиц и органовв целом для отчетности.На начало стадии правоприменения процесса пра-вового регулирования отношений, возникающих в сфе-ре уголовного процесса (в дальнейшем по тексту - ста-дия правоприменения), влияет или может влиять доста-точно много факторов, которые необходимо учитывать,определяя начало, конец и содержание самой стадииправоприменения.Получение извещения, информации о совершенномпреступлении положено в основу начала уголовногопроцесса (повод и основания). Однако думается, чтодля начала стадии правоприменения необходим ком-плексный юридический факт, включающий соверше-ние преступления, получение официального извещенияо нем специальными государственными органами, на-личие доказательств (данных) о совершении преступ-ления, юридическая квалификация деяния как преступ-ления. Таким юридическим фактом в уголовном про-цессе является возбуждение уголовного дела по фактупреступления.Однако стадия правоприменения должна начинатьсяс момента получения информации должностным лицомили государственным органом о готовящемся или со-вершенном преступлении (общественно опасном дея-нии) независимо от источника информации.СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ«СТАДИЯ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ»И «ПРИМЕНЕНИЕ УГОЛОВНОЙ НОРМЫИ РЕАЛИЗАЦИЯУГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ НОРМЫ»Постановка такого соотношения понятий выводитнас на давний вопрос теории уголовного процесса: при-меняются ли нормы уголовного права должностнымилицами в стадии возбуждения уголовного дела и напредварительном следствии [6]?Отрицательный ответ на этот вопрос ставит под сом-нение наличие стадии правоприменения, включающей де-ятельность при возбуждении уголовного дела и на пред-варительном следствии. Однако стадия правопримененияв отношении к уголовно-процессуальной деятельности на-чинается несколько раньше - при переходе правосозна-ния правоприменителя из стадии правоизучения в плос-кость практическую, правоприменительную. Правопри-менение начинается с того момента, когда появляютсянеобходимость применения нормы права и обязанностьгосударственных органов и должностных лиц в силупринципа публичности вести свою правоохранительнуюдеятельность. Стадия правоприменения начинается с реа-лизации правоохранительными органами этой обязанно-сти, т.е. деятельности по предупреждению преступлений,поиску готовящихся и обнаружению совершаемых пре-ступлений - начальный этап стадии правоприменения.Возникает вопрос: включается ли в стадию право-применения оперативно-розыскная деятельносгь по пре-дупреждению и пресечению готовящихся и совершае-мых преступлений? Ведь она также непосредственносвязана с преступлениями.Если исходить из того, что стадия правоприменения -это деятельность государственных органов и должно-стных лиц по упорядочению своей деятельности и по-ведения граждан, то тогда начало ее - это процессу-альный момент получения уполномоченным государ-ственным органом или должностным лицом информа-ции о совершенном или готовящемся преступлении.Однако остается открытым временной период от со-вершения преступления (подготовка его) до полученияинформации полномочными органами о преступлении, ав силу принципа публичности государственные органыдолжны нести за это ответственность.Стадия правоприменения имеет непосредственную на-правленность на уголовное судопроизводство, поэтому иинтересует нас реализация уголовно-процессуальной нор-мы, связанная с применение материальной нормы.Давним теоретически спорным является вопрос ореализации норм уголовного права на стадиях уголов-ного процесса, или о соотношении уголовного и уго-ловно-процессуального правоотношений. Эта межот-раслевая проблема остается длительное время без вни-мательного рассмотрения ученых-отраслевиков [7].Стадия правоприменения предполагает процессуаль-ную деятельность государственных органов и должно-стных лиц, направленную на реализацию уголовно-пра-вового предписания. То есть определяется целевая на-правленность деятельности государственных органов идолжностных лиц, а само содержание процессуальнойдеятельности отодвигается на второй план.При рассмотрении стадии правоприменения необ-ходимо учитывать специфику реализации материаль-ной и процессуальной норм. Применительно к уголов-ному праву и уголовному процессу рассматривать реа-лизацию норм уголовного и уголовно-процессуально-го права нужно взаимосвязанно. Эти два процесса идутпараллельно. При этом реализация норм уголовно-про-цессуального права является видимой частью этого про-цесса, а норм уголовного права, хотя и основной, ноневидимой. Процесс реализации норм уголовного пра-ва как бы фетишизируется, как подводная часть айс-берга, а реализация норм уголовно-процессуальногоправа находится на виду, выражаясь в деятельности пра-воохранительных органов.Вместе с тем эти процессы развиваются параллель-но и тесно между собой взаимосвязаны.Уголовно-правовые категории не могут быть реали-зованы вне уголовно-процессуальной деятельности, ауголовно-процессуальная форма теряет смысловое на-значение вне связи с уголовно-правовыми явлениями.Названную взаимосвязь необходимо выделить и пока-зать, учитывая специфику каждой реализационной про-цедуры.Применительно к уголовному праву можно обра-тить внимание на следующие моменты применения по-ложений нормы:1) установление факта преступления, предусмотрен-ного нормой УК;2) установление лица, совершившего преступление,и ггризнание его виновным в совершении конкретногопреступления;3) определение в соответствии с нормой УК наказа-ния, его вида, размера и условий исполнения;4) отбытие наказания, изменение условий его отбы-вания, освобождение от наказания.Если делать упор на реализацию уголовно-процес-суальной нормы, то вырисовывается процедурная сто-рона применения нормы УК в уголовном процессе:1) этап проверки наличия факта общественно опас-ного деяния (признаков преступления) - стадия возбу-ждения уголовного дела;2) этап проверки факта совершения преступления ивиновности конкретного лица в его совершении - стадияпредварительного расследования и судебного следствия;3) процедура принятия решения о виновности кон-кретного лица в совершении преступления и определе-ния ему наказания - судебное разбирательство - выне-сение приговора;4) стадия проверки принятого судом решения и егопересмотры;5) стадия исполнения приговора - этап исполнениявынесенного судом решения.Что же включает в себя стадия правоприменения изправоприменительной деятельности?На этой стадии государственными органами реализу-ются как уголовно-правовые, так и уголовно-процессу-альные нормы. Нас в первую очередь интересует реали-зация процессуальной нормы, как это согласуется с про-цессом правового регулирования и что раскрывается встадии правоприменения.Уголовное правоотношение (есть различные точкизрения по этому вопросу) можно рассматривать с мо-мента совершения преступления до окончания испол-нения наказания. Однако при этом возможны различ-ные вариации его развития в зависимости от подхода: сточки зрения лица, соблюдающего уголовные запреты,с позиции лица, совершившего преступление; исходяиз положения и задач правоохранительных органов.Процессуальные же отношения начинаются при на-личии еще и процессуального основания: получение из-вестия о преступлении полномочным государственныморганом, который отвечает за развитие процесса. Такимобразом, содержание уголовного правоотношения и уго-ловно-процессуального несколько не совпадает, но раз-витие того и другого должно осуществляться в рамкахуголовно-процессуальной деятельности.Может быть, возможно существование уголовно-пра-вового отношения вне рамок уголовно-процессуаль-ного отношения, когда государственным органам неизвестно о преступлении. Например, если лицо, совер-шившее преступление или готовящее преступление, кон-сультируется с адвокатом, то это взаимоотношениягражданина и юриста-адвоката. В данном случае нетпроцессуальных лиц - защитника и подозреваемого(обвиняемого). Или здесь есть уже и уголовно-процес-суальные отношения?Другой пример: по делам частного обвинения жалобаподается заявителем в суд, и суд рассматривает уголов-ное дело, принимая решение. Уголовно-процессуальнойдеятельностью здесь является деятельность суда по раз-решению уголовного дела (спора). В данном случае пе-ред нами минимальный вариант развития уголовно-про-цессуального отношения или уголовно-процессуальнойдеятельности по реализации уголовной нормы.Сложнее обстоит дело с контрразведывательной де-ятельностью и соответствующей деятельностью ФСБ,когда в государственном масштабе предполагается на-личие государственных преступлений со стороны дру-гих государств и их отдельных специальных органов играждан (шпионаж и другие), или, например, деятель-ностью правоохранительных органов по борьбе с нар-котическим бизнесом или торговлей оружием, которыерассматриваются как постоянно существующие явления(преступления). Нужны факты для постоянной деятель-ности государственных органов, для ведения оператив-но-розыскной деятельности, дознания, предварительно-го следствия. В таком случае на какой же стадии осуще-ствляется проверочная деятельность правоохранитель-ных органов (сегодня - на стадии возбуждения уголов-ного дела) или оперативно-розыскная деятельность?С точки зрения теоретической для более глубокогоисследования явлений стадии правоприменения необ-ходимо выделить, обособить процесс реализации нормуголовно-процессуального права.В жизни встречаются примеры реального отрыва про-цесса реализации уголовного права от реализации нормуголовно-процессуального права: при вынесении заве-домо неправосудного приговора, когда отсутствует фактпреступления, или заведомо незаконного привлечения куголовной ответственности, когда отсутствует фактиче-ская основа для реализации норм уголовного права, ноположения норм уголовно-процессуального права реа-лизуются. «Органы» фальсифицируют дело и винов-ность конкретного лица.Теоретическое выделение процесса реализации нормуголовно-процессуального права для исследования впо-лне допустимо. Таким образом, стадия правоприменениякак бы «отодвигает» свое целевое назначение и привя-занность к уголовному праву на второй план.Учитывая, что стадия правоприменения сама в це-лом составляет этап процесса правового регулированияотношений, возникающих в сфере уголовного процес-са, ее общие признаки преломляются в характеристикеее частей - этапов.Думается, что нас интересует именно официальнаядеятельность государственных органов и должностныхлиц применительно к стадии правоприменения процес-са правового регулирования, но при этом стоит задачапо установлению события преступления и изобличе-нию лица, виновного в совершении преступления. Го-сударственным органам вменяется в обязанность такорганизовать работу, чтобы сокращать срок от моментасовершения преступления до начала производства понему. Напрашивается вывод о необходимости сбора ин-формации о возможном преступном поведении граж-дан, должностных лиц, организаций, чем на практикезанималось КГБ в СССР, Гестапо в Германии, ЦРУ вСША. Кроме того, борьба с терроризмом, распростра-нением наркотиков, торговлей оружием требует сбораучетной информации об отдельных категориях лиц. Од-нако встает важный теоретический и практический во-прос: где разумная граница того объема учетной ин-формации о гражданах государства, за которой нару-шаются их конституционные права?Этот вопрос - не шаг в сторону от темы, это про-блема определения места оперативно-розыскной дея-тельности в работе государства и содержания стадииправоприменения.Содержание стадии правоприменения составляют уго-ловно-процессуальная деятельность и уголовно-процес-суальные отношения, возникающие в связи с производст-вом по уголовному делу, а если говорить конкретнее, - товся деятельность государственных органов и должност-ных лиц по учету преступлений, их расследованию и раз-решению, сбору информации (ОРД), контролю и надзоруза исполнением уголовно-процессуального законодатель-ства специальными органами и должностными лицами,наделенными этими полномочиями.В практике эти виды деятельности называются:оперативно-розыскная деятельность, расследование, су-дебное разбирательство уголовных дел, пересмотр су-дебных решений, прокурорский надзор и другие.Как же это все вписывается в стадию правоприме-нения процесса правового регулирования отношений,возникающих в сфере уголовного процесса? Хотим мыэтого или нет, эти виды деятельности связаны с пре-ступлением в различных его стадиях и наказанием заего совершение. Назначение правового регулированияв том и заключается, чтобы устранить, сократить, пре-сечь преступные деяния, используя правовые средства,в том числе нормы уголовного и уголовно-процес-суального права, в необходимых случаях - иных от-раслей права. Эти правовые предписания должны при-меняться и действовать во всех ситуациях, связанных ссовершением общественно опасного деяния (преступ-ления), только тогда будет осуществляться правовоерегулирование складывающихся отношений. Если этиотношения не урегулированы или государство не мо-жет в них вмешаться, значит, имеется сфера общест-венно опасных отношений, создающих угрозу правам исвободам граждан и интересам государства.Говоря о правоприменительной деятельности в стадииправоприменения, необходимо выделить два аспекта:1) деятельность собственно правоохранительных ор-ганов (возбуждение уголовного дела, составление об-винительного заключения и т.д.) и2) деятельность по обеспечению реализации правграждан в уголовном процессе и выполнению возло-женных обязанностей.Первая деятельность является более скрытой, а вто-рая - более принудительной. И тот и другой моментопасны с точки зрения злоупотребления должностнымилицами правами правоохранительного органа. Встаетвопрос об иммунитете правопримененительной дея-тельности от внешнего влияния заинтересованных лици от коррупции и злоупотреблений в самих правопри-менительных органах.Итак, деятельность правоприменительных органовсоставляет содержание стадии правоприменения.Прогнозирование преступлений, их предупрежде-ние, обнаружение, расследование составляет содержа-ние деятельности правоприменительных органов в ста-дии правоприменения.Можно ли сделать меньше по объему эту стадию?Можно. Включить в содержание только расследованиепреступлений, и то не все, а только уголовно-процес-суальную деятельность, предусмотренную уголовно-про-цессуальным кодексом РФ. Вместе с тем деятельностьгосударственных органов по преступлениям и в связи сними уже несколько устоялась, наметилась определеннаяспециализация должностных лиц и органов по ее легализа-ции: оперативно-розыскная деятельность, дознание, пред-варительное следствие, ведомственный контроль и учет,надзор прокуратуры за движением уголовного дела и при-нимаемыми по нему решениями и т.д.Выделение двух вышеназванных аспектов предпола-гает еще два подхода в исследовании содержания право-применительной деятельности анализируемой стадии.Первое. Применение в этой стадии материальнойправовой и уголовно-процессуальной норм представ-ляет собой несколько разные по содержанию право-применительные процессы.Второе связано со сказанным ранее и первым. Ста-дия правоприменения в силу конкретизации и специа-лизации правоприменительной деятельности государ-ственных органов имеет несколько форм выражения:1) правоисполнение;2) правоиспользование;3) правособлюдение;4) правоприменение.Поэтому применительно к реализации уголовно-про-цессуальной нормы можно использовать имеющиеся влитературе по теории права подходы и схемы.В теории права «реализация права» имеет нескольковидов: использование, исполнение, соблюдение и приме-нение положений норм права. В зависимости от назна-чения и содержания эти виды могут быть рассмотреныи как формы реализации правовых норм. В понятии«стадия правоприменения» упор делается на форму «при-менения», подчеркивая властный государственный ха-рактер содержания деятельности, части правового ре-гулирования, части государственной деятельности повоздействию на определенный круг общественных от-ношений, возникающих в ходе деятельности государст-венных органов по применению норм уголовно-про-цессуального права.Эти формы реализации норм связаны с выделенны-ми ранее аспектами правоприменения напрямую и не-посредственно, так как деятельность государственныхорганов и в стадии правотворчества, и в стадии право-изучения, и в стадии правоприменения обязательно со-держит самостоятельную правоприменительную часть,урегулированную соответствующими нормами права:«О регламенте Государственной думы Федеральногособрания РФ», «Об образовании в РФ», УГ1К РФ.Так, собственная деятельность государственных ор-ганов и должностных лиц направлена на правоиспол-нение, т.е. исполнение предписанных законом задач,обязанностей, вытекающих из построения уголовногопроцесса и обеспечивающих его существование: на-пример, принцип публичности (ст. 21 УПК). В данномслучае правоисполнение раскрывается через выполне-ние предписанной государством обязанности специаль-ными государственными органами и должностными ли-цами. На них лежит ответственность за организацию,деятельность и качество работы перед государством инародом.Думается, что правоисполнение - это исполнениесвоих обязанностей органами дознания, предваритель-ного следствия, прокуратуры и суда и связанными не-посредственно с ними органами в силу их организаци-онно-функционального предназначения в государствеи в связи с урегулированностью содержания их дея-тельности законом. То есть основное значение право-исполнения остается в организационно-функциональ-ном предназначении, в организации реализации и осу-ществления материального закона (УК РФ). Из этоговытекает обязанность государственных органов и долж-ностных лиц к ггравоисполнению материального зако-на, даже если процессуальным законом эта деятель-ность не урегулирована или не детализирована.Следующий шаг в познании правоисполнения кро-ется в ответе на вопросы, как реализовать уголовныйзакон и какова роль стадии правоприменения? Государ-ство через законодательные органы установило опре-деленный порядок действий государственных органови поведения должностных лиц, закрепив эти правила вУПК РФ. Применительно к уголовно-процессуально-му закону государственные органы и должностные ли-ца обязаны непосредственно исполнять имеющиеся пред-писания УПК РФ: возбуждать уголовные дела, привле-кать в качестве обвиняемых, составлять обвинительноезаключение и т.д. или организовывать их исполнение:проводить обыск, задержание, назначать экспертизы идругое.И первое и второе - это обязанности государствен-ных органов и должностных лиц; соответственно обя-занность правоисполнения лежит на них, и они должныпроявлять инициативу в осуществлении правовых пред-писаний. Следовательно, правоисполнение предполага-ет реализуемую ответственную обязанность сущест-вующих государственных органов и должностных лиц.СТАДИЯ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬПО РАБОТЕ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИПрименительно к деятельности по обеспечениюреализации прав граждан государственные органы идолжностные лица осуществляют правоприменение,привлекая тех или иных лиц к участию в уголовномпроцессе (свидетели, эксперты, понятые).Правоприменение заключается в такой организациисвоей деятельности государственными органами в про-цессе движения уголовного дела, которая дает возмож-ность им осуществлять продвижение к реализации ма-териального закона (УК РФ), реализовывать свои пра-ва, создавать условия для осуществления своих обязан-ностей и обязанностей привлекаемых граждан и лиц.Например, организовать и надлежащим образом офор-мить привлечение в качестве обвиняемого, наложениеареста на имущество обвиняемого и т.д. Поэтому пра-воприменение, являясь разновидностью правореализа-ции в стадии правоприменения процесса правового ре-гулирования отношений, возникающих в сфере уго-ловного процесса, само предполагает более конкретныеформы реализации или преломления общетеоретиче-ских положений о соблюдении, исполнении и исполь-зовании норм права.У граждан же во взаимоотношениях с государст-венными органами проявляется в первую очередь пра-воисполнение и правоиспользование. Хотя и соблюде-ние установленных законом запретов (правособлюде-ние) (например, не лжесвидетельствовать - свидетелю,не разглашать тайну предварительного следствия - спе-циалисту) имеет значение в динамике развития стадииправоприменения.В каких же формах осуществляется правопримене-ние на стадии правоприменения при реализации уго-ловно-процессуальных норм? В тех же самых: право-исполнение, правоиспользование, правособлюдение -или самостоятельной форме правоприменения?Следует оговориться, что применение права какфункция, а не стадия процесса правового регулирова-ния отношений, возникающих в сфере уголовного про-цесса, может существовать и проявляться и на другихстадиях процесса правового регулирования. Деятель-ность в стадии правоизучения, деятельность в стадииправотворчества и деятельность в стадии правоприме-нения могут быть основаны на применении норм права,относящихся к этим стадиям, поскольку каждая из на-званных видов деятельности регулируется своиминормами права для соответствующего вида государст-венной деятельности: правотворческой, образователь-ной, уголовно-процессуальной. Таким образом, форми-руется горизонтально-вертикальная система, раскрыва-ющая правоприменение и стадию правопримененияпроцесса правового регулирования отношений, возни-кающих в сфере уголовного процесса (рис. 1).П/т П/и П/пр П/исП/п П/п П/п П/пРис. 1. Схема соотношения применения права внутристадий процесса правого регулирования и стадии правопри-менения: П/п - применение прававнутри стадий; стадии: П/т -правотворчество, П/и - правоизучение, П/пр - правопримене-ние, П/ис - правоисследованиеКогда мы говорим о стадии правоприменения, чтоимеется в виду: применение материальной (УК РФ)или процессуальной (УПК РФ) нормы?Конечно, название стадии правоприменения процес-са правового регулирования отношений, возникающих всфере уголовного процесса, - терминологически слож-ное понятие и кое о чем говорит, но не обо всем.Стадия правоприменения имеет своим содержаниемуголовно-процессуальную деятельность!? Так ли это?Стадия правоприменения - это продолжение и частьпроцесса правового регулирования отношений, возника-ющих в сфере уголовного процесса. Если преломлять ста-дию процесса правового регулирования в узкой сфереуголовного процесса, то ее назначение и направленностьопределяются через применение норм уголовного права, асодержание составляет правоприменительная уголовно-процессуальная деятельность.Думается, что эти моменты содержания стадии право-применения не следует упускать, так как имеется необхо-димость не только выделять эти виды деятельности, но ихрегулировать и законодательно устанавливать рамки дея-тельности государственных органов.Правовое регулирование направлено на упорядоче-ние деятельности государственных органов и исполне-ние ими процессуального законодательства, а соответ-ственно - действий и поведения должностных лиц, ра-ботающих в этих органах.Таким образом, содержание стадии правопримене-ния составляет правоприменительная деятельность, вчастности уголовно-процессуальная. Но не только. Ста-дия правоприменения - это продолжение процесса пра-вового регулирования уголовно-процессуальных отно-шений, и здесь ее содержание составляет деятельность,направленная на выявление обстоятельств преступле-ния и лица, его совершившего, доказывание его винов-ности в совершении преступления и наказание его. На-прашивается вывод, что содержание уголовно-процес-суальной деятельности составляют действия должност-ных лиц специальных государственных органов по вы-явлению данных о преступлении, их сбору, оформле-нию доказательств и принятию решения о факте пре-ступления, поиску виновного в его совершении и нака-зании последнего.В связи с этим напрашивается вывод о наличии 3уровней правоприменения в одноименной стадии про-цесса правового регулирования отношений, возникаю-щих в сфере уголовного процесса:1 - применение уголовно-процессуальной нормы;2 - применение совокупности процессуальных норм- института отрасли права;3 - применение отраслевого законодательства (уго-ловно-процессу ального законодательства).С учетом этих уровней необходимо раскрывать и ста-дию правоприменения процесса правового регулирова-ния. Схема действия механизма правового регулированияв уголовном процессе должна обладать общими призна-ками правоприменения (следуя основам теории права),имея при этом специфику применения норм процессуаль-ного права или процессуального законодательства.Если взять одну из общих схем правового регулирова-ния из теории права (норма - правоотношение - акты реа-лизации), то она в определенной привязке и интерпрета-ции должна работать и в правовом регулировании уго-ловного процесса, применительно к уголовно-процессу-альному законодательству, с учетом его особенностей.Схема правоприменения в этой стадии представляетсобой следующее.1. Лицо, знающее норму (институт, законодательст-во) права, осуществляет определенное действие для ре-шения конкретных социальных вопросов, предусмот-ренных уголовным и процессуальным правом.2. Лицо сверяет свои действия с формулой уголов-но-процессуальной нормы, известной ему и закреплен-ной в законе.3. Лицо выполняет по своему усмотрению, руково-дствуясь своим правосознанием, определенные органи-зационные и процессуальные действия, не предусмот-ренные законом.4. Лицо оформляет полученные результаты и своивыводы в специальных предусмотренных законода-тельством актах, имеющих определенное значение ивлекущих последующие правовые (материальные илипроцессуальные) действия.Исходя из сказанного, можно увидеть, что правоприме-нительная деятельность в этой стадии не ограничиваетсятолько уголовно-процессуальной деятельностью, так какпоиск информации, оформление данных о преступлении илице, его совершившем, и так далее, могут осуществлятьсяв ходе оперативно-розыскной, криминалистической, адми-нистративно-процессуальной и других видов деятельности.Следовательно, исключить их из стадии правоприменениянельзя и не считаться с ними тоже, хотя они в чистом видене входят- в уголовно-процессуальную деятельность. Зна-чит, стадия правоприменения процесса правового регули-рования отношений, возникающих в сфере уголовногопроцесса, охватывает более широкий круг правопримени-тельной деятельности государственных органов, чем толь-ко уголовно-процессуальная. Должен быть и обобщающийтермин, раскрывающий содержание правоприменительнойдеятельное!-и государственных органов в стадии право-применения. Или уголовно-процессуальная деятельностьдолжна толковаться более широко и охватывать названныевиды деятельности. Ведь сведены же в научной сфере водну специальность - 12.00.09 - теория оперативно-розыскной деятельности, уголовный процесс, криминали-стика, судебная экспертиза.Что же их объединяет? Работа с преступлением? Да.А с наказанием? Нет. Это уже вопрос о соотношенииуголовно-процессуального и уголовно-исполнительно-го права. Но они тоже связаны непосредственно с пре-ступлением и являются его продолжением и следстви-ем, вытекающим из уголовного права, структуры уго-ловно-правовой нормы особенной части.Можно ли в таком случае оторвать уголовно-ис-полнительное право от уголовного процесса? Вряд ли!Таким образом, напрашивается схема построения пра-вового регулирования реализации уголовного права иег

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лонь Сергей ЛеонтьевичТомский государственный университетдоцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса Юридического институтаlsl@lsl.tsk.ru
Всего: 1

Ссылки

Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Социалистическое право. М.: Юрид. лит., 1973.С. 443-448. См. по этому вопросу работы Л.С. Явича, С.С. Алексеева, В.В. Лазарева и других ученых.
Алексеев С.С. Общая теория права. В 2 т.: Т.2. М.: Юрид. лит., 1982. С. 329.
Вопросы правового регулирования отношений, возникающих в сфере уголовного процесса: Сборник статей С.Л. Лоня. Томск: Изд-во НТЛ, 2003. 264 с.
Вестник Томского государственного университета: Общенаучный периодический журнал. Серия «Экономика. Юридические науки». № 279. Сентябрь 2003. С. 59-75.
Правовые проблемы укрепления российской государственности. Ч. 10: Проблемы уголовного процесса в свете нового Уголовно-процсссуального кодекса РФ / Под ред. Ю.К. Якимовича. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. С. 18-26.
Даев В.Г. Взаимосвязь уголовного права и процесса. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.
Кирин В.А. Законодательство о борьбе с преступностью: отрасли и их взаимосвязь. М.: Юрид. лит., 1978. 280 с.
 О стадии правоприменения процесса правового регулирования отношений, возникающих в сфере уголовного процесса (вопросы теории уголовного процесса) | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 283.

О стадии правоприменения процесса правового регулирования отношений, возникающих в сфере уголовного процесса (вопросы теории уголовного процесса) | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 283.

Полнотекстовая версия